Научная статья на тему 'Правовые средства обеспечения демографической политики Российской Федерации в области увеличения продолжительности жизни'

Правовые средства обеспечения демографической политики Российской Федерации в области увеличения продолжительности жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДТП / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / DEMOGRAPHIC POLICY / LEGAL MEANS OF MAINTENANCE OF A DEMOGRAPHIC POLICY / LIFE EXPECTANCY / MEDICAL AID BY THE VICTIM AT THE ROAD ACCIDENT / A HEALTHY WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулина Юлия Александровна

Статья посвящена проблемам выбора и использования различных правовых средств обеспечения демографической политики. Уделено внимание вопросам экономического стимулирования медицинского обслуживания. Проанализированы государственные программы реализации демографической политики. Дана оценка пропагандистских методов воздействия на демографические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is sanctified to the problems of choice and use of different legal backer-ups of demographic politics. Paid attention to the questions of economic stimulation of medical service. The government programs of realization of demographic politics are analysed. The estimation of propagandist methods of affecting is given demographic processes.

Текст научной работы на тему «Правовые средства обеспечения демографической политики Российской Федерации в области увеличения продолжительности жизни»

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

НИКУЛИНА Юлия Александровна

Аннотация: статья посвящена проблемам выбора и использования различных правовых средств обеспечения демографической политики. Уделено внимание вопросам экономического стимулирования медицинского обслуживания. Проанализированы государственные программы реализации демографической политики. Дана оценка пропагандистских методов воздействия на демографические процессы.

Annotation: the article is sanctified to the problems of choice and use of different legal backer-ups of demographic politics. Paid attention to the questions of economic stimulation of medical service. The government programs of realization of demographic politics are analysed. The estimation ofpropagandist methods of affecting is given demographic processes.

Ключевые слова: демографическая политика, правовые средства обеспечения демографической политики, продолжительность жизни, медицинская помощь пострадавшим при ДТП, здоровый образ жизни.

Key words: demographic policy, legal means of maintenance of a demographic policy, life expectancy, medical aid by the victim at the road accident, a healthy way of life.

Демографическая политика современного государства представляет собой правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность и направлена на регулирование демографических процессов, обусловленных национальными интересами.

Для реализации демографической политики Российская Федерация определяет комплекс правовых средств и методов, позволяющих с наибольшей эффективностью решать задачи в области демографии. К ним прежде всего относятся: 1) административно-правовые методы (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства в области регулирования демографических процессов); 2) экономические методы (материальное поощрение необходимого демографического поведения в соответствии с национальными интересами); 3) организационные методы (разработка и реализация мероприятий в соответствии с целями и задачами демографической политики); 4) пропагандистские методы (популяризация демографического поведения, отвечающего национальным интересам).

Демографическая политика Российской Федерации находит свое отражение в крупнейших национальных проектах - «Здоровье»1,

1 Приоритетный национальный проект «Здоровье» // Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. ЦКЬ: http://rost.ru/projects/health/health_main.shtml (дата обращения:

27.12.2011).

«Образование»2 и «Жилье»3, реализация которых влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человече-

4

ского капитала .

В современных условиях важное значение приобретают методы экономического обеспечения демографической политики в целом и в области увеличения продолжительности жизни граждан Российской Федерации в частности. Продолжительность жизни находится в прямой зависимости от качества оказания первичной медицинской помощи. Одним из методов решения этой задачи является материальное стимулирование медицинских работников. Не случайно в Российской Федерации законодательным актам, касающимся заработной платы медицинских работников, уделяется особое внимание.

В 2007 г. Минздравсоцразвитием Российской Федерации утверждена система критериев оценки деятельности врачей-терапевтов участко-

2 Приоритетный национальный проект «Образование» // Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. иЯЬ: http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml (дата обращения:

20.12.2011).

3 Приоритетный национальный проект « Доступное жилье -гражданам России» // Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. ИИЬ: http://rost.ru/projects/habitation/habitation_ main.sh.tml (дата обращения: 25.12.2011).

4 Путин В.В. Что такое национальные проекты? Инвестиции в человека. Приоритетные национальные проекты. Выступление Президента РФ, 2004. ИИЬ: http://rost.ru/main/what/01/01.shtml (дата обращения: 28.12.2011).

вых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), а также медицинских сестер участковых, работающих с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики5, направленная, с одной стороны, на улучшение качества оказания медицинской помощи прикрепленному к медицинскому учреждению населению, а с другой, - на стимуляцию работы медицинских работников, от качества работы которых зависит их заработная плата. Иными словами, введение системы критериев было призвано стимулировать рост заработной платы медицинских работников6.

Например, при оценке эффективности работы врачей-терапевтов участковых рекомендуется использовать следующие критерии7: 1) стабилизация или снижение уровня госпитализации прикрепленного населения;

2) снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к прикрепленному населению;

3) увеличение числа посещений прикрепленного населения с профилактической целью;

4) полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением; 5) полнота охвата профилактическими прививками прикрепленного населения против дифтерии - не менее 90 %, гепатита В - не менее 90 % лиц в возрасте до 35 лет, против краснухи - не менее 90 % женщин в возрасте до 25 лет, прививок против гриппа; 6) стабилизация или снижение показателя смертности населения на дому при сердечнососудистых заболеваниях, диабете; 7) снижение числа лиц, умерших от болезней системы кровообращения в возрасте до 60 лет и не наблюдавшихся врачом-терапевтом на медицинском участке в течение последнего года жизни; 8) стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера; 9) туберкулез: число вновь выявленных больных, полнота охвата флюорографическим обследованием лиц, более чем на 90 % из числа подлежащих, полнота охвата бактериоскопическим обследованием лиц от числа подлежащих более чем 90 %, отсутствие повторных случаев у контактных лиц в очагах активного туберкулеза, отсутствие запущенных случаев туберкулеза;

5 Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. URL: http://www.rost.ru/projects/health/p05/ministry/ministry. shtml (дата обращения: 28.12.2011).

6 Приоритетные национальные проекты. Здоровье. Первичная медицинская помощь. Зарплата. URL: http://www.rost.ru/projects/health/ p02/p21/a21.shtml (дата обращения: 28.12.2011).

7 Приказ Министерства здравоохранения и социального разви-

тия Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N° 282.

10) артериальная гипертония: число вновь выявленных больных артериальной гипертонией, снижение уровня первичной заболеваемости ишемической болезнью сердца, снижение ин-вализации в результате инфаркта миокарда и инсульта, снижение смертности прикрепленного населения от инфарктов миокарда и инсультов; 11) сахарный диабет: число вновь выявленных больных сахарным диабетом, число больных диабетом с компенсированным статусом более 50 % всех стоящих на учете лиц, снижение числа осложнений сахарного диабета; 12) онкологические заболевания: отсутствие случаев онкологических заболеваний, видимых локализацией, выявленных в 3-4-й клинических стадиях; 13) полнота охвата мероприятиями по диагностическому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг лекарственного обеспечения, санитарно-курортного и восстановительного лечения; 14) обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг.

Конкретные показатели критериев оценки деятельности участкового врача-терапевта определяются руководителем учреждения здравоохранения с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей. При необходимости по решению руководителя учреждения здравоохранения могут использоваться дополнительные критерии оценки эффективности деятельности участкового врача-терапевта. Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-терапевта участкового являются медицинская карта амбулаторного больного, паспорт врачебного участка, ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому, контрольная карта для диспансерного наблюдения, талон амбулаторного пациента, карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств8.

Практика подтвердила неоднозначность избранных критериев и сложность их учета в реальных условиях. Практика постановки

8 Критерии оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19 апреля 2007 г. № 282.

заработной платы врачей общей практики в прямую зависимость от количества обслуживаемых пациентов имела место в Великобритании в начале XXI в.

Это вызвало горькую иронию у пациентов, которые признавали, что при увеличении количества посетителей врач едва успевает взглянуть на пациента, не говоря о том, чтобы его осмотреть9. Обремененный ведением медицинской статистики участковый врач едва сможет взглянуть на пациента из-под горы бумаг. Мировая практика уже доказала, что медицина - отрасль, где невозможно ожидать сиюминутный результат от труда медицинского работника. Ставя зарплату врача в зависимость от быстрых количественных результатов, чиновники обрекают процесс оказания медицинской помощи на всевозможные уловки, приписки, конфликты между врачом и руководителем медицинского учреждения, который подсчитывает баллы, от которых зависит зарплата врача. Вынуждая врача заполнять большое количество документов, чиновники отвлекают его от непосредственного медицинского процесса наблюдения и лечения. Мин-здравсоцразвития должно обеспечивать качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников, медицинского оснащения и необходимыми лекарственными средствами. К сожалению, врач сталкивается с массой бюрократической канцелярской работы, часто нанося вред профессиональной деятельности и дискредитируя ее.

Организационные методы обеспечения демографической политики находят воплощение прежде всего в создании комплексных программ, одной из которых является программа совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях.

«В 2008 г. в рамках программы “12 регионов РоссииП была создана система транспортировки и оказания помощи больным с сочетанной травмой в 53 хорошо оборудованных и подготовленных профильных отделениях»10.

Главной задачей является организация системы оказания помощи пострадавшим в ближайшее после аварии время, когда меди-

9 The Guardian. 2003. 22 May. URL: http://www.guardian.co.uk/ society/2003/may/22/genderissues.publichealth (дата обращения:

28.12.2011).

10 Выступление заместителя главы Минздравсоцразвития Веро-

ники Скворцовой // Приоритетные национальные проекты. Новости. URL: http://www.rost.ru/news/2009/04/151803_16291.shtml (дата обращения: 28.12.2011).

цинская помощь наиболее эффективна. В 2009 г. в эту программу включились 13 регионов: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Московская область, Нижегородская область, Ярославская область. К 2013 г. планируется распространить программу на все субъекты РФ, по территории которых проходят федеральные трассы. В рамках программы будут созданы специализированные травмоцентры первого, второго и третьего уровней на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог, для оказания помощи пострадавшим при ДТП, оснащение травмоцен-тров специализированным оборудованием и реанимобилями класса «С». Для того чтобы максимально сократить доставки пострадавших в травмоцентры, необходимо разработать маршруты движения «скорой».

С целью исполнения Концепции демографической политики на период до 2025 г., в части сокращения смертности и травматизма от ДТП, финансирование строительства автомобильных дорог в 2012 г. будет увеличено на 55 млрд руб. В 2012 г. на дорожное хозяйство выделено 309 млрд рублей, в том числе на содержание дорог. На эти средства до конца года будет построено 208 км новых федеральных дорог и 6 300 м мостов и туннелей11.

В Программу совершенствования медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, стартовавшую в 2008 г. в 12 регионах России, до 2013 г. будут включены все субъекты Российской Федерации. Программа носит отраслеобразующий характер и направлена на укрепление профилактического звена, формирование здорового образа жизни, внедрение новых подходов к диспансеризации и созданию новой системы экстренной специализированной помощи. Программа предполагает обучение и переподготовку кадров, создание в субъектах РФ трех первичных сосудистых отделений и одного регионального сердечно-сосудистого центра, осуществляющего контроль и оказание высокотехнологичной медицинской помощи данной категории больных. Такой центр в каждом регионе будет

11 По материалам видеоконференции по развитию ТЭК ЦКЪ: http://www.chelyabinsk.er.ru/news/?id=2724 (дата обращения: 28.12.2011).

оказывать экстренную рентген-эндоваскуляр-ную, хирургическую, сосудисто-хирургическую помощь, а в режиме реального времени -консультативно-диагностическую помощь

первичным сосудистым центрам12.

Проект по развитию службы крови был запущен в 2008 г. За это время было переоснащено 15 региональных и 6 федеральных станций переливания крови. Появилась возможность осуществлять забор, переработку и хранение крови в труднодоступных районах за счет закупленных мобильных комплексов и холодильного оборудования. Модернизация службы крови ведется по трем направлениям: 1) совершенствование материально-технической базы службы; 2) формирование единой информационной базы; 3) пропаганда массового донорства.

Программа позволит выстроить эффективную систему донорства и службы крови с привлечением как можно большего числа безвозмездных доноров для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности российского здравоохранения13.

В связи с напряженной ситуацией по заболеваемости туберкулезом в России в 2009 г. запущена программа по совершенствованию противотуберкулезной помощи населению, кроме того, Минздравсоцразвития РФ проводило федеральную программу, включающую в себя профилактику и лечение социальнозначимых заболеваний ВИЧ-инфекции и малярии в течение 2007-2011 гг.14

Пропагандистские методы обеспечения демографической политики в области увеличения продолжительности жизни используются прежде всего для пропаганды здорового образа жизни. Разработаны модели и показатели индивидуального и общественного здоровья, начинается проектирование и запуск системы

мониторинга основных показателей здорового образа жизни, в региональных лечебно-профилактических учреждениях будут организованы кабинеты медицинской профилактики и центры здоровья. С 1 декабря 2009 г. по всей стране начали открываться центры здоровья, активно ведется коммуникационная компания по пропаганде здорового образа жизни, в этой связи в 2010 г. к 502 центрам здоровья, открытым в регионах России, добавились 193 детских центра15.

К реализации приоритетных проектов и демографической политике Правительство РФ привлекает крупнейшие промышленные компании России. Пропагандируя здоровый образ жизни, Газпром реализует проект «Газпром - детям», целью которого является создание условий для гармоничного, интеллектуального, духовного и физического развития подрастающего поколения россиян, пропаганда здорового образа жизни среди российской молодежи, вовлечение детей и подростков в спортивные секции, творческие и самодеятельные кружки. С этой целью Газпром строит и реконструирует комплексы, дворовые и многофункциональные спортивные площадки; закупает оборудование, необходимое для работы спортивных секций, кружков творчества и самодеятельности; привлекает для занятий с детьми и подростками высокопрофессиональных тренеров и преподавателей; организует фестивали и спортивные состязания по всей стране16.

Таким образом, демографическая политика современной России получает правовое обеспечение посредством комплексных технологий, представляющих собой совокупность законодательных, экономических, организационных и пропагандистских методов правового обеспечения приоритетных направлений демографической политики государства.

12 Приоритетные национальные проекты. Новости. Программа совершенствования медпомощи больным с сосудистой патологией. Ш.Ь: http://www.rost.ru/news/2009/04/ 131445_16280.shtml (дата обращения: 28.12.2011).

13 Приоритетные национальные проекты. Новости. Развитие донорства и служб крови в регионах России. ЦКЬ: http://www.rost.ru/ news/2009/04/131418_16279.shtml (дата обращения: 28.12.2011).

14 Приоритетные национальные проекты. Новости. Борьба с ту-

беркулезом. Ш.Ь: http://www.rost.ru/news/2009/03/301340_16236.shtml

(дата обращения: 28.12.2011).

15 Стенографический отчет о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Президент России. иЯЬ: http://президент.рф/transcripts/6661 (дата обращения: 28.12.2011).

16 Социальная ответственность. Газпром - детям. иЯЬ: http://www.gazpromquestions.ru/?id=25 (дата обращения: 28.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.