Научная статья на тему 'Представления умственно отсталых девушек старшего школьного возраста об идеале традиционной и современной женственности (на примере внешнего облика)'

Представления умственно отсталых девушек старшего школьного возраста об идеале традиционной и современной женственности (на примере внешнего облика) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
898
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / "ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ" / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / IDEAL / FEMININITY / APPEARANCE / IDEAS / SENIOR SCHOOL AGE / INTELLECTUAL DISABILITY / LIFE COMPETENCES / SOCIALLY IMPORTANT SKILLS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алмазова Светлана Леонидовна

Рассматриваются традиционный и современный идеал женственности. Описаны результаты экспериментального исследования представлений умственно отсталых учениц старших классов о внешнем облике изучаемого «идеала»; составлен обобщенный портрет эталона женственности, основанный на мнении девушек. Формулируются выводы о специфических особенностях представлений и о необходимости их совершенствования для более успешного формирования «жизненных компетенций» у старшеклассниц с умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена тем, что кризис идеалов, наблюдающийся в современном обществе, в значительной мере затрагивает стереотипы и эталоны женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола. В структуре стереотипа выделяют следующие элементы: внешний облик, личностные проявления и социальные характеристики. Умственно отсталые старшеклассницы в основном называют традиционные характеристики женственности. Общая характеристика внешнего облика: аккуратная, чистая, опрятная (традиционные), элегантная, стильная (современные). В группе физических данных особое внимание уделяется волосам (они должны быть длинными, чтобы их можно было заплетать), телосложению (стройная фигура). Особое внимание уделяется прическе, а также макияжу. Влияние СМИ на стереотипные представления демонстрирует перечисление эталонных женщин, к которым относятся известные актрисы, спортсменки, звезды шоу-бизнеса (по мнению респонденток, идеальной женщиной является даже Верка Сердючка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алмазова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF SENIOR SCHOOLGIRLS WITH INTELLECTUAL DISABILITY ABOUT THE IDEAL OF TRADITIONAL AND MODERN FEMININITY (ON THE EXAMPLE OF APPEARANCE)

The paper presents a theoretical and practical analysis of studying the phenomenon of the ideal of traditional and modern femininity. It describes the results of an experimental study of ideas of schoolgirls with intellectual disability about the appearance of the studied “ideal person”; draws a generalized portrait of femininity on the basis the girls’ opinion. The author draws conclusions about the peculiarities of the ideas and the necessity to improve them for the successful formation of “life competences” in senior schoolgirls with intellectual disability. The urgency of the paper is connected with the problem that the crisis of ideals observed in the modern society to a large degree influences stereotypes and standards of femininity which makes family and social adaptation of girls more difficult. The following elements are singled out in the structure of the stereotype: appearance, personal traits and social characteristics. Senior schoolgirls with intellectual disability usually name traditional characteristics of femininity. General characteristics of appearance include the following: accurate, clean, tidy (traditional), elegant, stylish (modern). In the group of physical traits special attention is paid to the hair (it must be long enough to braid it), constitution (slim figure). Much attention is paid to the hairdo and make up. The influence of mass media upon stereotype ideas is demonstrated by the enumeration of standard women who include famous actresses, sports women and show business celebrities (according to respondents, even Verka Serdyuchka appears to be an ideal woman).

Текст научной работы на тему «Представления умственно отсталых девушек старшего школьного возраста об идеале традиционной и современной женственности (на примере внешнего облика)»

ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 376.42:159.922.775

ББКЮ972.5-72 ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03

С. Л. Алмазова S. L. Almazova Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ИДЕАЛЕ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА)

IDEAS OF SENIOR SCHOOLGIRLS WITH INTELLECTUAL DISABILITY ABOUT THE IDEAL OF TRADITIONAL AND MODERN FEMININITY (ON THE EXAMPLE OF APPEARANCE)

Аннотация. Рассматриваются традиционный и современный идеал женственности. Описаны результаты экспериментального исследования представлений умственно отсталых учениц старших классов о внешнем облике изучаемого «идеала»; составлен обобщенный портрет эталона женственности, основанный на мнении девушек. Формулируются выводы о специфических особенностях представлений и о необходимости их совершенствования для более успешного формирования «жизненных компетенций» у старшеклассниц с умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена тем, что кризис идеалов, наблюдающийся в современном обществе, в значительной мере затрагивает стереотипы и эталоны женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола. В структуре стереотипа выделяют следующие элементы: внешний облик, личностные проявления и социальные характеристики. Умственно

Abstract. The paper presents a theoretical and practical analysis of studying the phenomenon of the ideal of traditional and modern femininity. It describes the results of an experimental study of ideas of schoolgirls with intellectual disability about the appearance of the studied "ideal person"; draws a generalized portrait of femininity on the basis the girls' opinion. The author draws conclusions about the peculiarities of the ideas and the necessity to improve them for the successful formation of "life competences" in senior schoolgirls with intellectual disability. The urgency of the paper is connected with the problem that the crisis of ideals observed in the modern society to a large degree influences stereotypes and standards of femininity which makes family and social adaptation of girls more difficult. The following elements are singled out in the structure of the stereotype: appearance, personal traits and social characteristics. Senior schoolgirls with intellectual disability usually name traditional characteristics of femininity. General characteristics of appearance include the following: accurate, clean,

Специальное образование. 2015. № 4

5

отсталые старшеклассницы в основном называют традиционные характеристики женственности. Общая характеристика внешнего облика: аккуратная, чистая, опрятная (традиционные), элегантная, стильная (современные). В группе физических данных особое внимание уделяется волосам (они должны быть длинными, чтобы их можно было заплетать), телосложению (стройная фигура). Особое внимание уделяется прическе, а также макияжу. Влияние СМИ на стереотипные представления демонстрирует перечисление эталонных женщин, к которым относятся известные актрисы, спортсменки, звезды шоу-бизнеса (по мнению респонденток, идеальной женщиной является даже Верка Сердючка).

Ключевые слова: идеал; женственность; внешний облик; представления; старший школьный возраст; умственная отсталость; «жизненные компетенции»; социально значимые умения; Федеральный государственный образовательный стандарт.

Сведения об авторе: Алмазова Светлана Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии Уральского государственного педагогического университе-

tidy (traditional), elegant, stylish (modern). In the group of physical traits special attention is paid to the hair (it must be long enough to braid it), constitution (slim figure). Much attention is paid to the hairdo and make up. The influence of mass media upon stereotype ideas is demonstrated by the enumeration of standard women who include famous actresses, sports women and show business celebrities (according to respondents, even Verka Serdyuchka appears to be an ideal woman).

Key words: ideal; femininity; appearance; ideas; senior school age; intellectual disability; life competences; socially important skills; Federal State Educational Standard.

About the author: Almazova Svet-lana Leonidovna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg), Head of Department.

та (Екатеринбург).

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. E-mail: almazsvet80@rambler.ru.

Одним из основных компонентов женственности является осознание себя девушками представительницами своего пола. В проведенном нами комплексном теоретико-практическом исследовании, посвященном проблемам осознания умственно отсталыми старшеклассницами себя как представите-

лей своего пола [11], изучается, в частности, феномен идеала традиционной и современной женственности [1; 6; 11; 12]. Эта тема интересна и практически значима в работе педагогов и психологов с данной категорией обучающихся в плане формирования их личности в целом с учетом фактора пола, а

© Алмазова С. Л., 2015

6

Специальное образование. 2015. № 4

также в подготовке их к будущей социальной и семейной жизни, иначе говоря, в формировании у старшеклассниц «жизненных компетенций». Сформированные «жизненные компетенции» являются необходимым условием реализации в работе образовательной организации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г. № 1599 и зарегистрированного Министерством юстиции РФ 3 февраля 2015 г.

«Идеалы», «каноны», «эталоны» — это конкретные представления человека о том, что обладает для него ценностью. Идеалы имеют весомую смысловую нагрузку в отношении формирования позиций и ценностей личности. В. В. Сизи-кова рассматривает идеал как представление о желаемом образце, который связан с целями и ориентирами человека, О. В. Романова — как регулятор поведения. В гендер-ной психологии стереотипы мужественности и женственности описываются как система предписаний, иначе говоря, указаний на то, какими должны быть представители обоих полов. И. К. Каширская отмечает, что половые эталоны играют роль ориентиров и ключевых моментов в самоопределении каждого человека [1; 7; 16 и др.].

В современном обществе отмечается кризис идеалов, их противоречивость. Это в большей степе-

ни касается стереотипов, эталонов женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола (В. Е. Каган, Т. И. Юферева и др.) [9; 18].

Стереотипы мужественности и женственности неоднозначны, изменяются в зависимости от эпохи, культуры, идеологии, поэтому исследователями проблемы выделяются традиционные (вневременные, непреходящие) и современные (актуальные для данного времени) их составляющие [6]. В структуре стереотипа, в свою очередь, выделяют следующие критерии: внешний облик, личностные проявления и социальные характеристики. В рамках данного материала акцент будет сделан на критерии внешнего облика, изучением отношения к которому занимались и занимаются такие ученые, как Е. Ф. Агильдиева, А. А. Бо-далёв, О. Г. Кукосян, В. Н. Ку-ницына, В. Н. Панферов, К. Д. Шаф-ранская и др. [8; 15 и др.]. В частности, А. А. Бодалёв включал в указанный критерий следующие составляющие: физический облик (телосложение, антропометрические данные, лицо, волосы), функциональные признаки (мимика, жесты, осанка, речь, походка, позы, взгляд, улыбка), «оформление» (одежда, прическа, макияж, украшения) [8]. Традиционно считается, что значимость внешнего облика для жизни в обществе гораздо выше для женщин, чем для мужчин (Е. Ф. Агильдиева, Д. Майерс, В. Н. Панферов, Л. Н. Тимощенко, Т. И. Юферева и др.) [15; 18 и др.].

Специальное образование. 2015. № 4

7

Такая традиция влияет на возникновение негативных психологических комплексов («комплекс неполноценности») у лиц женского пола, особенно в подростковом и юношеском возрасте, что может привести к проблемам в их социальной адаптации. Критерии женской привлекательности и красоты меняются постоянно, но значение их для жизни женщин в обществе и социальной адаптации остается неизменным, так как внешний облик играет важную роль в первом впечатлении о человеке и может влиять на его восприятие и принятие другими людьми. Традиционно понятие женской красоты связано со стройностью фигуры (параметры которой менялись и меняются до сих пор), грациозностью движений, легкостью походки, красивой и гордой осанкой, свободной изящной манерой держаться (Н. Т. Белякова) [11]. Непривлекательными всегда традиционно считались и считаются неправильная осанка, скованные и неуклюжие движения, неопрятность, неаккуратность. Эталоны телосложения менялись в разные эпохи постоянно (вспомним рафаэлевских Мадонн, кустодиев-ских дам и т. п.), в настоящее время они постепенно смещаются от округлых форм в сторону более худощавых и спортивных. Стереотипы физического облика в определенной степени закрепощают представительниц женского пола. Д. Майерс подчеркивает, что «идеалы» красоты как эталоны-образцы для подражания передаются с помощью внешности женщин, демонстри-

рующихся средствами массовой информации (СМИ): модными журналами, показами мод, многочисленными передачами о моде, диете, питании, а также некоторыми игрушками (например, кукла Барби).

О значительном влиянии рекламы на формирование представлений об идеальном внешнем облике говорит И. В. Грошев [11]. Большое внимание в целом уделяется «оформлению» (согласно понятию А. А. Бодалева) внешнего облика. В современной действительности особое значение приобретают понятия «ухоженность», «умение следить за собой», «самопрезентация», также ценятся грациозность, пластичность, хрупкость. Представительницы женского пола стараются соответствовать модным тенденциям в одежде, прическе, манерах.

Особенно влияют идеалы на самосознание подростков и лиц раннего юношеского возраста, так как в эти периоды происходит оформление устойчивого образа «я» и становление осознания себя как представителя определенного пола [9; 16; 18 и др.]. Это относится и к категории лиц с умственной отсталостью, так как они развиваются по тем же законам, что и их нормально развивающиеся сверстники, хотя их самосознание (в том числе и половое) обладает определенной спецификой (С. Л. Алма-зова, Ч. Б. Кожалиева, О. Г. Нугае-ва, Н. С. Щанкина и др.) [10; 11; 12; 14; 17 и др.].

Что касается умственно отсталых девушек, то важно изучить,

8

Специальное образование. 2015. № 4

насколько их представления о традиционной и современной женственности соответствуют реальности, насколько они сформированы, какого их влияние на повседневную жизнь таких девушек. Это необходимо для того, чтобы своевременно внести коррективы в искаженно формирующиеся представления или создать условия для формирования адекватных представлений (прежде всего о себе самой) с помощью специально составленных коррекцион-но-развивающих программ, основанных на результатах диагностики.

В исследовании приняли участие свыше ста девушек старшего школьного возраста — учениц 7— 9-х классов (в возрасте от 12—13 до 16—17 лет) образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (до недавнего времени так называемых С(К)ОУ УШ вида) — школ и школ-интернатов из г. Екатеринбурга, Свердловской, Челябинской, Пермской областей, Алтайского края, то есть в целом Урало-Сибирского региона. Такой охват учреждений позволил нам при выявлении особенностей «идеалов» женственности исключить влияние условий проживания (городская или сельская местность) и региональных факторов.

Для получения информации от умственно отсталых девушек старшего школьного возраста нами был составлен диагностический комплекс, включающий опрос педагогов об ученицах, собственное наблюдение за респондентами в различных видах организованной и

естественной деятельности, исследование осознания себя как представителя определенного пола в условиях экспериментальной работы с получением результатов на вербальном и невербальном уровнях (С. Л. Алмазова) [11].

Проанализируем представления умственно отсталых старшеклассниц об идеале женственности, выявленные с применением разработанного нами опросника (на примере внешнего облика «идеала»). Опросник включает вопросы, с помощью которых можно получить от респондентов информацию по следующим тематическим блокам: представления о внешнем облике, о личностных качествах идеала женственности; желание соответствовать этому идеалу; образ матери как эталон женственности; конкретные «идеальные» образы самих себя в реальной (текущей) действительности; представления о себе в будущем. Как уже было отмечено, в первый блок включены вопросы, касающиеся внешнего облика «идеала» традиционной и современной женственности и желания ему соответствовать: 1) как должна выглядеть привлекательная девочка (девушка), по-вашему? 2) хотели бы вы быть привлекательными девушками, женщинами?

Эти вопросы давались умственно отсталым старшеклассницам на бланке, они их сами читали и отвечали в письменном виде в соответствии со своими представлениями о предмете вопроса. Никакой помощи в виде разъяснений, пояснений и т. д. им не оказыва-

Специальное образование. 2015. № 4

9

лось. Условия проведения диагностических процедур исключали возможность респондентов советоваться друг с другом и тем более списывать друг у друга.

Анализу были подвергнуты свыше трехсот ответов респондентов по указанным вопросам. Примеры ответов умственно отсталых старшеклассниц будут приведены в оригинальном (респондентском) варианте, исправлены только орфографические ошибки. При анализе ответов о критерии внешнего облика мы опирались на те составляющие, которые предложены А. А. Бодалевым и о которых уже шла речь в статье. Напомним их для удобства понимания логики анализа ответов респондентов. Физический облик: телосложение, антропометрические данные, лицо, волосы. Функциональные признаки: мимика, жесты, осанка, речь, походка, позы, взгляд, улыбка. «Оформление»: одежда, прическа, макияж, украшения. Кроме того, будем учитывать традиционность или современность выделяемых умственно отсталыми девушками составляющих.

Основная и самая многочисленная группа ответов умственно отсталых девушек представлена следующими вариантами: «прикольная; хорошо выглядит; красивая; следит за собой; подает всем пример; приятная; нет недостатков, отличный человек; прибранная; нормальная; ухаживает за собой; хорошая, привлекательная; хорошая-пригожая; необычная; должна всем нравиться; должна выглядеть красивой; симпатичная; хорошень-

кая; чистая, опрятная; прелестная фигура; аккуратная; красиво ходит, улыбается; красивое лицо, глаза, прическа, улыбка; красивая одежда; чистая одежда и обувь; накрашенная; красиво одета; красивые волосы; красивая походка; хорошая фигура; проутюженная; ухоженная; не нужно сильно краситься (это не идет девушкам); нравится друзьям и подругам; красиво накрашена; стройная, не очень худая; маленького роста; не накрашенная; с узкой фигурой; стройная фигура; прибранные волосы; нарядная; завитая, элегантная; среднего роста с длинными волосами; высокая, худая; стильная; грустное лицо; естественная; чистые волосы, красивые ногти; заплетенные волосы; не должна быть грязная; главное — не перекраситься; в меру упитанная; неяркая помада, юбка, прибранные волосы».

Общее количество указанных определений — около двух сотен. Они были разбиты нами на три основных раздела: общая характеристика внешнего облика; физические данные; «оформление» физических данных (в этот раздел были отнесены и некоторые ответы, характеризующие функциональные признаки). Процентное соотношение ответов в данной группе следующее. Общая характеристика внешнего облика: аккуратная — 32 %; чистая — 27 %; опрятная — 23 %; другие определения — 10 %; элегантная — 5 %; стильная — 3 %. Физические данные: вес, фигура (телосложение) — 23 %; лицо — 17 %; волосы — 9 %; рост — 7 %; гла-

10

Специальное образование. 2015. № 4

за — 5 %; ноги — 2 %; ресницы — 2 %; «Оформление» физических данных: одежда — 70 %; прическа — 30 %; макияж — 23 %; походка — 5 %; улыбка — 5 %; ногти (уход за ногтями) — 2 %. Проанализируем их подробнее с точки зрения соотношения с традиционными или современными параметрами женственности.

1. Общая характеристика внешнего облика. «Аккуратная, чистая, опрятная» — определения традиционной женственности; «элегантная, стильная» — современной. Как видно из вышеприведенных процентных соотношений, умственно отсталые старшеклассницы в основном называют определения, эксплицирующие традиционные представления о женственности.

Другие варианты определений составляют 10 % ответов, но с содержательной точки зрения это единичные определения, которые невозможно никаким образом классифицировать. Среди них, например, есть такие варианты: «проутюженная», «нравится друзьям и подругам», «нарядная», «естественная, но накрашенная» (противоречие!); «всё должно быть красивым».

2. Физические данные. Из антропометрических данных «идеала» женственности самое большое внимание умственно отсталые старшеклассницы уделили оценке телосложения. Варианты ответов о фигуре: «прелестная», «стройная», «красивая». Несколько ответов конкретизируют особенности фигуры через такие варианты: «в меру

упитанная», «не очень худая» и, наоборот, «узкая», «худая».

При оценке роста варианты ответов следующие: «высокая», «среднего роста», «маленькая». Однозначности не наблюдается (что абсолютно естественно как в отношении оценки фигуры, так и роста). Оценке ног придается значение в единичных ответах. Все вариации в конечном итоге сводятся к одному общему — «у девушки должны быть длинные ноги».

В оценке девушек не последнее место занимает лицо «идеала». Более половины респондентов характеризуют лицо в целом: «красивое», «грустное» (1 ответ); менее чем в половине ответов описываются глаза: «красивые», «большие»; многие респонденты отметили, что ресницы должны быть обязательно «длинные».

Большое внимание умственно отсталые старшеклассницы уделили значимости волос для девушки, в основном основываясь на традиционных представлениях о их значительной длине и возможности их заплетать; также многие подчеркнули важность такого признака красоты женщины, как чистоты волос.

К определениям традиционной женственности можно отнести следующие: «в меру упитанная», «не очень худая» фигура; «среднего или маленького» роста. К определениям современной женственности — «узкая», «худая» фигура; «высокий» рост; «длинные ноги». Остальные определения в равной мере относятся к показателям как

Специальное образование. 2015. № 4

11

традиционной, так и современной женств енности.

3. «Оформление», «обрамление» физических данных.

Главное внимание умственно отсталые старшеклассницы уделили одежде, а также умению девушки одеваться красиво, со вкусом. Все варианты ответов сводятся к этому. Также большое внимание респонденты уделяют прическе, давая следующие определения: «красивая прическа», «причесанные, прибранные, заплетенные, завитые волосы».

При оценке макияжа большинство респондентов дают следующий ответ: «красиво накрашена». Следующие по рангу ответы с вариантами: «накрашена, но не сильно»; есть уточнения ответа такими словосочетаниями, как «неяркая помада», «яркая косметика девушкам не идет». Есть варианты, выражающие противоположное мнение респондентов: «не накрашена».

Небольшое количество ответов относится к оценке походки, и все респонденты дают единственный вариант — «красивая». Примерно такое же количество ответов касается оценки ногтей, также с единственным вариантом определения — «красивые». Улыбка отмечается небольшим количеством респондентов и просто называется ими улыбкой, без всяких уточнений.

В целом нужно отметить, что умственно отсталые старшеклассницы при определении любых критериев женственности и ее составляющих чаще всего используют именно прилагательные «краси-

вый», «красивая», «красивые», что дополнительно указывает на особенности структуры дефекта, в частности речевого развития.

Анализируя приведенные ответы респондентов, к оценке традиционной женственности отнесем вариант «не накрашена» (т. е. естественна). Оценка качества макияжа — это явление современной женственности. Остальные варианты соответствуют и современным, и традиционным определениям женственности.

Следующая группа ответов умственно отсталых девушек представлена такими вариантами: «актриса; Василиса Прекрасная; Жади; Анастасия Заворотнюк; Верка Сер-дючка; Глюкоза; И. Дубцова; С. Ро-тару». Эти ответы мы условно обозначили как представления о внешнем облике на конкретных примерах или образах.

Далее идут варианты ответов старшеклассниц, которые мы классифицировали как «другие» определения, не относящиеся к внешнему облику: «добрая; трудолюбивая; воспитанная; вежливая; умная; послушная; хорошо себя ведет; культурная; приличная; умная и еще умнее; веселая; не врет; не обманывает; не ругается; честная; порядочная; ласковая».

Единичные респонденты не смогли ответить на предложенный вопрос и обозначили свой ответ словом «не знаю». Такой вариант ответов старшеклассниц классифицирован как отсутствие ответов.

Для исследования характеристик использования лексики был

12

Специальное образование. 2015. № 4

проведен количественный анализ этой группы ответов, в результате которого были получены следующие данные: 60 % ответов старшеклассниц включают в себя одновременно 3—4 и более определений (развернутые ответы); 40 % включают в себя 1—2 слова (односложные ответы).

Обобщив все характеристики, данные респондентами, мы составили приблизительный «портрет идеала» женственности с точки зрения внешнего облика, основанный на представлениях об этом умственно отсталых старшеклассниц — респондентов исследования: «красиво одетая, стройная» (хотя представления о стройности у них не всегда однозначны), «с красивой прической» (чаще — с длинными волосами), «красивым лицом» (чаще — с макияжем), «опрятная, аккуратная, чистая девушка».

Таким образом, составленный среднестатистический по выборке «портрет» указывает на то, что у большей части умственно отсталых девушек старшего школьного возраста в целом сформированы представления об «идеале» женственности, и этот «идеал» включает как традиционные (аккуратность, опрятность, чистота), так и современные составляющие (придается большое значение одежде, стилю, макияжу, параметрам фигуры).

Анализируя ответы, полученные на второй вопрос — о желании девушек быть привлекательными (т. е. соответствовать «идеалу» женственности), констатируем, что такое желание очень велико: 80 %

ответов респондентов в той или иной форме указывают на это достаточно адекватно. Но есть ряд ответов, которые указывают на инфантилизм (незрелость) желания, а то и на неполную осознанность своего ответа. Так, некоторые девушки выражают желание быть похожими на героинь сериалов (приводят примеры), на эстрадных певиц, в том числе на В. Сердючку (абсолютно веря в то, что «она» принадлежит к женскому полу).

Подводя итог изучению представлений о внешнем облике «идеала» женственности у умственно отсталых девушек старшего школьного возраста, приходим к выводу о том, что представления у них в основном сформированы, адекватны, в большей степени тра-диционны. К специфическим особенностям формирования указанных представлений относятся следующие: инфантильность, поверхностность, стереотипность, идеали-зированность, неполная осознанность (т. е. представления имеются, но они не переносятся на самих себя, под них не подстраивается собственное поведение в повседневной жизни). Самое главное, что выявила эта часть исследования — желание большинства умственно отсталых девушек соответствовать «идеалу» женственности с позиции одного из его критериев — внешнего облика.

Выявленные специфические особенности представлений старшеклассниц о внешнем облике «идеала» женственности, наряду с другими аспектами полового само-

Специальное образование. 2015. № 4

13

сознания, были учтены при составлении, апробации и внедрении кор-рекционно-развивающей программы психологической помощи данной категории девушек в осознании ими себя представительницами определенного пола. У автора исследования, С. Л. Алмазовой, уже есть ряд публикаций об этой программе [2; 3; 4; 5; 13 и др.].

В комплексной программе занятий с девушками указывается на необходимость совершенствования их представлений о социально значимых умениях, относящихся к «оформлению» внешнего облика, и формирования осознанного желания приобрести эти «жизненные компетенции». Речь идет об умениях ухаживать за собой (в том числе за кожей, волосами, ногтями), одеваться со вкусом и в соответствии с ситуацией (не выглядеть вульгарно, вызывающе, вычурно), не использовать слишком яркий и нелепый макияж, быть опрятными и аккуратными, следить за фигурой, движениями, походкой, осанкой. Сфор-мированность указанных «жизненных компетенций» будет способствовать лучшей социальной адаптации данной категории девушек. Особенно востребованы такие программы со стороны практических работников образовательных организаций, занимающихся воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), станут с первого сентября 2016 г., когда федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отста-

лостью вступит в силу. Но подготовка к такому важному событию должна быть своевременной.

Литература

1. Алмазова, С. Л. Анализ влияния стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола / С. Л. Алмазова // Специальное образование. — 2010. — № 1.

2. Алмазова, С. Л. Анализ внедрения в образовательную организацию психологической программы по совершенствованию осознания себя как представителя пола у умственно отсталых старшеклассниц / С. Л. Алмазова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире : Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та спец. образования / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. — Ч. 3.

3. Алмазова, С. Л. Деятельность участников образовательного процесса по совершенствованию становления умственно отсталых девушек как представительниц пола / С. Л. Алмазова, Т. А. Тихонова // Обновление содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. / гос. бюджет. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердл. обл. «Институт развития образования». — Екатеринбург, 2011. — Ч. 2.

4. Алмазова, С. Л. Психологическая программа по формированию жизненных компетенций у умственно отсталых девушек в условиях современной модернизации образования / С. Л. Ал-мазова // Изучение природных и социально-экономических систем. Инновации в системе образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / АГУ. — Сухум, 2015.

14

Специальное образование. 2015. № 4

5. Алмазова, С. Л. Психологические условия организации процесса осознания умственно отсталыми старшеклассницами себя как представителя пола : метод. рекомендации / С. Л. Алмазова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010.

6. Алмазова, С. Л. Традиционная и современная женственность: пути изучения и понимания / С. Л. Алмазова // Женская история и современные ген-дерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем : материалы Третьей Междунар. науч. конф. Рос. ассоциации исследователей женской истории и ИЭА РАН, 1—3 нояб. 2010 г., Череповец / Ин-т этнологии и антропологии РАН. — М., 2010. Т. 2.

7. Бендас, Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие / Т. В. Бендас. — СПб. : Питер, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бо-далёв. — М., 1982.

9. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 1989. — № 3.

10. Кожалиева, Ч. Б. Образ «Я» в структуре личности умственно отсталых подростков : моногр. / Ч. Б. Кожа-лиева. — М., 2003.

11. Мазалова, С. Л. Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами : дис. ... канд. пси-хол. наук : 19.00.10 : защищена 24.11. 2006 / Мазалова Светлана Леонидовна. — Н. Новгород, 2006.

12. Мазалова, С. Л. Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами / С. Л. Мазалова // Специальное образование. — 2006. — № 7.

13. Мазалова, С. Л. Процесс создания и апробации программы по совершен-

ствованию осознания и выражения себя как представителя пола у умственно отсталых старшеклассниц / С. Л. Мазалова // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.

14. Нугаева, О. Г. Роль системообразующих факторов в процессе формирования и развития гендерной идентичности у подростков с нарушением интеллекта и у подростков с нормальным интеллектуальным развитием / О. Г. Нугаева // Специальное образование. — 2014. — № 4.

15. Панферов, В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей / В. Н. Панферов // Вопросы психологии. — 1974. — № 2.

16. Романова, О. В. Влияние идеала на развитие самопонимания в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Романова Ольга Вячеславовна. — Астрахань, 2002.

17. Щанкина, Н. С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Щанкина Наталья Семеновна. — Н. Новгород, 2004.

18. Юферева, Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / Т. И. Юферева // Вопросы психологии. — 1985. — № 3.

References

1. Almazova, S. L. Analiz vliyaniya stereotipov muzhestvennosti i zhenstven-nosti na stanovlenie lichnosti kak pred-stavitelya pola / S. L. Almazova // Spetsial'noe obrazovanie. — 2010. — № 1.

2. Almazova, S. L. Analiz vnedreniya v obrazovatel'nuyu organizatsiyu psikho-logicheskoy programmy po sovershenst-vovaniyu osoznaniya sebya kak predsta-vitelya pola u umstvenno otstalykh

Специальное образование. 2015. № 4

15

starsheklassnits / S. L. Almazova // Obra-zovanie lyudey s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya v sovremen-nom mire : Materialy Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf., posvyashch. 50-letnemu yubileyu In-ta spets. obrazovaniya / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2015. — Ch. 3.

3. Almazova, S. L. Deyatel'nost' uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa po so-vershenstvovaniyu stanovleniya umstvenno otstalykh devushek kak predsta-vitel'nits pola / S. L. Almazova, T. A. Tikhonova // Obnovlenie soderzha-niya i tekhnologiy obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya: opyt, problemy, perspektivy : sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. / gos. byudzhet. obrazovat. uchrezhdenie dop. prof. obrazovaniya Sverdl. obl. «Institut razvitiya obrazovaniya». — Ekaterinburg, 2011. — Ch. 2.

4. Almazova, S. L. Psikhologicheskaya pro-gramma po formirovaniyu zhiznen-nykh kompetentsiy u umstvenno otstalykh devushek v usloviyakh sovremennoy mo-dernizatsii obrazovaniya / S. L. Almazova // Izuchenie prirodnykh i sotsial'no-ekono-micheskikh sistem. Innovatsii v sisteme obrazovaniya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / AGU. — Sukhum, 2015.

5. Almazova, S. L. Psikhologicheskie usloviya organizatsii protsessa osoznaniya umstvenno otstalymi starsheklassni-tsami sebya kak predstavitelya pola : metod. rekomendatsii / S. L. Almazova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2010.

6. Almazova, S. L. Traditsionnaya i sovremennaya zhenstvennost': puti izu-cheniya i ponimaniya / S. L. Almazova // Zhenskaya istoriya i sovremennye gen-dernye roli: pereosmyslivaya pro-shloe, zadumyvayas' o budushchem : mate-rialy Tret'ey Mezhdunar. nauch. konf. Ros. assotsiatsii issledovateley zhen-skoy isto-rii i IEA RAN, 1—3 noyab. 2010 g.,

Cherepovets / In-t etnologii i antropologii RAN. — M., 2010. T. 2.

7. Bendas, T. V. Gendernaya psikho-logiya : ucheb. posobie / T. V. Bendas. — SPb. : Piter, 2005.

8. Bodalev, A. A. Vospriyatie i poni-manie cheloveka chelovekom / A. A. Bodalev. — M., 1982.

9. Kagan, V. E. Stereotipy muzhes-tvennosti-zhenstvennosti i «obraz Ya» u podrostkov / V. E. Kagan // Voprosy psi-khologii. — 1989. — № 3.

10. Kozhalieva, Ch. B. Obraz «Ya» v strukture lichnosti umstvenno otstalykh pod-rostkov : monogr. / Ch. B. Kozhalieva. — M., 2003.

11. Mazalova, S. L. Psikhologicheskie oso-bennosti osoznaniya sebya kak pred-stavitelya pola umstvenno otstalymi star-sheklassnitsami : dis. ... kand. psikhol. nauk : 19.00.10 : zashchishchena 24.11. 2006 / Mazalova Svetlana Leonidovna. — N. Novgorod, 2006.

12. Mazalova, S. L. Psikhologicheskie oso-bennosti osoznaniya sebya kak pred-stavitelya pola umstvenno otstalymi starsheklassnitsami / S. L. Mazalova // Spetsial'noe obrazovanie. — 2006. — № 7.

13. Mazalova, S. L. Protsess sozdaniya i aprobatsii programmy po sovershenst-vovaniyu osoznaniya i vyrazheniya sebya kak predstavitelya pola u umstvenno otstalykh starsheklassnits / S. L. Maza-lova // Sistemnyy podkhod k izucheniyu detey s razlichnymi formami dizonto-geneza : materialy Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2006.

14. Nugaeva, O. G. Rol' sistemo-obrazuyushchikh faktorov v protsesse for-mirovaniya i razvitiya gendernoy iden-tichnosti u podrostkov s narusheniem in-tel-lekta i u podrostkov s normal'nym intellektual'nym razvitiem / O. G. Nu-gaeva // Spetsial'noe obrazovanie. — 2014. — № 4.

16

Спецна^bное 06pa30BaHne. 2015. № 4

15. Panferov, V. N. Vospriyatie i inter-pre-tatsiya vneshnosti lyudey / V. N. Panferov // Voprosy psikhologii. — 1974. — N° 2.

16. Romanova, O. V. Vliyanie ideala na razvitie samoponimaniya v podrostko-vom vozraste : dis. ... kand. psikhol. nauk : 19.00.07 / Romanova Ol'ga Vyache-slavovna. — Astrakhan', 2002.

17. Shchankina, N. S. Osobennosti ob-raza drugogo cheloveka u uchashchikhsya s intel-lektual'noy nedostatochnost'yu : dis. ... kand. psikhol. nauk : 19.00.10 / Shchankina Natal'ya Semenovna. — N. Novgorod, 2004.

18. Yufereva, T. I. Obrazy muzhchin i zhenshchin v soznanii podrostkov / T. I. Yufereva // Voprosy psikhologii. — 1985. — № 3.

Спецнаflbное 0Öpa30BaHne. 2015. № 4

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.