Научная статья на тему 'Предпринимательство в инновационной сфере'

Предпринимательство в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Инновационное предпринимательство / человеческие ресурсы / макрои микросреда предприятия / регулирование инновационной деятельности / Innovative entrepreneurship / human resources / macroand microenvironment of an enterprise / innovative activities regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаров Юрий Александрович

Статья посвящена следующим проблемам управления промышленными предприятиями при формировании инноваций в условиях оптимизации трудовых ресурсов: активизация творческой и инновационной деятельности работников, существенные изменения в их взаимоотношеиях, учет всего многообразия факторов, влияющих на формирование инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship in innovation sphere

The article is dedicated to the following problems of industrial enterprise management during innovation formation under conditions of labor resources optimization: activation of creative and innovative activities of employees, signifi cant changes in their relationships, consideration of the whole variety of factors infl uencing the formation of innovative sphere.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в инновационной сфере»

Ю.А. Жаров

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Инновационная деятельность занимает важнейшее место в хозяйственной жизни промышленного предприятия. Это главное средство получения долговременных и значимых конкурентных преимуществ, единственный способ выпуска новой или усовершенствованной продукции, а также внедрения новых или усовершенствованных технологических процессов, то есть главный инструмент технологического развития. В то же время инновационная деятельность остается наиболее эффективным способом преодоления технологической отсталости, одним из наиболее действенных средств завоевания позиций на зарубежном рынке.

В публикациях последних лет все больший акцент делается на то, что инновационная деятельность является важнейшим способом преодоления депрессивного состояния российской экономики и выхода ее из кризиса. Проблемы, связанные с развитием системы управления инновационной деятельностью на промышленных предприятиях, становятся наиболее актуальными для сегодняшней России.

Перечисленные моменты актуализируют изучение закономерностей функционирования инновационных рынков и общемировых тенденций их формирования, особенностей российского рынка высоких технологий, влияние на развитие инновационных рынков различных инструментов макроэкономического регулирования, а также разработку методического инструментария для оценки эффективности инновационных стратегий промышленных предприятий.

В условиях реформирования российской экономики предпринимательство, как особый вид инновационной деятельности, с одной стороны, служит катализатором проводимых рыночных реформ, с другой -отражением хода реформ, с третьей - условием стабилизации экономики. В основе производства лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать ресурсы в условиях неопределенности. Поэтому управление человеческими ресурсами на промышленных предприятиях предполагает активизацию творческой и инновационной деятельности работников, существенные изменения в их взаимоотношениях.

Вместе с тем при управлении человеческими ресурсами на промышленных предприятиях сталкиваются со значительными трудностями, среди которых чрезвычайно важными, на наш взгляд, являются создание условий для всестороннего и творческого развития каждого работника, формирование системы мотивации, направленной на развитие высокоинтеллектуального труда, выявление и привлечение квалифицированных специалистов в инновационную деятельность. 65

65

Усиление открытости национальных экономик развитых стран, зависимости от мирового хозяйства, необходимость повышения конкурентоспособности предприятий на расширяющихся рынках привели к постепенной переориентации всех систем государственного регулирования экономик на активизацию поддержки инновационного предпринимательства. Направления развития инноваций во многом определяются общим уровнем развития науки.

В экономически развитых странах Европы, Америки и Азии, вступивших в стадию постиндустриального развития и строящих информационные общества, или общества, построенные на знаниях, государства оказывают поддержку финансовыми вливаниями, законодательным обеспечением и налоговыми льготами конкретным проектам, получившим признание со стороны национальных производителей и государственных структур в качестве начинаний, способных принести максимальную выгоду обществу. Это значит, что их осуществление укрепит позиции на мировых рынках наукоемкой продукции и высоких технологий, будет содействовать расширению налогооблагаемой базы, национальной безопасности и окажет радикальное влияние на улучшение экологической, демографической и социально-культурной ситуации в данной стране.

Такие проекты проходят тщательный отбор на основе сложившейся методологии выбора и оценки научных достижений и технологических решений, гарантирующих преимущества создаваемой продукции. К ним могут принадлежать также механизмы модернизации организационных форм производства, науки и образования, социальные программы и т.д. Отбор этих проектов в системе государственных ведомств, оказывающих поддержку научным исследованиям, может опираться на фиксированный список приоритетов, например критических технологий. Но это скорее исключение из общего правила, заключающееся в том, что единых обязательных общенациональных списков приоритетов нет. Есть приоритеты в деятельности определенных ведомств, которые реализуются в научно-исследовательских программах. Таким образом, приоритетами государственной научно-технической политики становятся стратегические цели развития соответствующих направлений. Далее эти цели уточняются в конкретных программах и проектах, проходящих конкурсный отбор, экспертизу и оценку результатов по завершении.

Проводя научную политику, правительство:

• создает резерв фундаментальных научных идей и способствует подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий;

• снижает финансовый риск научно-технических проектов;

• осуществляет посредническую функцию при взаимодействии академической и прикладной науки;

• выравнивает диспропорции в научной сфере, ликвидирует отставания материально-технической базы науки, развивает информационную базу научных исследований. 66

66

Помимо научной политики в рамках различных федеральных ведомств осуществляются меры специального характера. Они направлены на стимулирование инновационной активности бизнеса и предусматривают финансовую помощь.

Центры нововведений обычно организуются при университетах, чтобы ученые и студенты имели возможность довести свои идеи до стадии готового для реализации продукта. К другим специальным мерам стимулирования инновационной активности относится система льгот (беспроцентный или низкопроцентный кредит), предоставляемых фирмам - новаторам в новых областях НТП, что позволяет им в течение определенного времени функционировать в монопольных условиях предпринимательской деятельности. Одной из мер косвенного стимулирования инновационной активности, связанной с экономическими условиями для предпринимательской деятельности, является налоговая и амортизационная политика, позволяющая предпринимателям направлять значительную часть средств и ресурсов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Характерные для современного уровня развития мировой экономики процессы интеграции способствуют унификации методов государственного регулирования инновационной деятельности предприятий. Так, для стран-членов Европейского Союза приоритеты деятельности в области инновационной политики в настоящее время определяются следующим образом:

• обеспечение однородности инновационной политики;

• создание близких административно-правовых систем;

• совершенствование связей в инновационной системе;

• создание общества, открытого для нововведений.

Стимулирование инновационной деятельности предприятий - это

комплекс социально-экономических, правовых, идеологических и других форм и методов, направленных на создание благоприятных условий их деятельности, учитывающих как особенности удовлетворения основных потребностей и интересов предпринимателей, так и механизм трансформации стимулов и мотивов. Направленное формирование потребностей, актуализация интересов - важнейшее условие стимулирования, т.е. стимулирование должно обострять в сознании предпринимателя значимые для него общественные потребности, чтобы вызывать личностное отношение к нынешнему воздействию.

В рамках экономического стимулирования инновационной деятельности государство должно создать систему финансовых и организационных рычагов, позволяющих стабилизировать экономические процессы в производстве, предложить новые условия для наращивания предпринимательской деятельности, обеспечивая получение доходов предпринимателями при реализации инновационных продуктов. Такое понимание 67

67

стимулирования предпринимательской деятельности отражает реалии, свойственные переходному периоду в экономике.

Методы участия государства в малых и средних предприятиях разделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовые методы связаны с кредитованием проектов и программ предпринимательских структур -участие в акционерном капитале, долевое и совместное финансирование, выдача гарантий и размещение гарантийных фондов, организация лизинга и т.д. При финансовых методах государственного воздействия необходимым ресурсом становится капитал. Нефинансовые методы включают законодательные, налоговые, информационно-консультационные, организационные. Такое деление методов участия государства носит условный характер, так как нефинансовые методы также связаны с перераспределением финансовых ресурсов (как правило, трансфертов государства, налогов). Для реализации нефинансовых методов также нужны ассигнования, хотя и в меньшем, чем при осуществлении финансовых методов, размере.

Механизм регулирования предпринимательства в инновационной сфере является видовым относительно механизма регулирования предпринимательства на промышленных предприятиях, представляющего совокупность форм, методов, средств, с помощью которых органы управления государства, регионов и других административно-территориальных образований осуществляют воздействие на предпринимательскую среду.

Различают следующие основные методы регулирования предпринимательства на промышленных предприятиях:

• экономические, связанные с формированием экономических условий для развития предпринимательства посредством финансовой, кредитной, налоговой политики и т.п.;

• организационные, позволяющие добиться четкой регламентации процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательства;

• социально-психологические, способствующие мотивации предпринимательской деятельности и созданию благоприятного психологического климата внутри предпринимательских структур.

Для предпринимательства в целом и предпринимательства в инновационной сфере, в частности, внешняя среда определяется политическими, экономическими, социальными, природно-климатическими, территориальными, демографическими особенностями страны и ее регионов. Среди множества факторов, образующих внешнюю среду, выделяются те, которые влияют на динамику, масштаб развития и качественный уровень предпринимательства, т.е. формируют его микросреду. К этим факторам относятся потенциальный рынок товаров и услуг, предпринимательские ресурсы, условия предпринимательской деятельности и уровень развития ее инфраструктуры. 68

68

Для инновационного предпринимательства на промышленных предприятиях основным элементом внешней среды выступает рынок инноваций, характеризующийся наличием неудовлетворенного платежеспособного спроса на продукт, создаваемый предприятиями страны (по отдельным отраслевым сегментам или в денежном эквиваленте). Рынок инноваций может быть сформирован государственным заказом на продукцию инновационной деятельности промышленных предприятий.

Финансовые ресурсы национальной экономики для развития инновационной предпринимательской деятельности на промышленных предприятиях формируются за счет собственных (как государства, так и предпринимательских структур) и привлекаемых финансовых средств, а также государственных гарантий под кредит предпринимателей.

Формирование трудовых ресурсов в инновационной сфере зависит от наличия свободных и годных по своим профессиональным и психологическим возможностям для работы в инновационных предпринимательских структурах трудовых ресурсов.

Внешними организационными условиями для развития предпринимательства в инновационной сфере выступают комплекс нормативных актов (законов, постановлений и т.п.), обеспечивающих порядок создания, функционирования и ликвидации промышленного предприятия, благоприятный налоговый климат, охватывающий как все предпринимательство страны, так и предпринимательскую деятельность на промышленных предприятиях в инновационной сфере, конкретные предпринимательские структуры, вовлеченные в инновационную деятельность, благоприятный таможенный режим, благоприятную финансово-кредитную политику государства, престижность предпринимательства в инновационной сфере.

Для регулирования инновационного предпринимательства на промышленных предприятиях создаются организационные структуры, призванные координировать процессы его функционирования и развития. К числу государственных структур, занимающихся регулированием предпринимательства, относятся государственные и региональные фонды поддержки предпринимательства.

Объектами регулирования развития инновационного предпринимательства на промышленных предприятиях выступают:

• ресурсная база предпринимательства;

• потенциальный рынок новых товаров и услуг, производимых предпринимателями;

• устранение условий, неблагоприятных для развития предпринимательских структур;

• инфраструктура предпринимательства с целью обеспечения ее комплексности и эффективности.

Методы регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий могут быть связаны с достижением конкретных 69

69

целей (политических, экономических или социальных) или с решением конкретных задач (например, трудоустройства специалистов научнотехнической сферы). По скорости воздействия различают методы регулирования, оказывающие моментальное влияние на объект регулирования и приводящие к немедленным результатам; влияющие постепенно, причем результаты реализации также проявляются постепенно; и наконец, методы, результаты, реализации которых могут проявиться только в будущем. Быстрый результат обеспечивают административные методы, связанные с запрещением или разрешением конкретных видов предпринимательской деятельности, решением об изменении порядка взимания какого-либо налога и др.

Процесс регулирования инновационного предпринимательства на промышленных предприятиях - это совокупность действий, направленных на предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность, с целью количественного и качественного изменения данного сегмента предпринимательства. Выбор методов и средств воздействия определяется состоянием и структурой инновационной сферы, конкретными задачами по ее развитию, наличием ресурсов в распоряжении государственных и региональных органов власти. В результате регулирования должны создаваться условия развития инновационных предпринимательских структур на промышленных предприятиях, в наибольшей степени отвечающие интересам как государства, так и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Регулирование предпринимательства в инновационной сфере на промышленных предприятиях осуществляется на многоуровневой основе. На уровне государства оно призвано:

• устанавливать приоритетные на данный период цели и задачи;

• распределять финансовые ресурсы между регионами и отраслями с учетом приоритетности и ограниченности ресурсов;

• создавать благоприятные условия для предпринимательства на промышленных предприятиях в инновационной сфере.

В качестве эталона благоприятных условий могут рассматриваться условия внешней среды в странах с развитой рыночной экономикой.

Регулирование на уровне региона заключается в установлении инновационного предпринимательства как приоритетного вида деятельности и распределение в его пользу выделенных ресурсов.

Инновационная среда промышленного предприятия складывается из инновационного потенциала с учетом оценки состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ) и инновационного климата, под влиянием которого складывается оценка состояния ее внешней среды (одного из факторов привлекательности инновационного рынка). 70

70

Анализ инновационной среды промышленного предприятия сложен и трудоемок, поэтому большое внимание уделяется технологии его проведения. В дополнение к таким фундаментальным методам, как системный анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа - оперативный диагностический анализ организаций и ее среды.

Анализ среды промышленного предприятия осуществляется с целью:

• выявления в ее потенциале силы (S);

• выявления в ее потенциале слабости (W);

• установления возможностей (О), предоставляемых промышленному предприятию ее внешней средой;

• выявления угроз (Т) для предприятия со стороны внешней среды.

После составления списка сильных и слабых сторон потенциала предприятия, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливают связи.

Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа (рис. 1, 2), которая строится на векторах состояния внешней среды (горизонтальная ось) и состояния внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала промышленного предприятия.

Внешняя среда организации

Возможности Угрозы

(O) (Т)

Внутренняя Сила (S) Поле SO Поле ST

среда Слабость (W) Поле WO Поле WT

предприятия

Оценка

потенциала

Рис.1. Общий вид матрицы SWOT-анализа

В результате получаем четыре поля (квадранта) и следующие группы ситуаций:

I. Поле SO «сила - возможности». Фиксируются сильные стороны потенциала предприятия, которые обеспечивают ей их использование. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции весьма сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию использования.

П. Поле ST «сила - угрозы». Фиксируются слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанс использовать предоставленные

71

возможности. Могут рассматриваться стратегии развития инновационного потенциала промышленного предприятия.

Возможности (O) Угрозы (Т)

Повышение спроса на наукоемкую продукцию Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность Повышение таможенных тарифов Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей

5Г 3 Позиция технологического лидера в отрасли Возможна разработка наукоемких продуктов и высоких технологий Вероятность исполь- зования ситуации высока Усиливать позиции на внутреннем рынке, создавая СП с зарубежным партнером Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества

Высокий научнотехнический инновационный потенциал Освоение новых методов НИОКР, сокращение их длительности и затрат Вероятность исполь- зования ситуации высока Вероятность исполь- зования ситуации снижается Вероятность использования ситуации высока

Слабость (W) Ограни- ченные мощности серийного производства Рассмотреть стратегию ценообразования "снятия сливок” Необходимо развивать собственную базу или создавать СП Усиливать позиции на внутреннем рынке. Создавать СП с зарубежным партнером Необходимо развивать собственную базу или создавать СП

Сбытовая сеть предприятия совершенно не развита Приобрести предприятия с хорошей сбытовой сетью или образовать СП Приобрести предприятия с хорошей сбытовой сетью или образовать СП Создавать СП с зарубежным партнером Приобрести предприятия с хорошей сбытовой сетью или образовать СП

Рис. 2. Фрагмент матрицы SWOT-анализа инновационной деятельности на промышленных предприятиях

72

Ш. Поле WT «слабость - угрозы». Это наихудшее сочетание для предприятия, тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь путем разработки стратегий развития инновационного потенциала промышленного предприятия.

IV. Поле WO «слабость - возможности». Руководству предприятия следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния предприятия или целесообразность поиска стратегии развития инновационного потенциала.

В структуре внешней среды выделяют макросреду и микросреду. Объектом анализа макросреды выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на инновационные цели и стратегии. При необходимости можно углубить объект анализа за счет двух других векторов -территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти векторы уже учтены в структурах и характеристиках сфер.

В качестве дальнего (косвенного) окружения организации внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на промышленное предприятие. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая непосредственно влияет на промышленное предприятие. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, то есть формированием и использованием потенциала промышленного предприятия.

Любая оценка составляет лишь определенную часть анализа. Ее качество зависит от состава учитываемых факторов, от точности моделирования связи фактора (параметра внешней среды) с объектом оценки (параметра предприятия), от качества прогнозирования динамики их изменений. Все это определяется квалификацией и информированностью аналитиков и экспертов. Эффективность инновационной деятельности промышленных предприятий в информационном обществе во многом зависит от доступности информационных ресурсов.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.