Научная статья на тему 'Предпосылки расширения политических прав и свобод подданых Российской империи и их отражение в актах конституционного значения 1905-1906 гг'

Предпосылки расширения политических прав и свобод подданых Российской империи и их отражение в актах конституционного значения 1905-1906 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1618
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ВЫБОРЫ / ОБЯЗАННОСТИ РЕВОЛЮЦИЯ / МАНИФЕСТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ / ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 ГОДА / МАНИФЕСТ 1905 ГОДА / POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS / "IMPERIALLY ACCEPTED STATE DUMA ELECTIONS STATUTE" / "THE BASIC LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE" 1906 / ELECTIONS / RESPONSIBILITY / REVOLUTION / "THE STATE DUMA ESTABLISHMENT MANIFESTO"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пищулина А.Р.

В статье рассматриваются предпосылки расширения политических прав и свобод подданных Российской Империи, их отражение в «Манифесте об учреждении Государственной Думы» и «Высочайшем утвержденном положении о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года, «Манифесте об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, «Основных законах Российской Империи» от 23 апреля 1906 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prerequisites for the russian empire lieges political rights and freedoms extension and its review in the constitutionally significant documents in 1905-1906

The article deals with the prerequisites for the Russian Empire lieges political rights and freedoms extension and its review in «The State Duma establishment Manifesto»; «Imperially accepted State Duma elections Statute», 6 August 1905; «The State order improvement Manifesto»,17 0ctober1905; «The basic laws of the Russian Empire», 26 April 1906.

Текст научной работы на тему «Предпосылки расширения политических прав и свобод подданых Российской империи и их отражение в актах конституционного значения 1905-1906 гг»

ISSN 2313-1152

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Пищулина А.Р.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ПОДДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В АКТАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗНАЧЕНИЯ 1905-1906 ГГ.

В начале XX века Российская Империя оставалась самодержавной монархией. Вся исполнительная, законодательная, и судебная власть концентрировалась в руках императора. На престол взошел сын императора Александра III Николай II и либерально настроенные слои общества надеялись, что сын отойдет от жестко-консервативного курса отца и возьмет курс на политическую модернизацию структуры правления. Однако в истории редки случаи, когда самодержавные государи сами, без серьезных и кровавых предпосылок ограничивали свои права во власти. Не исключением оказался и император Николай II, но предпосылок у него оказалось более чем достаточно.

С 60-х годов XVIII века частыми оказались крестьянские волнения, как и стачки только формировавшегося рабочего класса. И хоть в 90-х годах число бастующих рабочих выросло с 30,3 тыс. до 170 тыс., для страны с населением около 129 миллионов это была совсем небольшая величина. Наиболее крупной оказалось забастовка в 1885 году рабочих на Никольской мануфактуре близ Орехово-Зуева. Тогда в стачке приняло участие около 8 тысяч рабочих, были разгромлены квартиры директора, мастеров и продовольственная лавка, также произошла схватка с военным караулом. В результате более 600 человек было арестовано, а через год по решению суда руководителя забастовки сослали в Архангельскую губернию. Нужно отметить, что рабочий день тогда длился 12-14 часов, условия труда были тяжелыми, зарплата невысокой, а семьи рабочих часто оставались в селах, так как не была продумана система обеспечения индивидуальным жильем. Как известно, в 90-х годах XIX века произошел промышленный бум, что привело к росту рабочего класса. Как результат, с каждым годом в тяжелых условиях оказывались новые десятки тысяч человек. Безвыходность положения толкала пролетариат на борьбу. 1 мая 1900 г. в ряде городов прошли политические демонстрации, также с каждым годом набирали оборот повсеместные стачки.

На селе тоже существовали проблемы, которые вели к обострению ситуации в стране. В течении 2-й половины XIX численность сельского населения увеличилась вдвое, а размеры пашни и сенокосы практически не изменились. Кроме того, несмотря на отмену крепостного рабства в 1861 году, крестьяне долгое время страдали от его пережитков - отработок и выкупных платежей. Тогда как в северных губерниях при недостатке земли сельчане уходили в город, в южных губерниях городов было мало, и работы в них практически не было из-за отсутствия промышленности. Поэтому

34

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

именно южные регионы оказались наиболее уязвимы в социальном плане. В 1901 г. там вспыхнули волнения, например: в Харьковской губернии в них приняли участие около 150 тысяч человек. В 1902-1904 гг. в целом по стране произошло 670 крестьянских волнений.

Интеллигенция и буржуазия тоже были недовольны сложившимся порядком. За послереформенные десятилетия эти слои значительно выросли и окрепли. Однако, обладая профессиональными знаниями и опытом управления экономикой, они не имели рычагов воздействия на власть. В университетах процветали антиправительственные настроения. Из этой социальной среды все чаще раздавались требования создания представительных органов и введения политических свобод.

9 января 1905 года произошла демонстрация под предводительством священника Г.А. Гапона, которая вошла в историю как «Кровавое воскресение». На пути к Зимнему дворцу мирная демонстрация, состоящая из рабочих, их жен и детей, несших иконы, кресты, портреты Николая II., была расстреляна, началась революция.

Весной и летом 1905 г. продолжался рост революционного движения. Состоялись съезды большевиков и меньшевиков. Усиливалось стачечное движение.

12 мая 1905 г. началась всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске, продолжавшаяся более двух месяцев, в результате которой результате рабочим удалось добиться повышения заработной платы, улучшения санитарных условий и некоторых других своих требований.

Июнь 1905 года ознаменовался восстанием на броненосце «Князь Потемкин Таврический», входившем в Черноморскую эскадру, а также в г. Лодзи (Польша), вызванного расстрелом полицией рабочих - социал-демократов.

С начала октября стачечное движение охватило железнодорожников. К 12 октября в забастовке участвовало 750 тыс. служащих и прекратилось железнодорожное сообщение по всем направлениям. 17 октября 1905 года стачка охватила полностью Петербург и Москву.

Ситуацию в стране усугубил мировой экономический кризис, который разразился в 1900-1903 гг., охватывая и Россию. Произошло падение производства, поднялась инфляция, было разорено множество мелких предприятий. Существенный вклад в нарастание социальной напряженности внесли неурожаи 1901 и 1903 гг.

Русско-японская война еще более усилила и обострила противоречия, существующие в обществе. С самого начала она воспринималась как результат некомпетентности власти.

Важно отметить, что во Франции в течение XIX века прошли 3 революции, в Германии и Австрии - по 2, в Испании - 5. Проблема расширения политических свобод в этих странах стояла очень остро. Российская Империя, как часть мирового сообщества, не могла не чувствовать на себе влияние этих важных событий в странах-партнерах. Почти все монархии Западной Европы уже были конституционными.

Таким образом, с 1900 года в России быстро назревала революционная ситуация. Требования начали выходить за рамки экономических, происходит ряд серьезных стачек и манифестаций политического характера. Стало очевидно, что нужно срочно предпринимать меры и урегулировать сложившуюся в стране политическую ситуацию.

35

ISSN 2313-1152

6 августа 1905 года были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» [7].

Также высказывается уверенность, что «избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя пред всею Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут Нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия» [7]. Указывается, что люди, которым будет оказано доверие всего населения, должны полностью его оправдать. В то же время, в Положении о выборах в Государственную Думу, в главе «Общие положения», мы читаем:

«6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.

8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности - в губернии или городе, по которым производятся выборы» [7].

Таким образом, понятие «избранные всем населением», достаточно узко и касается не всех подданных государства. Так, вопрос о политических правах российских подданных неизбежно приводил к проблеме равноправия женщин [1]. Защищать

36

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

равноправие женщин в России, по словам Л. Петражицкого, «ввиду распространенных предрассудков, значило жертвовать репутацией серьезного политика и даже подвергаться насмешкам» [6, с. 11]. Ученый считал, что «предоставление женщинам избирательных прав и возложение на них политических обязанностей и ответственности - это могучее средство насаждения общественности в высоком смысле слова, высшей психики и культуры, это средство заставить людей оставить эгоистическую узость интересов и поднять их на более высокую ступень общественной точки зрения - радение об общем благе» [6, с. 15-16].

Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям производилось губернским избирательным собранием. Собрание это образовалось под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.

Государственная дума определялась компетенцией как органа, создаваемого для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, передаваемых императору через Государственный Совет, т.е. законосовещательного органа. Она имела право законодательной инициативы, исключая Основные Законы государства.

Но проект законосовещательной Думы уже никого не удовлетворял, тем более что революционное движение расширялось, к нему стали примыкать воинские части. В октябре 1905 года в стране началась Всеобщая политическая забастовка, была парализована работа промышленных предприятий, повсеместно остановилось железнодорожное сообщение.

Это заставило царя издать Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», которым подчёркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка провозгласил:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей» [7].

Таким образом, Манифест 17 октября 1905 г. даровал подданным Российской империиобщественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив

37

ISSN 2313-1152

принцип деления власти и перехода к конституционному строю, тем самым впервые законодательно расширил политические права [2].

В п.3 Манифеста устанавливается «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы», что стало основой законодательной компетенции Государственной думы. Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г. «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора».

Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Данный законодательный акт был первым в истории Российской империи, в котором правитель заявлял о демократических и политических свободах граждан. Манифест 17 октября послужил толчком к созданию в будущем многих законодательных актов - Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым император не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в основные государственные законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу.

23 апреля 1906 г. опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» в новой редакции (из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие). В них устанавливалось, что государь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Основные Законы Российской Империи подтверждали создание Государственной Думы, реорганизацию Государственного Совета, образование специального, правительственного органа в России - Совета министров. Но они принимались в условиях спада революции и царское правительство, формулируя основы государственного строя России, отступило от некоторых своих обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 года [4].

Из Основных Законов была устранена характеристика власти императора как власти «неограниченной». Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось (статья 4: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная

Самодержавная Власть»).

Вторая глава посвящена обязанностям и правам российских подданных, в том числе политическим, сред которых: п. 36. «Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собрания»;п. 38. «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав

38

Научно-практический журнал “Государство и право вXXIвеке" № 2/2015

юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом».

Представленный в настоящей статье материал доказывает, что в рассматриваемый период сословный тип права постепенно преобразуется в гражданский, а институты самодержавия понемногу начинают сочетаться с народным представительством [3].

Таким образом, начало XX века - очень важный этап в развитии государственноправовой системы Российском империи. Предпосылками предпринятых реформ стали многие социальные и экономические потрясения, как внутренние, так и внешние. Именно в это время происходит трансформация государственного и политического строя. Страна переходит от самодержавной монархии к монархии конституционной, появляется первая конституция, впервые законодательно прописываются политические права и свободы подданных.

Литература

1. Дружинина А.В. Некоторые аспекты права российских женщин на получение юридического образования в середине XIX-XX вв. / В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014.

2. Дружинина А.В. Оформление конституционных начал индивидуальногражданского типа права (1905-1906 гг.) // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.

3. Дружинина А.В. Эволюция юридического статуса подданного Российской Империи (1762-1906 гг.). Монография. Сочи, 2007.

4. Дружинина А.В. Юридический статус подданного в «Основных законах Российской Империи» от 23 апреля 1906 года // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.

6. Петражицкий Л.И. О женском равноправии. Пг., 1915.

7. http://constitution.garant.ru/ Сайт конституции Российской Федерации.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.