Научная статья на тему 'Представления об этико-правовых проблемах ВИЧ-инфекции у студентов-медиков'

Представления об этико-правовых проблемах ВИЧ-инфекции у студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
821
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИД / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ / ЧЕЛОВЕК / HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова М. В.

Special study, performed among students showed that on the background of rise of legal consciousness in current medical students the level of their ethical and legal knowledge can not be considered satisfactory. Relations of medical students with HIV-infected patient are characterized by peculiar dualism. On the one hand he is ready to help a patient, on the other hand he has antihumane position including organization of special reservation for patients with AIDS. In educational process of current medical institutes it is necessary to find and introduce new methods and forms of education of humanism and professional duty in future physicians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATIONS ON ETHICAL AND LEGAL PROBLEMS OF HIV-INFECTION IN MEDICAL STUDENTS

Special study, performed among students showed that on the background of rise of legal consciousness in current medical students the level of their ethical and legal knowledge can not be considered satisfactory. Relations of medical students with HIV-infected patient are characterized by peculiar dualism. On the one hand he is ready to help a patient, on the other hand he has antihumane position including organization of special reservation for patients with AIDS. In educational process of current medical institutes it is necessary to find and introduce new methods and forms of education of humanism and professional duty in future physicians.

Текст научной работы на тему «Представления об этико-правовых проблемах ВИЧ-инфекции у студентов-медиков»

УДК 616. 98 : 578. 826. 6] — 022. 363 — 057. 875

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИКО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

М.В. Макарова

Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины (зав. - проф. В.Ю. Альбицкий) Казанского государственного медицинского университета, Республиканский центр профилактики СПИДа (главврач - О.М. Романенко) МЗ РТ, г. Казань

Подбор кадров для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным является весьма важной проблемой, решение которой требует специальных подходов. Законодательство Российской Федерации в 1995 г. закрепило повышенную оплату и сокращенный рабочий день для лиц, работающих в указанной области, однако до настоящего времени не анализировалась эффективность этих мероприятий. Определенный оптимизм внушают сохранившиеся в медицинской среде самоотверженные традиции отечественных медиков. Очевидно, что этические взгляды будущего врача в значительной мере будут определять его выбор: станет он заниматься проблемой СПИДа или найдет другую область применения своим знаниям.

С целью изучения информированности студентов-медиков по этико-пра-вовым вопросам и их отношения к ВИЧ-инфицированным пациентам было проведено специальное исследование, в котором приняли участие студенты 5— 6-х курсов (121 чел.) Казанского государственного медицинского университета. Студентам было предложено анонимно заполнить анкету, включавшую 33 вопроса по различным аспектам медицинской этики и медицинского права.

Исследование показало, что с законодательными актами, защищающими права больного, знакомы лишь 47,9 % студентов, незнакомы - 25,2 %, затруднились ответить - 25,1 %, а с актами, защищающими права медицинского работника, - соответственно 44,6 %, 24,8 % и 30,6% респондентов.

Вряд ли следует комментировать приведенную выше информацию однозначно. Конечно же, эти данные свидетель-

ствуют о явной недостаточности этико-правовых знаний у студентов-старшекурсников. Тем более нетрудно предположить, что имеется завышенная самооценка знаний, так как биомедицинскую этику и медицинское право учащиеся медицинских вузов изучают на 2 и 3-м курсах, а долговечность теоретического знания, как известно, крайне низкая. Вместе с тем, если учесть, что медицинское право как предмет преподавания в системе медицинского образования введено сравнительно недавно, а общество в целом далеко не проникнуто правовым самосознанием, то факт знания каждым вторым студентом основ правоведения в области охраны здоровья населения нельзя не оценить как позитивный. Наконец, приведенные данные побуждают согласиться с мнением некоторых авторов о том, что клиническую биомедэтику и медицинское право необходимо преподавать на старших курсах [1].

В нашем исследовании мы решили выяснить готовность студентов-медиков обратиться в суд в случае нанесения ущерба их здоровью или здоровью их близких. Подобная настроенность среди студентов очень высока. 74,4% опрошенных уверены в том, что поступят именно так, 7,4% - не стали бы обращаться к правосудию, 18,2% - затруднились ответить. В данном контексте хотелось бы привлечь внимание к тому, что рост подобных намерений отмечается среди всего населения. Если в середине 90-х годов готовых обратиться в суд было чуть больше 25% от всех опрошенных [2], то в 2002 г. их число составило 34% [4]. Как видно из наших исследований, среди студентов-медиков число лиц, готовых обратиться в суд в

случае нанесения ущерба их здоровью, более чем в 2 раза больше по сравнению со всем населением. Приведенные данные свидетельствуют об определенном росте правового знания и правового самосознания у студентов-медиков. Следовательно, нетрудно предположить, что будущие врачи будут готовы к решению правовых коллизий в своей деятельности, в том числе в сфере обслуживания пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Массовое распространение СПИДа заставило по-новому рассмотреть целый комплекс моральных проблем. С одной стороны, эпидемия СПИДа сопровождалась повышением общей тревожности населения и так называемой второй волной эпидемии - распространением различных оправданных и неоправданных страхов среди определенных групп населения. С другой стороны, стали наблюдаться массовые отказы медиков оказывать зараженным ВИЧ или даже подозрительным на заражение какую-либо медицинскую помощь вплоть до самой экстренной. Таким образом, распространение СПИДа в значительной мере подвергло испытанию "на прочность" даже основы традиционной этики врачей [3].

В России в начале эпидемии СПИДа, на фоне самоотверженной деятельности многих врачей, имели место случаи, когда некоторые из них вообще отказывались оказывать какую-либо помощь ВИЧ-инфицированным. В иных случаях врач начинал неадекватно относиться к пациентам из различных групп риска, что тоже часто создавало этико-право-вые, а иногда и производственные конфликты.

Вышеизложенное позволяет считать актуальным изучение отношения студента-медика как к проблеме СПИДа в целом, так и к ВИЧ-инфицированным в частности. До настоящего времени сохраняется вероятность того, что врач не будет оказывать помощь ВИЧ-инфицированному, мотивируя это "некомпетентностью" в данной области или другой "объективной" причиной. Определенный интерес представляют ответы

студентов-медиков на вопрос: "Как бы Вы отнеслись к медицинскому работнику, отказавшему в медицинской помощи ВИЧ-инфицированному?". 23,1% респондентов отнеслись к этому факту без осуждения, 37,2% - с осуждением, 38,7% - затруднились ответить. Таким образом, можно предположить, что более половины будущих врачей с очень большой настороженностью будут относиться к оказанию медицинской помощи подобным больным.

Анализ полученных ответов показал три позиции современного студента-медика. Первую можно обозначить как рационально-профессиональную, когда большинство респондентов предлагают исключить всех инфицированных из доноров (72,7%) и избегать половых контактов с ними (60,3%). Вторую позицию можно назвать гуманистической, когда треть опрошенных будущих врачей готовы протянуть руку помощи ВИЧ-инфицированному человеку. Третью позицию, к сожалению, приходится классифицировать как антигуманную, и ее предпочли 32,3% студентов-медиков, выбравших жесткие меры по ограничению прав и свобод ВИЧ-инфицированных.

Таким образом, исследование выявило весьма тревожную (иначе ее вряд ли можно оценить) ситуацию, когда только треть будущих врачей сострадают тяжело и опасно больным людям и целая треть из них, по существу, склонны занять крайнюю антигуманную позицию, вплоть до организации для ВИЧ-инфицированных специальных резерваций (16,5%). Эти данные свидетельствуют о низкой этико-правовой осведомленности студентов и опасности перехода к позиции вседозволенности, безнравственности и еще раз указывают на необходимость усиления воспитательной составной в деятельности современного медицинского вуза.

Последний блок вопросов был посвящен выяснению готовности будущих врачей (не как специалистов, а как обычных членов общества) к поступкам гуманного, высоконравственного характера по отношению к людям, страдаю-

щим ВИЧ-инфекцией. Представлялось важным выяснить, насколько присутствует гуманистическая (сострадающая) составная в личности будущего профессионала-медика. Опрос показал, что пожертвовать частью своего дохода в пользу решения проблемы СПИДа готовы более трети студентов (36,4%), и лишь каждый пятый из них дал однозначно отрицательный ответ (23,1%). Треть студентов считают, что благотворительные средства следует направить на профилактику ВИЧ-инфекции, 11,6% -на приобретение лекарственных препаратов, а по 4% - рекомендуют направить эти средства на потребности хосписа, по решению медицинской комиссии на другие виды помощи. Лично участвовать (разные виды деятельности) в оказании помощи хоспису для больных СПИДом готовы 42,1% будущих врачей, не готовы - 18,2%, затруднились ответить - 39,7%.

Своеобразная этическая проблема, связанная с ВИЧ-инфекцией, возникла в области акушерской практики. Как известно, ВИЧ может передаваться от матери к ребенку во время беременности, родов и при грудном вскармливании. Поэтому некоторые [5] склонны рассматривать ВИЧ-инфекцию у матери как безусловное показание к аборту. Современная практика показывает, что решение этой дилеммы врачи предоставляют самой матери, давая ей возможность взвесить все "за" и "против" сохранения беременности, учитывая не только ее физическое состояние, но и материальные возможности для выживания ее ребенка. В плане гуманистических концепций как зараженный, так и незараженный человек представляет самостоятельную ценность.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы поставили перед респондентами вопрос: "Готовы ли Вы усыновить (удочерить) ребенка от ВИЧ-инфицированных родителей?". Положительно на этот вопрос ответили только 4,1% будущих врачей, затруднились с ответом -24,8%, однозначно заявили "нет" -

71,1%. Думается, что из этих данных не следует делать крайне негативные выводы, нужно лишь отметить достаточно объективную оценку себя и своих возможностей у молодых людей, тем более, если учесть, что при имеющихся родственных отношениях с ВИЧ-инфицированными родителями ответы респондентов значительно меняются. Отказ в усыновлении (удочерении) встречается только в 13,2% случаев, готовность же к усыновлению (удочерению) -в 42,1%. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком нравственном потенциале будущих врачей, готовности многих из них придти на помощь страдающим ВИЧ-инфекцией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алъбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю. Биоэтика в вузе. /Матер. межвуз. конф. 7—8 февраля 2001 г. -Красноярск, 2001. - С. 23—24.

2. Зыятдинов К.Ш. // Пробл. соц. гиг., здраво-охр. и истории мед. - 2000. - № 2. - С. 22—25.

3. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД. - М., 1996.

4. Хуэиева А.В. Качество жизни и этико-пра-вовые проблемы медицинской помощи больных саркоидозом (медико-социальное исследование):

Aaoi баб . аейй. ... eaia. i аа. i aoe. - Eajaf u, 2003.

5. AIDS in the World // Harvard University Press, Cambridge.-1992.

Поступила 24.07.03.

PRESENTATIONS ON ETHICAL AND LEGAL PROBLEMS OF HIV-INFECTION IN MEDICAL STUDENTS

M.V. Makarova

S u m m a r y

Special study, performed among students showed that on the background of rise of legal consciousness in current medical students the level of their ethical and legal knowledge can not be considered satisfactory. Relations of medical students with HIV-infected patient are characterized by peculiar dualism. On the one hand he is ready to help a patient, on the other hand he has antihumane position including organization of special reservation for patients with AIDS. In educational process of current medical institutes it is necessary to find and introduce new methods and forms of education of humanism and professional duty in future physicians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.