Научная статья на тему 'Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан'

Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2764
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / PROSECUTOR'S OFFICE / CITIZENS ' APPEALS / STATE POWER / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфутдинов Р. Р.

Предмет исследования составили юридические нормы, регулирующие реализацию права на обращение человека и гражданина в органы Российской Федерации. Цель исследования рассмотреть правовые основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан. В статье рассматривается институт прав граждан на обращение в органы государственной власти в России. Анализируется правовая основа деятельности прокуратуры. Выявлены некоторые проблемы прокурорской деятельности и действующего федерального законодательства в рассматриваемой сфере. Автор приходит к выводам, что в настоящее время в России действует хорошая юридическая база и принимаются различные меры, способствующие осуществлению конституционных прав граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и в прокуратуру. Но остается еще ряд проблем, требующих решения. В федеральных законах «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (№ 59-ФЗ) и «О прокуратуре РФ» (№ 2202-1) нет четкого механизма работы с устными обращениями граждан, в том числе поступивших по телефону. Федеральный закон № 59-ФЗ определил основные требования к форме обращения, порядку его подачи и рассмотрения, но указанный Закон не может учесть все жизненные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF ACTIVITY OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE ON CONSIDERATION AND PERMISSION OF ADDRESSES OF CITIZENS

The subject of the study was the legal norms regulating the implementation of the right to appeal of a person and a citizen to the bodies of the Russian Federation. The purpose of the study is to consider the legal basis of the activities of the Prosecutor's office to consider citizens ' appeals. The article deals with the Institute of citizens ' rights to appeal to public authorities in Russia. The legal basis of the Prosecutor's office is analyzed. Some problems of Prosecutor's activity and the current Federal legislation in the considered sphere are revealed. The author comes to the conclusion that currently in Russia there is a good legal framework and various measures are taken to promote the implementation of the constitutional rights of citizens to appeal to the state authorities and local self-government, including the Prosecutor's office. But there are still a number of problems to be solved. The Law № 59-FZ and "On the Prosecutor's office of the Russian Federation" there is no clear mechanism for working with oral appeals of citizens, including those received by phone. Federal law of 02.05.2006 № 59-FZ "On the procedure for consideration of appeals of citizens of the Russian Federation" defined the basic requirements for the form of treatment, the order of its submission and consideration. But this Law can not take into account all life situations.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан»

УДК 347.963

С. 61—65

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Сайфутдинов Р. Р.

Челябинский государственный университет E-mail: ruslan82r@yandex.ru

Предмет исследования составили юридические нормы, регулирующие реализацию права на обращение человека и гражданина в органы Российской Федерации. Цель исследования рассмотреть правовые основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан.

В статье рассматривается институт прав граждан на обращение в органы государственной власти в России. Анализируется правовая основа деятельности прокуратуры. Выявлены некоторые проблемы прокурорской деятельности и действующего федерального законодательства в рассматриваемой сфере.

Автор приходит к выводам, что в настоящее время в России действует хорошая юридическая база и принимаются различные меры, способствующие осуществлению конституционных прав граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и в прокуратуру. Но остается еще ряд проблем, требующих решения. В федеральных законах «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (№ 59-ФЗ) и «О прокуратуре РФ» (№ 2202-1) нет четкого механизма работы с устными обращениями граждан, в том числе поступивших по телефону. Федеральный закон № 59-ФЗ определил основные требования к форме обращения, порядку его подачи и рассмотрения, но указанный Закон не может учесть все жизненные ситуации.

Ключевые слова: прокуратура, обращения граждан, государственная власть, органы местного самоуправления.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF ACTIVITY OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE ON CONSIDERATION AND PERMISSION OF ADDRESSES OF CITIZENS

Saifutdinov R. R.

Chelyabinsk State University E-mail: ruslan82r@yandex.ru

The subject of the study was the legal norms regulating the implementation of the right to appeal of a person and a citizen to the bodies of the Russian Federation.

The purpose of the study is to consider the legal basis of the activities of the Prosecutor's office to consider citizens ' appeals.

The article deals with the Institute of citizens ' rights to appeal to public authorities in Russia. The legal basis of the Prosecutor's office is analyzed. Some problems of Prosecutor's activity and the current Federal legislation in the considered sphere are revealed.

The author comes to the conclusion that currently in Russia there is a good legal framework and various measures are taken to promote the implementation of the constitutional rights of citizens to appeal to the state authorities and local self-government, including the Prosecutor's office. But there are still a number of problems to be solved. The Law № 59-FZ and "On the Prosecutor's office of the Russian Federation" there is no clear mechanism for working with oral appeals of citizens, including those received by phone. Federal law of 02.05.2006 № 59-FZ "On the procedure for consideration of appeals of citizens of the Russian Federation" defined the basic requirements for the form of treatment, the order of its submission and consideration. But this Law can not take into account all life situations.

Keywords: Prosecutor's office, citizens ' appeals, state power, local self-government bodies.

Введение

В 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации указано, что народ является единственным источником власти. В п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено право народа осуществлять свою власть непосредственно или через органы государственной власти и местного самоуправления. Каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми доступными законными способами.

Важное значение в осуществлении этого права имеет предоставленная возможность обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, индивидуально, так и коллективно, в соответствии со ст. 33 Конституции РФ.

Описание исследования

Механизм реализации обращений граждан закрепляется в различных федеральных законах, международных договорах, ведомственных нормативных актах.

Как отмечает В. Д. Зорькин: «на международно-правовом уровне право на обращение соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. К этим нормам можно добавить ст. 10 и 13 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» [15].

В соответствии со ст. 8 Резолюции 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН: «каждый вправе, индивидуально или совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы» [6].

Согласно ст. 9 Резолюции 53/144: «человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного

представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, рассчитывать на ее безотлагательное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа, в соответствии с законом, решение, предусматривающее меры по исправлению положения, включая любую надлежащую компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также право на принудительное исполнение этого решения или постановления без неоправданной задержки» [6].

А. В. Савоськин отмечает, что: «в настоящее время в России действует более ста федеральных законов и тысячи подзаконных актов, в той или иной мере регламентирующие порядок подачи и рассмотрения обращений. При этом основополагающим актом, регулирующим правовой институт обращений граждан, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» [8] (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ). Он определил требования к форме обращения, порядку его подачи и рассмотрения, однако Закон не в состоянии урегулировать всего многообразия жизненных ситуаций, связанных с волеизъявлением граждан, что и предопределило принятие иных законов об обращениях» [16].

В Федеральном законе № 59-ФЗ четко определен круг субъектов, которые обязаны обеспечивать решение вопросов, поставленных в обращениях. К их числу в соответствии с Конституцией РФ (ст. 33) отнесены государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица этих органов. Предусмотрен единый порядок обращений граждан в органы власти, который обеспечивает решение вопросов более оперативно, без привлечения судебных органов. Этот закон регулирует и работу органов прокуратуры в сфере работы с обращениями граждан. Также такая работа регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре) [9]. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской

Федерации» органы прокуратуры должны, в соответствии с их полномочиями принимать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

По мнению Ф. Кобзарева: «Государственные и муниципальные учреждения, профсоюзные и другие общественные организации, как следует из Закона, не включены в перечень субъектов, которые обязаны исполнять установленный порядок работы с обращениями граждан. Однако это вовсе не означает, что, например, государственные или муниципальные образовательные, медицинские и иные учреждения, должностные лица этих структур, выполняющие управленческие функции, профсоюзные организации не должны рассматривать заявления и жалобы, вести прием граждан. Другое дело, что установление правил и процедур работы с обращениями граждан этими субъектами отнесено к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, которым подведомственны эти структуры и должностные лица» [14].

Например, в «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» прямо указано: «Рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России» [10].

Следует отметит, что в Федеральном законе № 59-ФЗ нет запрета на обращение в государственный органы иностранным гражданам и лицам без гражданства. Также право на обращение есть у юридических лиц.

В указанном законе закреплены понятие и виды обращений. А именно: виды обращений— ч. 1 ст. 4 № 59-ФЗ обращение — предложение, заявление, жалоба, устное обращение — ч. 2 ст. 4 № 59-ФЗ предложение— рекомендация гражданина по улучшению — ч. 3 ст. 4 № 59-ФЗ заявление — о содействии, о нарушении, критика — ч. 4 ст. 4 № 59-ФЗ просьба гражданина о восстановлении прав.

Кроме того, в Законе № 59-ФЗ прописано, что в случае, если обращение является анонимным, в нем не указаны фамилия

заявителя и почтовый адрес, куда можно отправить ответ, такое обращение остается без ответа до исправления ошибки. Когда в обращении имеются сведения о преступлении, то такое обращение направляется в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ; п. 46 Инструкции, утв. приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 [11]; п. 5.4 Инструкции, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 [12]).

В Законе № 59-ФЗ в п. 5 ст. 8 закреплено правило, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Следовательно, органы прокуратуры также могут запрашивать необходимые документы, а также предоставлять такие документы по требованию соответствующих лиц. Документы, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления, материалы дознания, следствия и правосудия по таким требованиям предоставляться не могут, в соответствии с п 2. Ст. 10 Закона № 59-ФЗ.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона «О прокуратуре РФ» [9]).

Прокурорская деятельность по рассмотрению и разрешению обращения граждан способствует укреплению законности в государстве. В тоже время существуют определенные недочеты в работе прокуратуры с обращениями граждан, связанные с пробелами в законодательстве. В Законах № 59-ФЗ и «О прокуратуре РФ» нет четкого механизма работы с устными обращениями граждан, в том числе поступивших по телефону.

В п. 1.4 приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 [13] «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» указано, что запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных

интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При этом нет законодательных норм, которые бы устанавливали ответственность должностных лиц, ущемляющих права граждан за обоснованную критику органов власти или прокуратуры. Как это было сделано в ст. 139.1 Уголовный кодекс РСФСР [17]. Нет таких норм и в Кодексе об административных правонарушениях [7].

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в России действует хорошая юридическая база и принимаются различные меры, способствующие осуществлению конституционных прав граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе и в прокуратуру. Но остается еще ряд проблем, требующих решения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. — 1995. — 5 апр.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. — С. 5.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 3.

5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // Бюллетень международных договоров. — 1999. — № 6.

6. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144 [Электронный ресурс] // СПС Гарант. — URL: https://base.garant. ru/2565418/ (дата обращения: 23.04.2019).

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Сборник законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.

9. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (ч. 1). — Ст. 4395.

10. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

11. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 07.11.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

12. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161 (ред. от 09.01.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

13. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации : приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 21.09.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

14. Кобзарев, Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования [Электронный ресурс] / Ф. Кобзарев // Сайт «Мудрый Юрист». — URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/24367-obrashheniya-grazhdan-novelly-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 24.04.2019).

15. Комментарий к Конституции РФ [Электронный ресурс] / под ред. В. Д. Зорькина // Комментарии российского законодательства. — urL: https://kommentarii.org/konstitutc/ (1ата обращения: 23.04.2019).

16. Савоськин, А. В, Система законодательства об обращениях граждан / А. В. Савоськин // НЭБ КиберЛенинка. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zakonodatelstva-ob-obrascheniyah-grazhdan (дата обращения: 23.04.2019).

17. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // СПС Консуль-тантПлюс.

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2014. — № 31. — St. 4398.

2. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka : prinyata Generalnoy Assambleey OON 10.12.1948 // Rossiyskaya gazeta. — 1995. — 5 apr.

3. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16 dekabrya 1966 g. // Byulleten Verkhovnogo Suda RF. — 1994. — № 12. — S. 5.

4. Konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod. Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950 // Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov. — 2001. — № 3.

5. Konventsiya Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv o pravakh i osnovnykh svobodakh cheloveka (zaklyuchena v Minske 26.05.1995) // Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov. — 1999. — № 6.

6. Deklaratsiya o prave i obyazannosti otdelnykh lits, grupp i organov obshchestva pooshchryat i zashchishchat obshchepriznannye prava cheloveka i osnovnye svobody : rezolyutsiya Generalnoy Assamblei OON ot 9 dekabrya 1998 g. № 53/144 [Elektronnyy resurs] // SPS Garant. — URL: https://base.garant. ru/2565418/ (data obrashcheniya: 23.04.2019).

7. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 23.04.2019) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2002. — № 1 (ch. 1). — St. 1.

8. O poryadke rassmotreniya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 02.05.2006 № 59-FZ // Sbornik zakonodatelstva RF. — 2006. — № 19. — St. 2060.

9. O prokurature Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 (red. ot 27.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2019) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2015. — № 29 (ch. 1). — St. 4395.

10. Ob utverzhdenii Instruktsii ob organizatsii rassmotreniya obrashcheniy grazhdan v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 12.09.2013 № 707 (red. ot 01.12.2016) [Elektronnyy resurs] // SPS KonsultantPlyus.

11. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke priema, registratsii i razresheniya v territorialnykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii zayavleniy i soobshcheniy o prestupleniyakh, ob administrativnykh pravonarusheniyakh, o proisshestviyakh : prikaz MVD Rossii ot 29.08.2014 № 736 (red. ot 07.11.2018) [Elektronnyy resurs] // SPS KonsultantPlyus.

12. Ob utverzhdenii Instruktsii po sudebnomu deloproizvodstvu v verkhovnykh sudakh respublik, kraevykh i oblastnykh sudakh, sudakh gorodov federalnogo znacheniya, sudakh avtonomnoy oblasti i avtonomnykh okrugov : prikaz Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude RF ot 15.12.2004 № 161 (red. ot 09.01.2018) [Elektronnyy resurs] // SPS KonsultantPlyus.

13. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Instruktsii o poryadke rassmotreniya obrashcheniy i priema grazhdan v organakh prokuratury Rossiyskoy Federatsii : prikaz Genprokuratury Rossii ot 30.01.2013 № 45 (red. ot 21.09.2018) [Elektronnyy resurs] // SPS KonsultantPlyus.

14. Kobzarev, F. Obrashcheniya grazhdan: novelly pravovogo regulirovaniya [Elektronnyy resurs] / F. Kobzarev // Sayt «Mudryy Yurist». — URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/24367-obrashheniya-grazhdan-novelly-pravovogo-regulirovaniya (data obrashcheniya: 24.04.2019).

15. Kommentariy k Konstitutsii RF [Elektronnyy resurs] / pod red. V. D. Zorkina // Kommentarii rossiyskogo zakonodatelstva. — URL: https://kommentarii.org/konstitutc/ (lata obrashcheniya: 23.04.2019).

16. Savoskin, A. V, Sistema zakonodatelstva ob obrashcheniyakh grazhdan / A. V. Savoskin // NEB KiberLeninka. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-zakonodatelstva-ob-obrascheniyah-grazhdan (data obrashcheniya: 23.04.2019).

17. Ugolovnyy kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 30.07.1996) // SPS KonsultantPlyus.

Научный руководитель:

Великий А. А. кандидат юридических наук,

Челябинский государственный университет

Дата поступления статьи в редакцию: 26.06.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.