Научная статья на тему 'Предпосылки развития этноэ-кологического туризма в российской части Алтая'

Предпосылки развития этноэ-кологического туризма в российской части Алтая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
692
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ГОРНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ ТИП РАССЕЛЕНИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / SUSTAINABLE TOURISM / ETHNIC TOURISM / ECOLOGICAL TOURISM / MOUNTAIN TERRITORY / POLYETHNIC TYPE OF SETTLEMENT / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Индюкова М. А.

Рассмотрены возможности развития этноэкологического туризма как познавательного путешествия в места традиционного проживания этнических групп со слабо изменённой природной и сохранившейся культурной средой. Выявлены предпосылки и особенности организации данного направления туризма в российской части Алтая, проведён анализ сильных и слабых сторон его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ETHNOECOLOGICAL TOURISM IN THE RUSSIAN PART OF MOUNTAIN ALTAI

The work is devoted to the justification of the development of ethno-ecological tourism as an informative trip to the places of traditional inhabitance of ethnic groups with slightly altered natural and still alive cultural environment. The preconditions and characteristics for the organization of such kind of tourism in the Russian part of the Altai are revealed, and the analysis of the strengths and weaknesses of its development is carried out.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития этноэ-кологического туризма в российской части Алтая»

Библиографический список

1. Плаксин, Г.В. Термохимическая переработка озерных сапропелей: состав и свойства продуктов / Г.В. Плаксин, О.И. Кривонос // Российский химический журнал. - 2007. - № 4. - Т. 11.

2. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений / под ред. В.А. Абакумова. - Л., 1983.

3. Руководство по гидробиологическому мониторингу пресноводных экосистем / под ред. В.А. Абакумова. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1992.

4. Винберг, Г. Г. Зоопланктон и его продукция // Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических

исследованиях на пресноводных водоема / Г.Г. Винберг, Г.М. Лаврентьева. - Л., 1984.

5. Simpson, G.G. Mammals and nature of continents // American Journal of Science. - 1943. - Vol. 241.

6. Андреев, В.Л. Классификационные построения в экологии и систематике. - М., 1980.

7. Зарубина, Е.Ю. Первичная продукция макрофитов трех разнотипных сапропелевых озер юга Западной Сибири (в пределах Новосибирской области) в 2012 г. // Мир науки, культуры, и образования. - 2013. - № 5 (42).

8. Китаев, С.П. Основы лимнологии для гидробиологов и ихтиологов / С.П. Китаев - Петрозаводск, 2007.

9. Ермолаева, Н.И. Зоопланктон // Биоразнообразие Карасукско-Бурлинского региона (Западная Сибирь). - Новосибирск, 2010.

10. Алимов, А.Ф. Элементы теории функционирования водных экосистем. - СПб., 2000.

11. Прыткова, М.Я. Методика комплексного изучения осадконакопления в малых водохранилищах / М.Я. Прыткова, И.В. Семенцов -Ростов, 1989.

12. Гутельмахер, Б.Л. Количественные закономерности фильтрационного питания водных животных / Б.Л. Гутельмахер, А.Ф. Алимов // Общие основы изучения водных экосистем. - Л., 1979.

13. Деренговская, РА. Зоопланктон и седиментация взвешенных веществ в озерах / РА. Деренговская, А.П. Остапеня // Сибирский экологический журнал. - 2006. - Т. 13. - № 1.

14. Ferrante, J.G. Transport of diatom frustules by copepod faecal pellets to the sediments of Lake Michigan / J.G. Ferrante, J.J. Parker // Limnology and Oceanography: Methods. - 1977 - V. 22. - № 1.

Bibliography

1. Plaksin, G.V. Termokhimicheskaya pererabotka ozernihkh sapropeleyj: sostav i svoyjstva produktov / G.V. Plaksin, O.I. Krivonos // Rossiyjskiyj khimicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 4. - T. 11.

2. Rukovodstvo po metodam gidrobiologicheskogo analiza poverkhnostnihkh vod i donnihkh otlozheniyj / pod red. V.A. Abakumova. - L., 1983.

3. Rukovodstvo po gidrobiologicheskomu monitoringu presnovodnihkh ehkosistem / pod red. V.A. Abakumova. - SPb.: Gidrometeoizdat, 1992.

4. Vinberg, G.G. Zooplankton i ego produkciya // Metodicheskie rekomendacii po sboru i obrabotke materialov pri gidrobiologicheskikh issledovaniyakh na presnovodnihkh vodoema / G.G. Vinberg, G.M. Lavrentjeva. - L., 1984.

5. Simpson, G.G. Mammals and nature of continents // American Journal of Science. - 1943. - Vol. 241.

6. Andreev, V.L. Klassifikacionnihe postroeniya v ehkologii i sistematike. - M., 1980.

7. Zarubina, E.Yu. Pervichnaya produkciya makrofitov trekh raznotipnihkh sapropelevihkh ozer yuga Zapadnoyj Sibiri (v predelakh Novosibirskoyj oblasti) v 2012 g. // Mir nauki, kuljturih, i obrazovaniya. - 2013. - № 5 (42).

8. Kitaev, S.P. Osnovih limnologii dlya gidrobiologov i ikhtiologov / S.P. Kitaev - Petrozavodsk, 2007.

9. Ermolaeva, N.I. Zooplankton // Bioraznoobrazie Karasuksko-Burlinskogo regiona (Zapadnaya Sibirj). - Novosibirsk, 2010.

10. Alimov, A.F. Ehlementih teorii funkcionirovaniya vodnihkh ehkosistem. - SPb., 2000.

11. Prihtkova, M.Ya. Metodika kompleksnogo izucheniya osadkonakopleniya v malihkh vodokhranilithakh / M.Ya. Prihtkova, I.V. Semencov -Rostov, 1989.

12. Guteljmakher, B.L. Kolichestvennihe zakonomernosti filjtracionnogo pitaniya vodnihkh zhivotnihkh / B.L. Guteljmakher, A.F. Alimov // Obthie osnovih izucheniya vodnihkh ehkosistem. - L., 1979.

13. Derengovskaya, R.A. Zooplankton i sedimentaciya vzveshennihkh vethestv v ozerakh / R.A. Derengovskaya, A.P. Ostapenya // Sibirskiyj ehkologicheskiyj zhurnal. - 2006. - T. 13. - № 1.

14. Ferrante, J.G. Transport of diatom frustules by copepod faecal pellets to the sediments of Lake Michigan / J.G. Ferrante, J.J. Parker // Limnology and Oceanography: Methods. - 1977 - V. 22. - № 1.

Статья поступила в редакцию 20.11.13

УДК 379.85; 502.5; 911.3

Indyukova M.A. PRECONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ETHNOECOLOGICAL TOURISM IN THE RUSSIAN PART OF MOUNTAIN ALTAI. The work is devoted to the justification of the development of ethno-ecological tourism as an informative trip to the places of traditional inhabitance of ethnic groups with slightly altered natural and still alive cultural environment. The preconditions and characteristics for the organization of such kind of tourism in the Russian part of the Altai are revealed, and the analysis of the strengths and weaknesses of its development is carried out.

Key words: sustainable tourism, ethnic tourism, ecological tourism, mountain territory, polyethnic type of settlement, cultural and historical heritage.

М.А. Индюкова, аспирант ИВЭП СО РАН, г. Барнаул, E-mail: marina.mitko@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ АЛТАЯ

Рассмотрены возможности развития этноэкологического туризма как познавательного путешествия в места традиционного проживания этнических групп со слабо изменённой природной и сохранившейся культурной средой. Выявлены предпосылки и особенности организации данного направления туризма в российской части Алтая, проведён анализ сильных и слабых сторон его развития.

Ключевые слова: устойчивый туризм, этнический туризм, экологический туризм, горная территория, полиэтнический тип расселения, историко-культурное наследие.

Туризм в настоящее время стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности многих государств мира. Путешествия превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека. Наиболее привлекательными,

с точки зрения развития туризма, признаются горные регионы мира, в значительной степени ещё неосвоенные и сохранившие уникальные природные и культурные ландшафты [1]. Эти территории отличаются повышенной социальной и экологической

уязвимостью к внешнему воздействию, что связано с хрупкостью ландшафтных структур и полиэтническим составом населения. К развитию туризма в горах следует предъявлять особые требования, учитывающие природные, социо-культурные особенности и специфику экономики конкретного региона.

Для горных территорий полиэтнического типа наиболее перспективен этноэкологический туризм, который понимается как познавательное путешествие в места традиционного проживания определённых этнических групп со слабо изменённой природной и сохранившейся культурной средой [2]. Данное направление туризма включает этнокультурную и экологическую составляющие, объединяя основные цели этнического и экологического туризма.

Экологический туризм рассматривается в качестве альтернативы массовым формам туризма и согласуется с основными принципами устойчивого развития, отвечающего потребностям настоящего поколения без нанесения ущерба будущим поколениям. Впервые термин «экологический туризм» (экотуризм) предложил в 1983 г. мексиканский экономист-эколог Г. Цебаллос-Ласкурейн. В 1990 г. Всемирный Фонд дикой природы (ВОО) дал определение, которое в настоящее время считается классическим: «экотуризм - туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения».

В современной туристской литературе нет общепринятого определения этнического туризма, он трактуется различными авторами по-разному. Чаще всего этнический туризм, например М.Б. Биржаков, В.Ю. Воскресенский, рассматривают как одно из направлений культурно-познавательного туризма. Главная цель этнических туров - приобщение к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни [3].

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Например, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [4].

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта, культовыми сооружениями, зданиями и постройками, выполненными в национальном стиле. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его функциональном и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов.

Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 г. в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. В настоящее время музеи под открытым небом существуют в разных странах, в т.ч. и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом - Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в т. ч. шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса [5].

Этнический туризм делят на поверхностный и глубокий в соответствии с критерием подлинности, который связан с дифференциацией уровня ожиданий и потребностей туристов, а также с количеством времени, отводимого туристам на знакомство с этнической группой. Кроме того, данный критерий в совокупности с различными мотивами туристов при выборе маршрута характеризует различную степень погружения туриста в познание этнической культуры [6].

Основными объектами интереса этноэкологического туризма является культура малых этнических групп, их быт, сохранившиеся традиции, которые, как правило, тесно связаны с окружающей природной средой и системами жизнеобеспечения. Многие горные районы земного шара в настоящее время активно используются для туристско-рекреационной деятельности, которая все более расширяется. В условиях динамичного развития туризма в горных регионах необходимо сохранить биологическое и этнокультурное многообразие, свести к минимуму негативные геоэкологические, социально-экономические последствия туристско-рекреационной деятельности.

Эффективным современным инструментом устойчивого развития горного региона, на наш взгляд, мог бы стать этноэко-логический туризм, потенциальные возможности которого в настоящее время недостаточно используются в горных регионах, в т.ч. и в российской части Алтая. Это создаёт необходимость изучения этноэкологического туризма и перспектив его развития на данной территории.

Для российской части горного региона Алтая с уникальными горными ландшафтами, дополненными сохранившимися культурно-историческими памятниками разных эпох и народов, традициями местного населения туризм потенциально является одной из перспективных отраслей экономики. Издавна Алтай привлекал к себе внимание многочисленных путешественников и первопроходцев, а затем с середины прошлого века альпинистов и туристов, спортсменов-водников. Интерес к региону возрастает с каждым годом, только за последнее десятилетие туристский поток увеличился в 7 раз (рис. 1).

Столь активный рост прибытий связан с развитием инфраструктуры регионального туризма, благоприятной экологической ситуацией на её территории, возможностями организовывать различные виды туристской деятельности - спортивные, экологические, оздоровительные, познавательные и пр.

Российская часть Алтая относится к особому типу территорий, имеющих высокий экологический статус. Этот регион является объектом уникального природного и этнокультурного разнообразия, что признано на международном уровне: гора Белуха, озеро Телецкое, плато Укок, Катунский и Алтайский заповедники находятся в числе природных объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО. Данную территорию недаром называют колыбелью тюркских народов, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, датируемые 1-1,5 млн. лет. Это центр историко-культурного наследия бывших и современных народов, где сочетаются православные, буддийские, исламские и языческие религиозно-культурные традиции, дополняя друг друга. Это делает культуру народов, населяющих данную территорию, уникальной и вызывающей постоянный туристский интерес.

Рассматриваемый регион обладает значительным потенциалом для развития этноэкологического туризма. При этом можно назвать следующие предпосылки.

1. Этнические группы, сохранившие культуру и традиционные виды природопользования (алтайцы, телеуты, казахи, немцы и др.). Пять этнических групп, проживающих в регионе, отнесены к категории коренных малочисленных народов: кумандинцы, теленгиты, тубалары, челканцы, шорцы. Рассматриваемая территория обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженным в сохранившихся древних обычаях и обрядах местного населе-

ния. Данный факт наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью может стать важнейшим фактором, определяющим притягательность территории как рекреационного объекта.

На Алтае сочетаются разнообразные религиозно-культурные традиции. Русское население является в основном православным, казахи - мусульманами, алтайцы неоднородны по своему вероисповеданию. Одни до сих пор придерживаются шаманизма, который возник в глубокой древности как форма общественного сознания первобытной эпохи, в его основе лежит олицетворение сил природы. Часть алтайцев относит себя к приверженцам бурханизма (тибетской ветви буддизма). Такое сосредоточение религиозных конфессий стало возможно потому, что Алтай находился на пересечении цивилизаций, и каждая из них имела влияние на мировоззренческие устои коренного населения этой земли. Алтайцы и русские почитают многие общие природные святыни, главными среди которых являются гора Белуха и река Катунь. В духовной культуре народа Алтай воспринимается его жителями священным, одухотворенным, населенным духами гор, рек, огня, тайги, деревьев, животных и т.п. Поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны определенные нормы морали, этика по отношению к животным и растениям, к явлениям и процессам природы. Для мировоззрения алтайцев важно, прежде всего, одухотворенность природы Алтая, ощущение его животворящей энергии, а не только эстетическая красота отдельных объектов [8].

Места проживания коренных народов вызывают активный интерес у туристов, в этих условиях необходимо развивать такие виды туризма, которые не оказывают негативного влияния на природные комплексы, а также способствуют сохранению традиционной культуры.

2. Обширная сеть особо охраняемых природных территорий. В настоящее время сеть ООПТ в российской части Алтая довольно развита. Около 24 % площади региона относится с ООПТ, по этому показателю он занимает одну из лидирующих позиций среди субъектов Российской Федерации. Структура ООПТ представлена заповедниками, национальными парками, природными парками, заказниками, памятниками природы, ботаническим садом, лечебно-оздоровительной местностью.

На рассматриваемой территории существуют три заповедника: Алтайский, Катунский, Тигирекский, из которых первые два включены во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. К федеральным ООПТ относятся все заповедники, национальный парк «Салюйгемский», Горно-Алтайский ботанический сад, курорт федерального значения «Белокуриха». Остальные ООПТ региона имеют региональное и местное значение.

Категория ООПТ «природный парк» является наиболее приемлемой формой прироохранной системы в российской части Алтая, сочетающей рациональное использование рекреационных ресурсов, сохранение природной среды, традиционного природопользования и образа жизни местных жителей. Например, все направления деятельности природного парка «Уч-Эн-мек» базируются на традиционном укладе жизни местного населения, сохранении его традиций и обычаев. Территория парка разделена на функциональные зоны с различным режимом охраны: заповедного режима, с ограниченным режимом пользования, рекреационная.

3. Культурно-исторические памятники. На протяжении длительного исторического периода Алтай был свидетелем возникновения и ухода в небытие целого ряда богатейших культур и великих государств: Тюркского, Уйгурского и Кыргызского каганатов, Золотой орды. Сохранились центры древних цивилизаций: храмово-погребальные комплексы Башадара, Ело, Кара-кола, многочисленные каменные изваяния Чуйской долины, стелы и керексуры (ритуальные курганы с каменными оградками) в долинах рек Юстыд и Бар-Бургазы, среди них самым знаменитым является урочище Туру-Алты с уникальным «оленным камнем» и сложнейшим комплексом курганов и керексуров (святилище бронзового века, игравшего роль древней обсерватории загадочной Чуйской культуры); многочисленные петроглифы урочищ Калбак-Таша (протяжённостью около 10 км) и Куюса, знаменитая «Каракольская галерея» и плиты с петроглифами возле с. Иня. Наиболее яркими являются памятники, относящиеся к культурам скифского времени (УИ-И вв. до н.э.) и прежде всего к пазырыкской археологической культуре (Пазырыкские курганы, плато Укок) [9].

4. Национальные праздники, этнические фестивали и другие массовые зрелищные мероприятия. У народов населяющих регион имеется богатое фольклорное наследие. Увлекательное зрелище представляют национальные праздники, такие как межрегиональный народный праздник Эл-Ойын, Чага-Байрам, Дьылгаяк, Курултай сказителей, Кыз-куу, Тюрюк-байрам и др. С 1988 г. в Республике Алтай раз в два года проводится праздник народных игр «Эл-Ойын», (в переводе с алтайского «всенародный праздник» или «всенародные игры»), собирающий тысячи участников и зрителей со всего Алтая, а также гостей из Тувы, Монголии, Казахстана и других окрестных территорий. «Эл-Ойын» - кочующий праздник, который проводился в разных районах республики, но с 2006 г. возвратился на свою историческую родину, в с. Ело Онгудайского района. Туристы и гости праздника могут увидеть национальные виды спорта (борьбу куреш, стрельбу из лука, поднятие камня, конные скачки и др.), а также красочные исторические спектакли, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). «Всенародный праздник» - это одна из форм современного самовыражения этнической культуры народов республики.

А также «Чага-байрам» (в переводе означает «Белый праздник») - алтайский Новый год. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, т.к. именно её жители сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии. Он начинается с началом новолуния в конце февраля - начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу и Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины, придерживавшиеся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д. После исполнения обряда начинается непосредственное празднование: собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках, на шкурах скота и т.д.

Сказительство посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества не только тюркских народов Центральной Азии. Он присутствует и в культурном наследии многих индо-европейских, фино-угорских народов, а также коренных народов Центральной Америки. Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции мифосло-жения, способы передачи из поколения в поколение национальных духовных и нравственных ценностей народов мира. Первый курултай сказителей на территории региона проводился в июле 2004 г. Участники фестиваля исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком - каем под аккомпанемент топшура - двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства [10].

5. Музеи (в т.ч. под открытым небом), культовые сооружения, здания и постройки, выполненные в национальном стиле. Горно-Алтайский республиканский краеведческий музей им. А.В. Анохина является старейшим учреждением культуры Республики Алтай, он был основан в 1918 г. В музее представлены залы палеолита, неолита, энеолита, бронзового века, раннего железного века, скифского времени, древнетюркской эпохи. Экспонируются работы выдающихся алтайских художников Григория Чорос-Гуркина и Николая Чевалкова и др.

Большой интерес для знакомства с алтайской культурой имеет Алтайский центр А.К. Бардина в с. Чемал. В нем представлены экспонаты, демонстрирующие историю, культуру, традиции, обычаи и особенности жизни жителей Горного Алтая. Это своеобразный музей с четырьмя юртами, выполненными в разных стилях. Первая юрта заполнена экспонатами, осмотрев которые, появится представление о быте алтайцев, которые жили сто-двести лет тому назад. Юрта выполнена в виде традиционного алтайского жилища, она была построена по чертежам художника Г.И. Чорос-Гуркина. Вторая юрта посвящена зайсанам - вождям родов, которые добровольно вошли в состав России, в ней собраны работы Чорос-Гуркина, который поддерживал зайсанов во время прихода советской власти. Третья юрта представляет собой музей четырех религий: православия, буддизма, мусульманства и белой веры. В четвертой юрте находятся предметы быта современных алтайцев. В музейном комплексе можно увидеть герб и знамя Кара-майман - рода, вождем которого является основатель музея А.К. Бардин.

SWOT-анализ перспектив развития этнического и экологического туризма в российской части Алтая

S (сила внутренней среды) W (слабость внутренней среды)

для туристско-рекреационной деятельности: - растущий из года в год поток туристов (в т.ч. наличие внутреннего спроса); - поддержка на федеральном и региональном уровне для развития туризма; - наличие федеральных и краевых стимулирующих программ; - благоприятная межэтническая обстановка в регионе. - ландшафтное разнообразие территории; для экотуристской составляющей: - низкая степень антропогенной нагрузки; - развитая сеть ООПТ; для этнической составляющей: - разнообразие этнических групп (алтай-кижи, кумандинцев, теленгитов, тубаларов, челканцев шорцев, казахов, русских, немцев), представители которых сохранили традиционную хозяйственную, бытовую и духовную культуру; - наличие историко-культурных ресурсов для развития туризма. для туристско-рекреационной деятельности: - сезонный характер большинства рекреационных ресурсов; - медленное развитие инфраструктуры; - высокая стоимость туристского продукта; - отсутствие высокой культуры сервиса; - низкая квалификация персонала; для экотуристской составляющей: - недостаточное нормативно-правовое обеспечение возможности организации досуга на ООПТ; - низкий уровень экологической культуры у организаторов туризма и туристов; для этнической составляющей: - слабая вовлеченность местных жителей в сферу туризма; - ограниченность информационных ресурсов об объектах этнического туризма.

O (возможности внешней среды) T (угрозы внешней среды)

для туристско-рекреационной деятельности: - рост доходов населения; - возможности развития разных видов туристско-рекреационной деятельности; - внедрение стандартов туристского обслуживания; для экотуристской составляющей: - наличие уникальных природных территорий, включенных в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. - популярность экологического туризма в мире. для этнической составляющей: - историко-культурная экзотичность как фактор особой привлекательности; - сохранение культурного и природного наследия региона; - участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности; - снижение деструктивного влияния урбанизации на традиционный культурный комплекс; - возобновление забытых традиций; - сохранение природных комплексов как основы традиционного природопользования коренных этносов; - формирование системы музеев-заповедников. для туристско-рекреационной деятельности: - невысокая платёжеспособность населения большинства российских туристов; - географическая отдаленность от основных стран и европейской части России - основных поставщиков туристов; - регион посещает незначительное количество иностранных туристов; для экотуристской составляющей: - среди российских туристов спрос на экологические туры пока невысокий. - большое количество сильных конкурентов: Иркутская область, Республика Бурятия, а также Монголия, Казахстан, Китай. - недостаточная проработанность правой и научной базы экологического туризма; для этнической составляющей: - угроза существования объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры без проведения охранных мероприятий; - недостаточная известность историко-культурного потенциала региона; - слабо сформированный спрос на продукты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения; - потеря культурной самобытности, коммерциализация культуры.

Перспективными объектами этнического туризма, которые позволят разнообразить туристское предложение региона, являются минералогический музей «Камни Алтая» (п. Майма), дом-музей Чорос-Гуркина (с. Анос), уникальный музей собирателя алтайской старины Н. Шадоева (с. Мендур-Соккон), музеи Н.К. Рериха и старообрядничества (с. Верхний Уймон), музей те-ленгитов Алтая (с. Кокоря), храм имени апостола Иоанна Богослова на острове Патмос (с. Чемал), историко-этнографический музей «Пазырык» (с.Улаган), музей казахской культуры (с. Жана-Аул) и др. [11].

На территории региона сохранились сакральные центры древних цивилизаций, например, таких как: храмово-погребальные комплексы Башадара, Ело, Каракола, знаменитые сакральные центры Пазырыка, Шибе, плато Укок, многокилометровые сакральные алтари с древними петроглифами урочищ Калбак-Таша, Куюса и др.

6. Природно-рекреационные ресурсы, пригодные для организации не только этноэкологического, но и других видов туризма (спортивного, оздоровительного, горнолыжного), которые позволяют сочетать в турпродукте различные направления туризма.

7. Благоприятная межэтническая обстановка.

К сожалению, в настоящее время этноэкологический туризм в структуре туристического предложения Алтая занимает весьма незначительный удельный вес. Из туроператоров Алтайского региона только пять включают объекты этнического туризма в свои программы в качестве основных объектов показа: «Ал-тай-Тур», «Мир», «Спутник Алтай», «Арго», «Аргуна». Например, горно-алтайский туроператор «Алтай тур» предлагает уникальные турпродукты, которые включают мастер-классы (изготовление оберегов, украшений, элементов одежды из кожи, русской обрядовой куклы, приготовление блюд национальной кухни, игра на национальных музыкальных инструментах, участие в национальных танцах и видах спорта (алтай куреш, или алтайская борьба, алтай шатра, или алтайская настольная игра, стрельба из лука, поднятие камня и др.). Туристская фирма «Алтай тур» предлагает посещение более чем двадцати музеев, различных этнографических мероприятий (Эл-Ойын, Чага-Байрам, Дыыл-гаяк, Наурыз, Дастархан, Тюрук-Байрам, Курултай сказителей, Шукшинские чтения), разнообразные этнопрограммы (встреча с алтайскими шаманами - камами, буддийской общиной; знакомство с жизнью и бытом кочевников) [11].

Туристическая компания «Мир» предлагает ноосферный тур «Алтай-космос-микрокосмос» и эзотерический тур «Алтай сак-

ральный», которые можно отнести к этноэкологическим. Турфирма «Арго» организует тур по местам традиционных казачьих поселений «Казачья подкова Алтая». Маршрут проложен по местам расположения объектов Колывано-Кузнейкой оборонительной линии ХУ111-Х1Х вв. Во время путешествия туристы знакомятся с историй казачества, посещают музеи, участвуют в традиционных обрядах.

Особую привлекательность и стимул развития рассматриваемого вида туризма придают созданные Каракольский природный парк «Уч-Энмек» с кластерным участком «Аргут». На базе природного парка разрабатываются и проводятся маршруты, включающие в качестве объектов показа элементы традиционной культуры коренных жителей Каракольской долины. Туристы знакомятся с местными обычаями и обрядами, археологическими памятниками, сакральными местами, почитаемыми алтай-кижи, встречаются со сказителями алтайского эпоса (кайчи).

Развитие экологического туризма также находится на начальной стадии. Алтайский государственный природный биосферный заповедник развивает направление молодежного экологического туризма. В 2010 г. решением администрации заповедника создана Телецкая школа «Хранители Озера», которая является естественным продолжением многолетней программы Алтайского биосферного заповедника «Природа и дети», направленной на профилактику социально обусловленных заболеваний детей и молодёжи средствами активного эколого-познава-тельного туризма. В рамках школы осуществляются следующие проекты и программы: «Тропа здоровья», которая позволяет использовать особенности ландшафтов Телецкого озера в оздоровлении, воспитании и образовании детей и подростков «группы риска», «Тропа Алтын-Кёля» - многодневная экологопознавательная экспедиция с посещением кордонов Алтайского биосферного заповедника и его центральной усадьбы - села Яйлю, «Над озером» - проект создания маршрутов активного экологического туризма на Телецком озере и др. [12].

Библиографический список

В Тигирекском государственном природном заповеднике ведётся работа по разработке среднесрочной программы (20122017) по развитию экотуризма. В 2011 г. утвержден паспорт экологического маршрута «Большой Тигирек» протяжённостью 70 км. В разработке находятся три экскурсионных маршрута в окрестностях пос. Тигирек и экомаршрут «Вверх по реке Белой» [13].

При анализе предложений туроператоров Алтайского региона определили, что экологические туры практически не представлены. Исключением являются туроператоры «Туримпэкс» и «Эко-А^аЬ>. Турфирма «Туримпэкс» предлагает тур «Алтай заповедный», который создан под патронажем Проекта ПРООН/ГЭФ. Уникальность его заключается в том, что маршрут охватывает достопримечательные места всех ООПТ Республики Алтай.

Для определения стратегических направлений развития эт-ноэкологического туризма в российской части Алтая был проведен SWOT-анализ, который позволяет выделить силу и слабость внутренней среды, возможности и угрозы внешней среды развития данных направлений туризма.

В настоящее время потенциал развития этноэкологическо-го туризма недостаточно используется в регионе. Среди факторов, сдерживающих развитие данного направления туризма, можно отметить недостаточно развитую туристскую инфраструктуру, слабую разработанность турпродуктов этноэкологической направленности, отсутствие в республиканском законе «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай» категорий этноприродный парк и культурный памятник природы. На основании проведенного sW0T-анализа можно сделать вывод, что этноэкологический туризм может стать ключевым направлением туризма в российской части Алтая, но необходимо специальное продвижение положительных факторов и снижение вероятности негативных воздействий, а также ликвидации в целом. Данный вид туризма может стать инструментом устойчивого развития территории, способствовать сохранению природы и самобытной культуры населяющих её этнических групп.

1. Горы мира. Глобальный приоритет / Б. Мессерли, Дж.Д. Айвза. - М., 1999.

2. Индюкова, М.А. Развитие этноэкологического туризма в Республике Алтай // Проблемы устойчивого развития региона: VII школа-семинар молодых ученых России. - Улан-Удэ, 2013.

3. Бутузов, А.Г. Этнокультурный туризм: учеб. пособие для вузов. - М., 2013.

4. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов. - М., 2006.

5. Курина, В.А. Культурно-познавательные возможности этнического туризма [Э/р]. - Р/д: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.

6. Барлукова, А.В. Классификационный статус этнического туризма // Социальные и экономические аспекты бизнеса: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Иркурск, 2010.

7. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2010 году. - Горно-Алтайск, 2011.

8. Екеева, Н.В. Триада устойчивого развития Алтайского горного региона: аспект сохранения культурного наследия // Наш общий дом Алтай. - Барнаул, 2003.

9. Тадина, Н.А. Об этногенетическом значении Алтая // Сохранение этнокультурного и биологического разнообразия горных территорий через стратегии устойчивого развития: матер. межд. науч-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2003.

10. Национальные праздники и фестивали Республики Алтай [Э/р]. - Р/д: http://putevoditel-altai.ru.

11. Официальный интернет-сайт туристской фирмы «Алтай тур» [Э/р]. - Р/д: http://www.altai-tour.ru/excursions/.

12. Официальный интернет-сайт Алтайского гос. природного биосферного заповедника [Э/р]. - Р/д: http://www.altzapovednik.ru/ ekoprosveschenie/teletskaya-shkola.aspx.

13. Официальный интернет-сайт Тигирекского гос. природного заповедника [Э/р]. - Р/д: http://tigirek.asu.ru/node/148.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gorih mira. Globaljnihyj prioritet / B. Messerli, Dzh.D. Ayjvza. - M., 1999.

2. Indyukova, M.A. Razvitie ehtnoehkologicheskogo turizma v Respublike Altayj // Problemih ustoyjchivogo razvitiya regiona: VII shkola-seminar molodihkh uchenihkh Rossii. - Ulan-Udeh, 2013.

3. Butuzov, A.G. Ehtnokuljturnihyj turizm: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2013.

4. Voskresenskiyj, V.Yu. Mezhdunarodnihyj turizm: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2006.

5. Kurina, V.A. Kuljturno-poznavateljnihe vozmozhnosti ehtnicheskogo turizma [Eh/r]. - R/d: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm.

6. Barlukova, A.V. Klassifikacionnihyj status ehtnicheskogo turizma // Socialjnihe i ehkonomicheskie aspektih biznesa: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Irkursk, 2010.

7. Doklad o sostoyanii i ob okhrane okruzhayutheyj sredih Respubliki Altayj v 2010 godu. - Gorno-Altayjsk, 2011.

8. Ekeeva, N.V. Triada ustoyjchivogo razvitiya Altayjskogo gornogo regiona: aspekt sokhraneniya kuljturnogo naslediya // Nash obthiyj dom

Altayj. - Barnaul, 2003.

9. Tadina, N.A. Ob ehtnogeneticheskom znachenii Altaya // Sokhranenie ehtnokuljturnogo i biologicheskogo raznoobraziya gornihkh territoriyj cherez strategii ustoyjchivogo razvitiya: mater. mezhd. nauch-prakt. konf. - Gorno-Altayjsk, 2003.

10. Nacionaljnihe prazdniki i festivali Respubliki Altayj [Eh/r]. - R/d: http://putevoditel-altai.ru.

11. Oficialjnihyj internet-sayjt turistskoyj firmih «Altayj tur» [Eh/r]. - R/d: http://www.altai-tour.ru/excursions/.

12. Oficialjnihyj internet-sayjt Altayjskogo gos. prirodnogo biosfernogo zapovednika [Eh/r]. - R/d: http://www.altzapovednik.ru/ekoprosveschenie/ teletskaya-shkola.aspx.

13. Oficialjnihyj internet-sayjt Tigirekskogo gos. prirodnogo zapovednika [Eh/r]. - R/d: http://tigirek.asu.ru/node/148.

Статья поступила в редакцию 19.11.13

55З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.