Научная статья на тему 'Правовые особенности договора на оказание гостиничных услуг'

Правовые особенности договора на оказание гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

9718
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
Возмездное оказание услуг / ХРАНЕНИЕ / найм жилого помещения / гостиничные услуги / потребитель / турист / гостиница / hotel. / rendering of services / storage / premises hiring / hotel services / the consumer / the tourist

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирьянов Е. Н.

В статье рассмотрены правовые характеристики договора об оказании гостиничных услуг в Российской Федерации. Автором исследуются составные части данного договора, его правовая природа, а также его существенные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal features of the contract on rendering of hotel services

In article legal characteristics of the contract on rendering of hotel services in the Russian Federation are considered. The author investigates components of the given contract, its legal nature, and also its essential conditions.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности договора на оказание гостиничных услуг»

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

В статье рассмотрены правовые характеристики договора об оказании гостиничных услуг в Российской Федерации. Автором исследуются составные части данного договора, его правовая природа, а также его существенные условия.

Ключевые слова: возмездное оказание услуг, хранение, найм жилого помещения, гостиничные услуги, потребитель, турист, гостиница.

Отношения, возникающие, между исполнителем гостиничных услуг и туристом по предоставлению гостиничных услуг, опосредуются гражданско-правовым договором о возмездном оказании услуг.

Но договору на оказание гостиничных услуг исполнитель — гостиница, профессиональный участник индустрии туризма, обязуется предоставить туристу для временного проживания гостиничный номер (место в номере) и комплекс гостиничных услуг, а турист обязуется оплатить эти услуги и соблюдать правила проживания в гостинице.

Из определения договора следует, что он является двусторонним, консенсуальным, возмездным, срочным. Кроме того, он относится к группе договоров присоединения и публичных договоров.

Согласно п. 8. Правил предоставления гостиничных услуг1 договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя. При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать:

• наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей -фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

• фамилию, имя, отчество потребителя;

• сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

• цену номера (места в номере);

• другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

Применение стандартных, типовых, общих условий договоров не является средством нарушения прав потребителей. Напротив, в правовой литературе отмечаются преимущества подобной формы договоров: стороны экономят время и силы на стадии ведения переговоров и заключения договора2. Целью формализации договора на оказание гостиничных услуг является экономия времени туриста, унификация процедуры оформления его проживания и минимизация затрат рабочего времени администратора гостиницы.

На наш взгляд, заключение договора на оказание гостиничных услуг посредством присоединения туриста к условиям договора никоим образом не нарушает принцип свободы договора, так как у присоединяющейся сто-

роны - туриста всегда остается право выбора: конкретной гостиницы, категории номера, а также возможности принять или отказаться от заключения договора.

Договор на оказание гостиничных услуг одновременно является договором присоединения и публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

Согласно п. 7 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель гостиничных услуг обязан заключить с туристом договор, устанавливающий его обязанности по оказанию гостиничных услуг, и, которые он, по характеру своей деятельности, должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе, если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории.

Исполнитель гостиничных услуг вправе отказать туристу в заключении с ним договора на оказание таких услуг в случае, — если у исполнителя нет свободных мест, то есть, нет технической возможности в указанный период исполнить данный договор. Для отказа исполнителя от заключения такого договора отсутствие технической возможности — фактор вполне объективный. Если же он не желает иметь дело с конкретным туристом по иным причинам, то последний вправе обратиться в суд о понуждении его к заключению договора на оказание гостиничных услуг. В этом случае бремя доказывания отсутствия возможности предоставить гостиничные услуги туристу возлагается на исполнителя гостиничных услуг.

Кроме того, исполнителю должно быть предоставлено право отказаться от заключения договора на оказание гостиничных услуг с лицами:

а) находящимися в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;

б) наносящими вред личности; имуществу, правам окружающих его туристов;

в) внесшими в помещение гостиницы вещи, животных, запрещенные Правилами проживания в гостинице.

В ряде случаев отдельные категории туристов имеют преимущественное право на заключение договора на оказание гостиничных услуг. Несмотря на то, что существование преимущественных прав ограничивает свободу договора, законодатель предусматривает привилегии по заключению договора в отношении определенных лиц.

В, соответствии с п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации исполнитель обязан обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, для которых такие льготы предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.

Так, например, согласно п. 4 ст. 106 Воздушного кодекса Российской Федерации3 пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат матери и ребенка, а также, местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Также, в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4 администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Формулировка публичного договора, закрепленная, в ст. 426 ГК РФ, предоставляет возможность отнесения к публичным договорам только тех договоров, которые заключаются коммерческими организациями. Из содержания данной нормы можно сделать вывод, что все иные субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии с законом и учредительными документами предпринимательскую деятельность), находятся вне режима публичного договора. В связи с этим можно предположить, что индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации вправе оказывать предпочтение одним клиентам перед другими, например, устанавливая для отдельных потребителей более низкие (высокие) цены по сравнению с ценами для других потребителей.

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации решают эту проблему за счет закрепления в п. 2 положения, что в качестве исполнителя гостиничной услуги признается «организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие такие услуги потребителям по возмездному договору».

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В качестве предмета договора на оказание гостиничных услуг выступает гостиничный номер (место в номере), а также предоставление туристу основных и дополнительных услуг. К основным услугам относятся уборка номера, смена белья, побудка гостя к определенному времени, хранение вещей, оказание услуг связи, питания и т.д. К дополнительным услугам в соответствии с п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации относятся услуги, не входящие в цену номера. В частности, к ним относятся аренда автомобиля, услуги няни, встреча туриста в пункте прибытия (трансфер) и т.д.

Исполнитель гостиничных услуг самостоятельно формирует основную гостиничную услугу — пакет услуг, входящих в цену номера (места в номере) гостиницы (п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг), который должен быть единым для каждого туриста. Такой пакет услуг существенно отличается в зависимости от категории номера, предоставляемого гостини-

цей туристу. Таким образом, каждый из туристов, заключивших договор на оказание гостиничных услуг в конкретной гостинице и разместившийся в номерах одной категории, получит одинаковый пакет таких услуг. Так, например, всем без исключения туристам, разместившимся в номерах высшей категории «сюит», предоставляется возможность пользования бассейном. Для туристов, проживающих в номерах четвертой категории, услуги бассейна будут считаться дополнительными, и могут быть им предоставлены только за дополнительную плату.

Включение в предмет договора на оказание гостиничных услуг предоставление во временное пользование номера в гостинице (места в номере) делает такой договор схожим с договорами аренды недвижимости и коммерческого найма жилого помещения. Для договора на оказание гостиничных услуг характерно не только предоставление жилого помещения. во временное владение и пользование, но и оказание гостиничных услуг, которые направлены на создание надлежащих условий для проживания туриста вне места постоянного жительства. Без комплекса оказываемых при этом туристу услуг в большинстве случаев утрачивается смысл размещения туриста в гостинице.

В целях обеспечения связи с внешним миром туристу, прибывающему в гостиницу, предоставляются услуги связи, которые, кроме внутригости-ничной, оказываются силами сторонних организаций.

Услуги связи, предоставляемые туристу, заключается в полноценном приеме, обработке, хранении, передаче или доставке индивидуальной информации по заказу конкретного пользователя - туриста.

В перечень услуг, которые гостиница обязана предоставить туристу без дополнительной оплаты, входит лишь доставка в номер корреспонденции по ее получении (п. 15 Правил оказания гостиничных услуг).

Кроме того, исполнитель гостиничных услуг может оказывать также иные услуги связи, прежде всего, - это услуги почтовой, электрической или телекоммуникационной связи, такой как телеграфная, телефонная, телетайпная, радио-, телевизионная, факсимильная, спутниковая связь, Интернет и т.п. Данные виды связи позволяют гостинице получить более высокую «звезд-ность». Так, например, в силу Требований к гостиницам, предъявляемых Системой классификации гостиниц и других средств размещения «четырех-и пятизвездочные» гостиницы в обязательном порядке предоставляют внутреннюю, городскую, междугороднюю и международную связь из ста процентов номеров гостиницы, а «однозвездочная» гостиница - из номера только лишь внутригостиничную телефонную связь.

Оказание услуг питания - следующий вид услуг, вытекающий из договора на оказание гостиничных услуг. Особенностью данных услуг является то, что они могут предоставляться барами, ресторанами, кафе, являющимися структурными подразделениями гостиницы, как туристам, так и лицам, не проживающим в гостинице. В соответствие с Требованиями, предъявляемыми к гостиницам и иным средствам размещения Системой классификации гостиниц, для гостиниц категории выше «две» звезды наличие ресторана и предоставление завтрака туристу обязательно.

Помимо предмета договора на оказание гостиничных услуг к существенным условиям относится порядок осуществления расчетов с туристом (ст.ст. 779 и 781 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 37 Закона о защите прав потребителей5 заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные договором об оказании возмездных услуг. Правила предоставления гостиничных услуг устанавливают, что турист обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в полном объеме после ее принятия. С согласия туриста гостиничная услуга может быть оплачена им при заключении договора наказание гостиничных услуг в полном объеме или путем выдачи аванса (п. 12 Правил предоставления гостиничных услуг).

К существенным условиям договора на оказание гостиничных услуг относится и цена (п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг). Цена гостиничных услуг устанавливаются одинаковой для всех туристов, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Соответствующая норма воспроизведена в п. 5 Правил оказания гостиничных услуг. Индивидуальный турист, заключая договор на оказание гостиничных услуг «от стойки» гостиницы, не получает никаких льгот по оплате. Скидка может быть установлена группе туристов, для которых действуют групповые цены, содержащиеся в специальных гостиничных тарифах.

Потребитель, который забронировал и оплатил проживание в гостинице заранее, и потребитель, оплативший услугу непосредственно перед размещением/при выезде из гостиницы, должны заплатить равную цену за предоставленные одинаковые гостиничные услуги. Но при предварительной оплате потребителем гостиничных услуг имеет место коммерческое кредитование туристом гостиницы, которое и позволяет ей давать определенные скидки лицам, оплатившим свое размещение заранее (ст. 823 ГК РФ).

Исходя из анализа приведенных выше положений относительно договора об оказании гостиничных услуг, следует сделать вывод о правовой природе данного договора, который имеет смешанную природу, включающего в себя элементы договоров возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), хранения (глава 47 ГК РФ), а также коммерческого найма жилого помещения (глава 3 5 ГК РФ).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.05.1997, № 18, ст. 2153

2 См.: Цыпленкова А.В. Некоторые особенности договоров присоединения // Юридический мир, № 3, 2001. - С. 28

3 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383

4 Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 09.05.1994, № 2, ст. 74

5 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, № 15, ст. 766

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.