Научная статья на тему 'Предмет как системообразующий признак преступлений, посягающих на сохранность объектов археологического наследия'

Предмет как системообразующий признак преступлений, посягающих на сохранность объектов археологического наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИЗНАК СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЪЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ / EVIDENCE OF A CRIME / TARGET OF CRIME / CULTURAL VALUES / ARCHAEOLOGICAL HERITAGE / ARCHAEOLOGICAL OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завалиев С.В.

В статье рассматриваются особенности предмета преступлений, посягающих на сохранность объектов культурного наследия. Автор рассматривает специфические признаки, выделяющие их из общего круга культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The target as a backbone feature of crimes against archaeological heritage preservation

The article considers the peculiarities of the target of crimes against cultural heritage. The author discusses specific features of such objects that distinguish them from other general cultural valuables.

Текст научной работы на тему «Предмет как системообразующий признак преступлений, посягающих на сохранность объектов археологического наследия»

УДК 343.3:902

Завалиев Сергей Владимирович

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета

ПРЕДМЕТ

КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА СОХРАННОСТЬ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Zavaliev Sergey Vladimirovich

PhD student, Criminal Law and Criminology Department,

Kuban State University

THE TARGET AS A BACKBONE FEATURE OF CRIMES AGAINST ARCHAEOLOGICAL HERITAGE PRESERVATION

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности предмета преступлений, посягающих на сохранность объектов культурного наследия. Автор рассматривает специфические признаки, выделяющие их из общего круга культурных ценностей.

Ключевые слова:

признак состава преступления, предмет преступления, культурные ценности, объект археологического наследия, археологический предмет.

Summary:

The article considers the peculiarities of the target of crimes against cultural heritage. The author discusses specific features of such objects that distinguish them from other general cultural valuables.

Keywords:

evidence of a crime, target of crime, cultural values, archaeological heritage, archaeological object.

Отсутствие единообразного понимания предмета преступления приводит к серьезным трудностям в процессе правоприменительной деятельности, неправильной квалификации содеянного, необоснованным судебным решениям. Говоря о предмете преступлений, посягающих на сохранность археологических объектов, следует обратить внимание, что для них данный признак выступает в качестве обязательного.

Специфика объекта и предмета посягательств на археологическое наследие позволяет выделить их в отдельную группу. Вместе с тем составы таких преступлений «разбросаны» по разным разделам уголовного закона, а статьи, предусматривающие ответственность за совершение названных посягательств, защищают в зависимости от их расположения в УК разнообразные общественные отношения и интересы, предусмотренные в ст. 2 УК РФ.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды преступных деяний, посягающих на объекты, обладающие археологической ценностью: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ); уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ); нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия (ст. 243.1 УК РФ); незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243.2 УК РФ); уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере (ст. 243.3 УК РФ).

Следует подчеркнуть, что преступления, совершаемые в отношении археологических ценностей, могут квалифицироваться и по другим статьям УК РФ. Как правило, это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за хищения: кражу, мошенничество, грабеж, разбой. Не исключено, что деяниями, где в качестве предмета выступает археологическая ценность, могут быть присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Помимо прочего, в УК РФ содержатся и другие нормы, которые в качестве предмета преступления не называют прямо археологические ценности, но тем не менее эти посягательства могут совершаться и

в отношении таких предметов тоже. Так, например, названное в ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов войны» посягательство, совершаемое в форме разграбления национального имущества на оккупированной территории, может иметь своим предметом археологические ценности. Второй протокол от 1999 г. к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. в главе четвертой дает понятие преступления против культурных ценностей, относя к последним и объекты археологического наследия [1].

Заметим, что регламентация предмета названных ранее преступлений обладает следующими специфическими чертами: а) бланкетный характер его содержания, б) отсутствие унификации терминологического описания в УК РФ.

При определении понятия археологических ценностей, объектов археологического наследия, археологических предметов следует учитывать, что уголовный закон выделяет их особо, что косвенно свидетельствует об отсутствии их тождества с другими объектами культурного наследия. Данное обстоятельство подчеркивается и в ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [2] (далее - ФЗ об ОКН), в котором законодатель определил понятие объектов и предметов археологического наследия, выделив их в отдельную группу. Все это связано с тем, что они являются объектами культурного наследия особого рода. Они и связанные с ними предметы материальной культуры относятся к отдельной категории. Как и другие объекты культурного наследия, археологические объекты могут быть представлены в виде отдельных памятников, ансамблей и достопримечательных мест. В то же время объекты археологического наследия обладают рядом особенностей, выделяющих их из ряда других объектов культурного наследия, ввиду чего стоит рассмотреть присущие им отличительные признаки с целью лучшего понимания сущности предмета ранее названных преступлений.

Археологические ценности - это материальные предметы. Только материальные овеществленные предметы могут быть предметом изучаемых нами преступлений. Несмотря на прямое положение ФЗ об ОКН о том, что объекты культурного наследия являются недвижимым имуществом (ст. 3), объекты археологического наследия могут быть как объектами недвижимого имущества, так и движимыми вещами. К недвижимым относятся объекты, прочно связанные с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 1 ст. 130 ГК РФ). Это могут быть городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния и т. д. При этом, как правило, движимые археологические ценности обнаруживаются при раскопках на недвижимых объектах археологического наследия. ФЗ об ОКН понимает под такими ценностями «археологические предметы» и определяет их как движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых, независимо от обстоятельств их обнаружения, являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (например драгоценные украшения, орудия быта, предметы культа и т. д.).

Археологические ценности могут быть полностью рукотворными, созданными человеком и природой либо только природой. С целью подтверждения данного положения обратимся к ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [3] и приложению № 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. № 117 [4]. В них перечислены такие археологические ценности, как редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология.

Говоря о выявлении объектов и предметов археологического наследия, следует отметить, что оно происходит путем внесения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, от чего также зависит и момент начала осуществления в отношении них государственной охраны. Согласно ст. 16.1 ФЗ об ОКН выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе в этом.

Дело в том, что момент и способ выявления объектов археологического и культурного наследия определяются по-разному. Так, объекты археологического наследия считаются выявленными со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (ч. 16 ст. 16.1). В то время как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (ч. 5 ст. 16.1). Данные положения свидетельствуют о том, что момент возникновения отношений по государственной (в том числе и уголовно-правовой) охране археологических объектов перенесен на более ранний период и возникает с момента их непосредственного обнаружения.

Важно обратить внимание на возраст объектов археологического и культурного наследия, достигнув которого они могут признаваться таковыми, а также включаться в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Согласно ч. 12 ст. 18 ФЗ об ОКН в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения, с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц). В то же время включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет. Данная норма свидетельствует о том, что для объектов археологического наследия законодатель установил более длительную временную границу, преодолев которую они могут признаваться таковыми и быть включены в единый государственный реестр.

Помимо прочего, все объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся исключительно в государственной собственности (ч. 3 ст. 49 ФЗ об ОКН) и отчуждению из государственной собственности не подлежат (ч. 1 ст. 50). Объекты же культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 48 ФЗ об ОКН). Кроме того, земельные участки или участки водного объекта, в границах которых располагается объект археологического наследия, ограничены в обороте. Согласно Земельному кодексу РФ (далее - ЗК РФ) они не предоставляются в частную собственность (ст. 27). Интересным является и то, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (ч. 2 ст. 49 ЗК РФ). При этом земельные участки в границах объекта археологического наследия, согласно ст. 94 ЗК РФ, относятся к землям историко-культурного назначения. Согласно этой же статье в пределах земель историко-культурного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. В случае с объектом археологического наследия основное назначение - это его сохранение и использование. На землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов археологии, подлежащих исследованию и консервации, согласно ЗК РФ может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (ч. 3 ст. 99). Данные земли могут быть изъяты у землепользователя в том случае, если не выполняются требования к сохранению археологического объекта или совершаются действия, угрожающие его сохранности (ч. 3 ст. 99 ЗК РФ, ч. 1 ст. 54 ФЗ об ОКН).

Следует также отметить, что в отличие от неотъемлемых декоративно-прикладных предметов, живописи и скульптуры, неразрывно связанных с памятником истории и культуры и остающихся в нем, движимые объекты археологического наследия изымаются из раскопа. Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым оно состоит, в течение 3 лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в установленном порядке все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда РФ (п. 13 ст. 45.1 ФЗ об ОКН). Таким образом, относительно объектов археологического наследия, в отличие от других объектов культурного наследия, вопрос музеефикации движимых археологических предметов является законодательно определенным.

Предпринятое в работе описание специфических черт предмета преступлений, посягающих на сохранность объектов археологического наследия, выделяющих их из общего круга культурных ценностей, является актуальным для современной правовой практики.

Ссылки:

1. См.: Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. (принят 26 марта 1999 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conven-tions/hague_conv_2nd_prot.shtml (дата обращения: 27.03.2016).

2. См.: Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЭ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.

3. О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс] : закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Приложение № 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. № 117 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/04/26/svyaz-ohrana-dok.html (дата обращения: 27.03.2016).

References:

1. See: Second Protocol to the Hague Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict 1954 (adopted on 26 March 1999) 1999, retrieved 27 March 2016, <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/hague_conv_2nd_prot.shtml>.

2. See: 'On the objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation: the fader. Law of 25.06.2002 no. 73-FZ (ed. by 03.09.2016)' 2002, Legislation of the Russian Federation, no. 26, art. 2519.

3. Export and import of cultural values: the law of the Russian Federation of 15.04.1993 no. 4804-1 (as amended on 23.07.2013) 2013, Access from legal system "Consultant".

4. Appendix № 1 to the Order of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Mass Communications and Protection of Cultural Heritage of March 14, 2008 no. 117 2008, retrieved 27 March 2016, <http://www.rg.ru/2008/04/26/svyaz-ohrana-dok.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.