Научная статья на тему 'Предпосылки внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования'

Предпосылки внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / ДЕТИ ЭПОХИ ПЕРЕМЕН / ТИПЫ И ФОРМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ / ВАРИАТИВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / DYNAMIC SOCIAL PROCESSES / THE NATURE OF SOCIAL INTERACTIONS AND RELATIONSHIPS EDUCATION ACTORS / CHILDREN OF THE ERA OF CHANGE / TYPES AND FORMS OF PRE-SCHOOL / DIVERGENT COMPLEX PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балаева Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается исторические и социальные изменения, которые способствовали рождению новой педагогической ценности. Проводится анализ предпосылок внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования с целью следующего построения модели подготовки воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балаева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background introduction of innovative technologies in the content of traditional preschool education

This article examines the historical and social changes that have contributed to the birth of a new pedagogical value. Analyzes prerequisites introduction of innovative technologies in the content of the traditional pre-school education for the purpose of constructing a model of the next training tutor.

Текст научной работы на тему «Предпосылки внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования»

Секция 7. Педагогика

покидает её в силу своих характерологических особенностей или отсутствия интереса.

Н. К. Крупская писала о важности правильного выбора профессии: « Надо, чтобы человек черпал в труде радость, а не чувствовал к нему отвращение. Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, — тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Исходя из этого можно ещё раз подтвердить всенародную фразу: «Учитель — это призвание!». И быть учителем, быть учителем коррекционного образования, быть логопедом — это дело всей жизни, дело «души».

Список литературы:

1. Логопедия: учебник для студ.дефектолог. фак.пед.высш.учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп.-М. Гуманитар.изд. центр. ВЛА-ДОС, 2008. - 703 с.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.,1982.

3. Основы теории и практики логопеда//Под ред, Р. Е. Левиной. М., 1968.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М. 1977. Раздел V Некоторые вопросы методологии психологического исследования.

Balaieva Kateryna Sergeevna, Vasyl Stefanyk PreCarpathian National University, Postgraduate student, the Institute of Pedagogy E-mail: bkatia@mail.ru

Background introduction of innovative technologies in the content of traditional preschool education

Abstract: This article examines the historical and social changes that have contributed to the birth of a new pedagogical value. Analyzes prerequisites introduction of innovative technologies in the content of the traditional pre-school education for the purpose of constructing a model of the next training tutor.

Keywords: dynamic social processes, the nature of social interactions and relationships education actors, children of the era of change, types and forms of preschool, divergent complex programs.

61

Section 7. Pedagogy

Балаева Екатерина Сергеевна, Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника, аспирант, педагогический институт

E-mail: bkatia@mail.ru

Предпосылки внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования

Аннотация: В статье рассматривается исторические и социальные изменения, которые способствовали рождению новой педагогической ценности. Проводится анализ предпосылок внедрения инновационных технологии в содержание традиционного дошкольного образования с целью следующего построения модели подготовки воспитателя.

Ключевые слова: динамизм социальных процессов, характер социальных взаимодействий и отношений участников процесса воспитания, дети эпохи перемен, типы и формы дошкольных учебных, вариативные комплексные программы.

Переживая серьезные политические, экономические и социокультурные противоречия, украинское общество ищет пути, направления, ресурсы дальнейшего цивилизационного развития [1, 6].

В связи с этим меняется отношение общества к подготовке будущего поколения к жизни в новых цивилизационных условиях [13, 371]. Человек будущего (как в молодом, так и зрелом возрасте), как отмечает В. Кремень, должен быть мобильным, а также критически и творчески мыслящим, граждански активным и ответственным, а следовательно, мотивированным к своему развитию, обучению и образованию [3, 10].

Это обусловливает необходимость обновления всех звеньев образования, в том числе и дошкольного, а его содержание рассматривать как системо-образовательную базу, что будет решающим фактором реализации новой государственной политики, новых цивилизационных запросов и устремлений [10, 26]

Рассмотрим исторические и социальные изменения, которые способствовали рождению новой педагогической ценности:

— усиление динамизма социальных процессов, что ведет к изменениям в темпах организации и протекания современной жизни. Это, в свою очередь, актуализирует педагогический поиск механизмов обеспечения передачи детям опыта приспособления к социальным изменениям, подготовки детей с раннего возраста к решению новых задач, которых не было в жизни и опыте прошлых поколений. Общее понимание роли образования для будущего прогнозирования развития образования на завтрашний день определяет главные направления изменений

62

Секция 7. Педагогика

в образовании: развитие общества на базе новейших технологий, глобализация и трансформация научно-технической цивилизации [6, 26];

- видоизменение характера социальных взаимодействий и отношений между главными участниками воспитания — воспитателя и ребенка. В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса усиливается тенденция к созданию таких эмоционально-психологических условий, при которых могут более полно раскрыться индивидуальные качества личности. В такой социокультурной ситуации, где происходит изменение типа отношений между поколениями, неизбежны также изменения и типа отношений между воспитателем и ребенком. Эти отношения теряют характер принуждения и не могут быть ничем иным, как отношениями сотрудничества [2, 26];

- изменяются реальные позиции ребенка по отношению к взрослому миру. Проблема взаимоотношений ребенка и социальных институтов является настолько важным, что решение ее может стать краеугольным камнем в развитии новой системы образования [8, 38]. В статье А. Запесоцького «Дети эпохи перемен: их ценности и выбор» отмечается, что появились дети, рождение которых приходится на период радикальных социально-политических и экономических изменений, взлома существующей социальной парадигмы, период который совпал с жестокими реалиями, когда нужно было выработать новые адаптационные механизмы и жизненные стратегии для того, чтобы приспособиться и выжить в динамичном мире [7, 98-104].

Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляется в морфологических изменениях, которые сопровождаются целым комплексом психологических признаков, в частности: большими креативными способностями детей, меньшей степенью ектравертивности, большей самодостаточностью, независимостью мышления. И дело не только в том, что современное поколение значительно опережает в своем развитии все предыдущие, обладая многими новыми возможностями [14, 54].

В таких условиях перед педагогической наукой встает задача поиска и реализации вариативных моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей, на основе сохранения жизненного пространства детства:

- изменения в нормативно-правовой базе, что привело к возникновению новых типов и видов дошкольных учебных заведений. В 2010 г. были внесены изменения в Закон Украины «О дошкольном образовании» относительно обязательного дошкольного образования с пяти лет. [13, 378]. По словам А. Долинной управленческим и методическим службам необходимо обеспечивать доступность образования всем детям старшего дошкольного возраста через внедрение различных вариативных форм его получения: ДОУ (общего развития, компенсирующе-

63

Section 7. Pedagogy

го, семейного, комбинированного типов, ДОУ-центр развития); центр развития; группы кратковременного пребывания детей (при дошкольных, общеобразовательных, внешкольных учебных заведениях); социально-педагогический патронат; гувернерство; семейное воспитание и т. д. [15, 8];

- создание вариативных комплексных программ. В Государственной национальной программе «Образование (Украина XXI века)» очертано, в чем заключаются стратегические задачи реформирования дошкольного воспитания, приоритетные направления и основные пути реформирования. Одним из основных путей реформирования дошкольного воспитания, - записано в этой программе, - есть «... разработка государственных и авторских программ дошкольного воспитания.» [4, 4].

Сегодня при организации образовательного процесса в дошкольных учебных заведениях по решению педагогического совета можно использовать такие программы [9, 1-4]:

• базовая программа «Я в Мире» (за науч. ред. Л. Кононко). Программа открытого типа, поскольку оставляет ученым и педагогам возможность дальнейшей разработки вариативной части содержания, создание региональных и авторских программ этого направления, учета культурных особенностей и индивидуального опыта дошкольника [5, 1-6];

• программа «Уверенный старт» (руководитель проекта Б. Жебровский). Программой предусмотрено ориентиры образовательной работы с 5-летними детьми при полном, кратковременном, сезонном пребывании в группах при дошкольных, общеобразовательных, внешкольных заведениях или при предоставлении образовательных услуг домашними педагогами (гувернерами). Программа нацеливает педагогов и родителей на личностное развитие детей по основным направлениям образовательной работы [12, 5-12];

• образовательная программа «Ребенок в дошкольные годы» (науч. руководитель проф. К. Крутой). Программа конкретизирует содержание Государственной базовой программы «Я в Мире» по каждому отдельному году жизни детей. Содержательное наполнение программы дифференцированно на инвариантную (обязательную) и вариативную (дополнительную) части, что позволяет избежать физических и психических перегрузок детей, ориентирует дошкольные учреждения и семьи на образовательный стандарт и указывает объемы выхода за его пределы с учетом, желаний, склонностей детей, спроса родителей и конкретных условий деятельности дошкольных учебных заведений, других социальных институтов, которые будут предоставлять образовательные услуги [5, 1-6];

• региональная программа развития детей дошкольного возраста «Украинское дошколье» (автор-составитель А. Билан). Цель программы расширить содержательный компонент образовательной работы с детьми от 2 до 6 лет, раскрывая этнические, исторические и социокультурные особенности Западного ре-

64

Секция 7. Педагогика

гиона. Структуру программы определяют линии развития ребенка: физическое, социально-нравственное, эмоционально-ценностный, познавательный, речевой, художественно-эстетическое, креативный. В содержании программы выделяют разделы по возрастной периодизации: ранний возраст (третий год жизни), младший дошкольный возраст (четвертый год жизни), средний дошкольный возраст (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой год жизни), в которых представлены сжатые психологические характеристики детей, задачи развития, содержание и формы образовательного процесса с каждого содержательного компонента. Каждый раздел завершается показателями компетентности ребенка;

• программа воспитания и обучения детей от двух до семи лет «Ребенок» (науч. руководители А. Проскура, Л. Кочина, В. Кузьменко, Н. Кудикина). Программа определяет содержание, объем, порядок подачи детям образовательного материала, ориентирует на комплексную реализацию воспитательных и учебных задач с постепенным усложнением на каждом возрастном периоде, обеспечивает целостное гармоничное развитие личности ребенка [11, 3-5].

Перечисленные выше исторические и социальные изменения в современном образовательного пространства определяют направленность педагогического поиска и осмысления механизмов внедрение инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании.

Стало быть перед нами стоит задача построить модель подготовки воспитателя к внедрению инновационных технологий в профессиональной деятельности, которая бы способствовала решению этих задач.

Список литературы:

1. Андрущенко В. 1нновацшний розвиток в стратеги «украшського прориву»/В. Андрущенко. - 2008. - № 2. - с. 6-14

2. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год. - 176 с.

3. Шла книга нацюнально! освгти Украши/За ред.. В. Г. Кременя. - К.: ТОВ

«1нформацшш системи», 2010. - 342 с.

4. Державна нацюнальна програма «Освгга» (Украша ХХ1 столггтя)//Освгга. -1993. - № 44-46. - 62 с.

5. Дитина в дошюльш роки: комплексна додаткова освгтня прогр./авт. кол.; наук. кер. К. Л. Крутш. - Запоргжжя: ТОВ “Л1ПС" ЛТД, 2011. - 188 с.

6. Заклона, Ж. Нова цшшсть освыи в епоху глобалгзацп та глокалiзацii/Ж. За-клона//Вщник шституту розвитку дитини: збiрник наукових прац. Вип. 5. Сергя: Фглософгя. Педагопка. Психолопя. - К.: Вид-во НПУ iм. М. П. Дра-гоманова, 2009. - с. 25-28

65

Section 7. Pedagogy

7. Запесоцкий А. С. “Дети эпохи перемен: их ценности, выбор”//Социс № 120.2006.- с. 98-104.

8. Здоров’я дитини вД родини: [моногр.]/Беленька Г. В., Бопшч О. Л., Машо-вець М. А. - К., 2006. - 220 с.

9. Лист Мшстерства вД 27.05.10№ 1/9-369. «Щодо порядку розроблення про-грам для дошкльних навчальних закладав» [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.mon.gov.ua.

10. Локшина О. Г Тенденци розвитку змкту шюльно! освiти в кра!нах Свропейсько-го Союзу: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д. пед. н.: 13.00.01 «Загальна педагопка та iсторiя педагопки» / Олена Iгорiвна Локшина.- К. - 2011-40 с.

11. Програма виховання i навчання д1тей в1д 2 до 7 рок1в “Дитина”/наук. кер. О. В. Проскура, Л. П. Кочина, В. У Кузьменко, Н. В. Кудикана - К.: НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2011. - 328 с.

12. Програма розвитку дией старшого дошшльного вiку “Впевнений старт”. - К.: Видавництво, 2010. - 59 с.

13. Степанова Т. М. Трансформацая змкту перед шкально! освiти в кторп розвитку вичизняно! дошюльно! педагопки (кшець ХХ1-ХХ столаття). Монография. -К.: Видавництво Д1м «Слово», 2011.- 424 с.

14. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/ Д. И. Фельдшгейн//Вопр. психологии, 2010, - № 3. - с. 47-55.

15. http://rpp.nashaucheba.ru/download/docs-15745/15745.doc.

Gladio Svetlana Viktorovna, Vinnytsia Institute of Trade and Economics of Kiev National University of Trade and Economics, Associate Professor E-mail: svetlana@gladio.com.ua Chugu Svetlana Dmitrievna, Vinnytsia Institute of Trade and Economics of Kiev National University of Trade and Economics, Associate Professor E-mail: svetachugu@gmail.com

Enhancing EFL Examination Skills

Abstract: The article discusses the idea of incorporating special techniques into the preparation of Ukrainian students for internationally recognized exams such as FCE, CAE, IELTS and TOEFL in higher education environment as part of EFL teaching. The authors emphasize the necessity to use a range of content-based tasks and

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.