Научная статья на тему 'Правовые основы организации и деятельности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда России)'

Правовые основы организации и деятельности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГОСФОНД РОССИИ / ЗОЛОТОЙ ЗАПАС / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев Виктор Валерьевич, Тимофеева Татьяна Федоровна

Статья посвящена изучению процессов становления и развития Государственного Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. В ней проводится анализ правовых основ организации и деятельности данного Фонда, рассматриваются его составные части, процедуры пополнения и учета средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES AND ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION of Precious Metals’ State Fund and Gemstones OF THE RUSSIAN FEDERATION (RUSSIAN STATE FUND)

The article is devoted to the study of the processes of formation and development of State Fund of precious metals and precious stones of the Russian Federation, the analysis of legal bases of organization and activity of State Fund of precious metals and precious stones of the Russian Federation. It examines its constituent parts, the procedures for depositing and accounting of funds.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации и деятельности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда России)»

Гражданское право и процесс

УДК 336.71

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСФОНДА РОССИИ)

Тимофеев Виктор Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: gena83@mail.ru

Тимофеева Татьяна Федоровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: gena83@mail.ru

Статья посвящена изучению процессов становления и развития Государственного Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. В ней проводится анализ правовых основ организации и деятельности данного Фонда, рассматриваются его составные части, процедуры пополнения и учета средств.

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, финансовые институты, Госфонд России, золотой запас, валютные резервы, драгоценные металлы, драгоценные камни, федеральная собственность.

Обычно экономическое развитие любого государства не происходит равномерно линейно. Не является в этом отношении исключением и Российская Федерация. Кроме того, на текущую экономическую ситуацию в той или иной стране может влиять огромное количество как внутренних, так и внешних разнодействующих факторов и тенденций. В настоящее время РФ находится как раз в таких сложных условиях - в условиях достаточно жестких внешнеэкономических санкций, эмбарго и ограничений со стороны США и ее, в первую очередь, западноевропейских сателлитов. Поэтому сегодня проверку на прочность проходит фактически политическая и экономическая система страны. В этих условиях особенно значимым становится ресурсная возможность обеспечения стабильности экономической и финансовой системы страны как ее политического и социального базиса.

Важную охранительную и стабилизационную роль в этом могут и должны играть все имеющиеся финансовые институты страны. Одним из таковых, несомненно, является Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России), хранящий большую часть золотовалютных резервов Российской Федерации и, в частности, ее золотого запаса.

В современных экономиках наиболее развитых стран мира уже несколько десятилетий подряд наблюдается тенденция создания стратегических запасов финансовых ресурсов на случай возникновения тяжелых экономических, политических или иного характера негативных ситуаций. Страны для этого в основном осуществляют накопление высоколиквидных финансовых и материальных активов, например,

108

ряда мировых валют (доллара, евро и т. д.) или золота. При этом драгоценные камни во многих странах в настоящее время фактически не выступают в роли таких материальных активов, хотя одной из задач Госфонда России как раз и является формирование фонда не только драгоценных металлов, но и драгоценных камней, которые являются федеральной собственностью. Одной из причин этого является, скорее всего, потенциальная возможность наладить в условиях быстрого технического и технологического прогресса промышленное производство многих видов искусственных драгоценных камней, тогда как золото как самостоятельный химический элемент из чего-либо более дешевого произвести фактически до сих пор невозможно. Аналогично законодательство разных стран и международные нормы не предполагают возможность производства на какой-либо национальной территории или в интересах каких-либо третьих стран валюты других, т. е. иностранных государств, в связи с чем эти два вида активов, т. е. американская, европейская или другая валюта и золото являются в настоящее время одними из наиболее стабильных и защищенных средств мирового финансового оборота.

Бесспорным лидером по объему золотых запасов в настоящее время в мире являются США, которые на декабрь 2014 год имели его 8 133,46 тонны или 71,6 % валютного резерва США. Второе место в мире и первое в Европе сейчас занимает Германия, которая на декабрь 2014 год имела 3 384,2 тонны золота, что составляет 67 % от всего валютного резерва этой страны. На третьем месте в мире и втором в Европе находится Италия, которая имеет 2 451,84 тонны золота, что составляет 65,9 % от всех валютных резервов

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Тимофеев В. В., Тимофеева Т. Ф.

итальянцев. Третье место в Европе и четвертое в мире по государственным запасам золота занимает Франция, которая имеет его 2 435,38 тонны, что составляет 65,3 % от всех французских валютных резервов. Россия находится в этом списке на пятом месте в мире, имея на декабрь 2014 г. золотой запас в размере 1 187,5 тонн, что составляет 9,9 % от ее валютных резервов. В 2014 г. Россия сумела по размерам золотых запасов обогнать Китай, который теперь находится на шестом месте в мире и имеет 1 054,09 тонны золота. Но при этом это всего лишь 1 % всех его валютных резервов [1]. Дальше по понижающей десятку стран, обладающих наибольшими запасами золота продолжают Швейцария, Япония, Нидерланды и Индия. Таким образом, мы видим, что все страны мира, которые играют в мировой финансово-экономической политике наиболее весомую роль, стремятся иметь достаточно большие запасы золота, которые находятся под контролем и управлением соответствующих национальных органов.

В новейшей российской истории (после распада СССР) с функциональной и юридической точек зрения предшественниками современного Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации первоначально являлся Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, который 12 февраля 1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ был преобразован в Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням [2].

Последующие изменения были связаны с принятием 14 августа 1996 г. Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», призванного осуществить дальнейшее реформирование и развитие системы органов власти, по которому Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням передал на период реформирования свои функции Министерству промышленности РФ и Министерству финансов РФ [3].

Однако уже 21 ноября 1996 г. при Министерстве финансов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ началось создание Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации [4]. Основными задачами этого органа являлись хранение, отпуск и использование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следующие преобразования этого органа были связаны с принятием 26 марта 1998 г. Федерального закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», которым устанавливался правовой режим обращения с драгоценными металлами и камнями в России [5].

В соответствии с законодательством, Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации составляет часть золоМарийский юридический вестник • № 4(15)/2015

товалютных резервов нашей страны и представляет собой находящуюся на сохранении совокупность полученных из разных источников внутри страны драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Его создание было продиктовано необходимостью обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. При этом все материальные ценности, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Служебные и производственные здания, сооружения и помещения, используемые для хранения, приемки и обслуживания материальных ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, также являются федеральной собственностью и отчуждению в любой форме, в том числе приватизации, не подлежат. Однако сдача указанных объектов в аренду или иное их обременение допускаются, но только исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Для повышения эффективности организации и деятельности данного фонда 27 февраля 2003 г. Правительством РФ было утверждено ныне действующее Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации [6]. Одновременно было признано утратившим силу предыдущее постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г., касавшееся деятельности этого фонда [7]. В соответствии с Положением Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России) представляет собой государственный орган, осуществляющий формирование, пополнение, экспертизу, технологические и иные операции с соответствующими ценностями, их учет, хранение и отчетность, а также отпуск ценностей по потребности.

В качестве одной из последних новелл, внесших изменения в деятельность этого органа, можно назвать распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2010 г., которым было осуществлено изменение типа этого федерального органа: с «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (г. Москва), при сохранении его основных целей деятельности на федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (г. Москва) и определена предельная штатная числен-

109

Гражданское право и процесс

ность в количестве 1793 человека [8]. С 1 января 2011 г. это распоряжение вступило в силу.

Как уже говорилось, Госфонд России является хранителем достаточно большой части золотовалютных резервов Российской Федерации, которые представляют собой совокупность драгоценных металлов - золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных в установленном порядке к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов.

При этом в соответствие с законодательством, составными частями Г осфонда России являются:

- ценности Алмазного фонда Российской Федерации;

- ценности золотого запаса Российской Федерации;

- прочие ценности Г осфонда России.

Алмазный фонд Российской Федерации представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В целях урегулирования его деятельности еще 15 ноября 1999 г. Президентом РФ было утверждено Положение об Алмазном фонде Российской Федера-ции[9]. При этом зачисление ценностей Госфонда России в Алмазный фонд Российской Федерации производится по решению Правительства России.

Аффинированное золото в слитках, хранящееся в Госфонде России, как раз и составляет часть золотого запаса Российской Федерации. При этом ценности золотого запаса Российской Федерации учитываются на счетах Министерства финансов РФ. Иные материальные ценности, кроме самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также золото в слитках составляют прочие ценности Госфонда России.

Все ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью.

Пополнение Госфонда России ценностями и их расходование производятся в соответствии с соответствующим Положением и иными актами законодательства Российской Федерации в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год. При этом все ценности, зачисляемые в Госфонд России, подлежат предварительной экспертизе, которая проводится в порядке, определяемом Приказом Минфина от 13 апреля 2004 г. [10].

110

Решения о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации принимаются Президентом России и Правительством РФ.

В соответствии с законодательством, Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации может пополняться за счет:

- драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета, в том числе по договорам поставок, заключаемым указанными субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов;

- уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;

- принудительно изъятых в установленном законом порядке драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

- приобретенных у организаций, осуществляющих скупку, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- скупленных у граждан драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

- лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

- бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;

- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград бывшего СССР, предназначенных для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащих сдаче на государственное хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных наградах;

- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами России в связи с государственной деятельностью;

- драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, зачисляемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по иным основаниям, установленным законодательством РФ.

Приобретение драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется в рас-

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Тимофеев В. В., Тимофеева Т. Ф.

сортированном виде, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством РФ. Порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней устанавливается Правительством России.

Средства, направленные на приобретение ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, подлежат обязательному учету в расходной части федерального бюджета.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти представляет Президенту России и в Правительство РФ отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета Правительство России представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и обобщенные показатели, характеризующие общее состояние Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России.

Литература

1. URL: http://goldomania.ru/menu_002_010.html (дата обращения 02.02.2015).

2. Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 февр. 1993 г. № 114 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 569.

3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 14 авг. 1996 г. № 1177 // Российская газета. 1996. С. 3.

4. О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней: постановление Правительства РФ от 21 нояб. 1996 г. № 1378 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5555.

5. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

6. Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 27 февр. 2003 г. № 127 // СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 866.

7. Об утверждении Временного положения о порядке отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19 янв. 1998 г. № 46 // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 476.

8. Распоряжение Правительства РФ от 30 сент. 2010 г. № 1646-р // СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5410.

9. Об утверждении Положения об Алмазном фонде Российской Федерации: указ Президента РФ от 15 нояб. 1999 г. № 1524 «» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5683.

10. Об утверждении Порядка проведения предварительной экспертизы ценностей, зачисляемых в Госфонд России: приказ Минфина РФ от 13 апр. 2004 г. № 38н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 20.

V. V. Timofeev, T. F. Timofeeva

legal bases and activities of the organization of precious metals’ state fund and gemstones of the Russian federation

(Russian state fund)

The article is devoted to the study of the processes of formation and development of State Fund of precious metals and precious stones of the Russian Federation, the analysis of legal bases of organization and activity of State Fund of precious metals and precious stones of the Russian Federation. It examines its constituent parts, the procedures for depositing and accounting of funds.

Key words: government of the Russian Federation, financial institutions, Fund of Russia's gold reserves, foreign exchange reserves, precious metals, precious stones, Federal property, refined gold.

TIMOFEEV Viktor Valerievich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: gena83@mail.ru

TOMOFEEVA Tatiana Fedorovna - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Private Law of Russia and foreign countries, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: gena83@mail.ru

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Ill

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.