Научная статья на тему 'Представления студентов о человеке в Интернете и общении с ним'

Представления студентов о человеке в Интернете и общении с ним Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1496
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / виртуальное пространство / общение в интернете / виртуальное общение

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балымов И. Л.

В статье описываются результаты исследования представлений студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении с ним, анализируются различия в представлениях, связанные с полом, возрастом, специальностью, опытом использования Интернета и общения в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some results of students" ideas about the Internet, interlocutor in the Internet and communication with him/her. The author analyses differences in ideas, connected with sex, age, speciality, and experience in the Internet use and communication.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о человеке в Интернете и общении с ним»

И. Л. Балымов

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИНТЕРНЕТЕ

И ОБЩЕНИИ С НИМ

Работа представлена кафедрой психологической помощи.

Научный руководитель - доктор психологических наук, доцент Е. П. Кораблина

В статье описываются результаты исследования представлений студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении с ним, анализируются различия в представлениях, связанные с полом, возрастом, специальностью, опытом использования Интернета и общения в нем.

The article presents some results of students’ ideas about the Internet, interlocutor in the Internet and communication with him/her. The author analyses differences in ideas, connected with sex, age, speciality, and experience in the Internet use and communication.

Виртуальное коммуникационное пространство Интернета обладает рядом особенностей, которые оказывают существен -ное влияние на поведение человека в нем. К основным таким особенностям относятся: анонимность, специфичность выразительных средств, изменения в пространстве и времени и др.1 В частности, эти факторы сказываются на особенностях взаимодействия людей в Интернете.

Учитывая хорошо известную в социологии знания и психологии социального познания зависимость поведения человека в конкретной ситуации от того, как он эту ситуацию определяет, мы полагаем, что важнейшим направлением психологических исследований Интернета является изучение представлений различных субъектов

о виртуальной коммуникационной среде Интернета и поведении личности в ней.

В 2006 г. нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление представлений студентов об Интернете, особенностях общения в Интернете и особенностях собеседника в Интернете.

Объектом исследования выступили студенты 3-го и 5-го курсов, обучающиеся на математических и гуманитарных специальностях. В исследовании приняли участие 467 человек из разных городов в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве метода сбора данных было использовано анкетирование.

Первичный анализ данных показал, что Интернет представляют как информационную среду 66,3%, коммуникационную среду - 26,1%, рекреационную среду -12,8% и как деловую среду - 1,7% респондентов. Большинство респондентов (76%) полагает, что собеседник в Интернете отличается от собеседника в обычном общении, меньшая часть (17%) считает, что не отличается.

Анализируя характер отличий собеседника, можно сделать следующие выводы: 25,9% респондентов полагают, что общение в Интернете предоставляет личности определенные возможности, связанные с анонимностью, свободой, раскрепощенностью, легкостью установления контакта с собеседником из любой части света и т. д. На ограничения такого общения, связанные в основном с бедностью выразительных средств, техническими особенностями канала связи, указывают 28,6% респондентов. Мнения еще 9% респондентов можно определить как «несимметричность возможностей»2. 17,6% респондентов указывают на возможность лжи со стороны собеседника, которую в условиях общения в Интернете невозможно проверить, 15% отмечают его раскрепощенность и раскованность, 9,8% -открытость и искренность. На анонимность собеседника указывают 18,7% респондентов. Недостаток визуальных стимулов от-

мечает 24,3% респондентов; недостаток аудиальных и кинестетических - лишь 2,6%.

Представления студентов об особенностях восприятия другого в Интернете отражены в табл. 1. Необходимо отметить, что варианты ответов, включенные в таблицу, не являются взаимоисключающими. Наоборот, большинство из них имеют общую основу - отсутствие визуального контакта с собеседником.

Таблица 1 Восприятие и понимание при общении в Интернете

Большинство студентов считает, что может лучше самореализоваться в обычном общении (47,6%) и что проявить свою индивидуальность человек может как в обычном общении, так и в Интернете (42,8%). Лишь 4,6% респондентов считает, что личность может лучше самореализоваться, общаясь в Интернете. Мнения о влиянии общения в Интернете на человека распределились следующим образом: влияет положительно - 27,3%, влияет отрицательно -15,6%, не влияет - 29,9%, «на всех по-разному» (16,9%) и «не знаю» (4,5%).

Далее мы выявили различия в представлениях, связанные с различными характеристиками студентов, такими как пол, возраст, специальность, опыт и цели использования Интернета и т. д. В качестве статистического критерия использовался коэффициент ассоциации по Пирсону (для дихотомических переменных) - ч1 -Пирсона3.

В качестве статистически значимых связей принимались зависимости на уровне значимости 0,05 и более.

Представления студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении в нем зависят от пола, возраста, специальности, опыта использования Интернета, в том числе для общения. Наибольшее количество отличий в представлениях связано с опытом использования Интернета для общения, а наименьшее - с полом респондентов. В целом представления об особенностях общения в Интернете студентов, не имеющих опыта использования Интернета, носят более стереотипный характер, они чаще высказывают крайние мнения. Студенты гуманитарных специальностей чаще, чем студенты математических специальностей, указывают, что собеседник в Интернете тем или иным образом отличается от собеседника в обычном общении, а также чаще отмечают возможности общения в Интернете и в то же время - трудности в восприятии и передаче эмоциональных состояний при общении в Интернете. Студенты математических специальностей чаще указывают на информационные аспекты интернет-пространства и чаще считают, что общение в Интернете не оказывает на личность никакого влияния. Студенты, имеющие опыт общения в Интернете, чаще выделяют коммукникационные и деловые аспекты интернет-пространства, чаще полагают, что общение в Интернете по-разному влияет на людей в зависимости от их личностных особенностей и особенностей поведения. Студенты, не имеющие опыта общения в Интернете, чаще указывают на ограничения такого общения и на сложности в выражении и восприятии эмоций.

Среди студентов, имеющих опыт использования Интернета, выявлены различия в представлениях о собеседнике в Ин-тернете и общении с ним, связанные с интенсивностью общения, целями использования Интернета, видом и количеством ресурсов, используемых для общения. В частности, использование для общения двух-

Нельзя видеть внешность собеседника (глаз, лица и т. д.) 17,3% Нельзя слышать голоса или дотрагиваться или чувствовать запах 3,2%

Нельзя понять намерений собеседника, насколько он искренен 16,7% Нельзя понять чувств собеседника 3,1%

Нельзя видеть выражения эмоций 7,2% Собеседник может лучше передать свои мысли 1,8%

Нельзя видеть поведения и реакций 5,1% Восприятие не отличается 1,4%

Нельзя понять внутренний мир собеседника 4,6% Не видно отношения собеседника ко мне 0,4%

трех ресурсов положительно коррелирует с указанием на информационные аспекты интернет-пространства, а использование четырех и более ресурсов - отрицательно. Выявлена отрицательная корреляционная связь между указанием на анонимность собеседника, с одной стороны, и интенсивностью общения в Интернете и использованием для общения ICQ - с другой. Содержательно это можно интерпретировать следующим образом: студенты, интенсивно общающиеся в Интернете, чаще используют для общения ICQ, чем те, кто общается мало. Отрицательную связь между частотой общения и использованием для общения ICQ, с одной стороны, и указанием на анонимность собеседника - с другой можно объяснить тем, что ICQ обычно используется для общения с достаточно хорошо знакомыми людьми. Что касается частоты общения, то пользователи, много общающиеся в Интернете, обычно не склонны заводить новые знакомства и предпочитают поддерживать контакты с хорошо знакомыми людьми.

Было выделено два фактора, влияющих на оценку влияния общения в Интернете на личность. Первый фактор - «привлекательность использования Интернета в качестве средства общения» - определяется местом, которое занимает общение в структуре видов деятельности в Интернете, второй -«частота использования Интернета в качестве средства общения» - количеством времени, которое респондент тратит на общение в Интернете. Количество положительных оценок влияния общения в Интернете

на личность достигает максимума в группе респондентов, часто использующих Интер -нет для общения, но не испытывающих большого интереса к такому способу его использования. Минимальное количество положительных оценок дается в группе респондентов, мало общающихся в Интернете, но в структуре деятельности которых в Интернете общение занимает важное место. Наоборот, в группе студентов, которые редко общаются в Интернете, но для которых этот вид деятельности довольно привлекателен, чаще, чем в других группах, встречается представление о том, что общение в Интернете влияет на людей по-разному. Респонденты, общающиеся более интенсивно, но предпочитающие другие виды деятельности в Интернете, реже других дают такой вариант ответа.

Таким образом, Интернет осмысливается студентами в терминах информационного и коммуникационного пространства, общение с другими людьми в котором обладает рядом специфических особенностей и в силу этого способно так или иначе сказываться на личности общающегося человека. Во-первых, сам человек, общающийся в Интернете, действует и воспринимается иначе, чем в обычном общении, во-вторых, длительное общение в специфических условиях Интернета преобразует, меняет личность общающегося. На особенности этих представлений влияют в первую очередь такие факторы, как опыт использова-ния Интернета и особенности коммуникативной деятельности в нем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Балымов И. Л. Представления студентов о межличностном общении в Интернет-пространстве: опыт эмпирического исследования: Сб. научных трудов КФ ПетрГУ. Апатиты: Изд. ПетрГУ, 2006. Вып. 2. С. 163-166; Манеров В. X. Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммунки-ации: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2 Несимметричность нами понимается как ситуация, в которой дополнительная возможность одного участника общения одновременно рассматривается как ограничение для другого, например, «собеседник может лгать». Возможность лжи - это определенное преимущество для одного партнера и ограничение для другого.

3 Сапегин А. Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства. М.: Ось-89, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.