Научная статья на тему 'Предпосылки развития приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Предпосылки развития приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветков В. А.

In present clause the preconditions of development of reception family as the forms of the device of the children orphans are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background of development of foster home as form to settle children without parental support

In present clause the preconditions of development of reception family as the forms of the device of the children orphans are considered

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. IGG7. № I. С. 1G7-11G.

УДК 347.64 В.А. Цветков

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

In present clause the preconditions of development of reception family as the forms of the device of the children - orphans are considered.

По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире [1]. При этом количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличивается. В целом на начало 2007 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 730 тыс. человек, из которых 26,8 % воспитываются в различных интернатных учреждениях. Государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему характеризуется ростом числа детских домов и школ-интернатов общего типа. Только в городе Омске за последние четыре года было открыто три детских дома.

Правительством Российской Федерации поставлена задача: в 2007 г. передать на воспитание в семьи 85 тысяч детей-сирот. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаил Зурабов заявил: «Через 5-6 лет в России может не остаться детских домов...» [2]. Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию в 2006 г. указал на то, что необходимо не только решать демографическую проблему в России, но и обеспечить нормальные условия для воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей. По статистике 90 % бывших детдомовцев рано или поздно оказываются в тюрьме, заканчивают жизнь самоубийством или просто попадают в категорию маргиналов [там же]. Несмотря на то, что в стране так много говорится о проблемах демографии, Россия занимает первое место в мире по количеству детей, передаваемых на воспитание в семьи иностранных граждан. Проблема иностранного усыновления в 2005-2006 гг. приобрела особое значение, в связи с превышением в эти годы иностранного усыновления над внутригосударственным и участившимися случаями смертей усыновленных иностранными гражданами российских детей.

В 2007 г. государство кардинально меняет политику в отношении де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлены дополнительные меры по государственной поддержке семей, имеющих детей, путем выдачи материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей [3]. Право на получение данной меры имеют: женщины, родившие

© В.А. Цветков, 2007

(усыновившие) второго ребенка начиная с

1 января 2007 г.; 2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Во-вторых, Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ установлено новое единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (при усыновлении (удочерении), установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью), в размере 8000 рублей [там же].

В-третьих, 30 декабря 2006 г. принято Постановление Правительства РФ № 842 «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощд бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» [4]. Субсидии предоставляются субъектам РФ, установившим ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье в размере не менее 4000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей - не менее 2500 рублей.

Таким образом, органами государственной власти предприняты дополнительные меры, направленные на обеспечение права детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьях граждан. Суть данных мер заключается в создании надлежащих материальных условий для воспитания и содержания детей в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных семьях, в установлении гарантированной оплаты труда приемных родителей.

При реализации данных мер государственной поддержки необходимо учитывать, что в 2006 г. сохранилась тенденция снижения количества детей, передаваемых под опеку (попечительство) по сравнению с предыдущими годами, а количе-

ство усыновлений российскими гражданами осталось на прежнем уровне. Это свидетельствует о том, что такие семейные формы устройства, как усыновление и опека (попечительство), в настоящее время не могут справиться с волной социального сиротства, захлестнувшей Россию.

Статистические данные свидетельствуют о том, что достаточно большое количество детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в государственных учреждениях. Но даже самое совершенное детское учреждение не способно заменить родителей. Воспитанники учреждений интернатного типа отстают в развитии от своих сверстников, вялы, апатичны, недоверчивы, у них снижена познавательная активность, слабы эмоциональные проявления [5]. Это объясняется тем, что только семья позволяет сформировать в человеке личность в соответствии с индивидуальными и коллективными требованиями, поскольку семья является «естественной формирующей средой личности» [6].

В условиях снижения числа усыновлений, осуществляемых российскими гражданами1, и в связи с участившимися случаями отказов опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей из-за отсутствия взаимопонимания с подопечным, приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна стать приемная семья.

Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 20 Конвенции о правах ребенка [7]). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [8]. В-третьих, переполненностью учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В-четвертых, преимуществом с педагогической2 и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т. п.) [9].

Еще в XIX в. было установлено, что содержание одного подкидыша обходится

Предпосылки развития приемной семьи...

109

государству в десять раз дороже, чем предоставление помощи опекунам (попечителям). Из этого делался вывод: «передача в семью брошенного родителями сироты - лучший способ его устройства»

[10]. При далеком от нормативных требований финансировании детских домов содержание в них одного ребенка обходится в 3-3,5 раза дороже, чем содержание ребенка в приемной или опекунской семье [11].

В настоящее время потенциал приемной семьи используется недостаточно, так как на воспитании в них находится только 1% от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано со следующими факторами:

1) экономическим (отсутствие у муниципальных образований денежных средств для материального обеспечения приемных семей и введения социальных льгот и гарантий). В настоящее время государство в лице федеральных органов власти взяло на себя решение данной проблемы путем возложения обязанностей по финансированию данных вопросов на бюджеты субъектов Российской Федерации и предоставлению субсидий из федерального бюджета;

2) организационным (отсутствие специально подготовленных кадров в органах опеки и попечительства по работе с приемными семьями, субъективизм специалистов, строящих свою работу по принципу «нравится - не нравится»). В целом в последнее время органам опеки и попечительства дается негативная оценка. В связи с этим с 1 января 2008 г. функции органа опеки и попечительства будут выполнять органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не органы местного самоуправления;

3) информационным и нравственным (сложившееся в обществе негативное мнение о том, что приемные родители преследуют только корыстные цели и недостаточная осведомленность граждан о данной форме устройства).

Приемная семья имеет определенные преимущества перед другими формами устройства детей-сирот. Так, при передаче ребенка, оставшегося без родительского попечения, на воспитание в приемную семью или при его усыновлении наилучшим образом реализуется право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на семейное воспитание, так как он получа-

ет возможность воспитываться в полноценных семейных условиях роли сына или дочери. При этом в отличие от усыновления приемная семья позволяет удовлетворить приемным родителям не только свои воспитательные потребности, но и материальные. Преимуществами приемной семьи по сравнению с опекой (попечительством) являются наилучшее материальное обеспечение приемных детей, «профессиональное» выполнение приемными родителями своих обязанностей и возникновение межличностных отношений, более схожих с отношениями между родителями и детьми. Приемная семья имеет преимущества и по сравнению с детским домом семейного типа, которые заключаются в более простой процедуре ее создания и функционирования, что позволяет приемным родителям больше времени уделять воспитанию и защите прав приемных детей.

Таким образом, в настоящее время необходимо принять меры, направленные на развитие приемной семьи как формы устройства детей-сирот. Одним из основополагающих признаков приемной семьи должна стать специальная подготовка приемных родителей (профессионализм), заключающаяся в обладании ими необходимыми педагогическими навыками, правовыми и психологическими знаниями в целях грамотного воспитания ребенка (детей) из неблагополучных семей.

Публичный характер отношений по созданию приемной семьи, а также возникновение обязательств в пользу третьих лиц (детей) требует должного отражения волевого содержания возникающих правоотношений. В частности, в законодательстве следует предусмотреть не право, а обязанность органа опеки и попечительства заключить договор с лицами, желающими создать приемную семью при отсутствии оснований для отказа в его заключении.

В каждом субъекте Российской Федерации должен быть установлен такой размер оплаты труда приемных родите-лей3 и должны быть предоставлены такие льготы и гарантии приемным родителям, которые делали бы эту форму устройства привлекательной с экономической точки зрения, т. е. чтобы у граждан возникало желание за данное вознаграждение брать

детей на воспитание в свою семью, тем более что увеличение количества приемных семей, как уже отмечалось, прямо пропорционально уменьшению количества воспитанников детских домов и, соответственно, снижению расходов на их содержание.

С учетом изложенного в настоящее время практически единственным решением проблемы обеспечения нормальных условий для воспитания и содержания детей-сирот, воспитывающихся в соответствующих интернатных учреждениях, является развитие такой формы устройства, как приемная семья.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российская статистика фиксирует, что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновить ребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей почти не растет. Так, в 2000 г. было усыновлено 14 133 ребенка, в 2001 - 13 187, а в 2003 - 15 183 (см.: Красницкая Г.С. Развитие семейных форм устройства детей-сирот в России // Детский дом. 2004. № 2. С. 6).

2 По данным управления образования администрации г. Омска, показатель поступления в высшие учебные заведения выпускников приемных семей составляет примерно 30 %, а выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - около 1 %.

3 Представляется, что размер оплаты труда приемных родителей за воспитание одного приемного ребенка должен быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. В случае же передачи на воспитание в приемную семью ребенка в возрасте до 3-х лет или ребенка-инвалида, с которым приемный родитель будут вынужден «си-

деть» дома, размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] См.: Коростелев С.П., Реан А.А. Комплексная социальная и психолого-педагогическая программа «Защита детства» // Мир детства. 2002. Январь. С. 2.

[2] Российская неделя. 2007. Вып. 2 (19.01.07 / 25.01.07). С. 8.

[3] Российская газета. 2006. 31 дек. № 297.

[4] Российская газета. 2007. 10 янв. № 1.

[5] См.: Нечаева А.М. Споры о детях. М., 1989. С. 100.

[6] Мунье Э. Персонализм. М., 1993. С. 124.

[7] См.: Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

[8] См.: Дементьева И.Ф. Социальное сиротство:

генезис и профилактика. М., 2000. С. 10. (Серия: Семья и воспитание).

[9] В государственном «казенном» учреждении годовое содержание ребенка-сироты обходится в 25-100 тыс. руб. (это зависит от региона), а в приемной семье сумма, расходуемая на те же цели, в два-три раза меньше // Детский дом. 2004. № 2. С. 5.

[10] Яблоков Н.В. Условия призрения детей в наших воспитательных домах. М., 1896. С. 69.

[11] Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан: Сб. материалов / Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Архангельск, 2003. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.