Научная статья на тему 'Правовые аспекты создания и значение территории ТОСЭР со специальным правовым режимом'

Правовые аспекты создания и значение территории ТОСЭР со специальным правовым режимом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОСЭР / ТОР "КАМЧАТКА" / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / РЕЗИДЕНТЫ / TERRITORY OF FASTER ECONOMIC AND SOCIAL GROWTH / FGT "KAMCHATKA" / LEGAL ASPECTS / TAX PREFERENCES / RESIDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко Елена Михайловна, Бирюкова Элина Дмитриевна

ТОСЭР «Камчатка» инновационная государственная программа социально-экономического развития полуострова Камчатка, включающая создание определенного вида площадок для осуществления инвесторами (резидентами ТОСЭР) финансовых вложений с целью модернизации уже существующих отраслей производства и / или развития новых отраслей производства.Внедрение особых налоговых и социальных преференций в разрезе реализации программы в перспективе должно активизировать процесс привлечения инвестиций для развития экономики региона. Разработка и реализация отдельных направлений государственной программы на рассматриваемом этапе включает практическую реализацию опыта создания особых экономических зон стран Азиатско-Тихоокеанского региона и зон территориального развития в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иваненко Елена Михайловна, Бирюкова Элина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS AND IMPORTANCE OF FASTER ECONOMIC AND SOCIAL GROWTH TERRITORY WITH SPECIAL LEGAL REGIME

The territory of faster economic and social growth (FGT) is an innovative State program of socio-economic development of the Kamchatka peninsula which implies the foundation of the project sites to be financed by investors (the residents of FGT) in order to modernize the existing industries and / or to develop the new ones. The introduction of specific tax and social preferences for the program implementation in the long term has to intensify investments attraction into economy of the region. The development and implementation of single directions of the state program at the examined stage includes practical absorption of the experience of special economic zones foundation in the countries of the Pacific Rim and territorial development zones creation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты создания и значение территории ТОСЭР со специальным правовым режимом»

ЭКОНОМИКА

ECONOMICS

УДК 332.012.2.000.34 (571.66)

Е. М. Иваненко, Э. Д. Бирюкова

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ТОСЭР СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ

ТОСЭР «Камчатка» — инновационная государственная программа социально-экономического развития полуострова Камчатка, включающая создание определенного вида площадок для осуществления инвесторами (резидентами ТОСЭР) финансовых вложений с целью модернизации уже существующих отраслей производства и / или развития новых отраслей производства.

Внедрение особых налоговых и социальных преференций в разрезе реализации программы в перспективе должно активизировать процесс привлечения инвестиций для развития экономики региона. Разработка и реализация отдельных направлений государственной программы на рассматриваемом этапе включает практическую реализацию опыта создания особых экономических зон стран Азиатско-Тихоокеанского региона и зон территориального развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: ТОСЭР, ТОР «Камчатка», правовые аспекты, налоговые преференции, резиденты

Ye. M. Ivanenko, E. D. Biryukova

LEGAL ASPECTS AND IMPORTANCE OF FASTER ECONOMIC AND SOCIAL GROWTH TERRITORY WITH SPECIAL LEGAL REGIME

The territory of faster economic and social growth (FGT) is an innovative State program of socio-economic development of the Kamchatka peninsula which implies the foundation of the project sites to be financed by investors (the residents of FGT) in order to modernize the existing industries and / or to develop the new ones. The introduction of specific tax and social preferences for the program implementation in the long term has to intensify investments attraction into economy of the region. The development and implementation of single directions of the state program at the examined stage includes practical absorption of the experience of special economic zones foundation in the countries of the Pacific Rim and territorial development zones creation in the Russian Federation.

Key words: territory of faster economic and social growth, FGT "Kamchatka", legal aspects, tax preferences, residents

Основой для создания программы ТОСЭР выступило ежегодное послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года: «Предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями для организации не сырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт. И, что так же важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР» [9].

Послание Президента Российской Федерации в целом определило основные векторы реализации новой по отношению к субъектам РФ экономической политики, однако не содержало необходимых уточнений, что представляет собой

вышеозначенная политика и что принципиально нового в программах ТОСЭР.

В разрезе необходимости раскрытия понятия ТОСЭР и более корректной интерпретации особенностей разработки и реализации последней необходимо раскрыть сущность данного понятия.

Во всем многообразии интерпретаций наиболее полным по нашему мнению, является следующее определение: ТОСЭР — территория опережающего социально-экономического развития, часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной де-

ятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населениях [7].

Вышеозначенное понятие было введено в употребление сравнительно недавно, и не в полной мере раскрывает сущностные основы ТОСЭР, поскольку как показывает устоявшаяся практика государственного управления, решения, имеющие государственную значимость зачастую, принимаются скоропалительно и не всегда обоснованно.

Однако принимая за основу представленное выше понятие программы ТОСЭР, необходимо обратиться к первоначальным правовым предпосылкам создания современных государственных программ инвестирования, а именно к Закону РСФСР от 04 июля 1991 г. №°1545-[ «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [1].

Настоящий Закон, по сути, является базовой основой всего современного предметного законодательства в области создания территорий опережающего развития, поскольку определял правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР и был направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта [10].

Современным продолжением развития нормативно-правовой базы в области создания территорий опережающего развития и одним из важнейших этапов развития законодательства, послужило принятие федерального закона РФ 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

Данный нормативный акт впервые прописывал механизмы создания и развития ОЭЗ и ТО-СЭР, которые, по сути, являются в достаточной степени близкими (на первом этапе разрабатывается и принимается соответствующее федеральное законодательство, на втором последнее дополняется региональным и муниципальным (уровень регулирования отдельных специфических положений) [4].

В положениях Федерального закона №116-ФЗ так же раскрывается содержание понятия «Особая экономическая зона» или «Свободная эконо-

Уе. V. IVапепко,, E.D. Biryukova

мическая зона» (сокращенно ОЭЗ или СЭЗ), последнее интерпретируется как — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей [6].

Основополагающая предпосылка создания подобных зон в разрезе исполнения федерального закона №116-ФЗ — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории включающих, как правило: активизацию внешнеторговой деятельности и все многообразие разноуровневых научных, социальных, правовых и иных задач.

Вторым этапом развития законодательства в области создания территорий опережающего развития выступает Федерального закона от 03 декабря 2011 г. №Э92-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Федеральный закон №392-ФЗ содержит понятие «Зоны территориального развития», перечень базовых целей, расширенный механизм создания и определенный, несколько сжатый инструментарий применения налоговых преференций.

В основных блоках Федеральный закон №392-ФЗ дополняет пробелы предшествующего законодательства в части уточнения определения «Зона территориального развития в Российской Федерации», последняя трактуется как — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки [3].

Базовой целью создания Зоны территориального развития прописанной в данном законе выступило — сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику [8].

Представленный выше блок предметного законодательства в целом содержит схожие механизмы и способы реализации различных форм

JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. ТНЕ HUMANITIES Economics № 1 (27) 2016

91

Е.М. Иваненко, Э.Д. Бирюкова

создания территориальных площадок поступательного развития, однако, в разрезе создания ТО-СЭР, территории со специальным правовым режимом предпринимательской (инвестиционной) деятельности обнаруживаются определенные особенности, рассмотрение которых является предметной для детализации исследования.

Правовые основы создания ТОСЭР при общей основе наделены радом специфический особенностей в частности правовым и экономическим механизмами создания ТОСЭР (ТОР) выступает, прежде всего, создание таких зон на территориях Дальнего Востока, т. е. предметная географическая ориентация и наличие особых условий организации не сырьевых производств ориентированных в основном на экспорт в страны АТР.

Практическая реализация представленных выше особенностей по отдельным направлениям в настоящее время представлена примерами развития ТОСЭР в агломерациях г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре и Камчатского края.

В рамках исследования необходимым представляется акцентировать внимание на создании особых налоговых условий и предоставлении преференции резидентам ТОСЭР.

Реализация программы развития ТОСЭР (ТОР) содержит в своей структуре определенный объем налоговых льгот и преференций для резидентов (участников), наиболее значимыми из которых представляются следующие:

• в течение первых 5 лет начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в федеральный бюджет устанавливается — 0 %, в краевой бюджет — 0 % налоговый сбор;

• в течение следующих 5-ти лет в краевой бюджет устанавливается 0 % налоговый сбор;

• 0,5 % в течение первых 5-ти налоговых периодов (лет) начиная с налогового периода, в котором организация была включена в реестр резидентов ТОСЭР [5];

• 1,1 % в течение следующих 5-ти налоговых периодов [10].

Льготная ставка налога применяется в отношении имущества, по которому одновременно должно выполняться ряд условий (пункт 7 статьи 23 Закона № 308).

Отдельным блоком, отражающим правовые особенности и различия в организации ТОСЭР и иных форм создания зон опережающего развития, выступает перечень разрешенных операций, в частности;

• добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;

• переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов.

Так же НДПИ в разрезе организации ТОСЭР рассчитывается особым образом, в течение 120 налоговых периодов (с начала применения ставки налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 284.4 НК РФ). К налоговой ставке также применяется льготный коэффициент Ктд (пункт 2, 2.2 статьи 342 НК РФ).

В соответствии со статьей 342.3 НК РФ Ктд применяется организацией, получившей статус резидента ТОСЭР начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента ТОСЭР:

- Ктд = 0 до начала применения налоговой ставки по налогу на прибыль — 0 % в федеральный бюджет (пункт 1.8 статьи 284 НК РФ) в соответствии со статьей 284 НК РФ;

- Ктд = 0 в течение первых 24 месяцев с момента применения налоговой ставки по налогу на прибыль — 0 % в федеральный бюджет (пункт 1.8 статьи 284 НК РФ) в соответствии со статьей 284 НК РФ;

- Ктд = 0,2 далее с 25-48 месяц;

- Ктд = 0,4 далее с 29-72 месяц;

- Ктд = 0,6 далее с 73-96 месяц;

- Ктд = 0,8 далее с 97-120 месяц;

- Ктд = 1 в последующие налоговые периоды.

Так же резидентам ТОСЭР предоставляется

льготные ставки страховых взносов (статья 6 Федерального закона №519-ФЗ), последние в течение первых 10 лет имеют следующую градацию:

- ПФР — 6 %;

- ФСС — 1,5 %;

- ФОМС — 0,1 % [2,4,10].

Иные особые налоговые условия осуществления деятельности (привлечение зарубежной рабочей силы вне установленных квот) [10].

Некоторые особенности создания ТОСЭР выделяющие данную форму организации зон территориального развития и определяющих значение данной территории выделены не случайно.

Ye. V. Ivanenko, E.D. Biryukova

Создание ТОСЭР как контролируемый процесс, отработка и адаптация механизмов регулирования на всех уровнях власти в настоящее время находится на начальной стадии и, по сути, является в определенной степени инновационным прорывом в области государственного регулирования и развития экономики, в отличие от ранее созданных и реализованных программ социально-экономического развития.

тики управления пространственным развитием АТР и Российской Федерации, в сфере социально-экономического развития регионов.

Последние содержат в настоящее время лишь директивные предпосылки к эффективной реализации по всем основным позициям, не в полной мере доработанную нормативную базу, за исключением налогового аспекта (в части реализации направлений фискальной политики) и требуют дальнейшего исследования основанного на результатах практического опыта, которого в исследуемый период еще не накоплено.

Однако даже при учете, что создаваемые ТО-СЭР не исключая и ТОСЭР «Камчатка» заклю-

чают в своей структуре лучшие элементы прак-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Закон РСФСР от 04 июля 1991 «1545-1 (ред. от 10.02.1999) «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_102 (дата обращения: 07.05.16).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Информационно-правовая система Гарант. — URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70000064/#ixzz493mUuKUT (дата обращения: 07.05.16).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 03 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73171/0d273e9f31894023d1d05764579ad92fa0e9d40e/ (дата обращения: 07.05.16).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 №116-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599 (дата обращения: 07.05.16).

5. Приказ Минэкономразвития России от 05 октября 2012г. №655 «Об утверждении порядка и формы ведения реестра резидентов зоны территориального развития» [электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138149 (дата обращения: 07.05.16).

6. Памятка для инвесторов о ТОСЭР [электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Хабаровского края. — URL: https://khabkrai.ru/TOSER/O-TOSER (дата обращения: 07.05.16).

7. Белицкая А. В. Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». — М.: ЮстицИнформ, 2016.

8. Никитченко А. А. Проведение комплексных исследований возможности и целесообразности создания территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», а также разработка инвестиционной стратегии, возможных сценариев развития и программы продвижения ТОСЭР в РФ и за рубежом. — М., 2015. — C. 43-58.

9. Беков Р. С. Пространственно-временные характеристики и противоречия динамизма региональной экономики России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2004. — Тт. 2, 4.

10. Корень А. В., Татуйко А. В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 5(часть 3).

JOURNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC. THE HUMANITIES Economics № 1 (27) 2016

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.