ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (Париж, 1993)
Проф. Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД и Международная федерация ФИДЖИП
g.tomski@gmail.com
Данное предложение было обсуждено 3 и 5 августа 1993 года с Президентом Республики Саха М.Е. Николаевым, в присутствии Министра внешних связей В.П.Артамонова, представителей и сотрудников Национального Комитета по делам ЮНЕСКО. В разное время в обсуждении этого документа принимали участие Заместитель председатель Парламента Якутии К.Е. Иванов, Заместитель председателя Правительства К.К. Корякин, министр охраны природы В.Г. Алексеев, многие другие высокопоставленные чиновники, депутаты, и ученые.
Ключевые слова: Межрегиональные связи, Международные неправительственные организации, ЮНЕСКО,
Процитируем сначала отрывки из «Предложений о развитии внешних связей Республики Саха», написанных автором в январе-мае 1993 года в Париже. Дополнения к этому тексту напечатаны более мелким шрифтом отдельными абзацами. Добавлены иллюстрации, в конце статьи опубликованы комментарии.
Введение
Современное международное право начинает отличать понятия «внешняя политика» и «международные дела». К внешней политике относятся вопросы, связанные с обеспечением безопасности государства и защиты его жизненных интересов: создание военных, политических и экономических союзов, участие в выработке международного законодательства. К международным делам относятся научные и культурные связи, значительная часть экономических отношений и др.
Потребности современного производства и науки, бурное развитие транспорта и средств связи привели к невиданному расширению международных связей. Все активнее действуют на международной арене регионы и провинции Бельгии, Бразилии, Испании, Канады, Китая и других государств, ассоциации и неправительственные организации.
Республика Саха и Российская Федерация в целом, не могут стоять в стороне от этого процесса. Настоящее исследование посвящено обоснованию целесообразности активного использования новых, более динамичных и экономичных форм международного сотрудничества.
1. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 1.1. Внешние связи регионов Франции
Франция разделена на 26 регионов и 100 департаментов. Первым в истории современной Франции международным договором, подписанным регионом, считается договор 1980 года между Марселем и Алжиром. Приведем перевод текста этого договора.
СОГЛАШЕНИЕ О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Президент Народного Совета Города Алжира и Мэр-депутат Города Марселя, Президент Регионального Совета Прованса-Альп-Лазурного берега:
В итоге официальных визитов делегации Марселя в Алжир с 1 по 4 марта 1980 года и делегации Алжира в Марсель с 26 по 28 июня 1980 года,
УБЕЖДЕННЫЕ, что отношения, объединяющие их города и регионы, основаны на общности природы, истории, традиции,
СВЯЗАННЫЕ Средиземным морем, которое не разделяет, а объединяет их судьбы, УВАЖАЯ суверенитет и национальную независимость своих двух стран, ЖЕЛАЯ участвовать в укреплении мира и братства между народами, ОСОЗНАВАЯ значение своих усилий по экономическому, социальному и культурному развитию региона,
ПОДТВЕРЖДАЯ еще раз положения общего заключительного коммюнике, опубликованного по окончанию дружественного и рабочего визита в Алжир, ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮТСЯ:
- призвать своих сограждан и их представителей к дружбе и сотрудничеству между городами АЛЖИР и МАРСЕЛЬ и их регионами,
- объединить свои усилия для решения общих региональных проблем в экономической, социальной и культурной областях,
- информировать свои правительства о желании сотрудничать в интересах своих сограждан и в рамках отношений между двумя государствами.
ДОГОВАРИВАЮТСЯ:
- считать приложения I и II к настоящему соглашению соответствующими ориентациям двух Городов и их Регионов в области административных, экономических и технических обменов, а также социальных и культурных;
- образовать под их руководством Комитет Дружбы и Сотрудничества с равным представительством с обеих сторон и Техническим Комитетом, порядок работы этих Комитетов определен в приложении III;
- встречаться регулярно в АЛЖИРЕ или МАРСЕЛЕ для укрепления своих отношений и обсуждения вопросов, интересующих обе стороны.
Марсель, 28 июня 1980 года
Президент Народного Совета Города Алжира Хелифа БЕЛАИД
Мэр Марселя, Депутат БУШ ДЕ РОН
Президент Регионального Совета Прованса-Альп-Лазурного берега Гастон ДЕФЕР
Это соглашение интересно тем, что было подписано в эпоху жесткой централизации власти. Гастон Дефер был депутатом оппозиции и не мог рассчитывать на поддержку государственного аппарата. Однако Префект Региона согласился поддержать его действия при условии уважения к межгосударственным отношениям, обязательствам и соглашениям между Францией м Алжиром.
Гастон Дефер (Gaston Defferre, 1910-1986) сыграл решающую роль в принятии закона от 2 марта 1982 года, положившего начало процессу децентрализации власти.
В 1981-1984 годах он был Государственным министром Франции, министром внутренних дел и децентрализации, в 1984-1986 годах министром планирования и обустройства территорий.
После принятия этого закона происходит интенсификация внешних связей регионов Франции. Например, в 1985 году по неполным данным было подписана 12, в 1987 — 20, в 1988 — 19 договоров ...
Следует отметить активность провинций Китая, подписавших в 1984-88 годах не менее 15 договоров с регионами Франции. Несомненно эти действия поощрялись центральным правительством КНР в целях получения современных технологий.
1.2. Процессы децентрализации в Европе
За процессом интеграции государств Западной Европы, на фоне заявлений «они объединяются, а мы разъединяемся» российская общественность почти не замечает процессов децентрализации во многих государствах. На самом деле наряду с делегированием части полномочий государств Европейскому Сообществу происходит процесс передачи многих других полномочий местным органам власти. Идет процесс постоянного совершенствования процессов управления и самоуправления.
В настоящее время Англия состоит из 65 графств, Бельгия из 3 регионов и 9 провинций, Германия — из 16 земель, Испания — из 16 автономных сообществ и 52 провинций, Италия — из 20 регионов и 94 провинций, Нидерланды — из 10 провинций, Португалия — из 2 регионов. Децентрализация в Бельгии началась с 1970 года, а в Испании — с 1981 года. Считается, что децентрализация способствует лучшему использованию средств, ускоряет экономическое, социальное и культурное развитие, расширяет международные связи.
Созданы международные ассоциации для расширения сотрудничества между регионами Европы, например:
- Ассоциация приграничных регионов Европы,
- Сообщество регионов Центральных Альп,
- Сообщество регионов с индустриальной технологией,
- Конференция прибрежных регионов,
- Рабочее сообщество регионов Западных Альп
и другие.
В 1987 году создана ассоциация «Совет коммун и регионов Европы», который ставит своей целью:
1) добиваться получения, усилить и защитить автономию местных и региональных сообществ,
2) облегчить их управление, обеспечить их права и способствовать их процветанию, в частности, путем развития межрегиональных и межкоммунальных предприятий и учреждений,
3) развивать общеевропейское сознание в местных и региональных сообществах для построения федерации европейских государств, основанных на автономии этих сообществ,
4) обеспечивать участие представителей местных и региональных сообществ в европейских и международных проектах.
С 1985 года существует «Ассоциация «Ассамблея регионов Европы» и «Европейский центр регионального развития». Ассоциированными членами или наблюдателями во многих европейских ассоциациях могут быть представители регионов вне Европы.
Некоторые регионы имеют свои представительства за рубежом, например, Лотарингия имеет свои бюро в одном из штатов США и Каталонии.
1.3. Опыт Канады
Провинции Канады очень активны на международной арене, почти все имеют представительства за рубежом. Будучи федерацией, Канада не может подписать без согласия своих провинций международные договора, затрагивающие область их компетенции.
Поэтому в отличие от европейских регионов провинции Канады имеют право подписывать договора с иностранными государствами.
Правительство Квебека до 1991 года подписало более 300 соглашений с 70 партнерами, большинство из которых являются суверенными государствами, в области образования, науки, культуры, права, охраны окружающей среды и экономического сотрудничества.
Квебек имеет представительства в 26 странах. Генеральное представительство во Франции находится в фешенебельном здании недалеко от Триумфальной арки и имеет около 100 сотрудников. Статус этого учреждения практически не отличается от статуса посольства, для открытия представительств в других странах используются всевозможные законные формы — представительство формально может иметь статус даже информационного или туристического бюро.
Якутские министры в Генеральном представительстве Квебека во Франции
0 командировке во Францию и ЮНЕСКО Заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Климента Кирилловича Корякина и Министра внешних связей Якутии Виталия Петровича Артамонова с 23 марта по 3 апреля 1993 года (из дневника автора):
23 марта 1993 года. Приезд в Париж. Встреча в аэропорту с советником Посольства России В.А.Фавориным и профессорами Анн-Виктуар Шарен и Г.В. Томским. Ужин с членами Бюро Комитета программ сотрудничества с Республикой Саха (КПСРС).
24 марта. Знакомство с уставом и планами деятельности КПСРС.
25 марта. Начало работы Коллоквиума по народам Крайнего Севера в ЮНЕСКО, Г.В Томский. председательствовал на утреннем заседании, В.П. Артамонов выступил с заключительной речью на вечернем заседании.
26 марта. На утреннем заседании Г.В.Томский зачитал проект устава Международной ассоциации коренных народов Крайнего Севера по образованию, науке и культуре «Полярный Круг». На вечернем заседании выступил с заключительной речью К.К. Корякин.
27 марта. При активном участии Председателя ассоциации народов Крайнего Севера В.М. Санги принято решение создать ассоциацию «Полярный Круг». Беседа с Президентом Международной ассоциации бывших жителей Парижского университетского городка доктором Жаном Шаруном.
28 марта. Посещение Версаля и обсуждение возможностей автивизации внешних связей Республики Саха.
29 марта. Беседа с руководителями и экспертами известной Международной ассоциации по защите прав коренных народов Survival International. Встреча в Министерстве иностранных дел с префектом Юбертом Перро, куратором внешних связей регионов Франции. Беседа с доктором экономики и доктором филологии Филиппом Кимом.
30 марта. Встреча в Министерстве внутренних дел с Жоржем Дюпюи,контролирующим внешние связи регионов Франции. Юеседа с Президентом Парижского университета-9 Дофин Иваром Экландом и ведущими профессорами этого университета.
31 марта. Посещение Генерального представительства Квебека во Франции. Беседа с первым советником, бывшим министром внешних связей Пьером Байаржоном и чиновником по многосторонним связям Денисом Жервэ. Обсуждение в Представительстве России при ЮНЕСКО программы проведения юбилея П.А. Ойунского в Париже. Переговоры с Генеральным директором фирмы «Франс Санте» Ив Фажарди при участии В.А. Фаворина.
1 апреля. Встреча в Институте по децентрализации с директором по развитию Эрве Пуле. Профессор Г.В. Томский получил приглашение принимать участие в деятельности экспертного совета института. Встреча в Секретариате ЮНЕСКО с Директором программы «Образование XXI века» профессором В.Ф.Ключниковым. Посещение Лувра.
2 апреля. Встреча с Заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колином Пауэром и его помощником Х. Риссомом. Подписание договора с Бюро КПСРС.
Х. Риссом, К. Пауэр, К.К. Корякин и Г.В.Томский во Дворце ЮНЕСКО
Считается, что международные связи провинций значительно увеличивают возможности федерального правительства проводить эффективную внешнюю политику.
Законность прямых и привилегированных отношений Квебека с Францией было признано публично Премьер Министром Канады 8 ноября 1984 года.
Квебек участвует в работе некоторых межправительственных организаций: Агентства по культурному и техническому сотрудничеству и Конференции глав государств франкоязычных стран. Поощряется открытие представительств зарубежных государств и международных организаций в провинции.
1.4. Заключение
Одной из основных причин активных процессов децентрализации в европейских государствах является желание их правительств проводить более гибкую внешнюю политику. Преобладание мононациональных государств объясняет господствующий принцип, по которому государства подписывают договора с государствами, регионы с регионами, города с городами. Этому же принципу следуют США и Бразилия.
Уважая национальные и культурные особенности Квебека, Канада считает законным и необходимым участие этой провинции в международных делах и не препятствует подписанию договоров с суверенными государствами (в том числе с европейскими) и участию в деятельности межправительственных организаций.
В настоящее время можно считать обычной практикой открытие представительств провинций в странах, с которыми поддерживаются интенсивные связи.
Таким образом, республики Российской федерации могут смело вести свои международные дела в рамках своей компетенции, в русле внешней политики федерации.
УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО
2.1. Национальный комитет Республики Саха по делам ЮНЕСКО
На учредительной сессии Национального Комитета по делам ЮНЕСКО его задачи были сформулированы (М.Е. Николаевым) следующим образом:
- «Создание канала для связи по линии столь авторитетной всемирной организации, как ЮНЕСКО, дает основание надеяться, что развитие нашей культуры, языка, традиции и науки получит новый импульс».
- «Во-вторых, республика, утверждая политическую и экономическую самостоятельность, выдвигая и решая многосложные социально-экономические задачи, устанавливая связи с зарубежными странами, испытывает определенные трудности в подборе компетентных кадров, способных вести работу на уровне современных мировых требований. Необходимо смело и умело использовать прогрессивные методы обучения, внедрить современные учебные программы в школах, вузах и училищах, техникумах.
Нужно также не откладывая, конкретно решать вопросы подготовки кадров, организации их учебы в зарубежных учебных заведениях, стажировки специалистов при различных иностранных фирмах, концернах и т. д. Здесь, думается, громаден потенциал ЮНЕСКО, и его следует использовать.
В-третьих, наша республика стоит перед угрозой экологических катастроф. Требуется коренным образом изменить отношение к природе, поднять культуру хозяйствования,
покончить с потребительским подходом, на цивилизованный уровень поднять охрану окружающей среды, легко ранимой северной природы — этого нашего основного богатства. И при этом, мы могли бы к широкому участию и сотрудничеству привлечь экспертов и специалистов ЮНЕСКО.
Далее. Использование каналов ЮНЕСКО для широкого обмена в сфере образования, культуры и науки должно способствовать одновременно расширению экономических связей нашей республики с зарубежными странами.
Нам следует наладить широкую информацию наших научных работников, творческой интеллигенции, специалистов народного хозяйства, общественности республики о достижениях зарубежных стран в различных сферах деятельности, особенно, в области прикладных исследований, науки, разработки новых технологий. Надо учиться опыту передовых стран, смелее внедрять в республике то, что является достижением цивилизованного мира. Только таким путем мы сможем решить задачи возрождения нашей республики.»
Национальный Комитет Республики Саха по делам ЮНЕСКО имеет высокий статус, сочетает в себя черты государственной и общественной организации. По его уставу Председателем Комитета является Председатель Парламента Республики, членами Бюро — Президент Республики или его представитель, Министры внешних связей, образования и культуры, Председатель Госкомитета по высшей школе, науке и технической политике, представители общественности.
Таким образом, создана организация, способная сыграть значительную роль в развитии внешних связей, в интеллектуальной и культурной жизни республики.
2.2. Принципы деятельности
По мере обобщения доступной информации о деятельности ЮНЕСКО и общении со специалистами Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО определились основные принципы деятельности Национального Комитета. Эти принципы были обобщены в моей записке к руководству республики в начале 1992 года.
Информация играет основную роль в прогрессе знаний и в процессе принятия решений. Поэтому она уже давно рассматривается как не менее ценный ресурс, чем энергия или сырье. Исходя из ее решающего значения в политике, экономике, науке и технике, говорят, что современный мир движется к «информационному обществу», причем, самые передовые страны уже перешли от индустриального общества к информационному.
Поэтому главным направлением сотрудничества с ЮНЕСКО является получение наиболее ценных видов этого ресурса — информации о самых передовых методах образования, о наиболее рациональных способах организации научных исследований и внедрении их результатов.
Национальный Комитет призван обеспечить получение такой информации из ЮНЕСКО, ее адаптацию к условиям республики, должен выработать рекомендации по наиболее эффективному «экспорту информации». Он должен обеспечить участие лучших интеллектуальных и творческих сил республики в создании достойного образа Якутии и ее народов на международной арене.
Национальный Комитет мог бв подготовить к печати монографии или сборники научных трудов по использованию мирового опыта и разработок специалистов ЮНЕСКО, например, по следующим темам:
1. Развитие системы образования в Якутии.
2. Оптимальная стратегия действий по компьютеризации республики.
3. Социальная и культурная политика.
Пропаганду нашей самобытной культуры, литературы и искусства невозможно успешно проводить без учета вкусов и взглядов зарубежной публики и читателей, без предварительной подготовки представителей средств массовой информации и специалистов. Критерием
подлинного успеха должны быть не только выдержки из отдельных публикаций зарубежной прессы, но и валютный доход от гастролей и выставок, тиражи изданий наших авторов. Было бы чрезвычайно важно привлечь внимание к якутской тематике крупных деятелей культуры и искусства других стран. Таким образом, и в области культурных обменов информация играет важную роль.
Открытие самоокупаемой выставки о мамонтах
Monsieur Marcel LUCOTTE Sénateur de Saône-et-Loire Maire d'AUTUN
Monsieur le Professeur Grigori. TOMSKI Président du Comité des Programmes de Coopération de l'U.N.ES.C.0. et de la République SAXHA
Monsieur Bernard DORMY Adjoint au Directeur de l'Information Scientifique et Technique et des Bibliothèques au Ministère de l'Enseignement Supérieur et de la Recherche
Monsieur Jean-Dominique WAH1CHE Chef de la Mission Musées au Ministère de l'Enseignement Supérieur et de la Recherche
ont le plaisir de vous inviter à la présentation et a la visite officielle de l'exposition
"MAMMOUTHS DE SIBÉRIE ET DE B0UR606NE... ... ET AUTRES ANIMAUX PREHISTORIQUES"
Lundi го juin 1994 à 16h3tl
Museum d'Histoire Naturelle ¡4, rue Saint Antoine ruelle Rollet 71400 AUTUN
Un vin d'honneur clôturera cette présentation.
Важным направлением деятельности представляется публикация статей членов Национального Комитета в изданиях ЮНЕСКО, опубликование произведений ученых и политических деятелей республики за рубежом, издание на иностранных языках отдельных наиболее важных произведений руководителей республики и ведущих ученых в Якутии с последующим их распространением за рубежом.
Представляется оптимальной следующая схема деятельности Национального Комитета. Председатель Комитета осуществляет идейное руководство его работой, определяет наиболее важные направления деятельности, решает важнейшие организационные вопросы. Сопредседатель руководит всей текущей работой. Бюро контролирует работу Национального Комитета. Члены Бюро:
1) министр народного образования решает все организационные и финансовые вопросы, связанные с реализацией программ в области образования;
2) министр культуры решает все вопросы, связанные с реализацией программ в области культуры;
3) председатель Госкомитета по науке и технике решает все вопросы, связанные с финансированием научных программ;
4) министр внешних сношений решает вопросы координации деятельности за рубежом и ее финансирования.
Секретариат организует и активно участвует в текущей работе Национального Комитета. Основной деятельностью специалистов секретариата должно быть личное участие в подготовке отчетов и изданий Национального Комитета, переводческая работа, деятельность по организации ассоциированных школ и клубов ЮНЕСКО, поддержание связей с другими международными организациями.
Реализацией конкретных проектов должны, в основном, заниматься инициаторы этих проектов. Освобождение работников секретариата от рутинной работы будет способствовать быстрому повышению их квалификации.
Членами Национального Комитета могут быть деятели образования, науки и культуры, способные внести реальный вклад в решение его задач и желающие активно участвовать в его работе. Это должны быть специалисты, способные творчески осмыслить и использовать результаты исследований специалистов ЮНЕСКО в условиях Якутии, имеющие широкие международные связи; эксперты по народному образованию, науке и культуре Якутии; организаторы ассоциированных школ и клубов ЮНЕСКО.
Работа в Париже и беседы со специалистами ЮНЕСКО подкрепили мое убеждение в целесообразности для Национального Комитета Республики Саха по делам ЮНЕСКО придерживаться изложенных принципов деятельности.
2.3. Рабочая программа
20 июля 1992 года я подписал договор с заместителем Генерального директора по образованию Колином Пауэром и стал Почетным консультантом Сектора образования ЮНЕСКО. В этом контракте и письме Генерального директора Федерико Майора, полученном еще в Якутске, были поставлены следующие задачи:
1. Поиск путей увеличения эффективности взаимодействия с ЮНЕСКО малых и средних государств, включая новые республики, образовавшиеся на территории бывшего СССР, и написать отчет.
2. Участвовать в работе Сектора образования по математическому и компьютерному образованию.
По контракту я становился международным чиновником и обязывался «не выполнять инструкции любого правительства и любого руководства вне ЮНЕСКО». Эти требования являются категорическими и выполняются неукоснительно.
united nations educational, scientific ana cultural organization ? organisation des nations unies pour l'éducation, la science et la culture fa-fc. X>0 . organización de las naciones unidas para la educación, la ciencia y la cultura
7, place de Fontenoy, 75700 PARIS
The Director-General
^ и ë 1л
ulcphunc; гииоги! (I) J5 AH.HI.Wl
intcmïtioiutl + (33.1) J5.Mi. IU.00 telegrams: Uncsco Paris tclci: 2IM4ÓI Paris 27060: Paris ictefîx; 45.ft7.tS.W
reference: DG/92 /188
15 May 1992
Dear Professor Tomski,
I am very appreciative of the interest you have shown in co-operating with UNESCO in the field of science. I have noted in particular that you could be of great assistance to us in our reflection on ways of strengthening the development of the scientific community in the new republics deriving from the former USSR and on the cultural and educational issues facing small and medium-sized states.
I would therefore be very glad to be able to call on your advice as an honorary Consultant to the Secretariat and, more particularly, to its Education Sector.
----————" -v- juJ
I would be grateful if you would inform your government ^ accordingly, while I for my part am requesting my services, ^^ in liaison with Ambassador Lomeiko, Permanent Delegate of the Federation of Russia to UNESCO, to work out the practical details of this collaboration.
Yours sincerely,
Federico Mayor
Professor G. Tomski
c/o H.E, Ambassador V. Lomeiko
Permanent -Delegate of the
Federation of Russia to UNESCO UNESCO House
Письмо Генерального директора ЮНЕСКО
Поэтому я тоже должен был серьезно задуматься над своей рабочей программой и решил действовать следующим образом:
1) Изучить труды и документы ЮНЕСКО по всем направлениям его деятельности. Отправлять наиболее интересные материалы в Якутск для углубленного изучения членами Национального Комитета и практического использования.
2) Побеседовать и установить прочные контакты со специалистами всех основных подразделений Секретариата, решать вопросы, связанные с предложениями и проектами Национального Комитета.
3) Ознакомиться с работой Международного института планирования образования ЮНЕСКО (МИПО).
4) Получить представление о деятельности ассоциированных с ЮНЕСКО международных неправительственных организаций.
5) Подготовить предложения по увеличению эффективности взаимодействия с ЮНЕСКО Республики Саха, что могло бы быть использовано и новыми республиками на территории бывшего СССР.
6) Разобраться в деятельности ЮНЕСКО в области математического и компьютерного образования, апробировать свою Систему ДИП, представляющую совокупность методов раннего приобщения детей к интеллектуальной и творческой деятельности.
7) Подготовить предложения о развитии внешних связей Республики Саха.
2.4. Секретариат ЮНЕСКО и МИПО
Проштудировав более 15 000 страниц публикаций и документов ЮНЕСКО и установив контакты с более чем 100 его сотрудниками, пришел к следующим выводам:
1) В ЮНЕСКО стекается и накоплена богатая и ценная информация, для оперативного получения которой необходимо создать эффективные каналы связи. Первичную обработку и отбор информации проводить в Париже, для углубленного изучения и использования в Якутске необходимо использовать как можно более широкий круг специалистов и ученых.
2) С учетом мирового опыта можно завершить создание обоснованной концепции развития Якутии, для этого надо организовать в Париже научно-практические семинары и круглые столы с участием руководителей Республики Саха, ученых, деловых людей и международных экспертов.
По моему убеждению, эта концепция должна предусматривать оптимизацию миграционных процессов, усиление творческого потенциала постоянного населения, обеспечение достаточной «эндогенности» развития.
3) При методической помощи ЮНЕСКО приступить к созданию сети биосферных заповедников.
4) В 1993 году, объявленном ООН Годом коренных народов, можно было бы грамотно решить правовые вопросы, связанные с народами Крайнего Севера и введением гражданства республики.
Среди сотрудников ЮНЕСКО много профессоров, бывших сотрудников других учреждений системы ООН, международных банков, межправительственных организаций. Наибольший интерес представляют программные специалисты высших категорий Р 4, Р 5 и директора программ. Программный специалист является экспертом высокого класса, имеет координаты всех ведущих экспертов в своей области и лично знаком с большинством из них. Он организует конференции и семинары, издает труды и сборники трудов экспертов, ищет источники финансирования внебюджетных программ. Все это требует интенсивной переписки, большого количества рабочих совещаний, согласования многих вопросов со специализированными службами. Поэтому его называют еще «администратором программ».
UNESCO
UNESCO form 283 A (iv.91)
POST DESCRIPTION
Professional posts and higher category)
SECTION a: May be drafted by the incumbent of the post, subj ect to supervisors 1 approval
1. Identification and organizational setting of the post
1.4.Status
Occupied
S
Vacant
D
0
Projected creation г
1.5.Name cf incuTiient, if any
M. Qrtgori. тел
1.1.Post Н° 1.2.Present 1.3.Present title of post
çrade of post
P-5 Conseiller pour l'éducation
nEithém tique
For use of PER/CLA only Data post description received
Approved title
Nêvj Classified, crade
DUTIES AND RESPONSIBILITIES
Scus l'autorité du Directeur de la Division de la Rénovaticn des Programes et des Structures de l'Education et la supervisiai du Chef de la Section de ÉSiseigneaiiïit des Sciences et de la Technologie:
1. Participer en tant qœ spécialiste en matière de mathématiques aux activités de la Secticn, notamtnt à travers:
- Cantribiticn au développement des grands concours intematienaux "Kangourou sans frontières" et "Problèmes mathématiques des JTP";
- Rmnoticn de la méthode de dévelcpçaiïîit de la créativité des élèves basée sur les Jeux Intellectuels de Poursuite (JIP);
- Erécuticn des ccnçosantes rcathsïatiques prévues dans les activités sous l'égide du Projet 2000t-;
- Assistance dsrs les initiatives prises vis-à-vis de la réforme et du dévelcpperent des pregrannes des mathématiques et de la physique au niveau secondaire;
2. Eh liaison avec les Secteurs des Sciences, des Sciences Sociales et de la Gilture:
- Ccntrituer à l'élaboration des progrannss de l'Académie du Forun Nordique dans le domine de l'êiucaticn sciisntifique et tecmolcgique ;
- Suivre les activités de la Décennie internationale des peuples autochtones dans le denaine des uathéDatiques et des sciences.
3. Entreprendre tarte autre tâche relevant des activités de la Divisicn confiées par le Chef de la Section ou le Directeur de la Division.
AFPROX. V MULTIPLE 5
60?
ISS 15%
Описание поста в ЮНЕСКО
В настоящее время (напоминаю, что данный текст написан в 1993 году) из-за резкого уменьшения бюджета ЮНЕСКО (финансирование программ сокращено на 40%) происходит снижение эффективности действий программных секторов и ведется политика к поощрению внебюджетных проектов, сокращения кадров. В связи с этим руководство ЮНЕСКО проявляет определенный интерес к Республике Саха.
После ухода на пенсию программного специалиста Джакобсона, его вакансия сокращена и на меня возложена функция куратора программ математического образования, кроме того, участвую в Международном проекте развития научной и технологической культуры для всех.
Если Секретариат ЮНЕСКО является громоздким бюрократическим учреждением, то МИПО является небольшим научным учреждением и центром повышения квалификации. Наибольший интерес для нас представляют три направления его деятельности:
1) Исследования по высшему образованию: планирование высшего образования и связанные с этим исследования по планированию человеческих ресурсов и стратегии развития.
2) Исследования по научному и технологическому образованию, в частности, по современным дистанционным методам обучения с обобщением опыта Австралии, Канады и других стран с малой плотностью населения.
3) Ежегодные курсы повышения квалификации с 30 слушателями из развивающихся стран, руководителями отделов планирования министерств образования и вузов, владеющими свободно французским или английским языками.
2.5. Заключение
Изучение деятельности системы ЮНЕСКО и работа в его Секретариате убеждает в необходимости использования наиболее эффективным образом возможностей этой организации, которая рассматривается многими членами-государствами как «окно в мир». Решая принципиальные вопросы сотрудничества в установленном порядке по линии Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО — Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО — Секретариат ЮНЕСКО, необходимо создать механизм оперативного получения информации, решения технических вопросов и эффективного взаимодействия с программными специалистами.
В перспективе принципиальным решением этого вопроса может стать ассоциированное членство Республики Саха в ЮНЕСКО с согласия Российской Федерации и при условии уплаты республикой своей доли членских взносов. Такой вопрос может быть поставлен после полного погашения Россией своей задолженности ЮНЕСКО и после всестороннего изучения целесообразности этого шага.
В настоящее время было бы целесообразно с учетом роли Республики Саха в Российской Федерации, активности ее участия в деятельности ЮНЕСКО добиться того, чтобы Председатель Национального Комитета республики был заместителем Председателя Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО. Это позволит ему по многим вопросам прямо обращаться к Генеральному директору ЮНЕСКО.
3. КОМИТЕТ ПРОГРАММ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕСПУБЛИКОЙ САХА
3.1. Международные неправительственные организации
Существует более 600 международных неправительственных организаций (ассоциаций), поддерживающих с ЮНЕСКО связи различного уровня (А, В, С), в том числе:
- Римский клуб,
- Международный клуб технополисов,
- Международный институт административных наук,
- Международная ассоциация политических наук,
- Международная ассоциация экономических наук,
- Международная ассоциация профессоров университетов,
- Всемирный совет коренных народов,
- Международная лига прав человека,
- Международная ассоциация по обмену студентами для получения технических знаний.
Представляет интерес установление контактов с организациями и ассоциациями,
включенными в справочники ЮНЕСКО «Обучение за рубежом», «Европейские сети развития», а также с клубами и ассоциациями элиты и высших чиновников.
С 1981 года во Франции сняты ограничения на создание ассоциаций с участием иностранных граждан, поэтому в настоящее время существует несколько российских ассоциаций, «Азербайджанский дом», «Грузинский дом», культурные и другие ассоциации многих народов мира.
Общее количество ассоциаций во Франции оценивается в несколько сот тысяч, они имеет более 20 миллионов членов, почти миллион служащих. Многие из них пользуются государственными субсидиями или взяты под опеку (агреман) министерств.
Поэтому является естественной идея создания специальной ассоциации для развития внешних связей Республики Саха.
3.2. Принципы работы
Проанализируем основные положения устава.
Параграф 1. НАЗВАНИЕ
Физические и юридические лица, согласные с данным уставом, образуют ассоциацию, действующую по закону от 1 июля 1901 года и по декрету от 16 августа 1901 года, называемую «КОМИТЕТ ПРОГРАММ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕСПУБЛИКОЙ САХА» (КПСРС).
Международные ассоциации во Франции регистрируются как национальные, их филиалы за рубежом, желающие получить статус юридического лица, регистрируются согласно законом страны местонахождения.
Оригинал устава КПСРС: Comité des programmes de coopération avec la République Sakha
STATUTS
Chapitre 1 : Nom et siège social Article 1: Dénomination
Il est fondé, entre les personnes physiques et morales qui adhèrent aux présents statuts, une association, régie par la loi du 1er juillet 1901 et le décret du 16 août 1901, ayant pour titre: "Comité des programmes de coopération avec la République Sakha" (CPCRS),
Article 2: Siège social
Le siège social est fixé à Bagneux, France. I! pourra être transféré par simple décision du Bureau, ta ratification par l'Assemblée Générale sera nécessaire.
Chapitre 2: But et activités Article 3: Buts
Ce CPCRS a pour but le développement et la promotion des programmes de coopération culturelle, scientifique, sociale et économique avec la République Sakha (ex-Iakoutie). Il entend servir un large idéal de compréhension humaine, maintenir et resserrer les liens d'amitié entre les membres et adhérents de toutes nationalités dans un commun effort intellectuel et culturel.
Article 4: Activités
L'association mène, pour atteindre le but mentionné à l'article 3, les activité suivantes:
1) recherches et études sur la République Sakha;
2) service d'information sur ¡es projets des programmes de coopération;
3) participation à la réalisation des programmes;
4) contribution à la diffusion de la langue et de la culture française dans la République Sakha;
5) organisation de colloques, conférences, expositions, manifestations culturelles et sportives, voyages;
6) échange de publications, d'oeuvres d'art et de toute documentation utile;
7) autres activités, conformes au but du CPCRS, décidées par le Bureau.
Article 5: Durée
La durée de l'association est illimitée.
Chapitre 3: Composition de l'association
Article 8: Membres
Le CPCRS se compose de membres actifs, de membres bienfaiteurs, de membres d'honneur, de membres de droit,
Sont membres actifs, les responsables de programme spécifique agréés par le Bureau et versant une cotisation au moins égale à la cotisation minimale annuelle fixée par ie Règlement Intérieur.
Sont membres bienfaiteurs, les personnes ou collectivités légalement constituées qui versent une cotisation régulière et partagent l'idéal de l'association.
Peuvent être membres d'honneur, les personnes qui ont rendu des services signalés pour le développement de l'association. Elles sont désignées par le Bureau
Peuvent être membres de droit, le Président de la République Sakha et le Président du parlement de la République Sakha.
Article 7. Perte de la qualité de membre La qualité de membre de l'association se perd par:
1) la démission;
2) le décès;
3) la dissolution si le membre est une personne morale;
4) par la radiation prononcée par le Bureau pour non-paiement de la cotisation ou pour motif grave, l'intéressé ayant préalablement été appelé à fournir ses explications.
Articles. Responsabilité des membres
Le patrimoine de l'association répond seul des engagements contractés par elle, sans qu'aucun membre de cette association, même ceux qui participent à son administration, puissent en être tenu personnellement responsables. Par adhésion aux présents statuts, le membre s'engage à ne pas mettre en cause ia responsabilité du CPCRS en cas d'accident
Chapitre 4: Assemblée'Généra le
Article 9; Composition
L'Assemblée Générale du CPCRS comprend les membres actifs, les membres d'honneur et les membres de droit et se réunit une fois par an et chaque fois qu'elle est convoquée par le Bureau ou sur la demande du quart au moins de ses membres. Un membre peut se faire représenter par un autre membre en lui donnant un mandat. Le représentant légal d'une personne morale dispose d'une voix. Le quorum est des 1/2 des membres.
Article 10: Fonctions
Les fonctions de l'Assemblée Générale sont les suivantes: 1} élection des membres du Bureau;
2) approbation des rapports d'activités et des rapports financiers;
3) révision des Statuts de ['association;
Les décisions 1-2 sont prises à la majorité; la décision 3 aux 2/3 des voix.
Chapitre 5: Bureau du CPCRS
Article 11: Composition
Le Bureau est composé d'un Président, d'un Secrétaire Général, d'un Trésorier et de leurs adjoints. Les membres du Bureau sont élus pour une année, mais sont rééligibles. En cas de vacances, te Bureau peut pourvoir au remplacement de ses membres par cooptation. Les pouvoirs des membres ainsi cooptés prennent fin au moment de l'expiration des mandats des membres remplacés.
Article 12: Fonctions
Le Bureau est investi des pouvoirs les plus étendus pour l'exécution des opérations se rattachant à l'objet de l'association. Tout ce qui n'est pas spécialement réservé à l'Assemblée Générale est de sa compétence. Il dispose notamment des pouvoirs suivants, sans que cette énumération soit limitative:
1) ii fixe l'ordre du jour des Assemblées Générales;
2) il autorise et suit toutes actions judiciaires en qualité de demandeur ou défenseur et passe tous compromis ou transactions;
3) il reçoit et emploie les dons et legs dans les conditions fixées par la loi;
4) ii peut déléguer une partie de ses pouvoirs qu'il juge convenable à un ou plusieurs de ses membres. Il peut aussi choisir tous mandataires même en dehors du Bureau, pour un ou plusieurs objets déterminés; instituer toute commission pour l'instruction de toutes affaires et fixer rémunération des personnes étrangères à l'assosiation ainsi désignées;
5) le Bureau peut nommer les Directeurs des Programmes et leur déléguer les pouvoirs qu'il juge utiles au fonctionnement de l'association selon une énumération qui doit figurer au Règlement Intérieur, de même ii peut engager tout personnel salarié nécessaire au bon fonctionnement de l'association;
6) il établit te Règlement Intérieur pour l'application des présents Statuts.
Chapitre 6: Conseil d'Administration Article 13: Fonctions
Le Conseil d'Administration est chargé de conseiller le Bureau sur les problèmes concernant Elaboration et la réalisation des programmes.
Article 14 Composition
Le Conseil d'Administration est composé par tes membres du Bureau, íes Présidents des Commissions, les Directeurs des Programmes et les Représentants de la République Sakha.
Chapitre 7: Ressources du CPCRS Article 15. Ressources
Les ressources de l'association comprennent:
1) les droits d'entrée, les cotisations des membres et adhérents aux programmes;
2) les subventions qui pourraient lui être accordées;
3) les soutiens financiers exceptionnels accordés au CPCRS à l'occasion des manifestations qu'il organise;
4) le produit des ventes, publications et documents édités par le CPCRS ainsi que les droits d'entrée aux manifestations qu'il organise;
5) le produit des services du CPCRS (droits d'inscription aux cours, aux clubs etc.);
6) toutes autres ressources non interdites par la loi.
Chapitre 8: Dispositions diverses Article 16: Responsabilité du CPCRS
Les vues exprimées dans les publications et documents du CPCRS, la sélection des faits et leur interprétation engagent la seule responsabilité des auteurs et ne reflètent pas nécessairement l'opinion du CPCRS
Article 17: Dissolution
En cas de dissolution prononcée par 2/3 au moins des membres présents à l'Assemblée Générale un ou plusieurs liquidateurs sont nommés par celle-ci et l'actif net doit être attribué à une autre association déclarée ayant pour but la coopération avec la République Sakha.
Параграф 3. ЦЕЛИ
КПСРС имеет целью выработку, развитие и реализацию программ культурного, научного, социального и экономического сотрудничества с Республикой Саха (Якутией). Он согласен служит идеалам человеческого взаимопонимания, поддерживать и укреплять дружеские связи между членами всех национальностей в их общей интеллектуальной и культурной деятельности.
Параграф 4. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для достижения своих целей ассоциация ведет следующую деятельность:
1) исследования о Республике Саха;
2) служба информации о проектах программ сотрудничества;
3) участие в реализации программ:
4) вклад в распространение французского языка и культуры в Республике Саха;
5) организация коллоквиумов, конференций, выставок, культурных и спортивных мероприятий, путешествий;
6) обмен публикациями, произведениями искусства и полезной документацией;
7) по решению Бюро другую деятельность, соответствующую целям КПСРС.
Таким образом, КПСРС призвана помочь Республике Саха во всех направлениях международной деятельности. Свобода ассоциаций охраняется демократическими государствами и их общественностью, что дает гарантию свободной деятельности КПСРС и достаточной независимости для международных инициатив Якутии.
Организационное заседание КПСРС
Параграф 6. ЧЛЕНЫ
КПСРС состоит из активных членов, сочувствующих членов, почетных членов, членов по праву своего положения.
Активными членами являются руководители программ, принятые на заседании Бюро и оплачивающие членские взносы ...
Сочувствующими членами являются лица или законным образом оформленные коллективы, которые регулярно платят взносы и разделяют цели организации.
Почетными членами могут быть лица, оказавшие исключительные услуги для развития ассоциации. Они избираются на заседании Бюро.
Членами по праву своего положения могут быть Президент Республики Саха и Председатель Парламента Республики Саха.
Для того, чтобы стать активным членом Комитета, необходимо предложить обоснованную программу сотрудничества, решение о приеме будет вынесено только после того, как будут найдены зарубежные партнеры для начала реализации предложенной программы. Автор программы сам должен быть одним из руководителей реализации своей программы. Отказ в приеме не мотивируется. Только действуя таким образом можно получить компактную, влиятельную и эффективную организацию.
Решение о создании КПСРС было опубликовано в Journal Officiel de la République Française, n°8 от 24 февраля 1993 года.
Председатель Парламента Республики Саха и Председатель Национального Комитета по делам ЮНЕСКО Климент Егорович Иванов находился с 24 мая по 1 июня 1993 года в командировке во Франции и ЮНЕСКО и стал членом КПСРС (по праву своего положения).
Итоги командировки К.Е.Иванова:
1) Подписан Меморандум о соглашении между ЮНЕСКО, Российской Федерацией, Национальным Комитетом Республики Саха по делам ЮНЕСКО...
2) В беседе с Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором дана информация о работе Национального Комитета Республики Саха по делам ЮНЕСКО, сделано приглашение посетить Якутию в удобное для него время. При встрече присутствовали: Заместитель Генерального директора по образованию К. Пауэр, Посол России при ЮНЕСКО В.Б. Ломейко, профессор Г.В. Томский.
Встреча с Генеральный директором ЮНЕСКО
3) Достигнута договоренность с руководителем секции репрезентативных произведений ЮНЕСКО господином Ф. Аниса об ускорении работы над переводом на английский язык олонхо «Ньюргун Боотур» и издании в будущем перевода на французский язык за счет ЮНЕСКО.
4) Во время встречи с Послом Российской Федерации при ЮНЕСКО Владимиром Борисовичем Ломейко подведены итоги деятельности Национального Комитета Республики Саха по делам ЮНЕСКО.
Посол отметил, что создание по инициативе М.Е. Николаева в феврале 1991 года Национального Комитета было дальновидным и мудрым шагом. Благодаря активной деятельности Комитета, высокой квалификации и авторитету эксперта Г.В.Томского, успешно представляющего республику в Секретариате ЮНЕСКО, поддержке со стороны Правительства и общественности, в настоящее время сотрудничество Национального Комитета с системой учреждений ЮНЕСКО выходит на качественно более высокий уровень...
5) Во время посещения Европейского парламента в Страсбурге заместитель председателя Делегации по связям с республиками СНГ Лорд Ветл проинформировал о работе парламента, связях с Россией и странами СНГ. Он заверил, что будет оказана помощь в борьбе с вилюйским энцефалитом.
Депутат Франсуа Мюссо выразил пожелание приехать в Якутск во главе делегации из 7-8 деловых людей, при отборе которых будут учтены все предложения с якутской стороны
Депутат Рене Пике обратил внимание на экономический и социальный кризис в ведущих капиталистических странах и выразил пожелание при реализации экономических реформ избежать слепого подражания Западу.
6) В Сенате Франции во время беседы с директором службы постоянных комиссий Ален Делкам и секретарем Группы франко-российской дружбы в Сенате Ален Сайард произошел обмен информацией о работе Сената Франции и Парламента Якутии...
7) В Национальном Собрании Франции состоялась беседа с депутатом и бывшим министром Луи Мександо.
8) В Руане состоялась встреча с мэром города, членом Регионального Совета Верхней Нормандии Франсуа Готье. Произошел обмен мнениями о возможностях межрегионального сотрудничества между Регионом Верхняя Нормандия и Республикой Саха.
9) Проф. Г.В. Томский ознакомил с уставом и планами деятельности Комитета программ сотрудничества с Республикой Саха (КПСРС), зарегистрированной во Франции в феврале 1993 года. Создана контролируемая республикой международная неправительственная организация, через которую можно начать реализацию многих программ сотрудничества. Степень государственного контроля будет определяться договорами с Комитетом, имеющим статус французской ассоциации. Использование возможностей и льгот, представляемых ассоциациям за рубежом, позволяет добиться максимизации эффекта при минимизации затрат.
10) По поручению Секретариата ЮНЕСКО проф. Г.В. Томский должен организовать Международную ассоциацию коренных народов Крайнего Севера по образованию, науке и культуре. Решение о создании такой международной организации было принято участниками Международной конференции «Народы Крайнего Севера (Сибирь-Америка-Европа), проходившей во Дворце ЮНЕСКО в марте 1993 года.
Признано целесообразным использование этой ассоциации как прямого канала связи с ЮНЕСКО и другими международными правительственными и неправительственными организациями, а также для поднятия престижа Республики Саха на международной арене.
11) Во время встречи с Ив и Николь Фажарди, руководителями группы из 7 фирм, обсуждены вопросы сотрудничества в области здравоохранения, повышения квалификации кадров, издательской деятельности, приобретения недвижимости во Франции (частично на бартерной основе) в целях минимизации расходов на командировки и стажировки, облегчения делового и научного туризма.
12) Произошла дружеская беседа с Послом Российской Федерации во Франции Юрием Алексеевичем Рыжовым. Посол обещал оказать содействие в установлении прямого сотрудничестьва Республики Саха с одним из Регионов (провинций) Франции, в использовании возможностей посольства России для активизации деятельности Якутии во Франции.
Кроме этого, были организованы: посещение в Версале второго по величине во Франции госпиталя, оснащенного новейшей техникой; встреча с ректором Национального центра заочного образования Бернард Лоэн, а также посещение фермерского хозяйства в Нормандии, а также другая деловая и культурная программа..
3.3. Структура и руководство
Приведем параграфы устава КПСРС о Генеральной конференции.
Параграф 9. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
В работе Генеральной конференции участвуют активные члены, почетные члены и члены по праву своего положения, она собирается раз в год или по решению Бюро, а также по просьбе, по крайней мере, четверти членов, имеющих право участия. Отсутствующий член может дать свой мандат другому члену ассоциации, который тогда получает право представлять его мнение и голосовать от его имени. Полномочный представитель члена, являющегося юридическим лицом, имеет один голос. Для кворума достаточно наличия 'Л присутствующих или представленных членов.
Параграф 10. ФУНКЦИИ
Генеральная конференция имеет следующие функции:
1) выборы членов Бюро;
2) утверждение отчетов о деятельности и финансах;
3) внесение поправок и дополнений в устав ассоциации.
Решения по вопросам 1-2 принимаются простым большинством, а по вопросу 3 большинством в 2/3 голосов.
Параграф 11. СОСТАВ
Бюро состоит из Президента, Генерального Секретаря, Казначея и их заместителей. В случае появления вакансии Бюро может кооптировать в свой состав нового члена. Полномочия кооптированного члена истекают в момент истечения полномочий члена, которому принадлежала его вакансия.
Параграф 12. ФУНКЦИИ
Бюро обладает самыми широкими полномочиями для исполнения целей ассоциации. Все, что не затрагивает полномочий Генеральной конференции, относится к его компетенции. В частности, Бюро может:
1) определить перечень вопросов, предлагаемых Генеральной конференции для обсуждения;
2) совершает и разрешает совершать юридические акты, заключает все соглашения и контракты;
3) получает и использует завещания и дары в согласии с действующим законодательством;
4) может делегировать необходимую для дела часть полномочий одному или нескольким своим членам; может дать необходимые полномочия даже лицам, не входящим в Бюро; может образовать любую комиссию по любому делу и фиксировать оплату привлекаемым таким образом лицам, не являющимися членами ассоциации.
5) Бюро может назначать Директоров программ и представлять им полезные для деятельности ассоциации права и определить им оплату согласно Правилам внутреннего распорядка, а также назначать необходимый для хорошего функционирования ассоциации персонал;
6) вырабатывает Правила внутреннего распорядка, описывающие порядок применения положений данного устава.
Таким образом, Бюро обладает всей полнотой власти и раз в год подвергается контролю Генеральной конференции, которая имеет право внести любые изменения в его составе. Существует Административный Совет, который задуман как совещательный орган при Бюро.
Параграф 13. ФУНКЦИИ
Административный Совет дает рекомендации и советы Бюро по проблемам, связанным с выработкой и реализацией программ.
Параграф 14. СОСТАВ
Административный Совет состоит из членов Бюро, Председателей комиссий, Директоров программ и Представителей Республики Саха.
3.4. Возможная стратегия действий
Представляется целесообразным следующее начало деятельности КПСРС.
1. ПРОЯСНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМИТЕТА. Необходимо решить степень поддержки ассоциации Республикой Саха, что должно выразиться в подписании КПСРС соглашений с Правительством и Парламентом республики, Национальным Комитетом по делам ЮНЕСКО и другими заинтересованными в его деятельности учреждениями и организациями. Скорость решения этого вопроса даст нашим зарубежным партнерам и общественности республики представление о серьезности намерений Республики Саха вести международные дела.
Первые 2 договора были заключены через 5 дней после официальной регистрации КПСРС
с Национальным Комитетом по делам ЮНЕСКО (1.03.1993) и с Комитетом по проблемам женщин, детей, семьи и демографической политики при Президенте Республики Саха (2.03.1993). Через месяц были подписаны еще 2 договора с Министерством внешних связей (1.04.1993) и с Фондом будущих поколений (2.04.1993).
Приоритетными направлениями сотрудничества КПСРС были указаны:
В договоре с Национальным Комитетом по делам ЮНЕСКО:
- участие в реализации программ ЮНЕСКО, имеющих отношение к Республике Саха;
- подготовка и распространение информации о Республике Саха на официальных языках ЮНЕСКО;
- поиск путей расширения научного и делового туризма, обмена специалистами, стажерами и студентами;
- организация совместных конференций, семинаров и других мероприятий.
В договоре с Министерством внешних связей:
- подготовка и распространение информации о Республике Саха;
- экспертиза программ и проектов сотрудничества;
- поиск путей расширения научного и делового туризма, обмена специалистами, стажерами и студентами;
- установление прямых связей Республики Саха с регионами и провинциями Европы;
- подготовка визитов руководителей Республики Саха в Европу;
- организация совместных конференций, семинаров и других мероприятий.
В договоре с Фондом будущих поколений:
- экспертиза программ и проектов сотрудничества;
- организация предприятий и учреждений Фонда в Европе, общественный контроль над их деятельностью;
- повышение квалификации специалистов Фонда, организация стажировок и обучение студентов в Европе;
- организация совместных конференций, семинаров и других мероприятий.
В договоре с Комитетом по проблемам женщин, детей, семьи и демографической политики:
- подготовка и распространение информации о Республике Саха на европейских языках;
- поиск путей расширения семейного и делового туризма, обмена специалистами, стажерами и студентами;
- организация совместных конференций, семинаров и других мероприятий:
- установление связей с женскими и детскими организациями и учреждениями;
- дальнейшее распространение интеллектуальной игры «Сонор».
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЧЛЕНОВ КОМИТЕТА, До определения позиции Республики Саха членами Комитета являются:
Президент КПСРС: ТОМСКИЙ Григорий Васильевич;
Генеральный Секретарь: КАРРО Жак Янкель, переводчик и публицист, работает над диссертацией о якутской культуре;
Казначей: РАНДА Владимир, издатель, завершает диссертацию по народам Канадского Севера;
ШРЕТЕР Инго, юрист ЮНЕСКО;
РАЗОН Жан Патрик, директор французского отделения международной ассоциации по защите прав коренных народов;
КИМ Филипп, менеджер, генеральный секретарь корейской ассоциации:
КОТТЕН Брюно, администратор ассоциации «Нидерландский Колледж» Парижского университетского городка;
ЛЕКОНТ Анри, специалист по народной музыке, психолог, кинодокументалист;
АЗАРМАНД Хушанг, доктор экономики, менеджер, вице-президент ассоциации «Азербайджанский дом»;
ШАРРЕН Анн-Виктуар, профессор Высшей школы восточных языков, исследователь культуры народов Сибири.
После выяснения приоритетов и степени поддержки Республики Саха будет произведено оптимальное расширение состава членов.
Кроме дополнительного приема активных членов будет образован Корпус Советников из влиятельных представителей зарубежной общественности, ученых, специалистов и деловых людей.
3. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА. Планируется опубликовать тщательно подготовленные информационные материалы и целенаправленно их распространять среди возможных партнеров с конкретными предложениями о сотрудничестве. Среди этих материалов должны быть произведения руководителей республики и ведущих ученых Якутии.
Имеется договоренность о публикации в ряде журналов материалов о Якутии, началось целенаправленное привлечение к якутской тематике журналистов и писателей, непрерывно изучаются интересы и вкусы различных слоев западного общества.
Необходимо расширить масштабы делового и научного туризма. Благоприятное впечатление на общественность Франции произведет организация в Якутске филиала известной культурно-просветительной организации «Альянс Франсэз».
4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ. Для завершения создания обоснованной концепции развития республики организовать в Париже научно-практические семинары и круглые столы с участием руководителей Республики Саха, ученых, деловых людей и международных экспертов.
В настоящее время представительные встречи, совещания и семинары можно организовать при помощи и с участием Парижского университета Дофин, Международной ассоциации бывших жителей Парижского университетского городка, влиятельной ассоциации политических и общественных деятелей «Социальный контракт» и других организаций.
Это позволит установить необходимые контакты с любыми интересующими Республику Саха учреждениями, максимизировать отдачу от зарубежных командировок и делового туризма.
5. ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ. Будут направлены предложения о подписании договоров о сотрудничестве между КПСРС и интересующими Якутию учреждениями и организациями, предложения о подписании договоров между Республикой Саха и регионами Европы.
Таким образом, будут установлены связи типа:
Республика Саха — Регионы зарубежных государств, малые государства и
развивающиеся страны;
Ведомства, учреждения и организации Якутии — КПСРС -- Ведомства, учреждения и организации зарубежных стран.
Договор между Городом Парижем и Якутией от 28 июня 1994 года:
ACCORD
sur Rétablissement de relations et le développement de ia coopération ешге la Mairie de Paris - République Française - et le Gouvernement de la République Sakhâ (Yakoutie) - Fédération de Russie
de la
^ ic ^ i ,„„.„,„. ^.............................................1992 et
eu se^ondimt^urVAccord de coopération culturelle entre le Gouvernement de ¡a Fédération de là Russie et le Gouvernement de la République Française du 6
fevrier 1992 ; , , . , ,,..
se référant aux accorda passes au cours des entretiens entre la délégation du
Gouvernement de la République Sakha (Yakoutie) et la Mairie de Paris du 6
décembre 1993 ; , '
.attachanî beaucoup d'importance a rétablissement de relations permanents
au plan régional ; , ,
manifestant leur désir de mettre en oeuvre une coopération mutuelle au plan
gouvernemental aussi bien qu'au pian des entreprises et des individus.
sont convenus de ce qui suit :
ARTICLE 1
Le*: Pa^ÈS développeront une coopération étroite en établissant à cette fin un dialogue régulier et mutuellement avantageux. Les Parties sont convaincues que rétablissement des relations entre elles contribuera positivement au renforcement des relations bilatérales entre la Fédération de la Russie et la France.
Les principales orientations sont les suivantes :
- relations économiques et cosimercisles ;
- culture, science et éducation ;
- protection de l'environnement ;
- politique sociale.
ARTICLE 2
Les Parties développeront une coopération économique ne relevant pas de la compétence de la Fédération de Russie et de la République Française. A ces fins, les diverses formes de coopération entre les entreprises er les organisations correspondantes seront encouragées.
Les Parties se consulteront périodiquement pour preaser et déterminer des options prioritaires de' coopération. _
Une attention particulière sera accordée a la coopération entre les entreprises. La Mairie de Paris fournira une assistance au plan consultatif et technique dans le domaine de l'organisation et de l'administration, de la formation professionnelle des cadres.
ARTICLE 3
Les Parties développeront une coopération dans le domaine de l'éducation, de la science ci de la culture.
Les Parties favoriseront la coopération entre des établissements d'enseignement supérieur et des institutions scientifiques sous diverses formes, en particulier par l'échange de spécialistes, d'enseignants et d'étudiants.
Les ■ Parties permettront et, si nécessaire, soutiendront l'organisation d'expositions, de concerts, de spectacles et d'autres manifestations organisées par des artistes ou par des associations culturelles locales.
ARTICLE 4
Les Parties collaboreront dans le domaine de la protection de Penvironnement| de ia recherche de solutions aux problèmes écologiques et de l'utilisation rationnelle des ressources, conformément aux principes d'un développement stable.
Les Parties développeront leur coopération, en particulier par :
- la collaboration technique y compris l'échange de nouvelles technologies visant a protéger la nature et à économiser l'énergie ;
- la formation de spécialistes ;
l'encouragement à P organisation de recherches scientifiques et expérimentales dans le domaine de l'écologie et de la protection de l'environnement avec application des résultats obtenus à l'industrie.
ARTICLE 5
Les parues collaboreront en matière dé politique sociale et visant a l'amélioration de la situation de la famille, et plus particulièrement :
- la recherche scientifique, l'échange d'informations et d'experiences, des stages et tout autres actions sur les problèmes de la famille, du rôle de la'feoime dans ia société et de la politique démographique ;
- la protection de la santé er la socialisation des enfants et des jeunes ;
- le tourisme familial ;
- les contacts entre les organisations sociales qu; traitent de ces problèmes.
ARTICLE 6"
Afin de mettre en oeuvre les articles du présent Accord, les "Parties'' sont convenues de former en commua .une Commission spéciale (dite ci-dessous "Commission"), qui a pour but de développer la coopération entre la République Sakha et Paris. Chaque "Partie" désigne ses représentants au sein de la "Commission". La "Commision" se réunie autant que nécessaire et sur la demande d'une des "Parues".
La "Commission" :
a) élabore des programmes de coopération entre les "Parties", selon les orientations prévues par l'article 1 du présent Accord ;
b) contrôle l'exécution des programmes et établit des rapports sur leur réalisation ;
c) étudie des propositions concernants les programmes nouveaux de coopération et les corrections dans les programmes en cours.
ARTICLE 7
Afín de réaliser le présent Accord, les "Parties" adopteront des programmes de coopération bilatéraux prévoyant des manifestations concrètes et les conditions de leur exécution.
Dans le même but, des protocoles et des conventions peuvent être adoptés entre les administrations publiques dans Se cadre de leur compétence et conformément a la legisla ri on nationale de chacune des "Parties".
ARTICLE S
Le présent Accord entre en vigueur dès le jour de son adoption. 11 esr valable pour 5 ans. Il peut Sire renouvelé avec l'accord express des deux parties.
Fait à Yakoutsk, le 28 juin 1994 en deux exemplaires, en russe et en français, les deux textes ayant la même valeur.
6. ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ. КПСРС позволит облегчить организацию юбилея П.А.Ойунского и других важных для республики мероприятий, организацию стажировок, научного и делового туризма. В компьютеры Комитета будет «перекачена» информация из баз данных ЮНЕСКО, будет происходить непрерывное накопление ценной информации по заказам якутских потребителей.
3.5. Перспективы самоокупаемости
По параграфу 15 устава КПСРС его средства образуются из:
1) вступительных и членских взносов участников программ;
2) предоставляемых ему субвенций;
3) целевых средств для организации определенных мероприятий;
4) средств от продажи публикаций и документов, издаваемых КПСРС, а также от организуемых мероприятий;
5) оплаты за услуги КПСРС (плата за посещение курсов, клубов и т. п.);
6) других поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
При оценке степени самоокупаемости надо учитывать следующие факторы:
- деятельность КПСРС позволит оптимизировать количество и длительность заграничных командировок, значительно повысить их результативность;
- расходы на гостиницу командированный может передать в кассу КПСРС, который займется его размещением;
POUR LA MAIRIE DE FA RIS
RÉPUBLIQUE FRANÇAISE
POUR LE GOUVERNEMENT DE LA REPUBLIQUE SAKHA (YAKOUTIE) FÉDÉRATION DE RUSSIE
- могут быть переданы КПСРС часть средств, которые Республика Саха тратит на юридические и другие консультации с зарубежными специалистами.
Следует учесть, что любая услуга на Западе является платной: составление устава стоит не менее 4000 долларов, день деятельности лоббиста в парламенте — около 2000 долларов, час работы квалифицированного специалиста во Франции стоит не менее 50 долларов. Я получил за 7 месяцев не менее 500 часов консультаций от специалистов ЮНЕСКО, дипломатов, ученых, высококвалифицированных специалистов.
Вместе с тем бескорыстная деятельность в рамках ассоциаций высоко оценивается общественностью...
Валютный доход могут дать выставки, курсы, даже спортивные мероприятия. При этом следует учесть, что западная публика не любит подражательства, всегда ищет для себя новое и неизведанное.
Программы экономического и научного сотрудничества могут привести к созданию совместных или чисто якутских предприятий за рубежом. В этом случае имеет смысл объединения их усилий с КПСРС путем создания ГЭИ — Группировки с экономическими интересами или ГОИ — Группировки с общественными интересами.
Интересен опыт Франции, который для широкого привлечения общественности к международным делам, создал ГЭИ «Французский дом», объединяющий услилия регионов, департаментов, ассоциаций и предприятий.
3.6. Субсидирование в начале деятельности
Получив предложения о сотрудничестве, потенциальные партнеры начнут изучать возможности Республики Саха и КПСРС, приезжать для ведения переговоров, просить дополнительную информацию. Поэтому Республике Саха имеет смысл купить особняк в Париже. Стоимость зданий и квартир, выросшая в несколько раз в период с 1982 по 1989 год, в последние 3 года упала в 1,5 раза из-за экономического кризиса. Стоимость квартиры обычно не превышает суммы квартплаты в течении 10 лет.
Особняк может быть передан КПСРС по договору. В ней могли бы разместиться: Бюро Комитета, зал для проведения мероприятий, библиотека, комнаты и квартиры для командированных специалистов, представителя республики, стажеров и студентов.
При наличии здания только из ЮНЕСКО можно получить тысячи публикаций и документов, можно организовать обмен информационных материалов, произведений искусства... Демонстрация фильмов о Якутии, небольшие концерты, семинары и дискуссии начнут создавать необходимый нам образ республики. Станут более доступными научный и деловой туризм из Якутии, что позволит сэкономить государственные средства при резком оживлении международной активности.
Не существует опасности потери для республики, накопленных в КПСРС ценностей. По параграфу 17 его устава в случае прекращения деятельности «активы передаются другой зарегистрированной ассоциации, имеющей целью сотрудничество с Республикой Саха».
3.7. Заключение
Таким образом, Республика Саха имеет контролируемую ею международную неправительственную организацию, через которую она может начать реализацию многих программ сотрудничества. Степень государственного контроля будет определяться договорами с КПСРС, имеющей статус французской ассоциации...
Республика Саха не может нести ответственности за действия членов КПСРС, в частности, параграф 16 его устава гласит: «мнения, выраженные в публикациях и документах
КПСРС, выбор фактов и их интерпретация лежат на ответственности авторов и необязательно выражают мнение КПСРС».
Это дает значительный простор для международной деятельности, снимает многие формальные ограничения. Например, сдержанность Национальной Ассамблеи Франции в установлении прямых контактов с Парламентом Республика Саха, можно обойти, организуя встречи и дискуссии парламентариев и работников аппарата в КПСРС и дружественных ассоциациях.
Создание каналов прямой связи дает основания надеяться, что развитие нашей культуры, языка, традиций и науки получит новый импульс. Появится возможность, не откладывая, конкретно решать вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, организации их учебы в зарубежных учебных заведениях, стажировки специалистов в передовых фирмах и т. д.
Будут решаться другие задачи в области международных связей Республики Саха и при этом использование возможностей и льгот, предоставляемых ассоциациям за рубежом, позволит добиться максимизации эффекта при минимизации затрат. Опыт республики в последующем будет полезен всей Российской Федерации и для других стран.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Опыт создания КПСРС был использован для создания других международных неправительственных организаций.
Первой была создана Международная федерация ФИДЖИП, о чем в статье [1] рассказывается в следующих терминах:
« В 1993 году в Якутск на конференцию ЮНЕСКО по образованию приехал заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колин Пауэр. Во время этой командировки он познакомился с изобретенной мною развивающей игрой ЖИПТО и ее использованием в школах в качестве стимулятора различных видов творчества. В том же году по его предложению я создал в Париже и возглавил Международную федерацию по этой игре — ФИДЖИП.
ФИДЖИП является международной научной, культурной, образовательной и спортивной ассоциацией, работающей в тесной связи с ЮНЕСКО. Ее деятельность способствует реализации программ развития образования и других программ ЮНЕСКО.
Как культурная и спортивная ассоциация, ФИДЖИП развивает и пропагандирует Искусство ЖИПТО и организует Фестивали ЖИПТО с международными турнирами, выставками, играми- спектаклями и другими зрелищными мероприятиями. Как международная сеть научных работников, ФИДЖИП координирует математические, педагогические и психологические исследования по теории ЖИПТО и внедрению его в образование, ведущиеся во многих университетах.
ФИДЖИП принимал участие в организации во Франции и Европе многочисленных мероприятий: международных турниров, конференций и семинаров, фестивалей и международных выставок, научных и языковых стажировок, культурных обменов между Парижем и Якутией (между которыми был заключен договор о культурном сотрудничестве). Для участия в этих мероприятиях приглашались Президент и Председатель парламента Якутии, Заместители Премьер-министра, министры культуры, охраны природы и внешних связей этой республики, в частности, были совершены два прямых чартерных рейса из Якутска.
Были налажены полезные связи с международными экологическими организациями, учреждениями ООН в Женеве, я участвовал в организации Академии Северного форума и организовал подписание договора между ним и ЮНЕСКО.
Чтобы грамотно организовывать сложные международные мероприятия, счел необходимым получить дипломатическое образование в Парижской международной академии и углубленное высшее образование в области международного права и экономики на юридическом факультете Парижского университета Декарт. После этого многоопытный
дипломат Борис Александрович Борисов, работавший долго начальником отдела международных организаций департамента кадров МИД СССР, сказал, что людей с таким углубленным международным образованием мало и в МИД Российской Федерации.»
Решение о создании ФИДЖИП было опубликовано в Journal Officiel de la République Française, n°50 от 15 декабря 1993 года, информация об этом распространялась по каналам ЮНЕСКО на английском, русском, французском, испанском и арабском языках:
Fédération internationale du système J IP (FIDJIP)
The "Système JIP" is a set ot different techniques for encouraging the creativity of infants from 4-6 years, children, and adolescents by way of a variety of educational games (jeux intellectuels de poursuite: JIP). The seven main components of the system include o making the pieces and boards using local traditional techniques developing creativity by designing and building pieces and boards, both mechanical and electronic involvement in the organisation of competitions to perfect the skills of organisation and public speaking analysis of game positions and strategies by elementary mathematical methods
For farther information, wire to Prof G rigor i Tomski
UNESCO ED/PE, 7 place de Fomenoy, 75352 Paris, France
F1DJÏP calls mathematics teachers
The Fédération Internationale du Système JIP (FIDJIP), formed through the initiative of UNESCO and its Project 2000 + Secretarial for the development of scientific and technological literacy for all, invites secondary school mathematics teachers to join in its work. FIDJIP plans seminars and conferences on its system for such teachers.
For further information, please contact Professor G rigor i TOMSKI (see above)
Fédération internationale du svstème JIP (FIDJIP)
Le "Système JIP" est un ensemble de techniques visant à encourager la créativité des enfants d'âge préscolaire de 4 à 6 ans. des enfants d'âge scolaire et des adolescents à l'aide de toute une série de jeux éducatifs (jeux intellectuels de poursuite : JIP). Les sept principales composantes de ce système incluent les éléments suivants :
• fabrication de pièces et de planches à l'aide de techniques locales traditionnelles ;
• développement de la créativité par la conception et la fabrication de pièces et de planches, mécaniques et électroniques ;
• participation à l'organisation de concours pour perfectionner les techniques d'organisation et d'expression orale ;
• analyse des positions et stratégies de jeu, à l'aide de méthodes mathématiques élémentaires.
Pour plus de renseignements, s'adresser à :
Professeur Grigori TOMSKI UNESCO ED/PE 7place de Fomenoy 75352 Paris (France) Télécopieur : (33 I) 45 65 94 05
La FIDJIP lance un appel aux professeurs de mathématiques
La Fédération internationale du système JIP (FIDJIP). créée à l'initiative de l'UNESCO et du secrétariat du Projet 2000+ pour promouvoir la culture scientifique et technologique pour tous, invite les professeurs de mathématiques de l'enseignement secondaire à participer à ses travaux,
La FIDJIP prévoit d'organiser des séminaires et conférences sur son système à Tintent ion de ces enseignants.
Pour de plus amples informations, veuillez contacter M. Gregori Tomski (voir ci-dessus).
Герб ФИДЖИП
^ U/S. /2. /993 ^
В ноября 1993 года в Париж был командирован профессор Р. М. Скрябин для работы со мной над проектом устава Академии Северного Форума, решение о создании которой было принято руководством Северного Форума — ассоциации регионов Крайнего Севера. В это же время было организовано собрание, на котором обсуждалось данное мне поручение ЮНЕСКО организовать ассоциацию народов Крайнего Севера по образованию, науке и культуре. Было принято решение организовать ее под названием АДЕАН / ADEAN (Ассоциация экспертов коренных народов Крайнего Севера / Association des expert autochtones du Grand Nord).
Обсуждение устава Академии Северного Форума продолжилось во время Совещания экспертов в Норвегии (Осло — Трондхейм — Тромсо) с 25 апреля по 1 мая 1994 года.
Во время совещания экспертов в Норвегии
В 1994 году была создана АМСА / AMSA (Всемирная ассоциация ученых коренных народов / Association mondiale des scientifiques autochtones).
Учредительное собрание АМСА во Дворце Наций в Женеве
ФИДЖИП является всемирной организацией, АДЕАН и АМСА — организациями экспертов и ученых коренных народов, Академия Северного Форума — организацией ученых и экспертов северных регионов планеты.
Таким образом, деятельность автора статьи быстро переросла рамки Комитета программ сотрудничества с Республикой Саха и обычные обязанности эксперта Сектора образования ЮНЕСКО. Причем это было сделано по инициативе (ФИДЖИП и АДЕАН) или с согласия (АМСА) руководства ЮНЕСКО [2, 3].
Литература
1. Томский Г.В. Творческая автобиография // CONCORDE, 2015, N 2, p. 3-20.
2. Tomski G. L'UNESCO et les ONG : Politique officielle et expérience personnelle. - Editions du JIPTO, 2006. - 124 p.
3. Tomsky G. Sakha and UNESCO // International Affairs, 1995, p. 18-21.
Sakha and îdcNfiSCO
(Proving ground for oNew ^Aeas and Strategies
G.TOMSKY
THE REPUBLIC of sakha's cooperation with UNESCO is believed to be essential in putting educational, scientific and cultural reforms into life. At the same time, UNESCO which is undergoing changes itself, also has become more aware of what is taking place at what was traditionally known as a back of beyond.
At present, UNESCO is seeking new forms of work which would enable it to increase its efficiency against the backdrop of a thinning budget. Consequently, the main attention will be given to promoting international intellectual cooperation. UNESCO program experts will monitor the implementation of the most interesting projects relating to their fields of activity, sponsor the swap of informtion ana participate in setting up and restructuring international cooperation networks.
In this respect, Sakha with its huge territory, scarce population and problems very similar to those of third world countries (but possessing resources for solving them) could not fail to provoke interest on the part of UNESCO instituions.
Yakutia serves as a model of how to contact with UNESCO for other republics and regions of the Russian Federation. The Russian Commission for UNESCO may well disseminate Yakutia's experience. For all practical purposes, Yakutia with all its peculiarities, may provide a good proving ground tor UNESCO's Secretariat, International Institute of Planning Education and other institutions dealing with testing and implementing new ideas and projects.
Mechanism of cooperation. Currently in use is the following chain of communication: program authors and launchers - National Committee for UNESCO - Russian Commission for UNESCO - Russian Permanent Mission at UNESCO - UNESCO Secretariat. The use of other communication channels, such as program author and launchers - international non-governmental organizations associated with UNESCO - UNESCO Secretariat cannot be ruled out as well.
Importantly, back in 1981, France abolished all limits concerning setting up associations with a foreign involvement; the procedure for their forming is very simple and their independence is considered to be one of the main freedoms of democratic society. Many of the 680-plus associations maintaining official links with UNESCO were conceived as networks of intellectual cooperation and channels of attracting top experts to UNESCO activities.
The first channel possesses the following advantages:
1. Projects are examined by top experts from the Russian Commission for UNESCO and Mission to UNESCO.
2. Projects are presented on behalf of a UNESCO member-state.
Sometimes, the second channel may prove more efficient making it possible to
take a burden off the first channel. In"addition, it may lead to other networks of international cooperation. In any case, the general information about international contacts of republic experts, as far as the UNESCO terms of reference is concerned, should be sent to Russia's National Commission for possible using them by other Russian republics and regions.
International decade of indigenous peoples. According to the un general assembly, 1993 was the International Year of Indigenous Peoples and now we have entered a decade under the same name. Within the framework of the International Year, UNESCO conducted a representative international con-
Grj gory "To m sky — President of the World Association of Indigenous Scientists, president of the International Federation for the DIPG System {dynamic intellectual pursuit games), an expert at the UNESCO Education Sector
SAKHA AND UNESCO, PROVING GROUND FOR NEW IDEAS AND STRATEGIES 19
ference named National School: the Concept and Technology of Development (Yakutsk, March, 1993). Following the conference's reco'mmendations, an international center of national schools has been opened in Yakutia's capital.
Indigenous peoples of today boast significant intellectual and scientific attainments. Indigenous intellectuals are eager and able to make the future of their peoples better. To introduce native experts and their projects to the interested organizations, indigenous scientists who took part in trie 12th session of the UN working group on indigenous peoples (Geneva, July, 1994), proposed to set up a worltf association of indigenous peoples' scientists (AMCA) covering tlie latters'regional networks.
To make contacts with international organizations smooth, AMCA was registered in late 1994 in Paris in correspondence with France's law on associations.
in Geneve, the author of this article was elected president of the association; the coordinator of scientists of Finnic-Ugrian peoples, A, Popov (Syktyvkar), was elected secretary-general, and the coordinators of the largest regional networks, P. Skryabin (Yakutsk), G. Pullar (Alaska) and V. Greffa (Amazonia), became vice-presidents.
Soon in place will be a databank storing information about all prominent experts on indigenous peoples. The most efficient of them will become corresponding members of AMCA and be involved in various relevant projects. Those who acquit themselves fine will be elected full member of AMCA,
AMCA has begun a comparative examination of programs concerning education, science and culture of indigenous peoples living in the Far North, Siberia, America and Oceania. Yakutian experts are actively participating in setting up the Northern Forum Academy which is planned to receive a status of an international non-governmenta! organization associated with UNESCO. This issue was discussed during the meeting between Mikhail Nikolavev, president of Sakha, and vice-president of the Academy, with UNESCO Gen-eral-Secretarv F. Mayor, in December, 1993. The Secretariat of the International Decade under the auspices of the UN Human Rights Commission in Geneva, places hopes on AMCA's contribution to the success of the decade.
AMCA is believed to have its say in enhancing the Russian Federation's prestige in the world. As compared with the American continent and the foreign North, small peoples living in Russia boast a higher level of education meaning that we are in a position to greately contribute to solving these peoples' problems.
One of the global problems of the 20th century is the pollution of the natural environment which is the most important element of the quality of life. The thinning ozone layer, green-house effect, water contamination "and the radioactive threat recognize no state borders.
The Far North zone occupies nearly 20 percent of the Northern Hemisphere's surface. This huge territory is rich in natural resources; suffice it to say that the local reserves of hydrocarbon fuel account for about a quarter of the world's stock.
The rapacious extraction of minerals poses a great danger to the fragile nature of the Far North; the degradation of the globe's last expanses knowing no tech-nogenic impact, may lead to the most serious geopolitical consequences. Having in mind the vastness of northern territories, tlie damage inflicted upon Arctic nature may well spread to the Earth's ecosystem and biosphere as a whole.
In this connection, the cultural and moral values of the Far North's natives who know how to live in harmony with nature are of great interest. Their increasing participation in the industrial development of the Arctica, provided that their originality is preserved, may have an ecologically beneficial effect.
Hopefully, during the International decade, the situation will become more favorable for drawing the attention of international funding sources to Far North regions.
Combining traditions with new ideas. The Yakutian people's traditional culture is the result of synthesizing Arctic and Turkic components; its perception of the world is based on the idea of the cult of nature and a harmonious interaction of man with the environment. What we are witnessing now is a new intensive synthesizing of traditions with a modern technological culture and a scientific world outlook.
We have succeeded in opening at Yakutsk University a research school dealing with a mathematical theory of making optimum and compromise decisions. Such schools are not common in Russia. We have scored marked successes in the
20 G.TOMSKY
theory of differential games - a very promising sphere of research. Specifically, we have developed the system of dynamic intellectual pursuit games (DIPG) which comprises different methods of boosting creativity with an elementary mathematical theory. The main components of the system are as follows:
1. Initial {attracting the 4- to 6-year olds to intellectual games with the help of a new Yakutian DIPG called Son or.
2. Participation in developing new types of DIPGs and the relevant sets.
3. Attempts in making chips and sets for original DIPGs.
4. Participation in staging competitions directed at improving organizational and oratorical skills.
5. Analysing DIPG matches for honing moves.
6. Analysing some moves with the help of elementary mathematical methods.
7. Studying the elementary mathematical theory of pursuit with the aim to get an idea of mathematical modelling.
8. Coping with elementary theory of pursuit outstanding problerns.
9. Developing software for computerized DIPGs.
10. Programming various strategies (moves) of computerized DIPGs.
Games with the elements of pursuit have been favored by children of Yakutia, a country of shepherds and hunters. It may be for this particular reason that Son or has been widely recognized in the republic as a new intellectual event having bearing on its modern culture. To formalize the game, the corresponding federation has been set up.
The game is unique in having fairly simple rules and a profound meaning. The first DIPG master, Alexey Golikov, and some other practitioners believe that Sonor is in no way inferior to other intellectual games, such as, say, draughts. Moreover, while in chess and draughts the number of possible rounds is limited, albeit great, Sonor has no limits in this respect,
Yakutia's experience shows that almost all preschoolers are quick in grasping the rules of the game, while those of chess usually may be properly understood only by children of tO or It years of age. In the age of scientific and technological progress, all parents are aware of the importance of brain exercises and early joining in intellectual games. Making DIPGs more widespread neatly meets intellectual demands.
The system is a fine tool for promoting scientific and technological culture through in particular popularizing mathematical knowledge ana making maths less mysterious. It also makes it possible to promote elementary theory of pursuit research among gifted school students.
C. Power, UNESCO secretary-generaI deputy for education, has shown a reat interest in the DIPG system. He made his first contacts with the system uring an international conference on national schools' problems held in Yakutsk. No less interest was shown on the part of the Secretariat of Project 2000- on romoting scientific and technological knowledge on a mass scale. The DIPG ystem Interntional Federation was set up in 1993 precisely on their initiative. Among the organization's contributors are prominent Russian mathematicians, leading French business game specialists and US sports management experts.
A wide popularization of new intellectul games developed in Yaliutia will help further improve the republic's interntional image.
Good prospects. Reforms in Yakutia are geared to increase its potential. The main contributing factors are economic benefits as a result of using modern technologies and local skilled personnel settled permanently in the republic. Among the other build-up factors are a more rational use or natural resources and creating the republic's fitting international image. Material and moral osses may be cut by way of averting national and social conflicts. The population's high moral standards and critical attitude towards consumer society values may prevent, for example, heavy expenditures on fighting drug and alcohol addiction or AIDS. ., &
Sakha with ics vast territory, small but multi-ethnic and well-educated population, geographical, climatic and political peculiarities, and a simplified economic and administrative structure may welt make a proving ground for new ideas and strategies. Such is the opinion of many Russian and foreign experts It would serve the interests of the Russian Federation and the inter- s national community as a whole, secure the inflow of valuable information into the republic and lead to launching promising investment projects.