Научная статья на тему 'Предупреждение подросткового вандализма'

Предупреждение подросткового вандализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2686
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самохина Лидия Михайловна

Рассматривается один из наиболее сложных в изучении и предупреждении видов преступности подростковый вандализм. Несовершеннолетние являются наиболее восприимчивыми к противоправному поведению в обществе ввиду физиологических и психологических особенностей их личности. Именно поэтому проблема подростковой преступности является одной из наиболее актуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение подросткового вандализма»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВАНДАЛИЗМА

Рассматривается один из наиболее сложных в изучении и предупреждении видов преступности — подростковый вандализм. Несовершеннолетние являются наиболее восприимчивыми к противоправному поведению в обществе ввиду физиологических и психологических особенностей их личности. Именно поэтому проблема подростковой преступности является одной из наиболее актуальных.

Традиционно принято считать, что совершать преступление — дело мужское. Устоявшееся мнение о том, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам, в настоящее время бурно оспаривается. Такое мнение сложилось потому, что крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий. Девочек-подростков больше контролируют в вечернее и ночное время, они физически слабее представителей мужского пола. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для подростков развлекательным времяпрепровождением.

Важной особенностью подросткового вандализма является совершение его в группе, состоящей из 3-4 человек. Как правило, это одноклассники, разница в возрасте у них не более двух лет. С возрастом такие дети склонны к совершению таких серьезных преступлений, как уничтожение чужого имущества, хулиганство, разрушения на железнодорожном транспорте и иных крупных объектах, преступления против личности.

Для того чтобы выработать основные мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение подросткового вандализма, следует определить их мотивацию. Что лежит в основе мотивации преступного поведения несовершеннолетних вандалов? В психологии под мотивом понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей конкретного человека.

Мотивы как осознанные побуждения к деятельности формируются по мере того, как подросток учитывает, анализирует и оценивает обстоятельства, в которых он находится, и насколько глубоко осознает цели и задачи, которые он перед собой ставит.

Побуждать к тому или иному виду деятельности или соответствующей форме поведения подростка могут различные мотивы. Ими могут быть влечения как психологические состояния; желание как переживание потребности; стремления как первичные побуждения, чувственные переживания потребностей.

С. Л. Рубинштейн трактовал мотивы и мотивацию как «пружину действия», деятельности и как «стержень» личности. Он считал, что «мотивация — это через психику реализуемая детерминация».

В. Г. Асеев определяет мотивацию как движущую силу человеческого поведения, стержень личности, смыслообразующий его стороны1.

И. А. Джидарьян считает, что мотив — это те внутренние состояния личности, которые определяют, энергетизируют и направляют действия на.каждый данный момент времени2.

Ф. Энгельс отмечал, что «за намерением», «желанием», «целью» отдельных людей скрываются исторические причины, которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений3.

Правосознание можно в самом примитивном понимании трактовать как отношение индивида к праву. Деформированное правосознание подростка может стать причиной преступлений.

Б. Я. Петелин пишет о мотивации как о ближайшей и непосредственной детерминанте преступления4.

В. В. Лунеев оценивает мотивацию преступления как побудительно-причиня-ющую и направляюще-организующую силу криминальной активности. Она представляет собой внутренний стержень генезиса преступного поведения и выступает как результат взаимодействия личности правонарушителя с социальной средой5.

К. Е. Игошев считал мотив преступления побуждением, которое является внутренней, непосредственной причиной деятельности, выражающей личностное отношение к тому, на что направлена эта деятельность6.

И. И. Карпец и А. Р. Ратинов справедливо отмечали, что одной из конкретных, ближайших и непосредственных причин, порождающих преступления, является искажение правового сознания, которое выражается либо в правовом негативизме — активной противоправной тенденции личности, либо в правовом инфантилизме7.

А. Б. Сахаров опровергает эту точку зрения, обращая внимание на то, что правовая ущербность представляет собой не мотив поведения, а определенное нравственное понятие, и потому не надо придавать правосознанию определяющего значения в объяснении причин индивидуального поведения8. Таким образом, высказанные различными авторами точки зрения о мотиве и мотивации преступного поведения, несмотря на некоторые расхождения, определяют мотив как определенное побуждение к действию, в том числе преступному, а мотивацию как движущую силу человека, как реализованный мотив.

В настоящее время в уголовно-правовой литературе существует множество определений данного понятия. Однако они, как правило, учитывают лишь уголовно-правовой аспект и трактуют мотив как факультативный признак субъективной стороны состава преступления, который отражает социально-психологическую природу понятия мотива, поскольку в качестве побуждающих факторов помимо сознания могут выступать потребности, интересы, побуждения, идеалы. Нельзя сказать, что в одном- преступлении могут присутствовать все вышеперечисленные компоненты, в каждом конкретном случае это могут быть один, два компонента или их группа. Правильной представляется, на наш взгляд, позиция тех авторов, которые считают, что мотив преступления—это проблема мелодисциплинарного исследования, которую невозможно решить только в рамках уголовного права и криминологии.

В общественном сознаний стереотип подростка-вандала предстает примитивным существом, недоразвитым в умственном и психическом отношении. Как

правило, эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Результаты проведенного исследования подростков показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпрепровождению, бесцельным гуляниям по улицам в позднее время и в компании своих сверстников.

Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы.

Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.

Следующий значительный фактор, влияющий на агрессивное поведение подростков, — это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей с аналогичным поведением. Результаты проведенного исследования показывают, что в основе разрушительного поведения подростков лежит потребность в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, снятии нервно-психического напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация носит детский характер — желание выделиться, показать силу, продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников. Статусная мотивация, стремление завоевать и упрочить свой личный авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение акта вандализма даже благополучного подростка. Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличное отношение к их времяпрепровождению, учебе, к тому, где и как они проводят вечера, их нуждам и проблемам. Занятость родителей, отсутствие свободного времени не позволяют им осуществлять надлежащее воспитание детей. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.

Некоторые родители чрезмерное внимание уделяют своим детям, что также отрицательно сказывается на их поведении. Гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

Рассмотрим основные причины детского и подросткового вандализма.

Скука и желание развлечься являются психологическим фоном, на котором происходят многие правонарушения подростков, в том числе и вандализм. Мо-

тивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений. При этом особенный размах приобретают разрушения, если подростки находятся в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. Поэтому в предупреждении подросткового вандализма большую роль играет профилактика алкоголизма и наркомании.

Вандализм как игра зачастую воспринимается подростками как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности, может носить характер соревнования.

Материальная выгода является следующей причиной вандализма. Такая мотивация разрушительного поведения, по сути, составляет разновидность кражи. Большой вред наносится различным предметам и вещам, содержащим цветные металлы, снимаются мемориальные доски, металлические дверные ручки, детали приборов и устройств. Эта разновидность вандализма отмечается и на' кладбищах, когда подростки счищают золото с надписей на памятниках, крадут венки, цветы.

Вандализм может быть вызван и желанием отомстить. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление. Как правило, такие разрушения совершаются анонимно. Такая форма мести привлекательна тем, что приносит эмоциональное удовлетворение и позволяет избежать личного столкновения, предполагает безнаказанность. При этом обида может быть воображаемой, может возникнуть из-за зависти, чувства социальной несправедливости, объект разрушения при этом может быть лишь косвенно связан с источником враждебности;

Злобный вандализм представляет собой акты разрушения и агрессии, вызванные неприязнью к другим людям, желанием разрушить то, что им дорого, и получить удовольствие от причиненного вреда. Примером такого вандализма являются порча произведений искусства, картин в музеях, разрушение памятников.

Разрушительное поведение может быть вызвано неумением справиться со своими эмоциями, стрессом, возможностью таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте.

Исследование, как форма разрушения, присуща детям младшего возраста, его целью зачастую является познание. Причиной таких разрушений бывает любопытство, желание понять, как работает система и ее отдельные части. Данное поведение является способом проверить границы допустимого поведения и установить, насколько действенны общественные нормы и авторитет взрослых.

Ранее отмечалось (при сопоставлении с хулиганством), что вандализм это явление чаще всего скрытное, анонимное. Большинство разрушений совершаются подростками в местах, недоступных для постороннего наблюдения. Исследования показали, что наибольшее количество надписей на стенах, сломанных заборов, разбитых телефонных будок, фонарей, таксофонов выявлено в местах, закрытых от постороннего наблюдения как со стороны жилых домов, так и со стороны дороги. Торговые точки, магазины, где разбиваются застекленные витрины, расположены, как правило, неподалеку от увеселительных заведений, работающих после наступления темноты, и подвергаются разрушениям в вечернее или ночное время.

Ш

Акты детского и подросткового вандализма в образовательных учреждениях (порча имущества, инвентаря, выставок, экспонатов) также носят скрытый характер и причиняют значительный материальный ущерб, дестабилизируют порядок в учреждении и провоцируют новые проявления разрушений. Поэтому выявление каждого случая разрушительного поведения и причин, которые побудили учащихся к такому поведению, заслуживает пристального внимания и требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Работу по предупреждению вандализма необходимо проводить в каждом образовательном учреждении.

Для раннего предупреждения детского вандализма и других агрессивных проявлений очень важно, чтобы ребенок научился признавать свои ошибки, а не чувствовать обиду и унижение за несправедливое наказание. Не наказания, но санкция (по определению Руссо) является основным понятием для формирования навыка признавать свои ошибки. Отличие санкции (в воспитательном, педагогическом смысле) от наказания имеет три составляющих.

Первое отличие санкции от наказания — ее логическое соответствие событию. Если ребенок нагрубил учительнице или родителям, следует ему спокойно объяснить его неправоту, постараться сделать так, чтобы он признал свою ошибку. Если ребенок разрушил или сломал какую-либо вещь случайно, не следует награждать его обидными эпитетами, наказывать за это, надо лишь проследить за тем, чтобы разрушенное по возможности было им восстановлено. Второе отличие санкции от наказания — соразмерность санкции поступку, в то время как наказание обычно превышает его. Третье отличие — это созидательный характер санкции: наказание должно касаться только конкретного поступка и не иметь никакого отношения к личности ребенка. Необходимо дать ребенку понять, что намного проще и легче исправить то, что он сделал, чем обманывать, заставлять подозревать в проступке других и испытывать чувство вины. Если ребенок привыкнет к тому, что за содеянное последует справедливое взыскание, он не будет бояться признавать свои ошибки и промахи. Ребенок должен уяснить: если он что-то намеренно разрушил, испачкал, сломал, следует найти способ к устранению поломки или порчи.

Необходимо учитывать, что выбор поведения детьми зачастую зависит от нас самих, от того, как мы поведем себя, если ребенок, к примеру, издевается над домашними животными, грубит, врет, дерется, плохо учится, сквернословит, портит и ломает вещи, насколько наше наказание не будет оскорбительным для него.

Многие виды ущерба окружающей среде и отдельным предметам наносятся вандалами не из-за осознанного желания разрушить, а вследствие пренебрежительного отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и аккуратности, культуры воспитания, а также неуважения к тому, что сделано руками человека, является продуктами человеческой деятельности. К числу таких действий относятся вытаптывание газонов, замусоривание улиц, порча телефонов-автоматов и подобные действия. Отличительной чертой этих действий является то, что вандалы не осознают последствий своего поведения и не испытывают чувства ответственности. Влияние культурных факторов на

население и проявление актов вандализма тесно взаимосвязаны. .Так, например, в Швейцарии чистота и порядок на улицах, убранство зданий, парков и скверов стали отличительной чертой этой страны, и, по сравнению с другими европейскими государствами, уровень вандализма там значительно ниже. На формирование этих ценностей большую роль оказала разновидность протестантства, проповедующая равенство физического и морального здоровья, ценность каждодневного труда по поддержанию чистоты. И, наоборот, при изменении отношения к труду, когда он становится лишь , средством для интересного досуга, отношение к культурным ценностям резко падает.

В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм вандализма. Разрушения и поломки значительно меняют воздействие городской среды на эмоциональное состояние личности; поломки таксофонов, разбитые стекла, грубые надписи и рисунки ассоциируются у людей с опасностью и нестабильностью, воспринимаются как синдром социальной деградации. Вот почему разрушительное поведение приносит не только громадный материальный ущерб, но и существенно влияет на социальный статус общества. Усиление вандализма обычно рассматривается как симптом кризиса нравственности.

Примечания

1 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 10.

2 Дэюидарьян И, А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 148-149.

3 Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. С. 306-307.

4 Петелин Б. Я. Мотивация преступного поведения // Сов. государство и право. 1980. № 4.

5 Лунеев В. В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980. С. 23. '

6 Игошев К. Е. Личность преступника и мотивация преступного поведения: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1975. С. 14.

7 Карпец И. К, Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности II Сов. государство и право. 1968. № 12. С. 15.

8 Сахаров А. Б. Об антисоциальных чертах личности // Сов. государство и право. 1970, № 10. С. 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.