Важнее всего, чтобы ребенок, оказавшись в структурно осмысленной проблемной ситуации, сам нашел свой метод» [6].
Продуктивная педагогика является новым шагом в образовании XXI века, соответствующим социальным запросам к формированию молодого поколения постиндустриального общества. Репродуктивная педагогика завершает свой цикл развития, и ей на смену приходят различные продуктивные технологии, дающие возможность связать в единый образовательный процесс воспитание, развитие способностей и личности учащихся, формирование навыков продуктивного накопления системы знаний и умений работать с ними.
«Продуктивная педагогика - это способ оптимального педагогического реагирования современного образования на формирующиеся в России рыночные условия, которые заключаются в строгом органическом соединении форм развития свойств и качеств личности с формированием навыков работы с информацией, адекватных требованиям рыночной экономики страны» [8].
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004.
2. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.
4. Соколова Л.Б.Становление культуры педагогической деятельности учителя. - Оренбург, 2003.
5. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: ПРОГРЕСС, 1987.
7. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. - М., 2004.
8. Востриков А.А. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. - Томск: Изд-во Том. университета, 1999.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Земских О.А.*, Керимшеева О.А.Ф
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
В статье рассматривается представление о культуре здоровья студентов НГПУ. Раскрываются результаты исследования в указанной об-
* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.
* Профессор кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
ласти и включение материалов о культуре здоровья в программные курсы проводимые авторами: «Лечебная физическая культура студентов с ослабленным здоровьем» на кафедре физического воспитания и «Этнопедагогика и здоровье» в институте детства в процессе подготовки учителей начальных классов.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (А.Н. Разумов, 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [1, 7].
От состояния здоровья студенческой молодежи зависит будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Тревожная ситуация складывается со здоровьем студентов высших учебных заведений. С каждым годом численность специальных медицинских групп возрастает (каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 45 % хронических заболеваний, 1 % инвалидов и только 10 % признаны здоровыми) [3]. Выше представленные факты указывают на необходимость специальных мероприятий, направленных на популяризацию идей культуры здоровья. Особенно это относится к студентам педагогических вузов, специфика трудовой деятельности которых связана с общением и воспитанием подрастающего поколения. В связи с этим студентам необходимы знания о культуре здоровья человека, которое формируется на основании следующих компонентов:
- понимание человеком определения «культура здоровья»;
- двигательная активность;
- здоровое питание;
- отсутствие вредных привычек;
- отсутствие стрессов.
Для определения уровня представления студентами о культуре здоровья (в структуре вышеуказанных составляющих его компонентов) была разработана анкета и проведено анкетирование.
Исследование проводилось с сентября 2011 по март 2012. В исследование приняли участие 120 студентов (респондентов).
Юношей 30, девушек 90. Средний возраст респондентов составил 19 лет. В процессе обработки полученных материалов использовались методы качественного и количественного анализа.
Ниже приведем некоторые результаты. На вопрос «Как Вы заботитесь о своем здоровье?» получены следующие результаты: бываю на свежем воздухе - 35 %, не имею вредных привычек - 29 %, занимаюсь физкультурой -
28 %, принимаю витамины - 18 %, стараюсь меньше нервничать - 20 %, правильно питаюсь - 21 %, регулярно прохожу медосмотры - 23 %, отдыхаю в санаториях и т.п. - 5 %, занимаюсь физическим трудом - 20 %, другое -10 %, о здоровье практически не забочусь - 11 %.
На вопрос «Что Вам мешает вести здоровый образ жизни?» были получены следующие результаты: нехватка времени - 49 %, лень - 29 %, вредные привычки - 16 %, черты характера - 10 %, нехватка денег - 15 %, отсутствие осведомленности о культуре здоровья - 5 %, нет необходимости -5 %, другое - 3 %, затруднились ответить - 5 %.
На вопрос «Можете ли Вы сказать, что ведете здоровый образ жизни?» получили следующие данные: да - 13 %, скорее да, чем нет - 47 %, скорее нет, чем да - 25, нет - 12 %, затрудняюсь ответить - 3 %.
На вопрос «Какие способы просвещения и пропаганды культуры здоровья Вы считаете наиболее эффективными?» были получены следующие ответы: средства массовой информации - 34 %, общественные акции борьбы с вредными привычками - 23 %, средства массовой информации о вреде курения, алкоголя, наркотиков, абортов - 22 %, средства массовой информации о влиянии физкультуры и спорта - 31 %, средства массовой информации о здоровом питании - 29 %, реклама о здоровом образе жизни - 15 %, другие - 20 %, затрудняюсь ответить - 2 %.
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает человеку соблюдение норм культуры здоровья?» респонденты дали такие результаты: укрепляет здоровье -55 %, поддерживает работоспособность - 49 %, обеспечивает хорошее настроение 40 %, поддерживает внешнюю привлекательность - 46, способствует имиджу, успеху в жизни - 33 %, дает возможность заниматься любимым делом (хобби) - 15 %, предупреждает возникновение проблем со здоровьем - 25 %, расширяет круг общения - 19 %, формирует качества современной культурной личности - 25 %, другое - 4%.
□ 5% И 2% □ 13%
©
□ Положительно
■ Скории положительно, чим отрицательно
□ Скории отрицательно, чим положительно
□ Отрицательно
□ Затруднились отвитить
Рис. 1. Диаграмма ответов респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к культуре здоровья» в процентном соотношении
Вопрос «Как Вы относитесь к культуре здоровья?» дал следующие результаты: положительно - 65 %, скорее положительно, чем отрицательно -15 %, скорее отрицательно, чем положительно - 5 %, отрицательно - 2 %, затрудняюсь ответить - 13 %. Для большей наглядности данные по этому вопросу нами представлены в диаграмме (рис. 1).
На вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?» были получены следующие результаты: хорошее - 49 %, удовлетворительное -37 %, плохое - 8 %, очень плохое - 3 %, затрудняюсь ответить - 3 %. Для большей наглядности данные по этому вопросу нами представлены в диаграмме (рис. 2).
■ Хорошее ■ Удовлетворительное
_ Плохое ■ Очень плохое
ш Затруднились ответить
" 30/0
49%
37/
Рис. 2. Диаграмма ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья» в процентном соотношении
В ходе исследования было выявлено, что преобладающее число студентов вкладывают в представление о культуре здоровья, прежде всего понятие о здоровом образе жизни и способы укрепления здоровья.
Большинство студентов придерживаются малоподвижного образа жизни, чаще всего проводя время за компьютером и за письменным столом. Далее возникает множество проблем: заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз), органов дыхания (астма), сердечно-сосудистой системы (вегето сосудистая дистония, гипертензия, аритмия), избыточный вес и т.д.
Таким образом, полученные нами результаты и проведенный теоретический анализ свидетельствует, что необходимо проводить целенаправленную работу по представлению о культуре здоровья студентов.
Государственная политика в первую очередь нацелена на предотвращение развития болезней, лишь малая часть отведена их профилактике [2, 6]. Именно поэтому студенты должны научиться предупреждать возникновение заболеваний самостоятельно. Им необходимо отказаться от вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем, абортов, переедания, ма-
лоподвижного образа жизни и т.д.), а также определять частоту сердечных сокращений при физической нагрузке, регулярно выполнять физические упражнения, своевременно посещать профилактические осмотры и делать прививки от инфекционных болезней. Мировая и российская практика доказывает, что раннее выявление болезни обеспечивает более успешное ее лечение.
Для формирования представления культуры здоровья студентов необходимо:
1. заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества РФ: работников Министерства образования, учителей, воспитателей, преподавателей и учёны;
2. развитие государственной политике в этом направлении;
3. создание оздоровительных госпрограмм;
4. увеличение финансирования ВУЗов.
В тоже время многое зависит и от педагогических вузов. Прежде всего, это создание специальных медицинских групп, где на первый план выступает не только сохранение и восстановление здоровья студентов, а также реабилитация больных и инвалидов.
В данном направлении в НГПУ ведется работа в программном курсе «Лечебная физическая культура студентов с ослабленным здоровьем» на кафедре физического воспитания (О.А. Земских) [4]. В институте детства в процессе подготовки учителей начальных классов читается курс «Этнопе-дагогика и здоровье» (О.А. Керимшеева) [5].
С низким уровнем культуры здоровья педагог приходит в школу, которая в условиях модернизации образования активно включается в режим инновационного развития. Готовность будущего педагога к формированию культуры здоровья у учащихся - один из приоритетных показателей сфор-мированности культуры здоровья студентов.
Список литературы:
1. Алёшина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе в процессе профессиональной подготовки. -Волгоград, 1998.
2. Алиев М.Н., Аксёнов В.П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. - Тула, 1993.
3. Жулина В.Г. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. -Ставрополь, 2002.
4. Земских О.А. Воспитание общей выносливости у студентов специальной медицинской группы средством дозированной оздоровительной ходьбы // Современное образование: целевые ориентиры развития. Материалы Всероссийской научно-практ. конференции. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2011. - С. 174-177.
5. Керимшеева О.А. Этнопедагогика здоровья // Физиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Айзман. - Новосибирск: НГПУ, 2001.
6. Овчинникова Л.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога. - Екатеринбург, 2003.
7. Плаксина О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета. -Рязань, 2008.
8. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека: монография. - М., 1999.
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАНОВКИ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Игольницына М.С.*
Сокольский педагогический колледж, г. Сокол
В статье рассматриваются возможности использования самостоятельной постановки сказочных сюжетов учащимися колледжа для развития их коммуникативных умений: умения речевого общения, умения активно слушать, владение невербальными средствами общения, умения давать себе оценку, умения оценивать других, умения работать в команде и т.д.
Общение является важной составляющей в жизни каждого человека. Через общение он развивается, формирует свое мировоззрение, строит взаимоотношения с другими людьми, постигая основы нравственной, социально-общественной культуры. На протяжении всего периода взросления ребенка необходимо создавать условия для получения им опыта общения в различных видах взаимодействия с другими людьми. Одним из таких условий является постановка народных сказок.
Сказки - это кладезь народной мудрости. Народные сказки, наполненные многообразием сюжетов и образов, сочетают в себе вымысел, фантастику и действительность, что делает их занимательными и для слушателя, и для рассказчика. С первых слов сказка вводит слушателя в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опасные испытания - отгадывание трудных загадок, всевозможные превращения, столкновения с чудовищами, волшебниками, колдунами и так далее. Рассказы о самых невероятных, фантастических событиях имеют глубокий жизненный смысл; их неправдоподобность служит более яркому, запоминающемуся выражению их поучительного смысла, идеи [3]. Сказка учит быть добрыми и спра-
* Преподаватель музыки и фольклора.