Научная статья на тему 'Предпосылки развития малого предпринимательства Сахалинской области'

Предпосылки развития малого предпринимательства Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Л. Г.

Определены тенденции и специфика развития малого предпринимательства в Сахалинской области, выявлены условия, необходимые для его успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития малого предпринимательства Сахалинской области»

Л.Г. МУРАВЬЕВА

Предпосылки развития малого предпринимательства Сахалинской области

Определены тенденции и специфика развития малого предпринимательства в Сахалинской области, выявлены условия, необходимые для его успешного развития.

Малое предпринимательство Сахалинской области - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность в условиях становления и формирования рыночных отношений, оказавшая свое позитивное влияние на занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами, формирование налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Развитие малого предпринимательства в Сахалинской области имеет свою специфику, поэтому важно выявить условия, необходимые для его успешного развития.

Доля субъектов малого предпринимательства в ВРП области составила в 2004 г. 11% (в 2001 г. - 7,5%). На начало 2004 г. насчитывалось 4,4 тыс. малых предприятий и 30,8 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Удельный вес малых предприятий - 33,7% общего числа предприятий в области. В 2004 г. численность занятого в сфере малого предпринимательства населения составила 34,8 тыс. человек.

Деятельность большинства малых предприятий Сахалинской области достаточно стабильна, о чем свидетельствует значительный объем производства товаров и услуг. В 2004 г. они произвели продукции на 13,9 млрд руб., 30% которой приходится на промышленность, 25% - строительство, 17% - торговлю.

Активизация в освоении шельфовых проектов оказала положительное влияние на развитие транспорта. Доля транспортных услуг в объеме продукции, произведенной малыми предприятиями, увеличилась до 17% (в 2003 г. составляла 6%) [1. С. 42].

На малых предприятиях успешно отрабатываются рыночные навыки самоокупаемости, самоконтроля, работы в условиях высоких рисков.

Таким образом, малое предпринимательство вносит значительный вклад в насыщение рынка Сахалинской области широким спектром продукции, товаров, работ, услуг.

Тенденции и специфику развития сфер предпринимательства рассмотрим на примере пищевой промышленности, торговли и общественного питания.

Пищевая промышленность Сахалинской области включает рыбную, обеспечивающую основной объем выпускаемой продукции, и ряд отраслей перерабатывающей промышленности. Ее доля в общем объеме промышленного производства области составляет 36,3% [3. С. 54].

Снижение производства большинства наименований пищевой продукции, наметившееся в 2000 г., продолжается в связи с низкой конкурентоспособностью сахалинской продукции по сравнению с ввозимыми товарами: мясом, маслом, кондитерскими и макаронными изделиями, виноводочной продукцией.

Однако ряд позиций продукции пищевой промышленности может иметь спрос на потребительском рынке: предприятиями этой отрасли освоены 18 наименований новых видов хлебобулочных изделий, 30 - кондитерских; завоеваны золотая и серебряная медали на конкурсе в Москве, имеется контракт на поставку продукции в Японию [3. С. 55].

Эти достижения свидетельствуют о хорошем потенциале пищевой промышленности Сахалинской области. Перспективы развития связаны с обновлением производства, созданием условий для формирования у ведущих предприятий отрасли собственного инвестиционного потенциала, внедрением современных систем управления качеством.

Торговля и общественное питание являются наиболее динамично развивающимся сектором экономики Сахалинской области. За сравнительно короткий период возникло немало предприятий, демонстрирующих достойный уровень культуры обслуживания и эффективную финансово-хозяйственную деятельность. В этой сфере, как ни в одной другой, сформировалась особая конкурентная среда, а также самая высокая предпринимательская активность.

В Дальневосточном федеральном округе по темпам роста оборота розничной торговли Сахалинская область занимает одно из ведущих мест, положительная динамика отмечается во всех районах. Из 4,4 тыс. малых предприятий в конце 2003 г. 27,2% составили предприятия, работающие в розничной торговле и сфере общественного питания.

В 2004 г. сохранялись позитивные тенденции в развитии розничного товарооборота, торговой сети, совершенствовании форм торгового обслуживания, удовлетворяющих платежеспособный спрос населения с различным уровнем доходов. В отрасль привлечено инвестиций на сумму 250 млн руб., что способствовало динамичному развитию инфраструктуры предпринимательской деятельности. Введен 151 объект торговли и общественного питания, в том числе 20 - в сельской местности.

Расширяется сеть так называемых «удобных» магазинов, расположенных в пределах пешеходной доступности, торгующих широким ассортиментом товаров. В 2004 г. открыто 38 предприятий такого типа.

Совершенствуется сеть предприятий общественного питания. В 2004 г. ими оказано услуг населению на сумму 1,2 млрд руб., это на 13,8% больше, чем в 2003 г. Широкое развитие получила сезонная сеть предприятий массового питания - летние кафе, шашлычные.

В Сахалинской области традиционными стали профильные выставки предприятий отрасли. Коллективы предприятий общественного питания регулярно представляют свою продукцию на праздниках, ярмарках, выставках, проводимых в городах и поселках.

В перспективе развитие потребительского рынка предполагается в следующих направлениях:

- формирование торговых центров с предоставлением широкого спектра услуг;

- развитие сети социально ориентированных предприятий общественного питания;

- создание фирменной торговой сети сахалинских предприятий;

- более рациональное размещение предприятий мелкорозничной сети на центральных автомагистралях и в поселках Сахалинской области;

- развитие сети предприятий, связанных с предоставлением питания, услуг прачечных, парикмахерских, бань работникам, занятым освоением нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин.

Местные органы власти всячески поддерживают малое предпринимательство. Для этого администрация Сахалинской области привлекает внебюджетные ресурсы, действует программа «Кредитование малого бизнеса» с участием Европейского банка реконструкции и развития; фонд Евразия реализует программу целевых грантов, в которой особое внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса и обучению предпринимателей; международная некоммерческая организация «ЛСВ1/УОСЛ» успешно осваивает программу микрофинансирования малого бизнеса.

Специфика малого предпринимательства в Сахалинской области, обусловленная ограниченными финансовыми, материальными и кадровыми возможностями, предопределяет его потребность в недорогих и высококачественных информационных, консалтинговых, маркетинговых, аудиторских, юридических, финансовых и других услугах. Для решения данной проблемы комитетом экономики администрации Сахалинской области совместно с общественными объединениями предпринимателей созданы информационно-консультационные пункты в ряде районов области.

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата [2. С. 34]. Для этого необходима реализация в Сахалинской области принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Благодаря этому у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени».

Второе условие - необходимость уменьшения налоговой нагрузки прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях следует принимать кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственноинновационных, строительных малых предприятий, а также для социаль-

ного малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Это вовсе не отрицает необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс (часть 2).

Можно предложить следующие меры по упрощению системы налогообложения для малых предприятий:

- отменить требование обосновывать необходимые расходы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров;

- предельные ставки налогов на малые предприятия целесообразно зафиксировать на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах. Налоги на малый бизнес наряду с налогом на имущество и подоходным налогом должны стать основным источником доходов субъектов РФ, полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. Правительство же получит соответствующий рычаг для ускорения экономического роста.

Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования предпринимателей на разных этапах их деятельности;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что значительно расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

- создание современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля на федеральном уровне за реализацией программ развития малого бизнеса.

Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения, поскольку низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.

Кроме того, для Сахалинской области необходимо разработать специальные программы поддержки малого предпринимательства, включающие меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства Сахалинской области. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, рыбной и других отраслях пищевой промышленности, а также в швейной и трикотажной отраслях требуют огромных вложений. Значительная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с зарубежными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса).

Руководители малых предприятий Сахалинской области сталкиваются также с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п., но улавливать изменения в конкурентной среде отечественного и мирового рынков рядовому предпринимателю еще долго будет не под силу. Поэтому с целью поддержки отраслей пищевой и легкой промышленности необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и т. д.).

Литература

1. Итоги социально-экономического развития Сахалинской области за 2004 г. - Южно-Сахалинск: Госкомстат Сахалинской области, 2005. -56 с.

2. Краева Н.М. Социально-экономические особенности российского предпринимательства / Н.М. Краева // Общество и экономика. 2003. № 9-10. С. 34-36.

3. Сахалинская область - приглашение к сотрудничеству. - Южно-Сахалинск, 2004. - 156 с.

© Муравьева Л.Г., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.