Научная статья на тему '«Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим…»: нарушения советского «Религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х 1930-е гг'

«Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим…»: нарушения советского «Религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим…»: нарушения советского «Религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х 1930-е гг»

«Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим...»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х — 1930-е гг.

Сост. Ю. П. Бардилева

1929 г. стал временем перелома в государственно-церковных отношениях, началом целенаправленной политики массового закрытия церквей. 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление «О религиозных объединениях», которое превращает религиозные общества по сути дела в резервации для верующих, всячески ограничивая деятельность последних. Этот документ открыл дорогу систематическому преследованию духовенства, которое сопровождалось массовым закрытием храмов, с использованием административного нажима на входящих в религиозные объединения, с оскорблением чувств верующих в ходе антирелигиозных кампаний. В феврале 1930 г. выходит постановление ЦИК и СНК ССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений», направленное, прежде всего, на развал церковных двадцаток за счет преследования наиболее активных их представителей по обвинению во враждебности по отношению к советской власти и контрреволюционной деятельности. С начала 1930-х гг. увеличивается размер налогообложения на духовенство, его активно начинают привлекать на работу по лесозаготовкам и т. п.

Подобные меры не делали государственную церковную политику популярной у населения. К весне 1930 г. ситуация в «религиозном вопросе» была критической. Коллективизации повсеместно сопутствовало «раскулачивание» священно- и церковнослужителей

БардилеваЮлия Петровна,

кандидат исторических наук, доцент, Мурманский государственный гуманитарный университет. bardileva murman@ mail.ru

© Ю. П. Бардилева, 2011

и изъятие молитвенных зданий для нужд местных властей, что вызвало волну недовольства в ряде районов страны. Понимание того, что продолжение «религиозной» политики в том же русле приведет к обострению политической ситуации в стране и срыву планов по осуществлению сплошной коллективизации, способствовало принятию 14 марта 1930 г. постановления ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». В нем впервые было сформулировано требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке»1. И хотя данное постановление не могло изменить антицерков-ной направленности религиозного законодательства страны в целом, все же следует признать, что это был один из редких случаев, когда государство обратило внимание на нарушение законодательства при ликвидации молитвенных зданий со стороны местных властей.

Публикуемые ниже архивные материалы, с одной стороны, демонстрируют, насколько рьяно на уровне регионов советские и партийные органы власти бросились выполнять очередное распоряжение государства в области государственно-церковных отношений, с другой — позволяют выявить наиболее существенные нарушения интересов верующих (даже с точки зрения советского «религиозного» законодательства) при закрытии церквей.

№ 1

Из инструктивного письма заместителя начальника областного административного отдела Ленинградского облисполкома тов. Иванова и начальника отделения административного надзора тов. Сеймушкова начальникам окружных административных отделов

28 марта 1930 г.2

Закон «об отделении церкви от государства» и... постановления совершенно не ставят целью разрешение вопроса освобождения трудящегося населения от вредного влияния религии путем административного нажима, а кладут в основу серьезную культурно-просветительную работу среди широких масс. Все же до сего времени наблюдается ряд случаев искривления на местах. директив партии и правительства. Областной Административный Отдел категорически предлагает:

1. Прекратить насильственную ликвидацию религиозных объединений и религиозных объектов, прикрываемых фиктивным желанием населения.

2. При ликвидации религиозных обществ по мотивам их желания, проверять — действительно ли имеется соответствующее решение религиозных объединений и не являются ли они следствием незаконных требований местных властей (поголовная регистрация верующих, предъявление требований ремонта, не соответствующего действительной надобности).

3. Не допускать самочинного снятия колоколов и прекращения колокольного звона. Если действительно имеются массовые требования трудящихся по этому вопросу, то возбуждать соответствующее ходатайство перед Облисполкомом, ожидая решения последнего.

4. Ни в коем случае не допускать закрытия церквей до состоявшегося постановления Облисполкома по этому вопросу, оставляя церкви до окончательного разрешения вопроса в пользовании верующих. если верующими подана жалоба во ВЦИК на постановление Облисполкома, церковь также должна оставаться в пользовании верующих до окончательного разрешения вопроса ВЦИКом.

5. Все вопросы, связанные с ликвидацией [церквей]. обязательно прорабатывать на сходах-собраниях, представляя в соответствующий административный орган протокольное постановление, с указанием количества присутствующих на собрании, количества высказавшихся «за» и «против», также всего местного населения, дабы было бы видно %-е соотношение к голосовавшим за закрытие.

6. .указывать цели использования предполагаемых к закрытию молитвенных объектов.

7. Указывать конкретно в каждом отдельном случае количество имеющихся молитвенных объектов, могущих обслужить религиозные нужды оставшегося населения.

8. Учитывать интересы верующих в части удобства пользования молитвенными зданиями (не допуская оставления молитвенных зданий, приспособленных только для летнего использования, находящихся за естественными препятствиями и т. д.).

9. Кроме того, обращается внимание на необходимость конкретного отношения со стороны административных органов, не допуская с чьей бы то ни было стороны издевательских выходок по отношению религиозных чувств крестьянства.

Зам. Нач. Обл. Адм. Отдела (Иванов) Начальник Отделения Адмнадзора (Сеймушков)

Ленинградский областной государственный архив г. Выборга (далее — ЛОГАВ). Ф. Р-3176. Оп.

1. Д. 130. Л. 52-53. Машинописная копия.

№ 2

Из распоряжения заместителя председателя Ленинградского облисполкома И. Кондратьева относительно религиозной политики государства председателям окружных и районных исполкомов

апрель 1930 г.

Центральным Комитетом нашей партии и ЦИКом Союза даны категорические директивы и указания об исправлении безобразных искривлений, допущенных в области борьбы с религиозными предрассудками.

Пленум Областного Исполкома в своем постановлении от 28-го марта указал на необходимость беспощадной борьбы с загибами и головотяпством в этом вопросе.

Немедленно должны быть пересмотрены все дела, связанные с закрытием церквей и ненаправленные в Облисполком, предоставив вплоть до решения Исполкома право верующим распоряжаться церквями.

Передать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим или допустившим произвол к закрытию церквей.

Борясь беспощадно с перегибами. Окрисполкомы и Райисполкомы должны обеспечить развитие антирелигиозной работы через оказание помощи Союзу Воинствующих Безбожников и укрепление антирелигиозной работы по линии органов Просвещения.

Зам. Председ. Ленгр. Облисполкома (И. Кондратьев) ЛОГАВ. Ф. Р-3176. Оп. 1. Д. 130. Л. 58. Машинописная копия.

№ 3

Из распоряжения Мурманского окрисполкома начальникам районных административных отделов

7 апреля 1930 г.

Со стороны некоторых Райадмотделений имеет место искривление... директив3. В частности в гор. Александровске на общем собрании присутствовали комсомольцы, курсанты профтехшколы, и некоторые рыбаки, где большинством голосов было постановлено закрыть церкви. РИК и Нач. РАО не поставив в известность АдмОтдел и Окрисполком наложили печать на церковь и не допускали верующих граждан в помещение церкви.

Обращается внимание на необходимость корректного отношения со стороны Административных органов, не допуская с чьей бы то ни было стороны издевательских выходок по отношению религиозных чувств рыбачества.

Государственный архив Мурманской области (далее — ГАМО). Ф. Р-264. Оп. 1. Д. 2. Л. 30. Машинописная копия.

№ 4

Из проекта резолюции по докладу НКВД АКССР «О церковной политике»

1930 г.

1. Считать проводимую НКВД церковную политику правильной и вполне отвечающей требованиям момента и общему духу декрета об отделении церкви от государства.

2. Предложить НКВД произвести регистрацию до 1 октября сего года всех религиозных объединений в соответствии с постановлением ВЦИКа и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», в порядке и по форме указанной НКВД РСФР от 1 октября 1929 года и 11 апреля сего года.

3. Предложить РИКам проверить все договоры на сдачу в пользование верующим молитвенных зданий и культового имущества, в случае отсутствия их или неполноты заключить таковые, приняв, как правило, ни одного молитвенного здания и культового имущества к ним — без договора.

4. Предложить РИКам немедленно принять все меры к полному и надлежащему использованию всех молитвенных зданий закрытых постановлением КАРЦИКа и вошедших в законную силу, НКВД в свою очередь за своевременным использованием их — проследить. Одновременно с сим принять все меры к охране пустующих молитвенных зданий и культового имущества в них в целях собрания надлежащих материалов на предмет ликвидации их в порядке постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях».

5. Предложить РИКам, Горсоветам, с/советам и НКВД обратить самое серьезное внимание на выполнение функций по отделению церкви от государства, как-то: проведение надзора за сохранностью молитвенных зданий и культового имущества в них, выполнением договоров на пользование молитвенными зданиями и культимуществом, устройством общих собраний верующих, съездов, шествий и всякого рода религиозных церемоний, производством добровольных сборов и пожертвований на нужды культа и надзора за деятельностью сектантских организаций.

6. Обратить сугубое внимание РИКов и Горсоветов на необходимость увязки в работе низовых органов по отделению церкви от государства с общественными организациями, как-то: с ячейками С. В. Б. и др.

7. Предложить Инструкторам КАРЦИКа при обследовании РИКов тщательно ознакомиться с постановкой дела по проведению декрета об отделении церкви от государства, информируя во всех случаях НКВД о результатах замеченных недочетов этой работы.

Национальный архив Республики Карелия (далее — НА РК). Ф. 966. Оп.1. Д. 1/19. Л. 44-44 об. Подлинник. Машинопись.

№ 5

Из письма секретаря комиссии по делам культов Северного края т. Агеева председателю Севкрайкома по вопросу о возврате незаконно закрытой церкви общине верующих

1934 г.

Как видно из. жалобы верующих Шубрюгской церкви Паламожинского с/с Опаринского р-на, для зарвавшихся чиновников с/совета и РИК'а не существуют ни законы Советской

власти и не обязательны постановления вышестоящих органов. Ваше предписание за № 22 об открытии церкви до сих пор не проведено в жизнь. Пора призвать к ответу чуждых элементов, пролезших в советские органы4.

Секретарь Комиссии по делам культов Севкрая (Агеев)

Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1489. Л. 122. Машинописная копия.

№ 6

Из постановления Президиума ЦИК КАССР «О практике проведения в жизнь законодательства о культах в Карельской АССР»

10 ноября 1936 г.

Вследствие недооценки и отсутствия учета религиозности населения, слабой политикомассовой и особенно антирелигиозной работы в районах и притуплении революционной бдительности в некоторых районах (Тунгуда, Кестеньга) Карельской АССР имеются незарегистрированные религиозные организации; из 353 молитвенных зданий закрытых на 1 Октября 1936 года: 133 использованы под склады, 44 вовсе не используются, что может служить пищей для религиозной и антисоветской пропаганды церковников; .закрытие 230 нефункционирующих молитвенных зданий не оформлено и не проведена необходимая для этого массовая работа.». В связи с вышеуказанным постановили: «.совместно с НКВД организовать выявление и изучение незарегистрированных религиозных организаций в первую очередь в районах Калевала, Кес-теньгском, Тунгудском, Прионежском и Петровском. Предложить Наркомпросу (т. Филимонову), Райисполкома и Петрозаводскому Городскому Совету усилить антирелигиозную работу в клубах и избах-читальнях и принять меры к усилению работы Союза воинствующих безбожников».

ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 165. Л. 9. Машинописная копия.

№ 7

Из докладной записки «Практика проведения в жизнь законодательства о культах»

и. о. ответственного секретаря Комиссии по культам Севкрая т. Узкова о недооценке культовых вопросов и недостатках организационной работы

1936 г.

Необходимо отметить большое количество грубых нарушений советского законодательства о религиозных культах на местах. Обычно у районных работников и даже у об-

ластных нет точного представления о религиозности населения, о деятельности религиозных организаций, о процессах, связанных с отмиранием религии. много жалоб верующих на грубость, нетактичное поведение работников РИКов. Законодательство не дает право закрывать маолитвенные здания ни с/советам, ни РИКам. Вопрос решает край-облисполком, а при обжаловании, Президиум ВЦИК. . Повсеместно практикуется изъятие молитвенных зданий под ссыпку хлеба. .факты говорят, что церкви часто засыпаются хлебом, без необходимости в этом, только для того, чтобы «ликвидировать» религию; во многих местах засыпаются последние церкви в районе. независимо от того, что церковь из пользования верующих изымается, за нее аккуратно взыскиваются все платежи и, наконец, после засыпки церковь возвращается верующим в испорченном виде, культовое имущество обычно ломается и расхищается5. .В числе административных методов закрытия церквей часто применяется метод закрытия по причинам «ветхости» и «невыполнения ремонта». . Обычно церковь признается «угрожающей обвалом», религ[иозному] обществу дается непосильный ремонт, в сроки, рассчитанные на невыполнение. Одновременно запрещается производить сбор средств среди верующих на ремонт, а потом, после истечения срока, церковь закрывается по «причинам невыполнения ремонта»6. . Комиссия имеет много примеров, когда районные и городские органы власти оказывают предпочтение обновленцам перед староцерковниками, считая первых наиболее «лояльной» группировкой православной церкви. Распространены методы передачи церквей из пользования староцерковников обновленцам, а потом закрытие их при «помощи» последних7. . Совершенно недопустимо наличие закрытых, но не использованных ни под какие цели молит[венных] зданий. Наличие их. питает почву для всякого рода агитации церковников («ни себе — ни людям»), оставляет надежду у верующих на возврат.

В районах, где полностью ликвидированы церкви наблюдаются:

— укрепление, рост влияния сектантства.

— моления по домам без попов.

— появление новых, более фанатических, мистических обрядов.

— появление бродячих и полулегальных попов и нелегальных, проводящих службы по домам.

— у населения, хотя бы у части, повышается интерес к религиозным вопросам.

— подготавливается почва для возникновения контрреволюционных, церковно-монархических и фашистских организаций.

И. о. ответственного секретаря Комиссии по культам Севкрая (Узков)

ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 12. Л. 88-89, 92, 95, 99,104. Подлинник. Машинопись.

№ 8

Из письма инструктора Центрального Совета СВБ СССР Ф. К. Попова председателю Центральной комиссии по делам культов при ВЦИК А. П. Красикову о состоянии антирелигиозной работы и молитвенных зданиях Северной области

май 1937 г.

В Северной области при Облисполкоме комиссии по делам культов в последнее время совсем не было. Работу комиссии. подменял зав. бюро приема жалоб при облисполкоме т. Ленин, который работой комиссии по делам культов тяготился и по существу ей никакого внимания не уделял. Об этом говорит тот факт, что некоторые запросы центральной комиссии по делам культов часто оставались без ответа. В районах области по вопросам культов райисполкомы со стороны т. Ленина никакого инструктажа не получали и работу проводили по своему усмотрению. В результате чего на местах имеются случаи искривления политики Советской власти о религиозных общинах. . Административное закрытие в Архангельске молитвенных зданий без предварительной разъяснительной массовой работы привело к созданию «подпольных молитвенных зданий». В дни Рождества в 1936 г. в доме комбанка в Архангельске в квартире одного из верующих церковники совершали церковную службу. В Октябрьском районе г. Архангельска во время проверки объектов обложения по линии горфо депутатом горсовета т. Гашевой в одной квартире была обнаружена подпольная церковь.

Ослабленное внимание к вопросам антирелигиозной пропаганды в ряде мест привело к оживлению деятельности священников. В Архангельский горсовет . приходила группа верующих и просила открыть закрытую церковь на Кузнечихе. В Щеткинском с/с Подосиновского р-на церковники пригласили попа из Кировской области и вместе с ним ведут компанию за открытие церкви в крестьянской избе...

Инструктор Центрального Совета СВБ СССР Ф. К. Попов

ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1486. Л. 1-3. Подлинник. Машинопись.

№ 9

Из письма-ходатайства верующих церковной двадцатки с. Кола Мурманского округа Ленинградской области во ВЦИК М. И. Калинину об оставлении в их распоряжении

Кольского Благовещенского собора

10 июля 1937 г.

Стыдно, но и прискорбно, так как мы уже не впервые обращаемся с ходатайством о защите нашего храма, наших религиозных интересов.

Конституция не переродила работников Кольского Райисполкома. ... Антирелигиозная пропаганда ведется с обратного конца. Несмотря на то, что «Московская Правда» неоднократно сигнализировала в своих передовицах о способах и методах антирелигиозной пропаганды, о пресечении оскорблений религиозного чувства верующих, воспрещая закрытие церквей в административном порядке, без желания на то верующих и прочее, но сдвига нет.

Ни одного общего собрания, на котором бы не было оскорблено и осмеяно религиозное чувство верующих или церковь, а радио у нас как бы для этой только цели изобретено.

Политически неграмотные и неспособные уразуметь ключ законных антирелигиозных способов пропаганды, решили прибегнуть к грубой силе, «закроем церковь и вопрос антирелигиозной пропаганды будет исчерпан».

Итак, 23 июня сего 1937 года церковь наша опять закрыта (а в предпоследний раз была закрыта в 1934 г.).

На этот раз РИКом была создана удивительная комиссия. Таковая явилась с топором и не меньше как с пятикилограммовым железным гвоздем, в поисках трещин изрубили снаружи стену, северный угол здания, навыворачивали кирпичей, сделали несколько фотоснимков. Такой комиссии нам и во сне не снилось.

Без технических и научных документов комиссия вынесла замечание: «здание церкви непригодно для дальнейшей эксплуатации, производство ремонта нерентабельно». Подлинно, цель оправдывает средства.

Между тем, три года назад (в 1934 г.) молитвенное здание Кольской каменной церкви было подвергнуто техническому осмотру двух инженеров. Это инженер Волошинов и инженер-архитектор Никитин, имевший академическое образование и 44 [года]. практики. Причем тот и другой засвидетельствовали прочность здания, указав лишь на устранение некоторых дефектов первоначальной постройки, .что и было исполнено двадцаткой в сезон лета 1934 года, под наблюдением инженера от СТУ при Мурманском Окрисполкоме, вышеупомянутого Волошинова, и предрике Дружинине.

Еще имеем доложить, что председателем Кольского Райисполкома в настоящее время является т. Бойко с 1936 г. Деятельность свою начал с инвалидов, лишив многих из них пенсии, в мае месяце минувшего 1936 г. [отправил] на дрова Троицкую кладбищенскую церковь, церковно-исторический памятник древности, которым интересовались бывшие в Коле ученые-историки, а особенно знатоки церковной живописи. использованная на топливо церковь для нас рыбаков, служила маяком, по которому мы самоопределяли фарватер в темное осеннее время при возвращении с моря в Колу на елах и ботах.

В заключение просим ВЦИК раскрыть дело о закрытии нашей церкви в 1934 году, в котором были приложены акты инженера Волошинова и инженера-архитектора Никитина.

Если же ссылка на указанные акты является недостаточной, то ходатайствуем командировать к нам за наш сет, поездом «Полярная стрела» государственного инженера, специалиста

в деле церковных каменных построек, для окончательного выяснения состояния молитвенного здания и вопроса о пригодности такового для ремонта.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За председателя двадцатки Немчинов

ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 1172. Л. 31-32 об. Подлинник. Рукопись.

№ 10

Из письма председателя Комиссии по культам Архангельской области т. Агеева председателю Облисполкома в г. Архангельске по поводу закрытия церквей в Вохомском

районе

13 августа 1937 г.

Из поступивших к нам ранее и прилагаемых при сем 6-ти жалоб можно заключить, что Вохомский РИК под видом эпидемических заболеваний (дизентерии), произвел массовое закрытие церквей, которые до сих пор не открыты, и, естественно, [это] вынудило верующих обращаться с жалобами в советские органы, которые видно солидарны с действиями РИКа и поэтому никаких мер не принимают. кроме ВЦИК жалобы на незаконные действия РИКа подавать бессмысленно9.

Председ. Комиссии по культам Арх. обл. (Агеев)

ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1490. Л. 90. Машинописная копия.

№ 11

Из протокола № 21 заседания Президиума Верховного Совета КАССР

26 декабря 1939 г.

п. 7. О неправильном использовании бывших церковных зданий в отдельных районах Карельской АССР.

Отметить, что Райисполкомы и Горсоветы с недостаточной ответственностью относятся к использованию бывших молитвенных зданий, в результате чего многие здания вместо использования их по прямому назначению — под культурные учреждения — используются под склады, жилье, торговые предприятия, а часть зданий совершенно не используется и находясь без надзора — разрушается.

Так, например, из 152 закрытых церквей по 14 районам республики заняты не по прямому назначению и совершенно не используются 25 % бывших церковных зданий.

В Медвежьегорском районе из 16 закрытых церквей 4 заняты под склады и 3 совершенно не используются.

В Олонецком районе из 32 закрытых церквей 6 церквей — использовано под складские помещения и 2 церкви совершенно не используются.

Аналогичное положение имеет место в Пряжинском, Пудожском, Кемском и других районах республики.

Президиум Верховного Совета Карельской АССР постановляет:

1. Признавая недопустимым использование бывших церковных зданий не по прямому назначению и политически вредным, вызывающим справедливое недовольство со стороны окружающего населения, предложить председателям Райисполкомов и городских Советов принять необходимые меры к устранению допущенных нарушений по использованию бывших молитвенных зданий.

2. Поручить Совету Народных Комиссаров Карельской АССР в контрольных цифрах бюджета 1940 г. предусмотреть необходимые средства для переоборудования бывших молитвенных зданий под культурные учреждения.

3. Обратить внимание Прокурора Карельской АССР тов. Шаталова на необходимость усиления надзора со стороны райпрокуратуры за точным наблюдением на местах советского законодательства в части правильного использования закрытых молитвенных зданий по прямому назначению.

4. Обязать председателей Райисполкомов и городских Советов обеспечить быстрейшее проведение в жизнь Указов Президиума Верховного Совета КАССР в части сноса тех закрытых молитвенных зданий, снос которых разрешен указаниями Президиума Верховного Совета.

НА РК. Ф. 698. Оп. 15. Д. 8/18. Л. 183-184. Подлинник. Машинопись.

1 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 1. М., 1995. 307-310; Одинцов М. И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 6. С. 12; Наука и религия. 1990. № 7. С. 56.

2 Данное инструктивное письмо было адресовано руководителям регионов Европейского Севера России и учитывало то обстоятельство, что с 1927 по 1938 г. в состав Ленинградской области в качестве Мурманского округа входила также и территория Кольского полуострова.

3 Речь идет о Постановлении ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. и инструкции НКВД РСФСР № 328 «О правах и обязанностях религиозных объединений» от 10 октября 1929 г.

4 В жалобе верующих (29 июля 1934 г.), направленной в комиссию по делам культов Севкрая, говорилось о том,

что церковь была закрыта административным путем в 1930 г. и в течение четырех лет «незакономерно» использовалась как склад для шкур убитых кошек и собак, что, безусловно, оскорбляло чувства верующих. Прокурор Шенкурского района Северного края проверил жалобу верующей Елизаветы Захаровны Шишкиной из дер. Гребеневской на незаконность действий председателя сельсовета и запугиванию верующих и вынес решение о возврате церкви религиозной общине. Однако РИК не торопился с выполнением данного решения и предлагал верующим возврат церкви лишь после уплаты ими всех налогов, начиная со времени ее закрытия! Подобный цинизм возмутил даже советских и партийных работников края (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1489. Л. 56, 121-121 об., 126).

5 Речь идет о превращении храмовых зданий во временный элеватор.

6 Например, общине Пушемско-Николаевской церкви Подосиновского района Севкрая было предложено снаружи и внутри побелить и окрасить храм в зимнее время (!), а Лохотскому религиозному обществу Тарногского района Севкрая — в течение 20 дней выполнить ремонтные работы на сумму 6050 руб. (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 12. Л. 93).

7 Среди причин временного закрытия церквей весьма часто использовались сведения об эпидемиях, однако меры карантина при этом накладывались исключительно на храмы, а не на все общественные здания в селе или городе. Например, верующие Бабаевского религиозного общества Котласского района Севкрая жаловались, что их церковь с 1932 по 1936 г. закрывали по вышеуказанной причине 6 раз в общей сложности на 400 дней (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 12. Л. 93).

8 Несмотря на многочисленные жалобы верующих, переписку по закрытию Благовещенского собора между Постоянной комиссией по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме ЦИК СССР, комиссией культов при ленинградском облисполкоме и Мурманским окрисполкомом, Президиум Леноблисполкома 28 октября 1937 г. утвердил решение о закрытии кольской церкви (ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 1172. Л. 40, 47). Во многом этому способствовал арест и расстрел настоятеля данного собора протоиерея К. М. Мелетиева в начале октября 1937 г. Примечательно, что верующим запретили совершать службы из-за угрожающего состояния здания. Однако, оно благополучно использовалось впоследствии как склад, место полевой кухни, школьные мастерские, филиал областного краеведческого музея, вплоть до начала 1990-х гг., когда было возвращено верующим!

9 В Вохомском РИКе под предлогом эпидемии закрыли только церкви, однако остальные общественные здания продолжали функционировать, что и вызвало справедливое возмущение верующих. Комиссия по культам Архангельской области отмечала, что данный РИК не хочет проводить массовую разъяснительную работу по закрытию церквей, предпочитая решать проблему административными способами (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1490. Л. 90).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.