Научная статья на тему 'Правовые меры предупреждения экстремизма среди женщин'

Правовые меры предупреждения экстремизма среди женщин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖЕНСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крючков Вячеслав Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые пробелы в законодательстве о преступлениях экстремистской направленности, предлагаются возможные путы совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal measures of the opposition to the extremism among women

In the article are considered some gaps in legislation about the crimes of the extremist direction, offered possible ways of improvement.

Текст научной работы на тему «Правовые меры предупреждения экстремизма среди женщин»

1 '2014 Пробелы в российском законодательстве

10.6. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ ЖЕНЩИН

Крючков Вячеслав Геннадьевич. Должность: начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Место работы: Управление МВД России по Омской области. E-mail: zijadowa@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые пробелы в законодательстве о преступлениях экстремистской направленности, предлагаются возможные путы совершенствования.

Ключевые слова: пробелы в законодательстве, преступления экстремистской направленности, женский экстремизм, совершенствование законодательства.

LEGAL MEASURES OF THE OPPOSITION TO THE EXTREMISM AMONG WOMEN

Kryuchkov Vyacheslav Gennadievich. Position: head of the department of economic security and the opposition of corruption. Place of employment: Russian Interior Ministry department in Omsk region. E-mail: zijadowa@yandex.ru

Annotation: In the article are considered some gaps in legislation about the crimes of the extremist direction, offered possible ways of improvement.

Key words: gaps in legislation, crimes of the extremist direction, the extremism among women, improvement of legislation.

Эффективность системы предупреждения экстремизма среди женщин зависит от успешности «борьбы с криминальным религиозным экстремизмом на всех уровнях государственного управления»1. Важное значение имеет комплексный подход к проблеме противодействия экстремизму, заключающийся в единстве всех его направлений. В системе общесоциального направления противодействия экстремизму заметное место занимают правовые меры. Как правильно отмечает М.Ю. Павлик, «сложившаяся ситуация в сфере обеспечения общественной безопасности предполагает создание модели эффективного организационно-правового воздействия. Такая модель должна включать в себя целый спектр криминологических и уголовно-правовых средств»2. Следует согласиться с мнением М.И. Агаба-лаева, что правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму предполагает «выработку приоритетов, целей и задач, а также соответствующих направлений государственной политики обеспечения законодательной, исполнительной, судебной власти в области обеспечения общественной безопасности Российской Федерации»3.

В системе правового регулирования процесса противодействия экстремизму первостепенное значение имеет совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления экстремистской направленности. «Система противодействия любым уголовно-наказуемым проявлениям, особенно преступлениям экстремистской направленности, со стороны государства включает в себя два основных способа: установление наказания за конкретные обще-

1 Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ...д-ра юрид. наук. - М., 2006. - С. 4.

2 Павлик М.Ю. Террористический акт, захват заложника, бандитизм. - СПБ, 2011. - С. 7.

3 Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. -2009. - № 1. - С. 54-64.

4 _

ственно опасные деяния и их предупреждение» . В этой связи «отнесение организации деятельности запрещённого судом религиозного объединения или участия в нём, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 2822 УК РФ, к категориям преступлений средней и небольшой тяжести явно не обеспечивает профилактику подобного рода деяний, порождает у осуждённых чувство безнаказанности, не срабатывает принцип неотвратимости и соразмерности наказания»4 5. В этой связи следует «ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за преступления экстремистской направленности»6, несмотря на общую либерализацию уголовной политики государства.

Система организации и нормативного обеспечения, «действующая в Российской Федерации и касающаяся противодействия преступлениям экстремистской направленности, может быть представлена в качестве иерархической структуры, состоящей из групп»7. В целях противодействия вовлечению молодых женщин в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности важно внести изменения и дополнения в федеральные законы «Об образовании», «О средствах массовой информации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях».

Как правильно отмечает В.А. Бурковская, в совершенствовании нуждается «процедура контроля и надзора за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность религиозных и общественных объединений, политических партий, которая бы обеспечивала своевременное предупреждение «перерождения» этих организаций в экстремистские сообщества»8.

В уголовно-правовой науке имеются разные точки зрения относительно уголовной ответственности юридических лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность. В Федеральном законе от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» в редакции 2006, 2007, 2008 годов, не рассмотрена проблема противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемых с использованием юридических лиц. В то же время «официально действующие организации, создающие и распространяющие информацию экстремистского содержания, спонсирующие и координирующие деятельность организованных экстремистских групп молодежи, представляют высокую общественную опасность»9.

В целях противодействия экстремизму, по нашему мнению, юридические лица экстремистского толка подлежат ликвидации. По мнению Н.Г. Иванова, «при обнаружении деятельности юридического лица, формально подпадающей под признаки экстремизма, если не усматриваются основания уголовной ответственности, можно ограничиться предупреждением»10. Мы не мо-

4 Зарипов З.С., Сысоев А.М. Уголовно-правовые аспекты противодействия экстремизму (критические заметки относительно преступлений экстремистской направленности) // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 263-267.

5 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С. 40-43.

6 Маркова Ю.В. К вопросу о сущности экстремизма как уголовно-правового и криминологического феномена // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 297-302.

7 Дуканов О.М., Казак Б.Б. Организационно-правовые основы противодействия терроризму. - Псков, 2007. С. 155.

8 Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ...д-ра канд. наук. - М., 2006. - С. 6.

9 Привалов А.В. К вопросу о профилактике экстремистской деятельности юридических лиц // Бизнес в законе. - 2008. - № 3. - С. 2-4.

10 Иванов Н.Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений. // Государство и право, 2003, №5, С.42-45

260

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА Крючков В.Г.

жем согласиться с такой позицией автора, учитывая, что полная ликвидация юридического лица является необходимой правовой мерой противодействии экстремизму. «Санкция в форме отзыва (приостановления действия) лицензии предприятия за нарушение законодательства о противодействии экстремизму является одной из мер профилактики»11.

В целях совершенствования системы правовых мер противодействия экстремизму следует снять запрет на назначение смертной казни. Следует согласиться с мнением Э.Ф. Побегайло, что «в условиях слабости действия нравственных и правовых норм, хрупкости демократических институтов и традиций, отсутствия правовой государственности отказ от применения к особо злостным преступникам-убийцам и террористам смертной казни выглядит необоснованным»11 12. Как правильно отмечают учёные, отказ от применения к экстремистам и террористам смертной казни «можно расценивать как одну из форм проявления международноправового популизма, как стремление продемонстрировать лояльность российской власти перед цивилизованным и благополучным Западом»13. Как видим, такой «гуманизм» по отношению к террористам и экстремистам имеет негативные последствия. По нашему мнению, смертная казнь должна быть предусмотрена и по отношению женщинам-террористкам и экстремисткам. Но, при решении вопроса об уголовной ответственности и наказания молодых женщин следует учитывать возможность вовлечения их в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности. У большинства молодых женщин, особенно несовершеннолетних женского пола, «отсутствуют необходимые знания по самосохранению, у них недостаёт чувства опасности, тревоги при угрозе экстремистского натиска, осторожности в общении с окружающими. Они излишне доверчивы и внушаемы, а значит, виктимны»14 к вовлечению в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности. Поэтому, как правильно отмечают ученые, «нельзя предъявлять одинаковый спрос, соответственно считать одинаково ответственными всех лиц независимо от того, в каких объективных условиях и обстоятельствах формировалась личность»15.

Одним из направлений обеспечения общественной безопасности является защита национальных интересов в информационной сфере. «Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации»16. По данным исследования А.С. Ахмадулина, «по всем уголовным делам о деятельности преступных организаций установлено, что сведения об организации и её литературу преступники получали из всемирной сети»17. В целях минимизации экстремистского влияния Интернета на молодежь следует закрыть доступ к таким информаци-

11 Привалов А.В. К вопросу о профилактике экстремистской деятельности юридических лиц // Бизнес в законе. - 2008. - № 3.

- С. 2-4.

12 Побегайло Э.Ф. Избранные труды. - СПб., 2008. - С. 59.

13 Малько А. В., Жильцов С. В. Смертная казнь в России. - М., 2003. - С. 210.

14 Зарипова Г.А. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 1. - С. 35-39.

15 Астемиров З.А., Зиядова Д.З. К вопросу о криминологическом аспекте обоснования уголовной ответственности // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 6. - С. 160-162.

16 Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Уголовное право.

- 2009. - № 1. - С. 54-64.

17 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.

онным ресурсам на территории республик Северного Кавказа.

Следует отметить, что в деле предупреждения экстремизма среди женщин организовать и осуществлять превентивную работу только на основе уголовноправовых мер означает упрощение других превентивных методов, которыми располагают государство и общество. Как показал опрос, проведенный в рамках исследования, 65% респондентов убеждены, что только ужесточение наказания не способно оказывать удерживающее воздействие на женский экстремизм Основная роль в предупреждении экстремизма среди женщин, как правильно отмечают респонденты (79%), отводится социально-экономическим, социально-политическим, организационно-управленческим мерам, осуществляемым государством. Проблему экстремизма и терроризма невозможно решить одними силовыми методами. Превентивное значение имеют взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, выработка и реализация программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и другие аспекты. В этой связи необходимо создать на территории республик Северного Кавказа антиэкстремистский центр из числа сотрудников правоохранительных органов и заинтересованных ведомств, в котором функционировало бы подразделение специального назначения для решения задач обеспечения общественной безопасности.

Список литературы:

Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. - 2009. - № 1. - С. 54-64.

Астемиров З.А., Зиядова Д.З. К вопросу о криминологическом аспекте обоснования уголовной ответственности // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 6. -С. 160-162.

Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С. 40-43.

Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ...д-ра юрид. наук. - М., 2006. - С. 4.

Зарипов З.С., Сысоев А.М. Уголовно-правовые аспекты противодействия экстремизму (критические заметки относительно преступлений экстремистской направленности) // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. -С. 263-267.

Маркова Ю.В. К вопросу о сущности экстремизма как уголовно-правового и криминологического феномена // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 1. - С. 297-302.

Павлик М.Ю. Террористический акт, захват заложника, бандитизм. - СПБ, 2011. - С. 7.

Побегайло Э.Ф. Избранные труды. - СПб., 2008.

Привалов А.В. К вопросу о профилактике экстремистской деятельности юридических лиц // Бизнес в законе. - 2008. -№ 3. - С. 2-4.

Крючков В.Г. Социально-политические меры противодействия экстремизму среди женщин // Социальнополитические науки. - 2013. - №4.

Крючков В.Г., Зиядова Д.З. Криминологический анализ экстремизма среди женщин в регионах российской федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. -№6.

Рецензия

на статью Крючкова В.Г. «Правовые меры предупреждения экстремизма среди женщин».

Рукопись Крючкова В.Г. «Правовые меры предупреждения экстремизма среди женщин» отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Это дает право высказаться за ее публикацию.

Доктор юридических наук, профессор Зиядова Д.З.

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.