Научная статья на тему 'Правовые основы информационной деятельности государственных органов Российской Федерации на пространствах с международно-правовым режимом'

Правовые основы информационной деятельности государственных органов Российской Федерации на пространствах с международно-правовым режимом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1108
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеев Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы информационной деятельности государственных органов Российской Федерации на пространствах с международно-правовым режимом»

3

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПРОСТРАНСТВАХ С МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ

Г.В. Алексеев

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор

Л.Я. Орлова

Осуществление информационной деятельности государственными органами Российской Федерации на пространствах с международно-правовым режимом обусловлено необходимостью защиты национальных интересов государства за пределами его суверенитета и, соответственно, юрисдикции государственных органов. Проблемы информационной деятельности государственных органов за пределами национального суверенитета РФ связаны с обострившейся в последнее время борьбой за доминирование государств на международных пространствах. Основная задача при комплексном обосновании международной информационной деятельности государственных органов РФ, как представляется, состоит в том, чтобы избежать обвинений во вмешательстве во внутренние дела других государств, а равно в проведении агрессивной информационной политики.

В соответствии с теорией международного права Землю, воздушное пространство, мировой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела с точки зрения международно-правового режима можно разделить на три вида территорий:

1) территория государств; территория РФ как предмет ее исключительного ведения может быть определена как пространственные пределы суверенитета Российской Федерации;

2) международная территория (пространства с международным режимом);

3) территория со смешанным режимом [1].

Территория государств, соответственно, представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет), а международная территория - это пространство, на которое государственный суверенитет не распространяется. Международная территория - это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства, открытое для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктику и воздушное пространство над ней [2]. По общему правилу, государственные органы осуществляют свою юрисдикцию только в пределах территории государства. Деятельность государственных органов за пределами территории своей страны наиболее часто связана с юрисдикционной привязкой по принципу гражданства. За пределами страны действуют только дипломатические органы, однако в международной информационной сфере существуют исключения, обусловленные, в том числе, и положениями отечественного законодательства.

Деятельность дипломатических органов на пространствах с международно-правовым режимом имеет конституционно-правовую основу. В соответствии со стать-

ей 71 Конституции Российской Федерации (далее КРФ), «в ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность» [3]. Соответственно интересы России на пространствах с международно-правовым режимом реализуются за счет действий органов федеральной государственной власти.

Текст присяги Президента РФ, установленный ст. 82 КРФ, содержит в себе обязательство со стороны Президента «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» [3]. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, согласно п.п. «д» п. 1 ст. 114 КРФ «осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации» [3]. Таким образом, одной из важнейших задач высших федеральных органов государственной власти является обеспечение комплексной безопасности России.

В соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г. «Правительство Российской Федерации: отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории, а также осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества» [4]. Соответственно, Правительство РФ и все его структурные подразделения осуществляют свою деятельность за пределами суверенитета России на основе норм и принципов международного права.

В указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [5] говорится о том, что Концепция как система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности предусматривает систему защиты национальных интересов РФ, в том числе за счет взаимодействия институтов государственной власти, осуществляющими свои управленческие функции за рубежом, с действующими на основе законодательства России общественными организациями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» Россия содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности [6].

Следует согласиться с тем, что стремительное развитие и широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к формированию фундаментальной зависимости критических национальных инфраструктур (в том числе и находящихся на международных пространствах) от этих технологий и обусловило возникновение принципиально новых угроз. Под критическими информационными ресурсами здесь понимаются наиболее значимые и уязвимые к угрозам информационной безопасности различного типа социальные информационные системы. Эти угрозы связаны, прежде всего, с возможностью использования ИКТ в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека [7].

Академик РАЕН, доктор технических наук, профессор В. Цыгичко в своей статье «Информационная революция в военном деле и проблема установления международного правового режима обеспечения информационной безопасности» отмечает, что «изменение мирового информационного пространства выступает как глобальный фактор развития и определяет основные направления общественного прогресса. К наибо-

лее важным из них относятся: ускорение научного, научно-технического, экономического, социального, культурного развития за счет увеличения объема и скорости информационного обмена вне зависимости от расстояния, резкого возрастания возможностей распространения новых идей и знаний, научных и технологических достижений» [8].

В сфере ИКТ с целью противодействия информационным угрозам безопасности необходимо своевременно и эффективно управлять процессами информатизации и инновации, учитывая все социальные факторы. Поскольку из приведенных выше нормативных актов очевидно, что обязанности по обеспечению национальной безопасности РФ несут государственные органы страны, национальные интересы России в информационной сфере, в свою очередь, должны обеспечиваться комплексно, в том числе за счет деятельности на международных пространствах. Комплексное обеспечение информационной безопасности РФ имеет международную политико-правовую составляющую.

А.В. Крутских и И. Л. Сафронова, выступая от лица МИД России, в статье «Международное сотрудничество в области информационной безопасности» отмечают, что «в январе 2003 года официальные лица США заявили о том, что Министерство обороны может вести информационную войну в случае, если на страну будет совершено информационное нападение, а в начале февраля официальные лица в Администрации Президента США сообщили, что Дж. Буш подписал секретную директиву, в соответствии с которой Правительство впервые должно будет разработать национальное руководство, определяющее условия, при которых Соединенные Штаты будут проводить ки-бератаки на компьютерные сети свих противников, а также правила проникновения в иностранные компьютерные системы и нарушения их нормальной работы» [9]. Такие публикации показывают, что интересы государств в информационной сфере далеко не всегда сонаправлены и существует противоборство между некоторыми государствами в информационной сфере.

В рамках права международной информационной безопасности фактически складывается принцип информационного противоборства между РФ и странами НАТО [10]. В частности, правительством США признается, что разведывательные данные, полученные из космоса, остаются ключевыми для национальной безопасности США, включая сюда определение международной и оборонной политики, возможности президента по управлению в кризисных ситуациях и конфликтах, по проведению военных операций, а также разработку военных средств, обеспечивающих достижение целей Соединенных Штатов. Министерство обороны и разведывательное сообщество в настоящий момент проводят весьма существенные и дорогостоящие программы, направленные на практически полную замену их спутниковых арсеналов в следующем десятилетии. Стоимость этих программ оценивается более чем в 60 млрд. долларов [11], что показывает объемы сбора информации, которые осуществляются через космос. Таким образом, ведущие государства признают правомерным использование международных пространств с целями обеспечения национальной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895 не исключает деятельности государственных органов РФ на международных пространствах. Согласно Доктрине, государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере [12].

В отдельных сферах существуют специальные правовые нормы, предписывающие государственным органам обеспечивать безопасность на международных пространствах. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает и согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требования по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, учитывающие существующие в данной области международные нормы и стандарты [13].

Защита информации при осуществлении деятельности на международных пространствах требует особых правовых норм. В частности, предписывается «субъектам международного информационного обмена в Российской Федерации не осуществлять включение информационных систем, сетей связи и автономных персональных компьютеров, в которых обрабатывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и служебная информация ограниченного распространения, а также для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам, в состав средств международного информационного обмена, в том числе в международную ассоциацию сетей Интернет» [14]. Однако в процессе защиты национальных интересов страны задействовать информационные ресурсы с международно-правовым режимом необходимо со всей очевидностью.

В современных условиях, исходя из обозначенных выше положений законодательства, государственные органы РФ в целях обеспечения комплексной информационной безопасности обязаны осуществлять свою деятельность, в том числе, и на пространствах с международно-правовым режимом. Основной проблемой здесь является коллизия юрисдикций при информационном противоборстве государственных органов. Снижение уровня опасности информационных конфликтов в международном сообществе государств должно достигаться за счет единых общих стандартов проведения государственными органами своей политики на международных пространствах.

Литература

1. Международное право. / Под общ. ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. МГИМО МИД РФ. М.: Международные отношения, 2001. С. 113-114.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Гарант, 2003.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // РГ. 25 декабря 1993 г. № 237.

4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.). // РГ. 23 декабря 1997 г. СЗ РФ. 22 декабря 1997 г. № 51, ст. 5712, СЗ РФ от 8 ноября 2004 г. № 45, ст. 4376.

5. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». // РГ. 18 января 2000 г.,СЗ РФ.10 января 2000 г. № 2, ст. 170.

6. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации». // РГ. 25 апреля 2000 г. № 80. Собрание законодательства Российской Федерации. 24 апреля 2000 г. № 17, ст. 1852.

7. Международное сотрудничество в области информационной безопасности (справочная информация) 06.02.2004. // Департамент по вопросам безопасности и разо-

ружения МИД Российской Федерации. http://www.ln.mid.ru/ns-ёуЬг.п8Г/0/4с86ГсЬ9Шс1Ь41с3256е320029Ь1еГ?0репБ0сишет

8. Цыгичко В. Информационная революция в военном деле и проблема установления международного правового режима обеспечения информационной безопасности // Военно-промышленный курьер. 03 - 09 ноября 2004 года. №42 (59).

9. Крутских А.В. и Сафронова И.Л. Международное сотрудничество в области информационной безопасности. // Вестник МИД РФ. 2002. №7. С. 4.

10. План завоевания космоса. США намерены подвергнуть ревизии международно-правовые основы деятельности в этой сфере. // Независимое военное обозрение. 23.03.2001 http://nvo.ng.ru/concepts/2001-03-23/4_plan.html

11. См подробнее: Г.В. Алексеев Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государственными органами России во взаимоотношениях со странами НАТО (анализ международно-правовых документов). // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Выпуск 17. СПб: СПбГУ ИТМО, 2005. С. 177-183.

12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895. // РГ. 28 сентября 2000 г. № 187.

13. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания». // СЗРФ. 17 апреля 2000 г. № 16, ст. 1714.

14. Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена». // РГ. 26 мая 2004 г. № 108. СЗРФ. 17 мая 2004 г. № 20, ст. 1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.