Научная статья на тему 'Предпосылки и перспективы создания зоны свободной международной торговли в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон»'

Предпосылки и перспективы создания зоны свободной международной торговли в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
224
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бык Валерий Федорович

В данной статье показаны первые позитивные результаты развития свободной экономи-ческой зоны «Гомель-Ратон». Положительные моменты связаны, прежде всего, с тем, что инвесторам были предоставлены неиспользованные производственные мощности с необхо-димой инфраструктурой. Однако, этот потенциал в ближайшие годы может быть исчерпан. Для дальнейших этапов развития СЭЗ «Гомель-Ратон» необходимо вести подготови-тельные работы на новых производственных площадях. Это, в свою очередь, требует значи-тельных финансовых ресурсов. В статье сформулированы концептуальные подходы по созданию в рамках СЭЗ «Го-мель-Ратон» двух специализированных субзон: зоны свободной международной торговли и зоны свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности. Их создание позво-лит привлечь в Республику Беларусь и, прежде всего, в СЭЗ «Гомель-Ратон», «быстрые» деньги, резко увеличить внешнеторговую деятельность региона. Кроме этого, более подроб-но рассмотрены принципы и задачи создания зоны международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и перспективы создания зоны свободной международной торговли в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон»»

УДК 330.322

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ СЭЗ «ГОМЕЛЬ-РАТОН»

В. Ф. БЫК

СЭЗ «Гомель-Ратон», Республика Беларусь

Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» была создана 2 марта 1998 года в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для экономического развития региона.

По итогам двух лет функционирования зарегистрированы 33 инвестиционных проекта с объемом заявленных инвестиций свыше 60 млн. долларов США. 23 предприятия-резидента - совместные или иностранные предприятия из 10 стран мира. Доля резидентов СЭЗ по объемам выпускаемой продукции составила в объемах Гомельской области - около 2 %, в объемах города Гомеля - около 5 %. Инвесторы выкупили в собственность около 60 тысяч кв. метров неиспользуемых производственных помещений, взяли в долгосрочную аренду (сроком на 48 лет) - 33,5 га земли. Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» среди резидентов других СЭЗ Республики Беларусь по экспорту составляет примерно половину объемов.

Первые результативные шаги СЭЗ «Гомель-Ратон» стали возможны в связи с тем, что инвесторам были предложены оборудованные всем необходимым производственные мощности, развитая инфраструктура северного промышленного узла г. Гомеля. Однако ресурсный потенциал по расчетам администрации СЭЗ и разработчиков генерального плана развития СЭЗ «Гомель-Ратон» - ОАО «Гомельпроект» может быть исчерпан уже в ближайшие 3-5 лет. Для подготовки новых площадок промышленного освоения требуются ресурсы не менее 1 млн долларов США на 1 кв. км. в год.

В связи с этим предлагается создание в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон» двух специализированных субзон - зоны свободной международной торговли и зоны свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности [1]. Размещение этих субзон рядом - в районе международного Гомельского аэропорта - и их управляемое взаимодействие способно принести быстрый и значительный результат по привлечению «быстрых денег», а также вернуть Республике Беларусь ее историческую роль перекрестка торговых путей.

Целью данной работы является рассмотрение концептуальных подходов создания зоны свободной международной торговли в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон».

Рассмотрим исторические факты создания подобных образований в мире. Согласно [2] «торгово-складские СЭЗ - это зоны, в которых хранятся, продаются и покупаются товары иностранного производства без оплаты таможенных пошлин». Авторы [3] подразделяют зоны свободной торговли на: торгово-производственные, свободные таможенные, свободные порты, транзитные. Исторически считается, что история СЭЗ начинается с 1510 года, когда испанские конкистадоры основали на Панамском побережье «коммерческие порты», где впервые в мире установили таможенный досмотр товаров. Однако еще в античные времена Финикия, Греция, а затем и Римская империя во многих портах гарантировали купцам право свободного

прохода. Первой же СЭЗ в мире, по существу, можно считать итальянский порт Ливорно, объявленный в 1547 году городом свободной торговли, в котором товары не облагались налогом. В ХУ-ХУ1 веках статус свободных зон фактически имели города Ганзейского союза. Ганза во главе с Любеком объединяла до ста городов, в числе которых были крупнейшие порты: Гамбург, Копенгаген, Кенигсберг и другие. Здесь появились первые товарные биржи. В 1782 году зоной свободной транзитной торговли стал Бангкок. Свободные порты и зоны свободной торговли возникли затем в Сингапуре (1819), Гонконге (1841), Адене и Джибути (1853) [4]. Дальнейшая трансформация СЭЗ продолжалась и в ХХ веке. Но особенно интенсивно развивался этот процесс после второй мировой войны. В США этот процесс начался после «великой депрессии». В 1934 году конгресс США принял Закон о свободных торговых зонах

[5]. Свободные торговые зоны (СТЗ) (именуемые в США внешнеторговыми зонами

[6]), как правило, размещались в портах и аэропортах или вблизи от них. Действующие на американской территории СТЗ подразделяются на зоны общего назначения и субзоны. Зоны общего назначения находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Сфера их деятельности, в основном, включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего экспорта. Нередко зоны общего назначения представляют собой свободные таможенные зоны. Специализированные зоны (субзоны) создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. Они создаются в целях развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств. Субзоны технически являются частью зон общего назначения, но территориально размещаются за их пределами, а иногда даже на большом расстоянии от них.

Таким образом, мировой опыт показывает, что предложения по созданию специализированной «зоны свободной международной торговли» в рамках СЭЗ «Го-мель-Ратон» вполне реально осуществимый проект.

Дополнительными аргументами в пользу этого являются следующие факты.

Во-первых, СЭЗ «Гомель-Ратон» находится в 30-50 км от границ России и Украины. Эти государства, в настоящее время и в обозримом будущем, представляют собой основной рынок для белорусского экспорта и источник импорта. Этому способствует наличие Гомельского речного порта (по Сожу и Днепру открыт выход в Черное море), а также развитая сеть железнодорожных и автомобильных путей.

Во-вторых, на территории, прилегающей к СЭЗ «Гомель-Ратон», находится Гомельский международный аэропорт с развитой инфраструктурой и достаточными площадями для развития консигнационной, торгово-складской деятельности. Он имеет налаженное взаимодействие с таможенными и пограничными службами Республики Беларусь, а также достаточно низкие тарифы на авиаобслуживание и выполнение транспортных, складских и таможенных услуг.

Основные задачи, которые будут решены путем создания зоны свободной международной торговли (ЗСМТ), следующие:

- ускорение экономического развития Гомельского региона, прежде всего, как торгового, складского и транзитного центра. Увеличение экспорта региональной и отечественной продукции и улучшение снабжения регионов Беларуси жизненно необходимым импортом. Повышение финансово-кредитных возможностей региона;

- привлечение максимально широкого круга крупных торговых компаний из стран СНГ и Дальнего зарубежья и постепенное превращение ЗСМТ в ведущий внешнеторговый центр Республики Беларусь как со странами СНГ (в первую оче-

редь, с Россией), так и транзитной торговли со странами Восточной и Западной Европы, увеличение валютных поступлений в бюджет Республики Беларусь;

- поэтапное включение ЗСМТ в существующую единую сеть международной торговли и, конкретно, в международную сеть зон и центров международной торговли, что позволит Республике Беларусь принципиально расширить доступ к международным торговым рынкам и свою роль «связующего» звена в торговле между Западом и Востоком;

- повышение интереса зарубежных инвесторов к СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом, увеличение финансовых поступлений в бюджет СЭЗ и вложений в развитие ее инфраструктуры и индустриальной сферы;

- обеспечение благоприятных возможностей для экспорта продукции, выпускаемой на территории СЭЗ. Создание благоприятных возможностей для деятельности субъектов зоны свободной международной финансовой и трастовоуправленческой деятельности и других субзон в составе СЭЗ «Гомель-Ратон»;

- повышение уровня занятости в регионе и рост реальных возможностей подготовки стажировки высококвалифицированных менеджерских, маркетинговых и торговых кадров для региона и всей Беларуси.

Особенности деятельности зоны свободной международной торговли формируют определенные требования к ее территориальной и функциональной организации. Они могут быть следующие:

- ЗСМТ должна примыкать к территории аэропорта, зоне разгрузки грузовых самолетов;

- территория должна обеспечивать выполнение различных технологических операций, связанных с переработкой поступающих грузов: борт-борт, борт-временное хранение, борт-складирование и т.д.;

- на территории должно быть необходимое количество складских помещений, терминалов и офисных помещений;

- территория должна иметь достаточное количество земель как для первоначального развития, так и для расширения в случае ее динамичного развития;

- к территории должны примыкать (или находиться в непосредственной близости) автомобильные и железные дороги;

- территория должна быть обеспечена необходимой инженерной инфраструктурой, а также созданы условия для оказания телекоммуникационных услуг на международном уровне;

- планировочная и функциональная организация территории должна обеспечивать возможность осуществления государством и администрацией СЭЗ таможенных и пограничных функций;

- планировочная и функциональная организация территории должна обеспечивать возможность безвизового ее посещения через аэропорт «Гомель»;

- на территории должен быть создан общественно-деловой центр, включающий: офисный центр, гостиницу, банковский центр, выставочный комплекс и другие помещения.

Исходя из вышеизложенного, ЗСМТ должна иметь следующие секторы:

- сектор перегрузки товаров и грузов;

- сектор хранения и доработки грузов по видам грузов;

- общественно-деловой центр;

- коммунальный сектор обслуживания территории;

- контрольно-пропускные пункты.

По оценкам специалистов Гомельский аэропорт может принять и переработать, на основе имеющихся технических возможностей, 200 тонн грузов в сутки. Этот

объем работ обеспечен и наличием терминалов для хранения грузов. Основные затраты потребуется вложить в обустройство территории, создание контрольнопропускных пунктов, создание общественно-делового центра.

При увеличении объемов грузов потребуется переустройство служб аэропорта, развитие стоянок самолетов, увеличение количества перронов. Максимальный объем грузов, при этом условии, может достигнуть 640 тонн в сутки. Для его обработки и хранения потребуется дополнительное строительство терминалов для хранения грузов и дополнительные территории. Наиболее целесообразно использовать земли в направлении п. Красный Маяк.

Территориальные потребности ЗСМТ составят: на период до 2005 года (1 этап) -9-10 га; до 2015 года (2 этап) - 38-40 га; до 2048 года (перспектива) - 58-60 га.

В заключение, следует отметить, что рассматривается несколько вариантов развития специализированных зон в составе СЭЗ «Гомель-Ратон»:

- первый вариант - в рамках существующих экономических, налоговых, таможенных, валютных, организационных и т.п. условий;

- второй вариант - функционирование в иных, более льготных условиях, чем существующие ныне на территории СЭЗ «Гомель-Ратон».

Литература

1. Бык В., Луговой В. Гомельский технополис: дорога в завтра //СЭЗ.- 1999.- № 5-6.-С. 12-13.

2. Подольский Ю. Свободные экономические зоны. Что это? //Коммерсант Белоруссии.- 1999.- 25 октября.

3. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы //Вопросы экономики.- 1994.- № 12.- С. 126-140.

4. Янгуразов А., Луговой В. Пять столетий поиска (мировой опыт функционирования СЭЗ) //СЭЗ.- 2000.- № 1.- С. 23-25.

5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны (опыт США) //США: экономика, политика, идеология.- 1995.- № 8.- С. 35-45.

6. Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон //Российский экономический журнал.- 1995.- № 11.- С. 34-44.

Получено 10.11.2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.