Научная статья на тему 'Предпринимательский аспект экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг'

Предпринимательский аспект экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MARKET OF LAW-ENFORCEMENT SERVICES / ENTERPRISE ACTIVITY / BUSINESS IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

Статья посвящена анализу предпринимательского аспекта в экономических отношениях на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе формируются новые подходы к анализу хозяйственной деятельности субъектов-предпринимателей на правоохранительном рынке товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE ASPECT OF ECONOMIC RELATIONS IN THE MARKET OF THE LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES

The article is devoted to the analysis of enterprise aspect in economic relations in the market of law-enforcement goods and services. In the work the new approaches to the analysis of economic activities of subjects-businessmen on a law-enforcement market and services are formed.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский аспект экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг»

The article presents the analysis of foreign experience of agricultural development. During the analysis ways of support in agricultural development of foreign countries were shown. The use foreign experience in agricultural development at installation agroindustrial policy was suggested.

Key words: self-maintenance; state regulation; organic agriculture.

УДК 331.965+343.88

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

© Михаил Юрьевич Дворецкий

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса,

e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

Статья посвящена анализу предпринимательского аспекта в экономических отношениях на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе формируются новые подходы к анализу хозяйственной деятельности субъектов-предпринимателей на правоохранительном рынке товаров и услуг.

Ключевые слова: рынок правоохранительных услуг; предпринимательская деятельность; предпринимательство в правоохранительной деятельности.

Субъекты предпринимательства представляют собой специфическую часть населения, занятого в хозяйстве страны, базовой основой для которых являются: личная инициатива, формирование бизнеса на смешанных формах собственности, возможность делать выбор из свободных, альтернативных направлений предпринимательской деятельности, использование любых законных методов и способов производства, сбыта товаров и услуг, распоряжение доходами по своему усмотрению.

Предпринимательская деятельность

весьма многообразна по организационноправовым формам, по отраслевой принадлежности, по всем видам деятельности, по предлагаемым товарам и услугам, по конкурентным условиям, в которых она реализуется.

Всестороннее изучение рынка товаров и услуг по многим аспектам на сегодняшний день имеет достаточный характер. Однако до сих пор отсутствовали попытки применить комплексный анализ, позволяющий создать целостное представление о состоянии, проблемах и перспективах развития предпринимательской деятельности, субъектов предпринимательства на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Таким образом, объектом исследования в данной статье является предпринимательская

деятельность на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Предметом же исследования являются экономические отношения в предпринимательстве, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Цель статьи состоит в анализе и разработке концепции предпринимательской среды рынка правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России.

Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].

Основой ведения предпринимательской деятельности предприятиями рынка товаров и услуг безопасности являются экономические отношения, функционирующие на рынке услуг безопасности между субъектами хозяйствования. От уровня развития этих отношений в сфере рынка услуг безопасности зависит благосостояние каждого человека, семьи, организации, местного сообщества в целом.

Статья 13, «Необходимая оборона», ФЗ РФ гласит: «Каждый имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества, государства от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти» [2].

Сегодня рынок товаров и услуг охраны и безопасности представляет собой сложную совокупность предприятий, служб, инженерных сооружений и сетей, расположенных в рамках определенной административной территории и предназначенных удовлетворять повседневные правовые, коммунальные, бытовые, материальные и социально-культурные потребности населения.

В целях безопасности экономических субъектов разрешается ведение предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) защита интересов и коммерческих тайн предприятий, учреждений, организаций;

3) охрана имущества собственников, в т. ч. при его транспортировке;

4) проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранной и пожарной сигнализации;

5) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В современном состоянии экономики вопросы безопасности личности, организации или иных экономических субъектов носят системный характер.

С точки зрения В.И. Ярочкина, «...целями системы безопасности являются: защита прав фирмы, ее структурных подразделений и сотрудников; сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов; повышение имиджа и роста прибылей за счет обеспечения качества услуг и безопасности клиентов» [3].

Однако малые и средние предприятия, в связи с имеющимся у них дефицитом трудовых и финансовых ресурсов, вместо создания собственных служб безопасности, с точки зрения хозяйственной необходимости, стараются делегировать эти функции специали-

зированным государственным и негосударственным организациям.

В научной литературе раскрытие сущности теории безопасности хозяйствующего субъекта, его предпринимательских действий, факторов, влияющих на безопасность, индикаторов дается крайне редко, а во встречающихся определениях сущность выражается не всегда четко, а иногда неполно.

Как известно, факторы, влияющие на уровень безопасности личности, предприятия, могут быть внутренними и внешними, экономическими и внеэкономическими, объективными и субъективными.

Если исходить из того, что главный принцип рыночной экономики - это взаимодействие хозяйствующего субъекта и рынка, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и вместе с тем самостоятельную целостность, то хозяйствующий субъект может существовать только при условии бесперебойного взаимодействия с рыночной средой. Для этого необходимо нормальное функционирование как самого предприятия, так и рынка в целом [4].

С точки зрения масштабности объекта исследования следует выделить пять уровней экономической безопасности:

1) личности - индивидуальный уровень;

2) организации - микроуровень;

3) отрасли региона - мезоуровень;

4) общества и государства - макроуровень;

5) группы стран - метауровень.

Эволюция экономических отношений

привела к тому, что обеспечением безопасности на правоохранительном рынке товаров и услуг занимаются как государственные, так и негосударственные субъекты правоохраны.

Сущность негосударственной правоохранительной деятельности заключается в объективной природе возникающих экономических отношений, во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, обусловленных предоставлением и потреблением правоохранительных товаров и услуг.

Негосударственные субъекты правоох-раны - это те субъекты, чья хозяйственная деятельность основана на предпринимательской активности, т. е. ведется предпринимателем.

Предприниматель - деловой человек, антрепренер, лицо, занимающееся собствен-

ным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды [5].

Мотивирующей предпосылкой является потребность в безопасности потребителей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий.

Данные элементы, представляющие собой организации или отдельные лица, не поддаются прямому воздействию со стороны рынка правоохранительных товаров и услуг, но реагируют на изменения его производственного и рыночного воздействия. Ответственная реакция обусловлена, в данном случае, косвенным воздействием, когда желаемое поведение формируется под воздействием заранее продуманной комплексной стратегии, направленной на всю совокупность микроокружающих факторов.

Люди сталкиваются, как правило, с «жесткими» условиями конкуренции. Они вы-

нуждены ориентироваться на использование внешней защиты в своей жизнедеятельности, приобретая товары и услуги правоохранительного характера.

Взаимосвязи субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг с потребителями их продукции отличаются большим разнообразием, они сталкиваются с необходимостью постоянного слежения и оперативного выбора потребителей, представленных на рынке. Развивая отношения со многими участниками рынка, предприниматели рынка правоохранительных товаров и услуг создают собственную коммуникативную сеть, используя преимущества, предоставляемые прочными коммуникативными связями и возможностью использования сетевых методов. Однако их деятельность во многом обусловлена факторами (прямого воздействия), представленными на рис. 1.

Общеэкономические

Характер собственности; уровень развития экономики; состояние конкурентной среды; степень развития рынка; отраслевая принадлежность; вовлеченность в мировую интеграцию и др.

Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность на правоохранительном рынке товаров и услуг

Правовые

Развитие законодательной базы; взаимосвязи с силовыми структурами; развитие легальной сферы деятельности

Рис. 1. Факторы (прямого воздействия), влияющие на предпринимательскую деятельность на правоохранительном рынке товаров и услуг

Таблица 1

Факторы макроокружающей среды (косвенного воздействия) и их влияние на рынок правоохранительных товаров и услуг

Факторы Влияние факторов на рынок

Природные Природные факторы, обусловливающие деятельность, включают компоненты естественно-природного происхождения. В их составе можно выделить климатические условия (для тех видов бизнеса, которые могут иметь развитие в конкретной климатической зоне), природно-ресурсные, обусловливающие возможность обеспечения производства природным сырьем, ландшафтные, формирующие возможность пространственного размещения предприятия. К числу природных факторов следует относить и экологические составляющие. Последние интегрируют характеристики, отражающие степень загрязнения территориальной экосистемы и ее структурных компонентов

Социально- демографические Социально-демографические факторы отражают, прежде всего, численность и половозрастную динамику населения. Они имеют значение для тех видов бизнеса, что ориентированы на удовлетворение потребностей различных половозрастных групп или используют стратегию дифференциации продукции в соответствии с основными демографическими характеристиками. Стиль жизни, привычки, ценностные ориентиры, этические и религиозные основы общества также подвержены изменениям и могут повлиять на характер деятельности

Экономические Одним из компонентов предпринимательской макросреды, формирующим условия развития любого бизнеса, является экономическая среда. Подобно другим элементам внешнего окружения, экономическая среда не находится в состоянии покоя и влияет на сферу производства в силу собственных изменений, которые могут иметь различные последствия для функционирующих в этой среде фирм. В экономико-социальной сфере важно выделить более общие социальные процессы, происходящие на микроуровне социально-экономической среды. Здесь важно учесть общественное отношение к тому или иному виду производственной деятельности, к контактам между отдельными бизнес-субъектами. Такие факторы являются, по своей сути, лимитирующими отдельные ограничения и требуют отражения в рамках прогнозирования и стратегического планирования

Правовые Субъекты правоохранительного рынка товаров и услуг действуют в определенных правовых рамках, которые регулируют и регламентируют их поведение. Деловые отношения оформляются в соответствии с правовыми документами, задающими общие параметры развития предпринимательской деятельности

Культурные В современных условиях усиливается влияние культурной среды. В число культурных факторов входят характеристики общего культурного уровня потребителей и производителей, историко-культурные традиции, творческая активность общества и направления ее использования, а также проявления неформальной культуры, оказывающей влияние на своеобразие потребительских вкусов и предпочтений

Научно- технические В научно-технической среде формируются тенденции к изменениям, создающие для субъектов рынка дополнительные возможности, преимущества или ограничения. Целью предприятия, находящегося в определенных научно-технических условиях, является эффективное приспособление к этим условиям и активный поиск инновационных решений. Научно-технические изменения проявляются по двум направлениям. Первое связано с изменением спроса на продукцию, когда вместе с развитием научно-технического прогресса повышаются требования к качеству товаров, обращающихся на рынке. Этот процесс требует не только совершенствования технологических процессов, но и обширных маркетинговых исследований, направленных на изучение и прогнозирование потребительского спроса, и приспособления характеристик производимой продукции к новым условиям потребительского спроса. Второе направление в изменении научнотехнической среды проявляется в самой производительной системе или их совокупности. Оно связано с внедрением инноваций в процессе производства товаров и услуг. Инновационная деятельность предпринимательской организации генетически обусловлена рынком, а точнее присущим ему процессом конкуренции. Стимулирующие начала конкуренции побуждают предприятия к постоянному обновлению ассортиментного ряда, поиску инноваций и их реализации

Государственно- политические В мире развитого современного предпринимательства считается признанным, что государственное регулирование в тех или иных формах, масштабах - закономерность социальной рыночной экономики. Главным принципом организации социально-рыночных отношений является сочетание принципа свободы предпринимательства с принципом социального выравнивания. Свобода предпринимательства требует свободы производителя и потребителя, продавца и покупателя, формирование спроса и предложения, экономической состоятельности; одинаковых «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятельности. Цель государственного регулирования предпринимательской среды заключается в обеспечении государством условий для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства. Принцип сочетания экономических и социальных целей при государственном регулировании предпринимательской среды также не нуждается в особых комментариях. Во-первых, государство должно обеспечить экономические, социальные, политические, организационные, правовые условия для развития предпринимательства как основного источника развития экономики и обеспечения благосостояния общества. Во-вторых, социальные цели очерчены при раскрытии функции социальной ориентации государственного регулирования

В отношении с потребителями субъекты рынка правоохранительных товаров и услуг решают задачи наиболее полного изучения потребительского спроса с целью приспособления своей продукции к ее структурным характеристикам. Успех деятельности напрямую зависит от степени соответствия их продукции реальным характеристикам спроса. Это обстоятельство можно рассматривать и как дополнительную возможность для наращивания конкурентных преимуществ, которое можно интерпретировать как полное соответствие предполагаемого товара потребностям, вкусам и запросам потребителей.

В макроокружающей предпринимательской среде формируются факторы, не подверженные воздействию со стороны субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг (косвенного воздействия), но оказывающие стимулирующее, ограничивающее или лимитирующее воздействие на его деятельность. Факторы макроокружающей среды и их влияние представлены в табл. 1.

Таким образом, рассмотрение предпринимательского аспекта экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг очень важно для понимания общей логики развития социально-экономической системы национального хозяйства. Именно наиболее полное удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности на всех уровнях является основой перспективного развития субъектов экономических отношений на любом виде рынка.

1. иЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. иЯЬ: http://www.garant.ru

3. Ярочкин В.И. Предприниматель и безопасность. М., 1994.

4. Судоплатов А.П., Лекарев С.В. Безопасность предпринимательской деятельности: Практическое пособие. М., 2001.

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2007.

Поступила в редакцию 11.04.2010 г.

UDC 331.965+343.88

ENTERPRISE ASPECT OF ECONOMIC RELATIONS IN THE MARKET OF THE LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES

Mikhail Yuryevich Dvoretsky, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Process Department; Saratov State Academy of Law, Doctoral Candidate of Criminal and Criminal-Executive Law Department, e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

The article is devoted to the analysis of enterprise aspect in economic relations in the market of law-enforcement goods and services. In the work the new approaches to the analysis of economic activities of subjects-businessmen on a law-enforcement market and services are formed.

Key words: market of law-enforcement services; enterprise activity; business in law-enforcement activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.