Научная статья на тему 'Предполагаемая космогоническая концепция мирового порядка в тагарской культуре'

Предполагаемая космогоническая концепция мирового порядка в тагарской культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предполагаемая космогоническая концепция мирового порядка в тагарской культуре»

О.О. Полякова

Челябинский государственный университет, г. Челябинск Предполагаемая космогоническая концепция мирового порядка в тагарской культуре

Эта статья посвящена двум работам В.Е.Ларичева, в которых он освящает возможный скрытый астральный аспект наскальных рисунков, относимых к тагарской культуре конца I тыс. до н.э., в Северной Хакасии, в предгорной зоне Кузнецкого Алатау у подножия южной оконечности Четвертого Сундука (Ларичев В.Е., 2002, с. 217-225; 2005, с. 133-140). В поисках причин гибели этой развитой культуры под напором центральноазиатских кочевников В.Е.Ларичев определяет два возможных, ответственных за последствия, фактора:

1. Состояние военного дела накануне национальной катастрофы.

2. Религиозные и духовно-нравственные установки тагарского общества.

При отсутствии письменных документов автор вышеназванных статей пытается решить поставленную проблему, исследуя вооружение и тактику боя тагарцев, с помощью извлекаемой информации из сюжетно-повествовательного строя наскальных рисунков.

В результате исследований В.Е.Ларичев выдвинул идею о том, что не само по себе оружие и виды снаряжения играли существенную роль в военном деле для представителей тагарской культуры, а особый героический дух и особое, наполненное божественным смыслом оружие, «выдаваемое» некими космическими сущностями вождям и героям. Возможно, преувеличение божественной мощи традиционного оружия и неспособность своевременно перенять передовые методы ведения боя у врага, явились причинами предполагаемой военной слабости представителей тагарской культуры.

Таким образом, оба варианта возможного решения проблемы, скорее всего, сводятся к одному решению - состоянию идеологической надстройки древнего общества, но, позволим себе предположить, не худшему.

Тут, возможно, сыграла роль не слабость духа воинов, а, наоборот, героическая, в силу высокого патриотизма и безоглядной веры в своих Богов, которые в Нижнем Мире покарают врагов, а погибшие воины-тагарцы в Высшем Мире останутся победителями - именно так, как описывает В.Е.Ларичев события, разворачивающиеся по сюжетно-повествовательной наскальной композиции Четвертого Сундука. Погибнуть героем - значит победить в Высшем Мире, как побеждали молодые Боги, приходящие на смену старым. Почему так необоримо

сильна была героическая идея в духовно-идеологическом состоянии древнего общества?

В ответе на этот вопрос хотелось бы добавить в предполагаемую В.Е.Ларичевым сюжетную канву становления Героя тагарского эпоса несколько астральных моментов, вытекающих из определения роли изображенных участников наскальных композиций, а именно - Молодого Героя, «Старца, передающего оружие», «убегающего Великана», Дракона или змеи, заглядывающих в жертвенный котел, Шамана, Лося и Барана. В общей композиции наскальных рисунков есть некоторые детали, которые могут отнести сюжетные повествования к более древним эпохам, а именно, тот факт, что «побеждаемые» предполагаемые враги на наскальных рисунках, обладают, практически, сходным оружием (луками, стрелами, кинжалами) - там нет еще изображений всадников на лошадях и колесницах, сопровождающих представителей центральноазиатских племен. Другими словами, скорее всего, в наскальных росписях Четвертого Сундука запечатлена древняя, устно передаваемая, повествовательная традиция становления тагарского эпического Героя.

В самой сути изображенных участников сюжетных композиций просматриваются древние космические символы не только тагарской культуры, но и культур многих евроазиатских народов. Это то космическое единство, которое объединяло умы древних представителей различных культур Евразии и, которое породило в каждой их них идею Героического эпоса, с разными именами Героев, но практически, одинаковым сюжетом борьбы и становления, победы над однотипными врагами. Сюжет один и подсказан он был околополюсной картиной Северного звездного неба, одинаковой для всех проживающих в Северном полушарии Земли в одну и ту же эпоху. Неслучайным является совпадение некоторых древних лингвистических корней космических названий в языках генетически разных народов, проживающих на территории Евразии. Становление одной космической ситуации породило элементы одного международного образно-символьного языка, насколько это было возможно в древности, понятного разноязычным народам. Результат этого космического единства мы теперь наблюдаем в сохранившихся обрывках народных сказаний и мифов, древних религиях, некоторых композициях наскальных рисунков, в геометрически структурированных археологических памятниках (Полякова О.О., 2003, с. 5-17; 2004, с. 16-19; 2004, с. 197-203; 2005, с. 288-308).

Такое единение символов наблюдается в памятниках эпохи бронзы (древнее эпохи бронзы памятников сохранилось значительно меньше), начиная с IV тыс. до н.э., когда к Полюсу Мира начала под-

ходить звезда Тубан (альфа Дракона), ставшая, затем, в 2800-х гг. до н.э. неподвижной Полярной звездой, обозначившей направление оси вращения Земли в космическом пространстве, т.е., с ее помощью выявилась Экваториальная система координат, показывающая суточное вращение Земли вокруг своей оси. Задолго до открытия этого явления человечество, в основном, пользовалось Эклиптической системой координат, проявленной для наблюдателей с Земли движением светил и планет вдоль Эклиптики по Лунным стоянкам, стоянкам Юпитера или Солнечным месяцам-созвездиям (знакам Зодиака). Сам принцип наблюдения за восходами и заходами светил, планет и стоянок-созвездий на Эклиптике подсказал основу двоичного восприятия законов Мироздания, т.е. принцип двоичности кода, смены темноты и света, единства противоположностей всего реально-материального. Памятники с двоичной кодировкой дают, как правило, трактовку символов в Эклиптической системе координат. Но с момента выявления направления оси вращения Земли, указывающей на неподвижную точку на Севере в космическом пространстве в виде Полярной звезды, выявилась область околополюсных созвездий, никогда не заходящих под горизонт, и в этом смысле, не ущербных, относящихся к светлому, высшему, никогда не заходящему небу. С этого момента в древних памятниках стала прослеживаться троичная структура: традиционные Верхнее и Нижнее небо (двоичная Эклиптическая система координат) в направлении взгляда на юг по ходу движения светил и планет вдоль Эклиптики, и Высшее небо на Севере (Экваториальная система координат). Новая Экваториальная система потребовала оформления в сознании людей другой начальной точки отсчета и нового способа выявления небесных координат. Древняя двоичная Эклиптическая система прослеживается по памятникам в пространственых, плоскостных, полевых характеристиках в образах неподвижных Мировых вод, плывущей по ним Черепахе с Мировой горой на спине и спящем на ней Змее (Полюс Эклиптики находится рядом с «головой» созвездия Дракон), в женских образах Матери-Мира, символах плодородия, во многих двойственных образах, Лунных символах, четных числах и т.д. Экваториальная система координат прослеживается в древних памятниках в точечных и осевых характеристиках по ориентации объектов на Север, по символам направленности к единственной цели, как правило, с помощью оружия цели (стрелы, копья), родниковых вод (источников), оси колеса со спицами, нечетных чисел, символов наблюдения за суточным вращением Земли, т.е. солнечных гномонов, что, видимо, и дало основную характеристику Экваториальной системе, как Солнечной, т.к. в древности люди предполагали, что Солнце вращается во-

круг оси Земли, и, даже, мужской символ фаллоса в виде солнечного гномона здесь не случаен, т.к. если посмотреть внимательно на созвездие Дракона, то Полярная звезда III тыс. до н.э. Тубан (альфа Дракона), куда была направлена ось вращения Земли в то время, находится пониже «пояса» звездного Дракона и об этом месте в Ригведе говорится как о «тайном месте», куда ударил Индра дубиной и откуда потекли новые Мировые воды (читайте далее в тексте).

В Героическом эпосе многих евроазиатских народов прослеживается один сюжет: Молодой Герой, часто, громовержец, часто в сопровождении солнечного коня (оленя, лося), часто на колеснице, пришел, вооруженный некоторым оружием - луком со стрелами, копьем, дубиной, булавой, ваджрой, - победил Змея или Дракона, а вместе с этим, и Старые двоичные боги отдали свое предпочтение Молодому Герою.

Лучше всего об этом рассказано в Ригведе, где в роли нового молодого божества (Полярной звезды в Полюсе Мира) выступает Индра, а поверженным змеем Вритрой является Полюс Эклиптики, находящийся рядом с «головой» созвездия Дракон и являющийся центром ранее выявленной системы координат, т.е., глядя на околополюсную картину Северного звездного неба в эпоху бронзы древние люди представили и образно описали Звездные Войны между двумя основными системами астрономических координат, полюса которых находятся в незаходящей области околополюсных созвездий (Рис. 1) и оставили ее потомкам в виде Героического эпоса в устных преданиях или на различных материальных носителях. Параллельную другим эпосам информацию находим в Ригведе:

О Индра, приди, ярко блистающий!

О Индра, приди, поощренный (нашей) мыслью, Возбужденный вдохновенными (поэтами) на молитвы Устроителя жертвы, выжавшего (сому)! О Индра, приди, поспешая На молитвы, о хозяин буланых коней! Одобри нашего выжатого (сому)! Помощники, охраняющие людей, О В се-Боги, придите

Милостивыми к выжатому (соме) жертвователя! (РВ, 1989, I. 3. 4-7.)

(К Индре) Каждый день мы призываем на помощь

Принявшего прекрасный облик,

Как хорошо доимую корову - для доения.

Тогда мы хотим сподобиться

Твоих высших милостей.

Не прогляди нас! Приди!

Пойди спроси мудреца

О быстром, неодолимом Индре,

Который для тебя - лучший из друзей.

И пусть хулители говорят:

«А другого-то вы лишились,

Оказывая почтение только Индре».

(И) чужой, и (наши) люди, о удивительный,

Пусть назовут нас счастливыми:

Только у Индры мы хотели бы быть под защитой! (РВ, I. 4. 1, 3-6.)

(К Индре) Они запрягают желтоватого (?), пламенного, Бродящего вокруг неподвижных.

Они запрягают пару любимых его Буланых коней по обе стороны колесницы (?)

Создавая свет для бессветного,

Форму, о люди, для бесформенного,

Вместе с зорями ты родился.

Тогда же они устроили, что по своей воле

Он стал рождаться снова (и снова),

И сотворили себе имя, достойное жертвы.

С возницами, проламывающими даже твердыни,

О Индра, ты отыскал коров,

Даже (когда они были спрятаны) в тайнике.

Приди оттуда, о блуждающий вокруг,

Или со светлого пространства неба! (РВ, I. 6. 1-5, 9)

Это Индра связан с парой буланых коней.

Пусть с(нарядит своих коней), запрягаемых словом,

Индра-громовержец, золотистый!

Индра поднял солнце на небо,

Чтоб долго можно было видеть (его) (РВ, I. 7. 2,3)

Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить: Те, первые, что совершил громовержец. Он убил змея, он просверлил (русла) вод,

Он рассек недра гор.

Он убил змея, покоившегося на горе.

Тваштар ему выточил шумную дубину.

Разъяренный как бык, он выбрал себе сому, Он напился сомы, выжатого в трех сосудах. Щедрый схватил метательный снаряд - ваджру. Он убил его, перворожденного из змеев.

Безногий, безрукий боролся он против Индры.

Тот ударил его дубиной по спине.

Вол хотел стать противником быка.

Вритра лежал, разбросанный по разным местам.

Через (него), безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,

Текут, вздымаясь, воды Ману,

(Те,) кого Вритра (некогда) с силой сковывал,

У их ног теперь лежал змей.

Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся

Водяных дорожек скрыто тело.

Воды текут через тайное место Вритры.

Жены Дасы - охраняемые змеем воды, Стояли, скованные, как коровы (спрятанные) Пани. Проход для вод, который был заткнут, -Он открыл ему, убив Вритру.

Индра - царь движущегося (и) отдыхающего,

Безрогого и рогатого, громовержец.

Это он как царь правит народами.

Как обод - спицы (колеса), он охватил их всех.»

(РВ, I. 32. 1-3, 7, 8, 10, 11, 15).

По представленному тексту еще необходимо сделать некоторые дополнения, проливающие свет и на наскальные рисунки тагарской культуры. Жертвователи, выжимающие сому - это традиционные жрецы и шаманы, которые и раньше осуществляли жертвоприношения, но с открытием новой системы координат они их стали выполнять и для Высшего неба. В наскальных рисунках Четвертого Сундука они представлены в виде шаманов, варящих мясо в котле рядом с «головой» Змея, т.е. рядом с центром более древней Эклиптической системы

координат (Ларичев В.Е., 2002. с. 221; рис. 2). В тексте Ригведы сказано, что некто сделали так, что «по своей воле» Индра «стал рождаться снова и снова». И этот сюжет мы видим выполненным по направлению прямого взгляда на Север на том же наскальном рисунке Четвертого Сундука: по интерпретации В.Е.Ларичева Молодой Герой получает оружие от Старца с символическим фаллосом. Возможно, этот сюжет несет информацию о том, что новая Полярная звезда получает право быть центром Экваториальной системы координат от Старца, т.е. бывшей Полярной звезды? Тогда в роли «некто» выступает закон лунно-солнечной Прецессии, заставляющей вращаться Полюс Мира по циклическому закону (по типу вращения юлы) вокруг Полюса Эклиптики (рядом с «головой» Дракона) с периодом в 26 тыс. лет. В результате такого прецессионного движения Полюс Мира иногда попадает на некоторые звезды и, тогда они, на некоторое время, становятся неподвижными Полярными звездами (Прецессия, 1975, с. 543). Интересно, что на другом наскальном рисунке, названном В.Е.Ларичевым «Первый богатырский подвиг героя - победа над великаном» (Ларичев В.Е., 2002, с. 220; рис. 3) начертан (может быть случайно?) и круг прецессии, вдоль которого Молодой Герой «гонит» старого Великана с места на «прецессии», где остался призрачный человекообразный символ, по-видимому, прежней Полярной звезды, на несколько тысячелетий исчезнувшей из Полюса Мира, т.к. между Полярными звездами Тубан (альфа Дракона) в III тыс. до н.э. и звездой Канопус (альфа Малой Медведицы) в наше время других неподвижных Полярных звезд не было, за исключением принимаемых некоторыми народами за Полярные близко вращающиеся около Полюса Мира звезды созвездий Дракона, Жирафа, Малой Медведицы на протяжении II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Под линией предполагаемой «прецессии» на этом рисунке угадывается образ Героя, возможно, сидящего на олене или лосе - на самом деле в этом месте на небе находится созвездие Большой Медведицы, а, как известно, у многих сибирских народов это созвездие носило название Оленя или Лося. Тогда, на ожидаемом месте Полюса Эклиптики, находящемся в центре круга «прецессии», мы видим некое поверженное существо, возможно, Змей или Дракон. Есть только одна неточность в предполагаемой таким образом интерпретации наскальных композиций - если Молодой Герой рождается после Старца, то он должен приходить с правой стороны, т.к. на наблюдаемом Северном небе Полюс Мира в результате прецессии движется против часовой стрелки и новые Полярные звезды ожидаются с правой стороны, а старые отодвигаются в левую сторону. На рисунке с предполагаемой «прецессией» (рис. 3) Великан бежит как раз в сторону появления но-

вых Полярных звезд. Возможно, что этот Великан совсем не враг, а более величественный символ представителя закона Прецессии, передающий эстафету следующим Полярным звездам, тем более, что на рисунке с передачей оружия Молодому Герою (рис. 2) почтенный Старец выглядит так же, как и Великан на другом рисунке (Рис. 3) - в одинаковых «коротких штанишках». В этой связи привлекает внимание и представленный В.Е.Ларичевым рисунок Небесной зоны среднего отдела протохрама (Ларичев В.Е., 2002, с. 219; рис. 4), где среди символических звезд могут быть образно показаны созвездия Молодого Героя и Лося, именно так, как они располагаются на небе под линией Прецессии в, известных нам, названиях созвездий Геркулеса и Большой Медведицы. При этом, в руках Молодого Героя на рисунке мы видим «свастику» с направлением вращения лучей по часовой стрелке, т.е. Молодой Герой держит в руках Экваториальный полярный символ вращения видимого суточного вращения Солнца. Посмотрев на чертеж Прецессии (рис. 1), мы увидим, что в созвездии Геркулеса Полярной звездой была тау Геркулеса в конце VIII тыс до н.э. (по принятым астрономическим расчетам) и, тогда, возможно, Молодой Герой остался вечно молодым, под разными именами в различных культурах (Индра, Геркулес, Геракл и т.д.) и его роль заключалась в передаче знаний, связанных с осевой информацией Экваториальной системы координат в исторические периоды, когда вновь появлялись неподвижные Полярные звезды, показывающие центр вращения этой системы координат. Тогда понятно, почему Молодой Герой изображается уже на пройденном пути Прецессии. Следовательно, в рисунке, изображающем передачу оружия, скорее всего, Герой из созвездия Геркулес передает лук и стрелы Великану, находящемуся на месте следующей за ним Полярной звезды Тубан (альфа Дракона) (символ фаллоса подсказывает нам эту информацию), а на рисунке «бегства» Великана вдоль «прецессии» показана ситуация ухода Полярной звезды Тубан из Полюса мира и пока не указан адрес будущей остановки Великана, т.к. до нее еще предстояло пройти 4900 лет от точного положения звезды Тубан в Полюсе Мира в 2800-х гг. до н.э. до точного полярного положения звезды Канопус (современной Полярной звезды альфа Малая Медведица) в 2100-х гг.

Нас удивляет древность возможных познаний человечества, и не менее удивляет способность сохранять эти знания в устной традиции, но, возможно, причиной тому является недолговечность многих материальных носителей, на которых могла быть оставлена информация, и, тогда, устная передача традиционных знаний в виде мифов, а также, высеченные на камнях рисунки и каменные скульптуры, являются для

нас едва ли не единственными носителями более древней культурно-познавательной информации человечества. Например, древнегреческая традиция донесла до нас миф о том, как Геракл, в поисках яблоневых садов Гесперид на Крайнем Севере, охраняемых Драконом, дошел до Атласа (Великана), который держал на своих плечах Небо (очевидно, в Полюсе Мира). Далее, как известно из повествования, Геракл некоторое время держал Небо за Атласа, но хитростью избежал, в дальнейшем, этой тяжелой участи (Кун Н.А., 1955, с. 153-156). Здесь в простой иносказательной форме идет речь о том, что, примерно, в конце VIII тыс. до н.э. только на некоторое время звезда тау из созвездия Геркулес (римский Геракл) стала Полярной. В археологических же памятниках следы греческой культуры теряются в безвестности, за неимением четких следов характерных признаков этой культуры. Но, зато, свято чтящие традиции, потомки, зарисовали на амфорах сюжеты похождения Геракла и записали эту информацию в более поздних письменных источниках. Немного схожую космогоническую информацию о яблоневых садах мы находим в Библии, где описывается рай с двумя Мировыми Деревьями (Ветхий завет, 1990, Быт. 2. 9): одно - Древо добра и зла, которое охраняет Змей и здесь угадываются характеристики древней двойственной Эклиптической системы координат, второе -идеальное Древо Жизни, возле которого Адам и Ева могли бы жить вечно, не зная греха, и здесь угадываются характеристики высшей, не заходящей под горизонт, «божественной» точки Полюса Мира в Экваториальной системе координат. Библейская календарная точка отсчета во времени относится к 5507 году до н.э., но символ Райского яблоневого сада на небе среди околополюсных незаходящих созвездий и образной информации о полюсах двух основных астрономических систем координат в виде двух Мировых Деревьев, по-видимому, традиционно сохранялись, переплетаясь, где-то в древности, более глубокими культурными, не обязательно генетическими, корнями.

Само явление прецессии было обнаружено в дни весеннего равноденствия, когда равноденственный восход солнца происходил раньше ожидаемой точки на эклиптике (предварение равноденствия). Считается, что явление Прецессии было открыто греческим астрономом Гип-пархом во 2 веке до н.э., но, на самом деле, древние письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что это явление было знакомо людям с очень давних времен. В Ригведе неоднократно упоминаются спрятанные коровы, которых выпустил Индра. Если учесть тот факт, что с помощью вновь открытой (и периодически «забываемой») Экваториальной системы координат была уточнена продолжительность года, например, у египтян в 28 веке до н.э. (Астроно-

мия, 1970, с. 352), т.е. когда к Полюсу Мира подошла Полярная звезда Тубан (альфа Дракона), и что уточнение это могло произойти в дни весеннего равноденствия, то найденные Индрой коровы указывают на открытие точного числа дней в году в виде коров в созвездии Тельца, когда в этом созвездии происходили весенние равноденствия (эпоха Тельца длилась 4450-2300 гг. до н.э.). Тот факт, что Индру в Ригведе иногда называют быком, а Вритру волом тоже говорит о событии весеннего равноденствия, т.к. именно в весеннее равноденствие Небесный Экватор пересекается с Эклиптикой в одной точке и в эпоху ранней и средней бронзы эта точка находилась в созвездии Тельца, т.е. на момент равноденствия Индра принимал облик быка, а Вритра - вола. Но если обратить внимание на наскальный рисунок тагарской культуры, существовавшей намного позже, то упоминание В.Е.Ларичевым жертвенной шкуры барана может отнести нас к мысли о том, что та-гарцы связывали события весеннего равноденствия уже с созвездием Овна в индоевропейской традиции, когда, жертвенными животными эпохи поздней бронзы и эпохи раннего железа стали бараны (эпоха Овна длилась 2300-150 гг. до н.э), хотя, по более древней традиции, могли сохраняться и ритуалы жертвоприношения Тельцу.

Возникает вопрос, что же могло происходить с традиционными религиозными культами на прецессионных мировоззренческих переломах эпох, в т.ч., и в рассматриваемой тагарской культуре? Такими переломами являлись как смены Полярных звезд (их появление и исчезновение), так и переход точки равноденствия в другое Эклиптическое созвездие. В случае с тагарской культурой, ее исчезновение во времени находится, примерно, на границе перехода точки равноденствия из знака Овна в знак Рыб. Решение этого вопроса неоднозначно, т.к. сам подход к проблеме сохранения знаний у представителей разных культур неоднозначен. На сегодняшний день вырисовывается такая картина: жители Восточной половины Евразии, т.е. Азии, сохраняют любой ценой древние знания и, по возможности, следуют древним культам и религиям, а представители Западной половины континента, т.е. Европы, сравнительно быстро отказываются от традиционных знаний и верований, быстро забывают традиции, быстро приобщаются к новым знаниям. Здесь нельзя однозначно подходить к этой философской проблеме, т.е. делить людей на плохих и хороших, отсталых и передовых. Для полноценного процесса человеческого познания необходимы оба способа усвоения знания. В случае с восточным способом накопления знания мы имеем почти полностью сохраненный генетический код памяти человеческого познания, но огромные объемы памяти, затрачиваемые на усвоение такого объема знания,

не дают возможности быстро ориентироваться в плане усвоения новой информации. Западный же способ мышления действует по принципу «отрицания отрицания», (Гегель Г.В.Ф,, 1939, с. 312), и быстро осваивает новые области знания. Западный человек освобождает запасники своей памяти для новой информации, восточный человек хранит в них, по возможности, всю информацию предков.

В случае с тагарской культурой мы, скорее всего, столкнулись с представителями восточного типа мышления, запечатлевшими древний эпос на скалах, как делали это греки на амфорах, любой ценой сохраняющих древние знания, и неспособных быстро освоить новую информацию, в т.ч. в плане тактики ведения боя. Вера в своих Высших Богов, их безграничную справедливость и после физической смерти человека, позволила уйти тагарцам, почти не оставив следа в дальнейших культурах, хотя, по мнению Л.С.Марсодолова (из переписки), они растворились в соседних народах. Возможно, что немаловажным фактором здесь явилось то, что традиция жертвоприношения баранов созвездию Овна уже не оправдывала себя в космогоническом плане с 150-х гг. до н.э. и, поэтому, столь свято чтимые тагарцами культы, не поддерживались соседними племенами, что помешало реальной возможности объединения соседних народов для отпора пришлого врага в лице центральноазиатских кочевников. Возможно, что тагарцы не исчезли, а влились в близкую им древнюю идеологическую систему, в то время как новую идеологию, сопутствующую равноденствию в знаке Рыб, создали уже другие народы, объединенные идеей альтруизма и отказа от жертвоприношений, которых Христос символически накормил Рыбой.

Рис. 1. Прецессия среди иезаходящих околополюсных созвездий

(по: Прецессия, 1975, с. 543)

Рис. 2. Передача божественных символов власти на фоне древней системы традиционных верований (по: Ларичев В.Е., 2005, с. 135).

Рис. 3. Предполагаемая картина ухода полярного Великана вдоль «прецессии» (по: Ларичев В.Е., 2002, с. 220)

Рис. 4. Лось и Молодой Герой со «свастикой» в руках под предполагаемой линией «прецессии» (по: Ларичев В.Е., 2002, с. 219).

Библиографический список

Астрономия//БСЭ. М., 1970. С. 352.

Ветхий завет//Библия. JL, 1990. 891 с.

Гегель Г.В.Ф. Т. VI. М., 1939. Сочинения, 387 с.

Кун H.A. Легенды и мифы древней Греции. М., 1955. 452 с.

Ларичев В.Е. Структуры Мироздания и обитатели его в мировоззрении тагарского жречества Южной Сибири // Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 217-225.

Ларичев В.Е. Вооружение и защитное снаряжение персонажей героического эпоса тагарской эпохи (по материалам наскальных изображений Северной Хакасии) // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып. 1. С. 133-140.

Полякова О.О. Типы астрономических планировок в археологических памятниках. Челябинск. 2003. 25 с.

Полякова О.О. Символизм эпохи бронзы // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2004. С. 16-19.

Полякова О.О. Типы астрономических планировок в археологических памятниках // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии: Сб. науч. трудов. Барнаул, 2004. С. 197-203.

Полякова О.О. Методы изучения познания с помощью астрономических категорий // Новые идеи в философии. Вып. 14: Актуальные проблемы научной философии. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 2005. С. 288-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прецессия // БСЭ. М., 1975. С. 543.

Ригведа. Мандалы I-IV. Под ред. Т.Я.Елизаренковой. М., 1989. 768 с.

JI.C. Марсадолов*, Н.В. Дмитриева**, В.А. Иконников***

* Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург ** Московский городской дворец детского и юношеского творчества, г. Москва

***г. Устъ-К^еногорск Палеоастрономические аспекты новых объектов святилища Ак-Баур

Десятки исследователей внесли свой посильный вклад в изучение святилищ и наскальных рисунков Западного Алтая. В 38 км от города Усть-Каменогорск в окрестностях посёлка Ленинка и в гроте Ак-Баур одним из первых произвел исследования петроглифов З.С.Самашев

(1992).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.