Научная статья на тему 'Предметная и социальная креативность студентов различных направлений подготовки'

Предметная и социальная креативность студентов различных направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
916
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ НА ОБЩЕНИЕ / SUBJECTIVE AND SOCIAL CREATIVITY / MOTIVATION OF THE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Елена Сергеевна

В статье обсуждается проблема предметной и социальной креативности, излагаются результаты эмпирического исследования, посвященного изучению связи показателей предметной креативности (невербальной и вербальной) с такими характеристиками социальной креативности студентов, как мотивационные установки на общение. Выявлено, что высокий уровень развития предметной креативности, как вербальной, так и невербальной, может как облегчать, так и затруднять межличностное взаимодействие студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject and the social creativity of students in different training areas

The article discusses the problem and subject of social creativity, the results of empirical research devoted to studying the indicators of creativity subject connection (non-verbal and verbal) with such characteristics of social creativity of students as motivation of the communication. It was revealed that high level of the subject creativity development, both verbal and nonverbal, can both facilitate and hinder interpersonal interaction of students.

Текст научной работы на тему «Предметная и социальная креативность студентов различных направлений подготовки»

УДК 371.212.015.324 : 159.924.24

Е. С. Ермакова

Предметная и социальная креативность студентов различных направлений подготовки

В статье обсуждается проблема предметной и социальной креативности, излагаются результаты эмпирического исследования, посвященного изучению связи показателей предметной креативности (невербальной и вербальной) с такими характеристиками социальной креативности студентов, как мотивационные установки на общение. Выявлено, что высокий уровень развития предметной креативности, как вербальной, так и невербальной, может как облегчать, так и затруднять межличностное взаимодействие студентов.

The article discusses the problem and subject of social creativity, the results of empirical research devoted to studying the indicators of creativity subject connection (non-verbal and verbal) with such characteristics of social creativity of students as motivation of the communication. It was revealed that high level of the subject creativity development, both verbal and nonverbal, can both facilitate and hinder interpersonal interaction of students.

Ключевые слова: предметная и социальная креативность, мотивационные установки на общение.

Key words: subjective and social creativity, motivation of the communication.

Креативность - это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По нашему мнению, «креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации. Она выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [5, с. 17].

В работах, в которых исследованы психологические особенности творческой личности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Т. Кудрявцев, Н.Е. Хазратова), авторы делают вывод о том, что становление креативности не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается в подростковом возрасте, а второй приходится на юношеский возраст, поэтому несомненны актуальность и значимость изучения креативности студентов [2].

© Ермакова Е. С., 2015

46

Сложность проблематики креативности и неоднозначность её понимания исследователями приводит к тому, что, несмотря на множество работ в этой области, существуют значительные пробелы знаний. До сих пор мало исследований, в которых авторы обращаются к специфике креативности с точки зрения социальной психологии, что указывает на актуальность и новизну для отечественной психологии исследования социально-психологических аспектов креативности.

При изучении креативности в области межличностного взаимодействия целесообразно говорить о социальной креативности. Актуальность изучения данного вида креативности объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между творческой личностью, нужной обществу, и недостаточной разработанностью частных концептуальных основ креативности, и особенно её социального компонента [6].

Социальная креативность - это способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности [2, с. 117]. Социальная креативность проявляется в нестандартном решении личностью социальных задач, позволяет создавать нечто новое в сфере межличностного взаимодействия и свойственна в большинстве своем социально адаптированным лицам, которые не испытывают ситуационного напряжения в социальном взаимодействии.

Необходимо отметить недостаточную разработанность термина «социальная креативность», отсутствие его в психологических словарях при существовании различных подходов к его рассмотрению. В психологической литературе доминируют исследования, посвященные анализу креативности в сфере деятельности «человек - предмет», кроме того, существует тенденция к автоматическому переносу результатов, выполненных на предметном материале, в область взаимоотношений людей [7].

Однако креативность как свойство мышления обнаруживает себя в области общения, имеет свою специфику и требует самостоятельного изучения и анализа.

Анализ специфики социальной креативности показывает, что достаточно часто учёные указывают на креативные проявления личности в сфере общения. По А.А. Довганю, критерием новизны в отношении межличностного взаимодействия является процесс выхода за пределы традиционного. У.В. Кала в исследованиях использует понятие «креативность в общении», рассматривая его в широком и узком смыслах. Так, широкое понимание данного вида креативности подразумевает творческое отношение к общению, узкое - его включенность в это отношение. Сущность этого явления,

47

по У.В. Кала, состоит в умении и способности модифицировать своё поведение, готовности преобразить существующую ситуацию [7].

Другое направление исследований креативности в сфере общения связано с экспериментальными процедурами на материале непосредственно межличностных взаимоотношений субъектов. Так, А.А. Бодалёв затрагивает вопросы, связанные с социальным воображением, интуицией и творчеством. Социальное воображение проявляется в умении представить «себя на месте другого, увидеть себя самого на месте другого, представить себе мысли, чувства, поведение другого при изменении цели общений, появлении в нём новых участников» [3].

Мнения исследователей по вопросу о соотношении высоких креативных возможностей в сферах «человек - человек» и «человек - предмет» разделились. Существует одна точка зрения, утверждающая, что они коррелируют между собой (А. Маслоу, А.М. Матюш-кин, К. Роджерс). Согласно другому мнению, они не совпадают: если у человека доминирует развитие творческих способностей в какой-либо одной из сфер деятельности, то они либо отсутствуют, либо затрудняют проявление в других (Г. Айзенк, Ф. Баррон, Дж. Гидфорд, Дж. Фримен). Анализ этих работ свидетельствует о том, что способные индивиды отличаются особой эмоциональной уязвимостью. Обладание исключительными творческими качествами создаёт сложные психологические барьеры в социальных отношениях [7].

Креативность в сфере общения отличается от предметной креативности рядом особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой её объекта - человека. В предметной деятельности субъект имеет дело с вполне реальными материальными объектами, свойства и закономерности которых вписываются в естественно-научную парадигму мира. Субъект-субъектная схема взаимодействия характеризуется равенством психологических позиций участников, обоюдной активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействия, но и сама в равной степени содействует другой; взаимным проникновением партнёров в мир чувств и переживаний друг друга [10, с. 9].

Отличительная особенность социальной креативности состоит также в более раннем её происхождении. Она начинает формироваться с младенческого возраста по мере включения ребёнка в систему жизненно важных отношений с окружающими людьми [10].

Для подробного и более детального описания личностных компонентов социальной креативности следует рассмотреть её структуру и функции с различных точек зрения. С.Ю. Канн к признакам креативности общения отнесла оригинальность; гибкость

48

как способность к разработке множества вариантов решения проблем; широту вариантов решения проблем взаимодействия [1, с. 273]. Н.А. Тюрьмина выделила основные механизмы креативности в сфере общения: децентрацию, рефлексию,

идентификацию, эмпатию. Креативность в сфере общения - это особое свойство мышления, заключающееся в способности к продуцированию новых, оригинальных идей в области познания окружающих людей и в процессе межличностного взаимодействия с ними [10, c. 89]. А.А. Попель включил в структуру социальной креативности следующие компоненты: общую способность к

самоактуализации; социальную мотивацию и мотивационные установки на общение; коммуникативную сенситивность; поведенческую сенситивность; социальное воображение, позволяющее моделировать дальнейшее развитие социальной ситуации на основе обратной связи [8].

Развитие социальной креативности имеет очень важное значение для каждого человека, поскольку проблемные задачи психологического содержания более распространены среди людей, чем предметные. В реальных жизненных обстоятельствах они часто требуют безотлагательного принятия решения, поэтому по сравнению с предметной креативностью здесь острее встаёт проблема последствий этих решений, которые при неудачах сопровождаются более глубокими переживаниями.

В последнее время в нашей стране проведен ряд исследований как общей (предметной), так и социальной креативности студентов.

Исследование А.В. Быковой было проведено на базе высших учебных заведений Бурятии. Цель исследования состояла в выявлении уровня показателей креативности студентов различных социальных групп, выделенных на основании следующих критериев: гендерная принадлежность, национальность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования. В результате было обнаружено, что 90 % студентов обладают нормальным уровнем развития креативности, при этом студенты гуманитарных направлений подготовки обладают более высоким уровнем как вербальной, так и образной креативности [4].

О.В. Сорокина изучала развитие креативности у студентов-психологов. По итогам работы было обнаружено, что основными психологическими условиями развития креативности студентов-психологов являются: трансформация когнитивного содержания стоящей перед ними проблемы в эмоциональное содержание, безоценочное принятие и поддержка их эмоциональных проявлений, использование проблемности, диалогичности и индивидуализации применительно к эмоциональным реакциям и состояниям, систематическое осуществление рефлексии по отношению к своим эмоцио-

49

нальным реакциям и состояниям в ходе специально организованных занятий [9].

Исследованию социальной креативности посвящена работа Е.Ю. Чичук, которая изучала психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки. По мнению автора, развитие социальной креативности в процессе подготовки специалиста обеспечивается системным развитием свойств и способностей, составляющих творческий и коммуникативный потенциалы его личности. Результаты исследования показали определяющую роль ценностного компонента личностного потенциала и самоактуализации в развитии социальной креативности студентов, доминирующее влияние на её развитие фактора креативности как общей творческой способности личности, ведущее значение свойств коммуникативного потенциала личности (потребности в общении и способы её удовлетворения личностью). Результаты исследования убедительно доказали гипотезу об определяющей роли личностного потенциала во взаимосвязи его творческого и коммуникативного компонентов в формировании социальной креативности студентов [11].

Таким образом, теоретический анализ проблемы показывает, что существуют как мнения психологов о неоднозначных связях между социальной и предметной креативностью, в том числе о том, что креативность свойственна в большей степени социально адаптированным лицам, так и попытки определить сущность социальной креативности через личностно-коммуникативные особенности субъектов.

Целью нашего эмпирического исследования, проведенного совместно с А.А. Пузыней, явилось изучение связи показателей предметной креативности (невербальной и вербальной) с такими характеристиками социальной креативности студентов, как мотивационные установки на общение.

Выборка представлена студентами Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I технического, экономического и психологического направлений подготовки. Общее количество испытуемых 65 чел., из них 30 юношей и 35 девушек, в возрасте от 18 до 24 лет.

Эмпирические методы исследования включали следующие методики:

• тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (взрослый вариант, адаптация А.Н. Воронина);

• тест невербальной креативности Э.П. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина);

• методика «Тест диагностики межличностных отношений Тимоти Лири» в адаптации Л.Н. Собчик;

50

• методика «Опросник аффилиации А. Мехрабиана» в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова.

Анализ результатов исследования всей выборки (65 испытуемых) показал следующие общие особенности, типичные для студентов всех направлений подготовки (таблица).

Таблица

Данные по комплексу методик всей выборки

Все показатели методик Среднее Стандартное отклонение Дисперсия выборки Минимум Максимум

Тест вербальной креативносп (взрослый вариант, адаптац ги (RAT) С. Медника ия А.Н. Воронина)

Оригинальность 0,52 0,02 0,03 0,06 0,92

Тест Э.П. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина)

Оригинальность 0,71 0,02 0,03 0,08 0,94

Тест диагностики межличностных отношений Тимоти Лири (адаптация Л.Н. Собчик)

Доминирование 1,55 0,78 39,59 -14 14,60

Дружелюбие 0,18 0,90 52,90 -17,20 22,80

Опросник аффилиации А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова)

Стремление к людям 113,91 2,14 297,15 81 152

Боязнь отвержения 116,42 2,75 491,06 65 180

Анализ теста вербальной креативности всей выборки студентов выявил средний показатель (0,52). Показатель невербальной креативности у студентов всей выборки выше среднего уровня (0,71). Таким образом, можно полагать, что в большинстве у студентов несколько выше развита невербальная креативность по сравнению с вербальной.

Общие результаты по методикам, позволяющим выявить такие характеристики социальной креативности студентов, как мотивационные установки на общение, позволили судить о том, что студенты более стремятся к лидерству и доминированию в общении, чем к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству, однако агрессивно-конкурентные тенденции выявлены не были. Анализ типов отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) не выявил наиболее распространенные типы, распределение оказалось примерно одинаковым. Для всех трех выборок характерен средний уровень развития мотивов стремления к людям и боязни отвержения, типичные сочетания мотивов, описанные А. Мехрабианом, были выявлены лишь у нескольких испытуемых.

Были обнаружены различия показателей студентов трех исследуемых направлений подготовки. Выявлено, что у студентов - бу-

51

дущих психологов наиболее сильно развит мотив аффилиации -«боязнь быть отвергнутым». Это можно объяснить тем, что специфика профессиональной деятельности психолога требует от него развитых коммуникативных навыков; это знание вызывает у них опасение оказаться профессионально несостоятельными. У студентов технического направления мотив «боязнь быть отвергнутым» развит наиболее слабо, что также может быть связано с профессиональной направленностью: сфера «человек-техника», по представлениям студентов, не требует от специалистов развитых коммуникативных навыков.

Выявленные различия показателей у юношей и девушек говорят о том, что юноши более склонны к доминированию (уровень значимости 0,01). Это может быть связано с усвоением гендерных стереотипов, которые требуют от мужского пола более сильной лидерской позиции. Для девушек более характерен такой мотив аффилиации, как боязнь отвержения. Возможно, такие результаты связаны с гендерными стереотипами, определяющими для женщин более зависимую позицию.

Для выявления связи показателей предметной креативности (невербальной и вербальной) с изучаемыми характеристиками социальной креативности студентов был проведен корреляционный анализ. Были проанализированы как связи, характерные для всей выборки, так и связи, обнаруженные в отдельных выборках по направлению профессиональной подготовки и полу.

Были выявлены следующие корреляционные связи, характерные для всей выборки. Вербальная креативность обратно связана с мотивом аффилиации «стремление к людям», тем самым для студентов с высокой вербальной креативностью нехарактерен такой тип мотивации взаимодействия, который предполагает стремление к принятию. Возможно, это объясняется тем, что таким людям менее важно то, что думают о них другие. Невербальная креативность обратно связана с боязнью отвержения, что может быть связано с тем, что студенты с высокой креативностью обладают более широким спектром возможностей невербальной коммуникации, и поэтому им проще находить различные пути взаимодействия.

В выборке студентов-экономистов невербальная креативность связана с дружелюбием (данная связь проявилась только при анализе результатов студентов-экономистов мужского пола). Это может объясняться тем, что для мужчин большое значение имеет невербальная коммуникация (рукопожатие и другие жесты).

В выборке студентов-психологов невербальная креативность связана с дружелюбием, что, скорее всего, обусловлено представлениями о специфике профессиональной деятельности, где важную роль играет невербальная коммуникация.

52

В выборке студентов технического направления подготовки вербальная креативность обратно связана с дружелюбием и стремлением к людям, что можно объяснить тем, что студенты с высоко развитой вербальной креативностью оценивают себя выше других и не стремятся к дружескому взаимодействию. Кроме того, обнаружено, что вербальная креативность связана с доминированием, боязнью отвержения: чем выше вербальная креативность, тем больше выражено стремление к лидерству и страх быть отвергнутым. Таким образом, студенты с более высоким уровнем креативности склонны проявлять лидерские качества, что в какой-то мере служит показателем социальной успешности. В то же время такие люди более склонны подавлять других людей, навязывать свою точку зрения, не принимая чужие мнения. Возможно, это связано с чувством превосходства и собственной значимости, возникающим у людей с высокой креативностью. Такие особенности могут служить препятствием в межличностном взаимодействии и оказывать негативное влияние на процесс общения, что в свою очередь может вызывать страх отвержения.

Вероятно, различия результатов по направлениям подготовки можно связать как со спецификой содержания профессионального образования, так и с особенностями мотивирующих установок студентов, имеющих представление о профессионально важных качествах работников и стремящихся соответствовать им.

Таким образом, можно полагать, что предметная креативность связана с такими характеристиками социальной креативности студентов, как мотивационные установки на общение. При этом высокий уровень развития предметной креативности, как вербальной, так и невербальной, может как облегчать, так и затруднять межличностное взаимодействие, причем некоторые особенности связаны как с половыми различиями, так и с профессиональной направленностью личности. Полученные результаты исследования требуют более детального изучения связи креативности с особенностями межличностного взаимодействия личности.

Список литературы

1. Банюхова А. Е. Социальное поведение творческой личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 21. - С. 271-276.

2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 257 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

4. Быкова А.В. Особенности креативности личности студентов различных социальных групп // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2008. - № 308. - С. 144-148.

53

5. Ермакова Е.С. Развитие креативного потенциала личности студента // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Сер. Психология. - 2014. - № 2 (Т. 5). - С. 13-23.

6. Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура // Изв. Саратовск. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2011. - Т. 11. - Вып. 3. - C. 74-77.

7. Писарева В.Ю. Социальная креативность студентов-психологов как

условие их инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf (дата

обращения: 06.01.2016).

8. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2005. - 25 с.

9. Сорокина О.В. Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 2010. - 20 с.

10. Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004. - 28 с.

11. Чичук Е.Ю. Побудительные основания социальной креативности личности (на материале социономических профессий): дис. ... канд. психол. наук. -Краснодар, 2006. - 220 с.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.