Научная статья на тему 'Предпринимательский университет (шведский опыт)'

Предпринимательский университет (шведский опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский университет (шведский опыт)»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Н. СОРОКИНА, кандидат философских наук МГУ им. М.В. Ломоносова

Предпринимательский университет

(Шведский опыт)

Управление системой образования в условиях рыночной экономики претерпевает изменения. Так, сегодня в качестве одной из задач модернизации образования ставится привлечение эффективных менеджеров к управлению вузами, обновление корпуса администраторов, создание эффективной системы их подготовки и переподготовки[1].

В этой связи научный и практический интерес представляет опыт становления университета предпринимательского типа. Одним из исследований, посвященных этому опыту, является работа Б. Кларка, в которой анализируются пути и способы организационных изменений в пяти европейских университетах: английском, голландском, шотландском, шведском и финляндском [2]. Кларка интересовали вопросы: испытывают ли сейчас университеты давление, которое приводит к переменам? Если да, то почему? Какая угроза заставляет их преобразовываться, проявляя постоянную предприимчивость?

Кларк выдвинул предположение о том, что университеты вынуждены изменяться под влиянием внешних факторов. При этом наблюдается усиление асимметрии между требованиями внешней среды и возможностями университетов реагировать на них. Неустойчивость создает проблему, так как традиционные методы установления их соответствия оказались неадекватными в условиях все возрастающих требований. Поэтому университетам нужно не только во все

большей степени отвечать на вызовы, связанные с переменами во внешних условиях, но и искать инновационные стратегические решения, производя зачастую радикальные изменения в менеджменте.

Многие университеты в различных странах мира пытаются сейчас трансформироваться, причем каждый приспосабливается к внешним изменениям по-своему, с учетом своих особенностей.

Изучая, к примеру, пути трансформации шведской системы университетов, Кларк отмечает, что среди европейских стран Швеция стала предтечей перехода от элитного к массовому высшему образованию во второй половине ХХ столетия. Государство активно помогало в этом, создавая модернизированную образовательную инфраструктуру. Причем по сравнению со своими аналогами во Франции и Германии шведские университеты могли в известных пределах определять свои размеры - исходя из имеющегося спроса, финансовых ресурсов. Так, университет Халмерса (вуз индустриального профиля), расположенный в Гетеборгском регионе, стал проводить небольшие эксперименты в области организационного развития, которые вымостили дорогу к уникальному отступлению от традиций, случившемуся в 1994 г. Управленческие инициативы привели в итоге к превращению данного учебного заведения в университет предпринимательского типа.

Большую роль в этих нововведениях играли люди, названные Кларком

«academic heartland». А началось все с того, что один из ведущих ученых заявил о необходимости проектов междисциплинарного плана и начал ее реализовывать, показав личный пример предпринимательского подхода в Халмерсе и, пожалуй, во всей шведской университетской системе. Это инициатива «снизу» была с готовностью поддержана в течение 1980-х гг. усиливающимся административным ядром (administrative core), состоящим из двух человек - ректора и административного директора. Управленческие инновации шли как сверху, так и снизу, согласуясь с институциональной идеей формирования в Халмерсе специального института, предпринимательского по своей сути, который организует «точки роста» организационного развития. Эти специальные «места» вскоре образовали сложную «развивающую периферию» (developmental periphery), в которой новые элементы, междисциплинарные по своему характеру, были ориентированы на конкретные проекты. Взаимодействуя с промышленными предприятиями и другими внешними группами, они привносили в университет специфическую для бизнес-организаций постановку проблем и расширялись формально, создавая новые предприятия и филиалы научных парков вне традиционных границ университета. Между тем изменялись и источники доходов, начиная играть свою собственную, стимулирующую роль.

Будучи авторитетными, заслуженными людьми в университете, именно academic heartland демонстрировали инновационное поведение и были вдохновляющими лидерами. Причем инициативу по созданию собственного «дела» могли проявлять и молодые преподаватели, и даже студенты. Тем самым в процесс трансформации университета вовлекались те социальные группы университета, которые в наибольшей степени были готовы и способны к созданию и

реализации различного рода пионерных проектов.

Новая структура в университете занималась исследовательской деятельностью, разрабатывая новые технологии для промышленности. Она также оказывала консультационные услуги, осуществляла тренинговые программы, разрабатывала специальные курсы для студентов, например, по теме «Практика инноваций», а также предлагала краткий магистерский курс для широкой общественности и студентов-бакалавров, специализирующихся в области патентования. Были организованы бесплатные юридические консультации для изобретателей и дочернихпредприятий. Халмерс создал целый ряд тренинговых программ высокого уровня по менеджменту (CHAMPS), в рамках которых организовывались встречи высокопоставленных шведских руководителей с ведущими зарубежными экспертами. CHAMPS - замечательный пример самообеспечения -давал возможность назначать высокие цены на свои курсы.

Усиленное управленческое ядро (strengthened steering core) также играло важную роль, подкрепляя все эти усилия. Инициатива по изменению положения в сторону динамичного предпринимательства исходила сверху, от центрального руководства в лице ректора и административного директора.

Особенность университета Халмерса заключалась в том, что он имел крупные подразделения («школы») вместо традиционных факультетов, возглавляемых деканами. Переход к децентрализованному финансовому планированию значительно укрепил их позиции,превратив в крупных «игроков». По мере того как деканы все больше включались в общеуниверситетское управление, сформировалась группа университетского менеджмента. Так ключевые «игроки» превратили усиленное административное ядро в институт коллективного лидерства. Са-

мым главным, несомненно, остается ректор, президент: он отбирает проректоров, а не утверждает избранных представителей; трое администраторов находятся у него в подчинении. Деканы стали менеджерами основных академических подразделений и в этих рамках несут ответственность за бюджет и инициативу. Они становятся ключевыми фигурами, принимая на себя роль управленцев среднего звена, проводя политику в сфере университетского менеджмента и в то же время представляя интересы своих подчиненных. Деканы приняли на себя также функцию согласования управленческих и традиционных академических ценностей.

В университете Халмерса в качестве новых структур были образованы подразделения, ориентированные только на промышленность, так называемые Центры компетентности. Такая тесная связь с промышленностью, являясь уникальной, становится новым типом исследований. Университетские ученые, представители бизнеса и промышленности вместе формулируют стратегически важные исследовательские программы, принимая на себя коллективную ответственность за их реализацию и финансирование. Это новое подразделение является междисциплинарным, директора центров имеют полную свободу в привлечении необходимого ему персонала для участия в проектах. В новых центрах передача знаний может происходить и от промышленности к университетам: часто особые технические знания, которыми обладают индустриальные исследователи, превосходят соответствующие познания университетских ученых. Взаимоотношения между университетом и промышленностью меняются кардинально. Так, промышленные предприятия все в большей мере могут формировать свой исследовательский персонал, высоко компетентный в конкретных секторах экономики, техники и других областях знания.

Упомянутые выше «developmental periphery» имеют два таких значимых элемента, необычных для шведских университетов, как связи с выпускниками и «фандрейзинг» (мобилизация капитала). Европейские университеты, как правило, не организуют своих выпускников как группу поддержки, и выпускники, в свою очередь, не испытывают особой верности воспитавшему их университету. Еще в сер. 1800-х гг. в Халмерсе сформировались подобные группы в форме самодеятельных добровольных ассоциаций. В 90-е гг. ХХ столетия университет попытался возродить традицию, установить контакты со своими выпускниками и организовать их в некую группу. Имеющему статус независимого учебного заведения Халмерсу стала необходима их как моральная, так и материальная поддержка. Подобная идентификация выпускников является ценным ресурсом и со всей очевидностью отличает его от других шведских университетов.

В сер. 90-х гг. Халмерс также начал кампанию по фандрейзингу, получая индивидуальные пожертвования от частных благотворителей и промышленных предприятий, стремящихся поддержать развитие конкретных областей знания. Другие шведские университеты также стали больше заниматься этим: университет Гетеборга смог создать большую бизнес-школу, получив крупное пожертвование от частного благотворителя на строительство нового комплекса зданий.

Важным вкладом в становление университета предпринимательского типа явилось вовлечение студентов в «предпринимательский дух» путем поощрения практики такназываемого «студенческого лидерства». Халмерс ежегодно освобождает от учебы на год 4-5 членов студенческого союза, имеющего свой парламент, с выплатой им заработной платы. Эти студенты становятся фактически младшими администраторами, им разрешается участвовать во многих комите-

тах при администрации и профессорско-преподавательских советах. На лидерские позиции привлекаются успевающие студенты, и оплачиваемое участие в работе приводит к тесной идентификации их с университетом. Так формируется «дух Халмерса», в основе которого -сильная корпоративная идентичность, которая помогает в борьбе за статус и автономию университета.

Таким образом, в Халмерсе «academic heartland» и «периферия развития» объединились вокруг институциональной идеи предпринимательского университета. Идея выросла в особый этос, культуру, пронизывающую все подразделения университета, как внутренние, так и внешние.

Важнейшим элементом в становлении предпринимательских университетов является дискреционная (действующая по собственному усмотрению) финансовая база. С 1994 г. она стала центральной проблемой, поскольку Халмерс зависит от бюджетного финансирования подобно другим шведским университетам. Правительство Швеции поддерживает высшие учебные заведения, в значительной степени освобождая студентов от оплаты за обучение, и в особенности путем финансирования академических исследований. Так, одну треть материальной помощи правительство выделяет на бакалавриат и две трети - на подразделения дополнительной подготовки (advanced training).

Таким образом, становление вуза предпринимательского типа требует

организационных изменений, что, в свою очередь, невозможно без активности, энергичных усилий членов академического сообщества. Основным фактором здесь является умение рисковать, когда результат внедрения новых идей не является очевидным. Вот почему понятия «предпринимательский университет» и «инновационный университет» часто используются как синонимы.

Итак, каким образом университеты трансформируют себя? Отвечая на этот вопрос, Б. Кларк выделяет как минимум пять необходимых для этого условий: сильное административное ядро, все более увеличивающаяся «развивающая периферия», различные источники денежных поступлений,влиятельные,энергич-ные представители академического сообщества и интегрированная предпринимательская культура [2, p. 4-5]. Зарубежный опыт показывает: когда происходит децентрализация власти от правительства к университетам (предоставление широкой автономии), большое значение для превращения учебного заведения в предпринимательский инновационный университет имеют амбициозные цели плюс эффективные организационные изменения.

Литература

1. Модернизация образования // Поиск, № 22, 2 июня 2000 г.

2. Clark B.R.. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. - IAU PRESS, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.