Научная статья на тему 'Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров»'

Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2758
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДАТЕЛЬСТВО / ПРОВИДЕНИЕ / БРАТОУБИЙСТВО / КАИНОВА ПЕЧАТЬ / МОНАХ / МОНАСТЫРЬ / ЧУДО / СОВЕСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРИТЧА / РАСКАЯНИЕ / BETRAYAL / PROVIDENCE / FRATRICIDE / CAIN PRINTING / MONK / MONASTERY / MIRACLE / CONSCIENCE / CRIME / PARABLE / CONTRITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

Фильм Павла Лунгина «Остров» занял в современном кинематографе достойное место. Он о силе обстоятельств, о предопределённости судьбы, о сложности пути при восхождении к Богу. Он о трагедии личности, на чью долю выпали испытания, формирующие человеческий дух. Он о воскресении души, когда она из мёртвой становится вновь живой, а затем и бессмертной. Неоднозначное соединение предательства и прозорливости главного героя возможно, по мнению создателей фильма, при искреннем раскаянии, жизни в отречении и покаянии, верности избранному пути…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BETRAYAL AND INSIGHT IN A FEATURE FILM OF PAVEL LUNGIN “THE ISLAND”

The film of Pavel Lungin “The Island” occupied a worthy place in modern cinema. It is about the power of the circumstances, the predestination of fate, complexity of the way, the ascent to God. It's about the tragedy of the person, who had to face the adversities, forming the human spirit. It is about the resurrection of the soul, when it from the dead becomes alive again, and then immortal. Ambiguous connection of betrayal and perspicacity of the main character is possible, according to the filmmakers, in case of perfect contrition, life in renunciation and repentance, commitment to the selected path.

Текст научной работы на тему «Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров»»

УДК 8

ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ПРОЗОРЛИВОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ

ПАВЛА ЛУНГИНА «ОСТРОВ»

© 2014 С.С.Орищенко

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 02.12.2013

Фильм Павла Лунгина «Остров» занял в современном кинематографе достойное место. Он о силе обстоятельств, о предопределённости судьбы, о сложности пути при восхождении к Богу. Он о трагедии личности, на чью долю выпали испытания, формирующие человеческий дух. Он о воскресении души, когда она из мёртвой становится вновь живой, а затем и бессмертной. Неоднозначное соединение предательства и прозорливости главного героя возможно, по мнению создателей фильма, при искреннем раскаянии, жизни в отречении и покаянии, верности избранному пути...

Ключевые слова: предательство, провидение, братоубийство, Каинова печать, монах, монастырь, чудо, совесть, преступление, притча, раскаяние.

Художественный фильм Павла Лунгина вышел на экраны в 2006 году. Критика сразу оценила фильм, как интересную, качественную работу. Фабула фильма проста. Молодой человек в годы Великой Отечественной войны, попав в плен к немцам, под дулом пистолета вынужден расстрелять своего командира -шкипера буксира. Оставшись в живых по воле провидения, он всю жизнь замаливает грех братоубийства и предательства в далёком северном монастыре, монахи которого и подобрали раненого юношу. Он остаётся в этой обители. Узнав на склоне лет, что прощён боевым товарищем, который тоже выжил после расстрела, герой умирает. Но перед тем как уйти в мир иной, он изгоняет беса из дочери Тихона Петровича, так звали шкипера, тем самым возвращает к жизни не только молодую вдову, потерявшую в мирное время мужа, военного моряка, но и её отца, ставшего адмиралом, который потерял надежду на выздоровление дочери.

Так в «тексте» фильма реализуется концепт чуда. Выздоровление молодой женщины удивляет не менее, чем встреча боевых товарищей после стольких лет, разделявших их. Удивляет и прощение, которое получает отец Анатолий из уст преданного им в начале войны командира, и то, что тот случайно выжил после расстрела, не пропал в мясорубке военных действий. Но более всего удивляет способность отца Анатолия творить чудеса после того, как однажды он стал предателем.

Отступничество испокон века осуждалось людьми. Его история уводит нас к началу времён. Достаточно вспомнить Каина, предавшего

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского искусства. E-mail: orichtchenko63 6@mail.ru

своего брата Авеля и убившего его. Проклятие рода Каина после этого поступка было отмечено и закреплено Каиновой печатью. Клятвопреступление Иуды, совершившего свой грех, вызывает скорбь в сердцах верующих и осуждение среди атеистов, которые тоже не поощряют предателей. Поцелуй Иуды также станет для мира символом. В веках будет предано анафеме не только имя Иуды, ставшего именем нарицательным, синонимом предательства, но даже дерева, на котором Иуда повесился. Предательство и убийство - суть одного греха. Одно не существует без другого. И Каин, и Иуда предают из-за зависти, которая лежит в основе их деяния. В киноповествовании молодой солдат совершает преступление из-за трусости, малодушия, страха смерти, зависть не влияет на его действие. Итак, история, рассказанная нам Павлом Лунгиным, о предательстве, о предателе, то есть человеке, которому не избежать осуждения со стороны общества. И зрители готовы к осуждению, к презрению, к ненависти.

Перемётничество молодого солдата в годы Великой Отечественной войны тем более утяжеляет его вину, потому что на дорогах войны каждая семья в нашей стране потеряла своих близких. И многие из них пропали без вести, то есть погибли при невыясненных обстоятельствах. В истории Великой Отечественной войны известны факты, когда офицеров, коммунистов, командиров убивали выстрелами в спину, то есть предавали. Нет ничего страшнее неизвестности, многие семьи так и не узнали не только о судьбе своих близких, но и о месте их гибели. Наши бабушки всю жизнь продолжали ждать не вернувшихся с фронта мужей и сыновей, наши родители своих братьев и сестёр. Трагедия Великой Отечественной войны

была такой силы, что любое упоминание о коварстве боевых товарищей больно ранит до сих пор. Особо ранит тема предательства, когда малодушие, трусость за собственную жизнь, лишали людей человеческого лица, права называться людьми.

После первых кадров фильма, когда юноша выстрелил в товарища, и тот, поражённый пулей, упал в воду за борт баржи, груженной углём, зритель предполагает, что сейчас придёт черёд и молодого человека. Немецкий офицер вёл себя таким образом, что сомневаться в этом не приходилось. Тем ужаснее выглядел поступок матроса. Нам, отдалённым от того времени столькими десятилетиями, знающим о нём только из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов Великой Отечественной войны, приходится сожалеть о поступке молодого солдата. Нам предпочтительнее видеть его героическую смерть рядом с боевым товарищем. Но здесь происходит нечто неожиданное для героя фильма. Немцы уходят с баржи, оставив паренька, обезумевшего от страха за свою жизнь и за содеянное. Увидев удаляющийся вражеский катер, он уже посчитал, что смог перехитрить смерть. Грозит немцам и обвиняет их в том, что они убили Тихона. В этот момент баржа, заминированная немцами, взрывается. Но матрос остаётся в живых, остаётся тот, кто только что нарушил присягу, совершил преступление, стал Иудой... Обратимся к комментарию этого эпизода одного из зрителей фильма: «Лично у меня фильм оставил глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление. Очень сильно показана военная линия в самом начале картины. Мы видим, что любая война - это, прежде всего, стихия, в которой происходит испытание человека. И воюют не немецкие и советские солдаты, а конкретные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации. В этих условиях любой эпизод может определить всю человеческую судьбу, что и происходит с главным героем»1.

Следующая страница истории - мирное современное время, 1976 год. Северный остров. Мужской монастырь. Начинается другой отсчёт времени - будничная жизнь в мужском монастыре, где несёт послушание истопником отец Анатолий. Позже зритель догадывается, что чудаковатый старец, к которому с материка едут люди за советом, благословением и помощью, и есть тот, кто однажды в юности дрогнул и предал, стал убийцей. «И вот после

военной сцены мы переносимся в семидесятые годы, где перед нами возникает полуразрушенный монастырь. Состояние развала и опустошенности в нем ярко подчеркнуто. Это наша страна, наша душа, в которой нет места вере в Бога. Но может ли быть в стране, пережившей страшную войну и годы гонений, благолепная Церковь, благолепная религиозность с блеском риз, колокольным звоном и запахом ладана? Главный герой фильма являет нам образ совсем другой Церкви»2.

Следя за однообразным, размеренным течением жизни отца Анатолия, зритель забывает о том, что несколькими кадрами раньше был готов осудить этого человека. История жизни монаха, отрекшегося от мира, потрясает, трогает гораздо больше, чем его предательство, потому что подробности существования героя, делают фильм Павла Лунгина настоящей трагедией. Наказание, которое отец Анатолий назначил себе, он несёт исправно, служа на острове, не уходя с места преступления: всю жизнь он возит в тележке уголь со взорванной баржи, запасов которого хватило на многие десятилетия. Он не позволяет себе забыть содеянное, горько раскаивается, изнуряет себя трудом, отказывается от человеческих условий жизни в монашеской келье, спит в котельной на куче угля, беспрестанно молится и боится предстать пред Господом, потому что считает, что грех, совершённый им в юности, простить невозможно. Отец Анатолий пытается искупить свою вину, постоянно напоминая себе о прошлом, и живёт, терпя унижения, следуя пророчеству Иисуса Христа: «.Кто возвышает себя, унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»3.

Монах живёт по закону, когда физическая жизнь давно растворена в духовной, что и позволяет ему не только предвидеть, но и оберегать людей от необдуманных поступков, лечить их молитвенным словом и заступничеством перед Богом.

Вот это, якобы несоответствие, между преступлением и чудотворством и вызывает двойственное восприятие фильма, отрицательные отклики некоторой части зрителей. Они считают, что герой не совершил никакого духовного подвига, оставшись в стенах монастыря, а просто спрятался на острове от возмездия и правосудия, так как преступил не только нравственный закон, но и закон уголовный. Зрители уверены в том, что монах должен был по-

1 Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия: Опасный и искусительный ход [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.kiev-orthodox.org/site/faithculture/1376/ (23.09.13.)

2 Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия: Опасный и искусительный ход.....

3 Новый Завет. Евангелие от Матфея 23:12. - М.: 2000. - С. 45.

нести наказание за своё преступление по законам страны, которую предал. И если он не был судим по законам военного времени, не попал под трибунал, то должен был отсидеть в Гулаге минимум десять лет. А уж потом мог бы пойти в монастырь и замаливать грех, если бы, конечно, уцелел за это время. Зрители предполагают, что молодой человек, таким образом, скрыл от людей своё преступление. Очевидно, они не знают о том, что монахи исповедаются каждую неделю, что перед обрядом пострижения вспоминают всю свою жизнь, перебирая её по крупицам и отрекаясь от злых слов, греховных дел и помыслов. Монах Анатолий не мог при таких обстоятельствах скрыть свою боль, потому что она всегда была с ним, жгла его изнутри. Даже вне исповеди, в повседневных разговорах с монахами и мирянами он постоянно говорит о том, что грешен страшным грехом: «А может быть, я человека убил?» У нас не вызывает сомнения в том, что молодой человек остался в монастыре, не слукавив, не обманув духовника и братию.

Другие, недовольные фильмом, считают, что монах Анатолий зря скрывался от правосудия. Если бы он рассказал о преступлении раньше, то смог бы узнать о том, что его товарищ после расстрела выжил, и таким образом, ни к чему бы были угрызения совести на протяжении всей жизни. И главный аргумент против монаха Анатолия заключается в том, что негативно настроенные зрители, рассуждая о фильме, соглашаются с мнением тех, кто считает, что нет в действии отца Анатолия духовного подвига, они считают, что его жизнь в монастыре - это проявление слабости, недостойное сильного человека. Способность героя совершать чудеса, когда отец Анатолий предстаёт перед зрителями целителем и провидцем, они относят к слабому сценарию, относят к прегрешению против истины.

Очевидно, зрители имеют право на такое мнение. Но давайте подумаем: «Что есть истина?» И как относиться нам к предательству, совершённому героем кинопритчи? Ведь он предал, и через предательство спас не только свою жизнь, но и жизнь многих, о ком пойдёт речь в фильме... После предательства он наложил на себя такие вериги, «приковал» себя к тачке с углём, изнурил свою плоть, приближая час расплаты, ускоряя последний час. Получив дар целителя, устремился на помощь людям, часто жертвуя собой (эпизод, когда отец Анатолий, будучи больным, заходит по пояс в холодную воду, чтобы забрать мальчика у матери, которому необходимо было остаться в монастыре для утренней исповеди и причастия). Нёс свою повинность монах не на курор-

те, остров, на котором располагался монастырь, находится на северной окраине, рядом с Соловками, так что суровые климатические условия сродни здесь гулаговским.

Как правило, решение оставить в монастыре послушника принимает настоятель, чтобы стать монахом послушник проходит долгий путь смирения и очищения. При этом послушнику необходимо понять, что путь выбран правильно, осознанно, что обратной дороги нет и не может быть. Послушник, решивший посвятить свою жизнь служению Богу, не имеет права скрывать от духовника никакое злое деяние, потому что как никто другой понимает, что можно обмануть людей, поверивших тебе, но невозможно скрыть содеянное от Бога. В воле исповедника было отдать горе-воина властям, но он принял иное решение. Что это? Тайна исповеди, которая налагает на священника определённые обязанности? Пособничество отступникам? Поощрение предателей в столь трудное время для страны? Скорее всего, нет. Никто не знает лучше духовного пастыря, как важно для человека сохранить душу, как сложен путь восхождения падшего, как сложно воскресение духа, как сложно служить Господу. Именно пастырь понимает, что искреннее раскаяние отца Анатолия принесёт несравненно большие плоды, нежели каторга или расстрел. Оно нужно не только самому оступившемуся, но и миру, который будет держаться его молитвами. Каждый пастырь наделён свыше правом отпускать грехи человеческие. Если бы молодой солдат был отдан настоятелем монастыря под трибунал, скорее всего, по закону военного времени паренёк был бы расстрелян. Погибли бы не только его душа, но и душа пока ещё не родившегося малыша у девушки, которую отец Анатолий уберёг от аборта. Горькой бы была судьба больного мальчика-инвалида, которого он молитвами поставил на ноги. Мучилась бы вдова, отправленная монахом во Францию, если бы не решилась на этот безумный шаг и оставила на смертном одре нераскаявшегося мужа, который не вернулся после войны домой и мучился, не мог уйти в мир иной без прощения оставленной им супруги... То, что монах Анатолий, преступивший закон в прошлом, стал провидцем и лекарем человеческих душ, наставником их при принятии судьбоносных решений, у нас не вызывает сомнения. Мы знаем, что, именно, грешник вошёл в Царствие Небесное, ибо дано ему было по его вере, для этого достаточно вспомнить эпизод казни Иисуса Христа на Голгофе: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой

же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»4.

Так и герой фильма получил свой дар после страстного раскаяния в преступлении и непрестанной молитвы ко Господу, принял свой дар как крест служения людям. Служил честно, скромно, безвозмездно. Кроме этого вёл себя не как пророк, а как юродивый. Вот одно из созвучных мнений о главном герое фильма Павла Лунгина «Остров»: «Я член Синодальной комиссии по канонизации, и я очень устал от того, что в народе высшим типом святости зачастую считается юродство. В своеобразном «народном рейтинге» святых именно юродивые занимают первое место! Даже мученики, отдавшие жизнь за Христа, на этом фоне отходят на второй план. Однако юродство главного героя фильма, монаха Анатолия, не совсем обычное. Перед нами - кающийся грешник, который идет к Богу церковным путем, но не тем, которым, строя храмы и золотя купола, пытаются идти сегодня многие. Образ кающегося предстает перед нами на фоне реального развала, который происходит в стране, и на фоне других монахов, которые этой разрухи как бы не замечают. И ведь действительно, занимаясь сегодня церковной работой, многие из нас делают вид, будто не было церковного Апокалипсиса XX века. А главный герой, монах Анатолий, как раз олицетворяет другую духовную жизнь, убедительную для жителя России, страны, которая столько пережила»5.

При этом монах искренно думает: «Одно не пойму, вроде за мои грехи удавить меня мало, а меня чуть не святым сделали... А какой я святой? Мира нет в душе». И что это даёт нам? Мы понимаем в какой-то момент, что не можем осуждать ни этого человека, ни кого бы то ни было другого, что неведомы нам пути, по которым мы приходим к Господу. История, рассказанная Павлом Лунгиным, не случайно носит притчевый характер. Из фильма в фильм режиссёр призывает: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите,

такой и вам будут мерить»6. Жизнь монаха Анатолия подчинена раскаянию, настоятельной просьбе о прощении, поиску утраченной души: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему от-ворят»7.

Он неутомим в работе над собой, в работе воспитания людей, которые приходят к нему, как к святому за лечением и советом. Наставляет нерадивую мать, спешащую на работу и не понимающую ответственности перед Тем, кто способен вылечить её сына. Отец Анатолий не пытается в подобных ситуациях выглядеть богообразным старцем, он больше похож здесь на разбойника, когда отнимает мальчика у матери, чтобы выполнить обет, обещанный Богу. Он не щадит девушку, когда говорит о том, что на ней венец безбрачия, лишь бы она услышала, что её внебрачный младенец должен прийти в этот мир, не брала греха на душу, не становилась убийцей. Монаху открыто, что на свет появится замечательный человек, и он видит своей задачей сохранить малыша для мира. Не жалеет отец Анатолий и женщину, которой говорит горькую правду о том, что муж, не вернувшийся с войны, предал её, жил до сих пор во Франции, жив и по сей день, но умирает и ждёт её, чтобы просить прощения. Ей предстоит непростое решение, монаху открыто, что «вдове» надо ехать, перед этим продать всё хозяйство и ехать, не бояться этого «безумного шага», потому что это будет богоугодным делом. «Исполняй предначертанное!» - говорит отец Анатолий, и зритель понимает, что вдова выполнит всё, что ей суждено, потому что любовь и прощение в её сердце к тому, кто её предал. Мир быстро узнаёт о тех, кто силой молитвы может творить чудеса. Вот и тянутся к монаху страждущие, а он порой и лица своего не показывает, разговаривает через стену, скрывает свою способность провидеть, творит милость так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. И судим мы о нём по его новым добрым делам, приносящим добрые плоды: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их»8.

4 Павловский А. Популярный Библейский словарь. -М.: 1994. - С. 79. Новый Завет. Евангелие от Луки 23:39 - 43. - М.: 2000. - С. 146.

5 Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, магистр богословия: Опасный и искусительный ход..

6 Грановская Л.М. Словарь имён и крылатых выражений из Библии. - М.: 2003. - С. 226; Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:1 - 2. - М.: 2000. - С. 16.

7 Новый Завет Евангелие от Матфея 7:7 - 8.. - С. 16.

8 Новый Завет Евангелие от Матфея 7:17 - 18.20.. -

С. 17.

Павел Лунгин в интервью сетует на то, что его видят автором одного фильма, что фильм «Остров» «затмил» всё остальное, сделанное им в кино. Сетует потому, что, по его словам, не является автором одной и той же темы, а старается браться за всё, что делать очень сложно, но при этом очень интересно. Часто он говорит о том, что очень любит процесс съёмки, и была бы его воля, он снимал бы фильмы каждый день. Успех картины «Остров» он определяет вовремя затронутой темой, блистательной работой оператора фильма Андрея Жегалова и актёрского ансамбля во главе с Петром Мамоновым. Сам автор говорит, что фильм «никакого отношения к религии не имеет»9, он о раскаянии, именно поэтому отец Анатолий часто молится не в храме, а на острове, в котельной, обращается к Богу в пространство, лечит дочь боевого товарища на острове, мечтает найти на нём последнее пристанище. Именно поэтому так часто показаны пейзажи со стихией воды, северный холодный камень, мох, иней, снег - составляющие скудного северного пейзажа, похожего на пейзаж Крамского на картине «Христос в пустыне». Такой пейзаж подчёркивает одинокое странствование человека по жизненному пути. Но в этом и заключается главное чудо, что автор замышлял одно, а получилось нечто другое. Истинное произведение искусства всегда перерастает замысел, становится по-настоящему значимым. Авторы фильма показали, что молитва сопровождает верующего человека каждую минуту, и посчитали, что это противоречит истинной религиозности. То, что молитва повсюду сопровождает отца Анатолия, и подтверждает его истинную веру, потому и наде-лёно его слово целительным даром, что он единственный в монастыре, кто неустанно несёт службу Богу. Его слово пример неусыпной молитвы, которая идёт от сердца молящегося. Где она произносится, не столь уж и важно. Достаточно вспомнить, что все праведники и чудотворцы уходили в лес, в пустынь, жили вдали от людей, в пещерах, в землянках, в дуплах, питались, чем Бог пошлёт, и пребывали в постоянной молитве. Павел Лунгин сказал, что ему нравится, когда фильмы перестают нуждаться в нём, в какой-то момент начинают жить самостоятельно. Так случилось и с фильмом «Остров», помимо воли авторов он стал больше, чем рассчитывали его создатели. Они хотели показать путь покаяния, жизнь

9 Монолог в 4-х частях. Павел Лунгин [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /tvkultura.ru /video/show/brand id/47463/video id/631601?utm source=sharik&utm medium=banner&utm campaign=sh arik (06.10.13.)

раскаявшегося грешника (фильм, конечно же, и об этом). Но он ещё и о вере, вере истинной, той, что творит чудеса. О религии, о том, что не каждому и верующему суждено спастись. О кресте, от которого можно отказаться и который можно вынести, донести, испив покаянную чашу до дна только очень сильному человеку...

Кинематографическая история Павла Лунгина продолжает тему, затронутую в фильме «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, вышедшем на экраны в 1987 году. «Каждая дорога ведёт к церкви, к Богу, и Он - последний судья», -говорит старуха в фильме «Покаяние». Если в 90-е годы ХХ века было заявлено с экрана, что все дороги ведут к храму, то понятно, почему по прошествии двадцати лет современная история XXI века повествует о жизни внутри храма, внутри монастырских стен. Можно увидеть разницу между двумя «покаяниями» и выбрать единственно верную дорогу, свой единственно верный и совсем не простой путь восхождения к Богу в поисках утраченной души.

Предательство и прозорливость в фильме «Остров» вовсе не суть одного и того же явления. Связывает их лишь то, что герой фильма через покаяние сблизил их. Не каждый предавший в будущем получит крест предвидения. Именно крест, а не благословение, как может показаться «неопытному» брату, «боязливо-му»10 прихожанину, атеисту. Крест не простой, тяжёлый, не всякому по силам. По силам только тому, чей дух претерпел земные мытарства, подобные тем, что выпали на долю отца Анатолия, героя фильма Павла Лунгина «Остров».

За свою непростую земную жизнь человек совершает столько неблаговидных поступков, которые могут на протяжении всей жизни напоминать о себе, отзываться скорбным эхом в судьбе человека. Какая-то часть деяний со временем стирается из памяти и не беспокоит, но есть такие, которые могут «съесть» нас изнутри, которые не забываются ни днём, ни ночью, ни в горе, ни в радости. Это грехи, несущие в себе смерть, умерщвляющие душу, смертные грехи. Хотя предательство не вынесено отдельной строкой в категорию смертного греха, но является таковым. Предательство, по определению Александра Городницкого, «души незаживающий ожог». Павел Лунгин, рассказавший притчу об обожжённой душе, юноши, чью судьбу «переехало колесо истории», сумел найти такие детали, характеризующие время, сказал такие слова, проникающие в сердце, подобрал такой актёрский ансамбль,

10 Орищенко С. С. Метафоры фильма «Юрьев день» Кирилла Серебренникова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Т. 14. - № 2 (5). - С. 1283 - 1289.

которому веришь с первого кадра фильма до последнего. История, рассказанная Павлом Лунгиным, - одно из тех кинематографических достижений, которое требует от зрителя

большой внутренней работы: сочувствия, сопереживания, прощения главному герою отцу Анатолию, человеку со сложной, неоднозначной судьбой.

BETRAYAL AND INSIGHT IN A FEATURE FILM OF PAVEL LUNGIN "THE ISLAND"

© 2014 S.S.Orishchenko" Samara State Academy of Culture and Arts

The film of Pavel Lungin "The Island" occupied a worthy place in modern cinema. It is about the power of the circumstances, the predestination of fate, complexity of the way, the ascent to God. It's about the tragedy of the person, who had to face the adversities, forming the human spirit. It is about the resurrection of the soul, when it from the dead becomes alive again, and then immortal. Ambiguous connection of betrayal and perspicacity of the main character is possible, according to the filmmakers, in case of perfect contrition, life in renunciation and repentance, commitment to the selected path...

Keywords: betrayal, providence, fratricide, Cain printing, monk, monastery, miracle, conscience, crime, parable, contrition.

Svetlana Serafimovna Orishchenko, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of stage speech and oratory. E-mail: orichtchenko6 3 6@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.