Сравнительный анализ организованности мужчин и женщин
8. Кубышкина M.JJ. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 1997.
9. Кудинов А.В. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.
10. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998. №1. С. 7.
11. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Там же. 2000. №2. С. 27—39.
12. Петяйкин И.П. Возрастные особенности проявления решительности при выполнении физических упражнении / / Психомоторика. Л., 1976. С. 51-55.
13. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977.
14. Скрябин Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости // Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974. С. 98 — 109.
Об авторе
Р.В. Ершова — канд. психол. наук, доц., Коломенский государственный педагогический институт, e-mail: [email protected]
УДК 159.9
АЛ. Лукина
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТЦЕ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рассматривается проблема формирования представлений об отце в юношеском возрасте, обсуждается феномен отцовства в современных социальных условиях. Изучается влияние отца на личностный рост и развитие юношей и девушек. Автором анализируются особенности представлений об отце у юношей и девушек из неполных семей.
This article focuses on the formation of image of a father at a young age. The article explains the phenomenon of fatherhood in modern social environment. It also investigates the influence of a father on personal growth and development of young boys and girls. The author analyzes specific features of the image about a father at young boys and girls from single-parent families.
Ключевые слова-, психология семьи; представление об отце; развитие личности; феномен отцовства; неполные семьи.
56
Проблема взаимоотношений родителей и их детей рассматривается в рамках социальной психологии и психологии семьи, затрагивая отдельные аспекты возрастной пс ихологии. Но при этом, как правило, данный вопрос сводится к описанию отношений обоих родителей с ребенком либо отношений между матерью и ее дитем. Проблема отцовства относительно новая и изучена отечественной психологией лишь фрагментарно. Влияние отца на развитие ребенка, его самореализацию упоминается в работах 3. Фрейда (эдипов комплекс), Э. Фромма (необходимость ребенка заслужить любовь отца), К. Юнга (влияние отцовства на духовный рост женщины) [3].
В настоящее время повсеместно констатируется рост безотцовщины, незначительность и бедность контактов отцов с детьми, их некомпетентность, неумелость, незаинтересованность в осуществлении воспитательных функций. Одни исследователи говорят об ослаблении отцовского начала. Другие — о том, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей, а были лишь кормильцами, защитниками и судьями. Между тем отец является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он играет большую роль в воспитании и развитии его способностей, в приобретении им различных навыков.
Отцовство представляет собой сложный феномен, в котором объединяются исторический, социокультурный, психологический и биологический компоненты. Представления об отцовстве меняются от культуры к культуре и от эпохи к эпохе, то, что вносится сейчас в это понятие, является продуктом длительного исторического развития и обусловлено определенной культурой [2]. Функции и роль отца в современной семье претерпевают быстрые и серьезные изменения: сейчас некоторые отцы гфинимают значительно большее участие в уходе за грудными детьми, а затем в их дальнейшем воспитании, причем в подобных семьях возникает сотрудничество между мужчиной и женщиной, какого прошлые поколения не знали. Отсутствие отца сказывается намного более тяжко, чем в прошлом, когда вся забота о ребенке представлялась исключительно женским делом.
Формируя представления о социальной реальности, человек осуществляет жизненный выбор, осознанно или нет, реализует имеющиеся или создаваемые жизненные сценарии. Соответственно, представления об отце будут определять многие эмоциональные, мотивационные и когнитивные аспекты в поведении ребенка. Стиль и содержание общения с отцом формируют нравственные установки ребенка. Признание отца как социально успешного человека определяет вектор развития и личностного роста юношей и девушек. Представления о своем отце влияют на то, как будут осуществляться взаимоотношения с противоположным полом у юношей и девушек. Юноши могут принимать стратегию поведения отца, у девушек же опора на представления об отце выступает детерминантой выбора будущего брачного партнера. Таким образом, эмоциональная окраска детско-отцовских отношений, позитивный или негативный образ отца обусловливают псу юную идентификацию, играют важную роль при построении модели гетерополых отношений [1].
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 55 - 57.
Представления об отце у юношей и девушек из неполных семей
Учитывая сложившуюся на данный момент ситуацию, а именно то, что традиционное положение отца в семье в последнее время подорвано, новые роли усваиваются медленно, важно отметить, что неадекватное, искаженное формирование представлений о нем негативно влияет на личностное развитие юношей и девушек.
Эмпирическое исследование, проведенное среди 100 испытуемых С ПОМОЩЬЮ проективной методики «Неоконченные предложения», показало, что при описании общего поведения отца указывается просто формальный статус, также распространенной является негативная оценка поведения. Испытуемые из полных семей наравне с негативной оценкой отца отмечали его характеристики как хорошего семьянина (настоящий, любящий, заботливый, порядочный отец). В выборке юношей и девушек из неполных семей это менее всего распространенная оценка поведения отца.
При описании негативных качеств в ответах испытуемых наиболее распространенными были оценки, касающиеся личностных качеств отца (лень, строгость, занудливость, гордость, упрямство), нестабильного эмоционального состояния (вспыльчивость, нервозность, нетерпеливость), уровня его взаимоотношений с ребенком и поведение в семье в целом. В ответах испытуемых из полных семей встречались такие характеристики, которых не было в ответах выборки, состоящей из юношей и девушек из неполных семей. Они указывали на черты слабого человека (слабохарактерность, несамостоятельность) и некоторую отстраненность, бездейственность, установку безразличия по отношению к своему ребенку, семье и жизни в целом. Среди испытуемых из неполных семей отмечалось недовольство внешностью и наличием вредных привычек у отца.
При описании взаимоотношений отца с ребенком юноши и девушки из неполных семей упоминали, что отцы относятся к ним как к дорогому, близкому, любимому человеку (самый распространенный ответ). Также в данной выборке испытуемые указывали, что разговор, совет являются гфедпочитаемым способ оказания помощи со стороны отца, чего нет в выборке испытуемых из полных семей. Вербальная агрессия по отношению к ребенку при неправильном его поведении встречалась чаще у испытуемых из полных семей.
В целом представления об отце у юношей и девушек из неполных семей имеют более положительную окраску, чем у испытуемых из полных семей.
Результаты проведенного исследования могут послужить разработке рекомендаций по оптимизации детско-отцовских отношений, направленных на формирование неискаженного представления об отце, основ индивидуального консультирования отцов по вопросам построения более адекватных отношений с детьми.
Список литературы
1. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. М.Е. Ершовой. М., 1980.
2. Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999.
3. Филлипова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
Об авторе
А.А. Лукина — доц., РГу им. И. Канга.