Научная статья на тему 'Представления современных студентов о гендерных стереотипах и полоролевых установках в семье'

Представления современных студентов о гендерных стереотипах и полоролевых установках в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведева И. А., Евграфова Ю. А.

В статье анализируются результаты исследования представлений студентов о социальных ролях женщин и мужчин и их соответствия гендерным стереотипам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления современных студентов о гендерных стереотипах и полоролевых установках в семье»

ков говорит о том, что они в большей мере ориентированы на внешние отношения и социальные нормы, чем представители другой группы. Таким образом, ЭУ школьники дифференцируют отношение к себе в большей мере на основе социальных норм и установок и соответствия им. В то время как ЭНУ старшеклассники в большей мере центрированы на себе и их самоотношение есть в большей мере следствие «замкнутости» на себе.

Список литературы:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 262 с.

2. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопр. психол. - 1990. - № 1. - С. 106-112.

3. Злотников А.Л. Особенности эмоциональной устойчивости курсантов в процессе первичной военно-профессиональной подготовки: дисс. ... канд. психол. наук. - Х., 2004.

4. Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава ввуза: дисс. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2001. -154 с.

5. Плахтиенко В.А. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. - 220 с.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 298 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского ун-та, 1983. - 284 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ И ПОЛОРОЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ В СЕМЬЕ

© Медведева И.А.*, Евграфова Ю.А.*

Пензенский государственный университет, г. Пенза

В статье анализируются результаты исследования представлений студентов о социальных ролях женщин и мужчин и их соответствия гендерным стереотипам.

Ключевые слова: полоролевые стереотипы, гендерная идентичность, полоролевые отношения в семье, социальные роли мужчин и женщин.

* Заведующий кафедрой «Прикладная психология», кандидат психологических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры «Прикладная психология».

В психологической практике (консультативной и коррекционной) все чаще возникает проблема решения вопросов, связанных с нарушениями гендерной идентичности, с диффузностью полоролевых образов. Чаще всего это проявляется в проблемах общения, партнерских отношений мужчин и женщин, и в многочисленных примерах неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей.

С чем связано возрастание этой проблемы? На наш взгляд, здесь следует усматривать две основные причины.

Первая - это немалое, к сожалению, число дисфункциональных семей, где самой страдающей является воспитательная, родительская функция. Если ребенок находится на периферии родительского внимания, то помимо других аспектов страдает и его психосексуальное воспитание, затруднено формирование гендерной идентичности. Также следует учесть факт возрастания числа неполных семей, в которых дети лишены возможности усвоения опыта необходимых для гармоничного развития моделей как женского, так и мужского воспитания.

Второй причиной является низкая информированность родителей и школьных учителей о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих своевременных перестроек родительского поведения и способов взаимодействия с детьми. Ближайшее взрослое окружение транслируют подрастающему поколению закрепленные в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими качествами должны обладать представители мужского или женского пола. Многие из этих представлений не вполне соответствуют реалиям современного периода социальных трансформаций. Зачастую бытующие и навязываемые представления-стереотипы являются причиной внутрилич-ностного диссонанса, особенно остро переживаемого в отроческие и юношеские годы. Данные некоторых исследований указывают на то, что ригидность и консервативность в восприятии своего и противоположного пола коррелируют с коммуникативными проблемами, в том числе и в близких партнерских отношениях [1].

На базе кафедры «Прикладная психология» ПГУ было проведено исследование, направленные на изучение полоролевых стереотипов студенческой молодежи. Выборку исследования составили студены младших курсов и выпускники вуза.

Студенчество является периодом, когда наиболее интенсивным является процесс социальной ориентации личности. Это период выбора будущего социального положения и способов его достижения. Такой выбор предполагает формирование и уточнение полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях.

На первом этапе исследования испытуемым была предложена анкета, направленная на определение спектра их мнений о 1) социальных ролях жен-

щин и мужчин, 2) важности реализации женщинами и мужчинами своих способностей.

Анализ ответов выявил различия в оценках респондентов профессиональных способностей мужчин и женщин. Больше половины девушек студенток младших курсов (70 %) высказались за равные способности у женщин и мужчин. Их ответы были направлены на опровержение бытующего мнения превосходства мужчин. Остальная часть женской выборки (преимущественно студентки старших курсов) придерживается традиционных стереотипов о мужском превосходстве. Мужская часть выборки в своем большинстве (77 %) отстаивает превосходство мужского потенциала. На вопрос о том, чем объясняется более высокий потенциал мужчин по сравнению с женщинами, большинство юношей высказалось в том смысле, что исторически сложившиеся традиции дают мужчинам больше прав и возможностей реализовать свои способности вне семьи.

Следует отметить, что часть испытуемых, ставящих под сомнение равенство между возможностями и потенциалом мужчин и женщин, в большей степени представлена юношами. Девушек, разделяющих это мнение больше среди старшекурсниц. У девушек также весьма ощутимо проявилась тенденция преувеличивать значение таких соматических характеристик мужчин, как физическая сила, выносливость. Эти качества они относят к наиболее необходимым для выполнения различных социальных функций.

Одним из наиболее распространенных и стабильных стереотипов в нашем обществе, касающихся значимости карьерных устремлений мужчин и женщин, является мнение о том, что «главное предназначение женщины -быть матерью». Анализ высказанных суждений респондентов показывает, что юноши и девушки в разной степени придерживаются традиционных полоро-левых стереотипов, но наибольшие различия отмечены в разновозрастных группах. Такой стереотип в большей степени поддерживается девушками-студентками старших курсов (60 %), и в меньшей степени - девушками-студентками младших курсов (40 %). Что касается мужской половины выборки, то она проявила высокую степень толерантности по отношению к стремлению женщин заниматься карьерой (64,7 % от общего количества мужской части выборки). И этот факт требует объяснения. На наш взгляд, такое положение вещей объясняется теми тенденциями, которые обозначились в современном обществе. Много работающие женщины-матери, занятые своей карьерой, транслируют своим дочерям желание строить иную модель семейной и профессиональной жизни. Мальчики же воспринимают эту модель менее критично, поскольку не соотносят ее со своим собственным будущим.

Респондентам отдельно была предложена ситуация, в которой муж получает предложение по работе, способное ускорить его карьеру, но оно может лишить жену возможности ее собственного дальнейшего профессионального роста. Вопрос заключался в том, что в этой ситуации должна предпочесть

женщина - семью или свою карьеру? Ответы показали доминирующее следование традиционным установкам юношей как старших, так и младших курсов (76,5 %) и несогласие с ними девушек-студенток младших курсов (только 30 % высказалось за предпочтение семейных ценностей).

Из опрошенных девушек старших курсов большинство высказало мнение, что сохранение семьи важнее для женщины (80 %), а для мужчины -карьерные устремления (70 %). Такие ответы отражают усвоенную девушками установку культурного архетипа, где семья более значима для женщины, чем для мужчины.

Меньшая доля мужской выборки высказалась за частичное жертвование своей карьерой ради профессиональных устремлений жены (23,5 %). Полученные результаты свидетельствуют о стабильности установки общества на то, что именно мужчина должен содержать семью, отвечать за ее материальное благополучие. То, что эта установка является доминантной в студенческой выборке, отражает ее глубокое проникновение в сознание молодого поколения.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что отношение к социальным ролям студентов как старших, так и младших курсов, в целом не отличаются от стандартных, традиционных установок. Исключение составляет группа девушек-младшекурсниц. Возможно, это проявление остаточных реакций негативизма и оппозиции, свойственных предшествующему подростковому возрасту. Девушки-старшекурсницы же выражают предпочтение семье и, как следствие, допускают отказ от своей профессиональной карьеры. Юноши высказываются за традиционный семейный уклад, где муж делает карьеру и обеспечивает благосостояние семьи, а жена воспитывает детей и обеспечивает порядок и уют в доме.

Нами также был использован метод семантического дифференциала для изучения гендерных стереотипов. Семантическое пространство было смоделировано на основе русских народных пословиц и поговорок. Именно в них латентно фиксируются стереотипы сознания, в том числе гендерные. В соответствии с содержанием пословиц и поговорок было выявлены такие объекты оценивания, как: женственность, мужественность, красота, ум, власть, принятие решений.

Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы современных студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов. Как и прежде, считается, что женщина должна быть, прежде всего, красивой, а мужчина - умным. Такие характеристики, как «женственность» и «красота» наиболее тесно ассоциируются у респондентов обоих полов с женщиной. Ответы испытуемых отражают значимость для них такого объекта как «ум». Женская часть выборки проявила тенденцию отождествлять себя именно с этой характеристикой.

Взгляды юношей о предназначении женщин свидетельствуют о переплетении, сочетании у них традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей. Так, например, у юношей «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании ими того факта, что женщина обладает властью, стремится к ней, и справляется с ролями, предполагающими проявление власти.

Результаты исследования показали, что традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, присутствуют в установках молодого поколения. При этом в самосознании юношей и девушек появились новые черты: женщина может (должна) быть с мужчиной на равных; женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать некоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

Что касается образа мужчины, то он также неоднозначен. По мнению большинства респондентов, сегодня он должен быть умным, властным и красивым. Последнее качество традиционно считалось признаком женственности.

Полученные данные свидетельствуют о существовании в сознании современной молодежи разнонаправленных гендерных стереотипов. Социальные сдвиги, разного рода трансформации, происходящие в обществе, вызывают перемены и в гендерных стереотипах, которые сегодня становятся менее отчетливыми и категоричными.

Анализируя возрастную динамику, отметим, что у молодых людей с возрастом уменьшается значимость такой маскулинной характеристики, как «отважность» и возрастает значимость такого свойства, как «выдержанность». Юноши оценивают как наиболее значимую такую характеристику мужчин, как «самостоятельность». С возрастом у юношей проявляется большая толерантность к такой характеристике применительно к образу мужчины, как «мягкость». Достаточно значимой для обеих групп является показатель мужского ума. Причем ожидание этого качества в мужчине у девушек с возрастом усиливается.

Полученные диагностические данные указывают также на уменьшение у мужской части претензий к самостоятельности женщин. Это свидетельствует о тенденции усиления собственной самостоятельности юношей-старшекурсников по сравнению с представителями младших курсов. У юношей в их полоролевых стереотипах значительно увеличивается значимость такой фемининной характеристики, как «мягкость».

У женской половины выборки прослеживается возрастание стремления «быть сильной». Это, на наш взгляд, проявление общей тенденции к эмансипации, характерное для современного общества. Отметим, что для юношей-старшекурсников эта характеристика по большей части не совпадает с образом женщины. Тем самым юноши-старшеклассники демонстрируют большую согласованность с традиционными стереотипами образа женщины.

В итоге отметим основные результаты исследования:

1. Гендерные стереотипы становятся менее отчетливыми и категоричными.

2. Традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, присутствуют в установках молодого поколения. При этом в самосознании юношей и девушек появились новые черты: женщина может (должна) быть с мужчиной на равных и обладать теми качествами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

Список литературы:

1. Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. - Саратов: Изд. СГУ, 1998. - 208 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В ИЗУЧЕНИИ СВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА С РОДИТЕЛЬСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О НЕМ

© Медведева И.А.*

Пензенский государственный университет, г. Пенза

В предлагаемой статье анализируются результаты исследования представлений ребенка-дошкольника о себе и связи между родительскими представлениями о ребенке и его самоотношением. Основу исследования составили проективные методы, которые в наибольшей степени согласуется с возрастными особенностями дошкольников.

Ключевые слова: самооценка, самоотношение, гендерная идентичность, полоролевое восприятие родителями своих детей.

Применение проективных методов вносят существенный вклад в изучение характера, особенностей и проблем развития детей-дошкольников.

На ранних этапах онтогенеза гибкость и податливость свойств и черт характера ребенка помогает конструировать его развитие по заданной линии [2, с. 45]. Вместе с тем, отсутствие логических схем в мышлении ребенка, трудность установления контакта со взрослым, не включенным в круг его ближайшего окружения, мешает этому процессу Кроме того, целостное восприятие мира ребенком и неразвитые волевые процессы заставляют его переносить свою проблему на все сферы жизни - он еще не умеет абстрагироваться и выполнять какое-либо дело, не думая о ней.

* Заведующий кафедрой «Прикладная психология», кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.