Научная статья на тему 'Предпринимательская деятельность вуза'

Предпринимательская деятельность вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2111
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TOURISM / BUSINESS ACTIVITY / TOURIST LAWS / ECONOMICAL CRISIS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репина М. Г.

В условиях кризиса экономики современного образования выявлена значимость предпринимательской деятельности вузов с привлечением финансовых средств. Правовой режим субъектов предпринимательской деятельности рассматривается в проекции на образовательные учреждения, включая режим налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business activity of private higher schools

The importance of business schools with fund-raising in the economic crisis of modern education is identified. Legal regime of business activity for educational institutions, including the tax regime are considered.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность вуза»

ВЕСТНИКРМТ'2» 2oii

М. Г. РЕПИНА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА

УДК 378.1:346.26

В условиях кризиса экономики современного образования выявлена значимость предпринимательской деятельности вузов с привлечением финансовых средств. Правовой режим субъектов предпринимательской деятельности рассматривается в проекции на оораювате.1ьныеучреждения, включая режим налогообложения.

Ключевые слова: туризм, предпринимательская деятельность, туристское законодательство, экономический кризис, обра зовательное учреждение, некоммерческие организации.

The importance ojbusiness schools with fund-raising in the economic crisis of modern education is identified. Legal regime of business activity for educational institutions, including the tax regime are considered

Key words: tourism, business activity, tourist laws, economical crisis, educational institutions, nonprofit organizations.

На основании ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

К сожалению, до сих пор многие граждане считают, что если вуз негосударственный, то обязательно коммерческий, т. е. основная цель которого получить прибыль и распределить ее между учредителями. Как правило, это связано с незнанием норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в котором установлено, что если высшие учебные заведения зарегистрированы в такой организационно-правовой форме, как учреждение, то они признаются некоммерческими организациями.

Но означает ли это. что вузы не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью?

Образовательное учреждение как некоммерческая организация имеет специальную правоспособность (п. 1 ст. 49, п. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ). В п. 3 ст. 50 ГК РФ закрепляется, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика1.

Исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое

1 Ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях».

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

получение прибыли от пользования имуществом. продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Следовательно, неважно, к какому виду относится вуз, государственный (учредителями которого является правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации) или негосударственный (учредителями которого могут быть физические лица или юридические лица), он имеет право получать прибыль.

Таким образом, можно полагать, что деятельность образовательных учреждений по получению доходов в результате использования своего имущества является предпринимательской, т. е. такая деятельность содержит все признаки предпринимательской деятельности. Следовательно. правовой режим субъектов предпринимательской деятельности в полной мерс должен распространяться и на образовательные у чреждения, включая режим налогообложения.

В соответствии с ГК РФ вуз не отличается от любой другой организации и обладает следующими основными признаками:

• имеет стату с юридического лица (п. 2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», п. 1 ст. 8 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

• владеет находящимся в оперативном управлении имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»);

• реализует в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования (ст. 8 ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

• может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);

• формирует самостоятельный баланс и/или смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ);

• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются наюговой базой (гл. 25 Налогового кодекса РФ).

Проблема организации и ведения предпринимательской деятельности особенно остро стоит для высших учебных заведений. поскольку, помимо собственно образовательного процесса, вузы должны обеспечивать и развитие научно-исслсдо-ватсльского потенциала и наукоемкого производства, что имеет государственную значимость.

В условиях кризиса экономики современного образования предпринимательская деятельность является необходимым условием существования и развития вуза а ее целью становится привлечение в вуз финансовых средств.

Негосударственное образовательное учреждение в гражданском обороте выступает в отдельных случаях как субъект предпринимательских правоотношений, поскольку его правовой статус в этом случае не отличается от коммерческих организаций и его деятельность направлена на получение прибыли. Между тем для негосударственного образовательного учреждения получение прибыли от деятельности не является основной целью, так как основная функция для высшего профессионального образования (ст. 8 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании») - реализация программы высшего образовательного учреждения.

НЕСТНИКГМАТ’ зон

В этом случае образовательное учреждение выступает в гражданском обороте как учреждение - юридическое лицо от своего имени (п. 1 ст. 48 ГК РФ) в целях достижения уставных задач.

Закон РФ «Об образовании» установил, что негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату1 с обучающихся. воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федерапьных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская. если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (ст. 46).

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность. образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений не подразделяются на основные и дополнительные, поскольку вся образовательная деятельность таких учреждений, как правило, ведется на платной основе. Однако некоторые негосударственные образовательные учреждения предпочитают в учредительных документах, иных внутренних локальных актах, договорах с потребителями разделять предоставляемые услуги на две группы:

• основные образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации высшего профессионального образования:

• дополнительные образовательные услуги, оказываемые отдельным потребителям по их желанию в требуемых объе-

мах сверх основных услуг за отдельную плату' или в составе комплекса реализуемых образовательных услуг.

Данное разделение весьма правильно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет предусмотреть стандартную плату за обучение фиксированного размера и дополнительну ю плату: за оказание отдельных услуг, которая может меняться.

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

• торговля покупными товарами, оборудованием;

• оказание посреднических услуг;

• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций:

• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов. процентов) по ним;

• ведение приносящих доход иных вне-реачизационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией1.

Закон РФ «Об образовании» разрешает образовательным учреждениям самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь вапютные счета в банковских и других кредитных организациях (ст. 58), а также выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества (п. 11 ст. 39).

За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительско-

1 Ст. 47 Закона РФ «Об образовании».

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

го. социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением. находятся в оперативном управлении этого учреждения. Поэтому важное значение для образовательных учреждений в процессе осу ществления ими предпринимательской деятельности имеют нормы ст. 296, 299 ГК РФ о праве оперативного управления.

Изъятие и/или отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и у чредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

Негосударственное образовательное у чреждение может быть собственником имущества, которое оно приобрело в процессе своей деятельности1. Эта норма очень важна для негосударственных образовательных учреждений. Ведь на основании п. 2 ст. 120 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества. находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством.

Следовательно, государственные образовательные учреждения не вправе само-

1 П. 2 ст. 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».

стоятельно распоряжаться доходами.

полученными в резу льтате предпринимательской и иной деятельности, поскольку имущество им принадлежит на праве оперативного управления. Эти доходы поступают в собственность учредителя государственного образовательного учреждения.

Учреждение участвует в предпринимательских отношениях без какого-либо согласия собственника. В связи с этим отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, но при недостаточности у казанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательская деятельность вуза - это совоку пность самостоятельных, предусмотренных уставом и не запрещенных законодательством об образовании действий образовательных учреждений, осуществляемых ими добросовестно и на свой риск с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.

В настоящее время проблема предпринимательской деятельности вуза является одной из центральных проблем его выживания. Причем для завоевания ву зом достойных конкурентных позиций эта деятельность не должна носить «разовый». хаотичный характер, она должна осуществляться системно, с расчетом достижения долговременных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.