Научная статья на тему 'Правовые основы частно-государственного партнерства'

Правовые основы частно-государственного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / STATE PROPERTY / PRIVATE INVESTOR / FEDERAL AND REGIONAL LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есина Ю.Л.

Частно-государственное партнерство является одной из форм взаимодействия государства и бизнеса при реализации общественно значимых социально-экономических проектов. К настоящему моменту в России уже создана определенная правовая основа его развития. Для вывода российской экономки на путь инновационного развития процесс совершенствования законодательства должен быть направлен на формирование общего правового поля и разработки единой нормативной, инструментальной и методической базы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF PRIVATE - STATE PARTNERSHIP

Private-State partnership is one of the forms of relationship between the state and business for realizing socially important socio-economic projects. At the present moment there exists a certain legal basis for its development. In order to put Russian economy on the way of innovational progress the process of improving law should be directed to the formation of general legal field and to working out a single normative, instrumental and methodological basis of individual-state partnership on both federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Правовые основы частно-государственного партнерства»

Проблемы экономики и менеджмента

Ю.Л. Есина

к.э.н., доцент, ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. Частно-государственное партнерство является одной из форм взаимодействия государства и бизнеса при реализации общественно значимых социально-экономических проектов. К настоящему моменту в России уже создана определенная правовая основа его развития. Для вывода российской экономки на путь инновационного развития процесс совершенствования законодательства должен быть направлен на формирование общего правового поля и разработки единой нормативной, инструментальной и методической базы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, государственная собственность, частный инвестор, федеральное и региональное законодательство.

Yu.L. Esina, Yelets state university named after I.A. Bunin.

THE LEGAL BASIS OF PRIVATE - STATE PARTNERSHIP

Abstract. Private-State partnership is one of the forms of relationship between the state and business for realizing socially important socio-economic projects. At the present moment there exists a certain legal basis for its development. In order to put Russian economy on the way of innovational progress the process of improving law should be directed to the formation of general legal field and to working out a single normative, instrumental and methodological basis of individual-state partnership on both federal and regional levels.

Keywords: private-state partnership, state property, private investor, federal and regional law.

Мировой финансовый кризис негативно отразился на хозяйственном механизме России, определил необходимость структурной перестройки национальной экономики, изменения функций и роли государства, разработки новых форм его взаимоотношений с частным бизнесом. В этих условиях актуальным становится применение и развитие такого, относительно нового для российской экономики явления, как частногосударственное партнерство.

Частно-государственное партнерство - это механизм, позволяющий получить необходимый эффект от объединения общих усилий государства и бизнеса при реализации общественно значимых социально-экономических проектов. Его значение в России с каждым годом возрастает. В последнее время термин «частно-государственное партнерство» постоянно употребляется средствами массовой информации, а вопросы развития частно-государственного партнерства все чаще поднимаются российскими учеными, аналитиками, экспертами и представителями органов государственной власти. В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 года Д. А. Медведев отметил, что «нужно поощрять и максимально применять механизм частно-государственного партнерства».

Механизм частно-государственного партнерства является универсальным. Он применим в различных сферах деятельности, и предполагает участие в партнерстве органов государственной власти всех уровней. Более того, многие отрасли, в которых используется частно-государственное партнерство, например, образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, так или иначе, относятся к плоскости регионального и муниципального регулирования и управления. Как следствие на современном этапе частно-государственное партнерство выходит на первый план при формировании благоприятного инвестиционного климата, модернизации региональной экономики и создании условий экономического роста

№ 1 - 2011

3

Проблемы экономики и менеджмента

субъектов Федерации. Председатель Правительства РФ В.В. Путин на одном из совещаний назвал частно-государственное партнерство - «основой посткризисного развития регионов».

Эффективность частно-государственного партнерства в первую очередь определяется степенью проработанности и достаточности его нормативно-правовой базы. На федеральном уровне к настоящему времени сформирована достаточно развитая законодательная основа государственного взаимодействия с частным бизнесом, позволяющая выделить различные формы и институты его реализации. Вместе с тем, не смотря на широкое применение в различных нормативных документах самого термина «частно-государственное партнерство», определение этого понятия отсутствует. Существующие правовые акты лишь позволяют «встраивать» механизм частногосударственного партнерства в рамки российского законодательства. Так согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, что гарантирует одинаковые права участникам частно-государственного партнерства. Юридическое равенство, неприкосновенность собственности, свобода договора и другие права закреплены ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, данный кодекс определяет общие положения договорных отношений, используемых при взаимоотношениях государства и частного бизнеса, а также выделяет основные организационно-правовые формы их реализации.

Конкретные формы частно-государственного партнерства регулируются отдельными нормативными актами. Так федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» регламентируют процесс инвестирования средств государства в уставные капиталы хозяйственных обществ в вопросах размера, порядка и сроков формирования уставного капитала, состава учредителей, их роли в управлении обществом, прав и обязанностей. Совместные предприятия, как форма частно-государственного партнерства, позволяют не только использовать собственность государства в хозяйственной деятельности, но и осуществлять должный контроль со стороны государства за эффективностью ее использования.

В соответствии со ст. 7.1. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» разновидностью некоммерческой организации признается государственная корпорация, образованная за счет имущества, переданного ей Российской Федерацией. При этом каждая государственная корпорация создается на основании соответствующего федерального закона, например Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития», Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»», Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»», Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» и др. Корпорации наделены государством достаточным объемом финансовых ресурсов, а их деятельность направлена на повышение конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификацию, стимулирование инвестиционной активности и развитие инноваций. Принятие данных законов обеспечило механизм частно-государственного партнерства важными инструментами его реализации.

В качестве форм частно-государственного партнерства законодательство рассматривает заключение и исполнение контрактов, соглашений и договоров. Каждый из видов контрактации государства и бизнеса также регулируется соответствующим федеральным законом. В частности правовые взаимоотношения государства и частных

4

№ 1 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

инвесторов, в том числе иностранных, в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ устанавливаются федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Согласно ст. 2 данного закона инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная им продукция подлежит разделу с государством. Условия и порядок раздела определяются заключенным соглашением.

В мировой практике уже несколько столетий используется концессионная форма частно-государственного партнерства. Концессия обладает целым рядом преимуществ и имеет несколько разновидностей. Однако в России ее применение стало возможным лишь после принятия федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот акт определяет правовую сторону долгосрочных отношений при создании, реконструкции и использовании на конкурсной основе субъектами частного бизнеса недвижимого имущества, находящегося в собственности государства. Именно долгосрочный характер и возможность перераспределять риски между участниками делает концессию наиболее перспективной формой частно-государственного партнерства в РФ.

В соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» законодательно устанавливается возможность использования средств бюджетов различного уровня в целях приобретения на конкурсной и контрактной основе товаров, работ и услуг субъектов частного бизнеса для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Данное взаимодействие также осуществляется в рамках механизма частно-государственного партнерства.

Как форма частно-государственного партнерства рассматриваются контрактные отношения, возникающие при передаче государственной собственности в аренду или лизинг. Однако эти договоры не регулируются отдельными законами. К ним применяются общие нормы договорных отношений, устанавливаемые Гражданским кодексом РФ и федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Согласно ст.2 последнего документа «лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическими или юридическими лицами за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем». Таким образом, данная форма обеспечивает возможность перехода передаваемого имущества из государственной собственности в частную. В мировой практике лизинг рассматривается в качестве важного элемента государственной поддержки экономики.

Другой составляющей государственной поддержки и формой частногосударственного партнерства выступают особые экономические зоны. Процесс их создания и функционирования регламентируется федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон дает возможность создания на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности особых экономических зон промышленно-

производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового типов, а также предоставления налоговых, таможенных и иных льгот их резидентам. Устанавливая особый режим осуществления предпринимательской деятельности, государство тем самым становится партнером частного бизнеса и содействует его развитию.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» позволяет

№ 1 - 2011

5

Проблемы экономики и менеджмента

использовать механизм частно-государственного партнерства в процессе инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Согласно ст. 3 данного закона объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества. В качестве форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ст. 11 определено, во-первых, создание благоприятных условий для ее развития, а, во-вторых, прямое участие государства в разработке и финансировании инвестиционных проектов. Инструментами государственной инвестиционной политики в вопросах софинансирования частных бизнес-проектов выступают Инвестиционный фонд, образованный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 № 694 «Об Инвестиционном Фонде Российской Федерации» и Российская венчурная компания, действующая на основании Постановления Правительства РФ от 24.08.2006 № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания». Фонд за счет привлечения средств государства дает частному бизнесу возможность реализации стратегических социальноэкономического проектов. Деятельность Российской венчурной компании направлена на создание и развитие за счет средств Инвестиционного Фонда инноваций в РФ.

Таким образом, действующее федеральное законодательство предлагает достаточно широкий спектр форм возможного взаимодействия государства и частного бизнеса. Однако непосредственно порядок реализации механизма частно-государственного партнерства относится к ведению нормативно-правовой базы субъектов РФ. Региональное законодательство призвано учитывать как особенности самого региона, так и политику его социально-экономического развития, что позволит выбрать наиболее перспективные формы частно-государственного партнерства, предусмотренные федеральным законодательством. Вместе с тем анализ существующей нормативно-правовой базы на региональном уровне свидетельствует о том, что далеко не все субъекты Федерации воспользовались данным правом.

Первым региональным законом стал Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В 2008 году аналогичные нормативные акты были приняты в Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия и в Томской области. Об участии в государственно-частном партнерстве в 2009 году законодательно объявили еще четыре субъекта: Удмуртская Республика, Ставропольский край, Кемеровская и Челябинская области. В 2010 году применение механизма частно-государственного партнерства было законодательно закреплено уже в девятнадцати новых регионах РФ[1].

При этом, не смотря на понимание необходимости создания и совершенствования региональной нормативной базы государственно-частного партнерства, большинство законов, принятых субъектами РФ, не регулируют должным образом эту сферу отношений. В основу правовых актов регионального уровня закладывается Модельный Закон субъекта Российской Федерации, разработанный Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета по экономической политике предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ[1]. Вклад законодательных органов самих субъектов Федерации, как правило, не значителен. В результате региональные законы в вопросах частно-государственного партнерства нередко характеризуются невысоким уровнем юридической проработки, слабо обоснованы, а зачастую носят декларативный характер. Проблемы нормативной базы в субъектах РФ частично связаны с отсутствием на федеральном уровне комплексного правового документа, способного интегрировать частно-государственное партнерство в

6

№ 1 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

единый процесс. Как следствие многие из них не содержат всего спектра возможностей участия государства в частном бизнесе, не предусматривают многих форм взаимоотношений выделенных федеральным законодательством и потенциально интересных инвестиционным партнерам.

Несомненно, на различных уровнях нормативно-правовой базы уже создан необходимый задел для функционирования механизма частно-государственного партнерства. Однако, по словам Президента РФ Д.А. Медведева, в ходе предстоящей модернизации необходимо обеспечить «такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития». Процесс совершенствования должен быть направлен на формирование общего правового поля и разработки единой нормативной, инструментальной и методической базы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Необходимо соблюсти баланс интересов государства и частного бизнеса в вопросах распределения прав, гарантий и рисков. Лишь в этом случае будет получен положительный эффект от объединения усилий государства и частного бизнеса при выводе российской экономки из кризисного состояния на путь стабильно экономического роста.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-12-48002а/Ц.

Список литературы:

1. Официальный сайт министерства экономического развития РФ/

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/privgovpartnerdev/

List of references:

1. The official site of the Ministry of economic development of the RF /http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/privgovpartnerdev/

А.Б. Панкратов

капитан 1-го ранга, Сахалинское ПУБО ФСБ РФ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. Несовершенство понятийно-категориального аппарата производительности, эффективности и результативности труда актуализируют потребность его формирования. Исторический и предметно-сущностный анализ социально-экономических категорий производительность, эффективность труда и их однозначное формулирование. Формирование на основе проведенного анализа новой социально-экономической категории - результативность труда.

Ключевые слова: Особенные социально-экономические категории производительность и эффективность труда. Новая социально-экономическая категория - результативность труда. Диалектическая взаимосвязь производительности, эффективности и результативности труда. Математический аппарат производительности, эффективности и результативности труда.

A.B. Pankratov, Sakhalin PUBO FSB

PRODUCTIVITY OF WORK AS THE SOCIAL AND ECONOMIC CATEGORY

Abstract. Imperfection conceptually-categorical the device of productivity, efficiency and productivity of work staticize demand of its formation. The historical and in detail-intrinsic analysis of social and economic

№ 1 - 2011

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.