РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 22 • ноябрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
предпринимательская активность и воздействие на нее со стороны государства (на материалах Республики таджикистан)
Орлова Э.0.1, Ахмадбекова Н.М. 2
1 Вологодский государственный университет, Вологда, Россия
2 Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Худжанд, Республика Таджикистан
АННОТАЦИЯ:_
Целью проведенного исследования являлось комплексное изучение закономерностей формирования и выявление особенностей развития предпринимательской активности у субъектов малого бизнеса Республики Таджикистан, определение степени влияния предпринимательской активности на основные параметры развития страны, а также выработка научных рекомендаций по повышению эффективности государственного управления ею. Предложена авторская трактовка понятия предпринимательской активности: это полное воплощение умственных, материальных, финансовых, организационных возможностей предпринимателя, количественный результат которой - степень плодотворности труда, достигнутого производством товаров и оказанием услуг, находящая отражение в объеме прибыли, полученной в результате реализации продукции. Впервые определены признаки активности субъектов предпринимательской деятельности, направления оценки активности и пассивности предпринимательской деятельности. Рассмотрена система показателей, позволяющая оценить предпринимательскую активность в системе показателей предпринимательской деятельности. Проведен количественный анализ эффективности государственного воздействия в Республике Таджикистан на экономику в целом, а также на динамику показателей малого бизнеса, представлены направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности, предложено создание программы поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан. В работе обоснованы основные элементы программы, реализация которых будет стимулировать повышение предпринимательской активности. В ходе работы использовались комплексные научные методы исследования,такие каксистемный подход, структурный и экономический анализ, диалектической логики, единства логического и исторического, теория познания, методы статистического и математического анализа. Также применялись специфические методы - системный анализ, анкетирование, эконометрический прогноз. Полученные теоретические результаты могут быть использованы в научных кругах, рекомендации по совершенствованию управления в области повышения предпринимательской активности - в практической деятельности государственных и муниципальных органов власти. Дальнейшие работы в данной области могут быть направлены на разработку методики и количественную оценку степени влияния показателей предпринимательской активности на социально-экономические показатели страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательская активность, государственное регулирование предпринимательства, малый бизнес
Entrepreneurial activity and the state impact on it (on the materials of the Republic of Tajikistan)
Orlova E.O. 1, Akhmadbekova N.M. 2
1 Vologda State Pedagogical University, Russia
2 Tajik state university of law, business and politics, Tajikistan
Введение
Одним из главных направлений углубления экономических реформ в национальной экономике является решение проблем и увеличение занятости населения на основе всесторонней поддержки развития частного предпринимательства и малого бизнеса. Несмотря на многообразие предпринимаемых государственными и муниципальными органами управления мер, предпринимательство в странах с переходной экономикой по-прежнему не стало ключевым элементом, формирующим значительную часть валового внутреннего продукта.
В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес является важным фактором достижения социально-экономической стабильности в стране. Малые предпри-
ABSTRACT:_
The objective of the paper is to study comprehensively the patterns of creation and identification of the development features of entrepreneurial activity in small business entities of the Republic of Tajikistan; to identify the impact of entrepreneurial activity on the main development parameters of the country and to develop scientific recommendations for improving the efficiency of its public administration. We suggest the author's interpretation of the concept of entrepreneurial activity which is, according to the author, a complete embodiment of intellectual, material, financial, organizational capacities of the entrepreneur, and the quantitative result of which is labor productivity achieved through the production of goods and services and reflected in the profit received from the sale of products. For the first time, we've identified the signs of activity of business entities and directions for assessment of the activity and passivity of entrepreneurial activity. We consider a system of indicators that allows assessing entrepreneurial activity in the system of indicators of entrepreneurial activity. We made a quantitative analysis of the efficiency of State impact in the Republic of Tajikistan on the economy as a whole and on the dynamics of small business indicators. We present directions for improving state regulation of entrepreneurial activity; in particular, we suggest the creation of a program for supporting entrepreneurship of the Republic of Tajikistan. In the article we justify the main elements of the program, the implementation of which will enhance the increase in entrepreneurial activity. In the paper we used integrated scientific research methods, such as the system approach, structural and economic analysis, dialectical logic, logical and historical unity, the theory of knowledge, methods of statistical and mathematical analysis. We also used specific methods such as a system analysis, surveys and econometric forecast. The obtained theoretical results may be used by scientists; the recommendations on improving management in the field of increasing entrepreneurial activity may be used in practical activities of state and municipal authorities. Further studies in this area can be aimed at developing a methodology and quantifying the impact of indicators of entrepreneurial activity on the country's socio-economic indicators.
KEYWORDS: Entrepreneurial activity, state regulation of entrepreneurship, small business
JEL Classification: L26, L51, M21 Received: 23.10.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Orlova E.O. (orlovaeo0mail.ru)
CITATION:_
Orlova E.O., Akhmadbekova N.M. (2017) Predprinimatelskaya aktivnost i vozdeystvie na nee so storony gosudarstva (na materialakh Respubliki Tadzhikistan) [Entrepreneurial activity and the State impact on it (on the materials of the Republic of Tajikistan)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (22). - 3507-3526. doi: 10.18334/rp.18.22.38494
ятия создают и поддерживают конкурентную среду, формируют средний класс, являющийся залогом социальной устойчивости общества, и служат основой созданной многоукладной экономики [19; 6, с. 12; 9, с. 144] (Makarova, 2012; Farabi, 2008). Именно предприятия малого бизнеса наиболее быстро реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка и приспосабливаются под изменение спроса, способны улавливать нарождающиеся тенденции изменения потребительского поведения и немедленно мобилизовать ресурсы. Небольшие частные предприятия играют важнейшую социальную роль и в развитии регионов и муниципалитетов, проявляющуюся в формировании достойного уровня жизни населения и стабильности работы общественных институтов. Расширение спектра предпринимательской деятельности, повышение ее активности является основой эффективного развития рыночной экономики [14, с. 106] (Orlova, Sovetov, 2010).
Вместе с тем необходимым условием становления малого и среднего бизнеса является эффективно функционирующая экономика с развитыми инструментами поддержки предпринимательской деятельности. Это, в свою очередь, требует от государства исследования и устранения препятствий на пути совершенствования регулирования предпринимательства, изучение его особенностей, анализа его в качестве экономической категории.
Именно поэтому предпринимательская активность требует проведения глубоких исследований, выяснения причин, ее сдерживающих, и устранения препятствий. В экономической литературе недостаточно научных работ, в которых обосновываются критерии оценки предпринимательской активности и эффективности деятельности малых предприятий. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность проведенного исследования.
Существует ряд научных работ зарубежных и отечественных ученых-экономистов, посвященных изучению критериев оценки деятельности и развития малого бизнеса в условиях рыночной экономики [2, 5, 6, 9, 11, 13, 18] (Davydova, 2003; Isokov, 2013; Makarova, 2012; Muftaydinov, 2006; Orlova, Akhmadbekova, 2016; Sultanov, Asrorova, Nasirov, 2012).
Научные основы и значимость предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики изучались в научных трудах таких известных ученых-эко-
ОБ АВТОРАХ:_
Орлова Эльвира Олеговна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, учета и анализа, (orlovaeoßmail.ru)
Ахмадбекова Нигора Максуджоновна, старший преподаватель кафедры финансов и кредита (nigora. akhmadbekova0gmai1.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Орлова Э.О., Ахмадбекова Н.М. Предпринимательская активность и воздействие на нее со стороны государства (на материалах Республики Таджикистан) // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 22. - С. 3507-3526. doi: 10.18334/rp.18.22.38494
номистов, как А. Смит, Р. Кантильон, А. Тифло, Ж. Б. Сей, Р. Хирич, Й. Шумпетер. Также свою лепту внесли в развитие предпринимательской теории У. Адами, Г. Тросс, Ж. Филипс, В. Хайер [16] (Скерытепко, 2013).
В годы реализации рыночных реформ различные аспекты развития предпринимательства исследованы в работах ученых стран СНГ. В частности, в России в трудах А.Н. Асаула, А.П. Гарнова, В.Я. Горфинкеля, В.А. Гневко, М.Г. Лапусты, И.А. Морозовой и др. В Таджикистане - А. Алиева, В. Алехина, А. Бусыгина, А. Саморкина, С.Ф. Борисова, В. Радаева.
Наряду с ними в годы суверенитета в отечественной экономической литературе вопросы становления и проблемы функционирования малого бизнеса и предпринимательства исследованы в научных статьях и работах академика Академии наук Республики Таджикистан (РТ) Р.К. Рахимова, д.э.н., профессоров Х.У. Умарова, А.А. Бойматова, Ф.Х. Азизова, М.М. Исмоили [4] (Ismoili, 2003), А. Абдугафарова, кандидата наук А. Каюмова и др.
Однако необходимо отметить, что в экономической литературе критерии и показатели предпринимательской активности, методы оценки степени влияния ее на основные социально-экономические показатели развития государства исследованы недостаточно глубоко.
Целью проведенной работы являлось комплексное исследование закономерностей формирования и выявление особенностей развития предпринимательской активности у субъектов малого бизнеса Республики Таджикистан, определение степени влияния предпринимательской активности на основные параметры развития страны, а также выработка научных рекомендаций по повышению эффективности государственного управления ею.
Для достижения намеченной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
• уточнена роль и выявлены особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства в РТ, выделена его особенная восточная специфика;
• дано понятие предпринимательской активности как категории производительности труда предпринимателя и исследовано ее значение в качестве рычага развития рыночной экономики;
• обоснована система количественных и качественных показателей, представляющих собой метод оценки степени предпринимательской активности субъектов малого бизнеса.
Объектом исследования является проблемы, связанные с повышением активности субъектов малого бизнеса в национальной экономике.
Предметом исследования являются закономерности экономических отношений, которые появляются в процессе организации и повышении активности деятельности субъектов малого бизнеса.
Предпринимательская активность
как фундаментальное понятие экономической теории
Предпринимательство в азиатских странах имеет длительную историю, специфические черты и обладает рядом особенностей.
Возникновение первых элементов предпринимательства, на наш взгляд, произошло на Востоке, что было связано со становлением товарно-денежных отношений. Древние литературные источники, такие как «Авеста», «Законы Ману», «Коран», разрешали не только заниматься предпринимательством, но и достигать своей цели эффективно, используя любую благоугодную деятельность. В произведении «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» Абу-Наср аль-Фараби (870-950) призывает знать меру в личном потреблении и в расходах, заниматься предпринимательством и не жить в нищете. Мыслитель признает, что быть материально обеспеченным это не порок, если богатство нажито честным трудом. Жить в богатстве лучше, чем жить в нищете, считает он: «Тот, кто владеет имуществом и не пускает его в оборот действия, тот наносит себе и обществу большой ущерб» [19, с. 62-65].
В восточной философии сформировалось особое отношение к предпринимательской деятельности, выделились специфические черты ведения бизнеса и отношений между предпринимателями и потребителями, такие как:
• мягкость в обращении с покупателями (потребителями);
• высокий ум или большой интеллект (быстрота реакции на ситуацию и адаптация);
• эндогенная и экзогенная чистота (имеются в виду санитарные нормы и духовная чистота, как индивида, так и предприятия);
• благородство, покровительство (спонсорство или меценатство и помощь малоимущим);
• учет и контроль (имеется в виду бережливость и нерасточительность);
• умение не выдавать как чужие, так и собственные тайны [7, с. 184] (Kryanev, Motorina, 2011).
Таким образом, восточная мудрость призывает человека к возвышению и совершенствованию в процессе предпринимательской деятельности [2, с. 217] (Davydova, 2003). Для этого необходимо постичь такие ценности, как терпение, очищение, благородство и др. [13, с. 46-48] (Orlova, Akhmadbekova, 2016). Результат многовековой эволюции восточного отношения к предпринимательству был зафиксирован в современной трактовке понятия предпринимательства, представленном в 3аконе Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства» № 1107, принятом 26.07.14 г.: «Предпринимательство - самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, лицами, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, направленная на получение прибыли от использования имущества, производства, реализации товара (выпол-
нения работ или оказания услуг)»1. Таким образом, предпринимательство связано с понятием деятельности. Любая деятельность может быть охарактеризована с точки зрения активности ее реализации. Для того чтобы достичь высокой производительности труда, необходима предпринимательская активность при потреблении факторов производства путем применения предпринимательской способности на основе эффективного использовании трудовых ресурсов.
Необходимо отметить, что в экономической литературе дефиниция «предпринимательская активность» достаточно широко не изучена. Даже в существующих экономических словарях не встречается трактовки этого понятия. В отдельных источниках указывается характеристика предпринимательской активности в контексте количества хозяйствующих субъектов на территории.
Так, по мнению С.И. Войновой и И.П. Савельевой [1] (Voynova, Saveleva, 2012), предпринимательская активность представляет собой некий интегральный критерий, основанный на наборе показателей, позволяющий давать оценку уровня развития предпринимательской деятельности в регионе.
По мнению Д.А. Стасюка [17] (Stasyuk, 2008), предпринимательская активность представляет собой свойство деятельности субъектов предпринимательства, определяющее интенсивность предпринимательских действий и взаимодействия предпринимательской фирмы с внутренним и внешним окружением.
На наш взгляд, предпринимательская активность - это полное воплощение умственных, материальных, финансовых, организационных возможностей предпринимателя, количественный результат которой - степень плодотворности труда, достигнутого производством товаров и оказанием услуг, находящая отражение в объеме прибыли, полученной в результате реализации продукции.
Содержание предпринимательской активности раскрывается набором количественных и качественных характеристик произведенных товаров или оказанных услуг. В основе предпринимательской активности лежит творческая активность, которая характеризуется принятием нетрадиционных решений, обеспечивающих достижение наилучших результатов, влекущих за собой дальнейшее развитие. В то же время предпринимательская активность как деятельность состоит из комплекса актов в таких направлениях, как производство, инвестиции, инновации, маркетинг, организация, управление, финансы, рынок, социальная сфера и т.д. (рис. 1).
Многогранность признаков, выражающих предпринимательскую активность, показывает, во-первых, ее многоаспектность, а во-вторых, существующую связь между формирующими ее факторами и процессами.
В условиях развивающегося и совершенствующегося рынка предприниматель при выборе эффективного решения должен опираться на знание рыночной конъюнктуры
1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2014 г., № 7, ч. 2, ст. 404; Закон РТ от 18.03.2015 г., № 1194.
Рисунок 1. Признаки активности субъектов предпринимательской деятельности (ПД) Источник: составлено авторами.
и ее изменений, в противном случае его деятельность будет неэффективна. Такое состояние характеризуется предпринимательской пассивностью (рис. 2).
Предложенная схема может являться основой для разработки системы показателей, характеризующих деятельно сть малого бизнеса с точки зрения активности и пассивности. Для этого необходимо в количественных параметрах оценит!) динамику следующих еторон ведения предпринимательской де ятельности:
• повышение ценности активов предприятия;
• достижение высоких показателей уровня рентабельности и прибыльности;
• повышение качества и увеличение объема производимой продукции;
• увеличение количества рабочих мест;
• использование передовых технологий;
Рисунок 2. Направления оценки активности и пассивности субъектов малого бизнеса Источник: составлено авторами.
• организация производства полного цикла, использование безотходных технологий;
• привлечение внешних и повышение объема внутренних инвестиций;
• налаживание контактов с потребителями,организация доверительных отношений и быстрого сервиса;
• обеспечение гибкости продаж продукции в соответствии с изменением рыночной коиъюнктуры и конкуренции;
• высокая скорость оборачиваемости капитала и средств;
• создание условий! для повышения продпринимательского и корпоративного д уха;
• организация внешнеэкономической деятельности.
Предпринимательская активность, на наш взгляд, определяется степенью и уровнем:
• развитости управленческих способностей предпринимателя;
• наличия у предпринимателя экономического мировоззрения и финансовой грамотности;
• справедливости распределения результатов между участниками предпринимательской деятельности;
• образования и опыта работы, задействованных в предпринимательской деятельности;
• либерализации в предпринимательской деятельности, но только в рамках закона;
• создания новых рабочих мест, формирования конкурентоспособной среды, повышения эффективности труда;
• использования современной техники, технологии и оборудования.
Мы считаем, что поддержка со стороны государства указанных выше факторов будет способствовать усилению предпринимательской активности, благодаря чему будет обеспечено резкое увеличение вклада бизнеса в ВВП, что станет решающим стимулом ускоренного экономического роста в стране.
На наш взгляд, системно оценить место и значение предпринимательской деятельности на рынке возможно с помощью ряда показателей (рис. 3), среди которых особое место занимает группа показателей активности ПД.
Рассмотрим возможное наполнениеданной системы показателей индикаторами.
Рисунок 3. Обобщение показателей предпринимательской деятельности предприятия Источник: составлено авторами.
К группе экономических показателей деятельности предприятия относятся:
• выручка и себестоимость произведенной продукции;
• стоимость основных средств и показатели уровня их использования;
• стоимость оборотных средств и показатели уровня их использования;
• наличие трудовых ресурсов, уровень использования рабочей силы, ее профессионально-квалификационные характеристики и др.
Группа показателей рыночной активности предприятия содержит индикаторы фондовой активности ценных бумаг предприятия, а также показатели деятельности предприятия на ресурсных рынках и оценку положения предприятия на потребительском рынке.
Показатели финансовой устойчивости предпринимательства отражают зависимость предприятия от внешних источников инвестирования, оцениваются при помощи ряда коэффициентов:
• автономии;
• капитализации;
• покрытия активов;
• покрытия процентов;
• финансовой зависимости;
• финансового левериджа;
• величины чистых активов.
Показатели предпринимательской активности, как уже говорилось выше, отражают степень эффективности использования производственных факторов и могут включать следующие индикаторы:
• наличие стратегии развития бизнеса, предполагающей увеличение количественных и качественных показателей деятельности предприятия (бизнес-плана);
• доля наукоемкой продукции в общем объеме выпускаемой продукции, осуществление защиты прав интеллектуальной собственности на продукцию предприятия;
• наличие стратегии минимизации рисков, осуществление диверсифицированной деятельности;
• присутствие элементов управления цепями поставок, логистики, ориентация на ускорение оборачиваемости капитала;
• нацеленность управления на выход на внешние рынки и др.
Группа показателей конкурентоспособности предпринимательской деятельности содержит комплекс показателей, отражающих
• динамику цен на товары или услуги предприятия;
• уровень качества товаров или услуг предприятия;
• показатели социальной защиты рабочей силы и ее мотивации;
• уровень экологического вреда, наносимого предприятием;
• показатели комфортности психологической и социальной среды предприятия.
Показатели предпринимательской деятельности целесообразно дополнить оценкой социального влияния предприятия на его социально-экономическое окружение, так как его деятельность направлена не только на получение выгоды для себя, но и на рост благосостояния общества, региона, страны и других социальных слоев общества.
Существуют, на наш взгляд, два условия предпринимательской активности, которые подтверждают объективную необходимость в ее повышении.
Во-первых, в результате совершенствования производства, укрепления социального благосостояния, уровня жизни, образования, культуры растут и расширяются потребности людей, что требует постоянного развития производства.
Во-вторых, в процессе развития техники и технологий рост производительности труда и эффективности производства, повышение качества продукции и т.д. могут быть достигнуты лишь тогда, когда будут созданы благоприятные условия для занятия предпринимательской деятельностью.
предпринимательская активность в Рт
Законодательство Республики Таджикистан в отношении регулирования и поддержки предпринимательской деятельности со стороны государства представлено следующими нормативно-правовыми актами: законами «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» (Закон РТ от 18.03.2015 г., № 1194); «О моратории на проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан» (Закон РТ от 26.03.2009 г. № 505); «О государственно-частном партнерстве» (Закон РТ от 28.12.2012 г., № 907), «О моратории на проверки деятельности субъектов предпринимательства в сферах производства» (Закон РТ от 18.03.2015 г., № 1192); программами «Улучшения предпринимательской среды - 200 дней реформ» (Постановление Правительства РТ от 02.07.2009 г., № 386), «Государственной поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан на 2012-2020 годы» (Постановление Правительства РТ от 30.04.2012 г. № 201) и др.
Вместе с тем, как показал анализ, законодательно не утверждены и не созданы реальные инструменты воздействия на предпринимательство, механизмы стимулирования предпринимательской активности. Как отмечается рядом авторов [12, с. 292; 15, с. 37] (Mukhiddinov, 2017; Rizokulov, 2017), государственная политика в сфере малого предпринимательства «...не продумана, декларативна, носит фрагментарный характер, механизмы ее реализации до конца не разработаны». Главной причиной такого положения видится сохранение государственно-монополистической системы, ориентации экономики на поддержку крупных финансовых и промышленных структур в традиционных отраслях. В Республике Таджикистан существует необходимость в системном государственном воздействии на повышение предпринимательской активности, способствующей модернизации экономики [18] (Sultanov, Asrorova, Nasirov, 2012). Эта система мер должна опираться на высококвалифицированных, опытных, инновационных предпринимателей.
Следует сказать, что, согласно существующему законодательству республики Таджикистан, к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, валовой доход которых в год составляет до 500000 сомони, осуществляющие свою деятельность в сферах производства подакцизных товаров; поставки алюминия первичного; банковской, страховой; связанной с управлением инвестиционными фондами; на рынке ценных бумаг1.
Согласно ст. 18 Закона Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства», среди основных направлений ее осуществления названо создание центров государственной поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, свободных экономических зон и других форм инфраструктуры предпринимательства; учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства; организация деятельности советов по развитию предпринимательства и улучшению инвестиционного климата и др.2
Рассмотрим существующие мероприятия поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан.
В середине ХХ в. с началом научно-технического прогресса информационный фактор стал играть существенную роль в развитии предпринимательской деятельности [10, с. 63-75] (Maslova, 2015).
Именно поэтому в нашей стране для поддержки предпринимательства созданы различные структуры, оказывающие информационные услуги предпринимателям: торгово-промышленная палата, союз реконструкции и развития [22]. Цель их функционирования - оказание поддержки в модернизации и переоборудовании предприятий посредством информационного сотрудничества с зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми институтами, с иностранными инвесторами.
С целью удовлетворения потребности предприятий в информации о техническом оборудовании и технологиях раз в год в стране выпускается каталог современного оборудования и технологий. Информация о товаре вводится в специальную базу.
Для стимулирования развития субъектов малого бизнеса, для повышения его роли в экономике страны была реформирована налоговая система и введен единый налог. Введено также налоговое послабление: новые малые фирмы и предприятия, которые создаются в нашей стране, могут выплатить свой первый единый налоговый платеж спустя три года после регистрации. После окончания льготного периода предприятие может выплатить установленные налоги по частям в течение года.
Еще одним элементом комплекса мер поддержки предпринимательства является устранение незаконного вмешательства в деятельность малого бизнеса, возможность
1 Закон «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2014 г., № 7, ч. 2, ст. 404; Закон РТ от 18.03.2015 г., № 1194).
2 Там же, ст. 18.
обжалования вмешательства в административном порядке или через суд, предотвращение неэффективного использования ресурсов.
В Республике Таджикистан была проведена унификация законов, уменьшились административные затраты, сократилось количество необходимых письменных разрешений для начинающих предпринимательскую деятельность, был упрощен процесс выдачи документов для новых предприятий, внедрена система «единое окно» [18] (Sultanov, Asrorova, Nasirov, 2012).
Вместе с тем существующие меры стимулирования предпринимательской активности не носят системного, регулярного, стратегического характера, поэтому их реализация не привела к существенному ее росту. Как показывают данные официальной статистки, вклад малого предпринимательства в экономические показатели Республики Таджикистан незначителен (табл. 1).
Несмотря на рост доли занятых в малом бизнесе за время с момента начала рыночных преобразований, малое предпринимательство не внесло существенного вклада в экономику страны. Так, доля выручки от реализованной продукции на малых предприятиях в ВВП страны, хотя и возросла с 2008 по 2016 гг. более чем в 2 раза в относительных единицах, все же остается не значимой (5,92 % от объема ВВП в 2016 г.). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятого населения в 2016 г. составила менее 1 %.
Каковы же причины такого незначительного влияния на экономику Таджикистана предпринимательства, имеющего в стране многовековую историю? Ответ на этот вопрос мы получили в ходе экспертного опроса среди руководителей предприятий малого бизнеса, фермеров. Метод исследования: анкетный опрос. Объем выборочной совокупности - 100 предприятий. Выборка стратифицирована по признакам респондентов: дехканские фермерские хозяйства (ДФХ) - 53 шт. (53 % выборочной совокупности), малые предприятия - 47 шт. (47 %). Ошибка выборки не превышает 5 %. Социально-демографические особенности респондентов указаны в таблице 2.
Варианты ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает развитию предпринимательства?» представлены в таблице 3.
Наибольшие нарекания со стороны респондентов вызвало отсутствие программы поддержки и поощрений предпринимательства. Этот ответ наиболее часто встречается у работников малых предприятий (21,3 %) и ДФХ (20,7 %). Далее следуют бюрократизм местных властей [21] (Ra%imzoda, 2011), нехватка опыта руководящих кадров, ограничение экономической свободы и прав, отсутствие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В настоящее время возникла острая необходимость решения проблем развития малого бизнеса в Республике Таджикистан, прогнозирования перспективных параметров на 2020-2030 годы, определения приоритетов развития этой сферы и проведения программ и мероприятий, направленных на нее.
Таблица 1
Показатели деятельности малых предприятий в Республике Таджикистан
Показатель 2008 2012 2013 2014 2015 2016 Темп роста, % 2016 г. к 2008 г.
Валовой внутренний продукт, млн сомони 17706,9 36163,1 40525,5 45606,6 48423,2 54562,5 в 3,2 раза
Численность занятого населения, тыс. человек 2167,9 2291,5 2307,3 2325,4 2437,2 2460,4 113,5 %
Число действующих малых предприятий, имеющих статус юридического лица, ед. 1669 2658 2865 3367 3567 3871 в 2,3 раза
Выручка от реализованной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, имеющих статус юридического лица, млн сомони 435,2 1374,3 1836,2 2363,2 2534,7 2541,5 в 5,8 раза
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, имеющих статус юридического лица, чел. 17190 20850 19887 18744 18821 19112 111,2 %
Доля выручки от реализованной продукции на малых предприятиях в ВВП страны* 2,46 3,80 4,53 5,18 5,73 5,92 в 2,4 раза
Доля занятых на малых предприятиях, в общей численности занятого населения, %* 0,79 0,91 0,86 0,81 0,82 0,84 106,3 %
* рассчитано авторами.
Источник: Статический ежегодник Республики Таджикистан. Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, Душанбе 2017, С. 177-178; С. 222-224; Данные официального сайта Межгосударственного статистического комитета СНГ http://cisstat.org/index.html.
Таблица 2
Общие сведения о респондентах (в %)
Респонденты из совокупности предприятий Пол Средний возраст (лет) Образование
Муж. Жен. Высшее Неполное высшее Среднее специальное
Малого бизнеса 70,9 29,1 40 82,2 7,8 17
Фермеров (дехканов) 62,1 37,9 45 12,3 45,2 42,5
Источник: составлено авторами.
Таблица 3
Факторы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в Рт (в %, необходимо было выбрать 1 из вариантов ответа)
варианты ответов Руководители Руководители средний ранг
малых пред- дфх показателя
приятий
Низкий уровень предпринимательских знаний 12,8 5,7 6
Несформированность инфраструктуры 12,8 11,3 5
Незнание предпринимателями своих прав 4,2 7,5 7
Бюрократизм местных чиновников 14,9 18,9 2
Недостаток опыта работы в учреждениях, свя- 17 13,2 3
занных с данной отраслью
Отсутствие программы, поощряющей, поддер- 21,3 20,7 1
живающей предпринимательство
Ограничение прав и свобод предпринимателей 10,6 18,9 4
Другие проблемы 6,4 3,8 8
Источник: составлено авторами.
заключение
Таким образом, первостепенной задачей повышения предпринимательской активности в Республике Таджикистан является создание программных документов, включающих мероприятия по его поддержке со стороны государства [8, с. 117-132] (Kireenko, Sanina, 2014). Как следует из проведенного исследования, основные элементы программы должны быть направлены на улучшение показателей предпринимательской активности и включать:
• подпрограмму обучения предпринимателей основам менеджмента, стратегического управления, управления финансовыми средствами, налоговому и бухгалтерскому учету и другим экономическим дисциплинам с целью устранения низкого уровня предпринимательских знаний;
• подпрограмму по стимулированию внедрения в производство инноваций, развитию наукоемкого производства с целью повышения конкурентоспособности национального производства;
• подпрограмму по снижению административных барьеров с целью повышения открытости и снижения бюрократизма государственных и муниципальных структур;
• подпрограмму по стимулированию внешнеэкономической деятельности с целью расширения рынков сбыта национальных товаропроизводителей и др.
Реализация программного подхода в вопросе повышения предпринимательской активности обеспечит:
• общее макроэкономическое равновесие в национальной экономике [5, с. 72-75] (Ы^, 2013);
• развитие материального производства - фундамента экономики страны;
• создание конкурентоспособной среды в экономике;
• развитие и обеспечение деятельности институтов поддержки малого бизнеса;
• совершенствование механизмов регулирования малого и среднего бизнеса на уровне государственных [19, с. 28], региональных и муниципальных органов власти и управления.
ИСТОЧНИКИ:
1. Войнова С.И., Савельева И.П. Оценка предпринимательской активности: сущность и
виды экономической деятельности. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5613 ( дата обращения: 21.05.2016 ).
2. Давыдова Р.Т. Развитие малого предпринимательства в условиях реформирования
промышленного комплекса страны в новых экономических условиях (на примере г. Москвы). - М.: НИА-Природа, 2003. - 380 c.
3. Джалилов Т. Д. Экономика и нравственность. - Худжанд: Изд-во Р. Джалила, 2009.
- 217 c.
4. Исмоили М. Развитие экономики Туркестана. - Ташкент: Имон, 2003. - 71-72 c.
5. Исоков А. Предпринимательство и его роль в трансформации экономики // Финансовая жизнь. - 2013. - № 3. - c. 72-75.
6. Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса. / Инвестиции, развитие
и консалтинг, 2014. - 12 c.
7. Крянев Ю.В., Моторина Л.Е История и философия науки (Философия науки древ-
него Востока). - Москва: Альфа-М, 2011. - 184 c.
8. Киреенко А.П., Санина Л.В. Применение программно-целевого метода для го-
сударственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 4. - c. 117-132.
9. Макарова М.В. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модер-
низации экономики РФ. - Москва: Дело, 2012. - 144 c.
10. Маслова Н.В. Оценка воздействия инноваций в управлении человеческими ресурсами на конкурентоспособность предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4, ч. 1. - c. 63-75.
11. Муфтайдинов К. Проблемы развития предпринимательства в условиях экономической свободы. 2006. - 18 c.
12. Мухиддинов Т.А. Стратегические аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Международный сборник научных статей. - М., 2017. - c. 285-292.
13. Орлова Э.О., Ахмадбекова Н.М. Национальные особенности предпринимательской деятельности // Вузовская наука - региону: материалы XIV всерос. науч.-техн. конф., 25 февраля 2016 г. - Вологда, 2016. - c. 46-48.
14. Орлова Э.О., Советов П.М. Механизм инвестиционного взаимодействия бизнес-структур и местного самоуправления. / Монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010.
- 184 с.
15. Ризокулов Т.Р. К вопросу исследования особенностей развития предпринимательства в республике Таджикистан // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях: сб. науч. трудов I межд. науч.-практ. конф., 26-27 января 2017 г. Санкт-Петербург, 2017. - с. 36-40.
16. Чепуренко А.Ю. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996-2010). / предисл. и послесл. А.Ю. Чепуренко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Науч.-учеб. лаб. исследований предпринимательства.
- М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. - 526 с.
17. Стасюк Д.А. Предпринимательская активность иностранных фирм в российской экономике: на примере нефинансового сектора. / Дисс. на соискание уч. ст. к.э.н. (08.00.05)., 2008.
18. Султанов З.С., Асророва З.И., Насиров Н.Н. Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан // Вестник РТСУ. - 2012. - с. 25.
19. Фараби А. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. - М.: Восточные мысли, 2008. - 62-65 с.
20. Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. U.S. Small Business Administration. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sba.gov ( дата обращения: 23.02.2012 ).
21. Ра^имзода М.З. Одоби со^ибкорй ва коррупсия // ^онунгузорй. - 2011. - № 2. -с. 27-32.
22. Президенти Чум^урии Точикистон таваччух зо^ир намудед. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mmk.tj/ ( дата обращения: 16.03.2014 ).
REFERENCES:
Issledovanie form podderzhki malogo i srednego biznesa [Study of forms of support of small and medium-sized business] (2014). Tomsk. (in Russian).
Chepurenko A.Yu. (2013). Sovremennye klassiki teorii predprinimatelstva. Laureaty Mezhdunarodnoy premii za vklad v issledovaniya predprinimatelstva i malogo biznesa (1996-2010) [Modern classics of the theory of entrepreneurship. Laureates of the International Award for Entrepreneurship and Small Business Research(1996-2010)] M.: Izdatelskiy dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Davydova R.T. (2003). Razvitie malogo predprinimatelstva v usloviyakh reformirovaniya promyshlennogo kompleksa strany v novyh ekonomicheskikh usloviyakh (na primere g. Moskvy) [Development of small business in the conditions of reforming the country's industrial complex under new economic conditions (by the example of Moscow)] M.: NIA-Priroda. (in Russian).
Dzhalilov T. D. (2009). Ekonomika i nravstvennost [Economics and morality] Khudzhand: Izd-vo R. Dzhalila. (in Russian).
Farabi A. (2008). Traktat o vzglyadakh zhiteley dobrodetelnogo goroda [Treatise on the views of the residents of the virtuous city] M.: Vostochnye mysli. (in Russian).
Fiscal Year 2010 Congressional Budget JustificationU.S. Small Business Administration. Retrieved February 23, 2012, from http://www.sba.gov
Ismoili M. (2003). Razvitie ekonomiki Turkestana [Development of the economy of Turkestan] Tashkent: Imon. (in Russian).
Isokov A. (2013). Predprinimatelstvo i ego rol v transformatsii ekonomiki [Entrepre-neurship and its role in economic transformation]. Financial life. (3). 72-75. (in Russian).
Kireenko A.P., Sanina L.V. (2014). Primenenie programmno-tselevogo metoda dlya gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v regionakh Sibirskogo federalnogo okruga[Application of the program-target method for state support of small and medium-sized business in the regions of the Siberian Federal District]. News of the Irkutsk State Economic Academy. (4). 117-132. (in Russian).
Kryanev Yu.V., Motorina L.E (2011). Istoriya i filosofiya nauki (Filosofiya nauki drevnego Vostoka) [History and philosophy of science (philosophy of science of the Ancient East)] Moscow: Alfa-M. (in Russian).
Makarova M.V. (2012). Malyy biznes: zarubezhnyy opyt i uroki dlya sovremennoy modernizatsii ekonomiki RF[Small business: foreign experience and lessons for modern economic modernization of the Russian Federation] Moscow: Delo. (in Russian).
Maslova N.V. (2015). Otsenka vozdeystviya innovatsiy v upravlenii chelovecheskimi resursami na konkurentosposobnost predpriyatiya [Assessment of the impact of innovation in human resources management on the competitiveness of enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4, h1). 63-75. (in Russian).
Muftaydinov K. (2006). Problemy razvitiya predprinimatelstva v usloviyakh ekonomicheskoy svobody[Challenges of development of business in the conditions of economic freedom] Ufa. (in Russian).
Mukhiddinov T.A. (2017). Strategicheskie aspekty razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Respublike Tadzhikistan [Strategic aspects of development of small and medium-sized business in the Republic of Tajikistan] Issues of improving the system of public administration in modern Russia. 285-292. (in Russian).
Orlova E.O., Akhmadbekova N.M. (2016). Natsionalnye osobennosti predprinimatelskoy deyatelnosti [National characteristics of entrepreneurial activities] University science to region. 46-48. (in Russian).
Orlova E.O., Sovetov P.M. (2010). Mekhanizm investitsionnogo vzaimodeystviya biznes-struktur i mestnogo samoupravleniya [The mechanism of investment interaction between business structures and local self-government] Vologda: ISERT RAN. (in Russian).
Ra^imzoda M.Z. (2011). Odobi so^ibkorft va korrupsiya [Business and corruption]. ^onunguzorâ. (2). 27-32. (in Russian).
Rizokulov T.R. (2017). K voprosu issledovaniya osobennostey razvitiya predprinimatelstva v respublike Tadzhikistan [The issues of study of the entrepreneurship development features in the republic of Tajikistan] Strategies for entrepreneurship development in modern conditions. 36-40. (in Russian).
Stasyuk D.A. (2008). Predprinimatelskaya aktivnost inostrannyh firm v rossiyskoy ekonomike: na primere nefinansovogo sektora [Entrepreneurial activity of foreign firms in Russian economy: by the example of non-financial sector] Moscow. (in Russian).
Sultanov Z.S., Asrorova Z.I., Nasirov N.N. (2012). Predprinimatelstvo (maloe): sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya v Respublike Tadzhikistan [Entrepreneurship (small-sized): state, problems and development prospects in the Republic of Tajikistan]. Vestnik RTSU. 25. (in Russian).