Научная статья на тему 'Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе'

Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1389
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / УСПЕХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / КАРЬЕРА / PROFESSION / SUCCESS / PROFESSIONAL SUCCESS / IMAGES / REPRESENTATION / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL STATUS / CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович, Краснощеченко Ирина Петровна

В статье представлены некоторые общие результаты эмпирических исследований представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе. Определены общие и особенные характеристики данных представлений, имеющих психологическое и социально-психологическое содержание. Выявлены наиболее значимые признаки профессиональной успешности в представлениях студентов. Представлено качественно строгое лингвистическое описание представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котовский Владислав Владимирович, Краснощеченко Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ representations of professional success

This article presents some general results of empiric studies of college students' ideas about professional success. General and specific characteristics of these ideas are defined, that consist of a psychological and social-psychological aspects. The most important elements of professional activities as students think are found. A qualitatively strict linguistic description of ideas of young students about a professional success is presented.

Текст научной работы на тему «Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе»

УДК 155 : 378 ББК 88.41 : 74.480

Котовский Владислав Владимирович

аспирант

Высшая школа психологии (Институт) г. Москва Краснощеченко Ирина Петровна доктор психологических наук, профессор Психологический факультет Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

г. Калуга Kotovsky Vladislav Vladimirovich Post-graduate School of Psychology (Institute)

Moscow

Krasnoschechenko Irina Petrovna

Doctor psychological sciences,

Professor

Dean of the Psychology Department of the

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky Kaluga zit@cspu.ru

Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе Students’ representations of professional success

В статье представлены некоторые общие результаты эмпирических исследований представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе. Определены общие и особенные характеристики данных представлений, имеющих психологическое и социально-психологическое содержание. Выявлены наиболее значимые признаки профессиональной успешности в представлениях студентов. Представлено качественно строгое лингвистическое описание представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе.

This article presents some general results of empiric studies of college students' ideas about professional success. General and specific characteristics of these ideas are defined, that consist of a psychological and social-psychological aspects. The most important elements of professional activities - as students think - are found. A qualitatively strict linguistic description of ideas of young students about a professional success is presented.

Ключевые слова: профессия, успех, профессиональный успех, образы представления, профессионализм, профессиональный статус, карьера.

Key words: profession, success, professional success, images, representation, professionalism, professional status, career.

Проблема качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях стала особенно актуальной в связи с проводимыми реформами высшего образования. Существуют различные пути ее решения, однако их реализация должна обязательно учитывать интересы студенческого сообщества, в частности того, как представляет свое профессиональное будущее учащаяся молодежь. Известно, что многие молодые люди, обучающиеся в вузах, имеют карьерные устремления, ориентированы на профессиональные достижения. Это отрадный факт, однако, в данной направленности им нужна соответствующая помощь со стороны научно-педагогических вузовских кадров. Чтобы эта помощь была эффективной, необходимо знать, каковы представления студенческой молодежи о профессиональном успехе, какие они видят пути достижения профессионального успеха. Только в этом случае возможно совмещение интересов государства и индивидуальных интересов учащихся.

Психологические исследования свидетельствуют, что представления (или образы представления) о профессиональном успехе являются вторичными репродуктивными психическими образами. Отличительной особенностью данных психических образов является то, что они являются своеобразным интеллектуальным образным синтезом различной информации, в связи с этим они могут целенаправленно формироваться или корректироваться (В.А. Барабанщиков, В.А. Ганзен, А.А. Гостев, Б.Ф. Ломов и др.). Возможности такого целенаправленного формирования были наглядно продемонстрированы на примерах имиджа и деловой репутации как типичных образах представления (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Е.А. Костенко, А.П. Мельников, С.В. Сеин, С.В. Яндарова и др.). Возможности целенаправленного формирования представлений необходимо использовать в учебном процессе в вузах, в частности, для формирования представлений о профессиональном успехе у студентов, которые станут регуляторами их учебной деятельности.

Следует отметить, что проблема представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе является недостаточно разработанной. Проведен-

ный теоретико-методологический анализ проблемы показал, что представления о профессиональном успехе у студенческой молодежи находятся под большим влиянием доминирующих ценностей в обществе, особенно ценностей молодежной среды (Д.О. Ерохин, О.Т. Мельникова). Однако существуют и другие факторы детерминации.

В психологических и социально-психологических исследованиях установлено, что представления как социально-психологический феномен отличаются следующими особенностями:

- имеют социально-психологический ценностный характер;

- характеризуются неустойчивостью, подверженностью влияния внешних и внутренних факторов;

- действием в определенном временном диапазоне;

- зависимостью от множества объективных и субъективных факторов, в том числе, носящих трудно прогнозируемый характер.

Отмеченные общие психологические характеристики представлений представляют собой обобщенную психологическую модель. Данная психологическая модель стала основанием для проведения эмпирических исследований представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе. Основным методом исследования было выбрано анкетирование, кроме того, проводились собеседования и групповые дискуссии. Для анкетирования была разработана и апробирована соответствующая анкета. В анкетировании приняли участие 73 студента первого (34 человека) и четвертого (39 человек) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, обучающихся по специальностям «Информатика» и «Психология». Соответственно 44 студента - психолога, 39 студентов, обучающихся по специальности информатика.

В проведенных исследованиях главным было определение особенностей представления студентов о профессиональном успехе на разных курсах обучения. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сде-

лать необходимые обобщения и дать описание общим и особенностям психологических и социально-психологических характеристик представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе.

Студенты вузов как типичные представители своей возрастной группы вообще любят мечтать (около 75-80% положительных ответов). Причем, это характерно практически для всех девушек-респондентов.

Подавляющее большинство респондентов отметили, что многие их мечты связаны с их представлениями о будущем (88% и 79%) (первое числовое значение относится к ответам студентов первого курса, а второе - четвертого курса). Причем студенты первых курсов больше мечтают, думают о своем будущем, чем старших курсов. Это известный психологический феномен, когда ситуация с неопределенностью, а на первом курсе она существенно выше, стимулирует образное мышление, в частности формирование репродуктивных образов (В.И. Лебедев, О.Н. Кузнецов). Заметим, и в этом случае девушки-респонденты о будущем думают примерно в два раза больше, чем юноши. Это устойчивое проявление связано с более широким спектром интересов, в частности, девушки-респонденты большое внимание уделяют не только своему профессиональному, но и семейному будущему.

Подавляющее большинство респондентов свое будущее представляют на относительно близкую перспективу - на один год и пять лет (85% и 94%). Причем, представления студентов старших курсов о своем будущем более выраженное - значимая разница 15%. Данный феномен связан с тем, что именно в это время они начнут осуществлять свою самостоятельную профессиональную деятельность. В условиях реальной безработицы на современно рынке труда остро встает проблема хорошего трудоустройства. Студентов, скорее всего, это уже заботит. О будущем на пятнадцать лет вперед думают не более десятой части респондентов, а еще более отдаленном будущем студенты не думают вообще.

В целом образы будущего у респондентов довольно определенные и

осознаваемые (58% и 71%). Причем, как отмечалось, девушки представляют будущее более ясно и четко, чем юноши. Обращает на себя внимание тот факт, что у студентов четвертого курса образы будущего более четкие, ясные и осознаваемые, им понятные, чем у студентов первого курса - значимая разница показателей от 10 до 17%. Это вероятно связано с двумя факторами -общим взрослением и профессионализацией в процессе обучения. Профессионализация при обучении структурирует и систематизирует мышление, направляет его в сферу будущей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, способствует более активному включению психологических механизмов антиципации, что повышает характеристики образов представления (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков).

Доминирующая направленность образных представлений студенческой молодежи проявляется вполне определенно. Студентам лучше всего представляются следующие образы будущего:

- семейного положения - 73% и 77% (девушки опять же об этом думают больше);

- материального положения - 56% и 72%;

- характера профессиональной деятельности - 44% и 56%;

- профессиональных успехов - 56% и 41%;

- профессионального и социального статуса - 29% и 36% (в виду того, что в анкете отмечались два-три из предложенных вариантов, общая сумма более 100%).

Таким образом, и у этой студенческой группы респондентов преобладают ценности, соответствующие обыденному сознанию (семья, достаток). Мы уже отмечали, что высокая значимость семейных ценностей у респондентов на самом деле является весьма отрадным фактом, потому что сейчас отмечена активная работа, особенно в средствах массовой информации, по дискредитации самого института семьи как основы общества.

В то же время отчетливо проявились и значимые отличия в данных об-

разах представления. В частности о будущем материальном положении, профессиональной деятельности и профессиональном успехе больше думают студенты четвертого курса, чем первого - разница от 12% до 15%. Думается, это также связано с отмеченными выше психологическими факторами: общим взрослением и профессионализацией в процессе обучения.

Большое значение в представлениях студентов о своем профессиональном будущем и профессиональном успехе имеет характер будущей профессиональной деятельности и профессионального успеха. Большинству респондентов они представляется довольно ясно и четко - около двух третей положительных ответов. В отдельных случаях они имеют мажорную тональность, что весьма характерно для данного возраста.

Следует отметить, что в образах будущей ожидаемой профессиональной успешности преобладают следующие ее важнейшие признаки, отраженные в представлениях респондентов (представим в порядке уменьшения значимости):

- самореализация в профессии (56% и 61%);

- профессионализм в своем деле (44% и 49%);

- хорошая профессиональная или должностная карьера (47% и 44%);

- высокий профессиональный и социальный статус (41% и 36%).

Фактом, достойным внимания, является то, что образ большого материального вознаграждения за свою профессиональную деятельность не является доминирующим по степени значимости (18% и 33%), главное для студентов -самореализация и профессионализм. В дискуссиях и собеседованиях с респондентами эти результаты также нашли свое подтверждение. Профессиональный успех ими воспринимается, прежде всего, как естественное следствие самореализации в профессии и достижения профессионализма, которые должны обеспечить высокий статус и заработок, карьерное продвижение. Причем, по мнению респондентов, существует устойчивая связь между профессионализмом, авторитетом, статусом и материальным достатком. Этот ре-

зультат является акмеологическим по своему содержанию. Следует отметить, что это весьма зрелые суждения, которые формируют правильные жизненные и профессиональные установки.

В то же время отмечены и существенные различия в оценках. В частности, студенты четвертого курса большее значение придают фактору материального вознаграждения и очень большое значение (разница 26%) возможностям дальнейшего личностно-профессионального развития.

Интересны и сами образы (образные признаки) профессионального успеха у студенческой молодежи. Образные признаки профессионального успеха у студентов первого и четвертого курсов по сути дела одни и те же. Доминируют профессиональные и материально-статусные признаки профессионального успеха, причем как у юношей, так и девушек. Это, в первую очередь, профессионализм, материальный достаток, увлеченность профессией, высокий престиж, статус и авторитет, признание в профессиональном сообществе, успешная карьера. В то же время отчетливо проявляются и социальные факторы успеха, это, прежде всего, уверенность в завтрашнем дне, стабильность хорошего положения, ясные позитивные жизненные и профессиональные перспективы.

Особое внимание респонденты обращали на образные признаки профессионального неуспеха. И в этом случае образные признаки профессионального неуспеха у студентов первого и четвертого курсов по сути дела одни и те же. Профессиональный неуспех респонденты связывают, прежде всего, с непрофессионализмом, низкой квалификацией, низким заработком, низким статусом и непрофессионализмом, отсутствием перспектив роста, отсутствием интереса к профессии. Отмечается недостаток признания, отсутствие стремления к самореализации в профессии, плохие отношения с коллегами по работе, отсутствие целей и смыслов личностно-профессионального развития.

Отдельному анализу подверглись субъекты профессионального успеха и их характеристики. Образцами профессионального успеха в представлениях

студентов-респондентов являются так называемые «медийно раскрученные», то есть хорошо известные, благодаря средствам массовой информации личности. Среди них лидируют политики и государственные деятели, крупные бизнесмены, спортсмены, артисты и пр. Заметим, что не были названы ученые, деятели культуры, религиозные деятели, которые добились большого профессионального успеха. Не отмечены и представители их профессионального сообщества, не был упомянут ни один психолог или специалист в области информатики. Судя по их выборам и комментариям, и в этом случае респонденты главным образом ориентировались на формальные признаки достижений и не принимали во внимания условия и скрытые движущие силы, способствующие достижениям.

В процессе эмпирического исследования выявлены психологические факторы, оказавшие влияние на формирование представлений о профессиональном успехе. Отмеченные респондентами первого и четвертого курсов факторы обладали сходством как по степени значимости, так и по выраженности представления о будущей профессиональной деятельности и ее успешности, формировались, главным образом, самостоятельно (65% и 64%). В меньшей степени они связаны с семейными ценностями (20% и 18%), существующими профессиональными стандартами и эталонами (9% и 8%) и имеющимися примерами достойными подражания (6% и 10%). На наш взгляд, это весьма интересный и позитивный результат, ведь акмеологическое по своему содержанию представление о профессиональном успехе сформировалось самостоятельно. Следовательно, имеются все предпосылки для усиления влияния этой «акмеологической составляющей» представлений.

Существующие образные представления о профессиональном успехе, безусловно, обладают, значительным регуляторным влиянием. Представления респондентов о будущей профессиональной деятельности и профессиональном успехе оказывают влияние, прежде всего, на формирование профессиональных интересов (35% и 48%).

В то же время респонденты разных годов обучения существенно разошлись в оценке значимости регулирующей роли представлений о профессиональном успехе. В частности, студенты старших курсов полагают, что эти представления оказывают сильное влияние на осуществление профессиональной самореализации, их поведение и отношения, формирование профессионального восприятия и мышления. Студенты первого курса не придали этому большого значения.

Интересно отметить, что примерно треть респондентов (первого и четвертого курсов обучения) отметили значимое влияние этих представлений на их учебу («побуждают лучше учиться»), остальные нет. Этот факт свидетельствует о том, что заявленная ими решающая роль профессионализма в профессиональном успехе для многих респондентов является пока лишь декларативной, до конца не осознанной. В данном случае правильная идея не стала понастоящему «руководством к действию». Думается, что большее осознание придет к концу обучения, особенно в процессе практики и поиска места работы.

Были определены и главные психологические детерминанты профессиональной успешности в представлениях студенческой молодежи. Респонденты согласились, что профессиональная успешность зависит от многих как объективных, так и субъективных факторов или детерминант. Наиболее значимыми общими для всех респондентов являлись:

- умение использовать свой личностный потенциал (62% и 69%);

- целенаправленное личностно-профессиональное развитие (65% и

56%);

- гибкость, умение «попасть в струю» (47% и 46%);

- удача (35% и 36%).

В то же время отмечены и значимые различия:

- студенты перового курса больше значение придают увлеченности своей профессией;

- студенты старших курсов - роли родственных связей.

Иными словами, в процессе профессионального обучения усиливается роль прагматических компонентов в преставлениях о профессиональном успехе.

В эмпирических исследованиях отчетливо проявилось понимание важности сочетания субъективных и объективных факторов в достижении профессионального успеха. Это говорит о реалистическом взгляде на данную проблему. В то же время и в этом случае предпочтение отдавалось факторам, которые являются проявлениями субъектности и самостоятельности.

Безусловно, принадлежность к тому или иному курсу обучения влияет на представления студенческой молодежи о профессиональном успехе, независимо от выбранной специальности. Значимые отличия составляют около одной трети от количества суждений и ответов и проявляются в следующем: представлениями о будущем; «дальности» представлений; ясности, четкости и осознаваемости образов представления; направленности образов представления; конкретных проявлениях образов профессионального будущего; направленности влияния образов представления о профессиональной успешности; представлениях о факторах и детерминантах профессиональной успешности.

В период обучения в вузе представления конкретизируются, становятся более прагматичными и реалистичными. Все это происходит на фоне обогащения информацией, формирования профессионального восприятия и профессионального мышления.

Библиографический список

1. Богданов, Е.Н. Построение модели будущего специалиста / Е.Н. Богданов, Г.П. Иванов, Л.Н. Митюхина // Прикладная юридическая психология. -2012. - № 4. - С. 84-99.

2. Деркач, А.А. От подготовки специалистов к подготовке профессионалов / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин // Профессиональное образование. - 2013. - № 11. - С. 10-12.

3. Зазыкин, В.Г. Акмеологическая среда как условие формирования социального капитала / В.Г. Зазыкин // Вестник МГАДА. - 2012. - № 2 (15). - С. 1923.

4. Шипунова, О.Д. Понимание и успех / О.Д. Шипунова // Предприниматель и успех /// под ред. К.С. Пигрова. - СПб.: СПбГУ, 2006. - С. 93-100.

5. Толочек, В.А. Интерсубъектные, интра-субъектные и внесубъектные факторы профессиональной успешности / В.А. Толочек // Социология и управление персоналом. - 2008. - № 2. - С. 155-161.

Bibliography

1. Bogdanov, E.N. Professional Future Model Developing / E.N. Bogdanov, G.P. Ivanov, L.N. Mityukhina // Applied Legal Psychology. - 2012. - No. 4. - P. 8499.

2. Derkach, A.A. From Teaching Specialists to Teaching Experts / A.A. Derkach, V.G. Zazykin // Professional Education. - 2013. - No. 11. - P. 10-12.

3. Zazykin, V.G. Acmeological Environment as a Condition for Developing a Social Capital / V.G. Zazykin // MSABA Bulletin. - 2012. - No. 2 (15). - P. 19-23.

4. Shipunova, O.D. Understanding and Success / O.D. Shipunova // Businessman and Success /// Ed.by K.S. Pigrov. - St-Petersb.: SPSU, 2006. - P. 93-100.

5. Tolochek, V.A. Inter-subjective, Intra-Subjective and Out-Subjective Factors of a Professional Success / V.A. Tolochek // Sociology and Personnel Management. -2008. - No. 2. - P. 155-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.