Научная статья на тему 'Предметно-развивающая среда современного детского сада'

Предметно-развивающая среда современного детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5294
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валькова А.А.

Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по организации предметно развивающей среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В статье рассмотрены основные условия, принципы организации предметно-развивающей среды в детском саду № 3 «Теремок» Красноярского района, описаны основные направления работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валькова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметно-развивающая среда современного детского сада»

Предметно-развивающая среда современного детского сада

Валькова А. А. заведующий

Структурное подразделение детский сад №3 «Теремок» ГБОУ СОШ с. Красный Яр с.Красный Яр, Самарская обл., Россия

Аннотация: Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по организации предметно - развивающей среды в детском саду в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В статье рассмотрены основные условия, принципы организации предметно-развивающей среды в детском саду №3 «Теремок» Красноярского района, описаны основные направления работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Ключевые слова: развитие ребёнка, обучение, формирование, развивающая образовательная среда, творчество.

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Е.И. Тихеева

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности.

Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром.

От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.Психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев).

Федеральный государственный образовательный стандарт чётко определяет требования к образовательной программе учреждения: «Программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость в организации режима дня, трансформируемость предметно-пространственной среды), социальные (формы сотрудничества и общения, отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию и др.), деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации)».

Таким образом, проект по созданию развивающей среды может успешно реализовываться в дошкольных учреждениях при тесном взаимодействии руководителя учреждения, административной группы, педагогов и родителей

воспитанников.

Цель участников образовательного процесса:создание современной предметно-развивающей среды в детском саду. Задачи:

У Использовать все помещения учреждения с учетом их многофункциональности.

У Расширить пространство для увеличения двигательной активности детей.

У Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

У Учитывать все направления развития ребенка и доступность расположения предметов и пособий в соответствии с возрастными особенностями детей.

У Предоставлять возможности для исследовательско-поисковой и экспериментальной деятельности

У Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях учреждения для совместного проектирования и изменения окружающего пространства детьми и взрослыми.

В учреждении создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив детского сада стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе.

При построении предметно-развивающей среды в нашем детском садуучитывались следующие принципы;

Принцип активности самостоятельности, творчества - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип динамичности- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного пополнения.

Принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, мешая друг другу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - визуальное

оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости - закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия совзрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Мы создаем предметно-развивающую среду с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываем особенности разноуровневого развития детей и помогаем осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. Таким образом, в детском саду окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности.

В нашем детском саду ведётся большая работа по развитию творческого воображения у дошкольников. Но, работая по программе Васильевой М.А., развитию творческого воображения детей не уделяется достаточно внимания. А социально-экономические преобразования современного общества диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед нами встаёт важная

задача развития воображения детей, являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности. Творчество наполняет жизнь ребёнка радостью, вводит его в атмосферу поиска. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Для развития детского творчества в детском саду № 3 «Теремок» созданы условия:

• Художественная мастерская;

• Музыкальный зал.

Приобретено множество различного демонстрационного материала на развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи, репродукции картин русских художников и др., мольберты, специальные материалы для различных видов художественного творчества; в группах оборудованы уголки для изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности.

Наряду с содержанием основной программы, в учреждении работа строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Исходя из интересов и потребностей детей в детском саду «Теремок», ведётся кружковая работа.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- Образовательную - каждый воспитанник образовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную - занятия в кружках позволяют воспитанникам получитьсоциально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами;

- коррекционно-развивающую - воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружков, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

- воспитательную- содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Дети с удовольствием посещают вокальный кружок «Соловушки» под руководством музыкального руководителя С.С.Павличенко. Слушание музыки учит детей понимать красоту её произведения, различать времена года, понимать характер и стиль мелодии. Детское пение воспитанников отличается точностью интонирования, развитыми певческими навыками, эмоциональностью исполнения произведений, развитым чувством ансамбля.

Музыкальный руководитель О.И. Даниленко организовала кружок народного творчества «Радуга». Дети не только осваивают навыки игры на народных инструментах, но и сами изготавливают из подручных средств шумовые инструменты, которые используются в работе детского оркестра. У детей развиваются такие навыки как: чувство ритма, чувство ансамбля, качества характера: ответственность, сопереживание друг другу, реализуются потребности в эмоциональном самовыражении.

Руководителем кружка по художественному творчеству «Умелые руки» является воспитатель Е.А.Акулова. Программа кружка разработана по одному из видов художественного творчества- лепке. В работе используется лепка из пластилина, лепка

из глины и лепка из соленого теста. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.

Под руководством воспитателя по изобразительной деятельности С.С.Щегловой дети осваивают разнообразные нетрадиционные техники рисования: «По сырому», по ткани «Батик»», «Монотипия»,«Кляксография», «Набрызгивание» используя при этом разные изосредства: полусухой кистью, пастелью, пальчиковые, тампоны, оттиск, примакивание и т.д. Каждый вид художественной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Изготовление работ открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их.

Творчески работающий коллектив детского сада «Теремок» считает, что накопленный опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, позволит разработать наиболее эффективные средства художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС. Предлагаемый проект позволяет обеспечить достаточную и увлекательную образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и двигательную активность детей разного возраста, а также позволяет повысить уровень педагогического мастерства педагогов в данной сфере.

Реализация проекта обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка.

Библиография

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2010. 304с

2. И.А. Лыкова. 2012. Изобразительная деятельность в детском саду Учебно-методическое пособие. М. 208с.

3. Т. Лисицина. 2012. Приходите к нам в гости.//Дошкольное воспитание №7. С.103-106

4. С. Никифорова. 2012. Занимаемся любимым делом.//Дошкольное воспитание №8. С.92-94

5. А.В. Сердюкова. 2012. Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству.// Воспитатель ДОУ. №4. С.76-80

6. И.И. Аюева. 2013. Воспитание красотой //Воспитатель ДОУ. №2. С. 101-106

7. И.А. Лыкова. 2013. Дополнительное образование в России. //Управление ДОУ. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.