Научная статья на тему 'Праздник в малом городе как институт социализации'

Праздник в малом городе как институт социализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
239
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / HOLIDAY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ ГОРОД / TOWN / СОБОРНОСТЬ / COLLEGIALITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / CELEBRATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ляховец Анна Семеновна, Мостицкая Наталья Дмитриевна

В данной статье рассматривается праздник как социальный институт, в рамках которого осуществляется процесс социализации. Проводится сравнительно-функциональный анализ, позволяющий утверждать, что социокультурные условия малого города наиболее способствуют максимальной реализации всех аспектов праздника, актуализирующих такие свойства социума, как соборность, гражданственность и патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article touches upon holiday as a social institution, which provides the process of socialization within its context. The comparative functional analysis allows to state, that the socio-cultural conditions of town contribute fully to the maximum realization of all aspects of holiday, which foreground such features of society as collegiality, cynicism and patriotism.

Текст научной работы на тему «Праздник в малом городе как институт социализации»

96 ISSN 1997-GSG3 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2G11 ♦ 4 (42) июль-август ^

ПРАЗДНИК В МАЛОМ ГОРОДЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А. С. Ляховец

Российский государственный социальный университет (филиал, г. Ивантеевка)

Н. Д. Мостицкая

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье рассматривается праздник как социальный институт, в рамках которого осуществляется процесс социализации. Проводится сравнительно-функциональный анализ, позволяющий утверждать, что социокультурные условия малого города наиболее способствуют максимальной реализации всех аспектов праздника, актуализирующих такие свойства социума, как соборность, гражданственность и патриотизм.

Ключевые слова: праздник, социализация, малый город, соборность, коммуникация, патриотизм.

This article touches upon holiday as a social institution, which provides the process of socialization within its context. The comparative functional analysis allows to state, that the socio-cultural conditions of town contribute fully to the maximum realization of all aspects of holiday, which foreground such features of society as collegiality, cynicism and patriotism.

Key words: holiday, celebration, town, collegiality, communication, patriotism.

Изучение праздника как социального института представляется возможным на основании следующих положений: праздник поддерживается социокультурными организациями, будь то представители власти, церкви или экономические структуры; включает в себя систему традиций и норм, передаваемых из поколения в поколение; предполагает строгую статусно-иерархическую дифференциацию, конституирующую социальное взаимодействие в ритуале праздника, а также в каждом празднике обязательно присутствует собственная знаково-символическая среда, наполненная специальными атрибутами, украшающими и дополняющими конкретный праздник.

Процесс социализации рассматривается нами как процесс усвоения социальных ролей и ценностей общества, поэтому вполне правомерно исследовать феномен праздника как

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 96-101

института социализации, поскольку функциональное многообразие праздничной культуры способствует актуализации освоения ценностных норм культуры. Уникальность праздника состоит еще и в том, что он организует как первичную, так и вторичную социализацию, будучи многофункциональным явлением. Участие семьи в празднике позволяет гармонично осуществить первичную форму социализации на уровне освоения ребенком базовых ценностей культуры, для подросткового возраста также реализуется возможность сориентироваться на нормы поведения, принятые в социальной группе, а для взрослого человека статусная иерархия будет представлена в неформальной ситуации.

Рассматривая праздник как феномен культуры, необходимо выделить некоторые его функции, через которые возможно предста-

Теория и история культуры 97

вить механизм социализации. Так, изучая основные функциональные уровни, согласно словарным дефинициям А.Я. Флиера, отметим, что праздник способен реализовать, во-первых, социальную интеграцию людей, «формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых социокультурных сообществ. Во-вторых, обеспечить одну из форм интегрированного существования сообществ людей, подразумевающую структурную дифференциацию на различные самодостаточные группы: этносы, нации, производственные и прочие коллективы, семьи, роды, коммуникативные (языковые), религиозные группы. В-третьих, обеспечить основные свойства совместной жизнедеятельности людей, такие как демографическое и социальное воспроизводство членов общества, адаптацию сообщества к природным и историческим условиям его обитания, развитие искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, социальную престижность, патронаж, познание и мировоззрение, накопление и кумуляцию социально значимых знаний, а самое главное - коммуницирование и обмен информацией и социальным опытом между людьми» (3, с. 129-133). Праздничная коммуникация, несомненно, отличается от обычного бытового общения, поскольку, являясь строго ритуализированной и иерархичной, протекает в особых условиях, позволяющих человеку естественно и органично воспринимать строгую иерархичность, при этом не теряя ощущения свободы, игры и непрофанного пространства. По мнению А.Я. Флиера, ведущей функцией праздника выступает - физическая и психическая реабилитация и релаксация человека, но, на наш взгляд, в этом контексте теряется сакральная и соборная составляющая праздника, что лишает систему праздника

целостного восприятия. Благодаря структурно-организованному пространству праздника основные моменты процесса социализации проходят в неформальной обстановке, что способствует созданию более естественного коммуникативного процесса, подразумевающего личностное индивидуальное общение, не ограниченное статусной иерархической системой.

Анализ функциональных особенностей праздника как феномена культуры в соответствии с основными структурными уровнями функций культуры, предложенными А.Я. Фли-ером, показывает, что феномен праздника может быть рассмотрен как наиболее яркий репрезентант культурной жизни, включающий всю ее функциональность. Таким образом, в празднике в концентрированном виде представлены системообразующие процессы и механизмы, необходимые для поддержания, развития и сохранения данной культуры и создания условия для органичного протекания процесса социализации. Для массового сознания современного российского общества, мозаичного по своей природе, в настоящее время особенно характерны яркие формы проявления традиционных «культурных оппозиций», представляющих разнонаправленные ценности, в связи с этим в социокультурных процессах практически не наблюдается консолидированных активных коллективных действий, за исключением форм протеста, связанных с проблемами выживания, и сама стратегия выживания является доминирующей, а массовое поведение девиантным по существу. Поэтому, на наш взгляд, феномен праздника здесь должен быть рассмотрен как необходимый структуро-организующий элемент, скрепляющий поликультурное многообразие посредством консолидирующей и коммуникативной функций праздника. При этом необходимо учитывать различных участников праздника, это могут быть люди, включенные в культуру, и представители других культур. Для узкого круга «своих» участников праздник создает уникальное пространство для формирования соборности, в то же время для гостей - людей «со стороны» праздник предоставляет возможность позна-

98 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

комиться с ценностями другого народа или культуры в более непринужденной обстановке. Межкультурная коммуникация в данном случае осуществляется как процесс, включающий этапы идентификации в рамках своей культуры, знакомство с традициями другой культуры, перекодировка знаков другой культуры на свой язык, и новый этап идентификации, но уже предполагающий осознание себя частью поликультурного пространства. Сохранение традиционных национальных, этнических, конфессиональных праздников позволяет удержать равновесие в поликультурном пространстве, в котором сосуществуют разные народы, и действуют механизмы культурной самоидентификации.

В условиях современной жизни с ее быстротечным переживанием времени теряются сущностные основы многих традиций и ритуалов, необходимых для выживания человека. Девиантные формы протеста, мотивируемые проблемой выживания, не способствуют позитивным реформам, в то же время восстановление традиционных форм взаимодействия между людьми позволит выстраивать процесс социализации в русле гармонизации коммуникативного пространства и решения общей идеи выживания в современных социокультурных условиях.

Так, современный праздник, организуемый в мегаполисе, превращается в симулякр праздничной культуры, теряя свою подлинную антропологическую систему значений и смыслов, коммуникативную и социализирующую функцию. Изучение феномена праздника в рамках структурно-функционального подхода и сравнительный анализ условий организации праздника в мегаполисе и в малом городе позволяют акцентировать внимание на специфическом пространстве небольшого поселения, в котором на сегодняшний момент возможно сохранение в целостном объеме праздничной традиционной культуры.

Во-первых, этимологически слово «праздник» чаще связывают со словами «праздный», «пустой», «порожний», то есть свободный от будничной деятельности. Такая трактовка

была принята в русском языке, однако первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг», от глагола «хагаг», что означало «танцевать». Специалисты связывают происхождение слова с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. В латинском языке праздничные дни обозначались как feriae (отдых, каникулы), а также festum - «праздник, торжество». Современные лингвисты термин feriae выводят из слова fanum- «священное место», а термин festum - от санскритского корня «бхас» -«блестеть». Таким образом, праздник семантически связан и со своеобразным временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным сакральным ритуалом, танцем, приемами, пиршеством. Любой праздник предполагает в таком случае радостное событие, но непременно связанное с сакральным переживанием «духовной связи» с определенной системой ценностей. Момент «переживания духовной связи» является одной из характеристик феномена праздника, поскольку он позволяет говорить о духовной доминанте праздничной культуры (в противовес телесности обыденного воспроизводства жизненных стремлений) и о символических обозначениях сакральной коммуникации.

В современных условиях жизни мегаполис утратил целостную духовную доминанту, позволяющую объединить людей вокруг одной идеи. Внешняя массовость культурного события оборачивается индивидуализмом жителей мегаполиса, поэтому «жертвенное» объединение и всеобщий «танец» вокруг «священного места» невозможны. В то же время в мегаполисе множество существующих объединений по интересам формируют свои праздники, традиции и ритуалы, но это происходит в замкнутых пространствах, часто не пересекающихся друг с другом. В противовес этому малый город с населением от 12 до 50 тысяч человек представляет собой уникальное пространство, где возможно выстраивать ценностные связи между людьми, что позволяет говорить о соборном единстве. Более того, современные исследователи, выделяя наиболее перспективные малые

Теория и история культуры 99

города России, указывают на культурообразу-ющий центр: монастырь, туристический центр, градообразующее предприятие, как обязательное условие «выживания» города в современных условиях после развала системных связей, существовавших в СССР. Таким образом, люди здесь объединены общими целями и интересами, что позволяет им формировать жизненное пространство малого города и конструировать соответствующие праздники, которые выполняют функцию носителей и трансляторов ценностей, а также социализации подрастающего поколения и мигрантов. По мнению исследователя социологического аспекта праздника -К. Жигульского, для того чтобы эталонные образцы возникли и продолжали существовать, празднующая группа должна иметь общие ценности, обычно составляющие часть системы, которые столь важны для нее, что требуют почитания через институт праздника. «Отречение от праздника, утрата интереса к нему служит признаком утраты интереса к лежащим в его основе ценностям, тогда они зачастую лишь декларируются, но не практикуются» (1, с. 12).

Любой праздник разворачивается перед нами в своей обрядово-ритуальной традиции, предполагающей точное место проведения и условия организации празднования. Это организованное действо должно обеспечить выход из пространства будничной суеты в пространство духовных ценностей и идеалов, то есть вывести за рамки обыденности. Так, З. Поня-товский утверждает, что «праздник означает, прежде всего, разрыв с повседневностью, вторжение необычайности и исключительности в монотонность будней <...> праздник - это также попытка переломить ход времени, попытка вырваться из тисков закона изменения и исчезновения, иллюзорное преодоление тяжести земного времени, груза старости и смерти человека ...» (1, с. 127). Выход за рамки обыденности реализуется в обрядово-ритуальной, игровой форме, позволяющей человеку войти в коммуникативное пространство диалога с миром культурных ценностей, в котором реализуется его потребность в духовном развитии. В отсутствии такого сущностного диалога

праздник превращается в симулякр. В культуре малого города организация праздничного общения осуществляется в рамках соседско-дружеских отношений и на основе институционального объединения населения, то есть коллег по работе. Задача праздника и ритуального действия состоит в создании условий, необходимых для обеспечения ценностно-ориентированной коммуникации и конструирования общего мировоззренческого поля. Благодаря организации такого ценностно ориентированного коммуникативного пространства процесс социализации протекает естественным образом. Люди получают опыт общения, знакомятся со статусной дифференциацией общества, при этом в данном случае эта дифференциация будет носить не только формальный, но и реальный характер, поскольку в процессе праздника будут проявлены неформальные лидеры и почитаемые в обществе сограждане.

Во-вторых, в современном энциклопедическом словаре культурологи выделяют характерную черту праздника - его связь со сферой сакрального. Он исцеляет, то есть «делает "целой" раздираемую конфликтами человеческую общность» (2, с. 135). Проводя параллели с историческими социокультурными условиями праздника, можно вспомнить советскую традицию проведения демонстрации на первомайских праздниках. Все население города было задействовано в торжественном шествии, что предполагало ритуальное объединение людей через элементарное совместное физическое присутствие в одном пространстве. Так, в малом городе такое ритуальное действие может объединить большинство его жителей, организовывая таким способом идентификацию каждого человека как носителя общегородской культуры. В то же время в мегаполисе такое совместное действо возможно только по районам, а общего единения не происходит. Помимо этого, в празднике успешно конструируется иерархия социально-статусной системы, которая подтверждается институализирован-ной системой взаимоотношений в городе. В мегаполисе такого иерархичного построения создать невозможно, поскольку люди не знако-

100 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

мы в обыденной жизни и все статусные моменты имеют игровой характер (симулякр). Принцип иерархии представляется весьма существенным и важным для консолидации социума, поскольку он позволяет выстраивать равновесие в социокультурном коммуникативном пространстве, ориентирует на историческую преемственность, в частности посредством почитания старших и более опытных представителей социума. А также способствует формированию механизмов передачи социального опыта от поколения к поколению.

Основой иерархического построения социума, как и его фундаментом, непосредственно является институт семьи, в котором протекает первичная социализация. Для любой семьи характерна межпоколенческая передача норм и эталонов культуры, обучение определенным одобряемым стандартам поведения и сложным, связанным с культурными традициями поведенческим программам. В этом случае участие семьи в городском празднике цементирует не только семейные устои, но и позволяет сформировать устойчивое осознание причастности к данному обществу как необходимого и существенно важного целостного элемента социальной структуры.

В-третьих, в культуре праздника можно выделить особым образом организованное время - психологическую подготовку к торжественным событиям, само торжество и ожидания будущих перемен, поскольку праздник рассматривается как пограничное событие между двумя различными временными периодами жизни, что в свою очередь создает ритм жизни, согласуемый с хронотопом культуры. Для малого города этот ритм жизни гармонично согласуется с праздничным календарем, который обязательно соразмерен с природными изменениями, религиозными традициями. А для мегаполиса, напротив, оторванность от природной жизни и создание более скоротечного хронотопа не позволяет говорить о стабильности праздничной культуры и культуры мегаполиса в целом.

Кроме того, любой российский малый город сохранял через преемственность поколе-

ний исконные российские традиции выживания, связанные не только с ведением практически натурального хозяйства, но и с соответствующим достаточно критическим отношением к местным властям, а потому его жители не потеряли собственного «я» во всех вопросах -от трудоустройства, до ремонта квартир, от отношения к политическим кампаниям до «бартерной» торговли с соседями. Это самодостаточные люди, а не просители и иждивенцы. Жители малого города, как правило, не мигранты и не являются маргиналами, которым безразлична судьба города и страны, в конечном счете от этого зависит и своя собственная судьба. Именно это и позволяет считать малый город России той первичной ячейкой российского государства, в которой заинтересовано не только все российское общество, но и каждый отдельный гражданин, потому что именно гражданские качества наиболее просто формировать, участвуя в жизни малого города, где всякое социальное усилие, особенно если говорить о праздничной культуре, становится видным и значимым. Вот эта потенциальная и актуальная возможность проявления своих гражданских качеств, мыслей и чувств делает жителей малого города патриотами своего края, своей малой родины. Этот потенциал максимально раскрывается благодаря качественному осуществлению и организации процесса социализации, который протекает в социокультурной среде города, в частности в пространстве городских праздников.

Обобщая названные характеристики праздничной культуры, раскрываемые как условия процесса социализации, можно отметить, что феномен праздника во всей своей полноте возможно увидеть и воспроизвести только в масштабах малого города. Особенно, если учитывать уникальный хронотоп, согласующийся с природной жизнью в малом городе, возможности непосредственной коммуникации всех жителей города, а также общую идейно-ценностную мировоззренческую систему, раскрывающуюся в символах праздничного ритуала, ориентированного на социализацию и идентификацию человека как гражданина города и страны.

^ Теория и история культуры 101

Примечания

1. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. - М.: Наука, 1985.

2. Культурология: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 2.

3. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М.: МГУКИ, 2008.

ДИНАМИКА АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

О. Ю. Липай

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье дан анализ динамики аудитории современного телевидения, рассмотрена роль аудитории как субъекта, оказывающего влияние на развитие института телевидения, а также факторы динамики российской аудитории телевидения.

Ключевые слова: аудитория, телевидение, динамика, демассовизация, дифференциация, фрагментация, индивидуализация.

This article provides an analysis of the television's dynamics, considers the role of auditorium as a subject exerting an influence upon development of the television institution, as well as factors of the Russian auditorium of the television.

Key words: auditorium, television, dynamic, fragmentation, individualization, differentiation.

Телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное социальное явление, изучать которое можно в разных аспектах. Во-первых, как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации, систему регулярно повторяющихся речевых действий. И если считать, что знанием становятся только те сведения, та информация, которые успешно интериоризируются, бесконфликтно вписываются в структуру представлений индивида о мире и о себе, то в связи с этим телевидение

предстает как форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Телевидение оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы. Вместе с тем, было бы неверно преувеличивать значение и действенность этого влияния; приблизиться к более или менее адекватной оценке позволяет проработка еще одной проблемной области.

Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 101-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.