Научная статья на тему 'Предпосылки и нормативно-правовые основы инклюзивного образования в республике Казахста'

Предпосылки и нормативно-правовые основы инклюзивного образования в республике Казахста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / СТАТИСТИКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / DISCRIMINATION / STATISTICS / CHILDREN WITH DISABILITIES / THE EDUCATIONAL SYSTEM / THE LEARNING PROCESS / ADAPTATION / EDUCATIONAL NEEDS / AND INNOVATIVE MEASURES / SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейсембаева Д.Д.

Инклюзивное образование это государственная политика, нацеленная на активное вовлечение или интегрирование особых людей детского и юношеского возрастов в образовательный процесс. Особые это значит ограниченные физические возможности. Инклюзивное образование стало необходимым для современного образования не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. В первую очередь это связано с ростом числа детей с отклонениями в развитии во всех странах мира. Основное содержание политики инклюзивного образования заключается в признании положения о том, что абсолютно все дети могут получить образование; школа принимает всех без исключения детей, независимо от их различий, и создает необходимые условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей. К особым образовательным потребностям относятся специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых затруднено освоение общеобразовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Система инклюзивного образования в Республике Казахстан включает в себя общеобразовательные и индивидуальные задачи и их решение. Целью внедрения инклюзивного образования в Казахстане являются преодоление проблем с дискриминацией и отчуждения в обществе и достижение социальной реабилитации. В статье рассматриваются причины и направления развития инклюзивного образования в Республике Казахстан. Обсуждаются необходимые условия для обеспечения эффективной помощи детям с проблемами в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of formation and development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan

Inclusive education is the policy of state which is aimed at the active involvement of people and the integration of special children and youth into educational process. Special it means disabilities. Inclusive education has become necessary for modern education not only in Kazakhstan but also in the entire post-Soviet space. This is primarily due to the increasing number of children with a disability throughout the world. The main content of the policy of inclusive education is to admit provisions that absolutely all children may get an education. The school accepts all children without exception, regardless of their differences and provides the necessary conditions to meet the special educational needs of children. The special educational needs include special educational programs and teaching methods, individual teaching aids, as well as educational, medical, social and other services without which the development of educational programs for people with disabilities is difficult. The system of inclusive education in the Republic of Kazakhstan includes: general educational and individual problems and their solution. The aim of implementation of inclusive education in Kazakhstan is to overcome the problems of discrimination and alienation in society and to achieve social rehabilitation. The article considers the causes and directions of development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan. We discuss the necessary conditions for ensuring the effectiveness of assistance to children with low functioning.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и нормативно-правовые основы инклюзивного образования в республике Казахста»

Бейсембаева Д.Д.

магистрант

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Республика Казахстан, г. Астана

УДК 37.014.5

предпосылки и нормативно-правовые основы

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСпУБЛИКЕ КАЗАхСТАН

Инклюзивное образование - это государственная политика, нацеленная на активное вовлечение или интегрирование особых людей детского и юношеского возрастов в образовательный процесс. Особые - это значит ограниченные физические возможности. Инклюзивное образование стало необходимым для современного образования не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. В первую очередь это связано с ростом числа детей с отклонениями в развитии во всех странах мира. Основное содержание политики инклюзивного образования заключается в признании положения о том, что абсолютно все дети могут получить образование; школа принимает всех без исключения детей, независимо от их различий, и создает необходимые условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей. К особым образовательным потребностям относятся специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых затруднено освоение общеобразовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Система инклюзивного образования в Республике Казахстан включает в себя общеобразовательные и индивидуальные задачи и их решение. Целью внедрения инклюзивного образования в Казахстане являются преодоление проблем с дискриминацией и отчуждения в обществе и достижение социальной реабилитации.

В статье рассматриваются причины и направления развития инклюзивного образования в Республике Казахстан. Обсуждаются необходимые условия для обеспечения эффективной помощи детям с проблемами в развитии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дискриминация, статистика, дети с ограниченными возможностями, образовательная система, учебный процесс, адаптация, образовательные потребности, инновационные мероприятия, социальная реабилитация.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Inclusive education - is the policy of state which is aimed at the active involvement of people and the integration of special children and youth into educational process. Special - it means disabilities. Inclusive education has become necessary for modern education not only in Kazakhstan but also in the entire post-Soviet space. This is primarily due to the increasing number of children with a disability throughout the world.

The main content of the policy of inclusive education is to admit provisions that absolutely all children may get an education. The school accepts all children without exception, regardless of their differences and provides the necessary conditions to meet the special educational needs of children. The special educational needs include special educational programs and teaching methods, individual teaching aids, as well as educational, medical, social and other services without which the development of educational programs for people with disabilities is difficult.

The system of inclusive education in the Republic of Kazakhstan includes: general educational and individual problems and their solution. The aim of implementation of inclusive education in Kazakhstan is to overcome the problems of discrimination and alienation in society and to achieve social rehabilitation.

The article considers the causes and directions of development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan. We discuss the necessary conditions for ensuring the effectiveness of assistance to children with low functioning.

Key words: inclusive education, discrimination, statistics, children with disabilities, the educational system, the learning process, adaptation, educational needs, and innovative measures, social rehabilitation.

В системе образования в Казахстане в последние годы выделяется инклюзивное обучение или образование как приоритетная государственная задача. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира оно стало органической частью молодежной политики.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем детям, в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

К причинам необходимости развития инклюзивного образования в Республике Казахстан относятся:

- увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении, - 27 026 детей с ограниченными возможностями (на июль 2015 г.);

- недостаточное количество специальных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями (как правило, в маленьких городах и сельской местности);

- отказ родителей от посещения их детьми специальных образовательных учреждений, связанный с их отдаленностью от места проживания семьи, трудностями транспортировки детей к ним, нежеланием воспитывать ребенка в условиях интерната;

- стремление родителей обучать детей среди нормально развивающихся сверстников;

- дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в массовых организациях образования, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками;

- педагоги общеобразовательных школ не имеют соответствующих знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями [1, с. 2].

На сегодняшний день развитие системы инклюзивного образования - одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

К основным направлениям развития инклюзивного образования в Казахстане относятся:

1. Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение инклюзивного образования. Оно включает в себя разработку нормативных документов, определяющих статус и регламентирующих деятельность инклюзивной общеобразовательной организации образования, порядок определения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные организации, организацию безбарьерной среды и условий обучения.

2. Формирование общественного мнения в поддержку инклюзивного образования, а также толерантного отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.

С этой целью важно объединение усилий государственных, общественных организаций, СМИ и других в вопросах воспитания толерантности, уважения прав и достоинства детей с особыми образовательными потребностями.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования предполагает проведение следующих мероприятий:

- разработку и экспериментальное внедрение вариативных моделей включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду; форм, а также новых подходов, методов и инновационных технологий в обучении этих детей;

- разработку критериев оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями;

- составление методических рекомендаций, учебно-методических пособий по психолого-педагогическому сопровождению, социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных учреждений;

- разработку учебных планов, программ, учебников и пособий для детей с особыми образовательными потребностями;

- обеспечение инклюзивных общеобразовательных учреждений специальными учебниками, учебно-методическими и наглядно-дидактическими материалами.

4. Подготовка и переподготовка кадров системы общего инклюзивного образования должны включать в себя:

- подготовку учителей и воспитателей в педагогических вузах и колледжах к обучению детей с особыми образовательными потребностями (включение в учебные планы всех педагогических специальностей высшего и технического профессионального образования курса «Специальная педагогика» и «Специальная психология»);

- повышение квалификации руководящих работников, педагогов и специалистов (психологов, дефек-тологов, социальных педагогов) в общеобразовательных учреждениях для работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

- переподготовку педагогических работников для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

5. Создание условий для включения лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс:

- раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями и оказание им своевременной комплексной поддержки и помощи через развитие сети психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции и инклюзивного образования, реабилитационных центров и других организаций образования, социальной защиты и здравоохранения;

20

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015

- создание безбарьерной среды, материально-техническое оснащение инклюзивных организаций образования и обеспечение детей с особыми образовательными потребностями вспомогательными техническими средствами обучения;

- обеспечение условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями в системе общего образования [2, с. 152].

По статистике, на сегодняшний день в Республике Казахстан функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп, в которых получают воспитание и образование более 15 тысяч детей дошкольного возраста, 106 специальных школ и 1 219 специальных классов при общеобразовательных школах, где обучаются около 25 тысяч детей. В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно-методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации был преобразован в Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов [3, с. 5].

В настоящее время коррекционно-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями оказывают 17 реабилитационных центров, 133 кабинета психолого-педагогической коррекции, 558 логопедических пунктов при школах.

В республике насчитывается 138 513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8 % от общего числа детского населения, в том числе детей школьного возраста - 93 740, дошкольного - 44 773.

По специальным учебным программам обучается более 62 тысяч учащихся, по специальным дошкольным программам - более 27 тысяч детей [4, с. 27].

В 27 общеобразовательных школах республики (26 - государственных школ, 1 - частная школа) в обычных классах наравне с детьми с нормой развития обучается 96 детей с нарушениями развития.

Доступ к образованию детям с ограниченными возможностями обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование. С 2011 года в рамках госпрограммы дети, обучающиеся на дому, получают необходимые программно-технические средства. Для детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата приобретаются индивидуальные средства передвижения, специальные клавиатуры и манипуляторы, для детей с нарушением слуха - слуховые аппараты, звукоусиливающая система с микрофоном [5, с. 18].

На данный момент почти половина специальных организаций образования в республике оснащена мультимедийными образовательными системами, стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями. В 20 % специальных школ установлены интерактивные доски. Доступ к Интернету имеют около 95 % специальных школ. 41 % специальных организаций образования оснащены логопедическими тренажерами, 37 %

- слухоречевыми тренажерами.

В заключение хотелось бы сказать, что обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различия.

Список литературы:

1. Ерсарина А.М. // Открытая школа. - Январь 2012. -№ 1 (112). - С. 2-4.

2. Ижванова Е.М. // Информатизация образования и науки. - 2011. - № 4 (12). - С. 152-157.

3. Айлазова Н.Ж. Инклюзивное образование детей с кохлеарными имплантами [Текст] / Н.Ж. Айлазова // Начальная школа Казахстана. - 2013. - № 12. - С. 5-7.

4. Байтурсынова А.А. Об исторических предпосылках развития инклюзивного образования в Республике Казахстан [Текст] / А.А. Байтурсынова, С.К. Куп-тилеуова // Бшм = Образование. - 2014. - № 2.

- С. 27-32.

5. Кобазова Ю.В. // Воспитание школьников. - 2014.

- № 10. - С. 18-22.

List of literature:

1. Yersarina А.М. // Open school. - 2012. - № 1 (112).

- Р. 2-4.

2. Izhvanova Е.М. // Informatization of Education and Science. - 2011. - № 4 (12). - P. 152-157.

3. Aylazova N.Zh. Inclusive education of children with cochlear implants. Grade school of Kazakhstan. - 2013.

- № 12. - P. 5-7.

4. Baitursynova А.А., Kuptileuova S.К. About historical background of the development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan // Bylym Publ. - 2014. -№ 2. - P. 27-32.

5. Kobazova Y.V. Education of schoolchildren. - 2014. -№ 10. - P. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.