Научная статья на тему 'Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе'

Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / YOUTH / EXTREMISM / TERRORISM / EXTREMIST ORGANIZATIONS / COUNTERACTION TO EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масалов Александр Григорьевич

На материалах Северного Кавказа рассматриваются правовые и социально-политические аспекты противодействия российского государства и общества деятельности экстремистских организаций среди молодежи. Анализируются особенности молодежной социальной группы, экономические и социально-политические условия, используемые экстремистами для вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. Предлагаются конкретные меры для более активного противодействия российского государства и общества экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and sociopolitical aspects of counteractions to the activity of the extremist organization in the Northern Caucasus

Legal and sociopolitical aspects of counteraction of the Russian government and society to the activity of extremist organizations among youth on the materials of the Northern Caucasus are considered in the article. Features of youth social groups, the economic and sociopolitical conditions used by extremists for involving of youth in extremist activity are analyzed. Specific measures for more active counteraction of the Russian government and society to extremism are suggested.

Текст научной работы на тему «Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе»

Политология

А.Г. Масалов

Правовые и социально-политические аспекты противодействия деятельности экстремистских организаций на Северном Кавказе

На материалах Северного Кавказа рассматриваются правовые и социальнополитические аспекты противодействия российского государства и общества деятельности экстремистских организаций среди молодежи. Анализируются особенности молодежной социальной группы, экономические и социальнополитические условия, используемые экстремистами для вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. Предлагаются конкретные меры для более активного противодействия российского государства и общества экстремизму. Ключевые слова: молодежь, экстремизм, терроризм, экстремистские организации, противодействие экстремизму.

Современные транзитивные процессы демократизации политической системы России и укрепления гражданского общества сопровождаются развитием общественных объединений, выражающих разнообразные интересы граждан. При этом конструктивно действующие общественные объединения получают всемерную поддержку государства, гарантированную ст. 30 Конституции РФ, а организации, осуществляющих деструктивную деятельность с использованием незаконных методов, встречают противодействие государственных органов и солидарных с ними общественных объединений. Такие общественные объединения получили наименование «экстремистских» (от лат. ехЯгетш - крайний). Но, несмотря на большое негативное влияние на общество деятельности экстремистских организаций, экстремизм не имел четкого законодательного определения в российском законодательстве до 2002 г., вследствие чего при проверке правомочности Указа Президента РФ от 28 октября 1992 г. «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации», Конституционный суд РФ постановил: «Признать не имеющим юридического значения содержащееся в данном пункте Указа понятие “экстремистские элементы”, поскольку оно не имеет определенного юридического содержания, что может при применении Указа привести к нарушению конституционных прав граждан» [2]. Таким постановлением Конституционный суд РФ пресек попытки политиков произвольно

трактовать термин «экстремизм». Это обстоятельство заставило российских законодателей активизировать разработку законопроекта об экстремизме. Но только в связи с подписанием и ратификацией 15 июня 2001 г. Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в российском законодательстве понятие «экстремизм» получило статус юридического термина и стало правомерно использоваться в уголовно-правовой практике. Согласно Шанхайской конвенции, экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [5].

Дальнейший шаг в развитии антиэкстремистского законодательства связан с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В ст. 1 этого закона дано правовое определение «экстремистской организации», «экстремистской деятельности» и «экстремистских материалов». Так, термином «экстремистская деятельность» в законе обозначается:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Согласно закону, экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а экстремистскими материалами - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [4].

Приведенные в указанном Федеральном законе определения основных понятий, по мнению многих ученых - правоведов и практиков, являются низковалидными, дискуссионными [1]. Очевидно, до уточнения понятийного аппарата антиэкстремистского законодательства политико-правовое определение понятия «экстремизм» должно базироваться на исходном значении слова «экстремизм» и обозначать приверженность какого-то человека или социальной группы к взглядам и действиям, выходящим за пределы общепринятых и осуществляемым с использованием методов, непредусмотренных действующим законодательством.

Типология экстремистских организаций может строиться на основании различных признаков. Так, в связи с тем, что общественные объединения могут иметь организационно-правовые формы, соответствующие законодательным требованиям, но действовать незаконными методами, или иметь неразрешенные законодательством формы и методы деятельности, среди экстремистских организаций выделяются легальные

и нелегальные организации. Целевые идеологические установки программ экстремистских организаций позволяют выделять среди них националистические, конфессиональные и другие организации, отличающиеся идеологическими ориентациями. По методам реализации целей отличаются революционные и радикально-реформистские объединения. По масштабам (количеству участников) экстремистские организации разделяются на массовые и малочисленные. Преобладание молодежи среди участников организаций позволяет выделять тип молодежных объединений.

Особенности молодежных объединений обусловлены социально значимыми качествами молодежи, которая выделяется в обществе по различным критериям, с использованием разных методологических подходов.

Так, субкультурный подход позволяет определять молодежь как социокультурную группу со специфическим образом жизни, стилем поведения, доминирующими культурными ценностям. При этом к молодежи относятся люди, которые активно проходят социализацию, усваивают образовательные, профессиональные, правовые, политические, культурные и другие социальные ценности и функции. В зависимости от конкретных исторических условий, создания в обществе более или менее благоприятных условий социализации молодого поколения критерии молодежи определяются в широком возрастном диапазоне, как правило, от 14 до 30 лет.

В свою очередь, стратификационный подход, основанный на выделении в структуре общества страт (слоев) по социальному положению и выполняемым функциям, представляет молодежь демографической группой, переживающей период становления общественной и психофизиологической зрелости, адаптации к самостоятельному исполнению социальных ролей полноправных членов общества. В таком случае молодежью признается демографическая группа, имеющая возраст 21-30 лет, специфичные социальные позиции, статус и роли, являющаяся объектом и субъектом процесса смены поколений1.

Российская статистика использовала семилетнюю периодизацию начальных этапов жизни человека, выделив детство (до 7 лет), отрочество (с 7 до 14 лет), юность (с 14 лет до 21 года), молодость (с 21 года до 28 лет). Последующий период - взрослость - начинался с 28 лет.

1 Принятая в социологии усредненная периодизация поколений (25 лет) - средний возраст выполнения репродуктивных функций - рождения детей (нового поколения).

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

В 1960-х гг. ООН определила границы молодежного возраста в интервале 15-24 года. В этом возрастном периоде у большинства людей появляются необходимые антропогенные (завершение формирования скелета и органов, способность выполнять репродуктивную функцию), экономические (способность к самостоятельному обеспечению питанием, одеждой, жилищем), социальные (определяется место в структуре общества и социальные функции), правовые (наступает полная юридическая ответственность за личное поведение), политические (осваиваются гражданские функции) и другие признаки «взрослости».

При этом у молодежи проявляются качества, существенно отличающие ее от других возрастных групп населения. К таким качествам относятся высокая социальная мобильность, коммуникабельность и инновационность, которые приводят к выработке особой молодежной субкультуры, которая может успешно сочетаться с традиционной культурой общества, носителями и хранителями которой являются старшие поколения. При неблагополучном развитии отношений между поколениями возникает конфликт молодежной и общей культур, вследствие чего молодежная субкультура принимает контркультурный характер. В таком случае проявляются и другие качественные признаки молодежи: протестность, нигилизм, радикализм, конфликтность. Возможные последствия конфликта культур поколений - перерождение субкультуры в контркультуру, провоцирующую «молодежные бунты»: хиппи, панки или другие про-тестные молодежные движения, которые неоднократно вызывали обеспокоенность всего общества.

С учетом особенностей Российской Федерации в Стратегии государственной молодежной политики в РФ выделены следующие возрастные группы: молодежь (14-25 лет) и молодые взрослые (25-30 лет), вследствие чего к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет. В 2006 г. в России к молодежи причислялось 39,4 млн человек (27% от общей численности населения). При сохранении демографических тенденций до 2015 г. в России прогнозировалось сокращение численности молодых людей в возрасте 15-25 лет с 29 до 18 млн человек [3].

Показатели доли молодежи среди всего населения существенно отличаются в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) (табл. 1), на территории которого, занимающей 1,2 % территории РФ, проживает 6,1% населения РФ, вследствие чего средняя плотность населения в СКФО в 5 раз больше, чем в среднем по России.

Очевидно, наивысшие в СКФО показатели доли молодежи в структуре населения республик Ингушетия, Дагестан и Чечня в сочетании с наивысшими показателями безработицы в соответствующих республиках

касаются, прежде всего, молодежи, которая не имеет постоянных мест работы или учебы. Неопределившиеся в социальной структуре общества молодые люди - маргиналы представляют значительную базу для пополнения экстремистских организаций, которые используют методы агитации и пропаганды для усиления негативных настроений у молодых людей, пытаются направлять их высокий социальный потенциал на экстремистские действия.

Таблица 1

Показатели представительства молодежи в структуре населения субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (2008 г.)

А 5 я О Я V Я X к Я й е я В ^ И 3 “ Я Я ^ Карачаево- Черкесская республика Республика Ингушетия Республика Дагестан Республика Северная Осетия -Алания Чеченская республика Ставропольский край По СКФО, всего

Площадь, тыс. кв. км 12,5 14,3 3,6 50,3 8 15,6 66,2 170,5

Население, тыс. чел. 891 429 493 2659 701 1183,7 2701 9057,7

Плотность населения, чел. на кв. км 71,5 30 136,8 52,9 87,8 75,9 40,8 56

Бюджет, млрд руб. 13,7 7,8 8,4 36 12,3 35,7 43,2 Консолидированный 272 млрд РУб-

Дотации, % 67,4 67,2 89,2 78,8 60,2 84,2 31

Безработица, % 12,4 13,2 45 18,7 11,2 36,8 11

Количество молодежи, тыс. чел. 262,5 123,1 164,5 881,3 203,9 405,2 718,6 2758,9

Доля молодежи, % 27,1 28,5 31,8 32,2 29,1 32,7 26,5 30,3

Однако если ранее основные причины участия молодежи в деятельности экстремистских организаций связывались с социально-экономическими проблемами молодых людей, то в последние годы среди членов экстремистских организаций, участвующих в незаконных вооруженных формированиях, террористических группах, заметно выросла доля

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

выходцев из семей, имеющих высокий уровень доходов. Эта тенденция связывается с использованием новых коммуникативных технологий вербовщиками экстремистских организаций. В частности, в социальных интернет-сетях обнаружено применение аудиовизуальных технологий управления поведением людей, ориентированных на «благополучную» молодежь, участие которой в деятельности экстремистских организаций имеет большой общественный резонанс, необходимый экстремистам для повышения их социально-политической значимости.

Объектами особого внимания экстремистских организаций остаются молодые женщины-вдовы, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах. Технологии их рекрутирования используют богатый арсенал методов от заботливого покровительства новых мужей, как правило, являющихся активистами экстремистских группировок, до грубого психологического и физического насилия.

В технологиях работы с молодежью активно используется и «религиозный» фактор, учитывающий слабое знание молодыми людьми основ религии для внедрения в сознание молодежи псевдорелигиозных идеологических установок, построенных на использование религиозной терминологии, но далеких от истинных канонов веры.

Некоторый положительный опыт противодействия экстремистским организациям накоплен в субъектах Российской Федерации СевероКавказского федерального округа. В Чеченской Республике, например, активно работает с молодежью Комитет Правительства ЧР по делам молодежи. В комитете 120 специалистов, осуществляющих молодежные программы в разных отраслях экономики и социальной сферы. При комитете действует молодежная телерадиокомпания, которая обеспечивает регулярные выпуски программ для молодежи. В работе с молодежью участвуют и традиционные институты гражданского общества - старейшины, главы тейпов. Совместными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественности за последние годы в Чечне удалось сократить число преступлений, квалифицируемых как экстремистские, совершаемых с участием молодежи.

Однако на территориях других республик Северного Кавказа количество преступлений экстремисткой, террористической направленности сохраняется на высоком уровне. По оценкам председателя президиума Южного научного центра РАН академика РАН Г.Г. Матишова, за 2010 г. на территориях Северо-Кавказского и Южного федеральных округов совершено 974 террористических акта, что ниже уровня 2009 г. (1009 терактов), но выше уровня 2008 г. (898 терактов). По подсчетам экспертов ЮНЦ РАН, в 2010 г. на юге России ежедневно совершалось

в среднем 3 террористических акта. Проявляются тенденции перенесения террористической активности из Чечни и Ингушетии в Дагестан и Кабардино-Балкарию. Но, очевидно, постоянные террористические угрозы вызывают ответную активную реакцию общества по противодействию им. Этот вселяет надежду на то, что в этих регионах произойдет снижение террористической активности.

Современный экстремизм и его радикальное направление - терроризм - стали для их организаторов высокодоходным бизнесом. Произошла своеобразная коммерциализация этих видов преступной деятельности. Поэтому общий уровень экстремизма и терроризма в регионе остается высоким. В этой связи прогнозируется перемещение центров экстремистской и террористической активности, изгоняемых из республик, где им научились эффективно противодействовать, в другие регионы, где угрозы экстремизма и терроризма проявляются в меньшей степени, а, следовательно, к противодействию им менее подготовлены правоохранительные и иные государственные органы, общественность. Такие прогнозы обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения повсеместно принимать превентивные меры по противодействию экстремизму и терроризму.

Среди исполнителей террористических актов преобладают молодые люди. Это указывает на то, что в работе с молодежью официальные государственные структуры проигрывают экстремистским организациям. Очевидно, сложившаяся практика борьбы с экстремизмом ставит государственные органы в позицию «догоняющих», а экстремистов -в позицию «убегающих», которые вынуждены действовать изобретательнее, активнее и эффективнее, использовать недостатки государственной молодежной политики. Поэтому в обществе следует утверждать понимание того, что без поддержки широкой общественности правоохранительные органы не способны победить экстремизм, снизить его негативное влияние на общество.

В противодействии экстремизму значительная роль принадлежит научному сообществу, призванному не только адекватно осознавать и адекватно оценивать угрозы экстремизма для общества, но и формировать в общественном сознании жизненную позицию, направленную на активное противодействие экстремистским идеологиям и деятельности экстремистских организаций. Для этого предстоит продолжить работу по изучению феномена экстремизма и обсуждению актуальных проблем противодействия экстремизму на научных конференциях, организовать публикацию массовыми тиражами материалов научных исследований по антиэкстремистской тематике, разработать и ввести в образовательных

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Contents

учреждениях курсы, разъясняющие молодежи характер экстремистских угроз и формирующие навыки противодействия им.

Представляется необходимым значительно усилить численно и качественно органы государственной власти и местного самоуправления, участвующие в разработке и реализации государственной молодежной политики, которая должна учитывать потребности общества в активном противодействии деятельности экстремистских организаций среди молодежи.

Борьба с экстремистами за молодежь должна включать политические, организационные, социокультурные, социально-экономические и информационные технологии, в разработке и реализации которых предстоит активно участвовать всему обществу.

Библиографический список

1. Верховский А. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2009 году. ЦКЪ: http://xeno.sova-center.ru/29481C8/ Е8ЕС6ЕА (дата обращения: 10.05.2011).

2. Постановление Конституционного суда РФ от 12 февраля 1993 г. № 3-П.

3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. иКЬ: http://youth.minstm/gov.ru/32/816.shtml (дата обращения: 11.04.2011).

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля. № 138-139.

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Бюллетень международных договоров. 2004. № 1. С. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.