Научная статья на тему 'Предпосылки развития концепции непрерывного образования как новой педагогической парадигмы в европейском образовательном пространстве'

Предпосылки развития концепции непрерывного образования как новой педагогической парадигмы в европейском образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY / NATIONAL EDUCATION / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE / PEDAGOGICAL PARADIGM / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / COMPETITIVENESS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарева Людмила Ивановна

Вступление на рубеже ХХ-ХХ1 вв. современного общества в эпоху постиндустриального развития обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет образования в течение всей жизни вместо образования на всю жизнь. Разработанные международными организациями Европейского Союза программы «Образование без границ», «Обучение продолжительностью в жизнь» и др. определили конкретные задачи, направления развития образовательной политики и выполнение программы непрерывного образования на европейском и национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites of the Development of the Continuing Education Concept as a New Pedagogical Paradigm in the European Educational Space (Value-Target Orientation)

The entry of modern society into the Post-Industrial era (XX-XXI Centuries) development led to a transition of education to a new pedagogical paradigm, proclaimed the priority of education throughout life instead of education for a lifetime. The “Education Without Borders", “Lifelong Learning Education” and other programs, developed by international organizations of the European Union have identified concrete tasks, development trends of educational policy and the implementation of continuing education programs at European and national levels.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития концепции непрерывного образования как новой педагогической парадигмы в европейском образовательном пространстве»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Вступление на рубеже ХХ-ХХ1 вв. современного общества в эпоху постиндустриального развития обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет образования в течение всей жизни вместо - образования на всю жизнь. Разработанные международными организациями Европейского Союза программы «Образование без границ», «Обучение продолжительностью в жизнь» и др. определили конкретные задачи, направления развития образовательной политики и выполнение программы непрерывного образования на европейском и национальном уровнях.

Со второй половины ХХ в. образование все решительнее занимает ведущие позиции как экономический, социальный, культурологический компонент геополитики и развития человеческого ресурса.

Исторически обусловленный переход образования эпохи постиндустриального общества в число основных факторов экономического, социального, научного и культурного развития современного государства значительно повысил его статус и роль в конкурентной борьбе на мировом рынке труда.

Л.И. Писарева

Ключевые слова:

стратегия развития

образования,

национальное

образование, европейское

образовательное

пространство,

педагогическая

парадигма,

международные

организации,

конкурентоспособность,

развитие.

Объективно изменились требования к образованию, к профессиональной деятельности всех его институтов, к системе ценностей, к разработке и реализации стратегически важных задач в системе просвещения, вызванных глобализацией, феноменом ХХ в. Масштабные перемены, произошедшие за несколько последних десятилетий, характеризуются такими геополитическими явлениями, как интеграционные процессы во всех сферах социально-экономической и культурной жизни, введение новых средств коммуникаций, наукоемких технологий, обострение демографических и этнических проблем, кризис в экономике и в системе образования и др. Эти перемены предопределили и ускорили переход к новой стратегии национального развития в большинстве стран мира и новой образовательной политики в борьбе за устойчивое развитие, за экономические достижения и повышение конкурентоспособности на рынке труда.

«Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» (1, 10).

Императивы информационного общества или «общества знаний», предъявившие новые требования к образованию, способствовали пересмотру национальной образовательной политики, принятию стратегически значимых решений для проведения широкомасштабных преобразований в виде радикальных реформ с новыми целевыми ориентирами, которые учитывали бы потребности современного и будущего развития. Возникла необходимость сформулировать новые задачи и создать соответствующие условия для обучения в системе образования на его различных этапах и уровнях. Нужно было расширить его традиционные функции с целью удовлетворения возросшего спроса на полноценное образование всех желающих учиться и получать разнообразные виды общеобразовательной, профессиональной или специальной подготовки в любое время и в течение всей жизни.

Сложившиеся представления об образовании как социальном институте с традиционно действующими административно-правовыми нормативами, т.е. с обязательными условиями приема, зачисления, сроков и продолжительности обучения, основательно трансформировались. Нормой становится предоставление множества образовательных услуг всем гражданам вне рамок формального и неформального образования, удовлетворение их запросов, которые обеспечиваются постоянным ростом числа,

видов и форм обучения, что содействует интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию как отдельно взятой личности, так и всего общества.

Педагогический словарь обогащается новыми понятиями и терминами. В профессиональный лексикон вошли такие дефиниции, как: формальное, неформальное, информальное образование, наряду с общим, профессиональным, высшим образованием и образованием взрослых. Вводятся также такие разновидности образования, как дополнительное, последующее, продолжающееся, безотрывное, ступенчатое, возобновляемое, рекуррентное, непрерывное, образование в течение всей жизни или образование, проходящее через всю жизнь.

Глобальные социально-экономические и культурологические изменения, произошедшие в жизни современного человека, объективно ускорили процесс морального и фактического обесценивания полученных ранее знаний, т.е. их девальвацию. В США известен термин «период полураспада компетентности», означающий продолжительность времени «старения» полученных знаний после окончания вуза.

Основной целью образования объявляется не просто обеспечение индивида знаниями, которые к тому же устаревают наполовину через каждые 5-6 лет, а прежде всего развитие способности и желания учиться, чтобы устранить разрыв между первоначально полученной подготовкой и новыми требованиями, предъявляемыми современными интенсивно развивающимися экономикой, наукой, культурой, социальной сферой.

«Если кратко сформулировать, что такое образование в постиндустриальном обществе - это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить»(1,49).

Идеи о месте образования в жизни человека и потребности общества в значительном расширении границ образования занимали умы значительно раньше, чем это стало насущной общественной необходимостью.

Современная педагогическая литература знакомит с множеством различных мнений, суждений и высказываний известных людей прошлого и наших современников о непрерывном образовании. В частности, Э. Линденман (США) и Б. Йскели (Великобритания) в начале ХХ века (1926 г. и 1929 г. -соответственно) в своих работах «Значение образования для взрослых» и «Образование в течение всей жизни» заявили о важности и значимости обучения всех граждан в течение всей жизни : «Образование - это жизнь, а вся жизнь - это образование , где не может быть конечных точек» /2,9/.

Образование ХХ1 в. как категория экономическая превратилась в важ-

ный ресурс общественного развития и инструмент социальной трансформации. Такие данные, как валовой национальный продукт (ВНП ) на душу населения, количество грамотного взрослого населения и людей с высшим образованием на 1 000 человек, число обязательных лет обучения в школе, сеть учреждений системы непрерывного образования и охват ими населения страны и др. являются далеко не полным перечнем показателей экономического потенциала государства и его человеческого капитала.

Непрерывное образование признается новой педагогической парадигмой, вызванной масштабными экономическими, социальными, культурологическими сдвигами и изменениями в общественном сознании, и единственным средством адаптации человека к изменяющейся среде обитания, а также сохранения идентичности человека.

Для создания системы непрерывного образования нужна была четко разработанная стратегия развития национального образования, учитывающая все факторы влияния экономики, современной инфраструктуры, новых технологий, рынка труда, социума на жизнь индивида, общества, всей страны.

Глобальные изменения в экономике, социальной жизни и культуре

поставили европейских политиков перед необходимостью совместно решать фактически аналогичные сложные проблемы стратегического значения, что предопределило направленность и содержание деятельности различных международных организаций, их теоретическую, финансовую, консультативную и практическую помощь странам-участницам и странам-партнерам Европейского Союза при реализации их национальных стратегических планов и проектов.

«Устроить собственный дом, то есть реформировать университеты, покончить с безработицей, победить организованную преступность, остановить разрушение окружающей среды, установить прочный мир на европейском континенте, проводить открытую, ориентированную на соблюдение прав человека внешнюю политику, которая явилась бы весомым вкладом в будущее - вот задачи, которые Европа должна решать общими силами», - так определил историческую миссию и значение интеграционной деятельности Европейского Союза немецкий политический журнал «Internationale Politik» /3,21/ .

Вступление на рубеже ХХ-ХХ1 вв. общества в эпоху постиндустриального развития обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет «образования в течение всей жизни» вместо «образования на всю жизнь». Для реализации концепции непрерыв-

ного образования была необходима трансформация в организационном и содержательном плане всех институтов национального образования как обязательного условия их адаптации к принципиально иным требованиям социально-экономического, политического, технологического, культурологического и научного характера по сравнению с предшествующей эпохой научно-технической или индустриальной революции.

Основной задачей международных организаций становится объединение геополитических, социально-экономических, технологических, научных, культурных и нравственных ресурсов для расширения интеграционных процессов по сближению национальных систем для выравнивания темпов и масштабов социального, политического и культурного развития различных стран.

У истоков этого движения стояла международная неправительственная организация «Римский клуб», созданная еще в 1968 г. Она обосновывала необходимость объединения усилий различных государств, утверждая, что в современном мире нельзя жить изолированно от окружающей действительности, а искать выход из сложнейших геополитических ситуаций необходимо путем мобилизации сил мирового сообщества, совместно и масштабно /4,13-14/.

В разработке стратегических планов развития образования ведущая роль принадлежит ЮНЕСКО, ООН по вопросам Образования, Науки и Культуры, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), тесно сотрудничающим с разного рода Ассоциациями, международными комиссиями, научными центрами и Советами. Одна только организация «Образование без границ» при ЮНЕСКО объединяет около 600 правительственных организаций из 188 стран мира.

«Планетарная взаимозависимость и глобализация представляют собой главные явления нашего времени. Эти явления проявляются уже сегодня и в сильнейшей степени будут характерны для ХХ1 в., поэтому уже сейчас необходим их комплексный анализ, выходящий далеко за рамки образования и культуры и касающийся роли и структур международных организаций», - говорится в рекомендациях Комиссии ЮНЕСКО по образованию для ХХ1 в. /5/.

В течение нескольких десятилетий начиная с 60-х годов ХХ в. усилиями этих организаций создавалась европейская модель развития непрерывного образования. Обосновывались ее цели и задачи, основные критерии и принципы национальной образовательной политики, уточнялись формулировки таких понятий, как образование, непрерывное образование, об-

разование в течение всей жизни, а с учетом новых требований социума вносились соответствующие изменения, дополнения и рекомендации. Это была работа над программой-максимумом, предложенная в качестве ценностно-целевого ориентира и вектора социально-экономического развития национального образования в борьбе за повышение конкурентоспособности на мировом рынке труда.

В основу европейского проекта развития непрерывного образования и его прогнозирования легли положения Всеобщей декларации прав человека, Болонской, Лиссабонской деклараций, проект «Меморандума» о создании общеевропейской системы непрерывного образования, доклад Ж.Делора «Образование: скрытое сокровище» и др. В этих документах предусматривалась обязательность соблюдения государствами условий получения каждым гражданином образования, принципами которого являются: его гуманистический и светский характер; приоритетность общечеловеческих ценностей; непрерывность; общедоступность; преемственность; многообразие образовательных учреждений; единство культурного и образовательного пространства.

Советом по культурному сотрудничеству при Европейском Совете было сформулировано одно из наиболее полных для своего времени определений понятия непрерывного образования:

«Непрерывное образование как организующий принцип образования в целом, предполагает адекватное создание всеобъемлющей и целостной системы, предоставляющей средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями» /6,44-45/.

Основными задачами деятельности этих организаций становятся: сравнительный анализ полученных от европейских стран материалов и информации, разработка планов-проектов в области формального, неформального и информального образования и определение соответствующих условий их реализации на национальном уровне.

Со второй половины 80-х гг. закладывались концептуальные основы модели непрерывного образования, его структуры, функций, задач и целей.

Работа над уточнением отдельных положений, понятий, определений в процессе формирования и совершенствования модели европейского непрерывного образования постоянно продолжается. .

В 1996 г. Организация экономического сотрудничества и развития публикует доклад «Обучение в течение жизни для всех», который ориентирует страны-участницы ЕС на создание необходимых условий для обеспечения

интеграции и включения всех граждан в процесс обучения в течение всей жизни. Обосновывается комплексный подход к реализации образовательной политики на национальном и международном уровне, учитывающей экономические и социальные аспекты в широком контексте целей и задач общественного развития. Непрерывное образование как процесс получения базовых, профессиональных и дополнительных знаний и компетенций рассматривается как один из механизмов деловой и социальной мобильности, направленный на обеспечение равенства жизненных шансов граждан, улучшение качества жизни, повышение гражданской активности (7).

Комиссии ЕС по созданию общеевропейской системы непрерывного образования объявляют 1996 год годом «Образования в течение всей жизни».

В 1997 г. Международная Комиссия ЮНЕСКО при разработке вопросов образования и обучения для ХХ1 в. формулирует главную цель образования: «научить людей самостоятельно приобретать знания».

В 1999 г. Европейская ассоциация по образованию взрослых обращается с призывом: «научиться жить при культурном, этническом и лингвистическом многообразии».

В 2000 г. на саммите ЕС в Лиссабоне (Лиссабонская стратегия) делается заявление о превращении Европейского Союза к 2010 г. в «наиболее динамичную и основанную на знаниях экономику в мире».

В 2001 г. Еврокомиссия принимает Коммюнике по «Реализации превращения Европы в пространство непрерывного образования с включением дошкольного и пенсионного возраста». В этих условиях обучение на протяжении всей жизни будет одним из ключей к решению проблем XXI века.

В 2007 г. Международная комиссия по образованию для XXI века во главе с председателем Европейской комиссии Ж. Делором, подготовившая «Информацию для всех», т.е. доклад «Образование: скрытое сокровище», где говорится, что, опираясь на четыре базовых принципа, положенных в основу образования, - учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать, - все страны неизбежно устремились к Утопии, где будут востребованы все таланты личности, скрытые в ней как драгоценный клад (8).

2005-2014-й гг. ООН объявляет «Десятилетием образования устойчивого развития».

Все эти годы шла работа над обоснованием и уточнением особенностей эволюционного развития непрерывного образования и его периодизацией. Несмотря на отсутствие в педагогической литературе общепринятой (единой) периодизации развития непрерывного образования, ее четко можно

определить по основным этапам, соответствующим тем наиболее значимым историческим моментам , которые определяли вектор развития национального образования и создали предпосылки для перехода от проектирования модели непрерывного образования к ее практическому осуществлению.

Непрерывное образование на европейском образовательном пространстве проделало путь от признания его насущной необходимости до создания соответствующих экономических, социальных и педагогических условий для его развития, от разработки его концептуальных основ до их реализации. Расширение международных контактов в области просвещения, обмен опытом и совместная деятельность разных стран способствовали тому, что в образовательном пространстве появились различные концептуальные положения в таких моделях европейского непрерывного образования как:

- модель компенсаторного образования, призванная устранить (компенсировать) недостатки в системе первоначального формального образования;

- модель, способствующая социально-экономическому развитию и демократизации образования ;

- модель продолжающегося образования, ориентированная на потребности трудового рынка и широкий круг участников образовательного процесса;

- модель непрерывного учения, направленная на организацию обучения и занятия в свободное время, на духовно-культурное развитие, на нравственное развитие человека, на рациональную организацию отдыха и досуга /9/.

В основе перехода системы образования к системе национального непрерывного образования лежат объективные экономические запросы, создание конкурентоспособных условий экономического роста, удовлетворение потребностей социального характера и даже требования национальной безопасности страны.

Развитие непрерывного образования сегодня - это динамичный процесс, происходящий в различных структурах, в которых находят свое теоретическое и практическое применение элементы научных знаний из области философии, экономики, педагогики, психологии, социологии и права, образуя сложную саморазвивающуюся систему.

Что касается содержания непрерывного образования, т.е. его социально-экономического, культурологического, педагогического и других компонентов как фактора обеспечения человеческого ресурса подготовкой, гарантирующей конкурентоспособность и устойчивое развитие в стране,

то его социально-экономическая составляющая преобладает и имеет наибольший удельный вес в системе непрерывного профессионального образования, культурологическая - в системе информального непрерывного образования или образования взрослых, педагогическая (или социально-педагогическая и др. ) - в большей или меньшей степени в каждой из этих систем.

Стратегические планы развития национального образования на рубеже ХХ-Х1 вв. сверяются с планами, предложениями и рекомендациями, принятыми европейским сообществом в рамках расширения международного взаимодействия между странами, их сотрудничества и культурного обмена. Задачей европейского сообщества становится выработка единых критериев по реализации программы непрерывного образования ЕС, направленной на достижение устойчивого экономического развития стран и их человеческих ресурсов, социального благополучия и распространение демократических ценностей.

Реализация этих планов странами-участницами отслеживается международными организациями через установление с ними устойчивой прямой и обратной связи, в том числе через процедуру отчетности, что позволяет фиксировать динамику их развития и фактически дает основание заявлять: «В наши дни в Европе уже не существует суверенных национальных государств классического типа, целиком опирающихся на национальную экономику и обладающих автохтонной (исконной) национальной культурой» /2,15/.

Несмотря на сходства проектов в области национальной политики европейских стран по сближению образовательных систем и их интеграции, а также совместного участия в реализации единой программы «Образование через всю жизнь», предложенной ЕС, каждая из стран-участниц проявляет свои исторически обусловленные особенности и специфику при решении проблемы непрерывного образования.

Литература

1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование - М.: Эгвес. - 2011.

2. Weiterbildung in Deutschland . Qualifizierung in einer sich aenderten Welt || Bildung und Wissenschaft. - 1992. - N1.

3. Lutzeler P.M. Deutschland - «Grosser Staat ?» //Internationale Politik. -Bonn. - 1997. - N2.

4. Макаревич В.Л. Глобализация и Россия. - М.: Данис. - 2006.

5. Онушкина Е.В.. Реализация и развитие концепции образования взрослых в деятельности Совета Европы: Дис... канд. пед .наук. - М., 2000.

6. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван, - 1989.

7. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для всех ХХ1 в. - ЮНЕСКО, - 2007.

8. Перфильева О.В. Международная стратегия непрерывного образования: роль и опыт вузов. logosbook. ru > V0S/10 2008/4-pdf.

9. Мардинишина Р.М. Модель непрерывного образования в едином образовательном пространстве на рубеже веков: Дис. канд . пед. наук. -Йошкар-Ола, - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.