Научная статья на тему 'Предпосылки и особенности формирования инновационной среды фармацевтических предприятий'

Предпосылки и особенности формирования инновационной среды фармацевтических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЯ / СТАНДАРТ GMP / PHARMACEUTICAL COMPANIES / PHARMACEUTICAL MARKET / INNOVATIONAL DEVELOPMENT / INNOVATIONAL ENVIRONMENT / STRATEGY / GMP STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосов И. Е.

В статье рассматривается проблема инновационного развития фармацевтической промышленности. Показана необходимость формирования и развития инновационной среды предприятий для достижения целей, определенных в стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колосов И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND FEATURES OF THE FORMATION OF INNOVATION AMONG PHARMACEUTICAL COMPANIES

The paper addresses the problem of the pharmaceutical industry innovational development. The necessity of the creation and development of innovative environment of enterprises to achieve the objectives identified in the Development strategy of the pharmaceutical industry in the Russian Federation until 2020 is shown.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и особенности формирования инновационной среды фармацевтических предприятий»

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОМ СРЕДЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Колосов И.Е., соискатель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассматривается проблема инновационного развития фармацевтической промышленности. Показана необходимость формирования и развития инновационной среды предприятий для достижения целей, определенных в стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевые слова: фармацевтические предприятия, фармацевтический рынок, инновационное развитие, инновационная среда, стратегия, стандарт GMP.

BACKGROUND AND FEATURES OF THE FORMATION OF INNOVATION AMONG PHARMACEUTICAL COMPANIES

Kolosov I., Competitor, Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU)

The paper addresses the problem of the pharmaceutical industry innovational development. The necessity of the creation and development of innovative environment of enterprises to achieve the objectives identified in the Development strategy of the pharmaceutical industry in the Russian Federation until 2020 is shown.

Keywords: Pharmaceutical companies, Pharmaceutical market, Innovational development, Innovational environment, Strategy, GMP standard.

Фармацевтическая отрасль - социально значимая отрасль, особенно в нашей стране. Основные покупатели - пенсионеры и люди с низким достатком. На государственном уровне сформировалось понимание значения отрасли для экономики и безопасности страны. Министерством промышленности и торговли разработана Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года, в соответствии с которой основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям1.

Предпосылками перехода на инновационную модель развития отрасли являются следующие факты:

- по данным Минпромторга, российский фармацевтический рынок по своему размеру занимает 11 место в мире. Среди развивающихся стран Россия опережает Индию ($9 млрд) и сопоставима с Китаем ($22 млрд);

- темпы роста отечественного фармацевтического рынка существенно опережают среднемировые темпы роста и составили по итогам 2010 года 23% в текущем уровне цен;

- анализ структуры населения по возрастным группам (таблица 1) позволяет сделать ряд выводов: а) возрастная структура российского населения не совпадает со структурой в других развивающихся странах, таких как Индия и Бразилия, имеющих вдвое большую долю детей и более чем вдвое меньшую долю пожилого населения; б) не совпадает возрастная структура российского населения и со структурами в бывших социалистических странах, таких как Украина и Казахстан; в) при сопоставлении возрастной структуры российского населения со структурами населения развитых стран, таких как США, Германия и Япония, необходимо отметить снижение доли пожилого населения в полтора-два раза. Данные выводы свидетельствуют о дальнейшем росте отечественного фармацевтического рынка, движимого увеличением числа людей пожилого возраста, т.е. обусловленного структурными сдвигами в возрастных группах населения в сторону увеличения доли пожилого населения до значений, соответствующих развитым странам. Важность изменений в структуе населения для инновационного развития подчеркивается основоположником менеджмента XXI века - Питером Друкером2;

- согласно принятому Закону «Об обращении лекарственных средств», производители лекарств из перечня жизненно необходимых лекарств обязаны регистрировать предельные отпускные цены, иначе они не будут допущены к реализации;

- планируется переход всей российской фармацевтической промышленности на международные стандарты GMP (good manufacturing practice) до 2014 г. Сегодня не более 8% предприятий отрасли ведут деятельность в соответствии с GMP.

Рассмотрев все основные предпосылки в фарминдустрии на отечественном уровне можно отметить следующее: возможности извлечения сверхприбыли на рынке весьма ограничены вследствие контроля государства; российский рынок интересен крупным фармацевтическим компаниям, которые готовы локализовать свои производства и внедрять, в том числе, инновационные разработки; существенные ограничения по росту цен вынуждает компании оптимизировать издержки, логистику и, в конечном счете, приводит к консолидации отрасли через объединения и покупки стратегических активов, создания совместных проектов и строительства совместных заводов, примером может служить случай покупки компанией Протек производителя лекарств «Сотекс» и аптечной сети «Ригла» с последующим прохождение процедуры IPO на российских биржах, в результате которой компания привлекла $400 млн. Именно таким вырисовывается портрет стратегического участника отечественного фармацевтического рынка.

Необходимо различать две группы фармацевтических предприятий: (1) предприятия-производители фармацевтических субстанций и (2) предприятия-производители готовых лекарственных форм. Необходимость разделения этих групп предприятий связана с наличием в отрасли ярко выраженной системы разделения труда. При этом как практические задачи, так и экономические интересы этих групп зачастую существенно отличаются. С учетом выводов, сделанных выше, можно заключить, что существенным конкурентным преимуществом будет объединение в рамках единого фармацевтического холдинга как предприятий первой группы, так и второй, кроме того, наличие собственной сбытовой сети, так же усиливает позиции игрока на рынке. Рассмотрим возможные бизнес-модели фармацевтических предприятий, которые обеспечивают необходимый уровень инновационной активности.

Во-первых, собственный центр разработок, во-вторых, приобретение малых биотехнологических компаний или перспективных разработок у них, т.е. смешанный путь, в-третьих, партнерские отношения с крупной фармацевтической компанией мирового уровня, когда, используя преимущества российского рынка клинических исследований, можно подготовить лекарственное средство к рыночным продажам, при этом самостоятельно осваивать регион СНГ и получать роялти с мировых продаж.

Чаще всего на практике фармацевтических предприятий можно встретить ситуацию, когда в рамках единого холдинга реализуются все три бизнес-модели. Под перспективную разработку лекарственного средства создается компания, на которую регистрируется соответствующая интеллектуальная собственность. В эту же компанию направляются инвестиции (собственные и/или привлеченные) либо гранты. Основной задачей данного этапа является доказательство концепции препарата, т.е. доказательство функцио-

Таблица 1. Распределение населения по возрастным группам3 (тысяч человек)

в том числе в возрасте, лет 70 и старше 13811 9,73 12,89 7686 О Т3Г 6,39 11017 13,39 | 19,95 32037 | СП 5,04 'хГ о ОО 5,01 1 7,14 27136 | 9,00 12,56 5198 | 11,35 | 15,66 19475 15,24 21,34

65-69 4479 3,16 4311 2,30 5392 6,55 19807 1,93 СП 2,13 10752 3,56 1971 4,31 7792 6,10

60-64 6897 4,86 66,04 5391 2,87 57,76 4277 5,20 60,53 27517 2,68 49,87 г- ОО 3,04 59,65 14476 4,80 60,13 2303 5,03 63,95 8314 6,51 60,14

55-59 9748 6,87 7055 3,76 | 5189 6,31 | 27653 | 2,69 | 739 | 40^ 18236 | 6,05 3052 | 6,67 | 10596 8,29 |

50-54 11261 7,94 9041 (N ОО "чТ 5747 6,99 36588 3,56 947 5,91 21013 6,97 3398 7,42 8135 6,37

45-49 11247 7,93 11300 6,02 | 6620 8,05 | 47409 | 4,61 | 1092 | 6,81 1 22861 | 7,58 3485 | 7,61 | 7705 6,03 1

40-44 9193 6,48 12996 6,93 7194 8,74 55738 5,42 1034 6,45 21985 7,29 3021 6,60 ОО 6,37

35-39 10069 7,10 13625 7,26 6219 7,56 70574 6,86 /.III 6,97 21176 7,02 3245 7,09 9374 7,34

30-34 10799 7,61 14558 7,76 4747 5,77 74274 7,22 1206 7,52 19533 6,48 3361 7,34 9436 7,39

25-29 12257 8,64 16622 40 ООл оо" 4948 6,01 83422 оо~ 1359 8,47 21058 ОО С\ 40" 3724 8,13 7847 'хГ 4сГ

20-24 12256 8,64 17787 ОО ON 4852 5,90 89764 8,73 IT) ОО 1П ОО ОО^ ON 21032 6,97 3689 8,06 7290 5,71

15-19 8496 5,99 21,07 16862 8,99 35,85 4703 5,72 19,53 40 (N О О 9,74 45,09 zzn 8,87 33,21 21474 (N 27,31 2852 6,23 20,39 6323 ON 18,52

10-14 6564 4,63 16564 8,83 4023 ON °°СЧ 124847 12,14 1130 7,05 20314 6,73 2165 4,73 5995 ON 40^

ON ОО 00 чо 4,85 17264 0с‘б 3852 ОО VO 128317 12,47 1178 7,35 19850 6,58 1961 4,28 5892 VO

^j" о 7956 5,61 16581 ^1" ООч 00~ 3487 <N 110447 10,74 1595 9,95 20724 6,87 2358 (Г) ігГ 5455 c-- <N

Все население 141914 100 187642 о о 82266 О о 1028610 О о 16036 О о 301621 О о 45783 о о 127772 О О

Годы 6002 2007 2007 2001 2009 2007 2009 2007

I Россия то же в процентах к итогу Бразилия « S И оЗ S р. 0) и Ц- | Индия Казахстан | США Украина I Япония Ц-

нальности и безопасности препарата для человека. Если концепция доказана (препарат показал себя безопасным и эффективным на человеке), то исключительные права в большинстве стран мира регистрируются и продаются кому-то из крупных фармацевтических предприятий, а права на территории СНГ остаются за компанией, которая проводит оставшиеся этапы клинических испытаний, регистрирует препарат в качестве лекарственного средства, организует производство и продажи. Возможен вариант продажи лицензий отечественным производителям.

Применение приведенной бизнес-модели диктует формирование и развитие следующих элементов инновационной среды фармацевтического предприятия: обеспеченность финансами; определенный уровень научных исследований; система мотивации, обеспечивающая рост инициативы работников и принятие ответственности за реализуемые проекты; высокая техническая и технологическая оснащенность; развитые контакты с мировым научным и производственным фармацевтическим сообществом.

Таким образом, на основе анализа предпосылок инновационного развития и особенностей функционирования фармацевтических предприятий были определены элементы инновационной среды, позволяющей на уровне отдельного предприятия достигать цели, поставленные в стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года.

Литература:

1. Проект федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

2. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Москва, октябрь 2009

3. Peter F. Druker, Innovation and Entrepreneurship, New York: Harper & Row, 1985.

4. Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики: точка доступа - www.gsk.ru.

1 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Москва, октябрь 2009

2 Peter F. Druker, Innovation and Entrepreneurship, New York: Harper & Row, 1985.

3 рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.