Научная статья на тему 'Правовые основания освидетельствования и увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с незаконным хранением и потреблением наркотиков'

Правовые основания освидетельствования и увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с незаконным хранением и потреблением наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАНЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основания освидетельствования и увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с незаконным хранением и потреблением наркотиков»

КРИМИНОЛОГИЯ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЯЗИ С НЕЗАКОННЫМ ХРАНЕНИЕМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ НАРКОТИКОВ

Иванов Д.В., соискатель

ВНИИ МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Наркомания и незаконный оборот наркотиков во всем мире стимулируют рост преступности, насилия и коррупции, поражая людей независимо от социального положения, пола, религии или расы. Сегодня все страны мира в той или иной степени затронула проблема наркомании и борьбы с ней. Не стала исключением и Россия.

Во многих регионах России за последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост наркоза-висимых лиц. С 1997 года ежегодный средний прирост состоящих на учете наркоманов достигает 30%1. Одновременно в последнее время в связи с низкой оплатой труда сотрудников органов внутренних дел и возрастающей нагрузкой увеличивается количество лиц, увольняющихся из органов внутренних дел по собственному желанию. На образовавшиеся вакансии приходится ежегодно набирать значительное количество лиц из числа молодых специалистов. Естественно, что при такой ситуации возникает проблема с подбором высококвалифицированных кадров для прохождения службы в органах внутренних дел и повышаются шансы лиц, склонных к потреблению наркотиков, поступить на службу, в частности, в подразделения имеющие отношение к борьбе с незаконным оборотом наркотиков, где есть доступ к наркотическим средствам. При этом доступ к наркотикам на фоне роста наркотизации населения может привести к потреблению наркотиков сотрудниками, ранее их не потреблявшими.

Учитывая, что сотрудник органов внутренних дел является должностным лицом и, становясь наркозависимым, не может должным образом выполнять свои полномочия, подрывая тем самым властные устои, выявление и увольнение таких сотрудников является важной задачей. Как спра-

1 См.: Верещагин В.А. Состояние наркотизации населения Российской Федерации в 2004 году: Аналитический обзор. -М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 14.

ведливо отмечал И.И. Карпец, «общество, специально создавшее слой людей, поставленных на борьбу со злом, рассчитывало на то, что уж эти-то люди не будут совершать преступления»2.

Согласно инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации3 основания для увольнения сотрудников, имеющих специальные звания милиции и юстиции, предусмотрены ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции», а сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, - ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемой теме среди положений ст. 19 Закона РФ «О милиции» особо можно выделить следующие основания увольнения сотрудников милиции:

■ заключение военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел по болезни;

■ совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

■ вступление в силу обвинительного приговора суда.

■ Похожие основания увольнения содержатся и в ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации:

■ по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

■ за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;

■ в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу.

Необходимо отметить, что действующее уголовное законодательство не относит потребление наркотиков к преступным деяниям. В этой связи по факту потребления наркотиков, сотрудников органов внутренних дел возможно привлечь лишь к административной ответственности. Так, согласно ст. 6.9. КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа. К административному правонарушению относится также деяние, предусмотренное ст. 6.8. КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических

2 Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М., 1992. С. 364.

3 См.: Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дед Российской Федерации. Приложение к Приказу МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 24.04.2000. № 17.

средств, психотропных веществ или их аналогов», согласно которой незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов влечет наложение административного штрафа.

В связи с этим потребление и хранение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта является административными правонарушениями, совершение которых дает основание привлечь сотрудников органов внутренних дел, причастных к этому, к административной ответственности и применить к ним в последующем определенные меры дисциплинарной ответственности.

Если сотрудниками органов внутренних дел осуществляется незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, то подобные деяния сотрудников подпадают под действие ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».

Соответственно, если есть вступивший в законную силу приговор суда по обвинению сотрудника в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, то есть правовые основания для его увольнения.

Несколько сложнее обстоят дела с увольнением сотрудников органов внутренних дел по факту потребления ими наркотический средств. Согласно ст. 19 Закона РФ «О милиции» и ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации основания достаточно ограниченны: негодность к службе в органах внутренних дел по болезни или (и) совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции.

Потребление наркотиков, допускаемое сотрудником органов внутренних дел без назначения врача, является административным правонарушением, и может служить основанием для увольнения по ряду причин.

Так, потребление наркотиков является поступком, порочащим честь сотрудника милиции и несовместим с требованиями, предъявляемыми к его личным, нравственным качествам. Наркотики вызывают зависимость и привыкание. Соответственно наличие зависимости свидетельствует об отсутствии правильно сформированной воли и волеизъявления. В связи с этим сотрудник милиции не может осуществлять обязанности должностного лица, так как их осуществление предполагает принятие волевых решений. В связи с невозможностью выполнения предусмотренных должностных обязанностей и несоответствием личных и нравственных качеств имеется основание уволить сотрудника органов внутренних дел. При этом, согласно ст. 7 Положения о службе в органах внут-

ренних дел Российской Федерации4, в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая, помимо прочего, включает периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Выявленные в ходе таких проверок случаи потребления наркотиков могут служить основанием для дальнейших проверок и увольнения.

Одновременно, согласно ФЗ № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»5, в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией (ст. 45), куда входит и деятельность сотрудников милиции. Основанием этого служит хотя бы тот факт, что сотрудники милиции часто имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

Все указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что потребление наркотических средств без назначения врача является проступком, который несовместим с выполнением сотрудником органов внутренних дел своих должностных обязанностей и дает законные основания уволить сотрудника. В подобных ситуациях административное правонарушение является основанием для увольнения из органов внутренних дел.

Очевидно, что в любом случае нельзя обойтись без установления наличия состояния наркотического опьянения, т.е. проведения освидетельствования. При этом опьянение может наступить от потребления алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов и других веществ. Соответственно, в зависимости от того, что вызвало опьянение организма человека, существуют различные типы опьянения. Обычно производится отграничение алкогольного опьянения от всех остальных типов - наркотического, лекарственного и других, к которым часто применяют общий термин - опьянение психоактивными веществами. Это важно хотя бы по-

4 Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2. Ст. 70.

5 ФЗ № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2. Ст. 219.

тому, что согласно ст. 45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» должностные лица органов внутренних дел в пределах их компетенции обязаны отстранять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся именно в состоянии наркотического опьянения. Соответствующим положением было бы целесообразно дополнить ст. 35 «Обязанности начальника органов внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время освидетельствование и порядок его осуществления регламентируют следующие источники: Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст.ст. 179, 180, 290); Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 3.8, 11.9, 12.26, 27.1, 27.12); ФЗ № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, и оформления его результатов»; приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»; приказ МВД России № 370 от 2 октября 1995 г. «О порядке проведения военноврачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» и др.

Рассматривая освидетельствование важно помнить о его разновидностях. В настоящее время освидетельствование возможно проводить в рамках уголовного процесса, а также в рамках административной деятельности. В первом случае освидетельствование будет являться следственным действием, проводимым в соответствии со ст. 179 УПК РФ «Освидетельствование», которое проводится для обнаружения на теле подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Во втором случае освидетельствование является исключительно медицинским и проводится в рамках административного процесса.

Соответственно, если возбуждено уголовное дело или есть основание предполагать наличие уголовно наказуемого деяния, то возможно осуществление освидетельствования по правилам, предусмотренным УПК РФ. Если имеются подозрения в совершении административного правонарушения, то необходимо осуществление освидетельствования на основании КоАП РФ.

Выявление факта потребления наркотических средств возможно и во время прохождения сотрудником органов внутренних дел ежегодно диспансеризации, когда он подвергается осмотру различными врачами, которые по внешним признакам могут определить потребление наркотических средств. При этом военно-врачебная экспертиза по фактам потребления наркотиков проводится только врачами-психиатрами или врачами-

наркологами, как правило, в наркодиспансерах. Врачи и фельдшеры других специальностей могут проводить ее только после прохождения специального курса и получения лицензии на право заниматься такого рода деятельностью.

Действующее законодательство по-разному регулирует порядок направления на медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения. Направление на освидетельствование тех и других являющееся, на наш взгляд, абсолютно равным ограничением прав и свобод гражданина, законодатель урегулировал на совершенно разных правовых уровнях. Направление гражданина на освидетельствование на состояние наркотического опьянения регулируется ФЗ № 3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии со ст. 44 которого медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления такого лица на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление. Решение о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суд или опротестовано прокурором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок такого медицинского освидетельствования устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

Одновременно в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации речь идет о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе только в нетрезвом состоянии, то есть в состоянии алкогольного опьянения. Очевидно, что это положение нуж-

дается в корректировке - п. 13.7. целесообразно было бы расширить в области его применения с лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, на всех лиц, находящихся в состоянии опьянения, куда входит не только состояние алкогольного, но и наркотического опьянения. Возможна следующая редакция, которая позволит упорядочить действия начальника органа внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины: «При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования - показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается».

Таким образом, правовые основания освидетельствования и увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с незаконным хранением и потреблением наркотиков являются достаточно разработанными, но требуют систематизации в части согласования действий связанных с различными видами опьянения, как алкогольного, так и наркотического.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.