Научная статья на тему 'Правовые коллизии как препятствия в предоставлении государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур'

Правовые коллизии как препятствия в предоставлении государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУБСИДИЯ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / УБЫТКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ускова Марина Сергеевна

Цель: Выявить правовые коллизии, вызывающие проблемы правоприменения при разрешении вопроса о предоставлении государственной поддержки фермерам по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур. Методология: Использовались методы анализа и обобщения, формально-логический, сравнительно-правовой. Результаты: С помощью научно-исследовательского и практического путей исследования выработаны варианты разрешения некоторых проблем, вызванных существованием коллизий закона в сфере сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет научную ценность ввиду того, что представляет собой самостоятельный индивидуальный авторский анализ правовых коллизий в рассматриваемой области правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds for denying state support to agrarians:problems of legality and gaps in existing legislation

Purpose: To identify legal conflicts that cause enforcement problems when resolving the issue of providing state support to farmers under crop insurance contracts. Methodology: The author use the methods of analysis and activities and synthesis, formal-logical, comparative law. Results: The options for resolving some of the problems caused by the existence of conflicts of law in the field of agricultural insurance, carried out with state support, worked out with the help of scientific research and practical ways of research. Novelty/originality/value: Scientific has a value in view of the fact that it is an independent individual author’s analysis of legal conflicts in the considered field of legal relations.

Текст научной работы на тему «Правовые коллизии как препятствия в предоставлении государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур»

Ускова М.С.

правовые коллизии как препятствия в предоставлении государственной поддержки по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур1

цель: Выявить правовые коллизии, вызывающие проблемы правоприменения при разрешении вопроса о предоставлении государственной поддержки фермерам по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Методология: Использовались методы анализа и обобщения, формально-логический, сравнительно-правовой.

Результаты: С помощью научно-исследовательского и практического путей исследования выработаны варианты разрешения некоторых проблем, вызванных существованием коллизий закона в сфере сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет научную ценность ввиду того, что представляет собой самостоятельный индивидуальный авторский анализ правовых коллизий в рассматриваемой области правоотношений.

Ключевые слова: договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, государственная субсидия, страховое возмещение, убытки, государственная поддержка.

Uskova M.S.

GROUNDS FOR DENYING STATE SUPPORT TO AGRARIANS: PROBLEMS OF LEGALITY AND GAPS IN existing LEGISLATION

Purpose: To identify legal conflicts that cause enforcement problems when resolving the issue of providing state support to farmers under crop insurance contracts.

Methodology: The author use the methods of analysis and activities and synthesis, formal-logical, comparative law.

Results: The options for resolving some of the problems caused by the existence of conflicts of law in the field of agricultural insurance, carried out with state support, worked out with the help of scientific research and practical ways of research.

Novelty/originality/value: Scientific has a value in view of the fact that it is an independent individual author's analysis of legal conflicts in the considered field of legal relations.

Keywords: crop insurance contract, state subsidy, insurance compensation, losses, state support.

В России на протяжении уже более 5 лет действует и активно применяется Федеральный закон № 260-ФЗ от 25.07.2011 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон о господдержке).

Несомненно, данный нормативный правовой акт явился толчком для стабилизации правового и финансового положений российских фермеров, установив правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей [1, 2].

Но на сегодняшний день следует констатировать, что данная государственная поддержка в виде компенсации (субсидии) аграрию 50 % стра-

ховой премии, уплаченной им в адрес страховщика по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, предоставляется далеко не во всех случаях [3, 4]. Причиной тому служат правовые коллизии, которые все еще имеют место в действующем законодательстве, регулирующем данные правоотношения.

К одной из таких правовых проблем, на наш взгляд, следует отнести возможность отказа фермеру со стороны органов государственной власти в предоставлении указанной субсидии по причине несоответствия, по мнению органа власти, условий договора страхования урожая сельскохозяйственных культур положениям действующего законодательства в области государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о господдержке оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров

1 Выполнено в рамках гранта РФФИ (проект № 17-03-00136 «Модернизация правового регулирования страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой», руководитель проекта: А.О. Иншакова, исполнители: М.С. Ускова, О.П. Казаченок, А.Я. Рыженков).

сельскохозяйственного страхования, отвечающих, в том числе, следующему условию: расчеты страховой стоимости урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных и размера их утраты (гибели) осуществляются по методикам, предусмотренным статьей 3 данного Закона.

Статьей 3 Закона о господдержке предусмотрено, что методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных (далее по тексту - методики), а также ставки для расчета размера субсидий утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В России, начиная с даты вступления в силу Закона о господдержке до сегодняшних дней, применяются соответствующие методики, утвержденные Правительством РФ в лице Министерства сельского хозяйства. Данные методики утверждены в 2012, 2013 и 2015 годах. Каждая последующая методика отменяет предыдущую, но все они содержат в себе практически аналогичные положения.

Рассмотрим некоторые из таких положений, которые позволяют органам власти отказывать аграриям в предоставлении государственной поддержки (субсидии).

В соответствии с пунктом 5 главы 2 Методики, утвержденной приказом Минсельхоза РФ от

21.02.2012 № 124, размер утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры определяется как количественные потери урожая сельскохозяйственной культуры с площади посева (посадки), исчисленные как разница между планируемым урожаем, принятым при заключении договора сельскохозяйственного страхования, и полученным урожаем в текущем году.

Согласно разделу 1 главы 2 Методики, утвержденной Приказом Минсельхоза России от

14.03.2013 № 133, размер утраты (гибели) урожая конкретной сельскохозяйственной культуры в результате наступления событий, предусмотренных договором сельскохозяйственного страхования в соответствии со статьей 8 Федерального закона, определяется как количественные потери урожая конкретной сельскохозяйственной культуры с площади посева (посадки), исчисленные как разница между планируемым урожаем, принятым при заключении договора сельскохозяйственного страхования, и полученным урожаем в текущем году.

В силу раздела 1 главы 2 Методики, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 10.04.2015 № 133, размер утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры конкретного вида в результате наступления событий, предусмотренных договором сельскохозяйственного страхования в соответствии со статьей 8 Закона о господдержке, определяется как количественные потери урожая конкретной сельскохозяйственной культуры с площади посева (посадки), исчисленные как разница между планируемым урожаем, принятым при заключении договора сельскохозяйственного страхования, и полученным урожаем в текущем году.

Таким образом, из вышеуказанных положений норм права следует, что законодатель предусмотрел обязательные требования к расчету размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, а также указал, что данный расчет должен содержаться в договоре страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Тем не менее, несмотря на указанную дефиницию утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, органы государственной власти нередко отказывают сельскохозяйственным производителям в предоставлении государственной субсидии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, которые предусматривают условия о расчете суммы страхового возмещения, а не о расчете утраты (гибели) урожая.

Так, ООО «Урожай» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Волгоградской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 16.07.2012 № 1807-04/19/3723, об отказе во включении в реестр сельскохозяйственных производителей Волгоградской области - получателей субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур 2012 года за счет собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и в выплате указанных субсидий. В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое решение не соответствует положениям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных По-

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 4 (29) 2017 <

АДВОКАТУРА

становлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1234, Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 № 82-п.

Арбитражный суд встал на защиту агрария и своим решением от 06.12.2012 по делу № А12-25485/2012 постановил признать обжалуемое решение незаконным, указав при этом следующее.

Порядок и условия выделения субсидий на территории Волгоградской области регламентируются Порядком предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденным Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 № 82-п. Согласно указанному Порядку обязательным для выплаты субсидии является применение страховой организацией методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 124 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Из чего следует, что основанием к отказу в предоставлении субсидии может послужить неприменение методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 124 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, что установлено п.п. «и» п. 5.2 Порядка, а не отсутствие в договоре страхования условия о ее применении и непосредственного описания в договоре методики определения размера утраты (гибели) урожая.

Помимо этого, Арбитражный суд пришел к выводу, что в Правилах (стандартных) страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, которые являются неотъемлемой частью договора страхования в соответствии со ст. 943 ГК РФ, предусмотрены как размер убытка (ущерба), так и порядок определения страховой выплаты. Также необходимо учесть, что согласно условиям договора страхования страхователю рассчитывается и выплачивает-

ся в случае наступления страхового случая страховое возмещение, а не размер убытков от утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений. В соответствии же с Методикой как раз определяется размер убытков от утраты (гибели) урожая в целом, но не сумма страхового возмещения по конкретному договору страхования.

Аналогичная правовая позиция высказана Арбитражным судом Волгоградской области в решении от 24.04.2012 по делу № А12-2011/2012, согласно которому в соответствии с Методикой определяется утрата (гибель) урожая вообще, но не суммы страхового возмещения по конкретному договору страхования. Договором страхования в соответствии со статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации определены условия о том, что относится к страховому случаю и в каких случаях выплачивается страховое возмещение. Порядок расчета суммы страхового возмещения в договоре страхования соответствует правилам предоставления субсидий. В указанной Методике предусмотрен расчет суммы убытков, а в договоре страхования предусмотрен расчет суммы страхового возмещения. Кроме того, Постановлением ФАС Поволжского округа по делу № А55-6770/2010 от 14.04.2011 установлено, что действующим законодательством не предусмотрено, что договор страхования должен содержать условие о расчете страхового возмещения по указанной методике, либо запрета устанавливать в договоре страхования иные условия расчета страхового возмещения. При таких обстоятельствах договор страхования и его условия, в том числе определяющие размер и расчет страхового возмещения, соответствуют действующему законодательству.

Таким образом, в законодательстве РФ отсутствует требование об установлении условия в договоре страхования о расчете страхового возмещения по указанной Методике, а равно запрет на установление в договоре страхования иных условий расчета страхового возмещения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика основывается, в том числе, на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно статье 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики применяется, в том числе, предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 12 данного закона определено, что правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются федеральным законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.

В свою очередь, статьями 3 и 4 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» определены порядок оказания данной государственной поддержки, а также требования к договору сельскохозяйственного страхования.

Принимая во внимание изложенное, следует, на наш взгляд, конкретизировать положения действующего законодательства в части определения указанных выше условий договора страхования с целью недопущения впредь их неоднозначного толкования, что влечет в процессе правоприменения возможность необоснованного отказа со стороны государства в предоставлении фермеру государственной поддержки. Предлагаем первое предложение статьи 4 Закона о господдержке изложить в следующей редакции: «Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования и правил страхования к ним (при условии ознакомления страхователя с данными правилами в порядке, предусмотренном законом), отвечающих следующим условиям:».

Пристатейный библиографический список

1. Акимова Ю.А., Кочеткова С.А. Совершенствование системы государственной поддержки аграрной сферы региона в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-1. С. 168-172.

2. Кочеткова С.А., Акимова Ю.А. Механизмы государственно-частного партнерства в российском АПК // фундаментальные исследования. 2016. № 10-2. С. 398402.

3. Мищерская Е.А. Некоторые проблемы публично-правового регулирования публично-частного партнерства в Российской Федерации // Реформы и право. 2017. № 1. С. 44-52.

4. Щербаков В.В. Партнерство государства и бизнеса в страховании сельскохозяйственных рисков: вызовы нового времени и перспективы развития: монография / под ред. И.П. Хоминич. М.: Дашков и К, 2011.

References (transliterated)

1. Akimova Ju.A., Kochetkova S.A. Sovershenst-vovanie sistemy gosudarstvennoj podderzhki agrarnoj sfery regiona v sovremennyh uslovijah // Fundamental'nye issledovanija. 2015. № 8-1. S. 168-172.

2. Kochetkova S.A., Akimova Ju.A. Mehanizmy gos-udarstvenno-chastnogo partnerstva v rossijskom APK // Fundamental'nye issledovanija. 2016. № 10-2. S. 398-402.

3. Mishherskaja E.A. Nekotorye problemy publichno-pravovogo regulirovanija publichno-chastnogo partner-stva v Rossijskoj Federacii // Reformy i pravo. 2017. № 1. S. 44-52.

4. Shherbakov V.V. Partnerstvo gosudarstva i biznesa v strahovanii sel'skohozjajstvennyh riskov: vyzovy novo-go vremeni i perspektivy razvitija: monografija / pod red. I.P. Hominich. M.: Dashkov i K, 2011.

ШРВШШШЖ ИННЮТИГШ" ПГОШПИМ ПИРШД

www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.