ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ганеев Алексей Рафисович,
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Центр перспективных разработок в сфере образования, заместитель директора, кандидат технических наук, доцент, argan [email protected]
Василенко Василий Валерьевич,
ООО «СЭТ», генеральный директор, у.у. [email protected]
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ, СВЕДЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ РАНЕЕ СОЗДАННОЙ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Аннотация
Обоснована необходимость разработки предложений по совершенствованию государственной политики в области интеллектуальной собственности, в том числе по вопросу использования при оценке квалификации организаций, претендующих на государственную поддержку, сведений о количестве ранее созданной и используемой интеллектуальной собственности, лицензионной активности. Предложен подход использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве квалификации участников закупки и алгоритм использования и оценки опыта создания и последующего использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве квалификации участников закупки.
Ключевые слова:
интеллектуальная собственность; результаты интеллектуальной деятельности; оценка квалификации; государственная поддержка; государственная закупка; алгоритм оценки квалификации участника закупки.
В современных экономических условиях мирового кризиса, а также действующих санкций в отношении Российской Федерации со стороны многих стран, в том числе стран, являющихся мировыми лидерами в науке и производстве высокотехнологической продукции, Правительство Российской Федерация активно реализует комплекс мероприятий по импортозамещению - замещение импорта в России товарами, произведенными российскими производителями внутри страны. Для стимулирования замещения импорта
российскими товарами применяется, в частности, таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование и другие виды господдержки производств в России. Разработаны и реализуются с 2015 года отраслевые программы импортозамещения в таких отраслях промышленности, как: фармацевтическая промышленность, тяжелое машиностроение, программное обеспечение, авиастроение, судостроение и др.
В современных условиях ускоренный рост экономики невозможен без инноваций, которые выступают залогом конкурентоспособности экономики страны в мировых масштабах. Базовым условием инновационного развития экономики является эффективное функционирование института интеллектуальной собственности. Только наличие реально взаимоувязанных элементов - эффективное распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), получение доходов от осуществления инновационной деятельности, дополнительное финансирование за счет этих доходов инновационно-ориентированной, научно-технической деятельности - сможет обеспечить эффективное продвижение создаваемых в государственном секторе науки и образования РИД в реальный сектор экономики и ее инновационное развитие.
Однако нельзя в короткие сроки все быстро создать с «чистого листа», особенно это касается наукоемкого и технологического производства. Необходимо обеспечить поддержку научных коллективов, обладающих необходимым опытом и потенциалом создания РИД.
В соответствии с пунктом 7 Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 17 февраля 2015 г. №1 [5] Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработало предложения по совершенствованию государственной политики в области интеллектуальной собственности, в том числе по вопросу использования при оценке квалификации организаций, претендующих на государственную поддержку, сведений о количестве ранее созданной и используемой интеллектуальной собственности, лицензионной активности.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] в качестве возможного критерия оценки участников закупки может использоваться квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае, когда государственная закупка предполагает выполнение научно-исследовательских работ (НИР) или научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), предусматривающих выполнение прикладных исследований и (или) экспериментальных разработок, наиболее
значимым измеряемым показателем квалификации участника закупки является опыт создания и последующего использования РИД. Использование РИД в качестве квалификации участников закупки в большей степени отвечает целям оценки, нежели существующая на сегодняшний день практика оценивания опыта исполнения контрактов (договоров) по тематике закупки (точнее их количества) за определенный период.
Минобрнауки России предлагает использовать два показателя «Количество созданных охраноспособных РИД» и «Количество фактов использования РИД» [3].
Однако предлагаемая схема имеет ряд недостатков.
Во-первых, предлагаемая схема начисления баллов по наименованиям РИД и дополнительных баллов не содержит прозрачного алгоритма расчета баллов в зависимости от предложений Участников закупки. На основании статьи 28 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2013 г. №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2013 г. №1085) Государственный заказчик может в рамках конкурсной документации указать максимальное значение соответствующего показателя. Однако отсутствие прозрачного алгоритма расчета баллов накладывает серьезные требования к экспертам, которые могут привлекаться к оценке предложений Участников закупки. Кроме того, возможны ситуации, когда Участники, предложившие разное количество РИД по одному наименованию, могут получить одинаковое количество баллов по этому наименованию РИД.
Во-вторых, на основании статьи 11 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2013 г. №1085 сумма баллов (рекомендуемых значений) по всем наименованиям созданных РИД (показатель «количество созданных охраноспособных РИД») и документам, подтверждающим практическое использование РИД (показатель «Количество фактов использования РИД»), должна составлять 100. В представленных таблицах 1 и 2 данное требование в явном виде не выполняется [3].
В-третьих, отсутствует описание алгоритма расчета по нестоимостному критерию «Квалификация участников», включающего предложенные показатели «Количество созданных охраноспособных РИД» и «Количество фактов использования РИД», а также описание расчета самих показателей.
В-четвертых, необходимо уточнить требования к практическому использованию РИД и документам, подтверждающим факт практического использования. Представленные общие формулировки могут привести к имитации практического использования РИД. Особенно это относится к договорам отчуждения и залога исключительного права.
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на РИД в полном объеме другой стороне (приобретателю) (ст. 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации). По
договору залога исключительного права на РИД залогодатель в течение срока действия этого договора без согласия залогодержателя вправе использовать такой результат интеллектуальной деятельности и распоряжаться исключительным правом на такой результат, за исключением случая отчуждения исключительного права, если договором не предусмотрено иное (ст. 358.18 Гражданского кодекса Российской Федерации). Но договора отчуждения и залога исключительного права напрямую не предусматривают практическое внедрение/использование РИД.
На основании исследования предлагается изменить возможный алгоритм оценки квалификации участника закупки, предусматривающий оценку опыта создания и последующего использования РИД.
Интегральное значение 1-го участника конкурсных процедур по показателю «Количество созданных охраноспособных РИД» NРИД) предлагается рассчитывать по формуле:
^ИД = ХВщ (у = 1...8), (1)
где: Вщ - количество баллов (рейтинг) по ]-му наименованию РИД, созданных и представленных в конкурсной заявке ьм участником конкурсных процедур.
Количество баллов по каждому наименованию РИД целесообразно рассчитывать из учета сведений, представленных всеми участниками конкурсных процедур. По каждому наименованию РИД заявке, в которой участником конкурсных процедур представлено наибольшее количество РИД данного наименования, соответствующих предмету закупки, присваивается максимальный балл (см. таблицу 1). Остальным заявкам присваивается балл, рассчитываемый по формуле:
Вщ = N * Впт/ Ытт, (2)
где: N1, - количество поу-му наименованию РИД, соответствующих предмету закупки в заявке ^го участника конкурсных процедур; - максимальное количество по у-му наименованию РИД, предложенных в заявке, получившей максимальное значение баллов по данному наименованию РИД; Втс1х, - максимальное значение баллов по у-му наименованию РИД.
Предлагаемый алгоритм расчета значений показателя «Количество созданных охраноспособных РИД» является более прозрачным с точки зрения обоснованности расчета баллов по данному показателю.
Кроме того, особенностью предлагаемого алгоритма является то, что при оценке учитываются только РИД, имеющие государственную регистрацию, что позволяет Государственному заказчику и/или экспертам, привлекаемым к оценке конкурсных заявок, оперативно проверить достоверность сведений, представленных участниками конкурсными процедур. Также предлагается не делать различия между регистрацией прав в Российской Федерации и за рубежом, что особенно актуально в сложившихся условиях реализации в Российской Федерации программ импортозамещения.
В случае, когда государственная закупка предполагает выполнение НИР или НИОКР, предусматривающих поисковые исследования по новым направлениям науки и техники, предлагается несколько изменить предложенный выше алгоритм оценки квалификации участника закупки.
Таблица 1
Максимальное значение баллов для оценки созданных охраноспособных РИД_
№ п/п Наименование РИД, созданных участником Максимальное значение, баллы Примечание
1 Секреты производства (ноу-хау) 5
2 Программы для ЭВМ 5
3 Базы данных 5 При оценке должны
4 Топологии интегральных 5 учитываться только РИД,
микросхем имеющие
5 Изобретения 20 государственную
6 Селекционные 20 регистрацию
достижения
7 Полезные модели 20
8 Промышленные образцы 20
ИТОГО 100
Общее количество созданных охраноспособных РИД свидетельствуют об опыте участника конкурсных процедур. Но необходимо оценивать потенциал организации с точки перспективности и возможности создания нового результата. Для этого, например, можно оценивать количество охраноспособных РИД, созданных организацией за последние 5 лет, и/или количество на момент проведения конкурсных процедур молодых ученых (кандидатов наук в возрасте до 35 лет или докторов наук не старше 40 лет), являющихся авторами охраноспособных РИД.
Возможно два подхода к оценке значений показателя «Количество созданных охраноспособных РИД».
Первый предусматривает сохранение предложенного выше алгоритма расчета при условии, что в качестве соответствующих предмету закупки РИД будут засчитываться охраноспособные РИД, соответствующие вышеизложенным критериям (по количеству охраноспособных РИД, созданных за последние 5 лет, и/или количество на момент проведения конкурсных процедур молодых ученых, являющихся авторами охраноспособных РИД).
Второй подход предусматривает оценку потенциала организации с точки перспективности и возможности создания нового результата относительно совокупности всех предложенных в заявке ьго участника конкурса РИД. В соответствии с этим формула (2) для расчета количества баллов по каждому наименованию РИД будет выглядеть следующим образом:
Бщ = №Бу * Втах/№Бтаху, (3)
где: №Бу - количество по у-му наименованию РИД, признанных обоснованными с точки перспективности и возможности создания нового результата в заявке ьго участника конкурсных процедур; N° таху - максимальное количество по у-му наименованию РИД, признанных
обоснованными с точки перспективности и возможности создания нового результата, и предложенных в заявке, получившей максимальное значение баллов по данному наименованию РИД; Втс1х, - максимальное значение баллов по у-му наименованию РИД.
Формула для расчета обоснованных с точки перспективности и возможности создания нового результата значений количества по у-му наименованию РИД:
= ^ * р™/ №УМи), (4)
кр
где: ^ у - количество по у-му наименованию РИД, соответствующих предложенным критериям перспективности и возможности создания нового результата (по количеству охраноспособных РИД, созданных за последние 5 лет, и/или количество на момент проведения конкурсных процедур молодых ученых, являющихся авторами охраноспособных РИД), и предложенных в заявке ьго участника конкурсных процедур; - суммарное количество
по у-му наименованию РИД, представленных в заявке ^го участника конкурсных процедур.
Особенностью данного подхода является увеличение «веса» РИД, соответствующих предложенным критериям перспективности и возможности создания нового результата, в общей совокупности РИД, представленных участниками конкурсных процедур.
Показатель «Количество фактов использования РИД» свидетельствует о способности организации создавать практически востребованный результат и умении его коммерциализировать.
В целях объективной оценки конкурсных заявок целесообразно ограничить понятие использования РИД. РИД признается использованным, если он применяется в изготавливаемой продукции, технологическом процессе, технической документации, в том числе передаваемой другим организациям на договорной основе. Под использованием РИД понимается также предоставление прав на его использование третьим лицам по лицензионному договору, а также передача третьим лицам по договору об отчуждении исключительного права на РИД (в случае его практического использования).
Как уже было отмечено, целесообразно учитывать только РИД, имеющие государственную регистрацию в соответствии с «Правилами государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» [4].
Интегральное значение ^го участника конкурсных процедур по показателю «Количество фактов использования РИД» (Р™1^ предлагается рассчитывать по формуле:
рРид = хРщф = 1.3), (5)
где: Рпл - количество баллов (рейтинг) по ^му направлению использования РИД, представленных в конкурсной заявке ^м участником конкурсных процедур.
Количество баллов по каждому направлению использования РИД целесообразно рассчитывать из учета сведений, представленных всеми участниками конкурсных процедур. По каждому направлению использования РИД заявке, в которой участником конкурсных процедур представлено наибольшее количество фактов использования РИД, соответствующих предмету закупки, присваивается максимальный балл (см. таблицу 2). Остальным заявкам присваивается балл, рассчитываемый по формуле:
Рп1к = Рк * ВтаУ Рпахк, (6)
где: Pik - количество по k-му направлению использования РИД, соответствующих предмету закупки в заявке i-го участника конкурсных
т\тах 7
процедур; Р к - максимальное количество по k-му направлению использования РИД, предложенных в заявке, получившей максимальное значение баллов по данному k-му направлению использования РИД; Втахк - максимальное значение баллов по k-му направлению использования РИД.
Предлагаемый алгоритм расчета значений показателя «Количество фактов использования РИД» является более прозрачным с точки зрения обоснованности расчета баллов по данному показателю.
Таблица 2
Максимальное значение баллов для оценки практического использования РИД
№ п/п Документы, подтверждающие Максимальное
практическое значение, Примечание
использование РИД баллы
1 Акт о внедрении / использовании 30 При оценке должны учитываться только документы, оформленные
2 Лицензионный договор (соглашение) 50 в соответствии с «Правилами государственной регистрации распоряжения исключительным
3 Договор отчуждения исключительного права 20 правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №1416)
ИТОГО 100
В соответствии с действующим законодательством расчет по показателю нестоимостного критерия «Квалификация участников», включающего предложенные показатели «Количество созданных охраноспособных РИД» и «Количество фактов использования РИД» целесообразно проводить по следующей формуле:
НЦБ1 = КЗ1 * 100 *(Ki /Kmax), (7)
где: НЦБ1 - количество баллов, присуждаемых заявке i-го участника конкурсных процедур по показателю «Опыт создания и последующего использования результатов интеллектуальной деятельности» критерия «Квалификация участников»; КЗ1 - коэффициент значимости показателя «Опыт создания и последующего использования результатов интеллектуальной деятельности» критерия «Квалификация участников»; К - предложение i-го участника конкурсных процедур, соответствующих установленному содержанию показателя критерия; Kmax - максимальное предложение из предложений участников конкурсных процедур, соответствующих установленному содержанию показателя критерия.
К = kN * Н?ИД + kp * рРид, (8)
где: NpИД - количество баллов, присуждаемых заявке i-го участника конкурсных процедур по показателю «Количество созданных охраноспособных РИД»; р[ИД - количество баллов, присуждаемых заявке i-го участника конкурсных процедур по показателю «Количество фактов использования РИД»; kN, kP - коэффициенты значимости по показателям «Количество созданных охраноспособных РИД» и «Количество фактов использования РИД» соответственно.
В случае, когда государственная закупка предполагает выполнение НИР или НИОКР, предусматривающих выполнение прикладных исследований и (или) экспериментальных разработок, то целесообразно сделать равные коэффициенты значимости (0,5).
В случае, когда государственная закупка предполагает выполнение НИР или НИОКР, предусматривающих поисковые исследования по новым направлениям науки и техники, целесообразно использовать следующие значения коэффициентов значимости kN = 0,70, kP = 0,30.
По нашему мнению, разработанный алгоритм использования и оценки опыта создания и последующего использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве квалификации участников закупки соответствует действующему законодательству в сфере закупок, является более оправданным, нежели существующая на сегодняшний день практика оценивания опыта исполнения контрактов (договоров) по тематике закупки (точнее их количества) за определенный период. Предлагаемый алгоритм является более прозрачным с точки зрения обоснованности расчета при проведении конкурсных процедур. Данный алгоритм может быть применим при использовании других показателей оценки квалификации участников закупки, предусмотренных действующим законодательством в сфере закупок.
Литература
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 14.06.2016).
2. Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2013 г. №1085 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155055/92d9 69e26 a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 14.06.2016).
3. Письмо Минобрнауки России «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] // ИТМО: [сайт]. URL: http://imbip.ifmo.ru/ru/viewnews/935/proekt_ukaza_prezidenta_rossiyskoy_federa cii_%C2%ABo_sovershenstvovanii_gosudarstvennoy_politiki_v_sfere_intellektua lnoy_sobstvennosti%C2%BB.htm (дата обращения: 14.06.2016).
4. Правила государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора: утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №1416) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://base.consultant.ru/cons/ CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191160;dst=100001 (дата обращения: 14.06.2016).
5. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 17 февраля 2015 г. №1, п. 7 [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/orders/17007/ (дата обращения: 14.06.2016).
Ganeev Aleksej Rafisovich,
The National University of Science and Technology «MISiS», the Center for Advanced Development in Education, the Deputy director, Candidate of Technics, Assistant professor, argan [email protected]
Vasilenko Vasilij Valer'evich,
The Limited Liability Company «SET», the General Director, v.v. [email protected]
OFFERS ON USE IN CASE OF THE ASSESSMENT OF QUALIFICATION OF THE ORGANIZATIONS APPLYING FOR THE STATE SUPPORT, DATA ON QUANTITY OF EARLIER CREATED AND USED INTELLECTUAL PROPERTY
Аnnotation
Need of development of suggestions for improvement of a state policy in the field of intellectual property, including concerning use in case of an assessment of qualification of the organizations applying for the state support, data on quantity of earlier created and used intellectual property, licensed activity is proved. Approach of use of results of intellectual activities as qualification of procurement participants and algorithm of use and experience evaluation of creation and subsequent use of results of intellectual activities as qualification of procurement participants is offered. Keywords:
intellectual property; results of intellectual activities; qualification assessment; state support; public procurement; algorithm of an assessment of qualification of the procurement participant.