Научная статья на тему 'Правовые аспекты экономической деятельности религиозных организаций: прошлое и настоящее'

Правовые аспекты экономической деятельности религиозных организаций: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИМУЩЕСТВО / СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / РЫНОК / НЕДВИЖИМОСТЬ / ЗЕМЛЯ / ЗАКОН / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО / STATE / PROPERTY / RELIGIOUS ORGANIZATION / ECONOMIC ACTIVITIES / ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORT / THE MARKET / REAL ESTATE / LAND / LAW / DISCRIMINATION / NON-INTERFERENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гогин А.А., Гогина Г.Н.

В данной публикации в историческом и современном аспекте рассматривается ряд вопросов, характеризующих экономическую деятельность российских религиозных организаций. Прежде всего, авторами представлена краткая характеристика жестких санкций, осуществленных советским государством против традиционных отечественных конфессий после октябрьских событий 1917 г. С одной стороны, эти меры носили конфискационный характер, поскольку вводился полный запрет на владение и пользование религиозными организациями всеми видами собственности. Их движимое и недвижимое имущество без всяких компенсаций изымалось органами пролетарской власти. С другой стороны, ликвидации подверглись сотни церковных приходов и монастырей, закрывались духовные учебные заведения, запрещалось осуществление какой-либо благотворительной, просветительской, миссионерской и иной подобной деятельности. Огромное число священнослужителей подверглось гонениям и репрессиям. Фактически предполагалось в сжатые сроки полностью и бесповоротно исключить религиозный компонент из всех сфер социальной жизни. Советская страна должна была превратиться в первое атеистическое государство мирового сообщества. Анализ содержания современных законодательных актов позволяет говорить о том, что в настоящее время религиозные объединения, несмотря на определенную специфику, приобрели практически полный статус субъектов рыночных отношений наравне с другими отечественными юридическими лицами. Российское государство передало религиозным конфессиям в их собственность многочисленные здания и иные храмовые объекты, сняло все ранее существовавшие не обоснованные запреты и ограничения. В данных условиях соответствующее законодательство, регулирующее взаимосвязи Церкви и государства, развивается в позитивном направлении. Все это призвано способствовать общей стабилизации общественных отношений в нашей стране.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this publication in the historical and modern aspect discusses a number of issues that characterize the economic activities of the Russian religious organizations. First of all, the authors present a short characteristic of severe sanctions, made the Council-cal state against traditional native religions after the events of October 1917On the one hand, these measures were confiscatory, since ku was introduced a complete ban on the possession and use of religious organizations all types of ownership. Their movable and immovable property without any compensation, was seized by the organs of proletarian power. On the other hand, the elimination was subjected to hundreds of parishes and mo-nastery, closed religious schools, banned the conduct of any charitable, educational, missionary-tion and other similar activities. A huge number of priests suffered persecution and repression. A content analysis of current legislative acts suggests that currently, religious groups, despite some differences, have acquired almost the status of a full market entities on a par with other domestic legal whether-tsami. The Russian government has passed religious denominations in their property numerous buildings and other temple objects, removed all earlier existed not justified the prohibitions and restrictions. Under these conditions, the relevant legislation regulating the relationship of Church and state, is developing in a positive direction. All this in-Swano contribute to the overall stabilization of social relations in our country.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты экономической деятельности религиозных организаций: прошлое и настоящее»

УДК: 340.0

ББК: 67

Гогин А.А., Гогина Г.Н.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Gogin A.A., Gogina G.N.

LEGAL ASPECTS OF ECONOMIC ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS: PAST AND PRESENT

Ключевые слова: государство, имущество, собственность, религиозная организация, экономическая деятельность, бухгалтерская (финансовая) отчетность, рынок, недвижимость, земля, закон, дискриминация, невмешательство.

Keywords: state, property, property, religious organization, economic activities, accounting (financial) report, the market, real estate, land, law, discrimination, non-interference.

Аннотация: в данной публикации в историческом и современном аспекте рассматривается ряд вопросов, характеризующих экономическую деятельность российских религиозных организаций. Прежде всего авторами представлена краткая характеристика жестких санкций, осуществленных советским государством против традиционных отечественных конфессий после октябрьских событий 1917 г.

С одной стороны, эти меры носили конфискационный характер, поскольку вводился полный запрет на владение и пользование религиозными организациями всеми видами собственности. Их движимое и недвижимое имущество без всяких компенсаций изымалось органами пролетарской власти. С другой стороны, ликвидации подверглись сотни церковных приходов и монастырей, закрывались духовные учебные заведения, запрещалось осуществление какой-либо благотворительной, просветительской, миссионерской и иной подобной деятельности. Огромное число священнослужителей подверглось гонениям и репрессиям. Фактически предполагалось в сжатые сроки полностью и бесповоротно исключить религиозный компонент из всех сфер социальной жизни. Советская страна должна была превратиться в первое атеистическое государство мирового сообщества. Анализ содержания современных законодательных актов позволяет говорить о том, что в настоящее время религиозные объединения, несмотря на определенную специфику, приобрели практически полный статус субъектов рыночных отношений наравне с другими отечественными юридическими лицами. Российское государство передало религиозным конфессиям в их собственность многочисленные здания и иные храмовые объекты, сняло все ранее существовавшие не обоснованные запреты и ограничения. В данных условиях соответствующее законодательство, регулирующее взаимосвязи Церкви и государства, развивается в позитивном направлении. Все это призвано способствовать общей стабилизации общественных отношений в нашей стране.

Abstract: in this publication in the historical and modern aspect discusses a number of issues that characterize the economic activities of the Russian religious organizations. First of all, the authors present a short characteristic of severe sanctions, made the Council-cal state against traditional native religions after the events of October 1917On the one hand, these measures were con-fiscatory, since ku was introduced a complete ban on the possession and use of religious organizations all types of ownership. Their movable and immovable property without any compensation, was seized by the organs of proletarian power. On the other hand, the elimination was subjected to hundreds of parishes and mo-nastery, closed religious schools, banned the conduct of any charitable, educational, missionary-tion and other similar activities. A huge number of priests suffered persecution and repression. A content analysis of current legislative acts suggests that currently,

religious groups, despite some differences, have acquired almost the status of a full market entities on a par with other domestic legal whether-tsami. The Russian government has passed religious denominations in their property numerous buildings and other temple objects, removed all earlier existed not justified the prohibitions and restrictions. Under these conditions, the relevant legislation regulating the relationship of Church and state, is developing in a positive direction. All this in-Swano contribute to the overall stabilization of social relations in our country.

Прежде всего для объективного уяснения вопросов, вынесенных в название статьи, проведем краткий исторический экскурс, затрагивающий некоторые стороны взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви Московского патриархата (далее РПЦ). Затем рассмотрим лишь некоторые ныне действующие законодательные правила.

Анализ содержания ряда документов дореволюционной эпохи и иных литературных источников показывает, что место и роль религиозных организаций в социальной и экономической жизни российского общества были весьма значительными.

Известный экономист, член-корреспондент РАН Г.И. Шмелев пишет, что согласно статистическим данным 1905 г. по 50 губерниям Церковь располагала земельными угодьями в размере 1,9 млн. десятин, еще около 0,3 млн. десятин земли находилось в частной собственности духовных лиц [1, с. 4-10].

(Справка: десятина это старая русская мера земельной площади, применявшаяся до введения в Советском Союзе метрической системы измерения. Так называемая «казенная» десятина являлась равной 1,09 гектара).

Со своей стороны отметим, что экономическая деятельность многих религиозных образований (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский и Соловецкий монастыри) представляли собой яркий пример активного и многогранного отечественного предпринимательства. Им принадлежало немалое количество сельскохозяйственных и промышленных предприятий, торговых заведений, гостиниц и доходных домов.

Поэтому обладая значительными денежными поступлениями, религиозные организации проводили широкую благотворительную, образовательную, просветительскую и миссионерскую работу. Вместе с

тем, они активно участвовали в общественной жизни не только на уровне органов местного самоуправления, но и в масштабах Российской империи. Так, в третьей Государственной Думе (созыва 1907-1912 гг.) из общего числа 442 депутатов 49 человек (11%) были лицами духовного звания различного иерархического статуса [2].

Однако глобальные события, связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией, коренным образом изменили духовное, нравственное, политическое, экономическое и социальное положение России. После прихода большевиков и левых эсеров к власти хозяйственный уклад, складывавшийся на протяжении многих десятилетий, подвергся полному разрушению. На проходившем в Смольном втором съезде Советов в ночь на 8 ноября 1917 г. принимается знаменитый Декрет о земле, отменивший на нее право частной собственности [3].

Необходимо признать, что в тот момент означенный документ получил широкую поддержку со стороны многочисленного российского крестьянства, рассчитывающего получить в свое распоряжение не только землю помещиков, но и других владельцев, к числу которых, как уже отмечалось, принадлежала Церковь. Поэтому, кроме дворянства, промышленников, купечества и иных представителей отечественного капитала, один из основных ударов наносился по религиозным структурам. В указанном направлении Советская власть действовала последовательно, целенаправленно и беспощадно. Иначе и не могло быть в социалистическом государстве, официально закрепившим атеизм в качестве одного из основных элементов внутренней политики.

Очередным актом, сугубо дискриминационного характера, явился Декрет Совнаркома РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [4]. Прежде всего

на основании его требования РПЦ лишалась положения государственной религии, а также возможности на участие в каких-либо образовательных и культурных процессах среди населения. Вместе с тем, главный смысл вышепоименованной директивы состоял в том, что все религиозные организации теряли статус юридических лиц и прав на принадлежащее им имущество, громогласно объявленное народным достоянием.

В дальнейшем смысл понятия отделения церкви от государства предельно искажался в течение многих десятилетий. Запрету подлежала не только предпринимательская деятельность религиозных организаций и конфисковалось их имущество. Принудительно прекращалась работа городских и сельских храмов, ликвидировались монастыри, приходские школы и семинарии. Огромное число священнослужителей стали жертвами кровавых, необоснованных репрессий. Комиссия Московской Патриархии по реабилитации считает, что к 1941 г. гонениям за веру подверглось 350 тыс. человек, из них не менее 140 тыс. служителей культа.

В этом плане наиболее жестким нормативным установлением советского государства в отношении Церкви следует считать Постановление ВцИк и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» [5]. Некоторым изменениям оно подверглось лишь в 1975 г. и утратило свою юридическую силу в начале девяностых годов прошлого века.

Данный акт формально узаконил не только все ранее введенные ограничения, но и ввел новые, в прямом смысле слова изощренные запреты. Например, согласно п. 17 Постановления, религиозным объединениям запрещалось создавать кассы взаимопомощи и оказывать материальную поддержку своим членам; организовывать санатории и лечебную помощь для нуждающихся в ней лиц из числа верующих. Помимо того, священнослужители были лишены избирательных прав, а для членов их семей действовали запреты на возможность получения высшего образования, на службу в Красной армии и на работу в органах государственной власти.

Фактически предполагалось в сжатые сроки полностью и бесповоротно исключить

религию из всех сфер социальной жизни. Таким образом, «законы пролетарской диктатуры обеспечивали возможность применения репрессивных мер не только к отдельным лицам, но и к целым организациям сугубо по политическим мотивам без учета вины и индивидуализации ответственности участников подобных объединений» [6, с. 68].

Последний период яростных гонений на Церковь относится к 1958-1964 гг., активным инициатором которых выступал советский лидер Н.С. Хрущев. Например, на основании положений ряда секретных партийных документов нарушениями административных норм со стороны священнослужителей считались:

- благотворительная деятельность церкви;

- возведение и покупка домостроений;

- приобретение автотранспорта духовенством и религиозными общинами;

- отправление религиозных треб на

дому;

- колокольный звон без разрешения властей;

- материальная помощь малочисленным приходам и монастырям.

Отметим, что с позиции права абсурдность данных решений состояла в том, что вышеперечисленные, так называемые, «проступки» не имели официального закрепления в советских государственных нормативно-правовых актах. Даже в указанные годы это в корне противоречило принципам законности и справедливости, формально декларированным в Конституции СССР 1936 г.

Всего за шесть вышеозначенных лет в Советском Союзе закрылось свыше четырех тысяч православных храмов и монастырей, ряд семинарий и духовных школ, а налоговое бремя в отношении всех существовавших конфессий возросло в пять раз по сравнению с послевоенным периодом. В сложившихся условиях ни о каких-либо элементах предпринимательства в деятельности религиозных организаций даже на уровне кооперативных или иных подобных образований не могло быть и речи. Лишь с отстранением Н.С. Хрущева от власти эта вакханалия директивного произвола и беззакония пошла на убыль.

Постепенное восстановление нормальных, не только политических, но и экономических контактов между верующими и государством относится к последнему десятилетию прошлого века. Тогда, после распада СССР, начался жесткий, противоречивый, крайне спорный, но объективный процесс формирования рынка. Одновременно требовалось создание современной нормативно-правовой базы, призванной регулировать различные сферы социальной жизни, включая ее религиозную составляющую.

Прежде всего в п. 2 ст. 14 Конституции РФ был подтвержден послереволюционный принцип отделения от государства религиозных объединений, создаваемых гражданами. Однако его реализация отличается от прошлой практики. В первую очередь в соответствии с духом времени стала проводиться разработка детальных и качественных нормативных условий, способствующих стабилизации государственно-церковных отношений.

В частности, среди них отметим Указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». В соответствии с п. 3 названного документа на Правительство РФ, все федеральные, региональные и муниципальные органы власти возлагалась обязанность по оказанию помощи верующим в восстановлении культовых зданий и возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей и синагог [7].

Затем наиболее существенную роль в разрешении накопившихся проблем сыграл ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон № 125-ФЗ). В п. 1 ст. 8 данного акта закреплено руководящее начало, кардинально изменившее правовой статус религиозной организации.

В настоящее время такой структурой признается добровольное объединение российских граждан, а также других лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в ка-

честве юридического лица (курсив авторский) [8].

Таким образом, лишь через многие десятилетия религиозные организации были официально восстановлены в вышеназванном статусе, что легально позволяет им решать многочисленный спектр вопросов, связанных с экономической и иной, разрешенной законом деятельностью. В свою очередь, понятие юридического лица изложено в ст. 48 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г. Далее ГК РФ) [9].

Им является организация, отвечающая нескольким требованиям, изложенным в законе: а) наличие обособленного имущества; б) возможность отвечать им по своим обязательствам; в) возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести соответствующие обязанности; г) быть истцом и ответчиком в суде.

При прохождении процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица религиозная организация представляет свой устав. В нем, помимо различного рода обязательных сведений, указываются все источники образования денежных средств и другого имущества. Как правило, собственные средства религиозных организаций составляют следующие поступления:

- пожертвования граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц);

- доходы, полученные от разрешенных законом некоторых видов предпринимательской деятельности;

- поступления от различных общественных организаций и благотворительных фондов;

- средства, полученные от распространения предметов религиозного назначения и литературы;

- сдача в аренду имущества (не религиозного назначения), а также имущества, приобретенного иными способами, соответствующими условиям отечественного законодательства. Например, от наследования по завещанию или по договору дарения.

Поэтому по правилам ст. 23 Закона № 125-ФЗ религиозным организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать

собственные предприятия в порядке, установленном российским законодательством. Однако, в отличие от других экономических субъектов, указанная деятельность религиозных структур имеет определенные особенности, обусловленные тем, что в сфере гражданско-правовых отношений они могут иметь только статус некоммерческих организаций.

Главный критерий, характеризующий подобные образования, сформулирован в п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О некоммерческих организациях», в силу которого извлечение прибыли и ее распределение между участниками не должно являться основной целью деятельности. Помимо того, в ст. 6 названного акта еще раз подчеркивается, что религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность согласно целям, для достижения которых они созданы [10].

Данные требования также подкрепляются положениями п. 4 ст. 50 ГК РФ. В нем отмечается, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предписано их уставами лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это сообразуется с означенными целями.

Проверка соразмерности деятельности религиозных организаций целям, закрепленным в ее учредительных документах, проводится органами юстиции на общих условиях, как и по отношению к другим некоммерческим образованиям. Требуемая документация по форме, установленной приказом Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в обязательном порядке сдается контрольно-надзорным инстанциям не позднее 15 апреля каждого года [11].

Однако здесь есть определенные особенности. Так, на основании п/п 1 и 2 п. 5 ст. 32 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» органы юстиции не правомочны запрашивать и получать непосредственно у религиозной организации документы, содержащие информацию о ее финансово-хозяйственном состоянии. Для указанных

органов источниками необходимых сведений могут выступать: федеральный орган исполнительной власти, налоговые органы и органы государственной статистики, иные органы властного контроля и надзора, кредитные и другие финансовые образования.

В свою очередь, бухгалтерский учет, в том числе бухгалтерская (финансовая) отчетность, исполняется религиозными организациями по правилам, установленным ФЗ РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О бухгалтерском учете». В частности, хотя названные структуры являются некоммерческими организациями, они признаются экономическими субъектами. Вместе с тем, согласно ст. 6 Закона им разрешено применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность [12].

В конечном итоге, конкретная специфика деятельности религиозного образования в статусе субъекта предпринимательства изложена в нескольких статьях гл. III Закона № 125-ФЗ: «Права и условия деятельности религиозных организаций». К их числу относятся:

- производство, приобретение, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения;

- создание организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения;

- осуществление благотворительной деятельности как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;

- создание культурно-просветительных, образовательных организаций и другие организаций, а также учреждение средств массовой информации с целью реализации уставных целей и задач;

- создание учреждений профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала.

Отметим, что все имущество религиозных организаций подразделяется на две категории. К первой категории относится недвижимое и движимое имущество бого-

служебного назначения. В силу законодательных установлений в случае возникновения спорных ситуаций на него не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Характерное своеобразие данного вида имущества состоит в том, что его перечень устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

Ко второй категории принадлежит имущество общего назначения. Это строения и транспортные средства, производственное оборудование, прочие материальные и иные ценности, являющиеся собственностью религиозной организации, которая распоряжается ими в соответствии с законодательными и уставными правилами. Только этим имуществом религиозные организации могут отвечать по своим обязательствам.

Здесь необходимо обратить внимание на еще один важный момент, раскрывающий современный подход российского государства к вопросам взаимоотношений с традиционными отечественными конфессиями. В п. 3 ст. 4 Закона № 125 -ФЗ подчеркивается, что государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

В настоящее время реальность перечисленных положений подтверждается рядом норм Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г. Далее НК РФ) [13]. Так, на основании п/п 1 п. 3 ст. 149 не подлежат налогообложению некоторые предпринимательские операции, осуществляемые религиозными организациями. В частности, к их числу относятся:

- реализация (передача для собственных нужд) в рамках религиозной деятельности предметов культового назначения и соответствующей литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объеди-

нения). Весьма существенно, что необходимый перечень также утверждается Правительством РФ по представлению религиозных организаций (объединений);

- проведение конфессиональными структурами религиозных обрядов и церемоний; молитвенных собраний или других культовых действий.

Вместе с тем, если отдельные экономические акции религиозных организаций связаны с использованием или применением подакцизных товаров или минерального сырья, то на них распространяются общие условия налогообложения.

Помимо того, согласно п. 27 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 381 «Налоговые льготы» НК РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Ряд проблем, сложившихся в послереволюционный период, позволили разрешить ФЗ РФ от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [14] и Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 31 декабря 2017 г. Далее ЗК РФ) [15].

Первый акт определяет детальный порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям вышеназванного имущества. Здесь важно подчеркнуть, что речь не идет о процедуре реституции, то есть буквального возвращения всех бывших церковных владений, поскольку это невозможно осуществить в принципе (лат. restitution - возмещение, возврат, восстановление во всех правах) [16, с. 667].

Анализируя данный документ,

А.А. Дорская приходит к выводу, что «эффективность реализации современного законодательства об имуществе религиозного назначения во многом зависит от ответственности перед обществом как государства, так и религиозных организаций» [17, с. 107-111].

По нашему мнению, подход РПЦ к новым приобретениям характеризуется известной последовательностью и действительно ответственным отношением к делу. Например, некоторые особенности оборото-способности имущества религиозных организаций определяются не только вышеозначенными законами, но также уставами религиозных организаций и иными внутренними установлениями.

Так, определением Священного Синода РПЦ от 27 июля 2011 г. утверждено Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций РПЦ.

В частности, на основании Положения, под особо ценным движимым имуществом понимаются иконы и предметы церковной утвари, относящиеся к музейным предметам и коллекциям, а также созданные до 1940 года. Идентичные условия распространяются на документы государственного архивного фонда и документы, входящие в национальный библиотечный фонд.

Во втором случае в соответствии со ст. 78 ЗК РФ определено, что некоммерческими организациями, в том числе религиозными организациями, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных, связанных с указанным производством целей, а также для целей аква-культуры (рыбоводства).

Отметим, что в настоящее время такими видами деятельности занимаются многие объединения РПЦ. В частности, достаточно масштабные мероприятия в области рыбоводства осуществляет Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. Перспективным направлением экономической деятельности религиозных организаций уже является как непосредственно сельскохозяйственное производство, так и выпуск высококачественных

продуктов с конфессиональными товарными знаками.

Если затрагивать другие области экономической деятельности конфессиональных структур, то в сфере изготовления и выпуска предметов религиозного назначения широкого ассортимента активно функционирует художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино». Оно поставляет свою продукцию не только во все епархии нашей страны, но и работает по заказам других субъектов мирового сообщества.

В свою очередь, на федеральном уровне постоянную религиозно-просветительную работу ведут телеканалы: Спас и Союз. Выходят в свет центральные и региональные печатные издания. Большинство из них имеют регулярную финансовую поддержку в виде пожертвований со стороны граждан и различных объединений.

В конечном итоге, «существование РПЦ в качестве общественной организации неотделимо от ее функционирования в качестве субъекта экономики», - пишет Н. Митрохин [18, с. 54-70]. «Полнота картины прав религиозных организаций вообще и, в частности на имущество, складывается при сочетании закона с уставом религиозной организации в их взаимосвязи, трактовке и применении», - констатирует В.Н. Калинин [19, с. 10-17].

Подобных взглядов также придерживается А.Н. Кошеваров, но выделяет и другие черты, присущие Церкви на настоящем этапе социального развития. Данный автор отмечает, что ныне РПЦ влияет на многие стороны жизни общества. Она не только является субъектом самостоятельной экономической деятельности, но и в определенном смысле выступает общественно-политической силой [20, с. 168-177].

Отметим, что еще в начале текущего века в Основах социальной концепции РПЦ, утвержденных на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, высказывались следующие устремления: «Церковь вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовно-

го облика народа, их гражданскую позицию» [21, с. 184].

По нашему мнению, приведенное выше пожелание РПЦ в реальности отражают позицию всех отечественных традиционных конфессий. Вместе с тем, проведенный анализ законодательных положений объективно показывает, что на современном этапе социального развития российское государство проводит в данном направлении последовательную и взвешенную политику.

В заключение отметим, что в правовом аспекте для религиозных организаций созданы достаточно качественные условия для их эффективной деятельности, как в духовной, так и в экономической сфере.

Выводы: экономическая деятельность РПЦ и других конфессий призвана осуществляться с соблюдением нескольких

ограничительных условий:

- прежде всего она не должна противоречить основной цели созданных религиозных организаций;

- в границах, установленных законом, религиозным организациям принадлежат только те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным учредительными документами.

- прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, обязана направляться исключительно для реализации уставных целей;

- предпринимательская деятельность, не связанная непосредственно с основной целью религиозных организаций, может проводиться только созданными ими автономными коммерческими организациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шмелев, Г.И. Экономический аспект взаимоотношений церкви и государства // Приход. Православный экономический вестник. - 2004. - № 1. - С. 4-10.

2. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. Часть 1. Общие сведения. Составлен канцелярией Думы. - СПб., 1912. - С. 10.

3. Декрет о земле // Декреты Советской власти. - М., Госполитиздат, 1957. Т. 1.

4. Декрет Совнаркома РСФСР от 20 января (2 февраля 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Собрание узаконений РСФСР. - 1918. - № 18. - Ст. 263.

5. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» // Собрание узаконений РСФСР. - 1929. - № 35. - Ст. 353.

6. Гогин, А.А. Правонарушение: общетеоретический, межотраслевой и отраслевой аспекты: монография. - М.: Юрлитинформ, 2016. - С. 68.

7. Указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 12. - Ст. 1063.

8. ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. - 1997, 1 октября. - № 190.

9. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г.) // Российская газета. - 1994, 8 декабря. - № 238-239.

10. ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. - 1996, 29 января. - № 14.

11. Приказ Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» // Российская газета. - 2010, 21 апреля. -№ 84.

12. ФЗ РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О бухгалтерском учете» // Российская газета. - 2011, 9 декабря. - № 278.

13. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.) // Российская газета. - 2000, 10 августа. - № 153-154.

14. ФЗ РФ от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Российская газета. - 2010, 3 декабря. - № 274.

15. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) //

Российская газета. - 2001, 30 октября. - № 211-212.

16. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. - Изд. 4-е стереотипное. - М.: Цита-дель-трейд, Рипол классик, 2003. - С. 667.

17. Дорская, А.А. Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям: проблема юридической квалификации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2012. - № 2. - С. 107-111.

18. Митрохин, Н. Русская православная церковь как субъект экономической деятельности // Вопросы экономики. - 2000. - № 8. - С. 54-70.

19. Калинин, В.Н. Имущества и права религиозных организаций // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2004. - № 1 (18) март. - С. 10-17.

20. Кошеваров, А.Н. Современное состояние Русской Православной Церкви // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 1. -С. 168-177.

21. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 года. - М., 2004. - С. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.