Научная статья на тему 'Предмет и сфера интересов криминологии'

Предмет и сфера интересов криминологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2536
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ / ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ФУНКЦИИ НАУКИ / ПРИРОДА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIMINOLOGY / SUBJECT OF CRIMINOLOGY / CRIMINOLOGICAL RESEARCH OBJECT / SCIENCE FUNCTIONS / NATURE OF CRIME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонян Юрий Миранович

В статье излагается новый код к пониманию предмета и сферы интересов криминологии. Наряду с собственно предметом криминологии, исследуется относительно новое понятие круг ее интересов, обязательных для криминологии. Показывается соотношение частных научных криминологических теорий с предметом этой дисциплины, ее связь с другими отраслями научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject and scope of criminology interests

The article describes the new code to the understanding of the subject and scope of criminology interests is explored. Along with the actual subject of criminology relatively new concept focus of its interests, mandatory for criminology. The ratio of private scientific criminological theories to the subject of the discipline, its relationship with other branches of scientific knowledge is shown.

Текст научной работы на тему «Предмет и сфера интересов криминологии»

Антонян Юрий Миранович

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры уголовного права Московского государственного областного университета

(e-mail: antonyaa@yandex.ru)

Предмет и сфера интересов криминологии

В статье излагается новый код к пониманию предмета и сферы интересов криминологии. Наряду с собственно предметом криминологии, исследуется относительно новое понятие - круг ее интересов, обязательных для криминологии. Показывается соотношение частных научных криминологических теорий с предметом этой дисциплины, ее связь с другими отраслями научного знания.

Ключевые слова: криминология, предмет криминологии, объект криминологических исследований, функции науки, природа преступности.

Yu.M. Antonyan, Doctor of Law, Professor, Honored Science Worker of the Russian Federation, Professor of the Chair of Criminal Law of the Moscow State Regional University; e-mail: antonyaa@ yandex.ru

Subject and scope of criminology interests

The article describes the new code to the understanding of the subject and scope of criminology interests is explored. Along with the actual subject of criminology relatively new concept - focus of its interests, mandatory for criminology. The ratio of private scientific criminological theories to the subject of the discipline, its relationship with other branches of scientific knowledge is shown.

Key words: criminology, subject of criminology, criminological research object, science functions, nature of crime.

Криминология, к сожалению, занимает не самое видное место среди преподаваемых гуманитарных наук в высшей школе. В Московском государственном областном университете, который в этом году отмечает свое 85-летие, этой науке уделяется особое внимание.

Уже давно почти нет дискуссий о том, что является предметом криминологии, поскольку все согласны с тем, что это преступность. Правда, далеко не всегда указывается, что преступность выступает предметом криминологии и никакой другой науки. Поэтому трудно согласиться с мнением А.И. Долговой, что наиболее общие закономерности преступности как одного из явлений общества служат предметом философских исследований в связи с изучением общих закономерностей природы и общества [1, с. 32]. Философия не занимается исследованием преступности, ни ее общих, ни ее частных закономерностей - это дело криминологии, которая при изучении науко-ведческих, методологических и иных важных проблем может воспользоваться достижениями философии. Философ, как и любой другой ученый, способен исследовать и криминологические явления, но это уже будет не философское, а криминологическое изучение. Философия не поглощает ни одну науку, в том числе криминологию.

Итак, предметом изучения криминологии является преступность. Однако возникает вопрос, достаточно ли полным будет определение этой науки, включающее в себя только преступность. Известно, что криминология не способна решить весь комплекс стоящих перед ней проблем, если она не обратится к исследованию причин преступности, природы, механизмов и мотивации преступного поведения, личности преступника, если она не создаст теорию самой преступности.

Можно предположить, что предмет криминологии включает в себя:

преступность (ее понимание, историю, сущность, методологические и методические вопросы);

причины преступности; преступное поведение (механизм, мотивацию и мотивы, цели (цель), последствия); личность преступника; жертву преступного поведения; отдельные виды преступности; предупреждение преступности и преступного поведения (понятие, объекты и субъекты предупредительной деятельности, меры и формы предупреждения).

Нельзя не согласиться с мнением Я.И. Ги -линского, что криминология является «неприятной» наукой для властей и политиков, поскольку пытается вскрыть пороки действующей

185

экономической, социальной, политической системы, порождающие преступность (или способствующие ей - Ю.А.), и сопутствующие ей пьянство, наркотизм, коррупцию, подростковую делинквентность и т.п. Неслучайно тоталитарные режимы не допускают существования и развития независимой криминологической науки [2].

Вместе с тем, в литературе поставлен достаточно важный вопрос: является ли предметом криминологии преступность или знание о ней?

Так, А. Лепс, Л.И. Спиридонов и И.Л. Честнов пишут, что, если придерживаться «диалогического социологического подхода» (!? - Ю.А.), то предмет криминологии составляет система знаний (теоретических представлений) о вероятностных и условных (концептуально обусловленных) закономерностях преступности, включая закономерности ее генезиса и воспроизводства, о средствах противодействия ей... В таком случае преступность - это динамический, постоянно воспроизводимый феномен, выступающий моментом, стороной общества, проявляющийся в действиях конкретных лиц, объективно ставящих под угрозу его целостность в знаково-символических образах» [3, с. 181].

Чтобы получить сущностное представление о криминологии, необходимо взглянуть на нее с позиций функций науки вообще. Как известно, наука располагает тремя уровнями познания: феноменологическим, т.е. описательным, нефеноменологическим, т.е. объяснительным, и прогностическим, который сосредоточен на предположении о развитии (о будущем) того или иного явления, находящегося в сфере интересов данной дисциплины. Я бы взял на себя смелость утверждать, что только та наука, которая располагает объяснительными возможностями, действительно является наукой. Криминология такими возможностями обладает и, конечно, может описать явления, которые изучает, и предсказать их будущее, т.е. способна также прогнозировать преступность и индивидуальное преступное поведение, но все-таки главное то, что она объясняет преступность и преступное поведение.

Нуждается в уточнении вопрос о причинах преступности: все ли они входят в предмет криминологии. Дело в том, что они могут и не входить в предмет криминологии (например, экономические факторы, в частности критическое состояние экономики, а отсюда бедность населения, психологические обстоятельства, порождающие преступное поведение, психиатрические факторы и др. Разумеется, экономические явления изучаются экономикой, психологические - психологией, психиатрические -психиатрией и т.д.

Разумеется, есть и такие причины преступности, которые лежат в круге самой преступности, например, рецидивная преступность,

порождающая первичную. Подобные обстоятельства и составляют предмет криминологии, а все другие, выходящие за пределы названного круга, которые являются криминогенными, составляют несомненную сферу интересов криминологии, не входя в ее предмет. При этом те же экономические или демографические предпосылки могут самым пристальным образом и весьма квалифицированно исследоваться криминологами, но именно в качестве криминогенных факторов.

Криминология изучает преступность в определенных условиях места и времени, конкретных пространственно-временных рамках, т.е. в тех или иных странах за определенный период. Но этого совершенно недостаточно, особенно если предпринимается попытка понять природу и причины преступности, если поставить перед собой вопрос, почему существует преступность вообще, почему люди всегда, еще в доклассовом, первобытном обществе совершали преступления, почему преступность неискоренима. Это более широкий, необычно широкий подход к познанию природы и причин преступности, и он совершенно необходим, в том числе и для ее прогнозирования. Без знания того, почему преступность, наподобие рождению, болезни и смерти, существует среди людей, невозможно понять ее природу. Более узкий подход к ее пониманию может привести к искаженному толкованию этого явления, сведению ее природы лишь к проявлению конфликтов различных социальных факторов. Есть вечные факторы, впечатанные в психику человека (например, страх смерти), которые могут стимулировать совершение преступлений. Поэтому можно говорить о преступности не только как о социальном явлении, но и как о психологическом.

Чтобы ответить на такой архисложный вопрос, необходимо осуществить антропологические, исторические, этнологические [4; 5; 6], религиоведческие исследования с глубоким анализом мифологии. Все соответствующие работы должны быть осуществлены в рамках криминологии. Проблема преступности в истории человечества должна стать одной из важных криминологических теорий.

Обращение к мифологии в криминологии нетрадиционно, но в данном случае вполне уместно. Мифы, особенно становясь объектами психоаналитического исследования, могут показать нам, что действия богов и других потусторонних персонажей, которые убивают и учиняют другие виды насилия, являются отражением живой жизни мифотворцев-людей, очень часто приобретая в мифах иной смысл и выступая в качестве сверхъестественных символов. Надо помнить, что мифы обращены ко всем и каждому, поэтому для большинства людей отдельные аспекты скрываются за своей

186

поэтикой и святостью, своей основополагаемо-стью, глобальностью, которые прочно закрывают их обыденное содержание.

В научных работах мы часто сталкиваемся с понятием объекта исследования, причем некоторые авторы, к сожалению, не отличают его от предмета исследования или даже предмета науки. Полагаю, что это неверное суждение. Предметом науки обозначают то, что уже хорошо известно, и поэтому изучение любой науки (даже в средней школе) начинается с познания ее предмета. И вообще науки отличаются друг от друга своими предметами, и не должно быть так, чтобы у нескольких наук был одинаковый предмет. Это отнюдь не исключает творческой кооперации наук, например биологии с физикой, биологии с химией, биологии с медициной. В криминологии такие ассоциации тоже имеют место: например, криминальная психология, криминальная психиатрия, экономическая криминология, пенитенциарная педагогика и т.д. Можно представить себе сотрудничество не двух наук, а больше, например психологии, психиатрии и криминологии. Сейчас криминология очень нуждается в сотрудничестве с биологией. Вопрос можно было бы поставить так: «Биологическое в преступном поведении».

Можно предположить, что это науки двойной или даже тройной природы. Но я против такого предположения: криминальная психология -это все же психология, а не криминология или криминалистика, поскольку в ней используются подходы, методы и достижения именно психологии, а не криминологии или криминалистики. Иначе было бы незачем вторгаться в психологию, достаточно было бы ограничиться криминологическими знаниями и возможностями. Но, оказывается, их совершенно недостаточно для решения проблем, возникших в криминологии, поэтому она обращается к психологии. Итак, криминальная психология - это психологическая наука, решающая нужды криминологической науки и практики. Она, соответственно, не входит в предмет криминологии, но без нее криминология не может обойтись. Иными словами, криминальная психология не является частью криминологии - только ее частная научная теория. Таких теорий может быть несколько: уже упомянутая психологическая, психиатрическая, экономическая, педагогическая и т.д.

Следует особо остановиться на соотношении криминологии и социологии, точнее, на их связи, тем более что собственно научные криминологические исследования ранее были в основном социологическими. Криминологию долгое время называли социологией преступности, пока она не стала развиваться, постепенно приращивая знания из психологии, психиатрии, педагогики, экономики и иных отраслей. Все их она использовала для объяс-

нения преступности. Если продолжать определять криминологию как социологию преступности, то она останется социологической наукой, а только что перечисленные науки, достижениями которых она широко пользуется, отпадут от криминологии как ненужные. Без них же современная криминология просто немыслима, к тому же взаимопроникновение наук означает их взаимное обогащение.

Однако вернемся к соотношению предмета и объекта исследования. По-моему, предмет -это то, с чего начинается наука, то, что уже хорошо известно и в общем-то не вызывает сомнений. Объект же предстоит исследовать, выявить его основные проблемы и постараться решить их или хотя бы поставить вопросы для их решения. Разумеется, суждение о предмете науки как о том, что уже известно, достаточно условно, поскольку ни в какой науке никогда не предстоит поставить окончательную точку. Это возможно из-за постоянно возникающих новых объектов познания. Вообще предмет исследования в науке может быть частью объекта исследования, в каждом объекте возможно присутствие нескольких предметов. В каждой науке (криминология не исключение) может быть несколько объектов, и объект есть главная точка приложения сил данной науки. Чем больше накапливается знаний в рамках объекта, тем четче и полнее вырисовывается предмет исследования.

Из всех элементов, составляющих предмет криминологии (преступность, причины преступности, личность преступника, преступное поведение, предупреждение преступности), наиболее жаркие дискуссии вызывали два: причины преступности и личность преступника. В советское время самой дискуссии вроде бы не было , поскольку самих работ зарубежных криминологов мы не видели. Наиболее рьяные криминологи-марксисты и те, которые совсем недавно начали изучать криминологию, вели научный бой с безликой буржуазной идеологией. При этом утверждалось, что преступность чужда социализму, не порождена им, а унаследована, что сознание людей социалистического общества отстает от их прекрасного бытия, что и при социализме сохранились узкие места и диспропорции и т.д. Писать о подлинных причинах преступности было запрещено.

По поводу личности преступника научные споры велись со времен Ч. Ломброзо (это имя было одним из самых проклинаемых в советской науке). Криминологи никак не могли понять, что не каждый совершивший преступление представляет собой личность преступника, точно так же как не каждый учитель является наставником и просветителем молодежи, не каждый врач является действительным врачевателем и исцелителем. Личность преступни-

187

ка есть социальный и психологический тип и вообще лучше говорить о преступнике, чем о личности преступника, т.к. преступление совершает не только социальная часть человека -личность, а весь человек. В криминологическом понимании преступник - это некая абстракция, модель, объединяющая в себе всех тех, кто нарушил уголовный запрет, кто-то из них может и не входить в эту абстракцию, есть среди них и такие, которые не носят специфических особенностей этого типа.

Как мы видим из анализа предмета криминологии, она связана тысячью нитей с жизнью общества. Предмет этой науки остается неизменным, какие бы перемены, даже революционные, ни произошли в стране. Другое дело, что можно своевольно обращаться с названным предметом и толковать его по-разному, однако криминология навсегда останется наукой о преступности и ни о чем другом. Если преступность вечна, то и наука о ней останется вечной, хотя и не исключается, что она изменит когда-нибудь свое название. Все, что выходит за рамки уголовного закона, не может быть предметом криминологии, но она ни в коем случае не должна быть равнодушна к явлениям, которые хотя и не входят в ее предмет, но имеют криминогенное значение, т.е. влияют на преступность. Здесь следует назвать такие факты, как проституция, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, бродяжничество, которые, выступая объектом изучения, например административного права и медицины, не могут не интересовать крими-

1. Криминология: учеб. / под ред. А. И. Долговой. М., 2010.

2. Гилинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб., 2009.

3. Лепс А., Спиридонов Л.И., Честнов И.Л. Диалектическая криминология. М., 2016.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

5. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986.

6. Малиновский Б. Динамика культуры. М., 2004.

нологию, поскольку оказывают существенное влияние на преступность.

Криминология никогда не должна включать в свой предмет все перечисленные социальные явления, т.е. все те факторы, за которые не предусмотрена уголовная ответственность, но они должны изучаться криминологией в аспекте их влияния на преступность. Сама преступность, как известно, изменчива по своей общесоциальной и правовой природе. Есть преступные деяния, которые всегда преследуются уголовным законом (например, убийства), и они неизменно будут объектами криминологического познания. Другие носят переменчивый правовой характер, за их совершение даже в одной стране вначале может устанавливаться, а затем отменяться уголовная ответственность. Если первые носят постоянный характер, являясь ядром преступности, то вторые составляют ее периферию. Некоторые преступления, носящие пережиточный характер, например в исламских странах, попросту отмирают в условиях развивающейся цивилизации. Разумеется, речь идет далеко не о всех мусульманских странах, а только об ортодоксальных.

Нет никаких сомнений, что криминология принадлежит к числу юридических наук, но это не правовая наука, поскольку она не исследует норму права, не изучает человека с позиций уголовного права, т.е. тех особенностей, которые позволяют утверждать, что именно это лицо преступило уголовно-правовой запрет. Криминология среди юридических наук не единственная неправовая, кроме нее есть криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

1. Criminology: textbook / ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2010.

2. Gilinsky Ya.I. Crimonology: theory, history, empirical basis, social control. St. Petersburg, 2009.

3. Leps A., Spiridonov L.I., Chestnov I.L. Dialectic criminology. Moscow, 2016.

4. Taylor E.B. Prinutive culture. Moscow, 1989.

5. Fraser D.D. Golden branch. Moscow, 1986.

6. Malinovsky B. Dynamic of the culture. Moscow, 2004.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.