Научная статья на тему 'Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом'

Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ЗНАНИЯ И ИНТЕРЕС ДОШКОЛЬНИКОВ К СПОРТУ / SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT / OBJECT-SPACE ENVIRONMENT / PRESCHOOLERS' KNOWLEDGE AND INTEREST IN SPORT / FORMS OF AUDIOVIDEOLISATION OF KINDS OF SPORT / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ФОРМЫ АУДИОВИДЕОЛИЗАЦИИ ВИДОВ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепик В.Д., Черничкина Ю.М.

В статье представлены итоги реализации комплексной программы «Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом». Эксперимент проведен на базе МДОУ № 29 Раменского района и МДОУ № 14 г. Воскресенска Московской области и включал в себя: экспериментальную программу физического воспитания с составом упражнений, включаемых в тестовые программы при наборе детей в детские спортивные организации; мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с созданием условий для самореализации детей старшего дошкольного возраста через освоение элементов видов спорта; теоретические разделы образования по тематике спорта, реализуемые в наглядно-иллюстративных формах (компьютерные игровые комплексы); плановую работу с родителями (консультации, опросы, семинары, практические занятия совместно с учащимися); систему комплексного контроля по определению уровня физической подготовки, сформированности знаний и интереса дошкольников к спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепик В.Д., Черничкина Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object-oriented environment in formation of school students’ readiness to sports

The article shows results of implementation of the comprehensive programme “Subject-developing environment in formation of preschoolers’ interests in sport”. The experiment was held in MPEO № 29 in Ramenskoye and MPEO № 14 in Voskresensk in Moscow region and included: experimental program of physical education with a number of complex coordinating exercises; sport-recovery activities with making circumstances for talented preschoolers’ self-realization; theoretical educational parts on the theme of sport, implemented with the help of illustrative forms (photos and films); planned work with parents (consultations, polls, workshops, practical lessons together with preschoolers); the system of complex monitoring, the level of physical training and formed preschoolers’ knowledge and interest in sport.

Текст научной работы на тему «Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом»

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

В.Д. ЧЕПИК, Ю.М. ЧЕРНИЧКИНА, Гжельский государственный художественно-промышленный институт

Аннотация

В статье представлены итоги реализации комплексной программы «Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом». Эксперимент проведен на базе МДОУ № 29 Раменского района и МДОУ № 14 г. Воскресенска Московской области и включал в себя: - экспериментальную программу физического воспитания с составом упражнений, включаемых в тестовые программы при наборе детей в детские

спортивные организации; - мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с созданием условий для самореализации детей старшего дошкольного возраста через освоение элементов видов спорта; - теоретические разделы образования по тематике спорта, реализуемые в наглядно-иллюстративных формах (компьютерные игровые комплексы);

- плановую работу с родителями (консультации,

опросы, семинары, практические занятия совместно с учащимися);

- систему комплексного контроля по определению уровня физической подготовки, сформированности

знаний и интереса дошкольников к спорту.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, предметно-пространственная среда; знания и интерес дошкольников к спорту, формы аудиовидеолизации видов спорта.

Abstract

The article shows results of implementation of the comprehensive programme "Subject-developing environment in formation of preschoolers' interests in sport". The experiment was held in MPEO № 29 in Ramenskoye and MPEO № 14 in Voskresensk in Moscow region and included:

- experimental program of physical education with a number of complex coordinating exercises;

- sport-recovery activities with making circumstances for talented preschoolers' self-realization;

- theoretical educational parts on the theme of sport, implemented with the help of illustrative forms (photos and films);

- planned work with parents (consultations, polls, workshops, practical lessons together with preschoolers);

- the system of complex monitoring, the level of physical training and formed preschoolers' knowledge and interest in sport.

Key words: subject-developing environment, object-space environment, preschoolers' knowledge and interest in sport, forms of audiovideolisation of kinds of sport.

Введение

В ряде регионов России предпринимаются меры по созданию условий для более широкого доступа дошкольников к занятиям спортом. Однако наряду с некоторыми позитивными тенденциями в организации взаимодействий дошкольных образовательных учреждений с детско-юношескими спортивными школами остается немало нерешенных проблем организационного и программно-методического характера, оказывающих негативное влияние на внедрение спортивной тематики в программы физического воспитания дошкольников.

Средства, методы работы по обеспечению условий для формирования готовности дошкольников к занятиям спортом, воспитание интересов, потребностей детей в занятиях тем или иным видом детского творчества, спортом теснейшим образом взаимосвязаны, обуславливая необходимость решения задач физического воспитания и образования в едином образовательном, пространственном социуме. В связи с отмеченными особенностями подготовки детей к возможному выбору

спортивной специализации нами были определены задачи разработки и реализации комплексной, предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффект физической подготовки, активизации интересов и потребностей детей в занятиях спортом.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. В свою очередь действующий образовательный стандарт предоставляет широкие возможности для разработки и реализации новых форм занятий, новых технологий формирования интереса, разумного отношения к восприятию социального окружения, самореализации детей через различные виды двигательной активности и занятий видами спорта (приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 г.).

Организация и методы исследования

Исследование было проведено на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 29 Раменского района и № 14 г. Воскресенска Московской области. Цели исследования:

- создание условий для повышения эффективности процесса физического воспитания и формирования готовности дошкольников к занятиям спортом;

- приобретение дошкольниками знаний, начальных представлений о видах спортивной деятельности, формирование интереса к видам спорта;

- организация качественного отбора учащихся, имеющих склонности к дальнейшей спортивной специализации и повышению личного спортивного мастерства по программам детско-юношеских спортивных организаций.

В целях программно-методического обеспечения процесса формирования готовности дошкольников к занятиям спортом была разработана и реализована комплексная программа, включающая взаимодействие трех ее компонентов:

- экспериментальной программы физического воспитания;

- предметно-пространственной среды учебных аудиторий, оборудованных цветными иллюстрациями, плакатами, системами аудиовидеолизации, способствующих ознакомлению дошкольников с видами спорта;

- плановой работы с родительской общественностью в вопросах самореализации детей через освоение видов спорта.

Диагностика уровней сформированности знаний, интереса старших дошкольников к спорту проводилась с использованием рисуночных тестов-опросников. Основные условия использования рисуночных тестов-опросников: простота рисунка, доступность для понимания детьми среднего и старшего дошкольного возраста, четкость и яркость изображений, отражение на рисунках различных ситуаций практики спортивной деятельности. Использование рисуночных тестов-опросников в изучении знаний детьми видов спорта проводилось с учетом возраста и возможностей детей в диапазоне 5-7-летнего возраста.

Тесты-опросники позволяли проводить оценку качества усвоения учебного материала по спортивной тематике с определением трех его уровней:

- высокий уровень - правильные ответы на 4 вопроса о наименованиях видов спорта, правильная ориентация в описании физических упражнений, различных ситуаций практики спортивной деятельности;

- средний уровень - правильные ответы на 2-3 вопроса, ответы с наводящими вопросами;

- низкий уровень - отсутствие ответов, опрашиваемый неактивен, равнодушен к обсуждаемой тематике.

Диагностика состояния физической подготовленности дошкольников включала в себя тестирование физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, равновесия. Индивидуальные показатели тестирования физических

качеств суммировались с последующим определением средних арифметических значений каждого из тестов по группам тестируемых.

Результаты и обсуждение

Реализация экспериментальной программы физического воспитания

Типовой вариант программы физического воспитания имеет воспитательную, обучающую и оздоровительную направленность без акцентирования внимания на формировании начальных двигательных умений и физических упражнений того или иного вида спорта. В ДОУ № 14 (контрольные группы) проводилась работа по типовому варианту программы физического воспитания.

Содержание экспериментальной программы, реализуемой в ДОУ № 29, ориентировано на всестороннее физическое развитие, двигательную подготовку детей средних и старших возрастных групп с выполнением специальных физических упражнений и элементов соревновательной деятельности, включаемых в программы групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

Специфика реализуемой экспериментальной программы физического воспитания заключается в следующем. Объемы времени на выполнение специальных физических упражнений, имитационных упражнений технической подготовки по отношению к объему времени моторной плотности всего занятия включали в себя:

- выполнение двигательных заданий, характерных для того или иного вида спорта в детско-юношеских спортивных организациях (ДЮСШ) - 35% (классическая борьба, бадминтон, плавание, художественная гимнастика);

- общеразвивающие упражнения - 10%;

- подвижные игры и элементы спортивных игр - 20%;

- эстафеты, соревнования - 10%;

- упражнения со сложнокоординационной структурой двигательных действий (выполняемых с предметами - гимнастическими палками, обручами, мячами, на гимнастической стенке и скамейках, упражнения со скакалкой, прыжки на мягкой опоре) - 15%;

- бег, ходьба, лазанье - 10%.

Реализация экспериментальной программы физического воспитания в ДОУ № 29 с наполнением каждого занятия специальными физическими упражнениями и элементами соревновательной деятельности позволила получить более существенные результаты в уровне физической подготовки по сравнению с результатами контрольных групп ДОУ № 14 г. Воскресенска, которые работали в рамках типовой программы физического воспитания. В таблице показаны результаты тестирования физических качеств дошкольников старших возрастных групп ДОУ № 29 и ДОУ № 14. Трехкратное тестирование на протяжении учебного года свидетельствует о более высоком уровне физической подготовки воспитанников ДОУ № 29 по каждому из показателей двигательной подготовки.

Показатели физической подготовленности дошкольников старших возрастных групп МДОУ № 29 (экспериментальная) и МДОУ № 14 (контрольная)

Состав групп Тесты

1 2 3 4 5 6

МДОУ № 29 8,4 30,7 108,7 26,9 60 303

МДОУ № 14 9,0 35,7 86,3 21,1 40 221

Различия итогов тестирования 0,6 5,0 22,4 5,8 20 82

Прирост результативности МДОУ № 29 (%) 7,7 14,1 25,9 27,4 50 37,10

Обозначения:

тесты: 1 - бег на 30 м (с); 2 - бег на 120 м (с); 3 - прыжки в длину (см); 4 - прыжки в высоту по методике Абалакова (см); 5 - удержание равновесия (с); 6 - бросок набивного мяча (см);

МДОУ № 29, МДОУ № 14: средние значения итогов тестирования по группам дошкольников.

Обследования познавательной активности детей в видах спорта, многократно проведенные с использованием рисуночных тестов-опросников с периода 2011 (средние возрастные группы 4-5 лет) и по 2013 г. (старшие возрастные группы 6-7 лет), свидетельствуют о существенном увеличении количества дошкольников ДОУ

№ 29, проявляющих знания и интерес к видам спорта в процессе всей программы эксперимента. Аналогичное тестирование воспитанников ДОУ № 14 свидетельствует о незначительном количестве дошкольников, проявляющих знания и заинтересованность тем или иным видом спортивной деятельности (см. рисунок).

_ о * 3

80 70

18 60

£ 50 п о ш

* е % 40

® £ 4 30 о 9!

> с; о

о

60---

50--_- -

I I ^ ■

I-

2011 г.

Низкий

2013 г. Периоды обследования Средний Высокий

Показатели уровней знаний дошкольников в видах спортивной деятельности.

Обозначения: А - МДОУ № 29; В - МДОУ № 24

Плановая работа с родительской общественностью в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом

Формы просветительской работы в ДОУ № 29 по повышению компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, а также по активизации деятельности в организации физического воспитания и содействию повышения интереса дошкольников к спорту включали в себя опросы, индивидуальные консультации, наглядно-информационные тренинги и методические занятия. Организовывались встречи с тренерским составом и известными спортсменами.

Из опроса в октябре 2011 г. следовало, что лишь 12% родителей высказались положительно о переходе на экспериментальную программу физического воспитания. Повторный опрос родителей в сентябре 2012 г. (опрошены 83 чел.) показал, что уже более 70% от числа

опрошенных положительно относятся к спортивной направленности процессов физического воспитания.

Плановая работа с родительской общественностью включает проведение семинаров, на которых приводятся сведения о физической подготовленности детей, о рекомендуемых комплексах физических упражнений с учетом индивидуальных особенностей того или иного ребенка. Организуются консультации с обсуждением тематики самостоятельных домашних занятий физическими упражнениями. Наиболее популярные темы: как правильно организовать физическое воспитание в семье? Как организовать совместные дни здоровья детей и родителей в выходные дни? Какие требования для поступающих в ДЮСШ по видам спорта? В ДОУ № 29 организована постоянно действующая мини-библиотека, обновляемая материалами по спортивной тематике, брошюрами, плакатами, инструктивными материалами

о порядке соблюдения норм и требований личной гигиены дошкольника, гигиены одежды и обуви, гигиены ухода за телом. Ежемесячно проводятся соревнования смешанных команд, родителей и детей, что способствует активному участию родителей в процессах обучения и воспитании дошкольников. Особую популярность приобретают ежегодные конкурсы среди родителей на лучшие физоборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями.

Предметно-пространственная развивающая среда

Спортивная тематика в форме плакатов, фотографий, видеофильмов, средств аудиовидеолизации входит в общее содержание иллюстративного материала учебно-методического обеспечения групповых занятий. Плановая организация учебного процесса способствует качественной реализации профильной развивающей программы, ориентированной на:

- активизацию внимания дошкольников на учебных материалах по тематике спортивной деятельности, на элементах соревнований, выступлений представителей различных видов спорта;

- создание предпосылок, способствующих активному обсуждению тематики спорта воспитанниками с инструктором по физической культуре, тренерами по видам спорта, известными спортсменами и руководителями детско-юношеских спортивных организаций.

Размещение оборудования в спортивном зале с учетом обеспечения условий безопасности его эксплуатации, а также удобства его трансформируемости позволяет изменять пространственную среду в зависимости от специфики выполняемых физических упражнений или игровых ситуаций. Удобное расположение спортивного инвентаря, окрашенного в различные цвета (гимнастические палки, обручи, скакалки); наличие комплектов мячей (мячи для метаний, мячи волейбольные, баскетбольные); четко выполненная разметка мест занятий подвижными и элементами спортивных игр позволяют создать повышенный интерес к спортивной инфраструктуре, обеспечить занимающимся эмоциональные переживания, радость и игровое настроение, избежать монотонности занятий, способствуют активизации общения со сверстниками по ходу проводимых игр, выполняемых физических упражнений. Создаваемые таким образом спортивные зоны активной деятельности представляют возможность организовать выполнение физических упражнений, подвижных и спортивных игр в соответствии с интересами детей. При удобном расположении зон активной деятельности занимающиеся осваивают тот или иной вид спорта, не мешая друг другу.

Заключение

Результаты исследования детализируют порядок организации работы по созданию предметно-развивающей среды в процессах формирования готовности дошкольников к занятиям спортом. Комплексная программа «Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом» ориентирована на взаимодействие трех ее компонентов:

- экспериментальной программы физического воспитания, средства и методы которой способствуют осознанному отношению дошкольников к практике спортивной деятельности, обеспечивают приобретение необходимого уровня физической подготовки, разучивание физических упражнений, тестов, используемых при наборе в группы спортивно-оздоровительной и начальной подготовки в ДЮСШ;

- применения предметно-пространственной среды с использованием наглядного учебного материала, с использованием фильмов по спортивной тематике, средств аудиовидеолизации, что способствует эффективному сенсорному и слуховому восприятию информации, оригинальности в ознакомлении дошкольников с видами спорта. Яркая цветовая гамма иллюстрированных плакатов, рисунков вызывает повышенный интерес детей к тематике спортивной деятельности;

- плановой работы с родительской общественностью в вопросах сохранения здоровья, правильного использования физических упражнений в развитии опорно-двигательного аппарата, мышечных групп у детей, а также предоставления родителям сведений о физической подготовке и заинтересованности дошкольников тем или иным видом спорта, что способствует увеличению численности дошкольников, зачисляемых в ДЮСШ. С 2012 г. воспитанники детского сада стали посещать детско-юношеские спортивные организации, и к исходу 2014 учебного года из числа выпускников ДОУ № 29 оформило зачисление для занятий в ДЮСШ более 20 чел. Основным предпочтением детей и их родителей стали спортивные специализации: художественная гимнастика, бадминтон, классическая борьба, плавание.

Разработка и реализация комплексных программ формирования готовности дошкольников к занятиям спортом обеспечат качество работы по выявлению задатков и способностей детей в различных видах спорта. Наполнение групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки в ДЮСШ выпускниками дошкольных образовательных учреждений повысит эффективность системы детско-юношеского спорта, практики отбора и подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации.

Литература

1. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселёв Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. - М.: Советский спорт, 1991. - 96 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и

социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. -С. 19-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, диффе-

<&

ФНЦ ВНИИФК

ренцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2007. - 80 с.

4. Коврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. -№ 2. - С. 34-36.

5. Машков Д.Н. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-

спортивной деятельности // Вестник спортивной науки. -2011. - № 5. - С. 64-66.

6. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для образовательных организаций по физической культуре и спорту. - М.: Акдемия, 2010. -336 с.

7. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М.: ТЕИС, 1995. - 160 с.

References

1. Godik M.A., Baramidze A.M., Kiselev T.G. Stretching. Mobility, flexibility, elegance. - M.: Soviet sport, 1991. -96 p.

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sports-oriented physical education: educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubisheva // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. -2003. - № 5. - P.19-22.

3. Dvorkina N.I., Lubysheva L.I. 5-6-years-old children's physical education on the base of outdoor games, differentiated by the preferential development of physical qualities: handbook. - M.: Soviet sport, 2007. -80 p.

4. Kovrizhnyh E.V. Project of individualization of subject-spatial environment of preschools // Spravochnik starshego vospitatelya doshkolnogo uchrezhdeniya. - 2011. - № 2. -P. 34-36.

5. Mashkov D.N. Correlation and features of interaction of culture, art and sport in sports activity // Vestnik sportivnoj nauki. - 2011. - № 5. - P. 64-66.

6. Neverkovich S.D. Pedagogy of physical education and sport: textbook for educational organizations of physical education and sport. - M.: Academy, 2010. - 336 p.

7. Chepik V.D. Physical education in social processes. -M.: TEIS, 1995. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.