Научная статья на тему 'Правовые проблемы защиты военной тайны'

Правовые проблемы защиты военной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
992
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименко Александр Сергеевич

В статье исследуются вопросы, которые связаны с угрозами в отношении информации, в области военной тайны. Исследуются угрозы, существующие в отношении информации ограниченного доступа. Рассматриваются проблемы защиты информации существующие на современном этапе, а также разбирается опыт по их решению. Приводятся доводы необходимости совершенствования соответствующей правовой основы, предлагаются определенные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы защиты военной тайны»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Кроме вышеотмеченного, Кодекс Кыргызской Республики о детях в ряду принципов государственной политики в сфере обеспечения прав и интересов детей устанавливает также соблюдение принципов тендерного равенства (ч.1 ст.6).

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 г. № 345-И //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2002. - № 17. - Ст.154.

2. Кодекс Кыргызской Республики «Кодекс Кыргызской Республики о детях» от 10 июля 2012 г. № 100 // Эркин Тоо. - 2012. - 16 авг.

3. Батурина Н.И. Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005.

4. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 г. № 518-IV // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2011. - № 22 (2599). - Ст.174; Казахстанская правда. - 2012. - 7 янв.

5. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам законодательства об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 г. № 236^ // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2014. - № 19-П (2668-П). - Ст. 94; Казахстанская правда. - 2014. - 12 июля.

© Касиенова К.М., 2016.

УДК 34.03

Клименко Александр Сергеевич

студент 2-го курса юридического факультета Мурманского государственного технического университета

E-mail: klimsandr@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ

Аннотация

В статье исследуются вопросы, которые связаны с угрозами в отношении информации, в области военной тайны. Исследуются угрозы, существующие в отношении информации ограниченного доступа. Рассматриваются проблемы защиты информации существующие на современном этапе, а также разбирается опыт по их решению. Приводятся доводы необходимости совершенствования соответствующей правовой основы, предлагаются определенные рекомендации.

Ключевые слова.

Информационная безопасность, военная тайна, государственная тайна.

На данный момент защита информации ограниченного доступа в Вооруженных Силах Российской Федерации, а именно военная тайна приобретает особую актуальность. Появление новых информационных технологий, способов взлома систем ЭВМ требует постоянного совершенствования методов и средств защиты информации ограниченного доступа.

Право свободно от определения «военной тайны». Согласимся с мнением ученых, которые относят ее к одному из видов государственной тайны. Так, А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев говорят о том, что сведения военного характера (военная тайна) являются частью государственной тайны [8].

В соответствии с Законом «О государственной тайне» [5] существуют категории сведений, которые относятся к государственной тайне: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Полный перечень этих сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [6]. Однако в некоторых нормативных правовых актов понятие «военная тайна» употребляется вместе с понятием «государственная тайна». Так, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие не вправе разглашать государственную и военную тайну [3].

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях тоже имеет схожую формулировку: «дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны...» [1].

Согласиться с М.С. Соколовым [11], который утверждает, что такие формулировки скорее делают акцент на составе сведений, чем отражают их реальную систему и иерархию. Если определять место военной тайны в общей системе видов информации, то она является видом государственной тайны, которая является составной частью сведений ограниченного доступа. Классификация информации стоится на основе признаков, наличие указанных признаков позволяет относить определенные сведения к той или иной группе.

Итак, к информации ограниченного доступа относятся: государственная тайна; внутренняя информация, в которую входят тайна частной жизни и персональные данные; конфиденциальная информация: коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна [13].

Первичным признаком сведений, составляющих государственную тайну, является вероятность причинения ущерба безопасности Российской Федерации в случае их распространения.

Важным моментом является, то, что указанные сведения защищаются государством. В итоге, можно выделись следующие признаки военной тайны: принадлежность сведений к военной области; государственную защиту; возможность нанесения ущерба государству в случае распространения.

Принадлежность сведений к военной области имеет определяющее значение. Вид предметной области, к которой относятся сведения, составляющие государственную тайну, служит основанием их классификации.

В своей работе М.С. Соколов, достаточно подробно рассмотрел данную классификацию. Государственная защита - признак, требующий четкого пояснения. С одной стороны, защищаемыми государством можно считать практически любые сведения, так как именно государство определяет правовой режим и порядок защиты информации, а также обеспечивает безопасность национальной информационной сферы в целом.

С другой стороны, в нормативных правовых актах также встречается понятие «охраняемая информация», при этом нормативного определения этому термину не дается. Представляется, что понятия «охраняемая информация» и «информация, защищаемая государством» не являются синонимами. Охраняемой информацией являются любые незапрещенные сведения, в том числе и общедоступные и те, собственниками которых являются физические и юридические лица [11].

Защита сведений значимых для государства осуществляется определенными уполномоченными на то органами.

В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», защите подлежат [4]:

а) сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, гражданах, поступающих на военную службу по контракту, на федеральную государственную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе;

б) сведения об органах федеральной службы безопасности, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

в) материалы, полученные в ходе контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и преступностью, разведывательной деятельности, пограничной деятельности и обеспечения информационной безопасности;

г) документы и материалы, содержащие сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-служебной деятельности;

д) материалы архивов федеральной службы безопасности, представляющие историческую и научную ценность.

Также, ФСБ России также осуществляет защиту государственной тайны <10>. Кроме государственной тайны государством защищаются и иные сведения, относящиеся к другим видам информации.

М.С. Соколов к следующему признаку относит возможность нанесения ущерба государству, в случае распространения сведений. Дело в том, что распространение - это лишь одна из угроз, существующих в отношении информации ограниченного доступа. Опасность распространения заключается в том, что в результате данного действия нарушается ключевое свойство информации ограниченного доступа -конфиденциальность. Конфиденциальность - свойство информации, обусловленное соответствующим правовым режимом, означающее особый порядок ее обработки и доступность ограниченному кругу лиц. Исходя из этого, угрозами для информации ограниченного доступа, в том числе сведений, составляющих военную тайну, являются любые условия, явления и факторы, в результате воздействия которых ее конфиденциальность может быть нарушена.

Формулировка «возможность нанесения ущерба государству» также обусловлена соответствующими свойствами информации - ценностью и значимостью. Ценность определяется пригодностью информации к практическому использованию в какой-либо области. Значимость - свойство, отражающее содержание и значение информации, на основании которого формируется ее юридический статус, устанавливается принадлежность к соответствующим правовым режимам оборота и обработки информации, предоставляется правовая охрана, а в отдельных случаях осуществляется государственная защита [11].

Исходя из сказанного, можно определить, что среди основных свойств военной тайны можно выделить конфиденциальность, ценность и значимость.

Одним из инструментов обеспечения безопасности информации с ограниченным доступом является законодательство, в том числе и уголовное.

В отношении сведений, составляющих государственную, в том числе военную тайну. Уголовно-правовой охране государственной тайны посвящены пять статей главы 29 УК РФ (ст. 275; 276; 283; 283.1; 284) [2].

Статья 275. «Государственная измена». Данная статья предусматривает ответственность за выдачу сведений, составляющих государственную тайну. Статья 276. «Шпионаж», связана с передачей, собиранием, похищением, или хранением, в целях передачи информации. Статья 283. «Разглашение государственной тайны», устанавливает ответственность за разглашение сведений составляющих государственную тайну. Статья 283.1. «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну», связана с получением указанных сведений. И наконец, статья 284. «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривает ответственность за утрату документов содержащих государственную тайну.

Однако у информации есть и другие свойства [10], например доступность, целостность, достоверность, данные свойства, в том числе распространяются и на сведения, составляющие государственную тайну.

Глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов в государственных органах, совершенствование электронного документооборота

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

и системы межведомственного электронного взаимодействия определяют необходимость поиска новых подходов к правовой защите государственной, в том числе военной тайны. Система интернет настолько специфична, что для блокировки информационного ресурса лицам, которые заинтересованы в информации не нужно знать ее содержание или получать доступ. В конечном итоге может возникнуть ситуация, когда информационный ресурс с важными военными сведениями могут заблокировать или уничтожить важные сведения, данная ситуация может привести к остановке работы руководящих органов и привести к нарушению управления.

Однако в Уголовном кодексе РФ, нет статьи, которая предусматривала бы ответственность за подобного рода посягательства.

Имеются нормы, которые предусматривают ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, но за основу взята просто форма информации (компьютерная), однако в них не учитываются содержание и значение данной информации, то есть данный аскет не влияет на квалификацию.

Исходя из сказанного, приходим к выводу, что необходимо совершенствовать законодательство в сфере государственно и в том числе военной тайны. Нужно учитывать каким образом действуют субъекты, также необходимо обращать внимание на свойство информации. Данные действия позволят избежать пробелов и в полной мере воспользоваться потенциалом правовой защиты таких сведений. Соответственно, при описании составов преступлений акцент должен быть сделан на нарушении свойств информации, составляющей государственную тайну.

Отдельного обоснования требует такое свойство информации, составляющей военную тайну, как достоверность.

Согласно российскому законодательству, посягательство на не соответствующую действительности информацию может рассматриваться только как негодное покушение на шпионаж [9].

В современных условиях в области защиты информации ограниченного доступа складывается непростая обстановка.

В 2014 году по всему миру (обнародовано в СМИ и иных источниках) и зарегистрировано Аналитическим центром InfoWatch1395 случаев утечки конфиденциальной информации, что на 22% превышает число утечек, зарегистрированных в 2013 году. Больше всего утечек информации связано с персональными данными - в 92% случаев утекала именно эта информация. Более 767 миллионов персональных данных были скомпрометированы из-за ошибок или намеренных действий внутренних нарушителей, вследствие внешних атак. В 2014 году зафиксировано 14 «мега-утечек». В результате каждой «утекло» более 10 миллионов персональных данных. На «мега-утечки» пришлось 89%всех скомпрометированных записей [15].

Россия заняла второе место по числу известных утечек. В исследуемый период зарегистрировано 167случаев утечки конфиденциальной информации из российских компаний и государственных организаций. Количество «российских» утечек по сравнению с 2013 годом выросло на 73% [15].

В целом современная обстановка в области защиты информации осложняется целой совокупностью различных факторов, требующих учета при ее оценке. Список данных факторов достаточно полно описал в своем труде М.С. Соколов, на который следует обратить внимание. Итак, к числу указанных факторов относятся:

1. Распространение и доступность многофункциональных средств информатизации и связи открывают возможности для «разового» использования абонентского оборудования в целях сокрытия противоправной деятельности, затруднения возможного контроля со стороны правоохранительных органов и сбора ими доказательной базы.

2. Развитие услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет, как стационарного, так и мобильного, обеспечивает свободу передвижения и передачи информации:

а) позволяет злоумышленникам устанавливать контакт с заинтересованной стороной (спецслужбами, преступниками), без привязки к постоянным адресам, районам, местности;

б) затрудняет обнаружение и пресечение их деятельности, а также определение идентификационных данных;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

в) открывает для правонарушителей возможности по выбору наиболее благоприятных мест и времени передачи украденной информации, например, часы и районы с наиболее интенсивным сетевым трафиком, что создает дополнительные трудности по выявлению и фиксации такой активности.

3. Сетевые технологии, стандарты, протоколы, соответствующее программное и аппаратное обеспечение в основной своей массе разрабатываются и производятся за рубежом, что не позволяет в полной мере контролировать их возможности и дальнейшее развитие.

4. Наличие возможностей по анонимному использованию средств и услуг связи, а также доступу к сети Интернет (открытые / незащищенные точки доступа Wi-fi, интернет-кафе, «серые» сим-карты и абонентские устройства) дополнительно усложняют идентификацию лиц, их поиск и фиксацию действий.

5. Многообразие служб, сервисов и программного обеспечения, предназначенных для передачи информации в сети Интернет (электронная почта, социальные сети, программы-мессенджеры, файлообменные сети и др.) создает предпосылки для организации скрытого многоканального взаимодействия между членами преступных групп и сообществ, а также способствует развитию незаконного оборота информации ограниченного доступа.

6. Широкое распространение и доступность программ, предназначенных для шифрования трафика, обеспечения анонимности пользователей и сокрытия активности в сети, способствует формированию у преступников чувства безнаказанности за свои действия, убежденности в невозможности их разоблачения и задержания правоохранительными органами.

7. Простота поиска и открытость информации о различных тактиках, приемах и способах, сокрытия пользовательской активности в сети Интернет, идентификационных данных и другой информации позволяет овладеть этими навыками даже неквалифицированным пользователям в короткие сроки.

8. Несовершенство правовой основы, регулирующей общественные отношения в информационной сфере, дополнительно затрудняет деятельность правоохранительных органов по контролю за информационными ресурсами открытых информационно-телекоммуникационных сетей.

9. Недостаточная подготовленность и осведомленность военнослужащих об актуальных информационных угрозах позволяют злоумышленникам рассматривать личный состав как наиболее уязвимый элемент в системе оборота закрытой информации.

Наличие данных факторов превращает информационные технологии в одно из наиболее привлекательных средств достижения противоправных целей [11].

Органы, осуществляющие защиту государственной тайны должны прилагать много сил, времени и средств для исполнения поставленной перед ними задачи.

Для эффективного контроля необходим постоянный мониторинг национальной информационной сферы, который позволит отследить вмешательство немедленно, и предоставит лицам и организациям идентификационных данных при доступе к информационно-телекоммуникационным сетям.

Для указанного подхода необходимо изменить и дополнить законодательные акты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере.

Существует ряд недостатков правового регулирования в информационной сфере. Среди них следует отметить: различное толкование ключевых понятий и терминов, отсутствие согласованного понятийного аппарата, различные подходы к обеспечению информационной безопасности и элементам информационной сферы в федеральном законодательстве игосударственных стандартах, несоответствие источников актуальной обстановке, отставание нормотворчества от темпов развития информационных технологий.

В настоящее время на законодательном уровне основное внимание уделено мерам ограничительного характера в отношении лиц-секретоносителей, в то время как вопросам обеспечения их личной безопасности и информирования об актуальных угрозах должного внимания не уделяется.

Для лиц, допущенных к государственной тайне, существуют ряд социальных гарантий: процентные надбавки к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при проведении организационно-штатных мероприятий. Указанные социальные гарантии скорее компенсируют ограничения в правах и повышенную ответственность секретоносителя, чем повышают его защищенность от различных угроз.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения [12], о чем у них берется соответствующая расписка.

Однако нигде не указано о необходимости постоянного информирования секретоносителей об угрозах, существующих в отношении секретной информации, возможностях современных средств информатизации, специальных средствах, методах и тактике действий злоумышленников.

Даже хорошие сотрудники могут стать жертвой лиц, пытающихся завладеть секретными данными. Установленные требования уже не соответствуют современному уровню развития информационных технологий и средств информатизации, поэтому их соблюдение уже не гарантирует полную сохранность сведений.

Разные страны используют различные подходы к решению указанной проблемы. Например, в Китае удалось поставить использование Интернета в жесткие рамки, при этом многие представляющие опасность сервисы, например иностранные социальные сети, запрещены, а доступ к ресурсам всемирной паутины осуществляется только на основе предоставления пользователями подлинных персональных данных.

Безусловно, такое положение дел помогает правоохранительным органам и специальным службам бороться с инцидентами и правонарушениями в национальной информационной сфере. За последние годы в средствах массовой информации не фигурировало ни одного крупного инцидента, связанного с утечкой информации ограниченного доступа из государственных учреждений Китая.

В основе системы контроля за информационной сферой, применяемой в США, лежат мощь и передовые позиции этой страны в области информационных технологий. Следует отметить, что на сегодняшний день США являются мировым лидером по количеству высокопроизводительных средств вычислительной техники, в том числе применяемых в государственном секторе для нужд обороны и безопасности.

Известно также о существовании нескольких крупных центров обработки данных, действующих в интересах спецслужб и военных ведомств. Эти возможности позволяют США осуществлять контроль не только за национальной информационной сферой, но и за информационными ресурсами, а также интернет-трафиком и коммуникациями других стран. Преданные огласке факты о деятельности американских спецслужб свидетельствуют о тотальном контроле с их стороны за информационными ресурсами, органами власти и государственными деятелями ряда европейских и латиноамериканских государств, а также за сотрудниками международных организаций.

Вместе с тем даже такие серьезные силы не помогли этой стране избежать крупных утечек секретных сведений из-за активности интернет-ресурса «Викиликс» и разоблачений Эдварда Сноудена, раскрывающих детали военных действий армии США в Ираке [16] и факты о деятельности американских спецслужб в информационном пространстве.

В результате разглашения этой информации Соединенным Штатам был нанесен серьезный ущерб, пострадала репутация страны на международной арене, некоторые союзники по НАТО в одностороннем порядке прекратили выполнение своих обязательств по ранее достигнутым договоренностям в области обмена разведданными.

Тем не менее, в контексте рассматриваемых вопросов интересно то, какие выводы извлекли США из этих уроков. По имеющейся информации, в целях повышения защищенности секретной информации АНБ США будет применять так называемый принцип «двух лиц». Суть данного нововведения заключается в том, что для работы с секретными базами данных будет необходим одновременный доступ к системе двух сотрудников. Теперь все критические операции с данными на серверах будут осуществляться не отдельными специалистами, а как минимум парами людей, причем у каждого будет свой уникальный пароль. В качестве дополнительной меры выдвинута инициатива контроля интеллектуального состояния сотрудников, работающих с подобной информацией [14].

Предполагается, что эти меры позволят усилить существующую систему обеспечения режима секретности в американских военных и специальных ведомствах, однако не меньший интерес вызывают шаги, предпринимаемые коммерческими организациями для усиления защиты корпоративной информации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

ограниченного доступа.

В частности, многие крупные компании регулярно проводят проверки защищенности своих внутренних сетей и программного обеспечения, причем даже нанимают хакеров для проведения тестовых атак. Так, специалисты крупной социальной сети «Facebook» приступили к проверке на прочность новой системы двухфакторной аутентификации. За последний год компания оснастила многих сотрудников ключами «Yubikey» - USB-брелоками, позволяющими безопасно входить в систему. Это часть двухуровневой аутентификации, призванной обезопасить корпоративную сеть «Facebook» от взлома [17].

Технологии двухфакторной аутентификации уже давно используются в системах дистанционного банковского обслуживания и поднимают защищенность закрытых инфраструктур и обрабатываемой в них информации на более высокий уровень. Кроме того, они позволяют обезопасить информацию на мобильных устройствах, скажем, в случае утери ноутбука посторонний не сможет получить доступ к сохраненным на нем данным без электронного ключа, который записан в брелоке.

М.С. Соколов выделяет два основных направления информации ограниченного доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укрепление общих режимных и профилактических мер в отношении охраняемых объектов, то есть создание и поддержание условий, затрудняющих или полностью исключающих возможность реализации всего спектра существующих угроз;

- применение мер наступательного характера, упреждение угрозы в отношении конкретного объекта или объектов путем создания заблаговременных позиций на наиболее вероятных каналах реализации угрозы, отвлечение устремлений злоумышленников на подставные объекты или провоцирование вредоносной активности инсайдеров.

Меры общего характера применяются достаточно давно, их суть и назначение общеизвестны, другое дело - меры наступательного характера, суть которых заключается в том, чтобы заставить потенциального злоумышленника проявить себя в отношении подставного объекта или в рамках заранее подготовленной операции. Если защитные меры ориентированы на широкий круг опасных факторов различной природы, то наступательные направлены против вредоносной активности, источником которой является человек. В этом случае типовой модели нарушителя уже недостаточно, необходим более узкий подход к изучению личности неблагонадежного лица или лиц.

В связи с этим может представлять интерес следующая информация:

1. Данные, характеризующие знания рассматриваемого лица в сфере информационных технологий, уровень владения средствами вычислительной техники и связи (это позволяет понять, какими возможностями обладает возможный нарушитель и в каких масштабах необходимо проводить дальнейшую проверку).

2. Электронные идентификационные данные интересующего лица (логины, пароли, адреса электронной почты, номера телефонов, IP-адреса, MAC-адреса и другие идентификационные признаки персональных электронных устройств).

3. Состав, состояние, возможности и особенности личных электронных устройств и абонентского оборудования (производительность, наличие программных и/или аппаратных средств шифрования, других средств обеспечения информационной безопасности, а также способ приобретения, наличие недекларированных возможностей, присутствие в системе вредоносного и специального программного и/или аппаратного обеспечения).

4. Данные о наличии у лица носителей информации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

5. Интересы и поведенческие особенности рассматриваемого лица (посещаемые ресурсы, их реквизиты, тематика, национальная принадлежность (доменная зона)), время посещения и пребывания, поведение, намерения, использование средств и приемов сокрытия пользовательской активности в сети).

6. Круг контактов и специфика общения в сети:

а) контакты, осуществляемые по электронной почте;

б) контакты на различных форумах;

в) контакты в социальных сетях и блогосфере;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

г) контакты через программы-мессенджеры (Skype, ICQ, QIP, Miranda и др.);

д) контакты в рамках многопользовательских он-лайн проектов (игр, соревнований, конференций и

т.п.);

е) характер общения (постоянное, периодическое, разовое) и его тематика.

7. Данные о том, является ли интересующее лицо единоличным пользователем персональных электронных устройств, каналов связи, программ и служб обмена сообщениями, возможно ли их использование третьими лицами.

8. Факты:

а) утраты лицом персональных электронных устройств (средств связи, средств вычислительной техники, носителей информации, электронных ключей (в том числе носителей цифровой подписи, смарт-карт), компрометации аутентификационных данных (логинов, паролей);

б) доступа третьих лиц к его личному оборудованию и каналам обмена информацией (общения), электронным почтовым ящикам, аккаунтам в социальных сетях и форумах;

в) сбоев в работе персональных электронных устройств и каналов связи (это может свидетельствовать о наличии недекларированных возможностей, закладочных устройств, вредоносных и специальных программ, предназначенных для негласного сбора информации);

г) использования изучаемым лицом:

открытых точек и каналов доступа в сеть Интернет (не требующих предоставления идентификационных данных); оборудования, модулей идентификации абонента <29>, реквизитов, аккаунтов, почтовых ящиков и каналов связи, зарегистрированных на других лиц или организации;

незарегистрированных модулей идентификации абонента, радиопередающих средств (реализованных без заключения договора об оказании услуг связи либо с иными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации); средств связи и/или модулей идентификации абонента, электронных почтовых ящиков, аккаунтов и служб обмена сообщениями однократно;

д) обращения лица к специализированным информационным ресурсам, посвященным вопросам информационной безопасности, деятельности правоохранительных органов на каналах открытых информационно-телекоммуникационных сетей, хакерской проблематике;

е) изменения обычного поведения и привычек, свойственных лицу, при работе со средствами информатизации, связи и информационными ресурсами сети Интернет.

Как видно, некоторые из указанных данных достаточно сложно получить, не нарушая правовые нормы, закрепляющие неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений. Тем более на этапе упреждения вредоносной деятельности может и не быть никаких фактов, позволяющих подозревать сотрудника в намерении совершить противоправные действия, то есть могут отсутствовать законные основания для проведения в отношении его негласных оперативно-технических мероприятий.

В этом плане интересен опыт некоторых компаний, которые решили данную проблему следующим образом - предоставили своим сотрудникам в постоянное пользование служебные средства информатизации и связи, причем не только стационарные, но и мобильные, в том числе планшетные компьютеры. С сотрудниками заключается дополнительное соглашение, в котором определено, что данные средства вычислительной техники и связи являются собственностью работодателя и предназначены для выполнения служебных задач.

Таким образом, специалисты корпоративных служб безопасности решают сразу две задачи: обеспечивают безопасность информации, обрабатываемой как на мобильных устройствах, так и в корпоративных сетях (при удаленном доступе к ним с мобильных терминалов) благодаря использованию специального программного обеспечения; могут осуществлять постоянный негласный контроль за пользовательской активностью на этих устройствах без участия правоохранительных органов, что позволяет заблаговременно выявлять противоправные намерения.

При этом организация устраняет сразу несколько проблем: снижается или полностью исключается применение сотрудниками личных электронных устройств на работе; снижается риск возникновения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

инцидентов информационной безопасности и их латентность; устраняется ряд благоприятных условий, способствующих совершению сотрудниками противоправных деяний.

В свою очередь, большинство сотрудников, несмотря на дополнительное соглашение, используют служебные средства информатизации в личных целях - для проверки личной электронной почты, посещения своих страниц в социальных сетях. В результате таких действий и недостатков российского законодательства корпоративные службы безопасности фактически получают личную информацию своих сотрудников с легальных позиций [11].

Общемировой, в том числе корпоративный, опыт защиты информации ограниченного доступа и данные обстановки могут быть использованы органами, осуществляющими защиту сведений, составляющих государственную тайну, в целях совершенствования данной деятельности.

Необходимо учитывать имеющийся опыт для того, чтобы проводить реформы правовой основы защиты секретной информации, нормативного закрепления дополнительных мер, увеличивающих защищенность, как самих сведений, так и допущенных к ним лиц. На данный момент потенциал правовой защиты сведений, составляющих государственную, в том числе военную тайну, не реализован в полной мере. Сейчас, именно правовая защита информации является основой разработки и применения организационных и технических мер, поэтому от ее уровня зависит состояние обеспечения информационной безопасности в масштабах всей страны.

Список использованной литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.; одобр. Совтом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. // Рос. газ. - 2001. - 31 дек.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 май. 1996 г.; одобр. Совтом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05 июг. 1996 г. // Рос. газ. - 1996. - 25 июн.

3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ: принят Гос. Думой 06 март 1998 г.; одобр. Совтом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 март 1998 г. // Рос. газ. - 1998. - 12 апр.

4. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ: принят Гос. Думой 22 фев. 1995 г. // Рос. газ. - 1995. - 31 д

5. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1// Рос. газ. - 1993 . - 21 сен.

6. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203 // Рос. газ. - 1995. - 27 дек.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 06.02.2010 № 63 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - 02 фев. № 7. - ст. 762.

8. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». М.: За права военнослужащих, 2009.

9. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.

10.Словарь терминов и определений в области информационной безопасности. М.: Военинформ МО РФ, 2008.

11.Соколов М.С. Некоторые вопросы противодействия угрозам информации, составляющей государственную тайну // СПС Консультант Плюс.

12.Туганов Ю.Н. Командиру предоставлены варианты должностного поведения // Вестник границы России. 2007. № 3. С. 40 - 42.

13.Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2010.

14. Агентство национальной безопасности США примет меры против «сноуденов» // URL: http://www.itsec.ru (дата обращения: 27.12.2015).

15. Глобальное исследование утечки корпоративной информации и конфиденциальных данных 2014 Аналитический Центр InfoWatch // URL: http:// http://www.infowatch.ru/analytics/reports (дата обращения:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

27.12.2015).

16.Меринов С. Откровения «Викиликс» могут стать причиной отставки правительства Ирака // URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 27.12.2015).

17.Ходаковский К. Сотрудники Facebook используют для аутентификации Duo Security и брелоки Yubikey // 3DNEWS. 1997. 17 июля / URL: http://www.3dnews.ru (дата обращения: 27.12.2015).

© Клименко А.С., 2016

УДК 343.918

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ АВСТРИИ И ШВЕЙЦАРИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Аннотация

Законодательство большинства зарубежных государств появлением норм, предусматривающих ответственность за совершение общественно-опасных деяний, связанных с легализацией денег или иного имущества, приобретенного преступным путем, обязано, прежде всего, действиями международных соглашений в области противодействия рассматриваемому явлению. В этой связи можно отметить некоторое сходство в ряде зарубежных стран законодательных дефиниций тех или иных нормативных конструкций, регулирующих различные правоотношения в указанной сфере.

Ключевые слова

Легализация (отмывание) доходов, предупреждение преступности, право уголовный закон, организованная преступность, профилактика, закон.

Уголовный кодекс Австрии предусматривает в статье 165 уголовную ответственность за умышленные действия, аналогичные перечисленным в частях 1 и 2 статьи 261 УК Германии, однако австрийское законодательство уточняет объективные признаки данных преступлений, относя к ним сообщение ложных сведений при осуществлении юридически значимых действий экономического характера с имуществом, образующим преступные доходы, если данные действия связаны с утаиванием происхождения, обладания или преобразования приобретенных преступным путем материальных ценностей [1, с. 32].

Определенный интерес представляет опыт уголовно-правового регулирования рассматриваемой сферы в Швейцарии, которая характеризуется в мире как страна достаточной политической стабильности и предоставляющая всему миру разнообразные банковские услуги. Законодательство Швейцарии гарантировало конфиденциальность отношений с клиентом, что легло в основу благосостояния страны, и, одновременно обусловило массовый приток капитала, в том числе и криминального. В начале 90-х годов в уголовное законодательство страны были внесены нормы, предусматривающие ответственность за деяния, связанные с легализацией преступных денег. Статья 305 «bis» УК Швейцарии так определяет состав этого преступления - тот, кто совершает действие, предназначенное для того, чтобы скрыть установление происхождения, нахождение или конфискацию имущественных ценностей, которое, как он знает или должен предполагать, произошли в результате совершения преступления. Указанной статьей предусмотрена также возможность квалифицированного состава, признаками которого являются - действия в качестве члена преступной организации, действия в качестве члена банды, которая была создана для постоянного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.