Научная статья на тему 'Представления о материнстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек'

Представления о материнстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
857
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОЕ И ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ И ОЖИДАНИЯ / FAMILY SELF-DETERMINATION / RESPONSIBLE AND CONSCIOUS PARENTHOOD / MOTHERHOOD / PATERNITY / PARENTAL ATTITUDES AND EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова С.В.

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на изучение представлений о материнстве как составляющего элемента феномена родительства. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что опыт детско-родительских отношений и тип семейного самоопределения оказывают влияние на формирование представлений юношей и девушек относительно роли матери и стратегии реализации родительства. Полученные результаты вскрывают основные направления и возможности профилактической и коррекционной работы с лицами, имеющими предрешенное и диффузное семейное самоопределение, актуализируют значимость и необходимость психолого-педагогического сопровождения подготовки студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of motherhood depending on the type of family self-determination of young men and girls

The article presents the results of the research, aimed at studying the concept of motherhood as a constituent element of the phenomenon of parenthood. The author theoretically substantiated and empirically confirmed the assertion that the experience of children-and-parental relationships and the type of family self-determination has an influence on the formation of young men and girls’ concept about the mother’s role and strategies of parenthood realization. The obtained results reveal the main directions and possibilities of preventive and correctional work with people who have predetermined and diffuse family self-determination, actualize the importance and the necessity of psychological and pedagogical support in student’s youth readiness to marriage and family relations.

Текст научной работы на тему «Представления о материнстве в зависимости от типа семейного самоопределения юношей и девушек»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Мерзлякова С.В.

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на изучение представлений о материнстве как составляющего элемента феномена родительства. Автором теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что опыт детско-родителъских отношений и тип семейного самоопределения оказывают влияние на формирование представлений юношей и девушек относительно роли матери и стратегии реализации родительства. Полученные результаты вскрывают основные направления и возможности профилактической и коррекционной работы с лицами, имеющими предрешенное и диффузное семейное самоопределение, актуализируют значимость и необходимость психолого-педагогического сопровождения подготовки студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям.

Ключевые слова: семейное самоопределение; ответственное и осознанное роди-тельство; материнство; отцовство; родительские установки и ожидания.

CONCEPT OF MOTHERHOOD DEPENDING ON THE TYPE OF FAMILY SELF-DETERMINATION OF YOUNG MEN AND GIRLS

Merzlyakova S. V.

Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation

The article presents the results of the research, aimed at studying the concept of motherhood as a constituent element of the phenomenon of parenthood. The author theoretically substantiated and empirically confirmed the assertion that the experience of children-and-paren-tal relationships and the type offamily self-determination has an influence on the formation of young men and girls' concept about the mother's role and strategies ofparenthood realization. The obtained results reveal the main directions and possibilities of preventive and correctional work with people who have predetermined and diffuse family self-determination, actualize the importance and the necessity ofpsychological and pedagogical support in student's youth readiness to marriage andfamily relations.

Keywords: family self-determination; responsible and conscious parenthood; motherhood, paternity, parental attitudes and expectations.

Актуальность изучения представлений юношей и девушек о родительстве обусловлена современным кризисным состоянием материнства и отцовства. О снижении в обществе ценности института родительства свидетельствуют рост внебрачных рождений, количества однополых семей, сознательный отказ от реализации материнской роли (чайлдфри), передача детей на воспитание няням, малодетность, отложенная рождаемость, нарушение репродуктивного здоровья, суррогатное материнство и т.д. O.A. Карабанова [3; 4; 5], A.C. Спиваковская [12], Р.В. Овчарова [11] отмечают, что родительская семья задает определенную нормативную модель родительства. Однако, Г.Г. Филиппова утверждает, что дисфункциональная семья сам по себе не может сформировать у детей эффективные модели супружеских и детско-родитель-ских отношений [1, с. 122]. В связи с этим должно быть тщательно продумано и реализовано использование внесемейных форм подготовки молодежи к семейной жизни, которые способны противостоять негативному примеру дисгармоничных родительских семей. Большую роль в этом могут сыграть учебные заведения (школы, колледжи, вузы), консультационные службы, медицинские учреждения, общественные организации, службы социальной защиты, ЗАГСы, средства массовой информации, специальная литература и т.д.

Согласно определению Р.В. Овчаровой «родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства» [11, с. 7]. Структурными компонентами родительства являются: ценностные ориентации и семейные ценности супругов; родительские установки и ожидания, включающие в себя репродуктивные установки супругов, а также установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть гласное и негласное функционально-ролевое распределение; установки в детско-родительских отношениях, реализуемые в стиле воспитания; установки и ожидания в отношении ребенка; родительское отношение, выражающееся в родительских чувствах и родительской любви; родительские позиции, выражающиеся в сознательной и бессознательной оценке ребенка, проявляющиеся в способах и формах взаимодействия с ребенком; родительская ответственность; стиль семейного воспитания. Автор отмечает, что все компоненты структуры родительства имеют когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, связаны друг с другом и являются критериями реализации родительства [11, с. 19].

Р.В. Овчарова дифференцирует понятия «родительство», «материнство» и «отцовство». Родительство рассматривается автором как надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида и включает в себя двух человек, решивших дать начало новой жизни [11, с. 28]. В то же время материнство и отцовство касаются отдельной личности, различаются поведенческими реакциями, обусловленными тендерными и этнокультурными стереотипами. Так, В.П. Аниси-

мов под отцовством понимает «способность быть ответственным за стратегическую направленность своего Рода в сохранении и обогащении ценностей духовного и материального бытия семьи», а материнство — «способность тактично и бережно (отсюда «Берегиня») сохранять накопленные ценности духовно ориентированного и материального содержания Рода» [2, с. 107].

Стадиями родительства являются следующие [6, с. 33].

1-я стадия — бездетность или предродительство включает в себя период согласованности, совместного обсуждения, поиска единения взглядов супругов на сроки рождения и число детей в семье, формирование плана семьи.

2-я стадия - репродуктивное родительство, когда начинается непосредственная реализация планов семьи. Рождение здорового ребенка гарантирует гигиена зачатия, восстановление и укрепление репродуктивного здоровья будущих матерей и отцов, которое определяет состояние генофонда нации. Психологическая готовность к зачатию предполагает ответственное и осознанное желание быть родителем, оценку готовности своего партнера в браке за организацию жизненного пространства, формирование перинатальной культуры, создание благоприятной и культурно обогащенной среды вокруг ещё неродившегося ребенка.

3-я стадия - социализационное родительство начинается с рождения ребенка и заканчивается его вступлением в брак, рождением внука. По мнению Е.И. Захаровой ситуация родительства определяет новую сферу деятельности взрослого человека, от которого требуется быть заботливым, организованным, ответственным, воспитывать в себе новые черты и качества личности [1, с. 48]

4-я стадия - прародительство.

Е.И. Захарова отмечает, что родительство на этапе становления существенно отличается от родительства в период стабилизации и на этапе зрелого родительства [1, с. 43]

Р.В. Овчарова выделяет две основные стратегии реализации родительства: 1) восприятие рождения ребенка как временного или постоянного ограничения для самореализации; 2) родительская роль представляет собой новую возможность для самореализации.

Планирование семьи, родительские установки и ожидания формируются задолго до создания самой семьи, детерминированы суммарным воздействием факторов макроуровня (влияние общества на нормативную модель родительства), мезоуровня (влияние родительской семьи), микроуровня (влияние индивидуальных особенностей личности).

В проведенных ранее исследованиях нами установлено, что родительство является одним из основных мотивов вступления в брак современной молодежи [8]. В представлениях юношей и девушек об идеале отца-матери наблюдаются сходства. Наиболее ценными качествами «идеального отца» и «идеальной мамы» являются заботливость, личная независимость, уважение к другим людям [9]. Основной целью данного исследования стало выявление особенно-

стей представлений о материнстве в зависимости от такого внутреннего фактора микроуровня, как тип семейного самоопределения молодежи [10].

В эмпирическом исследовании приняли участие 490 студентов Астраханского государственного университета, Астраханского государственного политехнического колледжа, Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Из них 209 юношей и 281 девушка в возрасте 15-22 лет.

Для диагностики типа семейного самоопределения, представлений о материнстве мы использовали метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом. Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. В анализ включались описательные статистики, факторный анализ методом главных компонент, кластерный анализ методом k-средних, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, корреляционный анализ.

На первом этапе мы определили тип семейного самоопределения молодежи. Установлено, что 62 чел. (22 юноши и 40 девушек) имеют предрешенное семейное самоопределение, 137 чел. (43 юноши и 94 девушки) - декларируемое семейное самоопределение, 113 чел. (80 юношей и 33 девушки) - диффузное семейное самоопределение, 153 чел. (46 юношей и 107 девушек) - реализуемое и достигнутое семейное самоопределение. У 25 студентов тип семейного самоопределения не выявлен. Далее, с помощью корреляционного анализа мы изучили представления юношей и девушек о качествах идеального образа матери (идеальная мама), реального образа мамы (моя мама), собственного видения будущего образа родителя (Я - будущая мама) в зависимости от типа семейного самоопределения.

Юноши, обладающие предрешенным типом семейного самоопределения (СС), в образе идеальной мамы важным считают выполнение обязанностей (табл. 1). При этом представления о маме коррелируют на уровне статистической значимости с такими качествами, как уравновешенность, заботливость, терпеливость. В представлениях девушек с предрешенным типом СС идеальная мама должна быть в первую очередь заботливая и ответственная. Положительная корреляция свидетельствует о том, что мама ассоциируется с приятным человеком, идеальным образом материнства, обладает такими качествами, как ответственность, выполнение обязанностей, заботливость, трудолюбие, уважение. У девушек представления о себе как будущей мамы положительно коррелируют с образом своей мамы и идеальным образом, большое значение придается таким качествам, как заботливость и уважение, материнство рассматривается как достижение счастья и возможность самоактуализации.

Таблица 1.

Представления о материнстве в зависимости от семейного самоопределения юношей и девушек

Качества Предрешенное СС Декларируемое СС Диффузное СС Реализуемое и достигнутое СС

1 2 1 2 1 2 1 2

Ответственность 0,277 0,342" 0,197 0,135 0,270" 0,041 0,044 0,275"

« Я Уважение к другому человеку 0,128 0,199 0,023 0,258" 0,354" 0,448" 0,396" 0,368"

ев S Уравновешенность 0,100 -0,038 -0,051 0,342" 0,303" 0,257 0,147 0,392"

5 X ив § а> Заботливость 0,083 0,611" 0,384" 0,538" 0,379" 0,571" 0,285 0,569"

Эмпатия -0,216 -0,305 -0,084 0,194 0,202 0,393" 0,159 0,155

Терпеливость 0,311 0,069 0,234 0,081 0,127 0,303 -0,022 0,336"

Я Выполнение обязанностей 0,441* 0,204 0,106 0,156 0,099 0,517" 0,054 0,282"

Трудолюбие 0,027 0,238 0,017 0,232" 0,178 0,066 0,203 0,421"

Ответственность 0,319 0,479" 0,194 0,258" 0,198 0,063 0,317" 0,145

Уважение к другому человеку 0,103 0,318" 0,261 0,360" 0,123 0,519" 0,376" 0,196"

Уравновешенность 0,527" 0,051 0,191 0,254" 0,123 0,458" 0,331" 0,306"

св Заботливость 0,511* 0,439" 0,105 0,479" 0,139 0,223 0,253 0,431"

Я Эмпатия 0,153 -0,144 -0,189 0,194 0,128 0,274 0,223 0,163

Я Терпеливость 0,456" 0,281 0,146 0,113 0,084 0,184 -0,044 0,344"

S Выполнение обязанностей 0,273 0,463" -0,047 0,279" 0,133 0,429" 0,188 0,343"

Трудолюбие 0,354 0,407" 0,017 0,154 0,030 -0,201 0,335" 0,428"

Приятный человек 0,383 0,593" 0,336" 0,373" 0,205 0,307 0,383" 0,318"

Идеальная мама 0,199 0,464" 0,510" 0,352" 0,146 0,432" 0,636" 0,502"

Ответственность 0,295 0,317" -0,029 0,335"

Уважение к другому человеку 0,315" 0,417" 0,409" 0,424"

Уравновешенность -0,045 0,219" 0,346" 0,356"

Заботливость 0,496" 0,483" 0,447" 0,499"

ев я Эмпатия -0,232 -0,009 0,413" 0,283"

ев s Терпеливость 0,109 0,084 -0,018 0,345"

3 В Выполнение обязанностей 0,162 0,296" 0,372" 0,268"

Трудолюбие 0,058 0,144 0,101 0,370"

* Счастье 0,440" 0,295" 0,350" 0,442"

Самоактуализация 0,343" 0,205 0,358" 0,364"

Угроза -0,311 -0,271" -0,135 -0,233"

Неприятность -0,326" -0,255" -0,165 -0,183

Идеальная мама 0,353" 0,380" 0,607" 0,417"

Моя мама 0,550" 0,467" 0,488" 0,491"

Примечания: 1 — юноши, 2 — девушки; * — корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.

Для юношей с декларируемым СС идеальная мама должны быть заботливой. Образ собственной мамы положительно взаимосвязан с представлениями об идеальной маме и приятным человеком. В представлениях девушек идеальная мама - заботливая, уравновешенная, уважает других людей, трудолюбивая. Своя мама ассоциируется с приятным человеком, образом идеальной мамы, заботливая, уважает других, выполняет обязанности, ответственная, уравновешенная. Качества мамы и представления об идеале способствовали формированию таких представлений о себе как будущей мамы, как заботливая, уважающая других, ответственная, выполняющая обязанности, уравновешенная. Будущее материнство положительно коррелирует с понятием «счастье» и отрицательно с «угрозой», «неприятностью».

При диффузном СС у юношей образ идеальной мамы обладает такими качествами, как заботливость, уважение, уравновешенность, ответственность. Особо следует отметить, что не выявлено значимой взаимосвязи образа своей мамы с понятиями «идеальная мама», «приятный человек» и перечнем соответствующих качеств. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствует о наличии напряженности и межличностного конфликта с родителем противоположного пола, который не соответствует ролевым ожиданиям, идеальным представлениям юношей о матери. У девушек, имеющих диффузное СС, идеальная мама заботливая, выполняет обязанности, уважает других, с развитой эмпатией. Представления о своей маме совпадают с идеальным образом, ассоциируются с уважением, уравновешенностью, выполнением обязанностей. Представления о себе в будущем в большей степени коррелирует с идеальным образом, чем с образом мамы, включают в себя такие качества, как заботливость, эмпагия, уважение, обязательность, уравновешенность. В материнстве девушки видят возможность самоактуализации и достижения счастья.

В группе юношей реализуемого и достигнутого СС качеством идеальной мамы является уважение к другим. Образ мамы ассоциируется с идеальным образом и приятным человеком, обладает качествами уважение, трудолюбие, уравновешенность, ответственность. У девушек следующая иерархия качеств в образе идеальной мамы: заботливость, трудолюбие, уравновешенность, уважение, терпеливость, выполнение обязанностей, ответственность. Представления о своей маме практически совпадают с идеальным образом, за исключением такого качества как ответственность. На формирование образа «я - будущая мама» в большей степени оказывает влияние образ мамы, чем идеальный образ, о чем свидетельствует более сильная корреляционная связь. Будущее материнство предоставляет возможность стать счастливым и самореализоваться в жизни.

Итак, в представлениях о материнстве выявлены различия в зависимости от типа семейного самоопределения молодежи. Родительские установки и ожидания юношей декларируемого, реализуемого и достигнутого семейного самоопределения определены в первую очередь качествами родителя противоположного пола. При диффузном и предрешенном семейном самоопределении представления об идеальном материнстве формируются вне зависимости от качеств реального образа мамы. Мы считаем, что таким образом юноши пытаются компенсировать неудовлетворитель-

ные и дисгармоничные детско-родительские отношения с мамой в будущей собственной семье. Наиболее важными установками и ожиданиями юношей по отношению к брачному партнеру как будущей матери являются такие качества, как заботливость, уважение к другому человеку, выполнение обязанностей, ответственность. Представления о себе как о будущей маме у девушек согласованы с качествами, присущими образу идеальной и собственной мамы. Однако при предрешенном и диффузном семейном самоопределении в образе «Я - будущая мама» отсутствует такое важное качество, как ответственность, что свидетельствует об их психологической неготовности к функциональной роли матери. При реализации стратегии родительства девушки воспринимают будущую материнскую роль, как новую возможность самоактуализации и достижения счастья. Результаты проведенного исследования будут полезны при апробации модели психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи [7].

Список литературы

1. Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный и семейный аспекты. К 40-летию кафедры возрастной психологии. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012.256 с.

2. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет. М.: Педагогическая литература, 2007. 176 с.

3. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. 320 с.

4. Карабанова O.A. Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 104—107.

5. Карабанова O.A., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. 110 с.

6. Кузьменко Т.В. Савинов Л.И. Теория и практика планирования семьи. Саранск: изд-во Мор-дов. ун-та, 2005. 144 с.

7. Мерзлякова C.B. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014.№ 11.1 (59) С. 560-584.

8. Мерзлякова C.B. Мотивация вступления в брак современных юношей и девушек // В мире научных открытий. 2012. № 9 (33). С. 187-205.

9. Мерзлякова C.B. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 150-155.

10. Мерзлякова C.B. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85-91.

11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.

12. Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.