Научная статья на тему 'Правовые основы трудовых споров по правам человека'

Правовые основы трудовых споров по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1226
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА / ТРУДОВЫЕ СПОРЫ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ КОНВЕНЦИИ / ЖАЛОБА / ИСК / РАБОТНИК / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / РАТИФИКАЦИЯ / CONSTITUTION / INTERNATIONAL AFFAIRS / LABOUR DISPUTES / COUNCIL OF EUROPE / EUROPEAN CONVENTION / COMPLAINT / EMPLOYEE / LEGAL PERSON / RATIFICATION / LAWSUIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворожко Роман Александрович, Ляшенко Василий Иванович

Приведены основные научные и практические результаты исследований касательно рассмотрения наиболее важных процедур, связанных с обращением в Европейский суд по правам человека, а именно решение трудовых споров, а также анализ его практики. Изложенный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в Европейском суде по правам человека, проблем и путей их решения на основе исследования и анализа деятельности его функционирования, а также вопросов, связанных с проблемами рассмотрения индивидуальных трудовых споров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Basis of Labour Disputes on Human Rights

The main scientific and practical results of research on the review of the most important procedures related to the handling of the European Court of Human Rights, namely the solution of labour disputes, as well as an analysis of its practices are developed in this article. The set out procedure for the consideration of individual labour disputes in the European Court of Human Rights, the problems and their solutions based on research and analysis of its operation, as well as issues related to the problems of dealing with individual labour disputes are observed

Текст научной работы на тему «Правовые основы трудовых споров по правам человека»

Юридические науки

УДК 341.1 / 8 (075.8)

Ворожко Роман Александрович Roman Vorozhko

Ляшенко Василий Иванович Vasiliy Lyashenko

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

LEGAL BASIS OF LABOUR DISPUTES ON HUMAN RIGHTS

Приведены основные научные и практические результаты исследований касательно рассмотрения наиболее важных процедур, связанных с обращением в Европейский суд по правам человека, а именно решение трудовых споров, а также анализ его практики. Изложенный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в Европейском суде по правам человека, проблем и путей их решения на основе исследования и анализа деятельности его функционирования, а также вопросов, связанных с проблемами рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Ключевые слова: Конституция, международные дела, трудовые споры, Совет Европы, европейские конвенции, жалоба, иск, работник, юридическое лицо, ратификация

The main scientific and practical results of research on the review of the most important procedures related to the handling of the European Court of Human Rights, namely the solution of labour disputes, as well as an analysis of its practices are developed in this article. The set out procedure for the consideration of individual labour disputes in the European Court of Human Rights, the problems and their solutions based on research and analysis of its operation, as well as issues related to the problems of dealing with individual labour disputes are observed.

Key words: Constitution, international affairs, labour disputes, Council of Europe, European Convention, complaint, lawsuit, employee, legal person, ratification

Рассмотрению индивидуальных трудовых споров в Европейском суде по правам человека посвящено значительное количество научных трудов и исследований. Фундаментальное значение, на наш взгляд, для отечественной науки имеет работа В. Лутковской, которая в своем исследовании уделила внимание не только проблемам рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека, но и вопросам, связанным с организацией,

деятельностью и процессом Европейского суда по правам человека [1]. Важно отметить, что довольно основательно эту тему изучали зарубежные ученые М. Дженис, Р. Кей, Э. Брэдли [2] и мн.др. Вместе с тем, указанная тема требует дополнительного исследования на основании Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины «О коллективных трудовых спорах», конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» и других международно-правовых

актов. Поэтому рассмотрение трудовых споров по правам человека, проблем и путей их решения на основе исследования и анализа деятельности его функционирования, а также вопросов, связанных с проблемами индивидуальных трудовых споров, является актуальной научной и практической проблемой, требующей неотложного решения [3-11].

Цель работы заключается в рассмотрении трудовых споров по правам человека, проблем и путей их решения на основе исследования и анализа деятельности его функционирования, а также вопросов, связанных с проблемами индивидуальных трудовых споров.

Объектом исследования является действующее законодательство Украины, регулирующее порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и предусматривает порядок обращения граждан Украины в международные судебные органы, в частности и в Европейский суд по правам человека, а также международное законодательство, регулирующее порядок защиты прав и основных свобод человека.

Предмет исследования — институт индивидуальных трудовых правоотношений, правовое регулирование трудовых индивидуальных споров и по национальному законодательству, и по международному законодательству, конституционные гарантии защиты нарушенных трудовых индивидуальных прав работников.

Анализ предыдущих исследований. Согласно ст. 9 Конституции, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства. Из анализа ст. 8 КЗоТ Украины и ст. 9 Конституции Украины следует, что международные договоры и соглашения, в которых принимает участие и Украина, являются частью национального трудового законодательства Украины, и поэтому относится к источникам правового регулирования трудовых отношений в Украине.

В ст. 8-1 КЗоТ Украины установлено: «Если международным договором или

международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения». Итак, в Конституции Украины и в КЗоТ Украины закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства, т.е. в случае противоречий между ними должны приниматься положения международных договоров и соглашений.

Поэтому международные нормы влияют на национальное законодательство путем прямого применения международных актов после ратификации и внесения международных норм в текст законов; реализации положений ратифицированных или нератифицированных актов средствами национального законодательства. В связи с этим стоит отметить, что в Украине в течение последнего десятилетия осуществляется планомерная упорная работа по адаптации национального законодательства к международным стандартам [4; С. 169].

Имея членство в Совете Европы, Украина ратифицировала основные акты этого учреждения — Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод человека (1950 г.) и Европейскую социальную хартию (пересмотренную) (1996 г.). Законом Украины ратифицирована Европейская конвенция о правовом статусе трудовых мигрантов, принятая Советом Европы (1977 г.). Граждане Украины получили также право обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека, в частности, в случае невыполнения национальными судами решений о выплате работодателями задолженности по заработной плате.

Поскольку сейчас достаточно остро стоит проблема защиты трудовых прав работников и вызывает беспокойство возникновение задолженности по заработной плате ( известны факты принуждения работодателем наемных работников идти на неопределенный срок в неоплачиваемый отпуск и т.п.) , то данная тема приобретает актуальность. Ведь рассмотрение меж-

дународным судом нарушений трудовых и социально-экономических прав, таких как невыплата заработной платы или пенсии, предусмотрено Европейской социальной хартией.

Изложение основного материала. Порядок, предусмотренный главой 15 КЗоТ Украины, распространяется на индивидуальные трудовые споры работников всех предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы трудового договора, формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности. Согласно действующему законодательству, индивидуальные трудовые споры рассматривают следующие органы:

— комиссии по трудовым спорам (КТС);

— местные (и районные) суды.

Указанный порядок распространяется на индивидуальные трудовые споры работников всех предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы трудового договора, формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности. Одной из форм защиты нарушенных трудовых прав наемных работников является правовое регулирование порядка разрешения трудовых споров. Но действующее законодательство Украины, которое регулирует порядок разрешения трудовых споров между работниками и работодателями, сейчас не отвечает общественным отношениям, а в некоторых случаях — и Конституции Украины. Так, нарушается положение ст. 8 Конституции, установившей правило, по которому законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ее принципам. В трудовом законодательстве также в полной мере не урегулировано конституционное право обращения в суд для защиты прав и свобод человека и гражданина. Идея по использованию международного суда для защиты прав человека в Европе возникла еще во время первых обсуждений, предшествовавших созданию Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( оно было подписано в Риме 4 ноября 1950 г.) [2; С. 67].

Страсбургский суд был сформирован только в 1958 г. Привлекает внимание то, что сейчас Европейский суд по правам человека в Страсбурге — в одном ряду с Международным судом в Гааге и Европейским судом в Люксембурге как один из трех главных судов международного уровня [2; С. 67]. Лишь после вступления Украины в Совет Европы, а особенно после ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой действует упомянутый суд, граждане Украины, которые считают свои права среди предусмотренных Конвенцией нарушенными действиями государственных органов и не нашли надлежащей защиты на национальном уровне, получили возможность обратиться в Страсбургский суд с индивидуальным заявлением. Согласно ст. 34 Конвенции, под индивидуальным нужно понимать заявление от любого лица, неправительственной организации или группы лиц о нарушении их прав, изложенных в Конвенции или в Протоколах к ней [6]. Указанное положение Конвенции должно быть обеспечено на государственном уровне, что исключает помехи для эффективного осуществления такого права.

Согласно нормам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, установлено несколько общеобязательных правил обращения в Европейский суд по правам человека с целью решения трудового спора, в случае нарушения или несоблюдения которых у жалобщика могут возникнуть проблемы по его рассмотрению.

Оценка полученных результатов работы.

1. Граждане, которые намерены защищать свои нарушенные права непосредственно в Европейском суде по правам человека, должны направить заявление-жалобу на государство-участник Конвенции в суд. Детальный механизм подачи жалобы в Европейский суд по правам человека определен в Правилах процедуры суда, которые вступили в силу 04 ноября 1998 г. По общим правилам суд рассматривает только те нарушения прав и свобод человека, которые гарантируются Конвенцией [6]; при-

нятой может быть только жалоба в отношении государства, которое ратифицировало соответствующие протоколы Конвенции, являясь ее участником. Европейский суд по правам человека по состоянию на 23 февраля 2009 г. на экспериментальной основе предоставляет новую услугу жалобщикам по заполнению формуляра жалобы в суд на своем официальном веб-сайте в режиме онлайн. Пока услуга доступна только на шведском и голландском языках [9]. В случае, если исковое заявление-жалоба признается комиссией Европейского суда по правам человека приемлемой, она попадает под юрисдикцию непосредственно суду. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы определяются ст. 35 Конвенции [6]. По этой статье суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все национальные средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения [6]. Как норма, зафиксированная в ст. 35 Конвенции, ст. 55 Конституции Украины также гарантирует право «после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав в соответствующие международные судебные учреждения или организации» [7; С. 300].

Положение о том, что заявитель исчерпал все возможности удовлетворения своей жалобы на национальном уровне, основывается на принципе трудового и международного права, устанавливает, что государство должно иметь возможность самостоятельно исправить ситуацию, удовлетворяя требования гражданина, возместить ущерб или иным образом урегулировать спор [7, с. 300]. Исчерпать все возможности удовлетворения жалобы на национальном уровне в Украине означает, что гражданин должен подать жалобу в КТС, в случае неудовлетворения своих потребностей обратиться к местным судебным органам и апелляционным судам. В Украине судебными учреждениями, доступными для обращения к ним индивида, являются суды общей юрисдикции, возглавляемые

Верховным Судом Украины. Юридические лица для защиты некоторых прав могут обращаться в хозяйственные суды.

Доступными внутригосударственными средствами защиты можно считать лишь те, которые не являются привилегией. В таком подходе заложен основополагающий принцип: заявитель не должен просить о предоставлении ему услуги, а должен иметь гарантированный доступ к средствам правовой защиты. Ни комиссия, ни суд не смогли бы указать точный перечень внутригосударственных средств защиты, обращение к которым обязательно, прежде чем жалоба будет подана в суд.

Государства-участники Конвенции имеют различные судебные системы, и анализ практики обнаруживает, что заявители, в зависимости от страны, проходили двух-, трех- или четырехуровневую процедуру судебного рассмотрения дел. Именно поэтому проблема исчерпаемости внутригосударственных организационных средств защиты возникла и для Украины.

Правило шести месяцев, предусмотренное ст. 35 Конвенции, тесно связано с требованием об исчерпании внутренних средств правовой защиты. Безусловно, оно заключается в попытке сторон оградить постоянное обращение относительно давно решенных дел. Судьи Европейского суда по правам человека считают, что в определенном смысле это правило дисциплинирует всех участников, предупреждая о невозможности обращения в суд по истечении шести месяцев со дня окончательного решения по спору на национальном уровне.

Такой жесткий подход к норме «шесть месяцев» оправдан на практике в определенных случаях: единственное требование для жалобщика — поддерживать контакт с секретарем суда, информируя его о развитии обстоятельств и направляя соответствующие материалы. Как показывает практика секретариата суда, вероятность отказа в рассмотрении дела значительно меньше, если задержка в направлении полной жалобы и соответствующих материалов вызвана тем, что заявитель продолжает использовать внутренние национальные средства

правовой защиты до их исчерпания. Такая задержка считается уважительной и суд может принять эту жалобу [7; С. 309].

2. Европейский суд по правам человека может рассматривать только дела, касающиеся прав, перечисленных в Конвенции и Протоколах к ней (для Украины это протоколы № 1, 2, 4, 7 и 11). То есть жаловаться на Украину в Европейский Суд можно только в том случае, если она нарушила какое-то право, предусмотренное Европейской конвенцией, из этого следует, что Европейский Суд не может рассматривать нарушения украинского законодательства, не являющиеся одновременно нарушениями Конвенции. Также Европейский суд по правам человека не может вмешиваться непосредственно от имени заявителя в деятельность органа власти, на который жалуется лицо. Суд компетентен принимать жалобы только на те государства, которые являются непосредственно государствами-участниками Конвенции. Он также не может рассматривать жалобы на частных лиц или частные организации.

3. В случае, когда жалобщик считает, что его жалоба касается лишь одного из прав, гарантированных Конвенцией или протоколами к ней, и указанные ранее условия удовлетворены, ему нужно сначала отправить письмо в комиссию суда. Жалоба в Европейский суд по правам человека направляется на английском или французском языке. Но это правило имеет исключение. Так, гражданам Украины предоставлена возможность обращаться в Европейский суд по правам человека на родном украинском языке.

4. Жалоба должна содержать следующую информацию: краткое изложение содержания; указания права, предусмотренного Конвенцией, которое, по мнению жалобщика, было нарушено; указания средств защиты, которые использует жалобщик, перечень официальных решений по делу заявителя с указанием даты принятия каждого решения, названия суда или органа власти, который его принял, а также кратко изложены детали самих решений. К письму прилагается оригинал или

копия указанных решений ( здесь следует учитывать, что обычно суд не возвращает заявителю указанных документов).

5. Секретарь суда обязательно дает ответ на письмо истца. Он может обратиться к жалобщику за дополнительной информацией или документами, или за дальнейшим разъяснением этой жалобы, а также сообщить ему о том, как раньше истолковывалась Конвенция в подобных случаях ( действие судебного прецедента) , и, если выяснится, что есть очевидная помеха для признания жалобы приемлемой, может сообщить об этом заявителю. С другой стороны, он не может предоставить юридическую консультацию жалобщику относительно права, что существует в государстве, на которое лицо жалуется.

6. В случае, когда в ходе указанной переписки с секретарем суда выяснится, что жалобу можно зарегистрировать как заявление, и жалобщик изъявляет желание это сделать, то секретарь направляет необходимый бланк, на котором подается официальное заявление, которое доводится до сведения Европейского суда по правам человека.

7. Секретарь Европейского суда по правам человека сообщает заявителю о ходе рассмотрения его дела. Производство не является открытым и на начальном этапе осуществляется только в письменной форме, поэтому жалобщику не нужно приезжать в суд.

8. Если жалобщик имеет возможность, то может поручить вести свое дело адвокату. На более позднем этапе производства, если у заявителя нет достаточных средств для оплаты услуг адвоката, он может получить право на бесплатную юридическую помощь. Однако юридическая помощь не может предоставляться в то время, когда жалобщик подает свое заявление.

Анализ обращений граждан Украины в Европейский суд по правам человека по защите нарушенных любых прав человека свидетельствует о том, что чаще всего в своих заявлениях украинцы жалуются на условия содержания в местах лишения свободы. Если говорить о защите трудовых прав в Страсбургском суде, то значительное коли-

чество жалоб касается невыплаты заработных плат и пенсий. Привлекает внимание то, что в последнее время растет количество заявлений от известных в нашей стране партийных, политических, общественных деятелей о нарушении их прав, в том числе и трудовых [9].

В Конвенции ( и Протоколах к ней) [6] как в важном правозащитном документе не говорится, например, о защите прав на жилье, охрану окружающей среды или социальные и экономические права, но бывают случаи, когда указанные права были защищены, хотя и не прямо. В связи с демократизацией общественных отношений в европейских странах может возникнуть вопрос о расширении в будущем списке прав, предусмотренных в Конвенции (преобладает известный аргумент, что в защите нуждаются все права личности).

Таким образом, практика работы суда свидетельствует, что, как и в любой отрасли права, в сфере защиты трудовых прав, в частности, в Европейском суде по правам человека, также есть множество проблем, которые привлекают внимание и требуют правового решения. Однако лучше защищать трудовые права на национальном уровне, чем доказывать индивидуальный трудовой спор в его решении в Европейском суде по правам человека.

Выводы.

1. Обращаться в Европейский Суд нашим гражданам сложно, потому что, во-первых, рассмотрение судебных дел в Украине идет не месяцы, а годы, хотя требования Европейского Суда обязывают подать жалобу не позднее шести месяцев, а

во-вторых, не каждый гражданин нашей страны может себе позволить заплатить 5000 долларов за рассмотрение его дела в Европейском Суде.

2. Значительное количество заявлений, которые присылают в Европейский суд по правам человека, признают неприемлемыми и отклоняют через неусовершенствованное обоснование причин жалобы и неправильное оформление. Нельзя не согласиться с тем, что, как правило, жалобы написаны без соблюдения формально-юридических требований. Суть некоторых из них сложно понять. Другие написаны до обращения в конкретные инстанции. Третьи не имеют непосредственного отношения к сфере регулирования Конвенции и т.п. [3].

3. В будущем граждане Украины, которые не нашли судебной защиты или юридической защищенности [10] на предприятиях, в учреждениях, организациях в пределах нашего государства, должны придерживаться четко определенных требований, а именно юридических советов, которые в дальнейшем помогут правильно обращаться в Европейский суд.

4. Перспективами дальнейшего развития указанного направления являются: соблюдение требований Закона Украины «Об обращениях граждан» и других специализированных нормативно-правовых актов, а также Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека» и других международно-правовых актов, знать подсудность дел Европейского суда по правам человека.

Литература_

1. Европейский суд по правам человека: организация, деятельность, процесс / под ред. авт. В. Лутковской. М.: Праксис, 2005.

2. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: источники и практика применения / Пер. с англ. М.: Артек, 1997.

_References

1. Evropeiskiy sud po pravam cheloveka: orga-nizatsiya, deyatelnost, process [The European Court of Human Rights: organization, activities, process] / ed. auth. B. Lutkovskoiy. Moscow: Praxis, 2005.

2. Dzhenis M., Kjej R., Bredli Je. Evropeiskoe pravo v oblasti prav cheloveka: istochniki i praktika primeneniya [European law in the field of human rights: sources and practice of application]; Per. from English. Moscow: Artek, 1997.

3. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 2004.

4. Болотина Н.Б. Трудовое право Украины. М., 2008.

5. Кодекс законов о труде Украины. М.: Издат. дом «Скиф», 2005.

6. Конвенция о защите прав и основных свобод человека (Совет Европы, 1950 г.), ратифицирована Украиной 17.07.1997 г. и протоколы к ней: № 1, 2, 4, 7 и 11 Закона Украины от 17.07.1997 г. № 475 / 97-ВР (с изменениями). Zakon. rada.gov.ua.

7. Манукян В.И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М.: Изд-во «Истина», 2007.

8. Права человека в повседневной жизни: значимость деятельности Совета Европы в области прав человека. К.: Центр информации и документации Совета Европы в Украине, 1998.

9. Права человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanrights.coe.int.

10. Костюк В.И. Решение коллективных трудовых споров по законодательству государств — членов ЕС // Справочник кадровика. 2007. № 8.

Коротко об авторах_

Ворожко Р.А., ст. преподаватель кафедры «Управление и предпринимательство», Институт предпринимательства «Стратегия», г. Желтые Воды, Украина

Vorozhko.roman@mail.ru

Научные интересы: юриспруденция, управление и предпринимательство

Ляшенко В.И., канд. техн. наук, ст. научный сотрудник ГП «УкрНИПИИпромтехнологии», начальник научно-исследовательского отдела, г. Желтые Воды, Украина

Научные интересы: горное дело, радиоэкология, охрана труда, безопасность жизнедеятельности

3. Jentin M.L. Mezhdunarodnye garantii prav cheloveka. Praktika Soveta Evropy [International human rights guarantees. The practice of the Council of Europe]. Moscow, 2004.

4. Bolotina N.B. Trudovoe pravo Ukrainy [Labour Law of the Ukraine]. Moscow, 2008.

5. Kodeks zakonov o trude Ukrainy [The Labour Code of the Ukraine]. Moscow: IzdAT. House "Skif", 2005.

6. Konventsiya o zashhite prav i osnovnyh svo-bod cheloveka (Sovet Evropy, 1950 g.), ratifitsirova-na Ukrainoj 17.07.1997 g. i protokoly k nej: № 1, 2, 4, 7 i 11 Zakona Ukrainy ot 17.07.1997 g. № 475 / 97-VR (s izmeneniyami). Zakon. rada.gov.ua (The Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Council of Europe, 1950), ratified by the Ukraine on 17.07.1997, and the Protocol there to: № 1, 2, 4, 7 and 11 of the Law of the Ukraine of 17.07.1997, № 475 / BP-97 (as amended). Zakon. rada.gov.ua)

7. Manukyan V.I. Evropejskij sud po pravam cheloveka: pravo, pretsedenty, kommentarii [The European Court of Human Rights: right, precedents, commentary]. Moscow: Publishing House of the «Truth», 2007.

8. Prava cheloveka v povsednevnoj zhizni: znachimost deyatelnosti Soveta Evropy v oblasti prav cheloveka [Human rights in everyday life: importance of the Council of Europe in the field of human rights]. K.: Information and Documentation Centre of the Council of Europe in the Ukraine, 1998.

9. Prava cheloveka (Human rights). [Electronic resource]. Mode of access: http://www.humanrights. coe.int.

10. Kostjuk V.I. Reshenie kollektivnyh trudovyh sporov po zakonodatelstvu gosudarstv — chlenov ES. Spravochnik kadrovika (The decision of collective labour disputes under the laws of the states - members of the EU. Directory of personnel), no. 8. 2007.

_Briefly about the authors

R. Vorozhko, senior teacher, «Management and En-trepreneurship» department, University Enterprise Institute «Strategy», Yellow Waters, Ukraine

Scientific interests: jurisprudence, management and entrepreneurship

V. Lyashenko, Candidate of Technical Sciences, senior researcher, GP "UkrNIPIIpromtehnologii", head of the research department, Yellow Waters, Ukraine

Scientific interests: mining, radioecology, protection of labour, safety of life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.