Научная статья на тему 'Предатели в гру во второй половине ХХ века'

Предатели в гру во второй половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5700
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУ ГШ СССР / «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» / ПРЕДАТЕЛЬ / РАЗВЕДКА / ШПИОНАЖ / ОФИЦЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котов А. С.

Рассмотрено участие в разведывательной деятельности офицеров Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР в период «холодной войны», причины предательства, биографии перебежчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAITORS TO THE GRUIN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

We consider participation in the intelligence officers of the Main Intelligence Directorate of the General Staff of the Armed Forces of the USSR during the "Cold War", the reasons for the betrayal,biographies defectors.

Текст научной работы на тему «Предатели в гру во второй половине ХХ века»

УДК 94 (470) ”19/20”

А.С. Котов, аспирант, 8-910-555-46-76, federal 7777@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРЕДАТЕЛИ В ГРУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Рассмотрено участие в разведывательной деятельности офицеров Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР в период «холодной войны», причины предательства, биографии перебежчиков.

Ключевые слова: ГРУ ГШ СССР, «холодная война», предатель, разведка, шпионаж, офицер.

Начиная рассказ о предателях в рядах советской военной разведки, необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, надо отметить, что предательство и шпионаж все время следовали рука об руку, и поэтому удивляться тому, что среди сотрудников советской военной разведки были предатели, не следует.

Во-вторых, предатели, которые пытаются представить себя борцами с «тоталитарным коммунистическим режимом», просто выдают желаемое за действительность.

И в-третьих, предателей в рядах ГРУ было достаточно много. Так что говорить обо всех не представляется возможным, да в этом и нет необходимости. Поэтому в данной статье речь пойдет о П.Попове, Д.Полякове, Н.Чернове, А.Филатове, В.Резуне, Г.Сметанине, В.Баранове. Что же касается «предателя века» О.Пеньковского, то о нем итак написано немало.

Петр Семенович Попов родился в Калинине, в крестьянской семье, воевал в Великую Отечественную войну, во время которой стал офицером. В конце войны он занимал должность порученца при генерал-полковнике И.Серове и по его протекции был направлен в ГРУ.

В 1951 году Попов был направлен в Австрию в качестве стажера легальной венской резидентуры ГРУ. В его задачу входили вербовка агентуры и работа против Югославии. В 1954 году Попов был отозван в Москву. Возможно, это было вызвано его знакомством с П.С.Дерябиным, сотрудником КГБ в Вене, в феврале 1954 года бежавшим в США. Было принято решение арестовать Попова, и 18 февраля 1959 года его задержали у пригородных касс Ленинградского вокзала, когда он готовился к очередной встрече.

В январе 1960 года Попов предстал перед Военной коллегией Верховного суда СССР. Приговор от 7 января 1960 года гласил: «Попова Петра Семеновича признать виновным в измене Родине и на основании ст.1 Закона об уголовной ответственности подвергнуть расстрелу, с конфискацией имущества» [3. С. 84].

Дмитрий Федорович Поляков родился в 1921 году в семье бухгалтера на Украине. В сентябре 1939 года после окончания школы он поступил в Киевское артиллерийское училище и в качестве командира взвода вступил в Великую Отечественную войну. Воевал он на Западном и Карельском фронтах, был командиром батареи, а в 1943 году назначен офицером артиллерийской разведки. За годы войны он был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, а также многими медалями. После окончания войны Поляков закончил разведфакультет Академии им. Фрунзе, курсы Генерального штаба и был направлен на работу в ГРУ.

В начале 1950-х годов Поляков был командирован в Нью-Йорк под прикрытием должности сотрудника советской миссии ООН. Его задачей было агентурное обеспечение нелегалов ГРУ.

В ноябре 1961 года Поляков по собственной инициативе вступил в контакт с агентами контрразведки ФБР, которые дали ему псевдоним «Топхэт». Американцы считали, что причиной его предательства было разочарование в советском режиме. Сам же о себе Поляков сказал на следствии следующее: «В основе моего предательства лежало как мое стремление где-нибудь открыто высказывать свои взгляды и сомнения, так и качества моего характера — постоянное стремление к работе за гранью риска. И чем больше становилась опасность, тем интереснее становилась моя жизнь... Я привык ходить по острию ножа и не мыслил себе другой жизни» [6].

Так или иначе, но с ноября 1961 года Поляков стал передавать американцам информацию о деятельности и агентуре ГРУ в США и других западных странах.

Арестовали Полякова в конце 1986 года. После окончания следствия многие генералы и офицеры ГРУ, чьей халатностью и болтливостью часто пользовался Поляков, были привлечены командованием к административной ответственности и уволены в отставку или в запас. В начале 1988 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Полякова Д.Ф. за измену Родине и шпионаж к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 15 марта 1988 года. А официально о расстреле Д. Ф.Полякова было сообщено в «Правде» только в 1990 году [3. С. 88].

Многие специалисты, знакомые с делом Полякова, говорят, что он внес наиболее важный вклад, чем более известный перебежчик из ГРУ полковник О.Пеньковский. Эту точку зрения разделяет и другой предатель из ГРУ Николай Чернов, сказавший: «Поляков — это звезда. А Пеньковский так себе ... » [1].

Следует отметить, что из всех советских агентов, завербованных во времена «холодной войны», Поляков «был настоящим бриллиантом».

Николай Дмитриевич Чернов, 1917 года рождения, служил в оперативно-техническом управлении ГРУ. В начале 60-х годов он был командирован в США на должность опертехника нью-йоркской резидентуры.

Однако когда на следующий день Чернов приехал на базу за стройматериалами, в кабинете хозяина его встретили два агента ФБР. Они предъявили Чернову фотокопии платежных документов, из которых было видно, что он присвоил 200 долларов, а также фотографии, на которых он был запечатлен в увеселительных заведениях Нью-Йорка.

Заявив, что им известно, что Чернов является сотрудником ГРУ, агенты ФБР предложили ему начать сотрудничество. Шантаж подействовал на Чернова — в те годы за посещение увеселительных заведений могли запросто отправить в Москву и сделать невыездным, и это не говоря уже о присвоении казенных денег [3. С. 89].

Сам Чернов уверен в том, что на него агентам ФБР указал Поляков, работавший в то время заместителем резидента ГРУ в Нью-Йорке. Он говорил, что агенты ФБР показали ему три фотоснимка, сделанных, по-видимому, миниатюрным фотоаппаратом, на которых были изображены коридоры резидентур ГРУ и КГБ, а также референтуры советского представительства при ООН в Нью-Йорке. На фотографиях возле каждого кабинета были начерчены стрелочки с указанием фамилий сотрудников, в том числе и самого Чернова.

Но после ареста в 1986 году генерала Полякова Черновым заинтересовались в Следственном управлении КГБ. Так или иначе, но с этого времени Чернова стала проверять военная контрразведка, однако, никаких доказательств его контактов с ЦРУ обнаружено не было, поэтому никто из руководства КГБ не находил в себе смелости дать санкцию на его арест. И только в 1990 году заместитель начальника отдела Следственного управления КГБ В.С.Василенко настоял перед Главной военной прокуратурой на задержании Чернова.

На первом же допросе Чернов стал давать показания. Здесь скорее всего сыграло свою роль то обстоятельство, что он решил, что его предали американцы. По словам же самого Чернова, во время следствия у КГБ не было вещественных доказательств его вины, а произошло на самом деле следующее: «Мне сказали: «Прошло много лет. Поделитесь своими секретами о деятельности американских спецслужб. Мол, сведения будут использованы для обучения молодых сотрудников. И за это до суда мы вас не доведем». Вот я и выдумывал, фантазировал, что когда-то в книжках вычитал. Они же обрадовались, и взвалили на меня все провалы, которые были в ГРУ за последние 30 лет ... Ничего ценного в переданных мною материалах не было [3. С. 91].

18 августа 1991 года дело Чернова было передано в суд. В судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР Чернов признал себя

виновным и дал подробные показания об обстоятельствах своей вербовки сотрудниками ФБР, характере выданных им сведений, способах сбора, хранения и передачи материалов разведывательного характера.

О мотивах предательства он сказал так: преступление совершил из корыстных побуждений, вражды к государственному строю не испытывал. 11 сентября 1991 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Чернова Н.Д. к лишению свободы сроком на 8 лет. Но спустя 5 месяцев Указом президента России Б.Н.Ельцина Чернов, а также еще девять человек, осужденных в разное время по статье 64 УК — «Измена Родине», были помилованы. В результате Чернов фактически избежал наказания и спокойно вернулся домой в Москву.

Анатолий Николаевич Филатов родился в 1940 году в Саратовской области. Его родители вышли из крестьян, отец отличился в Великой Отечественной войне. После окончания школы Филатов поступил в сельскохозяйственный техникум, а затем непродолжительное время работал в совхозе зоотехником. Будучи призванным в армию, он начал быстро продвигаться по службе, закончил Военно-дипломатическую академию и направлен для прохождения службы в ГРУ. Хорошо зарекомендовав себя в первой командировке в Лаосе, Филатов, получивший к тому времени звание майора, в июне 1973 года был направлен в Алжир. В Алжире он работал под «крышей» переводчика посольства, в обязанности которого входили организация протокольных мероприятий, перевод официальной переписки, обработка местной прессы, закупка книг для посольства. Это прикрытие позволяло ему активно перемещаться по стране, не вызывая излишних подозрений.

В феврале 1974 года Филатов вступил в контакт с сотрудниками ЦРУ. Позднее на следствии Филатов покажет, что попал в «медовую ловушку» [3. С. 92].

Вернувшись в августе 1976 года в Москву, продолжил активно передавать разведывательные материалы ЦРУ. Суд над Филатовым начался 10 июля 1978 года. Он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст.64 и ст.78 УК РСФСР (измена Родине и контрабанда). 14 июля Военная коллегия Верховного Суда СССР под председательством полковника юстиции М.А.Марова приговорила Филатова к расстрелу. Однако приговор не был приведен в исполнение. После подачи Филатовым прошения о помиловании смертная казнь была заменена на 15 лет лишения свободы.

Владимир Богданович Резун родился в 1947 году в армейском гарнизоне под Владивостоком в семье военнослужащего, ветерана-фронтовика, прошедшего всю Великую Отечественную войну. В 11 лет он поступил в Калининское суворовское училище, а затем в Киевское общекомандное училище. После окончания академии Резун был направлен в

центральный аппарат ГРУ в Москве, где работал в 9-м (информационном) управлении. А в 1974 году капитан Резун был послан в первую зарубежную командировку в Женеву под прикрытием должности атташе представительства СССР при ООН в Женеве.

Таково было положение вещей до 10 июня 1978 года, когда Резун вместе с женой, дочерью и сыном Александром, родившимся в 1976 году, при неизвестных обстоятельствах исчез из Женевы. Однако только через 17 дней 27 июня политдепартамент Швейцарии сообщил советским представителям, что Резун вместе с семьей находится в Англии, где попросил политического убежища. В другом интервью Резун особо подчеркнул, что его бегство не связано с политическими причинами: «Я никогда не говорил, что бегу по политическим мотивам. И политическим борцом себя не считаю. У меня была возможность рассмотреть в Женеве коммунистическую систему и ее лидеров с минимальной дистанции. Эту систему возненавидел быстро и глубоко. Но намерения уходить не было. В «Аквариуме» так и пишу: наступили на хвост, поэтому и ухожу» [2].

Ущерб, нанесенный ГРУ Резуном, был значительный, хотя его конечно нельзя сравнить с тем, что нанес советской военной разведке, например, генерал-майор ГРУ Поляков, поэтому в СССР Резуна заочно судила Военная коллегия Верховного суда и приговорила к смертной казни за измену Родине.

Оказавшись в Англии, Резун занялся литературной деятельностью, выступая как писатель Виктор Суворов. Первыми книгами, вышедшими из-под его пера, были «Советская военная разведка», «Спецназ» и др. Но главным произведением стал «Ледокол» - книга, посвященная доказательству того, что вторую мировую войну начал Советский Союз.

Геннадий Александрович Сметанин родился в городе Чистополе в рабочей семье, где был восьмым ребенком. После восьмого класса он поступил в Казанское суворовское училище, а потом в Киевское высшее общевойсковое командное училище. Прослужив некоторое время в войсках, он был направлен в Военно-дипломатическую академию, где изучил французский и португальский языки, после чего получил назначение в ГРУ. В августе 1982 года он был командирован в Португалию в лиссабонскую резидентуру ГРУ под прикрытием должности сотрудника аппарата военного атташе [3. С. 97].

Все это вместе взятое и толкнуло его на путь предательства. В конце 1983 году он сам пришел в резидентуру ЦРУ и предложил свои услуги, потребовав за это миллион долларов. В ходе следствия вина Сметанина и его жены была полностью доказана, и дело было передано в суд. На

суде Сметанин заявил, что к советскому общественному и государ-

146

ственному строю вражды не испытывал, а на измену Родине пошел на почве недовольства оценкой его как разведчика.

1 июля 1986 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Сметаниных виновными в измене Родине в форме шпионажа. Геннадий Сметанин был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества, а Светлана Сметанина — к 5 годам лишения свободы.

Вячеслав Максимович Баранов родился в 1949 году в Белоруссии. После окончания 8-ми классов школы он выбрал военную карьеру и поступил в суворовское училище, а затем — в Черниговское высшее военное летное училище. Получив офицерские погоны, он несколько лет прослужил в войсках.

Во время учебы в академии Баранов успешно прошел все курсы, но в 1979 году перед самым выпуском допустил серьезный проступок, грубо нарушив режим секретности. В результате, хотя он и был направлен для дальнейшего прохождения службы в ГРУ, но целых пять лет являлся «невыездным». И только в июне 1985 года, когда началась так называемая перестройка и повсюду стали говорить о «новом мышлении», Баранов выехал в первую зарубежную командировку в Бангладеш, где работал в Дакке под «крышей» руководителя группы технических специалистов

Баранов согласился работать на ЦРУ, поставив условием свой вывоз вместе с семьей из СССР в США.

После ареста Баранова началось долгое и скрупулезное следствие, во время которого он всячески старался принизить нанесенный им ущерб. Так, он настойчиво убеждал следователей, что все сведения, переданные им ЦРУ, являются «секретами Полишинеля», поскольку давно известны американцам от других перебежчиков, в том числе от Д.Полякова,

В.Резуна, Г.Сметанина и других. Однако следователи с ним не согласились

[5].

В декабре 1993 года Баранов предстал перед Военной коллегий Суда Российской Федерации. Учитывая эти обстоятельства, суд вынес Баранову крайне мягкий приговор, назначив ему наказание ниже допустимого предела: шесть лет колонии строгого режима с конфискацией изъятой у него валюты и половины принадлежащего ему имущества. Кроме того, полковник Баранов не был лишен своего воинского звания. Определенный ему судом срок Баранов отбывал в лагере «Пермь-35».

Таковы истории предательств, совершенных сотрудниками ГРУ в 1950-1990 годы. Как видно из приведенных примеров, только Д.Поляков с большой натяжкой может считаться «борцом с тоталитарным коммунистическим режимом». Все остальные ступили на путь преда-

тельства по причинам, весьма далеким от идеологических. Впрочем, это не удивительно, так как в разведке служат люди, а они, как известно, бывают разные. И поэтому остается только надеяться на то, что людей, подобных тем, о которых только что велся рассказ, в российской военной разведке не будет.

Конечно, главную ценность разведки всегда составляли и составляют люди - офицеры-разведчики, сотрудники и гражданские специалисты. Их во все времена всегда отличали высокий профессионализм, верность Отечеству, готовность выполнять задачи в любых условиях обстановки, в том числе с риском для жизни [4].

Без всякого сомнения можно сказать, что военная разведка, как и прежде, остаётся передовым отрядом Вооружённых Сил и продолжает оставаться, образно говоря, их «глазами и ушами».

Список литературы

1. Бурбыга Н. Предательство — нелегкая работа// Известия, 7 марта 1992.

2. Калинин В. Кто вы, капитан Резун? // Новая газета, 12 декабря

1993.

3. Колпакиди А.И., Прохоров Д.П., Империя ГРУ: очерки истории российской военной разведки (Досье). Кн. 2. М.: Олма-Пресс, 2000.

4. Макаров Н.Е. Военная разведка - передовой отряд Вооружённых Сил России // Красная звезда 1 ноября 2011 года. [Электронный ресурс]. http://old.redstar.ru/2011/11/01_11/1_01.html.

5. Некоторые подробности дела В.Баранова // Известия , 6 июля

1994.

6. Темирбиев С. Волчья ягода. // Труд, 14 сентября 1995.

A.S. Kotov

TRAITORS TO THE GRUIN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

We consider participation in the intelligence officers of the Main Intelligence Directorate of the General Staff of the Armed Forces of the USSR during the "Cold War", the reasons for the betrayal,biographies defectors.

Key words: GRU Soviet Union, "Cold War", a traitor, intelligence, espionage, officer.

Получено 12.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.