Научная статья на тему 'Предпосылки и последствия внедрения режима таргетирования инфляции в странах с формирующимися рынками'

Предпосылки и последствия внедрения режима таргетирования инфляции в странах с формирующимися рынками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1430
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА / ТАРГЕТИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ / MONETARY POLICY / EXCHANGE RATE MANAGEMENT / MONEY SUPPLY TARGET-ING / INFLATION TARGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворотова Н. Ф.

В статье рассматриваются отдельные положения и выводы исследований по актуальным проблемам использования инструментов денежно-кредитной политики в странах с формирующимся рынком. Сопоставление различных точек зрения позволяет выделить сильные и слабые стороны инфляционного таргетирования и альтернативных методов макроэкономического регулирования в целом, а также охарактеризовать современные условия и основные принципы проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимся рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites and consequences of the introduction inflation targeting in countries with developing markets

The paper reviews the studies on monetary policy carried out in emerging market countries. The author compares different point of views on main principles of monetary policy and stresses the advantages and obstacles of inflation targeting poli-cy as well as alternative methods of monetary control in emerging market countries.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и последствия внедрения режима таргетирования инфляции в странах с формирующимися рынками»

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕЖИМА ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩИМИСЯ РЫНКАМИ

КРИВОРОТОВА Н.Ф.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории мировой экономики, Северо-Кавказский Федеральный Университет, г. Ставрополь, e-mail: nataliyj@yandex.ru

В статье рассматриваются отдельные положения и выводы исследований по актуальным проблемам использования инструментов денежно-кредитной политики в странах с формирующимся рынком. Сопоставление различных точек зрения позволяет выделить сильные и слабые стороны инфляционного таргетирования и альтернативных методов макроэкономического регулирования в целом, а также охарактеризовать современные условия и основные принципы проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимся рынком.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; регулирование валютного курса; таргетирование денежного предложения; инфляционное таргетирование.

PREREQUISITES AND CONSEQUENCES OF THE INTRODUCTION INFLATION TARGETING IN COUNTRIES WITH DEVELOPING MARKETS

KRIVOROTOVA N.F.,

PhD, Associate Professor, Department of Economics World Economy, The North Caucasus Federal University, Stavropol, e-mail: nataliyj@yandex.ru

The paper reviews the studies on monetary policy carried out in emerging market countries. The author compares different point of views on main principles of monetary policy and stresses the advantages and obstacles of inflation targeting poli-cy as well as alternative methods of monetary control in emerging market countries.

Keywords: monetary policy; exchange rate management; money supply target-ing; inflation targeting.

JEL classification: E30, E31.

В современных условиях внимание ведущих экономистов к проблемам эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики заметно усилилось в связи с активизацией процессов интеграции мировой экономики и расширением ЕС.

Существующие варианты осуществления денежно-кредитной политики в различных странах можно разделить на четыре основные группы в соответствии с выбором того или иного режима денежно-кредитной политики:

1) политика фиксированного или плавающего обменного курса;

2) политика таргетирования денежного предложения;

3) политика таргетирования инфляции;

4) неклассифицируемые режимы денежно-кредитной политики.

Каждый из перечисленных режимов денежно-кредитной политики имеет свои преимущества и недостатки.

© Н.Ф. Криворотова, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

Режим таргетирования инфляции приобретает все большую популярность среди Центральных банков и, следуя примеру большинства развитых стран, денежные власти многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой приходят к выводу о необходимости смены модели своей денежно-кредитной политики.

Традиционно считается, что таргетирование инфляции как метод регулирования инфляции впервые в явном виде был представлен в Новой Зеландии, когда в 1989 г. вышел Акт Резервного банка Новой Зеландии, в котором содержалось требование к Центральному банку о «...формулировании и проведении денежно-кредитной политики, направленной на достижение экономической цели по поддержанию стабильности общего уровня цен...» (Головнин, 2010).

Несмотря на то, что исторический опыт таргетирования инфляции невелик, его широкое применение обуславливает интерес к изучению возможностей универсализации таргетирования инфляции в различных экономических условиях.

Однако следует отметить наличие ряда жестких технических условий при переходе к таргетированию инфляции:

1. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.

3. Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4. Развитая финансовая система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции.

В отличие от развитых стран, в которых основные характеристики таргетирования инфляции схожи, страны с формирующимися рынками имеют значительные внутригрупповые отличия, которые проявляются как в макроэкономических, так и социально-политических аспектах. Только три страны (Перу, Бразилия, Тайланд) за год до официального закрепления целевого уровня инфляции, добились понижения инфляции до уровня ниже 5% без искусственного давления на внутренние цены. Пять стран (Чехия, Венгрия, Мексика, Филиппины, Южная Африка) формируют группу, которая таким же образом добилась понижения инфляции до уровня ниже 10%. И, наконец, группу из шести стран (Чили, Колумбия, Польша, Турция, Гватемала, Гана) составляют страны, которые боролись с 20-ти процентной инфляцией посредством смешанных форм денежно-кредитной политики, в том числе оказывали административное давление на ценообразование, для того чтобы снизить инфляцию как минимум до уровня в 10%.

Примечательно, что в дальнейшем некоторые страны переходили из одной группы в другую и что важно, не всегда движение было в сторону группы с уровнем инфляции ниже 5%. К примеру, в 2002 г. в Бразилии уровень инфляции достигал 12,55%, в то время как Чехия, Филиппины, Чили и Польша к 2002 г. перешли в группу стран с инфляцией ниже 5%. Интересным может быть тот факт, что ни одна страна не обратилась к таргетированию инфляции в целях борьбы с дефляцией, в то время как Китай, Гон Конг и Сингапур, столкнувшись, с сильной дефляцией, предпочли использовать таргетирование валютного курса.

Причины, по которым страны с формирующимися рынками перешли к таргетированию инфляции также различаются. Во-первых, это те страны (Бразилия, Таиланд), которые перешли к таргетированию инфляции по причине серьезных валютных кризисов, заставивших изменить существующую денежно-кредитную политику. Во-вторых, это страны (Чили, Чехия, Польша, Венгрия, Гватемала, Турция), которые были вынуждены отказаться от фиксированного валютного курса после развала Бреттон-вудской валютной системы и находились в поиске нового «якоря». В-третьих, к таргетированию инфляции перешли страны (ЮАР, Колумбия, Индонезия, Мексика, Перу, Филиппины), которые были не довольны методом таргетирования денежного предложения, в силу того, что связь между инфляцией и таргетируемым денежным агрегатом была нестабильна. Наконец, в последнюю группу входит только одна страна (Гана), перешедшая к таргетированию инфляции после таргетирования ВВП, придерживаясь которого центральный банк не был способен выработать адекватные действия в условиях шока предложения.

На основании обобщенных данных можно предположить, что в странах с формирующимися рынками внедрение таргетирования инфляции является в большей степени начальным шагом регулирования инфляции, а не завершающим этапом предварительно проведенной дефляционной политики. В таких экономиках понижение инфляции может сопровождаться большими потерями с точки зрения темпа роста ВВП, в связи с чем, наиболее верное решение для стран с формирующимися рынками - это последовательное движение в сторону низкой инфляции уже в процессе таргетирования инфляции, с постепенным понижением целевого ориентира до уровня, характеризующего состояние ценовой стабильности в стране (Криворотова, 2012).

На основании информации, представленной на сайтах центральных банков стран с формирующимися рынками, можно сформулировать и вывести следующие характерные особенности таргетирования инфляции в этих странах.

Во-первых, в одиннадцати странах цели центральных банков определены на законодательном уровне, однако в таких странах, как Чили, Мексика и Гватемала иерархия целей денежно-кредитной политики законодательно

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ РЕЖИМА.

67

не определена. Помимо этого, большая неопределенность в действиях центрального банка может привести как к возникновению инфляционной спирали, так и, наоборот, к чрезмерной жесткости цен.

Во-вторых, в большинстве стран с формирующимися рынками независимость центрального банка, прописанная в законодательных актах, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и применять денежно-кредитную политику. Исключение составляют такие страны, как Колумбия, Мексика, Гватемала, Польша и ЮАР. В Польше, в отличие от других стран, вопрос операционной независимости просто не прописан в законодательном акте, что может быть косвенным доказательством существования фискального доминирования в стране

В-третьих, большинство из рассмотренной группы стран переняли опыт развитых стран в обеспечении подотчетности центрального банка, однако не во всех странах с формирующимися рынками подотчетность поддерживается на всех четырех уровнях, таких как Правительство, выборный орган, Финансовое сообщество и население. Первый уровень «информирования» власти встречается только в двух странах: в Перу центральные банки обязаны подготавливать дополнительные отчеты правительству, в то время как в Филиппинах в случае неудовлетворительных результатов денежно-кредитной политики центральный банк публикует «открытые письма» президенту страны.

Второй уровень информирования также встречается не во всех странах с формирующимися рынками, а именно ежегодные выступления перед Парламентом (или другим выборным органом) происходят в 6-ми из 14-ти странах, таких как Венгрия, Гватемала, Колумбия, Чехия, Чили, ЮАР и одной стране с переходной экономикой - Польше.

Таким образом, как минимум, в четырех странах (Бразилии, Мексике, Турции, Таиланде) подотчетность первых двух уровней просто отсутствует.

Однако стоит отметить, что из пяти перечисленных стран в четырех странах центральные банки не обладают независимостью в выборе цели, в то время как в Мексике центральный банк абсолютно независим. В таких условиях центральный банк Мексики полностью свободен от политического давления со стороны правительства, что является явным преимуществом демократического государства, однако, с другой стороны, отсутствие первых двух уровней подотчетности должно быть компенсировано развитой системой информирования населения и финансового сообщества, как это успешно практикуется в Центральном банке Швеции (Риксбанк). (Fischer, 2011).

Напротив, центральный банк Гватемалы, также обладая абсолютной независимостью, подотчетен только конгрессу, и не публикует никаких отчетов по инфляции и денежно-кредитной политике. Таким образом, в первом случае речь идет о центральном банке, частично подотчетном обществу, а во втором - центральном банке, подотчетном выборному органу. Стоит отметить, что большинство центральных банков стараются вовремя публиковать отчеты по инфляции, денежно-кредитной политике в дополнение к общим годовым отчетам, однако, в целом, вопросы подотчетности, слабо прописаны в законодательстве о центральных банках, что значительно отличает опыт стран с формирующимися рынками от опыта развитых, таргетирующих инфляцию.

Помимо этого, подотчетность центральных банков стран с формирующимися рынками имеет меньший эффект для таргетирования инфляции, чем в развитых странах. В первую очередь это связано с тем, что все отчеты публикуются на Интернет-страницах центральных банков. По данным Мирового экономического форума доступ к Интернету в большинстве стран с формирующимися рынками имеет меньше 50% населения, а в таких странах как Перу, Мексика, Гватемала, ЮАР, Филиппины - менее 30%. Для сравнения в развитых странах, применяющих таргетирование инфляции, Интернетом пользуются более 70% населения. Наконец, качество образования в 10 из 14 стран с формирующимися рынками оценивается как «ниже среднего», что также влияет на восприимчивость населения к действиям центрального банка.

Принципиальным отличием стран с формирующимися рынками является выбор инструмента оценки инфляции, который в большинстве случаев представлен общим индексом потребительских цен (ИПЦ), при этом в некоторых странах (Колумбия, Мексика, Перу, Польша) Центральный банк дополнительно может ориентироваться на уровень базовой инфляции.

Из всей группы анализируемых стран только Таиланд таргетирует базовую инфляцию, при этом по заявлению Центрального банка, базовая инфляция составляет 3/4 общего уровня инфляции и поэтому в долгосрочном периоде максимально достоверно описывает динамику цен. В краткосрочном периоде денежно-кредитная политика не учитывает первичные эффекты движения цен на энергию и продукты питания, что позволяет центральному банку не допускать чрезмерных колебаний процентных ставок и концентрироваться только на вторичных эффектах внешнего роста цен, связанных с изменениями в совокупном спросе.

В целом необходимо отметить, что выбор общего ИПД странами с формирующимися рынками объясняется композицией потребительской корзины, в которой основной вес приходится на волатильные компоненты ИПЦ. По данным отчета об инфляции за 2013 г. Центрального банка Перу, на ноябрь 2013 г. доля годового роста цен на продукты питания от общего роста цен составила почти 33%, т. е. из всей инфляции в 4,64%, инфляция продуктов питания составила 1,54%, при этом на базовую инфляцию пришлось чуть больше половины всей инфляции. Таким образом, можно предположить, что удаление наиболее волатильных компонентов может привести к неточным расчетам инфляции, ввиду того, что в отличие от развитых стран, такие компоненты могут составлять значительную часть ИПЦ. В развитых странах таргетирование базовой инфляции более доступно, ввиду того, что волатильные компоненты имеют меньший вес в потребительской корзине, а значит, могут не приниматься во внимание при расчете индекса цен. (Svensson, 2010).

Действительной особенностью целевых ориентиров инфляции является их временной статус, который меняется в процессе таргетирования инфляции. Как правило, страны начинают таргетирование с ежегодного объявления

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

новых ориентиров и по мере установления контроля переходят к объявлению ориентиров на среднесрочную, а впоследствии и долгосрочную перспективу.

На сегодняшний момент долгосрочный уровень инфляции закреплен в 6 странах (Бразилия, Колумбия Перу, Польша, Тайланд, Чехия, ЮАР), 5 стран (Венгрия, Гватемала, Мексика, Турция, Филиппины) перешли к среднесрочным ориентирам и в одной стране характер целевого значения не определен (Чили).

В такой стране, как Польша, переход к полноценному таргетированию инфляции включал промежуточный этап, заключавшийся в одновременном таргетировании валютного курса и инфляции. Этот период, по словам члена Совета по денежно-кредитной политики Национального Банка Польши Д. Пруски, характеризовался большим количеством инструментов денежно- кредитной политики и конфликтом целей центрального банка, а также сложной экономической обстановкой. В частности, в конце 1997 г. инфляция составила 13%, дефицит счета текущих операций ухудшился на 8%, и страна все еще сильно зависела от динамики нефтяных цен и финансового состояния торгового партнера - России. Переходный тип экономики Польши не позволяет полностью отказаться от валютных интервенций, однако перспектива вступления в Европейский союз способствует ускоренному совершенствованию экономической политики государства.

Таким образом, на основе опыта стран с формирующимися рынками были выявлены следующие слабые стороны таргетирования инфляции.

Во-первых, несмотря на некоторые общие требования, критерии и элементы таргетирования инфляции, индивидуальность воплощения данного метода регулирования инфляции в каждой конкретной стране дает право говорить о некоторой «размытости» границ метода, что усложняет процесс идентификации стран, таргетирующих инфляцию.

Во-вторых, особенность таргетирования инфляции заключается в том, что центральный банк способен пересматривать как показатели целевого уровня инфляции, так и целевой период таргетирования. Этот недостаток метода формирует фактор недоверия к самой идее таргетирования инфляции, смысл которой теряется, так как каждый раз, когда центральный банк не справляется с возложенными на него обязанностями, он теоретически может пересмотреть показатели. В странах с формирующимися рынками, в отличие от развитых стран, ежегодный пересмотр целевых значений возведен в ранг обязательной процедуры, необходимой для постепенного понижения таргетируемых значений, в целях достижения в будущем уровня, соответствующего долгосрочной или среднесрочной ценовой стабильности.

В-третьих, успех центрального банка во многом зависит как от последовательности его действий, так и от доверия населения к ним, и для того, чтобы получить кредит доверия, центральный банк может в течение длительного периода придерживаться ограничительной денежно-кредитной политики, устанавливая высокие процентные ставки, и тем самым затормаживая экономический рост страны.

В-четвертых, еще одним недостатком является повышение волатильности валютного курса национальной валюты страны. Это, в первую очередь, связано с тем, что страны, таргетирующие инфляцию, предварительно переходят к режиму плавающего валютного курса, величина которого стихийно определяется спросом и предложением на валютных рынках.

В-пятых, мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал, что таргетирование инфляции не гарантирует финансовую стабильность государства, более того, при финансовой нестабильности воздействие процентной ставки на инфляцию значительно снижается, так как финансовые дисбалансы искажают традиционные каналы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

В-шестых, на теоретическом уровне таргетирование инфляции не имеет возможности поддержания ценовой стабильности в условиях большого роста эндогенной денежной массы и финансовой глобализации.

ЛИТЕРАТУРА

ГоловнинМ.Ю. (2010). Модели проведения денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации: опыт России и стран Центральной и Восточной Европы. М.: Институт экономики РАН.

Криворотова Н.Ф., Урядова Т.Н. (2012). Актуальные проблемы денежно-кредитной политики России // TERRA ECONOMICUS, № 3, ч. 3. Ростов н/Д: «Наука-Спектр», 165 с.

Fischer S. (2011). Central bank lessons from the global crisis. Bank of Israel conference on Lessons of the Global Crisis. Jerusalem.

Svensson L.E.O. (2010). Inflation targeting after the financial crisis. International Research Conference. Challenges to Central Banking in the Context of Financial Crisis. Mumbai.

REFERENCES

Fischer S. (2011). Central bank lessons from the global crisis. Bank of Israel conference on Lessons of the Global Crisis. Jerusalem.

Golovnin M. (2010). Model of monetary policy in the context of financial globalization: experience of Russia and the countries of Central and Eastern Europe. Moscow Institute of Economics. (In Russian.)

Krivorotova N.F., Uryadova T.N. (2012). Actual problems of monetary policy in Russia. TERRA ECONOMICUS, no. 3, part 3. Rostov-on-Don. "Science-Spectrum", 165 p. (In Russian.)

Svensson L.E.O. (2010). Inflation targeting after the financial crisis. International Research Conference. Challenges to Central Banking in the Context of Financial Crisis. Mumbai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.